ОГЛАВЛЕНИЕ

Совершенствовать методику обучения студентов юридических вузов
№3
01.05.1989
Молдован В.В.
Современные требования к повышению качества подготовки специалистов настоятельно требуют внедрения в учебный процесс активных методов обучения. Чем же отличается активное обучение? Прежде всего принудительной активизацией мышления (вынужденная активность)—студент должен быть активным независимо от того, желает он этого или нет; достаточно длительным временем вовлечения обучаемых в учебный процесс (практически на протяжении всего занятия); самостоятельной творческой выработкой решений, повышенной степенью мотивации и эмоциональности; постоянным взаимодействием обучаемых и преподавателей с помощью прямых и обратных связей.[1] Одна из форм активного обучения—деловые игры. На юридическом факультете Киевского университета разработаны и внедрены в учебный процесс несколько видов игровых занятий: «Предание суду», «Суд», «Кассация»,[2] «Прения сторон»,[3] «Курсовая работа», игровые семинарские занятия. Разрабатываются деловая игра «Следствие» с использованием ЭВМ, игровые занятия «Надзор», «Освобождение». Готовится учебное пособие «Моделирование практических ситуаций по советскому уголовному процессу». При проведении деловых игр используются следующие методы. А. Метод разыгрывания ролей. Он характеризуется: 1) постановкой сложной задачи или проблемы и распределением ролей между участниками игры; 2) наличием разноречивых интересов; 3) тесным взаимодействием студентов в процессе учебного занятия. Ход деловой игры контролирует преподаватель (жюри), который в ее процессе может вводить корректирующие условия. Он же (жюри) подводит итоги игры. С использованием этого метода проводятся игровые занятия «Предание суду» (предание обвиняемого суду и подготовительные действия к судебному разбирательству), «Суд» (судебное разбирательство по уголовному делу), «Кассация» (кассационное производство по уголовному делу). Эти занятия преследуют цель закрепления знаний по советскому уголовному процессу, полученных на лекциях и «семинарских занятиях, а также практического освоения функций судьи, прокурора, адвоката, секретаря судебного заседания и других участников судебного разбирательства. В рассматриваемых игровых занятиях применяется балльная система оценки деятельности участников. Предполагается, что тем самым обеспечивается объективная оценка положительного и отрицательного вклада каждого участника в своевременное законное и обоснованное решение уголовного дела. Дополнительные баллы присуждаются за соблюдение норм уголовно-процессуального законодательства. Преподавателю (жюри) предоставлено право наказывать играющих штрафными баллами за каждое нарушение порядка судебного разбирательства, незнание норм уголовно- процессуального законодательства, пассивность во время игрового занятия. В процессе деловой игры используется нормативный материал, архивные дела народных, областных судов, учебные дела, составляемые студентами- старшекурсниками. Каждая деловая игра включает несколько этапов. Например, игровое занятие «Кассация» насчитывает пять этапов. Первый этап: подготовка к игре, которая длится примерно месяц. Студенты слушают лекции по теме «Кассационное производство», изучают конкретные уголовные дела, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. В свободное от учебы время посещают Киевский городской и областной суды, знакомятся с дополнительной литературой. Роли распределяются на общем собрании участников с учетом их пожеланий, знаний, способностей и взаимоотношений. К началу игрового занятия участники готовят таблички, указывая в них фамилию и роль, которую предстоит играть. Второй этап: начало игрового занятия (5—10 минут). Жюри разъясняет участникам деловой игры ее содержание, правила поведения. За опоздание и иные нарушения студенты наказываются штрафными баллами. Третий этап: рассмотрение дела в кассационной инстанции (30—45 минут). Председательствующий, открыв судебное заседание, объявляет, какое дело подлежит рассмотрению. Устанавливает, кто явился по делу, были ли уведомлены участники процесса о времени его рассмотрения и т. д. Выслушав объяснения участников процесса и заключение прокурора, суд удаляется в совещательную комнату для вынесения определения. Во время совещания судей студенты, не принимающие участия в игре, составляют кассационное определение по прослушанному делу. Суд может удаляться в совещательную комнату условно и проводить совещание в зале судебного заседания. Четвертый этап: вынесение и оглашение определений кассационной инстанции (30—45 минут). Пятый этап: подведение итогов игры (30—45 минут). Члены жюри анализируют и оценивают действия каждого ее участника, отмечают допущенные ошибки, выслушивают их возражения, предложения. Наиболее активным студентам распоряжением декана объявляется благодарность. Б. Метод анализа конкретных ситуаций. Он используется в деловой игре «Судебные прения» и предполагает: 1) постановку сложной задачи или проблемы (например, изучение конкретного уголовного дела, в результате которого студенты выступают с обвинительными или защитительными речами); 2) наличие контрольных вопросов, которые формулирует преподаватель; 3) разработку соревнующимися труппами вариантов решения проблемы и представление их на конкурс; 4) обсуждение разработанных вариантов жюри, в состав которого входят преподаватели факультета, практические работники суда, прокуратуры, адвокатуры; 5) подведение итогов и оценку результатов. В., Метод игрового проектирования. Применяется в деловой игре «Курсовая работа». Он предполагает: 1) наличие сложной проблемы или задачи; 2) разделение студентов на небольшие соревнующиеся группы (группу может представлять и один студент); 3) публичную защиту разработанных решений (с их предварительным рецензированием). Г. Метод имитационных упражнений. В целом он аналогичен методу анализа конкретных ситуаций. Его специфика — в наличии заранее известного преподавателю