ОГЛАВЛЕНИЕ

О задачах юридического образования в России
№ 2
01.04.1998
Шеховцов В.А.
Большой спрос на специалистов с высшим юридическим образованием и развитие платного обучения рождают чрезмерно высокое предложение. Во Владивостоке юристов готовят преобразованные в университеты бывший политехнический институт — на факультете политики и права, бывший технологический институт — на экономико-правовом факультете, а также филиалы московских и санкт-петербургских негосударственных вузов. Низкий уровень преподавания ряда учебных дисциплин обесценивает значение высшего юридического образования. Во Владивостоке, Приморском крае и многих других регионах России наступают времена, когда с дипломом о высшем юридическом образовании можно будет остаться без работы. В условиях жесткой конкурентной борьбы ведущие юридические вузы должны не почивать на лаврах, а энергично доказывать свои преимущества.
Сегодня не в полной мере осознана необходимость подготовки специалистов-юристов для работы в государственных органах власти России, субъектов федерации, муниципалитетах. Все познается в сравнении. До 1989 г. в нашей стране так называемые выборы проводились по разнарядке, поэтому нередко даже выдающиеся государствоведы не могли стать законодателями. Как эксперты они, как правило, привлекались к работе над проектами, которые готовились в аппаратах ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР. Два раза в год в Москву съезжались депутаты и единодушно одобряли подготовленные проекты законов. Парламентаризм в советском государстве отрицался полностью, Верховный Совет СССР был не законодательным, а законоутверждающим органом.
Только в 1989 г. был создан постоянно действующий Верховный Совет СССР; депутаты в комитетах, постоянных комиссиях палат с участием экспертов, специалистов аппарата занимались подлинным законотворчеством. Здесь не только обсуждались и оформлялись поступившие из правительства и других органов законопроекты — многие важнейшие законы рождались в депутатских структурах. Как участник событий, работавший в 1989—1991 гг. в двух важнейших комитетах, в том числе в должности заместителя председателя Комитета по законодательству Верховного Совета СССР, могу с полным основанием утверждать, что, к сожалению, в Верховных Советах СССР и РСФСР ощущалась нехватка профессионально подготовленных законодателей. Ситуация не изменилась к лучшему и в настоящее время.
Разрушение прежней командно-административной системы породило наряду с позитивными результатами и негативные последствия. демократические выборы нередко приводят к власти людей, не обладающих знаниями в области государственного строительства, российского законодательства, навыками управленческой деятельности. Сотрудники аппарата, государственные и муниципальные служащие порой назначаются на ключевые посты не на основе конкурса знаний и деловых качеств, а в зависимости от политических убеждений и личной преданности. Чтобы искоренить подобное, необходимо срочно решать задачу целенаправленной подготовки высококвалифицированных специалистов, в том числе и юристов, для работы в органах государственной и муниципальной власти.
В ДВГУ на юридическом факультете в 80-е годы сформировалась государственно-правовая специализация, на базе которой создан государственно-правовой факультет Юридического института Дальневосточного государственного университета. концепция рождения факультета — дать студентам фундаментальную университетскую подготовку в соответствии с государственным стандартом высшего юридического образования в сочетании с углубленным изучением государственного (конституционного), административного, муниципального, финансового и предпринимательского права, науки управления, налогового, банковского, таможенного законодательства.
К преподаванию специальных дисциплин в соответствии с договорами о сотрудничестве привлекаются высококвалифицированные специалисты, работающие в администрации и Думе Приморского края. В процессе учебных занятий, производственной и преддипломной практики в органах государственной и муниципальной власти у студентов формируются и развиваются способности к законодательной и управленческой, в том числе руководящей, деятельности, государственной работе.
Выпускники нашего факультета получают квалификацию «юрист» и право работать на любой должности, связанной с юриспруденцией: и в частной фирме, и в государственном учреждении необходимы квалифицированные юристы, знающие механизмы власти, управленческие процедуры, умеющие правильно решать сложные юридические проблемы. Хочется верить, что опыт ДВГУ в решении задач подготовки высокообразованных юристов — государственных и муниципальных служащих, руководителей и депутатов различных уровней, будет способствовать эффективному решению сложных проблем человека, общества, экономики, совершенствованию работы органов российского государства.
Кандидат юридических наук, профессор, декан государственно-правового факультета Юридического института ДВГУ.



ОГЛАВЛЕНИЕ