ОГЛАВЛЕНИЕ

Правовое пространство науки
№ 1
01.01.1993
Конин Н.М., Манохин В.М., Залесский В. В.
Радикальные социально-экономические преобразования в Российской Федерации обусловливают необходимость формирования и закрепления новых общественных отношений в сфере науки. Возрастает актуальность комплексного, концептуального подхода к проблеме правового регулирования научной деятельности.
Разработка такого подхода включает определение позиций по следующим вопросам: необходимость преобразования организационно-правовых форм развития науки, определение способов устранения препятствий перехода науки к рынку, прогноз результатов возможного отставания науки от других сфер социально-экономической деятельности, цели и механизм общественных преобразований в сфере науки, задачи законодательного обеспечения ее развития, первоочередные законопроекты, обеспечивающие развитие науки в условиях перехода к рыночным отношениям.
1. Необходимость преобразования организационно-правовых форм развития науки.
Директивно управляемой экономике был присущ почти тотальный государственный контроль за ресурсами, направляемыми в сферу науки, за их применением, за использованием в экономике полученных научных результатов.
Система связей между субъектами, производящими научную продукцию, а также между ними и иными общественными субъектами реализовывалась через государственные структуры. Почти полностью отсутствовали возможности самостоятельной организационно-экономической научной деятельности. Основным источником ресурсов, поступавших в сферу науки, были материальные и финансовые фонды государства. Пропорции материального обеспечения отдельных направлений научной деятельности определялись директивными решениями и не всегда исходили из общественных потребностей.
Содержанием современной экономической реформы является переход к рынку, в процессе которого делается попытка коренным образом уменьшить бюджетное финансирование экономики и сделать главным источником коммерческую деятельность.
Переход науки к рынку затрудняется рядом обстоятельств: а) отсутствием навыков самостоятельной организационно-экономической научной деятельности, привычкой к государственному материальному обеспечению; изменением объема и пропорции государственного финансирования сферы науки; б) не сложились общественные условия, правовые и организационно-экономические формы дифференцированного развития фундаментальной и прикладной науки. Это создает непреодолимые препятствия для ее развития, поскольку обеспечение ресурсами фундаментальной науки не может осуществляться в соответствии с критерием экономической выгодности.
Российская Федерация обладает значительным научным потенциалом. Растут общественные потребности в новых эффективных научных разработках.
С одной стороны, субъекты научной деятельности не имеют возможности удовлетворить в достаточной степени потребности как в предметах личного потребления, так и в иных ресурсах, необходимых для обеспечения научно-исследовательной деятельности.
С другой стороны, хозяйствующие субъекты не могут в достаточной степени удовлетворить свои потребности в новых научных разработках.
Отставание научной сферы от других отраслей при переходе к рыночным отношениям приведет к тому, что потребности хозяйствующих субъектов в научной продукции не будут удовлетворяться отечественной наукой, а это приведет к перераспределению ресурсов, в том числе кадровых.
2. Цели общественных преобразований в сфере науки.
Повышение эффективности научных исследований и разработок, их прикладного применения должно обеспечиваться: формированием рынка научной продукции, дебюрократизацией и деогосударствлением науки, развитием общественного самоуправления, самоорганизацией, самокоординацией в сфере науки.
3. О механизме общественных преобразований в сфере науки.
Создание в Российской Федерации правового государства, функционирующего в соответствии с волеизъявлением народа, делает объективно необходимым преобразование науки на основе принятия комплекса нормативно-правовых актов с последующим осуществлением организационно-управленческой деятельности исполнительных государственных органов.
Такой подход позволит устранить недостатки ведомственного нормотворчества, которое учитывает специфику научной деятельности как «производства» фундаментальных знаний, но вместе с тем вольно или невольно выводит ее из области законодательного регулирования.
4. Задачи законодательного обеспечения развития науки в условиях перехода к рыночным отношениям.
Законодательными актами должны быть обеспечены правовые условия для: I) интенсивного развития научной предпринимательской деятельности. Только субъекты научной предпринимательской деятельности могут стать основой развития рыночных отношений в сфере науки; 2) дебюрократизации и деогосударствления науки, интенсивного развития форм общественного самоуправления, самокоординации и самоорганизации субъектов научной деятельности.
Закрепление в законодательных актах правовых условий развития научной предпринимательской деятельности, общественного самоуправления, самоорганизации, самокоординации в сфере науки станет основой для определения и утверждения того объема государственных полномочий по регулированию развития науки, который соответствует условиям и потребностям рыночной экономики.
