ОГЛАВЛЕНИЕ

Особенности учредительных актов ИНМАРСАТ
№4
01.04.1991
Никоноров В.В.
Анализ учредительных актов ИНМАРСАТ1 позволяет выяснить одну из существенных сторон правовой природы этой международной организации.
В научной литературе международная организация рассматривается как совокупность взаимодействующих международных органов, учрежденных и функционирующих на основе международного договора, которая обладает самостоятельными международными правами и обязанностями.2 Несмотря на разнообразие определений, встречающихся в литературе, все авторы выделяют следующие основные юридические признаки этого образования:
1. Учреждение и функционирование на основе международного договора.
2. Совокупность взаимодействующих международных органов.
3. Наличие самостоятельных прав и обязанностей, прежде всего по международному праву.
ИНМАРСАТ, бесспорно, обладает всеми указанными признаками. Поэтому с полным основанием ее следует отнести к числу международных организаций. Однако ИНМАРСАТ отличается таким своеобразием, что можно говорить об особом типе международной организации. В чем же конкретно заключается это своеобразие? Одна из особенностей состоит в том, что ИНМАРСАТ непосредственно занимается созданием и эксплуатацией технических средств, а именно обеспечением своего космического сегмента.3 Само ее существование есть форма международной научно-технической и производственной кооперации в области создания и использования спутников для обеспечения морской связи. Как справедливо отмечает С. А. Гуреев, международная организация ИНМАРСАТ «создана для непосредственного управления международной системой морской спутниковой связи».4
Другая особенность ИНМАРСАТ состоит в том, что эта организация функционирует на прочной экономической основе с учетом принятых коммерческих принципов, В частности, на коммерческой основе осуществляется финансирование ИНМАРСАТ, распределение доходов от ее деятельности, приобретение необходимых организации имущества и услуг.
Сказанное позволяет отнести ИНМАРСАТ к сравнительно новому типу международных организаций — оперативных, появление которых отмечено в международно-правовой литературе.5 Характеризуя этот тип международных организаций, Е. А. Шибаева пишет: «Это — международные организации с сильно развитой оперативной функцией, осуществляющие эксплуатационно-хозяйственную и промышленную деятельность на коммерческих началах, но сохранившие при этом юридическую природу межгосударственных образований».6
Оперативный и коммерческий характер деятельности ИНМАРСАТ привнес в ее учредительные акты особенности, отличающие их от учредительных актов традиционных международных организаций. Рассмотрим эти особенности.
В основе деятельности любой международной организации лежит международный договор. Учредительным актом ИНМАРСАТ, ее уставом является Конвенция о Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), которая была принята в 1976г. (далее — Конвенция об ИНМАРСАТ).7 Согласно этой конвенции ее сторонами являются государства.8 В Конвенции о праве международных договоров 1969г. (ст. 2 п. 1 «а») международным договором признается соглашение,
заключенное между государствами. В советской международно-правовой теории под международным договором понимается соглашение между субъектами международного права, направленное на установление, изменение или прекращение международных прав и обязанностей.9 Таким образом, одним из основных признаков международного договора следует считать то, что он заключается между субъектами международного права. Следовательно, Конвенцию об ИНМАРСАТ необходимо отнести к международным договорам межгосударственного характера.
В Конвенции закреплены вопросы статуса ИНМАРСАТ, структура ее органов, их функции и компетенция, права и обязанности членов, а также установлен общий правовой режим эксплуатации системы ИНМАРСАТ и деятельности международной организации ИНМАРСАТ по обеспечению космического сегмента этой системы.
Помимо Конвенции правовую основу деятельности исследуемой международной организации составляет Эксплуатационное соглашение о Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ).10 Какова его правовая природа? В поисках ответа на этот вопрос необходимо применить подход, предложенный Э. X. де Аречагой,11 и исследовать не только характер участия в Эксплуатационном соглашении, но и содержание его норм, намерения сторон при его заключении.
