ОГЛАВЛЕНИЕ

Преподавание правовой (судебной) психологии в условиях перестройки
№ 3
07.05.1990
Сорокотягин И.Н.
В Свердловском юридическом институте преподавание правовой (судебной) психологии введено в 1965г., а в 1975г. создана специальная кафедра «Правовой психологии и судебной экспертизы». За прошедшие годы накоплен определенный положительный опыт преподавания данной дисциплины. Однако в этой области далеко не все обстоит благополучно. Качество преподавания, в частности, значительно снижает отсутствие развернутой учебной программы и на ее основе учебников, учебных пособий, практикумов и т. д. по судебной психологии.
С учетом профиля подготовки кадров в СЮИ, конкретных условий и возможностей кафедра значительно дополнила действующую учебную программу (по рекомендациям М. И. Еникеевой — Москва). Сущность рекомендаций составляют предложения, направленные на дополнение теоретических положений общей психологии фактами (примерами) из судебной (правовой) психологии. При этом предполагается разумное сочетание лекционного материала, практических занятий и самостоятельной подготовки студентов.
Практика показывает, что студенты лучше усваивают предмет, когда лекции, практические занятия, тематика курсовых и контрольных работ тесно взаимосвязаны. С целью стыковки различных видов учебной деятельности в СЮИ разработан единый план подготовки студентов по судебной психологии. Он состоит из шести системно-структурных блоков.
1. Темы и вопросы лекционного курса.
2. Литература: руководящая, основная, дополнительная.
3. Задания для самостоятельной работы.
4. Темы рефератов, докладов, курсовых и контрольных работ.
5. Психологический практикум.
6. Психологические игры.
Отсутствие современных учебников по правовой (судебной) психологии1 поставило преподавателей кафедры перед необходимостью подготовить и издать текст лекций, практикумов и другой требуемой для обучения студентов литературы.2 Настало время объявить конкурс на лучший учебник (учебное пособие) по правовой психологии либо поручить коллективу авторов подготовить такой учебник под редакцией ведущих специалистов в этой области (А. В. Дулова, В. Л. Васильева, А. Р. Ратинова и др.).
С учетом современных достижений юридической и психологической науки учебник по правовой психологии должен иметь следующие разделы.
I. Психологические закономерности и механизм воздействия права на формирование и поведение личности (правовая социализация и правовое воспитание; психологическая характеристика правового регулирования социалистических общественных отношений; психологические механизмы, опосредующие воздействие правовых норм на поведение личности, и др.).
II. Психологическая характеристика личности преступника (соотношение личностных и ситуативных (психологических) предпосылок противоправных действий; социальное и биологическое в личности преступника; психологический аспект изучения личности преступника; социально-психологическая характеристика преступных и иных антиобщественных групп и т. д.).
III. Психологическая характеристика преступного поведения (психологическая характеристика криминогенных ситуаций, психологический анализ процессов подготовки, совершения и сокрытия преступлений; психологические особенности видов преступлений и др.).
IV. Психологические основы юридической деятельности (правосудие как вид государственной и политической деятельности, дефицит времени и перегрузки в деятельности работников правоохранительных органов, профессиональная деформация личности работника правосудия и ее предупреждение, психология познавательной, конструктивной, коммуникативной, воспитательной и удостоверительной деятельности).
V. Профессионально необходимые психологические качества работников правоохранительных органов (идейно-политическая направленность и моральный облик советского юриста; интеллектуальные, характерологические и другие качества).
VI. Психология деятельности по расследованию и судебному разбирательству уголовных дел (психология осмотра места происшествия, психология обыска, допроса и других процессуальных действий; психические особенности участников уголовно-процессуальной деятельности и др.).
VII. Психология исправления и перевоспитания лиц, совершивших преступления (психологические особенности личности осужденного, система правомерного психического воздействия на личность осужденного с целью ее ресоциализации и др.).
VIII. Психология профессионального отбора и подготовки к осуществлению юридической деятельности (активные методы и приемы профессионально-психологической подготовки работников правосудия, психо-физиологические возможности диагностики студентов и др.).
