ОГЛАВЛЕНИЕ

Регулируемый рынок и хозяйственное законодательство
№ 5
03.09.1990
Лаптев В.В.
Проведение экономической реформы, переход к регулируемой рыночной экономике невозможны без существенного улучшения хозяйственного законодательства. В условиях отказа от административных и. развития экономических методов управления правовое регулирование хозяйственных отношений становится важнейшей формой руководства экономикой. В таких условиях возрастает роль хозяйственного права как действенного инструмента регулирования хозяйственной деятельности.
Поэтому вполне обоснованно то, что в последнее время для регулирования хозяйственных отношений приняты многие законы и другие нормативные акты. В них формируются новые хозяйственно-правовые институты, призванные юридически обеспечить переход к регулируемому рынку. Такая работа полезна и необходима для обновления законодательства, но в результате возрастает количество законодательных актов, снижается их взаимосогласованность и затрудняется практическое применение.
Иными словами, продолжает существовать и усиливается традиционно присущий хозяйственному законодательству недостаток — множественность и бессистемность нормативных актов по регулированию хозяйственных отношений. До сих пор хозяйственное законодательство не составляет единой системы, отсутствует системообразующий закон, который был бы стержнем всего хозяйственного законодательства. Между тем на необходимость систематизации и кодификации хозяйственного законодательства указывалось еще в принятых в 1987г. в разгар экономической реформы Основных положениях коренной перестройки управления экономикой.
Поиск путей улучшения правового регулирования хозяйственных: отношений в условиях перехода к рыночному хозяйству является важнейшей задачей. Некоторые соображения по этому вопросу высказаны в коллективной статье «Мнение юристов»,1 авторы которой предлагают в качестве «основополагающего стержня» издать Свод гражданских законов СССР. Высказывая такое предложение, они считают, что иного варианта, альтернативы нет. С таким утверждением трудно согласиться, имеется и другой, более предпочтительный путь улучшения правового регулирования хозяйственных отношений.
Этот вариант основывается на том, что в условиях перехода к регулируемому рынку надо не растворять хозяйственное законодательство в гражданском, а, наоборот, развивать специальное регулирование хозяйственных отношений. Становление новой системы хозяйствования требует адекватного отражения и закрепления в законодательстве происходящих экономических процессов, а это может быть сделано только в специальном хозяйственном законодательстве. Если гражданское законодательство регламентирует имущественные отношения вообще, то хозяйственное законодательство определяет порядок ведения хозяйственной деятельности, регулирует хозяйственные отношения.
Разумеется, хозяйственное и гражданское право связаны между собой, но они являются разными отраслями права. Хозяйственное право охватывает регулирование отношений как по горизонтали, так и по вертикали, что дает возможность обеспечить защиту прав предприятий и других хозяйствующих субъектов во всех многообразных связях, складывающихся при ведении хозяйственной деятельности.
Попытка регламентировать хозяйственные отношения гражданским законодательством в прошлом нередко приводила к неблагоприятным результатам. Основополагающим законом по регулированию хозяйственных отношений в период застоя и господства административно-командной системы были Основы гражданского законодательства. Однако они регулируют только горизонтальные отношения, а отношения по управлению хозяйственной деятельностью ими не охватываются, в результате чего договор в Основах гражданского законодательства оказался полностью подчиненным административному акту. Раздельное регулирование горизонтальных и вертикальных хозяйственных отношений с неизбежностью приводило к ущемлению хозяйственной самостоятельности предприятий.
В науке хозяйственного права уже в тех условиях были разработаны концепции договора по вертикали, имущественной ответственности органов управления перед предприятиями, правового регулирования внутрихозяйственных отношений, обоснованы предложения о расширении компетенции государственного арбитража, о рассмотрении им хозяйственных споров не только по горизонтали, но и по вертикали. Многие из этих предложений восприняты законодательством, что послужило подготовке нового хозяйственно-правового инструментария, необходимого для перехода к рыночной экономике.
Нам могут возразить, что переход к рынку означает развитие товарно-денежных отношений, а они регулируются гражданским правом, значит, нужен гражданско-правовой подход к регулированию хозяйственных отношений. Но ведь мы понимаем рынок не как стихию, речь идет о переходе к рынку, регулируемому государством в интересах всего общества. Регулируемый рынок требует сочетания правовой регламентации хозяйственных отношений по горизонтали и вертикали, а это обеспечивается их охватом единым хозяйственным законодательством.
Правовая регламентация хозяйственных отношений в современных условиях не может быть обеспечена в рамках Свода гражданского законодательства СССР, поскольку по своей природе гражданское право не охватывает весь комплекс отношений, складывающихся в ходе хозяйственной деятельности. Вообще непонятно, зачем нужно издавать Свод гражданских законов СССР, когда у нас уже есть Свод законов СССР, в котором четыре тома из десяти посвящены законодательству о народном хозяйстве. Не слишком ли много будет сводов? Не приведет ли издание еще одного свода на уровне Союза ССР к чрезмерному ограничению прав союзных республик в области регулирования хозяйственных отношений?
