ОГЛАВЛЕНИЕ

Новый подход к преподаванию гражданского права
№ 2
05.04.1999
Иванов А.А.
1. Современная ситуация в гражданском праве. Радикальные перемены в социально-экономическом укладе России не могли не отразиться в гражданском праве. Современная ситуация характеризуется усилением значения данной отрасли и как следствие — увеличением объема гражданско-правовых норм, причем во всех подразделениях. Достаточно сравнить количество законов, посвященных, скажем, правовому положению юридических лиц различных организационно-правовых форм, 10 лет назад и сейчас. Не менее показательно и количество видов договоров, регулируемых ГК РСФСР 1964 г. и нынешним.
Однако дело не только в количественных изменениях. Существенно усложнились гражданско-правовые понятия и конструкции, причем даже те, которые существовали и ранее. Возьмем, например, подход к ценным бумагам. Классический взгляд допускал только документарные ценные бумаги. Между тем по действующему законодательству могут существовать и бездокументарные ценные бумаги. А это означает переворот не только в традиционном делении вещей, но и в способах приобретения, прекращения и защиты прав на такие ценные бумаги, и как следствие — в учении о форме сделок и об объектах гражданских прав. И подобные примеры — не исключение, а, скорее, общее правило.
Ряд понятий и конструкций, которые прежде многими отвергались как чрезмерно «буржуазные», теперь стали в гражданском праве краеугольными. Достаточно вспомнить такие категории, как «недвижимое имущество», «вещные права», «приобретательная давность» и др. Вокруг многих из них выстроились целые подсистемы нормативных актов. Как тут не вспомнить Закон РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 мая 1997 г.1 и принятые в его развитие подзаконные акты.
Для усвоения нового содержания гражданского права необходимо иметь куда более глубокие теоретические познания, чем 10—15 лет назад. Причем недостаточно знать и пользоваться одним лишь материалистическим подходом к изучению правовой действительности. Ряд понятий, широко циркулирующих в настоящее время, был сформулирован на основе принципиально иных философских схем. Без применения таких схем эти понятия не могут быть правильно истолкованы. Возьмем, например, категорию вещного права. Ее обоснование вряд ли возможно без признания волевой связи человека с вещью, а это погружает нас в пучину субъективного идеализма.
Многие нормы гражданского права можно легче понять, обратившись к изучению забытых юридических конструкций, созданных в прошлом веке, а то и столетия назад. Допустим, природа так называемой одночленной корпорации может быть полноценно раскрыта лишь при помощи теории «фикции» юридического лица. А это выводит нас на изучение всех теорий юридического лица (и по такому пути идут многие авторы2). Не менее красочно иллюстрируют выдвинутый тезис и многочисленные обращения к полемике по поводу «интеллектуальной собственности», ведущейся уже второе столетие.
Наконец, правильное описание отдельных правовых конструкций немыслимо без обращения к иностранному гражданскому праву, в недрах которого они появились. Иначе и быть не может при заимствовании, пусть даже и творческом. Как, например, понять природу доверительного управления имуществом или коммерческой концессии, ничего не зная о доверительной собственности (трасте) или франчайзинге? Не следует забывать и о том, что наше гражданское право вплотную приблизилось к континентальном, что обязывает к глубокому изучению особенностей последнего.
Одним словом, в гражданском праве произошли глубокие количественные и качественные изменения, которые настоятельно требуют нового подхода к его преподаванию.
2. Недостатки прежнего подхода и возможность его трансформации. Гражданское право во всех вузовских программах считалось одной из профилирующих дисциплин.
На юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета гражданское право (при дневной форме обучения) в настоящее время изучается на протяжении 307 часов. Основной лекционный курс читается два года (на втором и третьем годах обучения); его продолжительность — 196 часов (122 и 74 часа соответственно). Первые два семестра изучается общая часть гражданского права, вещное право и общие положения обязательственного права, на втором году обучения — отдельные виды обязательств, авторское, патентное и наследственное право. По окончании каждого года проводятся экзамены.