Каждая сторона, как записано в п. 3 ст. 2 Конвенции об ИНМАРСАТ, подписывает Эксплуатационное соглашение или назначает находящуюся под юрисдикцией этой стороны компетентную организацию (государственную или частную), которая подписывает Эксплуатационное соглашение.12
Из этого можно сделать следующие выводы:
1. Участие в ИНМАРСАТ осуществляется одновременно в качестве стороны и участника.
2. В качестве стороны может выступать только государство.
3. Участником ИНМАРСАТ может быть или государство (сторона) или национальная (государственная или частная) организация.13
4. Эксплуатационное соглашение заключается только между участниками. Такая несколько сложная конструкция двойного участия в ИНМАРСАТ обусловлена тем, что в некоторых государствах предоставлением услуг электросвязи (в том числе спутниковой связи) уполномочены заниматься не правительства, а только частные корпорации. Так, в соответствии с законом США Communication Satellite Act 1962 (Sec. 102),14 в котором провозглашается необходимость создания «коммерческой спутниковой системы дальней связи, как части улучшенной глобальной сети дальней связи», предусматривается, что участие Соединенных Штатов в этой глобальной системе должно осуществляться в форме частной корпорации. Такой корпорацией стала КОМСАТ.15
Обращаясь к истории возникновения ИНМАРСАТ, целесообразно вспомнить, что на учредительной конференции, как отмечают А. Л. Колодкин и Ю. М. Колосов, «были совмещены два подхода—создание ИНМАРСАТ на межправительственной
основе и на основе сотрудничества национальных организаций. Было решено, что принципиальные вопросы деятельности ИНМАРСАТ должны решаться на государственном уровне, а конкретные вопросы финансового и технико-эксплуатационного характера могут решаться организациями, назначаемыми правительствами для подписания Эксплуатационного соглашения и для участил в нем».16
По смыслу п. 3 ст. 2 Конвенции государственная или частная организация, чтобы считаться участником, должна отвечать следующим обязательным требованиям, которые определяют его правовой статус:
— находиться под юрисдикцией соответствующей стороны;
— назначаться этой стороной;
— быть компетентной;
— подписать Эксплуатационное соглашение.
Рассмотрим перечисленные требования более подробно. Относительно первого положения следует заметить, что в нем не определено понятие «юрисдикция», которое в международно-правовой теории имеет несколько значений.17 На практике содержание понятия «юрисдикция» определяется в контексте конкретного международного договора.18
В Конвенции об ИНМАРСАТ юрисдикция государства (стороны), как это видно из названия ст. 4, рассматривается во взаимоотношениях между стороной и ее участником (назначенной этой стороной частной или государственной организацией). В самом общем виде юрисдикция здесь проявляется в праве государственной власти (стороны) осуществлять регламентацию деятельности своего участника и совершать по отношению к нему конкретные действия. Распространение юрисдикции стороны на участника, являющегося назначенной организацией, означает следующее:
1. Отношения между стороной и участником регулируются соответствующим национальным правом (п. «а»*ст. 4 Конвенции об ИНМАРСАТ).
Применение к определенному участнику национального права одного государства исключает аналогичные действия со стороны другого государства. Поэтому назначенный участник может находиться под юрисдикцией только одной стороны. Иными словами, один и тот же участник не может представлять две или более стороны.
Как следует из п. «а» ст. 4, участник должен подпадать под действие государственного (конституционного), гражданского (торгового), уголовного, административного и других отраслей права. Формулировка п. «а» ст. 4 предполагает наличие в национальном праве определенного минимума норм, регулирующих правовой статус участника ИНМАРСАТ, а также регистрацию участника в качестве субъекта национального права. Из п. «а» ст. 4 следует, что споры между стороной и ее участником относительно выполнения обязательств и осуществления прав по Конвенции об ИНМАРСАТ должны разрешаться в соответствии с национальным правом. Дипломатическая защита участника и его представителей проводится назначившей его стороной.
