ОГЛАВЛЕНИЕ

Психолого-педагогические аспекты подготовки следователей
№ 1
01.01.1993
Васильев В.Л.
Правоохранительная деятельность является государственной. Государство ставит перед правоохранительными органами определенные цели и задачи, направленные на ликвидацию преступности (нарушений правопорядка) в стране. Государство создает специальную систему подготовки, переподготовки и усовершенствования кадров.
Формирование личности правоведа—это сложный процесс превращения требований современного законодательства, ведомственных установок в убеждения, привычки, личностные качества, навыки и умения у лица, которое избрало для себя правоохранительную деятельность.
Процесс подготовки человека к юридической деятельности должен состоять из последовательных этапов: профориентации и отбора, профессионального воспитания, обучения и усовершенствования.
Способности приступающего к будущей профессиональной деятельности целесообразно изучать, руководствуясь системой профессионально значимых качеств личности юриста.
В области социальной деятельности от будущего юриста требуется стремление к истине, торжеству справедливости, гуманизм, честность, принципиальность; в поисковой— наблюдательность, устойчивость и концентрация внимания на профессионально значимых объектах; в коммуникативной — общительность, эмоциональная устойчивость, такт, выдержка, способность ясно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения; в удостоверительной — наряду с развитой письменной речью, способность быстрого обобщения информации, навыки перевода устной речи в письменную, умение составить описание увиденной предметной композиции; в организационной— организованность, целеустремленность, настойчивость. К этой же сфере относится наличие способностей организатора и опыт организаторской работы. В области конструктивной и реконструктивной деятельности следует обращать внимание на способность анализировать получаемую информацию, формирования гипотез, на творческий, оригинальный подход к решению задач, проницательность.
Исследование автора показывает, что в процессе обучения 16% студентов дневного отделения и 12%—вечернего изменили желание работать по определенному ими виду юридической деятельности. В основном это происходит после практики в прокуратуре, суде и местной администрации. Получив более содержательное представление о своей будущей работе, попробовав свои силы самостоятельно, некоторые совсем разочаровываются в выбранной профессии, другие начинают пробовать свои, силы в другом направлении. Одна студентка написала в своем реферате, что ей было достаточно побывать из одном допросе, длившемся в течение четырех часов, чтобы понять, как далеко было от действительности ее представление о работе следователя. К сожалению, не все студенты имели возможность и желание поработать общественными помощниками следователя, чтобы избежать поверхностных суждений.
Некоторые из молодых специалистов в интервью заявили, что именно работа общественным помощником следователя окончательно определила их выбор. С другой стороны, по их мнению, эта работа является в настоящее время практически единственным фильтром, компенсирующим отсутствие профессионального отбора будущих следователей.
В случае «провала» абитуриента на вступительных экзаменах в юридический вуз ему можно рекомендовать поработать по специальности, которая позволит лучше узнать следственную работу: секретарь, шофер, машинистка следственного подразделения. Через год этот молодой человек, проверив себя, может снова стать абитуриентом вуза, имея рекомендацию следственного органа.
В течение последних лет в нашей стране организована психологическая служба, одной из задач которой является помощь в профессиональной ориентации и отборе абитуриентов, а также консультации поступающих в вуз.
Данная в профессиограмме развернутая характеристика профессии и широкое ознакомление с ней необходимы прежде всего для правильного выбора специальности, а также для целенаправленной подготовки будущих специалистов.
С социальной стороны в профессиограмме отражаются пороки мировоззрения и правосознания, цинизм, склонность к авантюре, нечестность, беспринципность («цель оправдывает средства»), наслаждение властью над людьми; с реконструктивной — низкий уровень общего интеллекта, стереотипность, консервативность в подходе к решению профессиональных задач; с организационной — несобранность, отсутствие целеустремленности и организаторских способностей, с удостоверительной — небрежность, неспособность к быстрому переводу устной речи в письменную; с коммуникативной — импульсивность, сильная застенчивость, грубость в обращении с людьми; с поисковой—невнимательность, отсутствие поисковой доминанты.
С помощью этих критериев можно с некоторой достоверностью отобрать людей, находящихся выше нижнего порога каждой из структур профессиограмм, т. е. не попадающих в ее «отрицательную» часть.
Выявленные в ходе исследования у этих людей задатки и способности следует развить, создав в ходе обучения и воспитания систему качеств, навыков и умений, готовую для реализации в сложных условиях следственной работы. (Немалую роль в этом процессе играет направленность личности абитуриентов, о которой говорилось выше.)