Практические занятия проходят на протяжении этих же двух лет; их продолжительность составляет 108 часов (58 и 50 часов соответственно). По окончании первого семестра каждого года практических занятий проводятся зачеты.
Помимо основного курса на четвертом году обучения в качестве обязательного читается семейное право (30 часов), а также ряд спецкурсов, среди которых некоторые представляют собой отдельные разделы гражданского права (жилищное право, деликтные обязательства, право интеллектуальной собственности и т. д.). Дополнительные (специальные) курсы заканчиваются либо экзаменами, либо зачетами.
Такая структура преподавания гражданского права сохраняется без существенных изменений на протяжении вот уже 30 лет. На нее рассчитаны все имеющиеся учебники и практические пособия по гражданскому праву. Между тем в современных условиях данный подход к преподаванию гражданского права обнаружил ряд существенных недостатков. В основном они связаны с изменениями, которые произошли в самом гражданском праве как отрасли.
Во-первых, незаслуженно мало внимания уделяется изучению правового положения отдельных видов юридических лиц (особенно некоммерческих), некоторым объектам гражданских прав (недвижимому имуществу, ценным бумагам), личным неимущественным правам и ряду проблем вещного права (в частности, приватизации государственного имущества; вещным правам, не урегулированным в ГК; залогу и прежде всего ипотеке). Между тем систематически эти вопросы в процессе дальнейшего обучения не изучаются и, что самое главное, не выносятся на практические занятия. В результате этого студенты не получают целостного представления об общей части гражданского права и вещном праве.
Во-вторых, разорваны общая и особенная части обязательственного права, что заставляет при изучении отдельных видов обязательств на втором году обучения, и в том числе при проведении практических занятий, постоянно обращаться к общим положениям, которые студенты основательно подзабыли. Особенно сложно обстоит дело с договорным правом, изучению основ которого отводится не более 5—10 % времени, посвященного общему учению об обязательствах. Однако если исходить из практических соображений, договорное право должно превалировать над обязательственным.
В-третьих, количество норм, посвященных отдельным видам договоров, стало настолько значительным, что их невозможно полноценно освоить в течение второго года преподавания гражданского права наряду с авторским, патентным и наследственным правом. Многие весьма распространенные на практике виды договоров приходится просто «пропускать» и на лекциях, и во время практических занятий. Например, весьма конспективно изучаются рентные договоры, отдельные виды договоров аренды, договоры перевозки, страхования, кредитно-расчетные операции и ряд других. В подавляющем большинстве случаев лектор лишен возможности обратить внимание студентов на правоприменительные аспекты заключения и исполнения этих, да, пожалуй, и иных видов договоров. Еще сложнее обстоит дело с практическими занятиями, на которых зачастую не удается рассмотреть даже содержащиеся в ГК нормы, не говоря уж об имеющихся теоретических и практических проблемах. Нельзя не учитывать и того, что по объему отдельные виды обязательств, авторское, патентное и наследственное право в сумме как минимум в два раза превышают материал, даваемый на протяжении первого года обучения. Таким образом, нарушается принцип равномерности распределения нагрузки.
В-четвертых, семейное право выведено из общего курса гражданского права. Такое «сектантство» обедняет не только семейное, но и само гражданское право. Чтение семейного права как отдельной дисциплины связано с необходимостью повторять теоретические положения, содержащиеся в общей части гражданского права. Между тем для подробного изложения норм самого семейного права остается мало места. В то же время ряд общих положений гражданского права лучше иллюстрировать примерами из семейно-правовой сферы. Не менее полезным окажется использование семейно-правовых норм для разработки общих положений о личных неимущественных правах. Нельзя не отметить и того, что обязательный для всех курс семейного права обычно не сопровождается практическими занятиями. Это — серьезный пробел, поскольку вопросы семейного права на практике встают едва ли не чаще жилищных.
