ОГЛАВЛЕНИЕ

Особенности подготовки бакалавров на юридическом факультете
№ 4
01.12.1999
Ермаков В.Г.
Подготовка бакалавров по направлению 521400 «юриспруденция» ведется в Елецком государственном педагогическом институте с 1994 г., что позволяет сделать определенные организационные и методические обобщения.
Государственным образовательным стандартом предусматривается, что деятельность бакалавра направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества. Объектами данной деятельности являются правовые отношения граждан и организаций. Исходя из этого, бакалавр должен быть подготовлен:
а) к обучению в магистратуре по направлению 521400 «юриспруденция»;
б) к освоению образовательных профессиональных программ по специальностям: «юриспруденция», «учитель права», «политология», «социальная работа», «связи с общественностью» в сокращенные до 1 года сроки;
в) к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой и в соответствии с первой ступенью высшего образования.
На основании перечисленных стратегических установок нами были определены тактические действия по подготовке бакалавра-юриста.
Исходя из того, что основная часть выпускников факультета будет заниматься профессиональной деятельностью в различных сферах общества, мы и разработали учебный план. Основным принципом его явилось разумное сочетание теоретической и практической подготовки. Этот же принцип был положен в основу подбора преподавательских кадров: наряду с преподавателями-профессионалами привлекаются юристы-практики. Так, теоретические курсы по основным отраслям права читаются в основном докторами и кандидатами наук (проф. Ю. В. Голик, проф. И. А. Исаев и др.), а практические занятия проводят работники прокуратуры, суда, адвокатуры и т. д. Этим мы, на наш взгляд, достигаем поставленной цели, а именно, сочетания теоретической подготовки бакалавра-юриста и привития выпускникам навыков и умений в области практической юриспруденции.
Конечно, определенная часть выпускников факультета по программе бакалавр-юрист изъявит желание продолжать образование. С этой целью институтом разработан и осуществляется учебный план подготовки учителя права по второй ступени высшего образования — специалиста. Он предусматривает обучение по данному направлению в течение одного года, после чего выпускник имеет право поступления в аспирантуру по проблемам юриспруденции.
Помимо этого, некоторые выпускники по программе бакалавр-юрист, обнаружившие в ходе обучения склонность к научно-исследовательской работе, способность к регенерации знаний в области юриспруденции, могут быть направлены в магистратуру. Продолжение обучения в магистратуре может быть и на основе личного желания выпускника с соблюдением соответствующих условий.
С целью подготовки высококвалифицированных специалистов высшей школы на кафедре открыт прием в аспирантуру по специальности «уголовное право, уголовно-исполнительное право, криминология». Таким образом, наиболее подготовленные выпускники факультета, получив квалификацию «бакалавр-юрист» и «учитель права», могут поступить в аспирантуру.
Возникает вопрос: каким образом отобрать наиболее одаренных студентов и предоставить им возможность раскрыть свои способности в условиях ориентации факультета на подготовку бакалавра-юриста. Для этих целей предусмотрен ряд мероприятий: в первую очередь — проведение курсовых конференций по отраслям права, написание курсовых работ с последующей их публичной защитой, проведение ежегодных студенческих научно-практических конференций, участие студентов в институтских, областных и региональных конференциях (в 1997 г. 6 студентов факультета опубликовали тезисы или статьи в различных сборниках). Итогом этой работы студентов является выпускная квалификационная работа, выполняемая под руководством преподавателей, ведущих теоретические курсы. Таким образом, научно-исследовательская работа студента на протяжении ряда лет под руководством одного научного руководителя позволяет подготовить квалифицированное выпускное сочинение, которое будет являться определенным заделом предстоящей кандидатской диссертации.
Разумное сочетание теоретической и практической подготовки бакалавров-юристов предусматривает и повышение требований к организации и проведению как учебной, так и производственной практик. Для этого кафедрой разработаны методические пособия по обеим практикам. В ходе учебной практики студенты знакомятся с организацией деятельности правоохранительных органов, на основе полученных знаний учатся правильно толковать закон и подзаконные акты применительно к конкретным фактам и обстоятельствам. Во время прохождения производственной практики (правоохранительные органы, адвокатура, нотариат, администрации городских и районных органов, органы социальной защиты населения, арбитражные суды, юридические службы организаций любой формы собственности, пенитенциарные учреждения) студенты учатся принимать правовые решения и осуществлять юридические действия в точном соответствии с законом, осуществлять контроль за исполнением законов и других нормативных актов в работе организаций любой формы собственности, за соблюдением прав и законных интересов граждан и установленного порядка рассмотрения их заявлений и жалоб, составлять и оформлять юридические документы, давать квалифицированные юридические заключения и консультации. Предусмотрено проведение студентами-практикантами работы по предупреждению правонарушений, осуществлению правового воспитания граждан. Производственная практика проводится с учетом специализации студентов.
