ОГЛАВЛЕНИЕ

Об имплементации правил Конвенции ЮНЕСКО о защите движимых культурных ценностей 1970г.
№ 2
05.03.1990
Чудинов А.И.
В настоящее время перед прогрессивным человечеством во весь рост встает проблема защиты культурного наследия. Применительно к защите движимых памятников истории и культуры в международном масштабе первостепенное значение имеет Конвенция ЮНЕСКО 1970г. о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности,1 подготовленная на основе Рекомендации с аналогичным названием.2 СССР принимал непосредственное участие в разработке проекта Конвенции и в 1988г. ратифицировал ее.3 Сейчас участниками Конвенции являются 57 государств.4
В связи с ратификацией рассматриваемого международного акта возникает вопрос о путях имплементации ее положений на территории СССР. В соответствии со сложившейся в СССР практикой в качестве метода имплементации необходимо использовать трансформацию, внеся соответствующие изменения и дополнения в отечественное гражданское, административное и уголовное законодательство.
На основании ст. 13 Конвенции государства-члены обязуются предупреждать незаконный ввоз или вывоз культурных ценностей, для чего необходимо классифицировать и объявить некоторые из них неотчуждаемыми. Закон СССР об охране и использовании памятников истории и культуры 1976 г.5 дает общее определение таких памятников и выделяет предметы, имеющие значительную ценность (ст. 1, 12). Однако на сегодняшний день отсутствуют четкие критерии выделения категорий памятников истории и культуры, представляющих значительную ценность. В этой связи целесообразна разработка с участием специалистов-искусствоведов классификации особо значимых культурных ценностей, представляющих национальное достояние.
Не в полной мере соответствует практике отчуждения культурных ценностей положение ст. 28 Закона 1976г.: «Вывоз памятников истории и культуры за пределы СССР запрещен...». Из содержания этой статьи неясно, что можно, а что нельзя вывозить за пределы страны. В связи с расширением международных контактов, проведением аукционов по продаже культурных ценностей, выходом на международный рынок государственных, кооперативных и общественных организаций, занимающихся куплей-продажей объектов, составляющих культурные ценности, необходима разработка специальных правовых норм, регламентирующих порядок вывоза и ввоза в СССР культурных ценностей, не относящихся к национальному достоянию.
В Закон 1976г. должна быть включена также норма, запрещающая вывоз за пределы СССР памятников истории и культуры, составляющих культурное достояние советского народа. Вывоз иных ценностей, а также выезд отдельного лица, имеющего при себе памятники культуры, должен осуществляться только с разрешения Министерства культуры СССР или его органов на местах в порядке, определяемом законодательством Союза ССР.
Для эффективного применения норм Конвенции 1970г. и урегулирования вопросов купли-продажи требуется установить запрет не только на вывоз, но и на ввоз некоторых объектов культуры (похищенных, без соответствующих документов).6 Законодательство ряда государств требует подтверждения законности ввоза культурных ценностей (КНР, Канада, Мексика и др.). Для выполнения международных обязательств необходимо ввести соответствующую норму и в Закон 1976г. В ст. 5 и 10 Конвенции содержатся предложения по улучшению учета культурных ценностей национальными законодательствами с целью предупреждения незаконного вывоза их за пределы государств. В соответствии со ст. 12 Закона 1976г. и п. 7 Инструкции «О порядке учета и хранения движимых памятников истории и культуры, находящихся в личной собственности граждан»,7 лица, имеющие объекты, которые представляют историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, обязаны сообщить об этом в соответствующий орган культуры. Однако на практике данные нормы реализуются далеко не б полном объеме, что объясняется следующими причинами.
1. Отсутствием четких критериев определения культурных ценностей, имеющих особую значимость.
2. Отсутствием четко выработанных правил по учету культурных ценностей органами Министерства культуры СССР. В этой связи целесообразно введение реестра, в котором фиксировались бы только ценности, имеющие особую культурную значимость, и указывалось их дальнейшее движение.
3. Пробелами в законодательстве относительно правил отчуждения культурных ценностей, имеющих особую значимость (купля-продажа, дарение, передача по наследству, обмен и т. д.).
4. Неэффективностью действующих санкций за злостное уклонение, нарушение правил учета, хранения и отчуждения культурных ценностей, являющихся достоянием нашей страны.
В целях выработки четких нормативных положений по упорядочению купли-продажи культурных ценностей, имеющих особую значимость, в ч. 1 ст. 137 ГК РСФСР (и соответствующие статьи кодексов других союзных республик) после слов «сильнодействующие яды» следует внести дополнение: «объекты истории и культуры, обладающие значительной ценностью».
Один из путей упорядочения купли-продажи культурных ценностей этой категории— внесение изменений в Инструкцию о порядке оценки в комиссионных магазинах произведений изобразительного и прикладного искусства, а также отбора и покупки произведений для комплектования фондов музеев.8 Для оповещения музеев страны о наличии музейных ценностей в магазине желательно наличие специального бюллетеня Министерства культуры СССР, где бы указывались характеристики объекта, цена, прилагалось его фото, расчетный счет магазина. В случае приобретения музейных ценностей гражданами СССР должны приниматься меры по своевременной постановке культурной ценности на учет в органах Министерства культуры СССР.
Дарение и наследование в натуре объектов истории и культуры, обладающих значительной ценностью, иностранцами или лицами без гражданства, не проживающим на территории СССР, должно допускаться лишь в исключительных случаях, с разрешения Министерства культуры СССР. В этих целях следует внести дополнения в ст. 256, 531 ГК РСФСР (соответствующие статьи ГК других союзных республик).
Целесообразно уточнить понятие контрабанды в отечественном законодательстве. Во всех случаях оно должно охватывать незаконное перемещение через государственную границу СССР объектов истории и культуры, обладающих значительной ценностью. Это необходимо зафиксировать в ст. 102 Таможенного кодекса СССР, ст. 78 УК РСФСР (соответствующих статьях УК других союзных республик).
Следует уточнить Список товаров, запрещенных к ввозу в СССР и к вывозу из СССР. Для точного исполнения Конвенции 1970г. нужно запретить к ввозу в СССР объекты истории и культуры, обладающие значительной ценностью для страны вывоза.
Наконец, необходимо своевременно ввести в УК РСФСР (а также УК других союзных республик) статью, предусматривающую уголовную ответственность за хищение, уничтожение, повреждение объектов истории и культуры, обладающих значительной ценностью, а равно незаконное проведение археологических раскопок как в недрах земли, так и под водой, с присвоением или разрушением археологических объектов.
Недостаточно констатировать, что законодательство не может противоречить международным нормам, оно должно соответствовать им и как можно полнее предусматривать те меры, которые необходимы для выполнения международных обязательств.
* Преподаватель Ленинградской средней школы милиции МВД СССР. 1 ЮНЕСКО: Акты Генеральной Конференции. 16-я сессия: В 3 т. Т. 1: Резолюции. Париж, 1971. С. 147—154.
2 Там же. 13-я сессия. С. 157—159.
3 Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. №7. Ст. 105.
4 ЮНЕСКО. Доклад Генерального директора о деятельности Организации в 1984—1985 годах. Генеральная конференция. 24 сессия. Париж. 1987 (Док. С/3).
5 Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. №44. Ст. 628.
6 Галенская Л. Н. Музы и право: Правовые вопросы международного сотрудничества в области культуры. Л., 1987. С. 155—156.
7 Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1986. № 9 С. 41—45.
8 Основные правила торговли: Сб. нормативных материалов / Сост. В. В. Смирнова. М., 1988. С. 354—355.



ОГЛАВЛЕНИЕ