Наконец, в-пятых, наше гражданское право возвращается в лоно континентальной системы, поэтому все большее значение приобретает сравнение его норм с правилами, закрепленными в иностранных законодательствах. Между тем подавляющее большинство наших учебников уделяет внимание только отечественному праву, что обедняет их содержание и снижает качество подготовки студентов. Не спасает положения и чтение такого экзотического предмета, как «иностранное гражданское и торговое право». Конструкции, созданные в рамках иных систем права, должны органически вплетаться в общий курс гражданского права. Только так можно понять истинные назначение и смысл российских норм. В условиях все более интенсивного международного сотрудничества именно этот подход позволит достичь еще более тесного сближения российской и европейских правовых систем, а в перспективе — вплотную подойти к решению проблемы взаимного признания дипломов по юриспруденции.
Большинство недостатков прежнего подхода к преподаванию гражданского права вызвано незначительным количеством часов, выделенных для него. Между тем суммарный объем, который в учебной программе занимает гражданское право, не так уж мал. Если сократить дополнительные курсы и некоторые спецкурсы, по теме совпадающие с отдельными разделами гражданского права, можно сэкономить те часы, которые позволят читать более содержательный основной курс гражданского права. Важно лишь рационально распределить учебный материал в пределах имеющегося времени.
3. Существо нового подхода и его преимущества. Существо нового подхода к преподаванию гражданского права состоит в увеличении количества часов основного лекционного курса (до 240 часов) и практических занятий (до 120 часов), а также в сокращении дополнительного курса семейного права и некоторых спецкурсов (жилищного, деликтного и наследственного права, а также права интеллектуальной собственности). В результате таких изменений гражданское право должно будет изучаться на протяжении трех лет (на втором, третьем и четвертом году обучения). Причем одновременно будут проводиться и лекции, и практические занятия. Результаты каждого года обучения должны быть оценены на экзамене, а результаты первого семестра каждого года — на зачете. Благодаря этому базовый объем знаний, получаемых каждым студентом, расширится. В то же время будет обеcпечена необходимая равномерность и в подаче, и в изучении правового материала. Следует заметить, что речь здесь и далее пойдет только о дневной форме обучения как наиболее полной. Прочие формы обучения также можно построить, опираясь на трехлетний цикл, однако объем часов, отводимых на изучение гражданского права, там будет меньшим.
Во время первого года обучения должны быть изучены общая часть гражданского права, вещное право и общие положения об обязательствах (за вычетом общих положений о договорах). Это позволит более подробно остановиться на тех вопросах, которые в настоящее время изучаются конспективно. Например, окажется возможным рассмотреть все стадии гражданской жизни физических лиц (в том числе через призму регистрации актов гражданского состояния), все урегулированные законодательством разновидности юридических лиц (в особенности, некоммерческих), а не только те их организационно-правовые формы, которые предусмотрены ГК, внимательно подойти к наиболее важным категориям объектов гражданских прав (в частности, к ценным бумагам), уделить больше времени личным неимущественным правам.
При изучении вещного права удастся выделить новые темы, посвященные, в частности, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, приватизации государственного и муниципального имущества, подробно остановиться на вещных правах, урегулированных законодательством о природных ресурсах, наконец, на ипотеке. В целом во время первого года обучения окажутся охваченными практически все имеющиеся нормативные акты, относящиеся к общей части гражданского права. И все они будут апробированы на практических занятиях. Столь подробное изучение общих вопросов гражданского права может дать и дополнительный эффект. Ведь основы знаний будущих правоведов закладываются именно на втором курсе. И ценно то, что эти основы будут сформированы на базе наиболее стабильной части гражданского права.
