ОГЛАВЛЕНИЕ

Юридическая природа приватизационного чека
№ 2
01.03.1993
Медведев Д.А.
. В последнее время в России быстро развивается фондовый рынок, активно выпускаются различные виды ценных бумаг. Особое место в ряду ценных бумаг зани-мают приватизационные чеки или, как их еще называют, ваучеры.1 Цель их эмиссии поистине масштабна: сделать миллионы россиян собственниками, приватизировав го-сударственное имущество. В настоящей статье будет дан анализ лишь одного самого общего вопроса, касающегося новой разновидности ценных бумаг, — речь пойдет о юридической природе приватизационного чека.
Законодательство о приватизационных чеках в настоящее время состоит в основном из актов высших органов исполнительной власти России. В первую очередь это Указ Президента Российской Федерации (далее — РФ) «О введении в действие системы приватизационных чеков в РФ» от 14 августа 1992 г. № 9142 и утвержденное данным Указом Положение о приватизационных чеках вместе с Порядком заполнения регистрационных форм (при выдаче чеков) и Инструкцией о порядке выдачи привати-зационных чеков гражданам РФ. Во изменение первоначального Указа были изданы Указы Президента РФ от 14 октября 1992 г. № 1228 и № 1229. В них расширяется круг объектов, при приватизации которых могут быть использованы «ваучеры» (вклю-чая объекты государственного и муниципального жилищного фондов, муниципальные предприятия, земельные участки под приватизируемыми предприятиями, т. е. объекты, ранее изъятые из сферы применения этих бумаг), а также регламентируется порядок продажи акций приватизируемых предприятий за «ваучеры». Кроме того, Указом Президента РФ от 7 октября 1992 г. № 11864 были утверждены общее Положение об инвестиционных фондах, Положение о специализированных инвестиционных фондах приватизации, аккумулирующих приватизационные чеки граждан, Основные положения депозитарного договора (заключаемого фондом и банком-агентом), Примерный устав инвестиционного фонда, Примерный договор с управляющим инвестиционного фонда, Типовой проспект эмиссии инвестиционного фонда. Указом Президента РФ от 26 ок-тября 1992 г. № 13045 установлена специальная возможность использования привати-зационных чеков в целях социальной защиты населения, в том числе путем создания инвестиционных фондов социальной защиты. Наконец, гораздо раньше, 3 июля 1991 г., был принят Закон РСФСР «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР».6 Несмотря на то, что этот акт имеет более высокую юридическую силу, нежели упомянутые Указы Президента РФ, последние внесли весьма значительные из-менения в характеристику этой разновидности ценных бумаг.7 Иными словами, de lege lata Указом Президента был существенно скорректирован Закон.
2. Анализируя действующее Положение о приватизационных чеках, можно ука-зать на следующие правовые признаки чека:
1) приватизационный чек — государственная ценная бумага, т. е. эмитентом чека является государство в лице соответствующих органов, а первоначальным владельцем чека выступает физическое лицо -— гражданин России;
2) приватизационный чек — предъявительская ценная бумага, т. е. такой доку-мент, который передается всякому другому лицу путем простого вручения, без индоссамента. В этом смысле приватизационный чек является оборотным документом (negotiable instrument) и может передаваться, покупаться и продаваться без огра-ничений;
3) приватизационный чек — целевая бумага, которая имеет характер производ-ной коммерческой ценности и должна использоваться в качестве специального пла-тежного средства при приватизации практически любого объекта государственной или муниципальной собственности, выступая как «инвестиционные деньги».
4) приватизационный чек может быть использован в качестве средства платежа любым лицом, которое вправе быть покупателем в процессе приватизации в соответ-ствии со ст. 9 Закона РФ о приватизации. Следует обратить внимание на то, что если владельцем чека при его выдаче может быть только физическое лицо (гражданин РФ), то покупателем государственного имущества вправе выступать и лицо юридическое (инвестиционный фонд, предприятие, joint venture и т. д.) при условии, что доля государства в имуществе такого лица не превышает 25%. Покупатель должен приоб-рести и аккумулировать чеки, необходимые ему для оплаты установленной части имущества приватизируемого предприятия (иного объекта);
5) приватизационный чек выпуска 1992 г. является бумагой с фиксированным номиналом в 10 тыс. рублей, сроком действия, ограниченным с 1 декабря 1992 г. по 31 декабря 1993 г., и местом платежа, замкнутым в пространстве РФ. Срок действия последующих серий чеков не может быть менее одного года и более двух лет. Чек, использованный при приватизации государственного имущества или путем приобрете-ний акций (паев) чековых инвестиционных фондов, изымается из обращения и впо-следствии погашается в установленном порядке. Иными словами, чек представляет собой однократное срочное платежное средство, которое принимается в оплату соот-ветствующих ценностей при их приватизации по номиналу, независимо от колебания курса рубля, курса чека и уровня инфляции в стране.
