ОГЛАВЛЕНИЕ

Законодательство КНДР о природопользовании и охране окружающей среды
№ 6
05.11.1990
Крассов О.И.
Для Корейской Народно-Демократической Республики характерна высокая нагрузка промышленности и сельского хозяйства на окружающую среду. Этим в немалой степени обусловлено наличие специального законодательства, регулирующего порядок использования и охраны природных ресурсов.
Законодательство республики о природопользовании и охране окружающей среды состоит из нормативных актов, принятых Административным советом, являющимся исполнительным органом высшей государственной власти, и ряда иных, в том числе ведомственных актов. Кодифицировано лишь земельное законодательство. 29 апреля 1977 г. Верховным Народным Собранием был утвержден Земельный кодекс КНДР.1 Действует также Закон «Об охране окружающей среды», принятый Верховным Народным Собранием КНДР 9 апреля 1986 г.
Наибольшее развитие получило законодательство о земле. Наряду с Земельным: кодексом земельные отношения регулируются рядом правил, утвержденных решениями Административного совета.2
Земля объявлена государственной и кооперативной собственностью. Конституция КНДР, принятая на первой сессии Верховного Народного Собрания КНДР пятого созыва 27 декабря 1972 г.,3 провозгласила право исключительной государственной собственности на все природные богатства страны (ст. 19). Одновременно допускается возможность для кооперативных организаций иметь в своей собственности: землю (ст. 20). Земля, принадлежащая государству, — всенародное достояние. Государство укрепляет и развивает систему социалистического кооперативного хозяйства и может постепенно превращать собственность кооперативных организаций на землю во всенародную в соответствии с развитием сельскохозяйственной системы и свободным волеизъявлением всех членов, состоящих в кооперативных организациях.
Площади сельскохозяйственных земель в республике, особенно пашни, ограничены (их общая площадь составляет 2 млн. га, из которых 1,5 млн. га — пашни4). Поэтому VI съезд Трудовой Партии Кореи (октябрь 1980 г.) поставил задачу всемерного расширения пахотных земель. IV Пленум ЦК ТПК (октябрь 1981 г.) утвердил комплексную «Программу преобразования природы», связанную с освоением солончаков, террасированием горных склонов и т. д. Важнейшей задачей преобразования природы, как было объявлено на сессии Верховного Народного Собрания КНДР в апреле 1987 г., является освоение к 1993 г. 300 тыс га солончаков на островах и в прибрежных районах Желтого моря, а также террасирование горных склонов. За счет этих мер площадь сельскохозяйственных земель будет увеличена еще на 200 тыс. га. Развитие сельского хозяйства осуществляется в соответствии с «Тезисами по социалистическому аграрному вопросу в нашей стране». Основными задачами технической революции на селе признаны ирригация, механизация, электрификация и химизация. Одновременно ставятся задачи обеспечения надежной охраны почв, широкой мелиорации земель и постоянного расширения пахотных площадей. Все это получило свое отражение в земельном законодательстве.
Принципы регулирования земельных отношений в Земельном кодексе КНДР в какой-то мере сходны с советской концепцией земельного права в широком смысле, в соответствии с которой горное, водное и лесное право теоретически рассматривались как составные части земельного права. В Земельном кодексе КНДР большое внимание уделено вопросам водного права: урегулированию стока рек, строительству дамб, плотин, иных гидротехнических сооружений, охране водных объектов от сброса загрязненных вод. Кодекс регулирует вопросы охраны лесов и лесовосстановления, добычи полезных ископаемых и ряд иных.
В зависимости от целей землепользования Земельный кодекс выделяет сельскохозяйственные земли, земли населенных пунктов, земли, занятые лесами, земли промышленных объектов, земли водного пространства и земли специального назначения (ст. 7).
