ОГЛАВЛЕНИЕ

Рекомендации Международной научно-практической конференции
№ 2
01.04.1998
Настоящая конференция явилась очередным этапом в ряду научно-практических конференций, посвященных проблемам законодательства о высшем образовании. Сохраняя верность определенной проблематике, она продолжает традиции конференции «Проблемы развития образовательного права», состоявшейся в декабре 1996 г. в Академии труда и социальных отношений, ставит своей целью определить основные направления исследований правовых проблем высшего образования, выработать рекомендации по совершенствованию законодательной и нормативной базы высшей школы.
Настоящая конференция благодарит Оргкомитет конференции «Проблемы развития образовательного права» за большую работу по выполнению ее Рекомендаций, отмечая вместе с тем, что еще не все положения этих Рекомендаций выполнены в настоящее время. В связи с этим настоящая конференция считает целесообразным включить в свои рекомендации некоторые положения Рекомендаций прошлогодней конференции, объединив усилия их участников, Оргкомитетов, всех заинтересованных сторон в решении наиболее важных задач совместной деятельности.
Подтверждая свою приверженность строгому соблюдению Конституции России, законодательства о высшем образовании, Конференция полагает необходимым:
1) обратиться к Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину как гаранту конституционных прав и свобод граждан с просьбой:
— обратить внимание на кризисные явления в системе образования (проявляющиеся в утрате ценностей отечественного образования, тяжелом материальном и финансовом положении учреждений образования и их работников, тревожных тенденциях в содержании, методах и формах реформирования образования);
— вывести обсуждение проблем реформирования отечественного образования за ограниченные рамки министерств, ведомств, «рабочих групп» и вынести их на всенародное обсуждение, учитывая важное стратегическое значение образования для судеб страны, общества, каждого человека;
— обеспечить безусловное исполнение законов РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании» и других нормативно-правовых актов об образовании, практическую реализацию государственных гарантий конституционных прав граждан на образование;
2) просить Федеральное Собрание Российской Федерации:
— ускорить принятие Государственной программы развития юридического образования;
— приступить к разработке и законодательному оформлению дополнений и изменений к действующему законодательству в области высшего образования (включив в число актуальных проблем законодательное упорядочение природы и порядка расходования средств от платной образовательной деятельности учреждений образования);
— включить в Налоговый кодекс РФ положение п. 4 ст. 40 Закона РФ «Об образовании»: «Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю»;
— ускорить подготовку и принятие законодательной и нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность образовательных учреждений Российской Федерации в международном сотрудничестве, в подготовке и повышении квалификации специалистов-юристов для зарубежных стран;
— разработать и принять Федеральные законы «О статусе педагогического работника» и «О Государственной аттестационной службе»;
— провести в 1997 г. парламентские слушания по теме «О национальной доктрине образования РФ»;
3) просить Правительство Российской Федерации:
— определить единую государственную политику в области науки и образования, ускорить разработку и принятие Федеральной программы развития образования, в том числе юридического, обеспечить ее практическую реализацию;
— активнее использовать меры государственного протекционизма, бюджетной и налоговой поддержки высшего образования;
— считать развитие юридического образования важнейшим условием государственно-правовой реформы, исходя из приоритетного значения права в успешном реформировании страны, в прогрессивном развитии российского общества, построении правового государства и гражданского общества;
— проводить реформу образования исключительно на основе Конституции и в соответствии с действующим законодательством России;
— поручить Генеральной прокуратуре, Министерству юстиции, Верховному Суду, Арбитражному Суду Российской Федерации принять неотложные меры по прохождению студентами юридических вузов и факультетов практики, предусмотренной Государственным образовательным стандартом, соответствующими учебными планами;
4) просить Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации:
— включить в Федеральную программу развития образования раздел «Образовательное законодательство»;
— принять участие в создании Образовательного кодекса РФ;
— включить в государственный стандарт специальности «Юриспруденция» в качестве обязательных дисциплин «Образовательное право» и «Законодательную технику»;
— ввести преподавание «Основ права» и «Философии права», а также «Правовых основ обеспечения безопасности жизнедеятельности человека» для студентов неюридических вузов;
— ускорить принятие и внедрение в практику методического руководства юридическим образованием страны, аттестации юридических вузов и факультетов «Положение об учебно-методическом объединении (УМО) юридических вузов и факультетов»;
— ввести новую специализацию «Образовательное право» и организовать подготовку специалистов по образовательному праву;
— создать в Академии труда и социальных отношений Учебно-научный центр образовательного права и проводить на его базе систематическую подготовку и переподготовку работников образования, учреждений управления образованием по образовательному праву;
— определить единые правовые основы для системы дистанционного образования в России, содействовать их распространению в странах СНГ ;
— не допустить необоснованного волюнтаристского объединения вузов, имеющего место в некоторых регионах России;
5) просить Министерство труда и социальных отношений:
— ускорить разработку и принятие Положения по определению специальностей, которые могут быть замещены бакалаврами, дипломированными специалистами, магистрами.
6) просить Верховный Суд России
— обобщить судебную практику по применению судами законодательства об образовании за период 1992—1996 гг.;
— принять решение Пленума Верховного Суда РФ по разъяснению судебного применения законодательства об образовании, обязывающее суды различных инстанций строго соблюдать законодательство РФ и ее субъектов об образовании;
7) просить Высший Арбитражный Суд России
— обобщить практику хозяйственных споров, одной из сторон которых выступает образовательное учреждение, за период 1992—1997 гг., дать соответствующее разъяснение по применению законодательства об образовании обеими сторонами хозяйственных споров;
8) просить Генеральную прокуратуру России
— провести в 1998 г. плановую совместно с Министерством общего и профессионального образования и Оргкомитетом конференции проверку соблюдения законодательства об образовании в субъектах РФ, а также соответствия законодательства субъектов РФ об образовании федеральному законодательству;
— принять соответствующее решение о необходимости строгого прокурорского надзора за соблюдением законодательства РФ и ее субъектов об образовании;
9) просить Межпарламентскую Ассамблею СНГ:
— учредить и приступить к изданию в 1998 г. журнала «Законодательство об образовании в СНГ и в мире», а также ввести специальную тематическую рубрику в юридической периодической печати для публикации законодательных актов зарубежных стран и международно-правовых документов об образовании с комментариями специалистов;
10) рекомендовать Оргкомитету конференции:
— приступить к подготовке международной конференции в 1997 г. на тему «Проблемы развития отечественного и международного законодательства об образовании».



ОГЛАВЛЕНИЕ