ОГЛАВЛЕНИЕ

Самоорганизация учебной деятельности в юридическом вузе (методологические основы)
№4
01.04.1991
Пучков О.А., Солопова Н.С.
Самоорганизация учебной деятельности — постоянно развивающийся процесс ее внутренней упорядоченности. Основные факторы успешной учебной деятельности в высшей школе все больше перемещаются из сферы репродуктивного обучения в сферу психических состояний и активного сознания, не доступных ни прямому, ни опосредованному внешнему контролю. В соответствии с этим решающее значение в процессе обучения должно принадлежать контролю со стороны студента за собственными действиями, полному осознанию им целей и следствий своей деятельности. Таким образом, необходимость в специальном контроле преподавателя уменьшается пропорционально возрастанию самоконтроля студента.
Сущность самоорганизации учебной деятельности — в совпадении объекта и субъекта управления, создании принципиально нового уровня социальной организации в вузе, обладающей собственной структурой закономерностей и противоречий. Важнейшее из этих противоречий — противоречие между стихийным и сознательным в процессе самоорганизации учебной деятельности. Отличительная особенность любой самоорганизации — в ее целенаправленном, но вместе с тем естественном, спонтанном характере. Процессы самоорганизации относительно автономны. Важнейшая их особенность — в способности аккумулировать и использовать прошлый опыт, что, несомненно, выступает в качестве целенаправленного процесса. Следовательно, едва ли плодотворны попытки ряда ученых рассматривать самоорганизацию учебной деятельности в вузе как целиком стихийное явление, не поддающееся контролю. Такая самоорганизация немыслима без богатства социальных, материальных, интеллектуальных и духовных ценностей, предоставляемых вузом. Вуз, в свою очередь, заинтересован в придании определенной направленности процессу самоорганизации.
Стабильность вуза как обучающей системы—важное условие его функционирования. Самоорганизация же учебного процесса в значительной мере нарушает равновесие в системе. Суть возникающих здесь противоречий — в неуклонном изменении постоянного. Этот процесс обязательно на некоторое время приведет к усложнению взаимосвязей в учебном процессе, вызванному сохранением старых учебных структур.
Вуз представляет собой систему обучения, в которую входят различные подсистемы: административная, педагогическая, научно-исследовательская, производственная. В прежней системе обучения, ориентированной не на творческий потенциал студента, а на репродуктивные методы обучения, важнейшей из подсистем являлась педагогическая. Системообразующее же ядро процесса самоорганизации учебной деятельности, в основе которой лежит продуктивная и по большей части творческая деятельность,— научно-исследовательская подсистема. В то же время психологическая наука, различая два основных вида мыслительной деятельности человека — непродуктивную (или воспроизводящую) и продуктивную (поисковую), тем не менее никогда не определяет их в «чистом» виде. Репродуктивная деятельность — деятельность по образцу, по предписанию, воспроизведение или опознание уже известных связей. Это наиболее экономный путь усвоения знаний, без которого студенты, особенно I— II курсов, обойтись не могут. Да в этом и нет никакого смысла, поскольку многие базисные знания по юридическим дисциплинам усваиваются в готовом виде.
В процессе продуктивной деятельности репродуктивная не исключается, но является вспомогательной. В рамках продуктивной деятельности усвоенный ранее алгоритм ее выполнения либо приспосабливается к новой ситуации, либо находит в других ситуациях новые для себя знания, новые правила действий, либо воспроизведутся из частей других усвоенных алгоритмов, либо создается вновь. Вот почему в результате рассматриваемой деятельности по отношению к содержанию предшествующего обучения всегда образуется новая информация. При этом студенты самостоятельно ищут способы умственного действия.
Продуктивная деятельность — основа самоорганизации учебного процесса в вузе. Вместе с тем импульсом к самоорганизации она сама по себе служить не может. Таким импульсом является творчество как процесс самопознания, в ходе которого осуществляется эвристическая деятельность — необходимый момент самоутверждения личности студента. Творческая деятельность отличается от продуктивной интуицией, фантазией, умением отойти от привычного. Ей присуща высокая эмоциональность, большой интерес к предмету деятельности, желание создать оригинальный вариант решения проблемы. Характерные черты такой деятельности — видение новых проблем в знакомых, стандартных ситуациях, умение найти альтернативу решению. Творчество немыслимо без продуктивной деятельности.
