ОГЛАВЛЕНИЕ

Активные формы обучения уголовному праву
№3
01.05.1989
Боровиков В.Б.
Одна из форм совершенствования учебно-воспитательного процесса — интенсификация обучения, переход от пассивных к активным формам обучения. Под активными формами и методами обучения следует понимать систему приемов и средств преподавания, стимулирующих и развивающих познавательную деятельность студентов, их способность к самостоятельному, творческому, профессиональному мышлению.
Опыт кафедры уголовного права Московской высшей школы милиции МВД СССР свидетельствует о том, что внедрение в учебный процесс новых видов активных форм обучения должно сочетаться с совершенствованием методики проведения традиционных видов учебных занятий. По-прежнему основной формой обучения в вузе остается лекция, содержание которой в современных условиях должно становиться качественно иным. Необходимо, чтобы лекционные курсы (в том числе и по уголовному праву) содержали не только определенную информацию по преподаваемой дисциплине, но и в первую очередь были проблемными, способствовали выработке у студентов навыков творческого мышления. Лекции по уголовному праву должны не повторять учебники или комментарии к уголовному кодексу, а освещать современные тенденции развития уголовно-правовых институтов, уголовной политики, практику применения уголовного закона, ставить перед аудиторией сложные и дискуссионные вопросы, имеющие непосредственное отношение к практической деятельности правоохранительных органов.
Лекция—не монолог преподавателя, а его диалог со слушателями (студентами) в целях совместного решения поставленных в ее ходе проблем. Слушатели могут задавать лектору вопросы и обсуждать их. Атмосфера творческого поиска, прочная обратная связь создают благоприятные условия для усвоения и глубокого осмысления студентами лекционного материала. Подобная форма чтения лекций полностью оправдала себя на курсах повышения квалификации МВШМ МВД СССР и признана предпочтительной.
Эффективность лекционной работы возрастает, если по какой-либо юридической проблеме лекции читаются представителями нескольких кафедр, что позволяет слушателям всестороннее и глубже разобраться в освещаемом учебном материале. Подобное сотрудничество оправданно при чтении спецкурсов по темам: «Правовые меры по борьбе с нетрудовыми доходами», «Правовые меры по борьбе с пьянством и наркоманией», проблематика которых находится на стыке нескольких наук: политэкономии, уголовного права, уголовного процесса, криминологии, административного, гражданского права.
Активную направленность должны носить семинары и практические занятия по уголовному праву. В ходе этих занятий слушателям (студентам) помимо знания норм уголовного права, методики их анализа и толкования необходимо получать также практические навыки по применению уголовного закона, самостоятельного решения конкретных уголовно-правовых задач. Для достижения указанных целей целесообразно проводить семинары, например, в форме реферативных конференций или «круглого стола», когда при рассмотрении той или иной темы или сложных вопросов курса в учебное время заслушиваются с последующим обсуждением специально подготовленные слушателями (студентами) рефераты, доклады, сообщения. Эти виды учебной работы не только укрепляют знания слушателей, но и способствуют воспитанию у них юридической культуры, приобретению навыков публичных выступлений.
Перспективным представляется проведение семинаров и практических занятий по уголовному праву на основе использования опыта работы правоохранительных. органов (обобщений судебной и следственной практики, архивных уголовных дел. и т. д.) и результатов научных исследований (в том числе проведенных на кафедре, например, силами самих слушателей—членов проблемных групп). Перспективны также семинары-исследования, когда слушатели, получив задание от преподавателя, в ходе занятия самостоятельно изучают тот или иной круг вопросов, имеющих теоретическое и практическое значение, и коллективно рассматривают и обсуждают их, приобретая тем самым навыки исследовательской работы.
Совершенствованию преподавания уголовного права способствует проведение занятий с использованием элементов состязательности: групповых упражнений (деловых игр), в ходе которых слушатель (студент), выступая в роли сотрудника правоохранительных органов (следователя, работника органов дознания, прокурора, судьи), решает комплексные задачи, относящиеся к различным разделам уголовного права; предметных групповых олимпиад—своеобразного конкурса на лучшее знание уголовного права. Полезны занятия в форме обсуждения уголовно-правовых вопросов борьбы с определенными видами преступлений, на которые приглашаются практические работники органов внутренних дел, суда, прокуратуры, КГБ, военного трибунала.