Суммируя сказанное, можно дать определение рассматриваемому виду фондо-вых ценностей. Приватизационный чек — это государственная ценная бумага на предъявителя, которая используется гражданами РФ в качестве средства платежа при приватизации государственного или муниципального имущества, а также при покупке акций (паев) инвестиционных фондов и имеет фиксированный номинал и срок обра-щения.
Чек имеет и ряд специфических особенностей, выделяющих его из общей массы ценных бумаг и объясняющихся его "уникальной" природой. Во-первых, эмитент чека — государство — не несет никакой ответственности за его использование, вложение и погашение перед владельцами чека. Это роднит «ваучер» с владельческими (вещными) ценными бумагами — акциями, сертификатами акций. Более того, не га-рантируется даже прием чеков по их номиналу. Поэтому обращение чеков, их коти-ровка и т. п. не зависят напрямую от платежеспособности государства. Последнее, впрочем, не вполне логично, учитывая, что чеки выполняют функцию целевых инве-стиционных денег, а всякие кредитные деньги должны приниматься эмитентом пла-тежного средства. В данном же случае государство исполнило роль дарителя, передав в собственность гражданину документ, финансовая ценность которого невелика и даже сомнительна. При этом эмитент сложил с себя всякую ответственность за применение и погашение бумаги. Подобный жест, действительно, напоминает подачку. Во-вторых, в большинстве случаев нормальное использование чеков будет осуществляться гражданами РФ не непосредственно, ибо цена «ваучера» очень невелика, а опосредованно в лице соответствующих товариществ, инвестиционных фондов и т. д. При формиро-вании рынка чеков, когда многие граждане по различным причинам вынуждены будут продать свои «ваучеры», появятся вторичные держатели чеков (ими будут различные предпринимательские, в том числе «трастовые», предприятия и компании). Тем самым чек естественно утратит качество ценной бумаги, созданной для удовлетворения инте-ресов физических лиц. В-третьих, своеобразие приватизационных чеков объясняется также юридико-техническими дефектами, которыми изобилуют вышеупомянутые доку-менты. Так, в Инструкции о порядке выдачи приватизационных чеков имеется норма, нарушающая правила законодательства РФ о наследовании (раздел VII ГК РСФСР). Установлено, что передача чека по наследству возможна только при наличии у на-следника завещания, оформленного в нотариальном порядке. Закон же допускает наследование любого имущества, включая и ценные бумаги, как по завещанию, так и по закону, непосредственно. В этой же инструкции неправильно указан возраст (16 лет), с которым связывается совершеннолетие лица (в силу ст. 11 ГК РСФСР полностью дееспособными, а следовательно, совершеннолетними являются граждане, достигшие 18 лет). Имеются в документах, посвященных чекам, и другие неточности и противоречия.
3. Право на получение чека имеют любые граждане РФ, постоянно проживавшие (т. е. живые) на территории России на 00 часов 2 сентября 1992 г. (дата вступления Указа Президента № 914). Лица, временно или постоянно проживающие за предела-ми России, приобретают в соответствии с Положением и Инструкцией право на по-лучение чека только при возвращении в РФ для постоянного проживания в течение срока действия приватизационного чека (до 31 декабря 1993 г.). Если пресекательный характер срока действия чека в общем сомнений не вызывает, то необходимость вер-нуться в Россию для постоянного проживания в качестве условия для получения чека, видимо, противоречит основополагающим принципам Конституции РФ, устанав-ливающим равные правовые возможности как для резидентов РФ, так и для граждан России, постоянно проживающих (домицилированных) в других государствах. Инте-ресы недееспособных (малолетних, психически больных) и ограниченно дееспособных (признанных судом таковыми алкоголиков и наркоманов) представляют при получе-нии «ваучеров» их законные представители, опекуны и попечители.
