ОГЛАВЛЕНИЕ

К вопроcу о концепции развития юридического образования
№ 3
01.06.1996
Морозова С.А.
Становление правового государства в России актуализировало ряд проблем в области юридического образования. Среди них кардинальной является проблема разработки научно обоснованной концепции юридического образования. Принятие Закона РФ «Об образовании»1 обусловило необходимость приведения федеральной системы юридического образования в соответствие с его требованиями. Статья 8 Закона РФ «Об образовании» рассматривает систему образования в Российской Федерации как совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. На основании этого Закона образовательные программы, определяющие содержание юридического образования в стране, должны быть представлены профессиональными программами начального, среднего, высшего, послевузовского юридического образования и общеобразовательными, закладывающими основы допрофессиональной подготовки.
Проблема эффективного обеспечения взаимодействия и преемственности образовательных юридических программ всех уровней и направленности на сегодня не решена. Отсутствие преемственности общеобразовательных и вузовских образовательных программ в рамках юридического образования вызывает особое беспокойство. Заслуживают пристального внимания такие неразработанные актуальные направления концепции юридического образования, как общеправовая подготовка учащихся и проектирование образовательных программ подготовки специалистов школьного правового образования, и прежде всего преподавателей права.
Общеправовую, допрофессиональную подготовку учащихся школ, лицеев, гимназий, профессиональных училищ и колледжей призваны обеспечить специальные образовательные программы, которые должны быть направлены на решение задач формирования общей правовой культуры личности, адаптации ее к жизни в обществе в правовой сфере, на создание основы осознанного выбора и освоения профессиональных юридических образовательных программ.
Особенностью и достоинством системы отечественного школьного образования издавна является включение в ее структуру такой предметной области, как правоведение. Со второй трети XVIII в. в России функционировали средние военные учебные заведения - кадетские корпуса, учащиеся которых на третьей ступени обучения осваивали основы юриспруденции. В 60-х годах XIX в., когда кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии, в учебный план входило законоведение.
В середине XIX в. этот предмет был введен во всех гимназиях. Гимназисты, которые имели «особенные и отличные» познания в российском законоведении, получали право на XIV чин, если шли на государственную службу.2 На наш взгляд, сегодня целесообразно вернуться к праву преимущественного определения на государственную службу в зависимости от успехов в правовом обучении.
Учебные планы 5-7 классов одной из петербургских гимназий в XIX в. содержали разнообразные курсы, например, «Законы основные», «Законы гражданские определительные», «Законы о гражданском судоустройстве», «Законы уголовные и полицейские с судопроизводством уголовным».4
В советский период до 1970-х годов в школах ограничивались изучением вопросов государственного права на основе текста Конституции СССР. Однако с 1975 г. по начало 1990-х годов школьники изучали обязательный предмет «Основы Советского государства и права», систематизирующий знания о государстве, Конституции СССР, знакомящий с системой советского законодательства.
В настоящее время, когда складывается новая модель российского школьного образования, в практике правового обучения прослеживается ряд перспективных тенденций концептуального характера. Анализ современных учебных школьных программ и пособий свидетельствует о возникновении инновационных направлений развития содержания школьного юридического образования. Среди них можно выделить тематический принцип построения программ и пособий пропедевтического цикла, появление пропедевтических программ для начальной школы, ставящих целью воспитание нормативной культуры и ознакомление с правовыми ценностями российского общества, программ в помощь классным руководителям и организаторам внеклассной работы. В рамках педагогической системы «Петербургская школа» зарождается новое направление – разработка регионального компонента правового образования. Общепризнанным типом образовательного учреждения являются ныне гуманитарно-правовые лицеи. Все больше становится школ с классами, профилированными на основные юридические профессии. Формирующуюся систему образования в России можно представить несколькими этапами.
Первый этап охватывает учащихся с 1 по 8 классы и состоит в сообщении пропедевтических правовых знаний. На данном этапе учащиеся только готовятся к усвоению собственно юридической информации, как правило, в рамках разных школьных предметов и внеурочных мероприятий. Положительным явлением в области школьного правового образования можно расценить экспериментальные обществоведческие программы курсов «Социальная практика» (Санкт-Петербург), «Граждановедение» (Москва), которые дают школьникам представление о нормативной культуре.