К категории сельскохозяйственных земель относятся только земли, которые можно обрабатывать. Основной чертой правового режима сельскохозяйственных земель являются максимально возможное вовлечение земель в сельскохозяйственный оборот и недопустимость оставления их без использования. Мероприятия по охране земель и эффективное пользование сельскохозяйственными угодьями должны соответствовать требованиям чучхейского метода земледелия (ст. 63 Земельного кодекса).6
Площади застройки и пристройки, общественного пользования в городах, уездных центрах, рабочих поселках и участки, предназначенные для сельского строительства, признаются землями населенных пунктов. К землям, занятым лесами, относятся горные склоны, покрытые лесами или предназначенные для создания лесов (и находящиеся там площади различного назначения). На землеустроительные органы возлагается обязанность контроля за состоянием лесов и недопущения их вырубки предприятиями, организациями и гражданами. Площадь земель, занятых заводами, рудниками, шахтами, электростанциями, другими промышленными объектами, и участки для их расширения признаются землями промышленных объектов. Закон не допускает чрезмерного увеличения таких площадей и возлагает на пользователей этими землями обязанности по их охране и эксплуатации.
Земли, занятые побережьями, территориальными водами, реками, озерами, прудами, водохранилищами, оросительными каналами и другими водными объектами, считаются землями водного пространства. К землям специального назначения относятся исторические места революционных боев, революционной славы, культурных памятников старины, заповедников, участки, используемые для военных нужд, и другие земли, используемые в особых целях.
Большое внимание в Земельном кодексе уделено вопросам охраны земель. Проблема сохранения земельных угодий решается совместно с вопросами использования водных ресурсов, проведения лесовосстановительных работ, а также сохранности земель при добыче полезных ископаемых и последующей рекультивацией нарушенных земель. Этим вопросам посвящена глава IV—«Охрана земли». В соответствии со ст. 19 Земельного кодекса государство путем активной организации работ по охране земли, т. е. по упорядочению рек и созданию лесов, предотвращает размыв земель, добивается увеличения материальных богатств страны и повышения благосостояния народа.
Работы по охране земель организуются землеустроительными органами, руководящими органами сельского хозяйства и землепользования в соответствии с Генеральным планом землеустройства. Этот перспективный план направлен на рациональное освоение и использование земель страны, их планировку и благоустройство в интересах развития народного хозяйства и повышения благосостояния народа, на перспективное и планомерное ведение хозяйства в целом. В Генеральном плане землеустройства предусматриваются мероприятия по благоустройству и охране исторических мест революционных боев и революционной славы; по планировке, мелиорации и охране земель; освоению новых и использованию солончаковых земель. В плане содержатся также меры по созданию новых лесов, их охране и использованию, охране полезных животных и растений. В нем решаются вопросы регулирования стока рек, строительства водохранилищ, размещения сооружений для предотвращения ущерба от наводнений, обеспечения комплексного использования вод, охраны окружающей среды от загрязнения и ряд других. Общереспубликанский Генеральный план землеустройства и генеральные планы землеустройства важнейших районов утверждаются Верховным Народным Собранием или Центральным Народным Комитетом, а региональные генеральные планы землеустройства — провинциальными народными собраниями или провинциальными народными комитетами.
Порядок использования и охраны лесных ресурсов урегулирован в Правилах эксплуатации лесов, утвержденных 8 декабря 1979 г. решением Административного Совета. Правила оперируют понятием «лесные ресурсы», в содержание которого включаются деревья, произрастающие на горах, полях, растения в лесах, грибы, а также животные, обитающие в лесу. В зависимости от экономического значения леса подразделяются на три категории. Первая категория—это особо охраняемые леса, т. е. леса вокруг мест революционных боев, революционной славы, а также тех мест, которые посетил Ким Ир Сен. Ко второй категории относятся леса вокруг исторических, культурных памятников, водоохранные леса, леса, предохраняющие от разрушения пути сообщения, используемые для научно-исследовательских работ, и ряд других. Все остальные относятся к категории эксплуатационных. В зависимости от того, каким органом управления они предоставлены в пользование, выделяются: государственные леса, которыми ведают государственные органы лесного хозяйства, леса лесозаготовительной промышленности, предоставленные Министерству лесной промышленности, леса для охраны гидроэлектростанций, озер и других водных объектов, находящиеся в ведении Министерства энергетики, и леса кооперативов. К числу иных важнейших актов лесного законодательства относятся также Правила о порядке привлечения к ответственности за нарушение требований об охране лесов, утвержденные решением Административного совета 8 декабря 1979 г., Правила о дальнейшем сохранении и улучшении породного состава эксплуатационных лесов, утвержденные Советом Министров КНДР 29 февраля 1964 г., и некоторые другие.