Нельзя не учитывать и того, что издание Свода законов СССР не привело к существенному улучшению законодательства. Да иначе и быть не могло, ибо всякий свод законов включает действующие законы, издание свода представляет собой инкорпорацию законодательства, тогда как при радикальном изменении системы хозяйствования нужно создать основополагающий закон, который явится единым стержнем развития всего хозяйственного законодательства. А это может быть обеспечено только путем кодификации хозяйственного законодательства.
Теоретические основы кодификации хозяйственного законодательства были разработаны в науке хозяйственного права. Но многие положения этой науки, как и других юридических дисциплин, должны быть пересмотрены и приспособлены к новым условиям хозяйствования. Меняющиеся при переходе к рынку условия хозяйствования требуют новых подходов к решению хозяйственно-правовых проблем, разработки новых теоретических положений, существенно важных для концепции хозяйственного права. В связи с этим вызывает удивление критика В. А. Рахмиловичем концепции хозяйственного права на основе анализа разработанного еще до начала перестройки проекта Хозяйственного кодекса2. Подобная критика ведется без учета современного состояния хозяйственно-правовой концепции и преследует лишь цель любой ценой доказать «несостоятельность» науки хозяйственного права.
Между тем в условиях перехода к новой системе хозяйствования роль науки хозяйственного права существенно возрастает. Сейчас должна быть разработана целостная концепция правового регулирования хозяйственной деятельности в новых условиях. Конечно, для этого надо пересмотреть некоторые положения науки хозяйственного права, сложившиеся в условиях централизованного управления экономикой, но не соответствующие задачам развития регулируемого рынка.
Какие же положения хозяйственно-правовой концепции подлежат пересмотру и обновлению? Прежде всего это относится к субъектам хозяйственного права, каковыми ранее признавались только социалистические организации и их подразделения. Теперь к их числу должны быть отнесены также индивидуальные предприятия и другие хозяйствующие субъекты. А это означает появление новых видов субъектов хозяйственного права.
Необходимы новые подходы и к пониманию методов правового регулирования хозяйственных отношений: метод обязательных предписаний, который ранее был основным, постепенно утрачивает свое значение, а на первый план выдвигается метод автономных решений (метод согласования). Возрастает и роль метода рекомендаций, который с успехом может быть использован при планировании хозяйственной деятельности в условиях отказа от директивного планирования, сокращения объема государственных заказов.
Меняется и структура хозяйственного права. Ранее сложилось понимание системы хозяйственного права как включающей следующие крупные разделы: общие положения, правовое регулирование функциональных видов деятельности, правовое регулирование отдельных отраслей экономики. Однако в современных условиях, когда расширяются права союзных республик в экономической сфере, возрастает роль правового регулирования хозяйственных отношений в региональном аспекте. Этому комплексу вопросов должно быть отведено надлежащее место в системе хозяйственного права, правовое регулирование хозяйственных отношений в региональном аспекте должно составлять в ней самостоятельный раздел.
Расширение прав союзных республик в сфере экономики не может не влиять и на формы кодификации хозяйственного законодательства. В науке хозяйственного права в течение ряда лет выдвигалось предложение об издании Хозяйственного кодекса СССР и разрабатывались проекты этого закона, соответствовавшие задачам совершенствования правового регулирования хозяйственных отношений в условиях централизованного управления экономикой. Однако сейчас, когда существенно расширяются права союзных республик, укрепляется их экономическая самостоятельность, нужен иной подход к кодификации хозяйственного законодательства. В современных условиях целесообразно издать не кодекс, а Основы хозяйственного законодательства, определив в них лишь важнейшие положения хозяйственной деятельности, на базе которых союзные республики будут самостоятельно издавать свои хозяйственно-правовые законы, что позволит им регулировать хозяйственные отношения без детальной регламентации со стороны центра. По существу, именно такой вариант кодификации хозяйственного законодательства определен в Законе «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик» от 10 апреля 1990г.3, в ст.1 которого указывается, что к ведению Союза ССР относится установление законодательных основ хозяйственной деятельности.
Предложение об улучшении правового регулирования хозяйственных отношений путем издания Основ хозяйственного законодательства поддержано на состоявшейся в мае 1990г. международной научной конференции в Киеве. Она была посвящена вопросам преподавания хозяйственного права в высших учебных заведениях, что в условиях перехода к регулируемой рыночной экономике приобретает весьма важное значение. Однако наряду с проблемами преподавания хозяйственного права большое внимание было уделено совершенствованию правового регулирования хозяйственных отношений, развитию хозяйственного права, причем подчеркивалось возрастание роли этой отрасли права в новых условиях.