Итак, педагогическая наука имеет три выхода на практику: либо через деятельность преподавателя, либо через учебник, либо через самоорганизацию учебного процесса. Оптимальным представляется третий выход.
В настоящее время созданы интересные формы самоорганизации учебной деятельности в вузе (участие студентов в работе ученых Советов, в аттестации преподавателей, корректировке расписания преподаваемых дисциплин и т. д.). Но этого явно недостаточно, поскольку во всех этих формах пока не прослеживается сущность самоорганизации — совпадение объекта и субъекта управления. Самоорганизация, таким образом, должна выходить на психологически более точный уровень — уровень соуправления, ведущего к сотворчеству студента и преподавателя. Этим достигается эффект их взаимокомпенсаторной активности. Устанавливается ценностная форма общения. Рост профессионализма преподавателей, таким образом, превращается в важнейший составной элемент самоорганизации учебного процесса.
Самоорганизацию нельзя представлять в виде законченной схемы. Попытка втиснуть ее в определенные рамки немедленно нарушит принцип взаимного равновесия в структуре обучения (между студентами и преподавателями). Тем не менее учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы фундаментальные дисциплины предшествовали специальным, чтобы во все периоды обучения осуществлялась серьезная самостоятельная работа студента в непосредственной связи с практикой. Привычная схема организации учебного процесса, в соответствии с которой элементы самостоятельной работы предусматриваются лишь на завершающем этапе обучения, для этого не годится.
Как правило, студент не сразу может оценить свои способности и возможности. Поэтому процесс самоорганизации учебной деятельности хотя и относительно, но подразделяется на определенные периоды.
Первый (фундаментальный) нацелен на выработку у студента навыков продуктивной деятельности и творческого мышления. В этот период необходимо уделять серьезное внимание не только основам знаний по многочисленным юридическим дисциплинам, но и прежде всего методологическим аспектам правовой пауки в целом, методике изучения соответствующих дисциплин. Кстати, ни в одном юридическом вузе, ни на одном юридическом факультете университета нет специальных курсов «Методологические аспекты юридической науки» и «Методика изучения юридических дисциплин». А ведь они, несомненно, есть основа продуктивной и творческой деятельности студентов в процессе самоорганизации учебного пронесся.
Второй период (специальный) — непосредственное углубленное изучение тех специальных дисциплин, которые необходимы для будущей профессиональной деятельности студента. Предполагается, что уже в первом периоде самоорганизации учебной деятельности благодаря введению новых форм выявления узкой профессиональной ориентации студентов (тестирование, научно-исследовательская работа, проведение деловых игр с целью обнаружения склонности к тем или иным видам профессиональной деятельности) каждый из них изберет то. что наилучшим образом соответствует его склонностям. Данный период предназначается, таким образом, для составления каждым студентом интегральной базы конкретной специальности. Слово «интегральная» здесь употреблено не как дань моде, а как термин, актуализирующий необходимость осознания студентом будущей специальности прежде всего как целого, объединенного общим основанием. Это предполагает четкое представление о будущей специальности в качестве определенной системы, которая состоит из ведущих элементов и элементов, имеющих подчиненное значение. Факультативные спецкурсы по конкретным юридическим дисциплинам должны стать важным составным элементом второго периода самоорганизации учебного процесса. Такие спецкурсы, сами по себе обладающие эвристическим характером, обнаружили бы способности студентов к теоретической или практической деятельности, явились веским аргументом в пользу развития диалоговой формы обучения.
Необходимо выделить и третий период обучения. Это не только время практики. поскольку практические навыки будут прививаться уже в первый период обучение Это прежде всего период «отшлифовки» полученных фундаментальных и специальных знаний, что возможно достигнуть лишь усилиями студенческих информационных бюро (речь о них пойдет ниже). Последние смогут лучше учесть потребности студентов и предложить преподавателям разработать те спецкурсы, которые будут иметь реальные выходы на практику и закрепят профессиональные навыки обучающихся. Именно в этот, заключительный период обучения серьезное внимание целесообразно уделять изучению иностранных языков. Тем самым будут решены две важные задачи: развиты навыки репродуктивного обучения как основы продуктивного, станет более доступной литература па иностранных языках. Достаточно хорошее знание иностранного языка — это и более широкий диапазон мировоззрения студента, и его интеллектуальный потенциал. Обучение иностранным языкам только в первом периоде нецелесообразно. Об этом свидетельствует опыт системы высшего образования.