Требования по охране и использованию животного мира определены в Правилах охоты (25 марта 1959 г.), Правилах охраны полезных животных и птиц и в Правилах об охране и воспроизводстве рыбных запасов и порядке привлечения к ответственности за их нарушение (8 декабря 1979г.), принятых правительством республики. Особенностью законодательства об охране и использовании животного мира является разделение животных, обитающих в стране, та вредных (вороны, воробьи, лисы, кабаны и др.) и полезных. На вредных животных охота допускается на всей территории страны в любое время года. Функции охраны животного мира выполняют органы лесного хозяйства. Они обязаны вести учет состояния и использования полезных животных, планировать мероприятия по их охране и воспроизводству. На Генеральное управление территорией страны возложена обязанность определения районов охраны, являющихся местом обитания полезных животных. Охота на них допускается только по разрешению. Такой же порядок действует в отношении добычи рыбных ресурсов, к которым законодательство относит: рыб, морские водоросли, используемые для питания, моллюсков, морских животных. Запрещается промысловый лов рыб и добыча рыбных ресурсов, не соответствующих предусмотренным в государственных стандартах размерам и качеству.
Законодательство о недрах представлено Правилами охраны полезных ископаемых, утвержденными решением Совета Министров КНДР 30 марта 1962 г., Правилами охраны и использования полезных ископаемых и Правилами об открытии и управлении средними и малыми шахтами, утвержденными Административным советом 15 ноября 1982 г.
Законом об охране окружающей среды КНДР предусмотрены меры, направленные на предотвращение загрязнения окружающей среды. В понятие «окружающая среда» включаются такие природные объекты, как земля (вместе с ее недрами), леса, воды, животный мир, рыбные ресурсы и воздух. К числу объектов охраны закон относит также красоты ландшафта или красоты природы, особо красивые леса, скалы, острова. Основные положения правового регулирования предотвращения загрязнения окружающей среды состоят в том, что в законодательстве определены нормы предельно допустимого загрязнения воздушной и водной среды. Запрещается эксплуатация промышленных объектов без природоохранного оборудования. Места расположения очистных сооружений должны находиться вдали от водных источников, служащих для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения. Сброс сточных вод допускается только после их очистки. Запрещено строительство зданий, сооружений и предприятий вблизи истоков рек и их устьев, а также применение в этих местах ядохимикатов и минеральных удобрений. Подробно эти вопросы урегулированы в Правилах контроля за предотвращением загрязнения окружающей среды и решении Административного совета «О мерах по предотвращению загрязнения воздушной среды» от 8 декабря 1979 г. В Законе об охране окружающей среды детально рассмотрен вопрос о поддержании благоприятного санитарного состояния населенных пунктов. Законом определен срок посадки деревьев и кустарников (апрель — октябрь) — «Месяц посадки деревьев». «Санитарный месяц» проводится в течение апреля — мая и сентября — октября. «Месяцем сохранения красоты города» считаются апрель и октябрь. В это время высаживаются различные декоративные растения и цветы.
В Законе об охране окружающей среды установлен правовой режим и порядок выделения особо охраняемых территорий: районов охраны и особо охраняемых районов. Район охраны представляет собой участок естественной природы, выделенный в целях сохранения исторических и революционных мест и природных объектов. В таких районах запрещаются размещение производственных предприятий и сооружений, рубка деревьев, сбор лекарственных трав, охота, разведение костров и другие действия, причиняющие ущерб природной среде. Допускаются лишь строительство объектов и размещение оборудования, служащих целям сохранения такого природного комплекса. К числу охраняемых районов относятся горы Пекту, Ога, Мехян, Чильбо и др. В целом такие охраняемые районы занимают 10% всей территории страны. Режим особо охраняемых районов устанавливается в отношении мест, имеющих историческое или революционное значение, а также мест нахождения природных ресурсов, подлежащих специальной охране. В особо охраняемых районах запрещены добыча минералов, эксплуатация растительного и животного мира, а также рыбных ресурсов. Таким районом объявлена, например, гора Бекту. В особо охраняемых районах в отличие от районов охраны запрещена всякая хозяйственная деятельность, в то время как в районах охраны при наличии специального разрешения допускаются некоторые ее виды. Вопросы выделения особо охраняемых территорий отнесены законом к компетенции Административного совета.