Качество преподавания характеризуемой дисциплины во многом определяется интенсивностью научных исследований в области психологии (общей и специальной). Правовая психологическая наука должна в большей степени ориентироваться на прикладные исследования по заказу правоохранительных органов. Это позволит постоянно обновлять темы плановых научных исследований и держать руку на пульсе потребностей судебно-следственной практики. Анализ опроса следователей показывает, что они нуждаются в конкретных научных рекомендациях по установлению психологического контакта с участниками уголовно-процессуальной деятельности, использованию психологических приемов воздействия на личность в конкретных следственных ситуациях, составлению психологической характеристики личности преступника, жертвы (потерпевшего) и т. д.
Результаты научных исследований обязательно должны трансформироваться в различные формы психологической помощи: консультации, производство судебных экспертиз (психологических, комплексных психолого-психиатрических), участие в процессуальных действиях в качестве специалиста, разработку рекомендаций для следователей, судей, адвокатов и др. Для удовлетворения запросов правоохранительных органов кафедра, например, разработала и направила в органы милиции и прокуратуры Свердловской области научно-практические рекомендации: «Памятка следователю по установлению и поддержанию психологического контакта со специалистами и экспертами», «Назначение и производство судебно-психологической и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы», «Участие специалиста-психолога в следственных действиях» и др. Преподаватели кафедры проводят судебно-психологические экспертизы по постановлениям и определениям правоохранительных органов. Активно используется судебно-экспертная практика кафедры в учебном процессе: на лекциях и практических занятиях анализируются типичные ошибки, допускаемые при назначении и производстве судебной экспертизы. Студенты проявляют повышенный интерес к теории и практике судебно-психологических и комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз.
Эффективность психологических исследований, которых пока недостаточно, значительно возрастет, если правоохранительные органы будут оплачивать заказные научные разработки, а также оказанную психологическую помощь (например, консультации специалиста-психолога). С этой целью на кафедре создан «Консультационно-экспертный кабинет» (КЭК), разработано и утверждено «Положение о КЭК», который является прообразом будущей хозрасчетной или кооперативной организации по оказанию психологической помощи работникам правоохранительных органов. Перспективна деятельность КЭК по психологической диагностике абитуриентов и студентов-выпускников.
Итак, преподавание правовой (судебной) психологии в условиях перестройки предполагает:
1) разработку и внедрение в практику развернутой учебной программы по курсу правовой психологии;
2) разумное сочетание лекционного материала, практических занятий (психологический практикум, психологические игры) и самостоятельной работы студентов;
3) подготовку и издание учебника, учебных пособий по правовой психологии, отражающих современные достижения психологии (общей, правовой) и судебно-следственной практики;
4) тесную взаимосвязь преподавания теории правовой психологии и практической деятельности педагогов-психологов в качестве консультантов, специалистов, судебных экспертов, разработчиков соответствующих рекомендаций для правоохранительных органов;
5) анализ возможного постепенного перехода к хозрасчетной или кооперативной формам оказания психологической помощи заинтересованным лицам и организациям.
* Кандидат юридических наук, доцент Свердловского юридического института.
1 Созданные в 60—70-е годы учебники и учебные пособия помогли утвердить позиции правовой (судебной) психологии (авторы А. Р. Ратинов, А. В. Дулов, Ф. В. Глазырин), но в настоящее время они во многом устарели, да и практически отсутствуют в библиотеках.
2 См., напр.: Сорокотягин И. Н. 1) Юридическая психология: Общая часть. Свердловск, 1986; 2) Юридическая психология: Особенная часть. Свердловск, 1986; 3) Психология отдельных процессуальных действий. Свердловск, 1985; Практикум по общей психологии для юриста /Отв. ред. И. Н. Сорокотягин. Свердловск, 1983; Психологические основы юридической деятельности / Отв. ред. И. Н. Сорокотягин. Свердловск, 1984; и др.



ОГЛАВЛЕНИЕ