ОГЛАВЛЕНИЕ

Политико-правовое учение Джона Лильберна: Историографический обзор
№ 3
01.05.1995
Серебрякова М. Ю.
В ряде статей нами был проанализирован и оценен вклад Дж.Лильберна в развитие раннебуржуазной политико-правовой науки с учетом особенностей его теорий — прав и свобод английского народа, народного суверенитета и разделения властей, правового государства.1 Историографическим обзором мы завершаем исследование политико-правового наследия мыслителя.
Источниковедческую базу работы образуют прежде всего дошедшие до нас памфлеты Дж.Лильберна. Наиболее полно на языке оригинала они представлены в собрании памфлетов и ремонстраций периода Английской буржуазной революции, которое хранится в Российской национальной библиотеке. В современных изданиях памфлеты Дж.Лильберна опубликованы (полностью или частично) в книгах: «Трактаты левеллеров 1647—1653 гг.».2 «Свобода в Армии. Сборник произведений левеллеров»,3 «Левеллеры в период Английской революции».4 Программные документы левеллеров — «Манифест партии левеллеров» и «Соглашение свободного народа Англии от 1 мая 1649 г.», один из первых памфлетов «свободнорожденного Джона» — «Открытое письмо Дж.Лильберна тюремщикам Флитской тюрьмы» и некоторые другие произведения вошли в единственный изданный на русском языке сборник.5 Отрывки из произведений мыслителя печатались в хрестоматиях по истории английской буржуазной революции, которые выходили в нашей стране в разные годы.6 С речами Дж.Лильберна на многочисленных судебных разбирательствах его деятельности, будь то нелегальная доставка в Англию религиозной литературы из Голландии в период с 1635 по 1637 г. или же его активное участие в создании партии левеллеров и разработки для этой партии программных документов в 40 — 50-е годы, можно познакомиться в нетрадиционной для нашей страны «коллекции судебных приговоров».7
Становление Дж.Лильберна как революционера и мыслителя лучше всего освещено в трудах М.М.Ковалевского.8 Используя историко-сравнительный метод, он впервые в отечественной литературе проанализировал такие вопросы, как политическая обстановка в Англии в период создания партии левеллеров (1646—1647 гг.), дебаты по проектам «Соглашения свободного народа Англии» — проектам государства «Общего блага», агитационная деятельность Лильберна. Характеристики, данные М.М.Ковалевским роли Дж.Лильберна как идеолога партии левеллеров, актуальны и сегодня. Особо хотелось бы выделить, например, такое высказывание: «Начатая им (Лильберном. — М.С.) еще в 1637 г. агитация с самого начала приняла характер не теоретического, а практического реформаторства, и этот же характер всецело был усвоен и всей группой английских левеллеров ... Лильберн и левеллеры стоят в истории как часть одного и того же целого, и всякий очерк радикальной партии в эпоху республики был бы не полон без детального изучения агитационной деятельности Лильберна».9 М.М.Ковалевский исследовал, кроме того, лильберновскую концепцию народного суверенитета и народного представительства.
Среди дореволюционных изданий заслуживает внимания также работа Г.Вейнгартена.10 Вот как ее автор пишет о революционном идеологе и созданной им партии: «... Духовным главою этого направления был Джон Лильберн, один из решительнейших характеров своего времени и один из пламеннейших глашатаев свободы как своего, так и всех веков».11 Далее Г.Вейнгартен высказал интересное суждение: «Всякая попытка коммунистического устройства представлялась им столь же преступной, как и государственная измена. Цель их состояла в преобразовании существующих условий на началах естественного права».12 Действительно. Лильберн и его соратники всегда были против извращенного отношения к равенству — уравниловки, которая вела и ведет к «казарменному коммунизму». Впрочем, в середине XVII столетия речь могла идти только об утопическом коммунизме, к сторонникам которого Лильберна причислять не следует.
После Октябрьской революции вышла в свет книга П.И.Новгородцева «Политические учения Англии в эпоху реформации и революции», в которой глава VI содержит специальный раздел, посвященный Дж.Лильберну.13 Интересно мнение П.И.Новгородцева о том, «что левеллеры не оставили нам крупных политических произведений и систематических трактатов. Этим объясняется, почему их проходят молчанием и в общих руководствах по истории философии».14 Однако в Российской национальной библиотеке уже тогда хранились два тома прижизненных изданий «свободнорожденного Джона», его соратников и идеологических противников. Вероятно, П.И.Новгородцев не знал о существовании этого сборника. Поэтому правильнее было бы сказать, что идеолог партии левеллеров не оставил традиционных философско-теоретических трактатов, а акцентировал внимание на практико-идеологических аспектах политического преобразования современного ему английского общества. Вместе с тем П.И.Новгородцев высказал суждение, с которым нельзя не согласиться: «Более чем за сто лет до французских писателей все основные положения были уже высказаны в английской литературе... Их (французских писателей. — М.С.) призвание состояло в том, чтобы дать распространение идеям, в большинстве случаев заимствованным у англичан... В новых американских штатах положения, высказанные левеллерами, являлись исходным моментом для всего последующего развития американской нации».15
В 1924 г. увидели свет сразу несколько трудов, посвященных Английской буржуазной революции в целом и Дж.Лильберну в частности: Эд.Бернштейна,16 А.Е.Кудрявцева17 и И.Л. Попова-Ленского.18
Работы Эд.Бернштейна и И.Л.Попова-Ленского построены на анализе первоисточников - памфлетов Дж.Лильберна, его писем к жене и друзьям.
