ОГЛАВЛЕНИЕ

Омбудсмены для университетов?
№ 4
04.07.1994
Бойцова В.В.
Правовой институт омбудсмена — защитника гражданских прав — стал неотъемлемым атрибутом правовых систем Европы и Америки, Австралии и многих развивающихся стран. Международная Ассоциация адвокатов приняла следующее определение термина «омбудсмен»: «Служба, предусмотренная конституцией или актом законодательной власти и возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, которое ответственно перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по собственному усмотрению и уполномочено проводить расследования, рекомендовать корректирующие действия и представлять доклады».
Америка и Канада учредили не только классических омбудсменов, действующих в рамках данного определения, но и квазиомбудсменсвские службы: исполнительных омбудсменов, подчиненных или назначаемых исполнительными органами власти; местных омбудсменов городов, населенных пунктов; омбудсменов больниц, школ и университетов.
Университетские омбудсмены имеют децентрализованную службу, защищающую права студентов, преподавателей и служащих, нарушенные решениями или действиями должностных лиц, органов или организаций, принадлежащих к университетскому сообществу. Обычно омбудсмены университетов назначаются руководством университета, ректором или коллегиальным органом, представляющим интересы факультетов и студентов. Некоторые университетские омбудсмены избираются студенчеством, что обеспечивает преимущественно их интересы.
Все университетские омбудсмены наделены полномочиями проводить независимые расследования жалоб или по собственной инициативе возбуждать такие расследования. Бюджет службы является частью университетского бюджета. Омбудсмен обеспечивается офисом, персоналом и оборудованием, необходимыми для исполнения ого обязанностей. Университетский омбудсмен оценивается персоналом и студентами как неформальная, доступная и эффективно действующая служба, призванная урегулировать возможные конфликты в академической и университетской среде. Рекомендации омбудсмена не обеспечены какой-либо принудительной силой (санкциями дисциплинарного или штрафного характера), но его итоговые доклады по результатам проведенных расследований имеют широкий общественный резонанс, что обеспечивает высокий авторитет службы.
В Соединенных Штатах Америки к 1972 г. было создано свыше 100 омбудсменовских служб университетов, что свидетельствует о популярности этого института в Америке. Канада также демонстрирует примеры учреждения университетских омбудсменов, хотя их количество не столь велико, как в США. Например, резолюцией Совета управляющих Университета Альберты (провинции Канады) от 2 апреля 1971 г. было провозглашено: «Назначается в качестве должностного лица Университета уполномоченный по расследованиям, который называется «Университетский омбудсмен»». Назначение омбудсмена производится по рекомендации Консультативного избирательного комитета, формируемого Советом управляющих и включающего председателя и одиннадцать членов. Председателем Консультативного избирательного комитета обычно является председатель Совета управляющих. Двое членов комитета называются Советом управляющих университета, двое — общим Советом факультетов и еще двое — Студенческим союзом. Остальные члены комитета называются каждой из следующих организаций: Сенатом, Ассоциацией академического персонала, Университетской студенческой ассоциацией, Ассоциацией выпускников. Любые из названных организаций могут в случае необходимости предложить альтернативные варианты. Секретарь Совета является секретарем Консультативного избирательного комитета
Университетский омбудсмен занимает свою должность в течение двух лет на условиях и за вознаграждение, которые являются приемлемыми для самого омбудсмена и для Совета управляющих. Омбудсмен может быть отстранен от своих обязанностей или смещен с должности Советом управляющих Университета Альберты при наличии достаточных оснований. Функции университетского омбудсмена заключаются в том, чтобы получать, расследовать и пытаться разрешать жалобы, поданные ему студентами и персоналом Университета, связанные с любыми академически ми и административными процедурами, практикой и решениями. Полномочия омбудсмена распространяются на любых лиц, любой совет или организацию университетского сообщества. Университетский омбудсмен не обладает правом расследования в отношении любых органов, комитетов и организаций, созданных Советом управляющих и подчиненных этому Совету.
Резолюция Совета управляющих Университета Альберты предусматривает гарантии для всех лиц в отношении информации, которая может быть использована против них в случае се предоставления университетскому омбудсмену: они вправе скрывать от омбудсмена информацию, которая может повлечь обвинение этих лиц в совершении преступления, или привлечение к гражданской ответственности, или нарушить конфиденциальность по вопросу, имеющему личный характер.