Эффективность внедрения активных форм обучения во многом зависит от правильного использования в учебной работе технических средств обучения. Так, на кафедре уголовного права МВШМ МВД серьезное внимание уделяется учебному кино и телевидению. По сценариям проф. Н. И. Загородникова киноотделом МВД СССР отсняты два учебных кинофильма по темам «Соучастие в преступлении» и «Преступления против социалистической собственности», показ которых на лекциях и в процессе самоподготовки слушателей позволяет им более глубоко усвоить соответствующие темы учебного курса. Кафедрой уголовного права при. участии отделения по внедрению и использованию технических средств обучения МВШМ МВД сняты учебные видеофильмы по темам «Необходимая оборона» и «Хулиганство», «Стадии совершения умышленного преступления".
Широко применяется телекодоскоп, позволяющий показывать на экране телемониторов изображение схем, таблиц, рисунков, графиков, фотографий, записей преподавателей в ходе учебных занятий. Из средств статической диапроекции на кафедре уголовного права наиболее активно используется графопроектор (кодоскоп), применение которого особенно целесообразно при проведении групповых занятии или самоподготовке в сравнительно небольших аудиториях.
Интенсивно используются технические средства контроля знаний, позволяющие оперативно оценить уровень усвоения слушателями учебного материала, повысить эффективность управления их познавательной деятельностью. Для проведения такого контроля в школе специально оборудован кабинет с комплексом контроля знаний ДС-1004 и ДС-1005. Начала применяться в преподавании уголовного права электронно-вычислительная техника. На наш взгляд, ее целесообразно использовать на учебных занятиях, где требуются приведение статистических данных, характеризующих состояние, динамику преступности, обобщений судебной и следственной практики по отдельным категориям преступлений, анализ типичных ошибок при применении уголовно-правовых норм и т. д. ЭВМ позволяет моделировать определенные игровые учебные ситуации. С этой целью на кафедре уголовного права МВШМ МВД разработана программа по теме «Субъективная сторона преступления» (автор — проф. А. В. Наумов) для микроЭВМ «Искра-226», создающая модель психического отношения лица к совершенному преступлению, а также программа для комплексного упражнения по Особенной части уголовного права для персонального компьютера «ДВК-ЗМ-2». ЭВМ может быть использована для закрепления слушателями (студентами) знаний, повторения пройденного материала, ликвидации пробелов в подготовке, консультационной работе, выступать в качестве тренажера по самоподготовке, служить подспорьем при написании курсовых, контрольных, дипломных работ, например, для библиографических целей, получения необходимых статистических данных и т. п.
Чтобы ЭВТ, как и другие ТСО, заняла достойное место в изучении уголовного права, необходимо преодолеть определенный психологический барьер, существующий у преподавателей, определить место ЭВМ среди других дидактических средств, обеспечить соответствующую техническую подготовку педагогов и учащихся, решить вопросы организационного плана (освобождение преподавателей для работы по составлению программ для ЭВМ, вопросы координации их действий с программистами и т. д.).
Расширение в процессе преподавания уголовного права активных форм обучения, осуществляемое в связи с реформой высшей школы, определенное сокращение объема аудиторных занятий, обусловливает и совершенствование системы самостоятельной работы слушателей (студентов). Перспективными представляются следующие формы работы:
— письменные домашние задания (в том числе и индивидуальные);
— разработка опорных конспектов по узловым, наиболее сложным темам курса уголовного права; специальных программ для самостоятельного изучения данного предмета (в том числе на базе использования ЭВТ, других технических средств обучения);
— подготовка слушателями рефератов, докладов по отдельным темам курса, обзоров юридической литературы;
— изучение архивных уголовных дел, материалов опубликованной судебной и следственной практики, прокурорского надзора с составлением соответствующих аналитических справок, заключений, рекомендаций;
— конспектирование монографий, другой юридической литературы, постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР по уголовно-правовой проблематике;
— подготовка схем, других наглядных пособий по отдельным разделам курса уголовного права;
— привлечение к учебному процессу работников правоохранительных органов. Внедряя активные формы обучения, необходимо помнить об их воспитательном потенциале. Любой вид занятий по уголовному нраву направлен на воспитание у слушателей не только должных профессиональных качеств, но и высокой правовой культуры.
*Кандидат юридических наук, доцент Московской высшей школы милиции МВД СССР.



ОГЛАВЛЕНИЕ