Содержание национального права полностью определяется каждой из сторон самостоятельно. Сторона, в частности, самостоятельно определяет, является ли организация юридическим лицом, объем ее правоспособности, порядок возникновения и ликвидации как участника. Вместе с тем изменение национального права не может служить основанием невыполнения соответствующим участником своих обязательств в рамках ИНМАРСАТ. Такое толкование п. «а» подтверждается п. «b» и «с» ст. 4.19
2. Сторона дает необходимые руководящие указания и инструкции, совместимые со своим правом, чтобы обеспечить выполнение участником его обязательств (п. «b» ст. 4 Конвенции об ИНМАРСАТ).
Данное положение органично связано с рассмотренным выше п. «а» ст. 4. Его назначение в том, чтобы обязать сторону осуществлять постоянный контроль за деятельностью участника. Характер и степень подобного контроля определяется стороной в соответствии со своим национальным правом, он осуществляется путем выдачи надлежащих руководящих указаний и инструкций. Руководящие указания и инструкции должны носить обязательный характер. Следовательно, п. «b» ст. 4 предполагает, что участник должен находиться в административном подчинении у стороны, которая обладает по отношению к нему властными полномочиями.20
Однако участник не может отождествляться со своей стороной (или с одним из ее органов). Участник выступает в качестве самостоятельного субъекта гражданско-правовых отношений в рамках ИНМАРСАТ, т. е. пользуется имущественной самостоятельностью. Он делает взнос в капитал организации и получает возмещение взноса и компенсацию за его использование (п. 2 ст. 51. Сторона не отвечает по обязательствам своего участника (п. «с» ст. 4).
3. Сторона обеспечивает, чтобы при выполнении своих обязательств в ИНМАРСАТ участник, являющийся частной или государственной организацией, не действовал в нарушение обязательств, принятых стороной по Конвенции об ИНМАРСАТ или по соответствующим международным соглашениям (п. «с» ст. 4 Конвенции об ИНМАРСАТ).
По смыслу этого пункта ст. 4 обязательства участника производны по отношению к обязательствам стороны, и сторона принимает по своему усмотрению все необходимые меры, включая принудительные, направленные на соблюдение участником международных обязательств, взятых на себя этой стороной.
Таким образом, понятие «юрисдикция» в контексте Конвенции об ИНМАРСАТ определяет национальную принадлежность назначенного участника и в данном случае означает право стороны как суверенной власти на осуществление всеобъемлющего исключительного контроля за деятельностью назначенного ею участника.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Конвенции об ИНМАРСАТ участник, если он является организацией, должен быть назначен стороной, под юрисдикцией которой он находится. При этом термин «назначить», который не раскрывается в Конвенции об ИНМАРСАТ, означает—указать (определить) и уполномочить организацию для функционирования в качестве участника, т. е. поручить организации осуществлять функции участника в ИНМАРСАТ. Разрешение на осуществление деятельности в качестве участника выдают органы соответствующего государства. Выбор той или иной организации в качестве участника полностью зависит от усмотрения соответствующей стороны. При этом не имеет значения правовая природа собственности, находящейся у назначенной организации, а также объем ее полномочий в отношении этой собственности.22 Если сторона не берет на себя осуществление прав и обязанностей участника, назначение государственной или частной организации следует рассматривать в качестве обязанности стороны (п. 3 ст. 2 Конвенции об ИНМАРСАТ).
Что касается третьего требования, предъявляемого к участникам, то понятие «компетентный» также не определено в Конвенции и Эксплуатационном соглашении об ИНМАРСАТ. Следует согласиться с тем, что вопрос о компетентности организации решается назначившим ее государством по своему усмотрению. Компетентная организация должна быть уполномочена осуществлять технико-эксплуатационные функции, а также нести ответственность за свои действия и по своим обязательствам.23 Она должна быть организацией электросвязи.24 Указание на компетентность касается прежде всего частных корпораций. Для них все более характерна многоотраслевая ориентация,25 которая применительно к ИНМАРСАТ может привести к тому, что частная корпорация, являющаяся участником, будет заниматься более прибыльной деятельностью в ущерб - предоставлению услуг морской спутниковой связи.