С пятого учебного семестра учебным планом вводится специализация студентов: судебно-прокурорская и хозяйственно-правовая. Для ее осуществления предусмотрено изучение ряда специальных дисциплин. По судебно-прокурорской специализации изучаются уголовно-исполнительное право, судебная этика, уголовно-процессуальные акты, криминология, речь юриста, судебная бухгалтерия и др. По хозяйственно-правовой специализации студенты проходят арбитражный процесс, основы менеджмента и маркетинга, гражданские процессуальные документы, налоговое право, предпринимательскую деятельность, банковское право и др. Помимо этого предусмотрены спецкурсы и факультативные дисциплины по каждой специализации. Такой подход позволяет осуществить подготовку бакалавра по каждой из двух специальностей на должном уровне.
Практика подготовки бакалавров в Воронежском государственном университете, как удалось выяснить, страдает, на наш взгляд, упрощенным подходом. Данный подход сложился в результате того, что в настоящее время отсутствует правовой статус бакалавра. Поэтому большинство факультетов университета готовит бакалавров только для продолжения ими образования и получения квалификации «дипломированный специалист» или «магистр». Отсюда идет отказ от принятия ГЭК по теоретическим дисциплинам (факультет ПММ ВГУ), выпускные работы выполняются на уровне «хорошо продвинутого реферата».
Такой «облегченный» подход к подготовке бакалавров, на наш взгляд, противоречит существующему законодательству, и в первую очередь Закону РФ «О высшем и послевузовском образовании», в п. 7 ст. 6 которого говорится: «Квалификация бакалавр при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом».1 Таким образом, Закон устанавливает достаточно высокие требования к бакалаврам, что диктует необходимость их соответствующей высокой профессиональной подготовки.
Различный подход к подготовке бакалавров, на наш взгляд, происходит из-за того, что до сих пор не определена его квалификационная модель. Для бакалавров-юристов она заключается в следующем: бакалавр-юрист должен знать теоретические основы юриспруденции, основное законодательство и уметь применять полученные знания в своей практической деятельности. Как известно, умение невозможно без знания, а знания невозможны без умения. Исходя из этого, необходимо строить систему подготовки бакалавров, разумно сочетая теоретическое обучение с приобретением практических навыков.
Вышеизложенное диктует необходимость повышения требований к выпускным испытаниям бакалавров. Оценить их теоретическую и практическую подготовку, на наш взгляд, представляется возможным лишь на государственных экзаменах и защите выпускной квалификационной работы. Этим мы и руководствуемся на факультете. В качестве выпускных испытаний предусмотрены сдача государственных экзаменов по основным отраслям права и защита выпускной работы. Разница при выпуске специалиста (вторая ступень высшего образования), по нашему мнению, заключается в предъявляемых требованиях. Бакалавр, как уже говорилось, зная основы юриспруденции, должен уметь применять их на практике. С учетом этого комплектуются вопросы на государственных экзаменах. Выпускная квалификационная работа должна рассматривать методологию проблемы, источники, носить исследовательский характер и, конечно, содержать рекомендации по практическому применению полученных результатов. Такой комплексный подход к выпускным испытаниям позволяет определить, во-первых, уровень подготовки бакалавров к практической деятельности и, во-вторых, возможность дальнейшего обучения (специалист, магистр).
В заключение подчеркнем, что сохранение, на наш взгляд, между бакалавром и магистром промежуточной ступени «специалиста» носит временный характер и связано с переходным периодом реформирования высшего образования. В недалеком будущем в силу ряда причин (в первую очередь экономических — подготовка за четыре года носителей высшего образования, а не за пять) эта промежуточная ступень будет изъята из системы высшего образования и ее первой ступени — бакалавриату будет придан соответствующий статус.
В. Г. Ермаков, доцент Елецкого государственного педагогического института.



ОГЛАВЛЕНИЕ