Органам прокуратуры, юстиции и вузам необходимо координировать свои действия по отбору абитуриентов, организации их обучения и воспитания.
Для успешного обучения и совершенствования в определенном виде деятельности человеку необходимо иметь способности. Они включают в себя: потенциальную возможность человека заняться какой-либо деятельностью; умение человека заниматься ею.
Личность реализует свои возможности в процессе деятельности. Но последняя шире соответствующей способности. Именно в меру этого «несовпадения» возможно иx развитие. Отсюда способности формируются только в деятельности.
Никаким психологическим практикумом невозможно отразить вес многообразие ситуаций, с которыми в своей деятельности сталкивается следователь. Однако с помощью упражнений (моделей) можно поставить перед человеком задачи, которые в несколько упрощенной форме отражают основные требования, предъявляемые практической деятельностью к психологическим качествам следователя. В Институте усовершенствования следователей разработан подобный практикум, и приводимые в нем задачи включают в себя цифровую (знаковую), словесную (вербальную) и графическую (пространственную) информацию, т. е. те ее формы, с которыми следователь имеет, дело на начальном этапе, получая исходный материал для решения профессиональных задач.
Предложенные задачи требуют к себе внимания в самых различных его проявлениях: объем, устойчивость, концентрация и др. При анализе результатов следует обращать внимание на степень самоконтроля (детектор ошибок) при решении этих задач. Иногда человек быстро соображает, достаточно настойчив в поиске, но не собран, не методичен, склонен к поспешным действиям, хватается за первую идею и не может объективно ее оценить. Предлагаемые задачи представляют собой модели выбора, исключения, сравнения различных вариантов, их объединения, анализа и синтеза, т. е. предъявляют решающему субъекту комплекс требований, близких к тем, которые стоят перед интеллектом следователя при решении им профессиональных задач.
Многие из. задач практикума очень похожи па отдельные ситуации, с которыми в , практической деятельности сталкивается следователь: например, определить, кто из подозреваемых и на каком месте находился в момент групповой драки, учтя при этом имеющуюся исходную информацию об этом человеке и о других участниках; определить общее и отличия в конфигурации ключей и замочных скважин (пространственно-зрительный тест и др.) или связь между отдельными обрывками газеты, документа, материи и т. п. Имея минимум примет, нужно создать схему словесного портрета и выделить по ней искомое лицо (из пространственно-зрительного теста); сопоставляя черновые записи в записной книжке расхитителя с официальными документами,— выявить связи между ними и т. д.
Работа прокурора, судьи, следователя предъявляет личности определенные требования, создаст у нее разнообразную систему профессиональных навыков и умений.
Перечислим некоторые навыки в системе юридической профессиограммы:
1) с социальной стороны—навыки лектора, педагога (особенно по делам несовершеннолетних), криминологического анализа преступности, сотрудничества с прессой;
2) с реконструктивной — навыки быстрого изучения уголовных дел и материалов, их анализа и синтеза, построения гипотез и версий, навыки планирования;
3) с организационной — планирования рабочего времени (в течение дня, недели), организации расследования по сложному делу, организации ревизии, экспертизы, руководства осмотром, обыском, организации обучения и т. д.;
4) с удостоверительной — навыки составления процессуальных документов, быстрого перевода устной речи в письменную, машинописи, работы с машинисткой, стенографисткой, диктофонным центром и т. д.; обращения с магнитофоном, фотоаппаратом, навыки закрепления и изъятия следов преступления;
5) с коммуникативной — умение владеть своей эмоциональной сферой, управлять (в рамках закона) эмоциями допрашиваемого, обыскиваемого и т. д.; организовать контакт с допрашиваемым;
6) с поисковой — навыки внимания и наблюдения в период следственного действия; умения по поведению обыскиваемого определить место нахождения спрятанных предметов, обращаться с трупом и различными следами преступления на месте происшествия.
Навыки могут быть классифицированы как общие и специальные, а по степени иx выработанности: высокого, среднего и низкого уровня. К общим навыкам относится, например, уровень развития письменной речи (ее различные характеристики), владение машинописью и т. д. К специальным можно отнести навыки составления процессуальных документов, использования различных криминалистических средств и приборов, изъятия следов с места происшествия, обращения с трупом и т. д.
Под профессиональными умениями понимается способность использовать имеющуюся информацию, систему знаний и понятий и оперировать ими для выявления в окружающей действительности доказательств для раскрытия преступления, выявления его причин и решения других профессиональных задач. Умение формируется на базе проблемного обучения, и главное — в результате профессиональной детальности.