Объекты, для приватизации которых могут быть использованы чеки, первона-чально включали предприятия, их подразделения, акции и доли в акционерных об-ществах и товариществах, находящихся в федеральной собственности и государствен-ной собственности республик в составе РФ, краев, областей, округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Как известно, вся государственная собственность в России под-разделяется на федеральную собственность (собственность России в целом), государ-ственную собственность национальных и административно-территориальных образова-ний (республик в составе России, краев, областей, городов Москвы и С.-Петербурга), муниципальную собственность (городов районного подчинения, районов и т. д.). Ука-зом Президента РФ от 14 октября 1992 г. № 1228 разрешена и приватизация объ-ектов муниципальной собственности с использованием чеков. Этим же документом установлено, что «ваучеры» применяются и в процессе приватизации государственного и муниципального жилищного фонда в соответствии с Законом РСФСР «О привати-зации жилищного фонда в РСФСР». Последний распространяется только на граждан, имеющих жилые помещения в домах государственного и муниципального фондов на основе договора найма жилого помещения или аренды, и не затрагивает вопросов приватизации (продажи) свободных помещений и новых помещений (домов, квар-тир). Не подлежат также приватизации за чеки жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, не отвечающие санитарно-гигиеническим и противопожарным нормам, в общежитиях, коммунальных квартирах, домах — памятниках истории и культуры, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помеще-ния, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных пред-приятий, приравненных к ним. Однако местные Советы народных депутатов, пред-приятия и организации, имеющие свой жилищный фонд, вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир.
Возможность приватизации земли за чеки пока ограничивается Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 631 «Об утверждении порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий».8 В соот-ветствии с данным Указом граждане и юридические лица (включая иностранных граждан и юридических лиц, а также совместные предприятия и иные предприятия с участием иностранных инвестиций) вправе приобрести в собственность земельный участок при приватизации государственных и муниципальных предприятий, т. е. уча-сток под предприятием. В таком же порядке осуществляется продажа земли при расширении и дополнительном строительстве приватизированных пред-приятий, а также продажа участков, предоставляемых гражданам для пред-принимательской деятельности. Приватизация предприятия осуществляется путем коммерческого или инвестиционного конкурса, аукциона, учреждения на основе государственного предприятия акционерного общества открытого типа. Победитель конкурса или аукциона, а также акционерное общество, внесшие соответствующие суммы, становятся собственниками предприятия и могут по своему желанию купить земельный участок, находящийся под этим предприятием, или взять этот участок в аренду с правом приобретения в собственность (выкупа). Договор купли-продажи подлежит заключению в месячный срок со дня подачи покупателем заявки продавцу (соответствующему Совету народных депутатов) и является основанием для получе-ния акта, удостоверяющего право собственности на земельный участок. Право собст-венности на участок, а также все имущественные риски переходят к покупателю с момента полной оплаты стоимости участка по договору, а не с момента подписания договора или передачи участка в обладание покупателю. Ясно, что для покупки участ-ка потребуется весьма значительное число приватизационных чеков, поэтому потен-циальный покупатель предварительно должен собрать необходимое число этих ценных бумаг. Аккумуляция чеков в этом случае выгодна, ибо приобретая значительное число «ваучеров» по ценам существенно (на 20—50%) ниже номинала, покупатель затем внесет их по нарицательной стоимости. Весь вопрос в том, чтобы не упустить момент наиболее низкой котировки чеков. По мнению ряда экспертов, он может наступить в феврале-марте 1993 г. Правильность этого прогноза будет определена на вторичном рынке приватизационных чеков уже в ближайшее время. После перехода земельного участка в собственность приобретателя он может владеть, пользоваться и распоря-жаться им по своему усмотрению, включая право осуществлять его ипотеку, обреме-нять иными способами (например, сервитутами), менять и т. д.