Последнее можно продемонстрировать на примере компании КОМСАТ, являющейся участником от США в ИНМАРСАТ. Эта частная корпорация выполняет функции участника и в международной организации ИНТЕЛСАТ.26 Помимо этого КОМСАТ может заниматься и другими видами коммерческой деятельности. По крайней мере такие попытки эта корпорация уже предпринимала.21 Так, КОМСАТ наряду с корпорацией IBM и страховой компанией Atna Life вошла в консорциум Satellite Business Systems, акции которого поровну распределены между указанными тремя участниками.28 Таким образом, положение о компетентности организации служит правовой гарантией того, что участник будет надлежащим образом выполнять свои обязательства в ИНМАРСАТ.
Четвертое требование не нуждается в особых разъяснениях. Подписание участником Эксплуатационного соглашения означает, что оно вступило для него в силу. При этом Эксплуатационное соглашение вступает в силу для участника с момента вступления в силу Конвенции об ИНМАРСАТ для соответствующей стороны (ст. XVII Эксплутационного соглашения).
Сделаем теперь некоторые выводы относительно правового статуса такого участника. Выступая в качестве участника, государственная или частная организация прежде всего выражает волю своего государства, которое назначило ее для выполнения данной функции. Воля соответствующего государства выражается в назначении своего участника, определении объема его полномочий, выдаче участнику соответствующих указаний и инструкций. Таким образом, участник выступает в ИНМАРСАТ в роли представителя своего государства и призван в первую очередь осуществлять его волю.
Вместе с тем государственная или частная организация, осуществляя функции участника и реализуя волю своего государства, одновременно выражает и свою собственную волю, которая имеет самостоятельное значение. Самостоятельность назначенного участника основывается па его правовом статусе как национального юридического лица и предоставленных ему Конвенций об ИНМАРСАТ полномочиях, которые имеют коммерческо-правовой характер. Участник финансирует деятельность ИНМАРСАТ, получает возмещение вложенного капитал? и компенсацию за его использование (п. 1 и 2 ст. 5 Конвенции об ИНМАРСАТ). Участник несет ответственность по обязательствам, которые он берет на себя в соответствии с Эксплуатационным соглашением (п. «с» ст. 4 Конвенции об ИНМАРСАТ). Особый правовой статус участника выражается также в том, что согласно Конвенции об ИНМАРСАТ назначившая его сторона в этом качестве обладает своими собственными правами и обязанностями. Эта сторона, выступая в роли участника, добровольно принимает на себя обязательства международно-частноправового характера.29 Однако национальные организации (частные или государственные), осуществляя полномочия участника ИНМАРСАТ, не обладают теми признаками, которые позволили бы говорить о них как о субъектах международного права. Указанное положение нуждается в дополнительных разъяснениях.
Из содержания ст. VII и VIII Договора по космосу 1967 г., а также ст. 4 Конвенции об ИНМАРСАТ следует, что у участников, являющихся организациями, назначенными сторонами, отсутствует такое важнейшее качество субъекта международного права, как самостоятельность волеизъявления в международных (межгосударственных, межправительственных, межведомственных) отношениях. Важнейшее качество любого субъекта международного права состоит в том, что он не находится под чьей-либо юрисдикцией, не имеет стоящей над ним политической власти, занимает с юридической точки зрения независимое от других субъектов международного права положение. Отсутствие международной правосубъектности у участника подтверждается тем, что его права и обязанности в рамках ИНМАРСАТ30 возникают только в том случае, если он назначен соответствующим государством, т. е. если ему поручено выполнять функции участника.
Юридические лица, действующие от своего лица, наделены по Конвенции об ИНМАРСАТ отдельными правами и обязанностями. Они имеют право участвовать в работе Совета (одного из главных органов ИНМАРСАТ) и, таким образом, в рамках международной организации принимать определенное участие в разработке международно-правовых норм. Помимо этого им предоставлено право пользоваться некоторыми привилегиями и иммунитетами,31 закрепленными в Протоколе о привилегиях и иммунитетах ИНМАРСАТ.32 Таким образом, участник ИНМАРСАТ (государственная или частная организация) не обладает теми качествами, которые необходимы для признания его субъектом международного права. Такой участник — субъект международного частного права.