На втором этапе, традиционном для российского школьного образования, школьники-выпускники основной школы изучают самостоятельный правовой курс, в рамках которого они получают систематизированные начальные юридические знания. Одновременно с этим у учащихся есть реальная возможность получить историко-правовые знания в курсах истории или на историко-правовых факультативах, например, «Эволюция права в государствах Европы и Америки XVII-XIX вв.».5 В возрасте 14-15 лет, когда школьники становятся субъектами права, они впервые встречаются с систематизироваными правовыми знаниями.
Отказ от унифицированного образования, многообразие образовательных программ и типов школ как следствие реализации принципов свободы и плюрализма в образовании (ст. 2 Закона РФ «Об образовании») создают благоприятные условия как для достижения целей и задач второго этапа школьного правового образования в его инвариантной модели, так и для конструирования альтернативных концепций общеправовой подготовки учащихся с учетом их возрастных и психологических особенностей, а также базового стандарта школьного юридического образования. Анализ учебных планов 10-11 классов показывает, что, как правило, общеправовая подготовка старшеклассников отсутствует, за исключением профилированных юридических классов. В условиях, когда переосмысливается понимание культуры, образования человека, когда по-новому встает вопрос о месте правовых знаний, их значении в освоении личностью правовой действительности, сохранение лучших традиций школьного юридического образования и реализация принципов его непрерывности должны стать ведущими направлениями общеправовой подготовки учащихся как компонента концепции развития юридического образования в целом. Высокая социальная востребованность лиц с юридическим образованием в силу объективного процесса формирования в России новой правовой системы и системы социально-политического и экономического управления не позволяет ограничиваться традиционной инвариантной моделью системы школьного образования. Существенным недостатком этой модели является то, что обязательное систематическое изучение правовых знаний прекращается в 14-15 лет (9 класс), когда учащийся еще не имеет юридического статуса в полном объеме. В результате общеправовая подготовка не получает завершения уже в самой модели.
На наш взгляд, инвариантная модель общеобразовательной программы юридического образования и принцип его непрерывности может обеспечить двухуровневая структура общеправовой подготовки учащихся. Первый уровень образует выполняющая пропедевтическую функцию система правовых знаний, дающих представление о правовой действительности, о нормах правомерного поведения. Эти знания позволяют подростку ориентироваться в общественных отношениях соответственно его социальной роли и степени включенности в правовую жизнь общества. Второй уровень - система правовых знаний, выполняющая мировоззренческую и регулятивную функции. Учащиеся знакомятся с эволюцией правовых воззрений, идеалов, юридических ценностей. Для них создаются условия, чтобы они смогли осмыслить право как сложное общественное явление в рамках либо специальных модульных курсов, либо интегрированного обществоведческого предмета. Регулятивную функцию юридического образования можно обеспечить в процессе преподавания в школе специальной правоведческой дисциплины, раскрывающей систему российского права на основе широкого использования компаративного метода. Опытно-экспериментальная работа подтвердила предположение о том, что курс основ российского законодательства должен представлять собой практическое руководство по применению действующего права, сориентированного на общегражданские потребности. Школам может быть рекомендован экспериментальный учебный план школы № 463 (Санкт-Петербург) для 10-11 классов, в котором содержатся учебные предметы, обеспечивающие полноценную общеобразовательную правовую подготовку старшеклассников. Этот учебный план рассчитан на обычные классы, которые не специализируются в праве.
о в последние годы, что обусловлено социальным заказом российского общества. Профильность - это «некоторое углубление изучения отдельных предметов».6 Для изучения в школе правоведческих дисциплин такого определения недостаточно прежде всего потому, что учебные планы старших классов не содержат данных дисциплин. В юридическом школьном образовании профильность предполагает разработку особых учебных планов, в которых достигается оптимальное сочетание универсальности знания с профильностью, ориентированной на конкретное высшее учебное заведение. Примером сбалансированного учебного плана для гуманитарно-юридических классов, учитывающих программу вступительного экзамена по правоведению Санкт-Петербургского государственного университета, также может служить экспериментальный учебный план школы № 463 (Санкт-Петербург).