Эд.Бернштейн изучает творческое наследие Дж.Лильберна сквозь призму Английской буржуазной революции, ее особенностей, этапов и некоторых других аспектов, поэтому его труды интересны прежде всего специалистам в области истории философии и политических и правовых учений. Приведем несколько строк из книги «Социализм и демократия в Великой Английской революции», о роли и влиянии мыслителя на формирование революционного настроения в армии: «Вся армия — это как будто один Лильберн; она больше склонна издавать законы, чем исполнять их. Ибо ... агитатор постоянно держит в одной руке меч, а в другой—одно из посланий Лильберна, которое он считает весами, предназначенными для взвешивания людей в этом и будущем мире».19 Далее Эд.Бернштейн продолжает: «... Левеллеры защищали интересы трудящихся классов (на наш взгляд, демократически настроенных кругов английского общества. — М.С.), формулировали их политические интересы. Пока революция боролась с отжившими силами, левеллеры при случае могли указать ей дорогу и не раз, на самом деле, делали это. Но в тот момент, когда отжившие силы были побеждены, а вновь народившиеся принялись перестраивать жизнь, левеллеры должны были отступить на задний план. Время тех классов, которые они представляли, еще не наступило».21
Монография же И.Л.Попова-Ленского «Лильберн и левеллеры» построена по- иному принципу — в ней мыслитель и революционный идеолог является центральным, первичным звеном, все остальные события рассматриваются сквозь призму его личности. Поэтому книга интересна прежде всего историкам и специалистам по истории политической мысли.
В конце 60 — 70-х годах появляются новые работы о революционном идеологе и его учении. Среди них особо хотелось бы выделить статью Г.Р.Левина о Дж.Лильберне в «Советской исторической энциклопедии»,21 Т.А.Павлову — автора ряда книг по истории Английской буржуазной революции,22 И.М.Ефимова, написавшего единственную на сегодняшний день историко-художественную книгу о Лильберне.23
Обзор литературы был бы неполон без монографий М.А.Барга, и прежде всего без книги «Великая Английская буржуазная революция в портретах ее деятелей».24 Книга М.А.Барга выдержана в лучших традициях отечественной исторической науки. Восьмая глава — о Дж.Лильберне и озаглавлена «Свободнорожденный Джон Лильберн».
В монографии М.А.Барга впервые встречается термин «гражданские левеллеры».25 Они являются представителями радикального крыла религиозно-политического индепендентства за пределами армии, отколовшиеся от него и оформившиеся в самостоятельную политическую партию. Кроме того, М.А.Барг анализирует политико-правовые взгляды Дж.Лильберна не только по его произведениям, но и по отдельным институтам, проблемам.26 Автор рассматривает большое количество памфлетов мыслителя и его соратников, не обошел он вниманием и его противников. Приведем некоторые моменты из этой главы.
Учитель и кумир Дж.Лильберна, в дальнейшем ставший его политическим противником, священник-богослов Принн так отзывался о своем ученике: «... Невежественные простолюдины боготворят его как единственного вещателя истины», «его речи обращают их ... сердца против парламента». Другой учитель Дж.Лильберна — Баствик — добавляет: «Толпы, сопровождающие его (Лильберна. — М.С.), смотрят на него как на своего защитника, восторгаясь всеми его действиями», «... бедный люд вводится в заблуждение его лживыми словами».27
Генезис политической теории мыслителя строился нами большей частью на общефилософской и политико-правовой литературе. Принимая во внимание точку зрения ряда авторов, несправедливо сводивших все «богатство... идейных предпосылок Английской революции (а следовательно, и политической теории Дж.Лильберна. — М.С.) к пуританизму», мы поставили перед собой задачу, по мере возможности, освоить и адекватно оценить философскую, юридическую, политическую и этическую мысль первой половины XVII в.28 Наибольшую помощь в этом освоении оказала литература, посвященная эволюции философской, политической и юридической мысли на рубеже двух эпох — феодализма и капитализма. Особо выделим работу «Философия эпохи ранних буржуазных революций»,29 в которой рассматриваются как основные характеристики эпохи Возрождения-Реформации (общественно-политические и культурно-исторические), так и взгляды ряда мыслителей на государство и право, религию и церковь.