Решение вопроса о правосубъектности сторон и участников ИНМАРСАТ позволяет прийти к выводу о том, что Эксплуатационное соглашение об ИНМАРСАТ не является международным договором, поскольку оно, регулируя конкретные эксплуатационные и финансовые вопросы, относящиеся к ИНМАРСАТ,33 одновременно регламентирует взаимоотношения между участниками, складывающиеся на коммерческой основе. Как записано в п. 3 ст. 5 Конвенции об ИНМАРСАТ, организация функционирует на прочной (безубыточной) экономической и финансовой основе с учетом принятых коммерческих принципов.
Это отражено в финансовом механизме ИНМАРСАТ. Одним из источников финансирования организации являются взносы участников,34 величина которых определяется пропорционально долевому участию каждого из них (п. 1 ст. 5 Конвенции и п. 1 ст. III Эксплуатационного соглашения ИНМАРСАТ). Доля каждого определяется согласно проценту его участия в общем пользовании космическим сегментом ИНМАРСАТ (п. 1 ст. V Эксплуатационного соглашения ИНМАРСАТ). Впоследствии участникам возмещаются суммы сделанных ими взносов, а также выплачивается вознаграждение за их использование (п. 2 ст. 5 Конвенции и п. 1 ст. III Эксплуатационного соглашения ИНМАРСАТ). Другим источником финансовых поступлений в ИНМАРСАТ является плата за использование ее космического сегмента (плата по тарифам), которая устанавливается с таким расчетом, чтобы обеспечить покрытие эксплуатационных и административных расходов организации, ее расходов по техническому обслуживанию и возмещению участникам их взносов в капитал и по вознаграждению за пользование капиталом (п. 1 ст. 19 Конвенции и п. 2 «а» ст. III Эксплуатационного соглашения об ИНМАРСАТ). В конечном итоге в основе финансирования ИНМАРСАТ лежит плата по тарифам. Таким образом, ИНМАРСАТ является самоокупаемой организацией. Основным показателем, по которому определяются результаты ее финансовой деятельности, служит прибыль.36 Система финансирования ИНМАРСАТ, предусмотренная в ее Конвенции и Эксплуатационном соглашении, имеет исключительно коммерческий характер.
Коммерчески-правовой характер ИНМАРСАТ базируется на положениях Конвенции (ст. 20), регулирующих приобретение этой организацией имущества и услуг.
Политика Совета в этой области должна поощрять конкуренцию в деле поставки имущества и услуг. Их приобретение должно осуществляться через закупку или аренду посредством предоставления контрактов, которые основаны на предложениях, полученных на открытых международных торгах. Контракты предоставляются участникам торгов, предлагающим наилучшую комбинацию качества, цены и наиболее благоприятных сроков поставки.
Коммерческо-правовой характер обязательств, предусмотренных Эксплуатационным соглашением, вытекает из названия и содержания этого договора, в котором регулируются конкретные технико-эксплуатационные вопросы. Придание такого характера Эксплуатационному соглашению входило в намерение учредителей международной организации ИНМАРСАТ.36
Смысл заключения Эксплуатационного соглашения, подчеркивают Ю. С. Ацеров и А. Л. Колодкин, состоял в том, чтобы «освободить правительства от финансовой ответственности за деятельность ИНМАРСАТ и от выполнения технико-эксплуатационных функций. Для этого нужно было исключить из проекта Конвенции.. .все положения, касающиеся финансовой ответственности и технико-эксплуатационных вопросов участия в ИНМАРСАТ, и перенести их в Эксплуатационное соглашение. . .».37 О том, что Эксплуатационное соглашение не следует рассматривать в качестве международного договора, косвенно свидетельствует отсутствие какого-либо указания на то, что оно является приложением к Конвенции об ИНМАРСАТ.
Таким образом, Эксплуатационное соглашение — многосторонний международный контракт (сделка), т. е. такое соглашение, которое имеет международно-частноправовой характер и в котором участвуют субъекты, находящиеся под юрисдикцией государства, и государства, выступающие в данном случае как субъекты международного частного права.