Второй год следует целиком посвятить договорному праву, причем начать нужно с подробного изложения общих положений о договоре. Такой подход, наконец, поможет устранить ту несуразную ситуацию, когда эти положения изучают два-три часа, а на практике договорного права касается чуть ли не каждое второе обращение. Большее внимание можно будет уделить различным классификациям договоров, процедуре их заключения, изменения и расторжения, соотношению административного акта и договора и некоторым другим общим вопросам. Наконец, было бы полезно построить общую модель договора и, опираясь на нее, подробно, но без повторов рассмотреть отдельные виды договоров. Такой переход будет выглядеть логичным и естественным. Станет возможным анализ всех разновидностей отдельных видов договоров. Что же касается практических занятий, то на них можно будет не только анализировать казусы, но и подробно рассматривать сложившиеся при заключении договоров соответствующего вида деловые обыкновения. По результатам таких занятий станет возможным составление студентами проектов типовых договоров с последующей их оценкой преподавателем.
Любопытно заметить, что в течение первого и второго года изучения гражданского права (на 2 и 3 курсах) будут рассмотрены по сути все темы, пересекающиеся с торговым (коммерческим, предпринимательским) правом. Ведь последнее опирается главным образом на учение о юридических лицах и о договорах. Тем самым будет заложен прочный фундамент для усвоения (на 4 курсе) коммерческого права. В то же время курс гражданского права можно посвятить чисто цивилистическим вопросам. Коммерческое же право должно не слепо копировать структуру курса права гражданского, а вычленять из него и детально рассматривать чисто предпринимательские аспекты. Лишь при таких обстоятельствах его изучение будет вызывать интерес у студентов.
Завершение изучения гражданского права должно произойти на третьем году обучения. Он начнется с внедоговорных обязательств, изложение которых перестанет быть скомканным. За ними последует авторское и патентное право, в рамках которых окажется возможным подробное изучение не только основных положений, но и нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности, а также всех договорных форм передачи авторских и патентных прав третьим лицам.
Семейное право найдет свое место в рамках общего курса, что позволит избежать повторения одних положений и, напротив, более глубоко проникнуть в другие. Ведь многие учебники по семейному праву грешили и грешат чрезмерным увлечением вопросами теории (о предмете и методе, правоотношениях, юридических фактах и т. д.). В рамках общего курса гражданского права все эти проблемы окажутся решенными в основных своих моментах гораздо раньше, а именно, на первом году обучения. Это позволит сосредоточиться на специальных, и прежде всего практических, вопросах — имущественных отношениях между супругами, алиментных обязательствах, усыновлении и т. д., на которые раньше просто не хватало времени. И самое главное, на семинарских занятиях будут решаться казусы по семейному праву.
Увеличится и количество часов, отведенных для наследственного права. В настоящее время хватает времени только для общих вопросов. Ни особенности наследования отдельных видов имущества, ни нотариальная практика в нынешнем курсе не находят должного отражения. С переходом на трехлетний цикл станет возможным подробный анализ этих проблем. Нельзя не отметить и того, что наследственное право будет изучаться после семейного. А это означает, что студентам уже будут известны такие категории, как родство и свойство, усыновление и иждивение и т. д. Раньше же все эти вопросы подробно рассматривались после того, как было «пройдено» наследственное право, что снижало уровень понимания последнего.
Третий год обучения должен завершиться, в соответствии с нынешней структурой Основ гражданского законодательства, изучением коллизионных норм. Конечно, последние изучаются в курсе международного частного права, однако его объем настолько велик, что хватает времени только на изучение основных положений. До коллизионных норм российского права руки у преподавателей, как правило, не доходят. А если и доходят, то эти знания теряются среди сведений об иных правовых системах. В рамках же курса гражданского права эти коллизионные нормы зазвучат по-другому. Они будут усваиваться на фоне внутренних норм, что позволит глубже понять логику законодателя, избравшего тот или иной вариант построения коллизионной нормы. К тому же международное частное право будет изучаться студентами приблизительно в то же время, что и третья часть права гражданского. Это позволит избежать повторения многих теоретических вопросов, особенно при согласовании учебных программ.
Таким образом, новая модель преподавания гражданского права характеризуется более равномерным и последовательным изложением правового материала по сравнению с предыдущей. Она также позволяет более подробно рассмотреть те актуальные в настоящее время вопросы, которые ранее оставались за рамками общего курса. Более четко прослеживается логика гражданского права. Повышается теоретическая однородность курса. Существенно улучшается практическая подготовка студентов. Наконец, новая модель преподавания гражданского права в значительной степени свободна от упомянутых выше конкретных недостатков.