правильного или наилучшего решения. Поэтому имитационные упражнения более просты, чем другие методы. Здесь не требуется каких-либо длительных и глубоких исследований в период подготовки и проведения занятий, а сами занятия легко укладываются в обычное расписание. Пример имитационных упражнений—игровые семинарские занятия по курсу «Советский уголовный процесс». В них участвует вся академическая группа, которая разбивается (по списку, по желанию студентов или по выбору преподавателя) на две команды. Арбитрами выступают преподаватель, ведущий семинарские занятия, и аспирант или лаборант кафедры. Они разрабатывают задачи, вопросы, разъясняют участникам игры их содержание, контролируют игровой режим, учитывают его результаты, подводят итоги игрового занятия, выставляют оценки. Семинарские занятия проходят в 4 этапа. Первый этап—подготовка к игре— длится около двух месяцев. Студенты слушают лекции по курсу «Советский уголовный процесс», посещают семинарские занятия. Капитаны команд (они избираются либо командами, либо преподавателями) предупреждаются о том, что обязаны подготовить по два-три вопроса друг другу по теме игрового занятия (преподавателю перед началом игры представляются вопросы и ответы на них с указанием источника). На перемене, перед началом игры, капитаны или кто-то из членов команды пишут фамилии участников на доске, готовят табличку с названием команды. Второй этап аналогичен соответствующему этапу игры «Кассация». Третий этап (75—80 минут) начинается с разминки. Арбитр оглашает задачу или один-два вопроса по теме игры, на которые участники должны в течение одной-двух минут дать письменный ответ. Ответы сдаются капитанам команд, которые, в свою очередь, передают их преподавателю. Он оценивает ответы и дает указание аспиранту (лаборанту) проставить соответствующий балл против каждой фамилии на доске. На этом разминка заканчивается. Преподаватель поочередно вызывает представителей команд к доске, которые берут вопрос на столе, оглашают его и, обдумав в течение 1—2 минут, отвечают на него. Прослушав вопрос, студенты, присутствующие в аудитории, также должны письменно ответить на него и сдать преподавателю. «Заработанные» ими баллы также проставляются на доске. На это отводится 70— 75 минут. Затем начинается конкурс капитанов, которые поочередно задают друг другу вопросы и отвечают на них. Четвертый этап (5—10 минут). Арбитры подводят итоги игры, проставляют баллы против каждой фамилии, подсчитывают сумму баллов каждой команды. Преподаватель оценивает и анализирует действия участников, отмечает допущенные ошибки, выслушивает выступления участников. Интенсификация процесса обучения с помощью деловых игр позволяет не только» повысить эффективность учебного процесса, но и индивидуализировать обучение. Игры вносят элемент соревнования, создают непринужденную атмосферу, способствуют приобретению практических навыков, выработке конкретных рекомендаций по профориентации выпускников, вплоть до указания должностей, на которых будущего специалиста целесообразно использовать. Внедрение активных методов обучения способствует также повышению академической успеваемости, привитию навыков самостоятельной творческой работы. Итак, преимущества игровых занятий бесспорны. Однако здесь много и нерешенных вопросов. 1. В вузовских учебных планах отсутствуют обоснованные нормы времени на учебную и методическую работу, необходимую для проведения игровых занятий, не определены их место и роль в учебном процессе. В «Примерных нормах времени» (приказ МВ и ССО СССР от 1 августа 1977г. №1805) этот вид занятий вообще не предусмотрен. Как показывает опыт, на одну деловую игру требуется только аудиторного времени в 2—4 раза больше, чем на обычные практические занятия. 2. Подготовка игровых занятий и особенно деловых игр — сложное и трудоемкое дело, требующее напряженного труда квалифицированных специалистов. Видимо, необходимо создать авторские коллективы для разработки сборников игровых занятий. Работу преподавателей по созданию и совершенствованию игр следует учитывать в индивидуальных планах по разделам учебно-методической и научно-исследовательской работы. Целесообразно освобождать таких преподавателей в течение семестра от учебной нагрузки. 3. Создание серьезной деловой игры с использованием ЭВМ — исследовательский труд не меньшего объема и значения, чем подготовка традиционной кандидатской диссертации. Целесообразно учесть это и внести дополнение в ныне действующие правила об ученых степенях и званиях. Государственному комитету СССР по народному образованию следует разработать и утвердить классификацию активных методов обучения, поручив специальной комиссии или совету аттестовать разработки по игровым методам, дать им гриф, как это практикуется в отношении учебников и учебных пособий.[4] 4. Расширение использования игровых занятий сдерживается также отсутствием специальных аудиторий, кабинетов активных методов обучения, соответствующего оборудования (видеомагнитофонов, телевизоров, малых ЭВМ, компьютеров и других технических средств). 5. Назрела необходимость проведения научно-практической конференции или семинара преподавателей высших юридических учебных заведений страны по активным методам обучения, обобщения имеющегося опыта, координации игровых разработок по юридическим дисциплинам. * Кандидат юридических наук, доцент Киевского государственного университета. [1] Методические указания по классификации методов активного обучения, Киев, 1984. С.3. [2] Методические указания к игровому занятию «Предание суду». Киев. 1985; Методические указания к игровому занятию «Суд». Киев, 1985; Методические указания к игровому занятию «Кассация». Киев, 1985. [3] Молдован В. В. Деловые игры—совершенствование подготовки будущих юристов // Актуальные проблемы развития университетского образования на современном этапе /Под ред. А. А. Чухно. Киев, 1984. [4] Рыбальский В. Учить творчески//Известия. 1986. 5 июня.



ОГЛАВЛЕНИЕ