Иной точки зрения на правовую природу Эксплуатационного соглашения придерживается А. Н. Талалаев. Он относит это соглашение к «смешанным» международным договорам, содержащим два вида обязательств: 1) международно-правовые между государствами и другими субъектами международного права; 2) гражданско-правовые и другие немеждународно-правовые обязательства между государствами и несубъектами международного права.
Такой договор, по его мнению, следует отнести к международным договорам: «Участие несубъектов международного права в некоторых категориях международных договоров само по себе не лишает последних международно-правового характера».38 Данное положение, с его точки зрения, распространяется на многосторонние договоры, если государства-участники не договаривались рассматривать эти договоры как гражданско-правовые контракты.39 Подобную точку зрения разделяет Е. А. Шибаева, предлагая рассматривать Эксплуатационное соглашение «не в качестве самостоятельного международно-правового акта, а в виде приложения к Конвенции об ИНМАРСАТ, как это, например, сделано в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., где цели, структура, полномочия, функции, финансы и т. д., то есть все то, что составляет Устав предприятия, даны в качестве Приложения IV к Конвенции. Эксплуатационное соглашение от этого не потеряло бы своей юридической обязательности. . .».40
В советской правовой теории не выработано общее определение понятия «международная сделка».41 Между тем международной практике известны договоры, подобные Эксплуатационному соглашению об ИНМАРСАТ.42 В теории их называют «диагональные соглашения», указывая тем самым на то, что сторонами этих соглашений являются неравнозначные по своему правовому статусу субъекты: государства и иностранные юридические или физические лица.43 Специалисты независимо от того, как они квалифицируют данные соглашения, не относят их к международным договорам.44
Эксплуатационое соглашение об ИНМАРСАТ отличается от обычного международного контракта, в частности, от его разновидности — внешнеторговой сделки.45 Во-первых, оно — один из учредительных актов, лежащих в основе деятельности международной организации ИНМАРСАТ. Во-вторых, оно не подпадает под действие какого-либо национального права46 и может рассматриваться как саморегулирующийся контракт. В-третьих, Эксплуатационное соглашение хотя и является относительно самостоятельным договором, неотделимо от Конвенции об ИНМАРСАТ.
Неразрывное единство этих соглашений предопределено тем, что они предназначены обеспечить каждый в своей сфере деятельность международной организации и системы ИНМАРСАТ.47
Заключение Эксплуатационного соглашения становится возможным в силу волеизъявления сторон, закрепленного в Конвенции. Конвенция является правовым основанием для заключения Эксплуатационного соглашения. Последнее заключается в соответствии с положениями Конвенции об ИНМАРСАТ и открывается для подписания одновременно с ней (п. 2 ст. 2 Конвенции об ИНМАРСАТ). Изменения, вносимые в Эксплуатационное соглашение, не должны противоречить Конвенции. Эксплуатационное соглашение подлежит толкованию совместно с Конвенцией об ИНМАРСАТ, и к нему применимы определения, содержащиеся в Конвенции (п. 2 ст. I Эксплуатационного соглашения об ИНМАРСАТ). При противоречиях между Эксплуатационным соглашением и Конвенцией большую юридическую силу имеет последняя, а при отсутствии соответствующих положений в Конвенции — нормы международного права.
Неразрывное единство учредительных актов ИНМАРСАТ проявляется и в том, что Эксплуатационное соглашение вступает в силу для участника с даты вступления в силу Конвенции для соответствующей стороны (ст. XVIII Эксплуатационного соглашения об ИНМАРСАТ). Вместе с тем государство не может стать стороной Конвенции до тех пор, пока оно или назначенная им организация не подпишет Эксплуатационное соглашение. Неразрывная связь двух договоров обеспечивается положениями п. 3 ст. 29 и п. 6 ст. 30 Конвенции, в которых предусмотрено, что в случае выхода или прекращения членства участником, являющимся организацией, его функции будут выполняться или самим государством, или назначенной им организацией.
*Кандидат юридических наук.
1 ИНМАРСАТ — Международная организация морской спутниковой связи (INMARSAT — International Maritime Satellite Organization).