Наверное, единственным не устраненным в рамках нового подхода недостатком остается разорванность на части обязательственного права. Зададим себе вопрос: насколько оправданно изучение обязательственного права в течение трех лет? Ведь оно начнется на втором году обучения, а закончится только на четвертом. В самом деле, разорванность обязательственного права является одним из недостатков, причем как нового, так и старого подхода к преподаванию гражданского права. Однако прежде вся общая часть обязательственного права была оторвана от особенной. В новых условиях общая часть договорного права окажется объединенной с отдельными видами договоров. Это позволит частично избежать разорванности. Что же касается внедоговорных обязательств, то некоторый резерв времени, имеющийся на третьем году обучения, может быть с успехом использован для того, чтобы вкратце освежить в памяти студентов основные положения общей части обязательственного права. Тем самым удастся сгладить ту неизбежную разорванность обязательственного права, которая вызвана его объемом, существенно превышающим объем других разделов особенной части. К тому же у внедоговорных обязательств мало общего с договорными.
Нельзя не отметить, что предлагаемая юридическим факультетом Московского государственного университета система изложения учебного материала по гражданскому праву3 позволяет избежать разделения обязательственного права на части. Это достигается за счет перенесения наследственного, авторского, патентного права со второго на первый год обучения. В результате обязательственному праву целиком отводится второй год. Такая система имеет право на существование, несмотря на ряд недостатков, многие из которых уже были отмечены в научной литературе.4 И дело не столько в нетрадиционности московской системы или в игнорировании ею структуры действующего ГК, сколько в присущих ей логических противоречиях. Прежде всего, присоединение наследственного права к праву собственности граждан необоснованно связывает наследование только с вещными правами. А как же быть с наследованием прав требования и долгов? При рассмотрении данного вопроса неизбежно забегание вперед и как следствие нарушение логики в изложении учебного материала.5 Все это ухудшает понимание студентами принципа универсальности наследственного правопреемства.
Затем, содержание авторских и патентных прав нельзя полноценно усвоить без анализа договоров, опосредующих использование их объектов (авторских, лицензионных и т. д.). Между тем эти договоры изучаются только на втором году обучения. В результате такие сугубо специальные разделы курса, как авторское и патентное право, оказываются разорванными на части. И эта разорванность хуже, чем та, о которой шла речь выше применительно к обязательственному праву. Ведь последнее разделено на части лишь во времени, а не логически.
Но с этими недостатками можно было бы примириться, если бы не двукратное увеличение объема гражданско-правового материала, который должны изучить студенты. Удвоение объема предполагает изучение гражданского права в течение, как минимум, еще одного года. Однако предлагаемая Московским университетом система совершенно непригодна для трехлетнего изучения гражданского права. Ведь она может быть разделена только на две приблизительно равные части. В результате ее сторонники обречены на изучение гражданского права в течение двух лет. Это предполагает конспективное изложение многих вопросов,6 а также создание дополнительных курсов и спецкурсов, подробно рассматривающих отдельные разделы гражданского права. Таким образом, подавляющее большинство недостатков прежнего подхода к преподаванию гражданского права сохраняется.
4. Этапы перехода к новому уровню преподавания гражданского права. Новый подход к преподаванию гражданского права не может быть реализован в одночасье. Необходим переходный период, в течение которого должны быть постепенно преобразованы и учебная программа, и структура лекционных (практических) занятий, и учебные материалы.
Переходный период может быть условно разделен на следующие этапы.