4. К вопросам, связанным с определением объектов приватизации за чеки, примыкает вопрос о количестве чеков, требующихся при приватизации различных катего-рий государственного имущества. Он решен Указом Президента РФ от 14 октября 1992 г. № 1229. Количество чеков, необходимых для приватизации, зависит от вида государственной собственности, к которому относится то или иное приватизируемое предприятие. В случае, когда на месте старого государственного предприятия созда-ется акционерное общество открытого типа, часть его акций должна быть оплачена путем внесения приватизационных чеков. Эта часть составляет:
а) для предприятий, отнесенных к федеральной собственности и к собственности краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга,—80% от общего числа обык-новенных акций и привилегированных акций типа Б (акции, держателем которых мо-жет быть лишь специальный государственный орган — фонд государственных имуществ);
б) для предприятий, отнесенных к собственности республик в составе РФ,—35% от общего числа обыкновенных акций и привилегированных акций типа Б;
в) для предприятий, отнесенных к муниципальной собственности (муниципальных предприятий), — 45% от общего числа обыкновенных акций и привилегирован-ных акций типа Б. Однако местный Совет народных депутатов вправе поднять эту часть до 90%. В том случае, когда государственное предприятие (или активы и иму-щество ликвидированного предприятия) приватизируется на конкурсе, аукционе или инвестиционных торгах, часть покупной цены вносится приватизационными чеками по их нарицательной стоимости. Эта часть также зависит от вида государственной собст-венности и равна частям, перечисленным выше в отношении акционерных обществ (80, 35 и 45%). Таким образом, покупатель (инвестор) должен быть готов внести указанную сумму (выкупить долю акций) не обычными деньгами, а «ваучерами». Ви-димо, к моменту торгов (конкурса, аукциона) ему же следует приобрести необходимое количество чеков, если он не имеет такового. Однако нет ясности в том, будут ли участвовать в торгах покупатели, не обладающие нужным числом чеков или не сумевшие оплатить соответствующие суммы чеками. Сложности тем более вероятны, что . финальная покупная цена в ходе торгов может вырасти стократ.
Указ Президента РФ от 14 октября 1992 г. № 1229 содержит запрет, касаю-щийся служащих государственного аппарата, включая служащих фондов имущества и комитетов по управлению государственным имуществом. Они не вправе использо-вать чеки при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а могут лишь приобретать на них акции специализированных чековых инвестиционных фондов и занимаемые ими квартиры в домах государственного и муниципального жилищного фондов. Идея такого ограничения разумна, но сама норма имеет ряд изъянов. Во-первых, действующее законодательство не содержит четкого понятия служащего госу-дарственного аппарата. Термин «служащий» имеет чрезвычайно широкое содержание и может применяться как в отношении лиц, занимающих ответственное должностное положение в аппарате, так и в отношении обычных клерков и даже лиц, осущест-вляющих рабочие функции. С учетом того, что в госаппарате трудится много миллио-нов россиян, эта мера приобретает дискриминационный характер. Во-вторых, высоко-поставленный служащий, имеющий на руках большое количество чеков, может дать необходимые инструкции инвестиционному фонду и последний анонимно или через подставных лиц найдет этим чекам весьма выгодное использование, применяя связи заинтересованного чиновника. Так что и в этом смысле запрет не достигает цели. Издержки его осуществления могут вызвать обратный эффект.
Вопросы, связанные с правовым оформлением использования чеков (способы участия в приватизации, помещение чека в инвестиционный фонд и т. д.), а также касающиеся статуса различных чекодержателей (компаний, фондов), выходят за рам-ки настоящего материала и требуют специального исследования.
* Кандидат юридических наук,   ассистент    С.-Петербургского    государственного университета. Д. А. Медведев, 1993.
1 Этот заимствованный термин (от английского «voucher» — расписка, гарантий-ное свидетельство) не слишком удачен, ибо затемняет самую суть приватизационного чека. Однако и термин «чек» в сочетании с определением «приватизационный» не-адекватно отражает существо данной ценной бумаги. В ст. 34 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., которые имплементированы в за-конодательство РФ, чек понимается в смысле женевских чековых конвенций. Наобо-рот, приватизационный чек имеет иную природу и содержание (см. ниже).
2 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992.
№ 35. Ст. 2001.
3 Там же. № 42. Ст. 2380 и 2381.
4 Там же. № 42. Ст. 2370.
5 Там же. № 44. Ст. 2516.
6 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 27. Ст. 925.
7 См., напр.: Алексеев М. Ю.   Рынок ценных бумаг. М., 1992. С. 7.
4 Ведомости Съезда   народных депутатов РФ и    Верховного Совета РФ.  1992. № 25. Ст. 1427.



ОГЛАВЛЕНИЕ