2 См., напр.: Малинин С. А. О правосубъектности международных организаций//Вести. Ленингр. ун-та. 1965. №17. Вып. 3. С. 105—117; Ушаков Н. А. Проблемы теории международного права. М., 1988. С. 126—134.
3 Согласно ст. 1 п. «d» Конвенции об ИНМАРСАТ «космический сегмент» означает «спутники», а также установки слежения, телеметрии, телеуправления, контроля, наблюдения и другое связанное с ними оборудование к средства, необходимые для
обеспечения работы этих спутников.
4 Гуреев С. А. Международная организация морской спутниковой связи //Информационный бюллетень. Бюро координации фрахтования судов СЭВ. 1980. №7(193).
С. 51.
5 См., напр.: Шибаева Е. А. Право международных организаций: Вопросы теории. М., 1986. С. 94—95.
6 Там же. С. 95.
7 Конвенция и Эксплуатационное соглашение о Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ). М., 1981. С. 5—57.
8 В соответствии со ст. 1 п. «b» Конвенции об ИНМАРСАТ стороной именуется государство, для которого она вступила в силу.
9 Талалаев А. Н. Закон о международных договорах СССР на службе мира. М., 1979. С. 17—18.
10 Текст см.: Конвенция и Эксплуатационное соглашение о Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ). С. 58—85 (далее — Эксплуатационное соглашение).
11 Аречага Э. X. Современное международное право / Пер. с исп. М., 1983. С. 59—64.
12 Такая сторона или назначаемая в соответствии с п. 3 ст. 2 Конвенции об ИНМАРСАТ организация, для которой Эксплуатационное соглашение вступило в силу, именуется «участник» (п. «с» ст. 1 Конвенции об ИНМАРСАТ).
13 Участники от Ирака, Либерии, Омана и Танзании представлены непосредственно сторонами (государствами), участниками от США и Японии являются частные компании, соответственно: COMSAT; Kokusai Denshin Denwa Co. Ltd. Участники от Норвегии, Италии, Франции и других стран относятся к государственным организациям. Участником от СССР является Всесоюзное объединение «Морсвязьспутник» (Положение о В/О «Морсвязьспутник» // Материалы по морскому праву и международному торговому мореплаванию / Отв. ред. А. К. Жудро Вып. 19. М., 1979, С. 53—57).
14 Public Law 87—624 87-th Congress. House of Representatives. 11040, august 31, 1962.
15 KOMCAT — Корпорация спутниковой связи (COMSAT — Communication Sallellite Corporation).
16 Колодкин А. Л., К о л о с о в Ю. М. СССР и международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ)//Советское государство и право. 1977.
№8. С. 100.
17 Броунли Я. Международное право: В 2 кн. / Пер. с англ. Кн. 1. М., 1977.
С. 425—426; Спивакова Т. И. Право и природные ресурсы прибрежных зон. М., 1978. С. 38—50.
18 Малинин С. А. Юрисдикция прибрежного государства и мирный проход иностранных судов через территориальное море//Международное и внутригосударственное право: Проблемы сравнительного правоведения / Отв. ред. Г. В. Игнатенко. Свердловск, 1984. С. 64—73; Молодцов С. В. Празовой режим морских вод, М.
21 1982. С. 118—123, Нозари Ф. Космическое право/Пер. с англ. М., 1979. С. 64—65; Рудев А. И. Международно-правовой статус космических станций. М., 1982. С. 65—71.
19 Men on P. К. The International Maritime Satellite Organization an Important Milestone in Maritime Communications Service//Netherlands International Law Review. Vol. XXIV. 1977. P. 494.
20 Теория государства и права/Отв. ред. А. И. Королев, Л. С. Явич. Л., 1982. С. 260—261; Юсупов В. А. Теория административного права. М., 1985.
21 О контроле со стороны правительства США за деятельностью КОМСАТ см.: Grad F., Goldfarb D.С. Government Regulation of International Telecommunication//Columbia Journal of Transnational Law. Vol. 15. 1976. № 3. P. 423—430.
22 Меnоn Р.К. The International Maritime Satellite Organization an Important Milestone in Maritime Communications Service//Netherlands International Law Review. Vol. XXIV. 1977. P. 494.