Учебный процесс ориентируется на три составляющие творческой детальности, качественно различные по своему назначению: информационную базу, творческое мышление, практические навыки и умения. Основная задача обучения — активно формировать у студента все три компонента.
Традиционные формы обучения позволяют приобрести в основном информационную базу. Две другие составляющие формируются случайным образом и лишь у незначительного числа обучаемых принимают законченную форму.
Для развития творческого мышления и приобретения навыков предназначены активные методы обучения (АМО).
Сегодняшний арсенал АМО разнообразен. Сюда относятся проблемные лекции, анализ конкретных ситуаций методом разыгрывания ролей, профессиональные тренинги, тематические дискуссии и «деловые игры» — наиболее сложная форма активного обучения. «Деловая игра» является в настоящее время универсальным методом, активизирующим познавательную активность слушателей и развивающим у них систему навыков и умений, которые необходимы следователю в его практической деятельности.
Основным содержанием игры является проблемная следственная ситуация, которая с высокой степенью реальности имитирует конкретные условия и динамику следственных действий, обеспечивающая включение играющих в определенную ситуацию и освоение ими профессиональных ролей.
«Деловые игры» были апробированы на занятиях со следователями (молодыми специалистами), стажерами-следователями. При анализе и обсуждении результатов были отмечены высокая эффективность тренировки и развитие личностных качеств, навыков и умений, реализующихся в практической следственной деятельности.
Разработаны «деловые игры» и для абитуриентов и первокурсников, диагностирующие задатки будущего правоведа. Одна из таких игр: как найти в институте потерянный студенческий билет?
Дидактические аспекты деловых следственных игр заключаются в высокой эффективности развития способности к анализу сложных следственных ситуаций с использованием полученных в процессе обучения знаний и с опорой на профессиональные качества, навыки и умения.
Успешное решение проблемной ситуации предполагает умение видеть сразу и целое и детали. Необходимость сразу представить картину преступления целиком и во всех деталях требует от следователя высокого развития воображения, в частности, пространственного и временного.
Следует со студенческих лет воспитывать личность будущего правоведа. Он должен быть вооружен системой знаний о предмете доказывания и обладать хорошим аппаратом памяти, мышления, воображения и интуиции, иметь навыки применения эвристических способов решения задач.
Особенно важно развить в будущем правоведе навыки реконструктивной деятельности. По меткому замечанию одного из интервьюированных следователей, для успешного расследования он должен одновременно иметь голову обвинителя, защитника, мудрого судьи и еще... свою собственную — для успешной реконструкции преступления. В настоящее время, по мнению большинства опрошенных, следователь все чаще принимает на себя функции руководителя, организатора работы различных людей (преимущественно специалистов: ревизоров, экспертов, педагогов, инженеров и т. д.), участвующих под его руководством на различных стадиях реконструкции события преступления.
Правовед почти по каждому делу выступает в функции социолога и криминолога, выясняющего причины и условия совершения данного преступления, а также в качестве педагога и психолога, оказывающего воспитательное воздействие на лицо, совершившее преступление.
Важное значение в формировании специалиста имеет факт самосознания и самодиагностики, т. е. насколько правильно человек представляет себе структуру профессиограммы избранного им вида труда и определяет наличие или отсутствие у себя нужных качеств.
Ознакомление будущих правоведов в процессе обучения, прохождения студенческой практики и стажировки со всеми теневыми сторонами их будущей работы необходимо для того, чтобы они своевременно и более осознанно могли оценить соответствие предстоящей деятельности своим наклонностям.
Предварительная оценка личностных качеств дает возможность прогнозировать профессиональную пригодность работника и является необходимой базой для профессиональной ориентации и профотбора будущих специалистов, их целенаправленного развития и воспитания.
Определение творческого потенциала студента, сильных и слабых сторон личности, реализующихся в следственной деятельности, проводилось нами следующими методами:
1} сопоставление независимых характеристик следователя: по месту работу, всеми преподавателями института, товарищами по учебной группе и методом самооценки;
2) наблюдение на учебных занятиях и в период общественной работы; в ходе наблюдения учитываются не просто результаты учебы, но в первую очередь, за счет каких личных качеств данный слушатель добился положительных результатов (засчет высокого уровня интеллекта, благодаря большому профессиональному опыту, настойчивости, самоорганизованности и т. д.);
3) тестовое испытание слушателей, результаты которого постоянно сопоставляются с данными, полученными другими методами;
4) проверка степени развития профессиональных следственных навыков и умений на практических занятиях и в лаборатории.