Таким образом, в юридическом вузе должно быть выработано несколько моделей специалистов, которые стали бы своеобразной методической базой обучения.
Отличительная особенность любой самоорганизации — ее целенаправленный, но вместе с тем и спонтанный характер. Целенаправленность в процессе самоорганизации подразумевает не администрирование как привычную форму организации управления учебным процессом, а определение моделей специалистов, которых способен подготовить вуз. Ныне же в лучшем случае разрабатываются профессионально-квалификационные характеристики будущей деятельности выпускников. Эти характеристики, представляющие собой краткие описания тех конкретных знаний и умений, которыми должны обладать юристы-практики, разумеется, не могут служить моделью специалистов. Для ее разработки необходимо прежде всего глубокое экспертное изучение не только будущей профессиональной деятельности студента, но и всей его жизнедеятельности в перспективе на 5—7 лет. Иначе мы опять вернемся к пресловутым профессионально-квалификационным характеристикам, при составлении которых абсолютно не принимается в расчет общая структура личности: ее социальные свойства и интеллектуальные качества. Именно моделью специалиста, понимаемой таким образом, и определяются содержание и методика учебного процесса.
Какие же принципы должны быть положены в основу самоорганизации учебной деятельности в юридическом вузе?
Во-первых, это принцип прообраза будущей профессиональной деятельности студентов. Он преследует определенную цель: воспитание высокого профессионализма начиная с 1-го уровня обучения. Система обучения в вузе должна быть подчинена данному основополагающему принципу. Только это создаст возможность, а главное, потребность продуктивного мышления и творческой деятельности студента, углубит диалоговую форму общения преподавателя и студента, которая ныне в вузах отсутствует. Адекватность обучения характеру конкретной профессиональной деятельности будущих специалистов позволяет решить целый комплекс важнейших задач, стоящих перед вузом. Прежде всего это: исключение адаптационного периода молодых специалистов, как правило, вызывающего у них комплекс некомпетентности; повышение общего уровня знаний и развитие профессиональной самостоятельности студентов; замена жесткого плана обучения гибким, в котором превалируют факультативные занятия и спецкурсы с прямым выходом на практическую деятельность. Таким образом, опора па рассматриваемый принцип в процессе самоорганизации учебного цикла при условии его информационного, технического, программного и методического обеспечения призвана способствовать построению своеобразного сценария предстоящей профессиональной деятельности студента, постоянному совершенствованию его профессиональных навыков. Реализация данного принципа — своего рода хорошо организованная, продуманная до мелочей суперделовая игра, которая в ходе обучения подразделяется на деловые игры различных уровней и степеней обобщения. В этом плане важно воспроизводить в миниатюре все «плюсы» и «минусы» будущей профессиональной деятельности студентов.
Во-вторых, важный принцип самоорганизации учебной деятельности—равновесие ролевого и автономного поведения обучающихся. Заданная модель специалиста — своеобразная роль студента. Но такая роль не должна подавлять автономности, творческие способности студента. Вместе с тем если автономное поведение полностью отрицает ролевое, т. е. некоторую заданность, то нарушается алгоритм обучения, что может привести к непредсказуемым последствиям для обучающихся. Именно воплощением в жизнь этого принципа достигается эффект взаимокомпенсаторной активности студентов и преподавателей. Принцип равновесия ролевого и автономного поведения обучающихся — одновременно и своеобразная диагностика способов достижения заданной модели специалиста. Поскольку самоорганизация как таковая не приемлет раз и навсегда заданные схемы, постольку рассматриваемый принцип позволяет оперативно оценивать степень реализации заданной пели и проводить экспресс-корректировку целей и задач обучения и воспитания каждого студента в соответствии с его потребностями, определенным качеством усвоенных им знаний.