23 Men on P. K. The International Maritime Satellite Organization an Important Milestone in Maritime Communications Service//Ibid.
24 Sondaal H. H. M. The Current Situation in the Field of Maritime Communications Satellite «INMARSAT»//Journal of Space Law. Vol. 8. 1980. № 1-2. P. 12.
25 Государство и управление в США/Отв. ред. Л. И. Евенко. М., 1985. С. 162—169.
20 ИНТЕЛСАТ — Международная организация спутниковой электросвязи (INTELSAT—International Telecommunications Satellite Organization),
27 McKniqht Lee. The Deregulation of International Satellite Communications: US Policy and the INTELSAT Response//Space Communications and Broadcasting. Vol. 3. 1985. № 1. P. 42.
28 Противоречия и проблемы эффективности управления капиталистическим производством / Отв. ред. Н. А. Климов. М., 1981. С. 238.29 Vоlоsоv М Е., Коlоdkin A.L., Коlоsоv Y.M. International Maritime Satellite Communication Sistem: History and Principles Governing its Functioning//Ocean Yearbook. I. Chicago & London. 1978. P. 253.
30 О предоставлении отдельным лицам прав в сфере международного права см.: Фердросс А. Международное право / Пер. с нем. М., 1959. С. 151—152.
31 Колодкин А. Л., Евгеньева Е. Протокол о привилегиях и иммунитетах ИНМАРСАТ//Советское государство и право. 1983. №9.
32 Текст см.: СП СССР. Отдел второй. 1984. №8. Ст. 7.
33 Колодкин А. Л., Колосов Ю. М. СССР и международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) // Советское государство и право. 1977. № 8. С. 100.
34 Стороны не участвуют в финансировании ИНМАРСАТ.
35 Кудряшев Л.Е., Бибичкова Р.П. Выбор критерия для сравнительного экономического анализа вариантов построения космического сегмента международной системы морской спутниковой связи // Морская радиосвязь: Сборник науч.
трудов ЦНИИМФ/Отв. ред. Ю. И. Панин. Л., 1985. С. 54.
36 Док. ИМКО: MARSAT / CONF / 5/3; MARSAT / CONF / SR / 3; MARSAT/ /CONF/4.
37 Ацеров Ю. С., Колодкин А. Л. Международная организация морской
спутниковой связи//Морской флот. 1977. №5. С. 30.
38 Талалаев А. Н. Право международных договоров: Общие вопросы. М., 1980. С. 94—95.
39 Там же. С. 95.
40 Шибаева Е. А. Указ. соч. С. 97, 98.
41 Однако объективная основа для этого существует (см.: Мусин В. А. Международные торговые контакты. Л., 1986. С. 15). В советской правовой теории используется также понятие «внешнеэкономическая сделка», которое распространяется на все виды сделок в области внешнеэкономической деятельности и включает традиционные внешнеторговые сделки, договоры подряда, лицензионные договоры, договоры по специализации и кооперированию производства и т. д. (см.: Гален
42 Т а л а л а е в А. Н. Право международных договоров. С. 94—95.
43 Галенская Л. Н. Международное частное право. Л., 1983. С. 81.
44 Там же.
45 Определение внешнеторговой сделки см.: Богуславский М. М. Международное частное право. М., 1982. С. 184—187; Myсян В. А. Международные торговые контракты. С. 5—16; Право и внешняя торговля/Отв. ред. В. С. Поздняков. М., 1987. С. 33—34.
46 Об этом свидетельствует п. 1 ст. II Приложения к Конвенции об ИНМАРСАТ о процедуре разрешения споров, в котором предусматривается, что решение арбитража должно находиться в соответствии с международным правом и основываться: а) на Конвенции и Эксплуатационном соглашении; б) па общепризнанных принципах права.
47 Поэтому Эксплуатационное соглашение необходимо рассматривать с учетом положений Конвенции об ИНМАРСАТ (см.: Каменецкая Е. П. Космос и международные организации. М., 1980. С. 72—73).



ОГЛАВЛЕНИЕ