Для анализа политико-правовой концепции Дж.Лильберна нами привлекалась специальная научная литература — труды по теории государства и права и по истории политических и правовых учений.
Прежде всего хотелось бы обратить внимание на монографии Н.С.Прозоровой, В.Е.Сатышева и статью В.Д.Зорькина.30
Н.С.Прозорова анализирует взгляды революционного идеолога по отдельным политико-правовым проблемам, изучая его работы. Так, в самостоятельные главы ею были выделены следующие проблемы: теория естественного права, взгляды на собственность, теория общественного договора, взгляды на организацию государственной власти, теория верховенства народа перед Парламентом, отдельные проблемы права. Структура авторского исследования существенно отличается от структуры, предложенной Н.С.Прохоровой тем, что нами впервые в науке истории политических и правовых учений был проведен генезис политико-правовой теории Лильберна. Благодаря нашему подходу концепция революционного идеолога представлена в цельном и систематизированном виде.
В.Е.Сатышев на страницах своей монографии кратко остановился на следующих проблемах: идея естественных прав человека, концепция разделения властей и реформ права (с. 39-46). Статья В.Д.Зорькина в основном посвящена вопросам прав и свобод англичан. Анализ их идет по отдельным работам Дж.Лильберна.
Из отечественных курсов по истории политических и правовых учений особо выделим новейшие издания под редакцией В.С.Нерсесянца,31 например, многотомная «История политических и правовых учений».32 В 3-м томе, в разделах «Политическая мысль противников королевского абсолютизма в период Английской революции и протектората Кромвеля (1642—1660 гг.)»33 и «Основные направления политической и правовой мысли в период Английской буржуазной революции» Л.С.Мамут, анализирует взгляды Дж.Лильберна и его соратников.
Разделяя мнение Л.С. Мамута о том, что левеллеры выдвинули вперед Английскую революцию, а их идеи народного суверенитета, демократической республики, политической и религиозной свободы и равенства долгое время оставались высшим достижением европейской мысли,34 мы по-иному, чем в учебнике (с.227), трактуем лильберновское учение о праве на равенство. Спорным, на наш взгляд, является также утверждение, что левеллеры представляли в основном мелкую буржуазию,35 так как социально-классовый состав этого движения в действительности был многоликим — от дворянства до крестьянства. Общеизвестным представляется и утверждение, что левеллеры, «естественно, не поднялись до осознания природы классовых противоречий и интересов».36 Безусловно, что в эпоху ранних буржуазных революций о таком сознании не могло быть и речи.
Среди книг зарубежных авторов, специально посвященных Дж.Лильберну, найдено всего две: М.Джибб37 и Р.Грег.38 Они построены по тому же принципу, что и монографии Эд.Бернштейна и И.Л.Попова-Ленского — биографические данные и многочисленные цитаты из памфлетов Лильберна. Их можно отнести, скорее, к хрестоматиям по истории жизни и деятельности Дж.Лильберна. Однако Д.Хансон в своей книге «От монархии к республике»,39 посвященной идеям, родившимся в ходе Английской буржуазной революции, не остановился на биографических сведениях о Дж.Лильберне. Анализируя политико-правовые взгляды мыслителя, в частности, он обращает внимание на радикальность и гуманистическую направленность воззрений левеллеров40 и их «великого руководителя и политического памфлетиста».41
В многочисленных английских и американских сборниках по проблемам полити
ческой философии, к сожалению, отсутствует анализ политико-правовых взглядов
Дж.Лильберна. А вот взгляды Т.Гоббса и Дж.Локка на государство и право изложены в
них достаточно подробно.42
Насколько нам известно, только два учебника: «История политической мысли» Г.Катлина43 и «История политической философии» Г.Шмандта44 — удостоили своим вниманием политические взгляды левеллеров и их вождя. В первом упоминаются левеллеры, авторы проекта английской конституции, в связи с дебатами по проекту «Соглашение свободного народа Англии», во втором почти с энциклопедической краткостью изложены политические взгляды Дж.Лильберна.
Наследие Дж.Лильберна невозможно адекватно отобразить без изучения произведений мыслителей, стоящих в центре того или иного направления — абсолютистско-авторитарного, демократического или утопического, а также без сравнения с работами мыслителей того исторического периода: Т.Гоббса, Дж.Уинстенли, Дж.Локка, Ш.Монтескье и др.
* Кандидат юридических наук, старший преподаватель Высшей школы МВД России.