Самоорганизация учебной деятельности в вузе не может осуществляться вне принципа индивидуализации, отражающего диалектику самореализации личности студента. Человек строит свою индивидуальность непосредственно для себя, но вместе с тем и для окружающей его социальной общности. Он индивидуализируется не для того, чтобы окончательно замкнуться в самом себе, а для того, чтобы утвердить себя в обществе. Поэтому общественное признание учебной деятельности будущего специалиста— важнейший стимул развития его профессионального потенциала. В пользу вывода об управляющем воздействии на профессиональный потенциал студента общественного признания его личности как ценности на уровне ее индивидуального бытия говорят данные экспресс-социологических исследований, проведенных в 1989—1990гг. в ряде вузов Свердловска. Они выявили прямую зависимость проявлений творческой активности студентов, роста их профессионализма от удовлетворения потребности в общественном признании их как личностей (см. таблицу).
Таблица. Зависимость уровня творческой активности студентов от положительной или отрицательной оценки их индивидуальных качеств другими членами учебного коллектива (в % от числа опрошенных)
Виды деятельности
Ощущают общественное признание себя как личности
«Да»
«Нет»
«Затрудняюсь ответить»
Участвуете ли вы в общественной работе вуза? Систематически ли выполняете свой индивидуальный план работы! Участвуете ли в НИРС?
4,61
8,86 4,82
11,7
51,2 1,7
33,2
13,4 38,1
Чтобы учебная система поддерживалась в состоянии подвижного равновесия, необходимо отказаться от жесткого регламентирования учебного процесса, в корне подавляющего инициативу, препятствующего раскрытию индивидуальности. Принцип индивидуализации должен стать ведущим принципом самоорганизации учебной деятельности. В настоящее время, когда вузам предоставлены широкие права в выборе преподаваемых курсов, трудно определить приоритетные (обязательные) и неприоритетные предметы. Однако логику построения учебного процесса проследить можно. Разграничение его на три периода как раз и позволяет сделать это. Так, преподавание и обязательное изучение студентами базовых дисциплин даст возможность перейти к изучению таких важнейших курсов, как «Методологические аспекты юридической науки» и «Методика изучения юридических дисциплин». На наш взгляд, это такие базовые дисциплины, как «Юридическая пропедевтика» (введение в профессию), «Философия», «Логика», «Экономическая теория», «Психология», «Политология», «Этика». На первый взгляд может показаться, что здесь ни о какой самоорганизации учебной деятельности речи не идет, поскольку все эти предметы обязательны. Но дело в том, что первый (фундаментальный) период не соответствует первому курсу обучения. Он должен захватывать и второй курс. Разбивка базовых дисциплин на два года обучения показывает, что у студентов остается достаточно времени для самостоятельной работы. Сгруппировавшись по интересам, они могут составить свою программу факультативных занятий. Опрос студентов Г и II курсов Свердловского юридического института показал, что в качестве таких факультативных занятий они предпочли бы следующие: «Основы правовой социологии» (49% опрошенных); «Латинский язык» (24%); «Основы юридической деятельности» (13%); «Культура речи» (9%); «Основы юридической библиографии» (8%). Такой выбор оправдан, поскольку факультативы формируют прежде всего исследовательские способности будущих юристов, что крайне важно на последующих этапах обучения. Иностранные языки предполагается изучать не только в первом периоде обучения, но и на последующих. Это важнейшая базовая дисциплина, но каждый студент должен иметь право факультативно изучать необходимые ему иностранные языки, начиная с I курса.
Итак, особенность организации учебной деятельности в первом периоде обучения— в сочетании максимальной методологической подготовки студентов с их полной самостоятельностью в выборе факультативных занятий. Категория получаемого студентом диплома о высшем образовании должна быть напрямую связана с его самоподготовкой на факультативных занятиях. Очевидно, что найдутся и такие студенты, которые попытаются свести уровень самоподготовки до минимума, что, несомненно, должно найти отражение в дипломе.
Необходимо обратить внимание еще на одно существенное обстоятельство, я именно на диалектическую связь индивидуализации и дисциплинированности. Как известно, результаты учебного процесса непосредственно зависят от дисциплинированности его участников. Поэтому, рассматривая проблему индивидуализации как важнейшую в самоорганизации учебной деятельности в вузе, нельзя абстрагироваться от конкретного уровня дисциплинированности каждого участника процесса обучения, его организованности, ответственности. Непродуманная инициатива может нанести существенный ущерб прежде всего самому студенту в то время как внутренняя дисциплинированность как личное качество способна отчасти компенсировать недостаточное проявление его творческой индивидуальности. Творчество и дисциплинированность не являются антиподами. Подлинная дисциплинированность имеет мало общего с бездумным выполнением заданных извне норм.