В соответствии с Законом об охране окружающей среды только государство организует систему управления охраной окружающей среды и осуществляет руководство и контроль в данной сфере. Административный совет КНДР, выполняющий функции правительства под руководством Президента КНДР и Центрального народного комитета, играет главную роль в организации и осуществлении государственного управления в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Для обеспечения коллективного руководства и принятия обоснованных решений при нем образован Непостоянный комитет по охране окружающей среды, который непосредственно реализует функции государственного управления в этой области. Непостоянный комитет состоит из министров и председателей различных комитетов, его заседания созываются по мере необходимости, а решения носят обязательный характер.
Практическое решение задач, стоящих перед Непостоянным комитетом по охране окружающей среды, возлагается на Генеральное управление территорией страны, в составе которого имеются управление контроля за охраной природы, управление территориальными водами, управление использованием рек и ручьев и другие. Деятельность Генерального управления территорией страны в области охраны окружающей среды носит универсальный характер. Этот орган осуществляет контроль за загрязнением всей природной среды, использованием вод, лесов, морских и иных природных ресурсов, осуществляет управление и планирование в сфере развития территории страны, лесовосстановления, размещения городов, жилищного и промышленного строительства, определяет размещение транспортной сети, выделяет особо охраняемые природные территории. Наряду с Генеральным управлением территорией страны контрольными полномочиями обладают санитарно-эпидемиологическая служба Министерства здравоохранения, в обязанности которой входят определение мест строительства, контроль за загрязнением на конкретных предприятиях, наблюдение за состоянием здоровья населения. Министерство атомной промышленности контролирует радиоактивное загрязнение, Комитет транспорта—загрязнение окружающей среды транспортными средствами.
Правовой статус контрольных органов, их полномочия закреплены в Правилах о контроле по предотвращению загрязнения окружающей среды. Так, санитарно-эпидемиологическая служба обязана контролировать уровень допустимого шумового загрязнения и загрязнения вод, измерять степень загрязнения окружающей среды. На нее возлагается также обязанность организации сети наблюдения за загрязнением, определения районов санитарной охраны, проведения научных исследований и сообщения информации о загрязнении. Контрольные органы вправе осматривать любые объекты, требовать необходимые им материалы, сведения и обеспечения транспортными средствами. Данные органы обладают правом приостановления проектирования объекта, прекращения финансирования строительства и приостановления производства на предприятии, загрязняющем окружающую среду, и наложения штрафа на виновного в нарушении. Более того, некоторые контрольные органы наделены правом определения размера ущерба, нанесенного природной среде в результате правонарушения, и его взыскания без обращения в судебные органы.
Некоторые особенности имеет процесс управления землепользованием как органической частью руководящей системы сельского хозяйства. Государственными органами управления в этой области являются Центральный комитет сельского хозяйства, провинциальные и уездные управления сельского хозяйства. Центральный комитет управления сельским хозяйством наряду с определением перспектив развития сельского хозяйства страны осуществляет управление преобразованием и перестройкой природы. Поскольку ирригация земель на пригодных для этого местах практически во всей стране завершена, расширение сельскохозяйственных угодий производится за счет осушения и освоения морских площадей, проведения террасирования склонов. Кроме того, сельскохозяйственные органы занимаются землеустройством и контролем за землепользованием. Контрольную функцию осуществляют также провинциальные, уездные и партийные комитеты.
* Кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института государства и права АН СССР.
1 Земельный кодекс КНДР. Пхеньян, 1977.
2 Правила по исполнению Земельного кодекса КНДР (12 января 1980 г.), Правила по контролю за использованием земель (8 декабря 1979 г.), Правила управления землями населенных пунктов (12 января 1980 г.), Правила по управлению лесами (8 декабря 1979 г.), регулирующие вопросы использования земель, занятых лесами, и др.
3 Социалистическая Конституция Корейской Народно-Демократической Республики. Пхеньян, 1986.
4 Корея. Краткие сведения. Пхеньян, 1987. С. 152.
5 За основу философии чучхе взят человек как центр философского исследования. Идеи чучхе рассматривают человека в качестве общественной личности, обладающей самостоятельностью и творческой способностью, хозяином всего и фактором,решающим все.



ОГЛАВЛЕНИЕ