1 Тумаркина (Серебрякова) М . Ю . 1 ) Теория гражданских прав и свобод практико-идеологическая программа Дж.Лильберна. //Правоведение. 1986. N 4; 2) О некоторых конституционных проектах партии левеллеров в период Английской буржуазной революции. //Вестник ЛГУ. Вып.2. Сер.6. 1987. N 13; 3) Лильберновское государство «общего блага» (К истокам концепции правового государства)//Правоведение. 1994. N 4.
2 The Leveller Tracts (1647—1653). New York, 1944.
3 Freedom in Arms> Selection of reveller writing. London, 1975.
4 The Levellers in the English Revolution. London, 1975.
5Лильберн Дж. Памфлеты. М., 1937.
6 Кудрявцев А. Е. Великая Английская революция. Л., 1924; Законодательство Английской революции 1640- 1660 гг. М.; Л., 1946; Сборник документов по истории Английской буржуазной революции ХVП века. М., 1973, и др.
7 Complete collection of State Trial and proceedings for high Treason and other crimes and misdemeanors. London. 1809 1810. Vol. 3- 5.
8 Ковалевский М.М. От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму. Соч.: В 3 т. Т.2. СПб., 1910.
9 Там же. Т.2. 1906. С.311-312.
10 Вейнгартен Г. Народная реформация в Англии в ХVII в. М., 1901.
11 Там же. С.285.
12 Там же. С.288.
13 Новгородцев П. И. Лекции по истории философии права (Учения нового времени. ХVI - XIX вв.). М., 1918.
14 Там же. С.68.
15 Там же. С.70.
16 Бернштейн Эд. Английская революция XVII в. Иваново-Возмесенск, 1924; Социализм и демократия в Великой Английской революции. М., 19.24.
17 Кудрявцев А.Е. Великая Английская революция.
18 Попов-Ленский И.Л. Джон Лильберн и левеллеры. М.; Л., 1928.
19 Бернштейн Эд. Английская революция ХVII в.
20 Там же. С. 101.
21 Советская историческая энциклопедия. Т.8 (статьи: Левеллеры, Дж.Лильберн, 1965) см. также: Левин Г. Р. 1) Из истории демократического движения в годы Английской буржуазной революции //Вопросы социально-политической жизни Европы нового и новейшего времени. Л., 1966. С. 122; 2) Демократическое движение в английской буржуазной революции: Курс лекций. Л., 1973.
22 Павлова Т. А. Джон Лильберн //Новая и новейшая история. 1970. N 1.
23 Ефимов И.М. Свергнуть всякое иго. Повесть о Джоне Лильберне. М., 1977.
24 Барг М.А. 1) Оливер Кромвель и его время. М., 1950; 2) Народные низы в английской революции. М., 1967.
25 Там же. С.267.
26 При подготовке диссертации автор, к сожалению, не использовала данную работу, так канона вышла в свет через год после защиты. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им.Горького Санкт-Петербургского государственного университета.
27 Барг М. А. Великая Английская революция в портретах деятелей. М., 1991. С. 268—269.
28 Там же.
29 Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983.
30 Прозорова Н.С. Политические и правовые взгляды Джона Лильберна. М., 1960; Сатышев В.Е. Политико-правовые учения в Англии в эпоху буржуазной революции XVII века. М., 1985 (глава IV «Политическая и правовая идеология левеллеров. Дж.Лильберн»); Зорькин В.Д. Политические взгляды Дж.Лильберна //Вестник МГУ. 1969. N 3.
31 История политических и правовых учений. М., 1983. С.225 - 228.
32 История политических и правовых учений: В 4т. Т.3. М., 1989-1995.
33 Там же. Т.З. С.55—60.
34 Там же. С.60.
35 Там же. 36 Там же.
37 Jibbe A.M. John Lilburne. The Leveller. A Cristian Democrat. London, 1947.
38 Gregg P. Free-born John, A biography of. I. Lilburne. London, 1961.
39 Hanson D.W. From Kingdom to Commonwealth (The Development of Civil Consciousness in English Political Trought). Oxford, 1970.
40 Ibid. P.330.
41 Ibid. P.320.
42 См., напр.: Flathman R.E. Concepts in Social and Political philosophy. New York, 1973; Jewirth A. Political Philosophy. New York, 1965: Quinton A. Political Philosophy. Oxford, 1967. — В последнем сборнике есть интересные разделы, посвященные анализу английской политической мысли ХVП в., в частности § 7. «Свобода и равенство», § 8. «Два аспекта свободы», § 9. «Два аспекта демократии» написаны на основе анализа взглядов Гоббса и Локка.
41 Catlin I. Story of the Political Philosophers. New York, 1947. P.234: 281.
44Schmandt H.J. A History of Political Philosopher. Brucc., 1960. P.248- 249.



ОГЛАВЛЕНИЕ