И еще одна проблема — идентификация потребностей и интересов учебного коллектива в целом и каждого его члена в отдельности. Смысл самоорганизации — в учете интересов, воздействии на интересы, управлении ими и через них. Расширение круга и адекватные способы удовлетворения потребностей, которые студент связывает со своим учебным коллективом или творческой группой, не только усиливают его идентификацию с ними, но, несомненно, придают дополнительные стимулы развитию творческой активности.
Принципы, лежащие в основе самоорганизации учебной деятельности в вузе, призваны способствовать созданию научной концепции целенаправленного развития у студентов готовности к самообразованию, без которой невозможен высокий профессионализм будущих специалистов-юристов.
Какие же формы самоорганизации, кроме известных, можно использовать уже в настоящее время, когда разработка моделей специалиста в вузе только началась? На наш взгляд, полностью изжил себя институт кураторства. Он не дает ничего, кроме административных методов руководства, подавляющих самостоятельность студентов. Более целесообразна такая организация учебного процесса (начиная с первого уровня), когда студенты по профессиональным и творческим интересам подразделяются на небольшие группы и в течение всего периода обучения и практики за их профессиональной подготовкой наблюдает конкретный преподаватель-консультант. Иначе происходит разрыв между начальной и финишной стадиями продуктивно-творческой деятельности студентов (т. е. рассогласование инновационных процессов в обучении). Без компетентного руководства преподавателя-консультанта цели-задания, как правило, оказываются весьма далеки от целей ориентации студентов. Обычными поэтому стали расхождения во взглядах на ту или иную проблему во время защиты дипломной работы даже между руководителем дипломной работы и студентом, поскольку к диалоговой форме общения они приходят лишь на последнем этапе обучения. Введение института «преподавателей-консультантов», таким образом, расширяет диапазон работы преподавателя в сравнении с привычными консультациями по определенной дисциплине. Главная его задача — постоянная индивидуальная работа с несколькими студентами. Именно преподаватель-консультант должен на первых порах помочь определиться со спецкурсами и факультативными занятиями. Это — и применение различных тестов, определяющих способности студентов к той или иной юридической деятельности, и непосредственное ознакомление их с практикой юридической деятельности. Как показывает опыт, такая работа с группой 20—25 человек неэффективна.
Интересной формой самоорганизации учебной деятельности в вузе могли бы стать студенческие информационные бюро, организованные па принципах самоуправления и независимости от стандартных форм обучения. Самоуправление должно осуществляться не ряди самого себя, а быть целиком ориентировано на профессиональное становление будущего специалиста. Именно в студенческой среде каждый участник процесса обучения получает адекватную оценку. Кто есть кто, какими проблемами занимается, чем конкретно может помочь окружающим, чьими услугами в плане своей творческой или учебной деятельности может воспользоваться сам — безошибочно решают сами студенты. Основной смысл информационного бюро — компетентность и оперативность в разрешении возникающих в процессе обучения вопросов. В таком бюро должны нарабатываться: банк проблем, по которым ведется научно-исследовательская работа студентов: информация относительно работающих по данным проблемам преподавателей факультета, института, ученых города и страны в целом; отдел перевода иностранной литературы в помощь дипломантам: информация о работе библиотек и читальных залов города, должна иметься необходимая методическая литература, касса студенческой взаимопомощи и т. д. Бюро явится конкретным выражением самоуправления студентов, создаст новые отношения корпоративности в студенческой среде — ответственность друг за друга, гордость за свой институт, свой диплом, способность отстаивать интересы каждого участника процесса обучения.
Методологические основы самоорганизации учебной деятельности находят материальное выражение в новых формах самоорганизации учебного процесса в вузе, создают прочную основу для поиска новых решений в этом направлении.
* Кандидат юридических наук, старший преподаватель Свердловского юридического института.
** Кандидат философских наук, старший преподаватель Свердловского архитектурного института.



ОГЛАВЛЕНИЕ