1-й этап — подготовка к переходу на трехлетний цикл преподавания гражданского права. Прежде всего нужно создать новую программу и утвердить ее. В рамках новой программы необходимо перестроить учебные планы и экзаменационные билеты и обеспечить подготовку лекторов в основном для третьего года изучения гражданского права. Ведь лекторы, как правило, читают либо гражданское, либо семейное право. В рамках же новой программы эти разделы будут совмещены. Изменения затронут и преподавателей, ведущих практические занятия. Им придется обратить более серьезное внимание на семейное право. Не меньше времени займет и более глубокая подготовка к ведению практических занятий по авторскому и патентному праву, многие разделы которого будут более широко представлены на практических занятиях.
2-й этап — адаптация под новую программу учебников и практикумов по гражданскому праву. И те и другие должны иметь три части, которые будут равноценными и потому легко доступными для студентов. Уже существующий учебник и практикум, подготовленные кафедрой гражданского права Санкт-Петербургского государственного университета, легко адаптировать к новым условиям. Просто нужно переместить некоторые главы из одного тома в другой, написать дополнительные главы и расширить уже имеющиеся. Что касается практикума, то потребуется более глубокая его переработка (в частности, придется заново создать задачи по семейному праву, расширить их количество по другим темам и т. д.).
3-й этап — параллельное чтение гражданского права по старой и по новой программе. В первый и второй годы перехода к новой программе особых проблем не предвидится. Просто очередные потоки студентов пройдут свои курсы обучения. Третий же год перехода окажется самым сложным, поскольку параллельно будут читаться гражданское право на третьем году обучения, с одной стороны, и семейное право вместе с рядом упраздняемых спецкурсов (жилищным, наследственным правом и пр.) — с другой. На преподавателей фактически ляжет двойная нагрузка. Впрочем, в следующем году ситуация нормализуется и учебная нагрузка войдет в свои обычные, но уже новые рамки. Выпускные же экзамены по новой программе можно будет принимать только в конце четвертого года.
По завершении указанных трех этапов переход к новой системе преподавания гражданского права будет полностью завершен.
5. Основные цели, которые должны быть достигнуты в результате реформы преподавания гражданского права, состоят в следующем:
1) увеличение объема базовых знаний по гражданскому праву у всех студентов. Иными словами, большинство должно знать столько, сколько знают те, кто занимается самообразованием в умеренных пределах. Спецкурсы должны не сводиться к углубленной проработке отдельных разделов из основного курса гражданского права, а выражать личную позицию их автора;
2) усвоение теории гражданского права. Она должна перестать быть отвлеченной от жизненных проблем. В каждой концепции студент должен научиться видеть практическую пользу, понимать внутреннюю логику правовых норм;
3) приобретение разносторонних практических навыков. Оно возможно за счет увеличения числа и направленности практических занятий. Студенты должны научиться составлять проекты гражданско-правовых документов и формулировать свою позицию в судебных процессах;
4) восприятие основных особенностей гражданского права России в сравнении с другими правовыми системами. При этом студентам нужно научиться правильно использовать такие особенности в будущей работе (в том числе в международной торговле). Это позволит добиться более широкого признания нашего юридического образования за рубежом.
* Кандидат юридических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета.
1 СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.
2 Такой путь избрали авторы глав о юридических лицах в учебниках по гражданскому праву (см.: Гражданское право: Учебник: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. М., 1996. С. 105—112; Гражданское право: Учебник. Т. 1 / Под ред. Е.А. Суханова. 2-е изд. М., 1998. С. 172—178).
3 Гражданское право... Т. 1 / Под ред. Е.А. Суханова.
4 См., напр.: Преподавание гражданского права в условиях перестройки // Правоведение. 1988. № 2. С. 40—49.
5 Там же. С. 42—43 (автор фрагмента — В.А. Рясенцев).
6 Это хорошо заметно применительно к наследственному, авторскому и патентному праву, которые изложены весьма сжато (см.: Гражданское право... / Под ред. Е.А. Суханова. С. 533—556, 623—717). Для сравнения — субъектам гражданских прав в том же учебнике посвящено более 180 страниц (почти в два раза больше, чем авторскому и патентному праву вместе взятым), а объектам — около 30 (т. е. столько же, сколько и всему наследственному праву).



ОГЛАВЛЕНИЕ