Законодательное закрепление функций государства по регулированию развития науки должно охватывать отношения государственного и муниципального финансирования научной деятельности, в том числе фундаментальной науки.
Законодательное закрепление правовых предпосылок развития научной предпринимательской деятельности и общественного самоуправления в сфере пауки станет, с одной стороны, предпосылкой определения рационального объема полномочий государства по регулированию развития пауки, а с другой стороны, создаст общественные условия для объективных оценок эффективности развития тех или иных направлений фундаментальной науки.
В процессе законопроектной и законодательной работы целесообразно обеспечить (с учетом обобщения накопленного опыта) коррекцию ранее принятых законодательных актов (о налогообложении, о земельной реформе и др.). а также подготавливаемых законопроектов, с целью создания оптимальных правовых условий развития науки.
Особенность современного этапа правового обеспечения научной деятельности состоит в необходимости закрепления в течение короткого срока комплекса законодательных положений: об интеллектуальной собственности, о функционировании коллективных субъектов научной деятельности, о предпринимательской научной деятельности, о деятельности общественных объединений научных работников, о функциях государства в сфере науки и ряда других.
С одной стороны, каждое из этих положений может послужить дополнением законодательных актов, которые уже приняты или которые будут приняты в перспективе. С другой стороны, каждое из таких положений может быть в процессе разработки развернуто в подсистему положений и оформлено в отдельные законодательные акты, что нам представляется более целесообразным.
Основная цель общественных преобразований в сфере науки (формирование рынка научной продукции, дебюрократизация и деогосударствление сферы науки, создание условий для самоуправления и самоорганизации в сфере науки) соответствует логике изменения правового положения основного субъекта научной деятельности — научного работника и может быть достигнута посредством разработки и принятия комплексного акта — Закона о статусе научного работника.
Создание правовых возможностей для деятельности субъектов на рынке научной продукции еще не означает наличия экономических предпосылок такой деятельности. Отсюда вытекает необходимость обеспечения субъектов научной деятельности интеллектуальными и материальными средствами производства. Один из способов такого обеспечения — приватизация.
Чтобы процесс приватизации в сфере науки осуществлялся целесообразно, необходимо особое законодательное регулирование приватизации с подготовкой соответствующих законопроектных положений. Результатом такой работы может стать нормативно-правовой акт о приватизации государственных и муниципальных научных организаций.
Наличие экономических возможностей выхода на рынок и правовых возможностей функционирования на нем еще не адекватно существованию условий устойчивого воспроизводства субъектов, производящих научную продукцию. Правовой предпосылкой устойчивого экономического воспроизводства субъектов научной деятельности является принятие пакета законов об интеллектуальной собственности: Патентного закона, Закона о товарных знаках, Закона о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных, других законодательных актов.
По мере накопления и обобщения опыта применения этих законов целесообразно закрепить ряд базовых положений, определяющих права на интеллектуальный продукт, в Законе об интеллектуальной собственности.
Функционирование рынка научной продукции не может осуществляться без государственного регулирования. Одним из главных объектов такого регулирования являются социально-экономические и правовые условия получения и использования фундаментальных знаний, которые являются столь же важными ресурсами развития прикладной науки, как и экономическая свобода.
Финансирование научной деятельности является функцией государства. Поэтому необходимо законодательно закрепить основы государственного и муниципального финансирования научной деятельности, что требует принятия соответствующего Закона, регулирующего отношения финансирования фундаментальной науки.
Опыт нормативно-правового обеспечения развития науки может быть накоплен и в ряде случаев нарабатывается в рамках территориальных образований с особым правовым режимом. В этой связи целесообразно разработать проект Закона о научно-экономических зонах.
Вопросы нормативно-правового обеспечения развития науки являются достаточно сложными и не исчерпываются приведенными в настоящей статье положениями. Комплексная проблема нормативно-правового обеспечения развития науки в условиях перехода к рыночным отношениям требует дальнейшего научного анализа и широкого обсуждения научной общественностью.
* Доктор юридических наук, профессор, проректор по научной работе Саратовского юридического института.
** Заслуженный деятель науки РСФСР, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой административного права того же института.
*** Кандидат экономических наук, заведующий отделом экономико-правовых и эколого-правовых исследований Северо-Кавказского НИИ экономических и социальных проблем при Ростовском государственном университете.



ОГЛАВЛЕНИЕ