При переходе к рыночной экономике важно учитывать и опыт правового регулирования в капиталистических странах. В них рыночные отношения получили большое развитие, сложилось законодательство, регулирующее хозяйственные отношения. Разумеется, речь идет не о механическом переносе на отечественную почву опыта буржуазных стран, а о его творческом использовании в наших социально-экономических и политических условиях. Это поможет улучшить правовую регламентацию хозяйственных отношений в условиях перехода к регулируемой рыночной экономике в нашей стране.
В указанной статье В. Н. Кудрявцева, С. С. Алексеева, Ю. X. Калмыкова и В. Ф. Яковлева проводится мысль о том, что историческое развитие в других странах приводит к регулированию хозяйственных отношений гражданским законодательством, причем авторы ссылаются на Францию, где с 1804г. действует Гражданский кодекс. Не учитывается, однако, что во Франции был принят и Торговый кодекс, который регулирует хозяйственные отношения. При этом термином «торговля» в нем охватывается не только купля-продажа, но и деятельность по осуществлению работ, оказанию услуг в сфере хозяйствования. По принятой в прошлом и начале этого века терминологии под торговыми отношениями понималось то, что на современном языке мы называем хозяйственными отношениями. Значит, Торговый кодекс — это по существу Хозяйственный кодекс.
Вопросы развития хозяйственного права во Франции подробно обсуждались на международной научной конференции «Принципы Великой Французской революции и хозяйственное право». Конференция проходила в Париже в ноябре 1989 г. под эгидой Международной ассоциации хозяйственного права в рамках мероприятий, посвященных двухсотлетию Великой Французской революции. Опыт Франции свидетельствует о регулировании хозяйственных отношений на основе не гражданского, а торгового или хозяйственного законодательства. Причем с научных позиций высказываются два подхода к трактовке этого законодательства: одни ученые рассматривают его как включающее нормы традиционных отраслей права, прежде всего гражданского и административного, другие считают, что сложилась самостоятельная отрасль права — хозяйственное право4.
Развитие хозяйственно-правовой концепции во Франции тесно связано с осуществляемым в этой стране регулированием экономики. При преобладании частного хозяйства во Франции имеется немало крупных государственных предприятий, например автомобильный завод «Рено». Регулирование экономики осуществляется с помощью индикативного планирования, для проведения которого создан специальный государстственный орган — Государственный секретариат планирования, который является как бы французским Госпланом. Он разрабатывает проекты перспективных государственных планов, которые принимаются парламентом. Сейчас действует план на 1989—1992гг. В нем предусмотрены цели экономического развития, реализация которых обеспечивается с помощью налоговой, кредитной политики и другими косвенными методами. Министерство промышленности заключает «плановые договоры» с предприятиями и организациями, которые получают экономические льготы за участие в выполнении общегосударственных программ. Понятно, что все это нельзя охватить гражданским законодательством, отсюда развитие специального хозяйственного или торгового законодательства, появление хозяйственно-правовой концепции во французской юридической науке.
Специальное законодательство по регулированию хозяйственных отношений сложилось и в ФРГ, где наряду с Гражданским уложением принято Торговое уложение. Именно оно и другие специальные законы регулируют хозяйственные отношения. В 1990г. в ФРГ издан сборник нормативных актов «Важные хозяйственные законы».5 В нем содержатся 16 крупных законов, в том числе Торговое уложение, Акционерный закон, Закон об обществах с ограниченной ответственностью, Закон о правовом положении предприятий и концернов, Закон о векселях, Закон о чеках. Гражданское уложение в сборнике хозяйственных законов не приводится.
Таким образом, опыт иностранных государств свидетельствует о том, что наряду с гражданским сложилось специальное хозяйственное (торговое) законодательство. Растворение хозяйственного законодательства в гражданском привело бы к ухудшению правового регулирования хозяйственных отношений, снижению его эффективности.
Для юридического обеспечения развития регулируемой рыночной экономики в нашей стране надо всемерно улучшать хозяйственное законодательство, издать общесоюзные Основы хозяйственного законодательства как базу совершенствования хозяйственных отношений и принятия хозяйственно-правовых нормативных актов в союзных республиках. Всемерное развитие хозяйственного законодательства — необходимое условие становления регулируемой рыночной экономики.
* Академик АН СССР, заведующий сектором Института государства и права АН СССР.
1 Кудрявцев В., Алексеев С., Калмыков Ю., Яковлев В. Мнение юристов//Правда. 1990. 7 июня.
2 Рахмилович В. А. О хозяйственном праве и путях развития хозяйственного законодательства//Советское государство и право. 1989. № 10. С. 48—49.
3 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. 1990. № 16. Ст. 270.
4 Farjat G. Droit economique. Paris, 1971.
5 Wiсhtige Wirtschaftsgesetze. Verlag Neue Wirtschafts-Briefe. Herne, 1990.



ОГЛАВЛЕНИЕ