Все лица, комитеты и организации, созданные Советом управляющих или под чиненные Совету управляющих, обязаны сотрудничать с университетским омбудсменом в процессе выполнения им своих обязанностей, а при отказе от такого сотрудничества они должны заявить в письменной форме о причинах отказа и направить соответствующее заявление университетскому омбудсмену. Омбудсмен обязан запросить разрешение на расследование у лиц, советов, комитетов или организаций, которые не созданы Советом управляющих или не подчинены этому Совету, при проведении расследования в отношении этих лиц, советов и комитетов. В случае предоставления такого разрешения университетский омбудсмен проводит расследование, а в случае отказа — не начинает расследование, протоколируя отказ.
Ежегодно в конце академической сессии и в тех ситуациях, когда университетский омбудсмен считает это уместным, он готовит письменный доклад и направляет его в Совет управляющих и в те советы, комитеты или организации, которые уполномочивают университетского омбудсмена осуществлять в отношении них свои функции. Доклад омбудсмена содержит такие статистические данные и информацию, которые могут быть необходимы для оценки деятельности университетского омбудсмена Советом управляющих. Омбудсмен также формулирует в своем докладе предложения об изменениях в академических и административных процедурах и практике.
Университетский омбудсмен сохраняет конфиденциальность в отношении всей информации, полученной им при исполнении служебных обязанностей, за исключением информации, неизбежно раскрываемой в процессе расследования. Несанкционированное раскрытие информации, допущенное омбудсменом, является основанием для незамедлительного смещения его с должности.
Университетский омбудсмен Альберты не обязан проводить расследование и должен прекратить начатое им расследование, если считает, что: 1) жалобщик имеет другое средство правовой защиты, право на апелляцию или протест, которое он мог бы использовать; 2) жалобщик чрезмерно затянул представление жалобы; 3) жалоба произвольна, носит сутяжнический характер, является недобросовестной или иным образом свидетельствует о намерении злоупотребить функциями омбудсмена; 4) жалобщик лично не заинтересован в разрешении жалобы.
Университетский омбудсмен регламентирует процедуру своей деятельности и принимает правила представления и регистрации жалоб, расследования и решения иных вопросов. При формулировании таких процедур и правил омбудсмен руководствуется указаниями Совета управляющих, сформулированными следующим образом: 1) университетский омбудсмен должен быть легко и без задержки доступен для студентов и персонала; 2) процедуры должны быть свободны от официальности и формальности; 3) расследование омбудсмена должно осуществляться с предельно возможной скоростью.
Чтобы предотвратить небрежное исполнение университетским омбудсменом своих обязанностей и нежелательную пристрастность лица, выполняющего функции университетского омбудсмена, резолюция Совета управляющих Университета Альберты
предусматривает, что омбудсмен посвящает полное рабочее время и внимание своей службе и не может занимать любой другой ответственный пост или должность, приносящую прибыль, а также участвовать в любой деятельности за вознаграждение за рамками обязанностей своей должности.
В целях совершенствования деятельности университетского омбудсмена Консультативный избирательный комитет до истечения срока полномочий лица, назначенного на должность омбудсмена, представляет Совету управляющих рекомендации в от ношении омбудсменовской службы.
Учитывая тенденции развития высшего образования в России — децентрализацию, автономизацию, деидеологизацию высшего образования и принимая во внимание нерешенность проблемы бюрократизации управления учебным и научным процессами в институтах и университетах, представляется своевременным поставить на обсуждение вопрос об учреждении в вузах РФ служб омбудсменов, разрешающих внутривузовские и академические конфликты. Омбудсмены могут создаваться по решению высшего учебного заведения, а принципиальные положения о структуре и организации службы возможно выработать на совещаниях ректоров вузов. Правовой институт омбудсмена, принадлежащий к несудебным, неформализованным средствам правовой защиты, положительно зарекомендовал себя в различных социальных сферах, поэтому российский эксперимент с омбудсменом в системе высшего образования имеет значительные шансы на успех.
* Кандидат юридических наук, докторант Института законодательства и сравни тельного правоведения при Правительстве РФ.
Совершение нотариальных действий с квартирами, принадлежащими гражданам на праве собственности



ОГЛАВЛЕНИЕ