К сожалению, только курс «Из истории права» обеспечен оригинальными программой7 и учебным пособием (авторы пособия А.В. Ильин, С.А. Морозова). Это первый опыт введения в отечественное правовое образование старшеклассников курса по истории права. Традиционно право как культурно-историческое явление в учебных правовых курсах в школе не рассматривалось. Ознакомление школьников с особым явлением – правовой культурой общества в историко-хронологической последовательности, представляя правовую культуру как социальный механизм для накопления, хранения и передачи социально значимой правовой информации, с достижениями мировой правовой культуры и основными вехами истории отечественного права – является целью курса. Цель, логика, отбор содержания и структура курса обусловлены новой концепцией образования, исходящей из идеи гуманизации. Эта концепция создает предпосылки для познания правовой культуры как культурного феномена, части духовной культуры общества. В основу структурирования содержания курса положены культурологический и цивилизационный подходы, позволяющие наилучшим образом показать, что право – это пестрое, многомерное нормативное образование, раскрыть социальную сущность права. Учебное пособие помимо основного текста содержит разнообразные фрагменты юридических документов и источников, а также познавательные задания и задачи.
Актуальной проблемой концепции профильного юридического школьного образования является проблема подготовки специалистов школьного правового образования. В середине 80-х годов на историческом факультете Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена (ныне – Российский государственный педагогический университет) была сделана попытка создать условия для специализации студентов в области правового обучения и воспитания. Студентам наряду с правоведческими дисциплинами читались курсы по правовой педагогике, методике правового обучения и воспитания. Теоретические курсы сочетались с практическими занятиями, однако отсутствовала возможность приобретения опыта преподавания права в школе на практике, что, на наш взгляд, негативно сказывалось на качестве подготовки специалистов. Для профориентированности и профадаптированности выпускников факультета социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена характерно, что из 27 студентов, обучавшихся на отделении правовой педагогики, только 8 писали дипломы по кафедре права и один по методике преподавания права (данные 1995/96 г.).
В настоящее время в стране сложилась абсурдная ситуация, когда в распоряжении школы имеются разнообразные программы, содержащие правовые знания, а использовать их школа не может из-за отсутствия педагогов с необходимой подготовкой. Существующая обновленная модель образовательных программ высших педагогических учебных заведений не в состоянии выполнить этот социальный заказ.
Одним из принципиальных условий сохранения лучших традиций школьного юридического образования и реализации принципа его непрерывности является приведение характера и уровня вузовских образовательных программ в соответствие с целями школьного юридического образования, с особенностями его новой модели. Возникла насущная необходимость в моделировании особых блоков методических курсов как неотъемлемой части целостной системы образовательных программ подготовки специалистов правового образования, предоставляющих каждому студенту, который специализируется в юриспруденции, условия для конструирования своей образовательной программы, включающей специализацию в области правового образования. Вероятно, необходимо ввести уточнение квалификации в рамках специальности «юриспруденция», например, юрист, специалист в области юридического образования, преподаватель права, и разработать соответствующий стандарт профессиональной подготовки юристов такого профиля на общероссийском уровне. Представление о данной квалификации школьники могут получить, обучаясь в педагогическом юридическом классе.
*Кандидат педагогических наук, доцент Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург).
1 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 30. Ст. 2797; СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150.
2 Историко-статистический очерк общего и специального образования в России / Под ред. А.Г. Небольсина. СПб., 1883.
3 Каспржак А.Г., Левин М.В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М., 1994. С. 46.
4 Пятидесятилетие Санкт-Петербургской пятой гимназии. СПб., 1896.
5 Система правового образования в школе. СПб., 1995. С. 67.
6 Каспржак А.Г., Левин М.В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. С. 50.
7 Система правового образования в школе. Концепция: Учебные программы. СПб., 1995. С. 107.



ОГЛАВЛЕНИЕ