Психологические исследования показывают также, что четко выраженный профессиональный интерес личности должен быть центральным. В процессе его реализации учащийся, как правило, сознательно перестраивается и подчиняет все свои интересы центральному. Деятельность учащегося становится творческой, усилия сосредоточиваются на том, чтобы внести свой вклад в интересующую его область.
Важным фактором формирования личности правоведа в периоды практики и стажировки является соотношение и взаимодействие различных возрастных групп, входящих в данный период в состав всей правоохранительной системы и отдельных следственных подразделений, с тем, чтобы была обеспечена преемственность положительных традиций, опыта, этических норм. Правоохранительный корпус должен состоять из трех основных возрастных категорий: 1) молодые специалисты, находящиеся в периоде поиска своей творческой индивидуальности и адаптации к следственной системе; 2) следователи — в периоде творческой зрелости; 3) следователи пожилого возраста, имеющие огромный опыт, который благодаря педагогическим способностям они могут передать молодым (институт наставничества).
Исследования показали, что в большинстве аппаратов нарушено нормальное соотношение трех основных возрастных категорий работников: старших (от 45 лет), средних (30—40 лет) и младших (до 30 лет). Во всех случаях норма нарушается в сторону увеличения младшей возрастной группы за счет уменьшения среднего возраста и в ряде случаев полного отсутствия следователей старшего возраста, социальная роль которых заключается в хранении и передаче положительного опыта.
Одним из недостатков подготовки следователей в вузе является слабое знание большинством преподавателей практики современной следственной работы.
Профессиональное мастерство преподавателей юридического вуза в значительной степени влияет на качество подготовки следственных кадров. Личность преподавателя должна соответствовать сложному комплексу требований, включающих педагогические способности, разносторонние научные знания и практический опыт работы в следственных органах.
Сочетание всех перечисленных качеств в одном человеке — большая редкость. "Целесообразно привлекать к учебному процессу следственных работников, проявляющих склонности к научно-педагогической деятельности. Параллельно следует направлять на стажировку в следственные органы преподавателей вузов по крайней мере каждые пять лет. Нужно ввести материальные льготы (доплата к зарплате) для преподавателей не только за научно-педагогический стаж, но также за стаж следственной работы. Преподаватель, обучающий следователей профессиональному мастерству, должен быть одет в форму и являться полноправным членом корпуса следователей.
Задачи повышения эффективности и качества следствия, гуманизации следственного процесса и повышения его культуры, стоящие перед следственным аппаратом, требуют перестройки взаимодействия практики и науки.
Оторванность криминалистической науки от нужд правоохранительной деятельности, и в первую очередь следственной практики, позволяет говорить подчас о самоизоляции первой. Разрабатываемые учеными положения используются только ими самими при взаимных ссылках. Практика вынуждена собственными силами решать вопросы методики и тактики.
Для преодоления этого разрыва нужны радикальные меры, например образование научно-производственных объединений, в которых практическая следственная деятельность по раскрытию и расследованию преступлений, научное исследование этой деятельности и разработка рекомендаций, направленных на повышение ее эффективности, а также система научно обоснованного отбора и воспитания следственных кадров были бы объединены в одной системе.
Образование научно-производственных объединений создает для следственных кадров, а также для научных институтов (криминалистических, криминологических, психологических, социологических и др.), оказывающих научно-практическую помощь правоохранительным органам, следующие преимущества.1
I. В условиях научно-производственного объединения есть возможность для сосредоточения под одной крышей наиболее опытных следователей, имеющих педагогические задатки, проявляющих интерес к научной работе, исследованию и обобщению следственной практики. Первоначально эти следователи проходят стажировку в объединении, чтобы впоследствии занять должности преподавателей, научных сотрудников и др. Целесообразно создать также аспирантуру для подготовки научных и преподавательских кадров высокой квалификации.
2. В научно-производственном объединении создаются оптимальные условия для изучения наиболее прогрессивного опыта работы, обобщения этого опыта и внедрения его в практику.
3. В объединении складываются условия для организации профессиональных ориентации, отбора, консультаций, а также воспитания будущих следователей на научной основе.
Абитуриентам и слушателям предоставляется возможность после выбора профессии следователя проверить себя на практике в качестве помощника следователя, шофера, фотографа-криминалиста и др. Объединение позволяет разработать и внедрить институт помощников следователей.
4. В несколько раз сокращается срок апробации и внедрения в следственную практику научных рекомендаций, повышающих эффективность следственной деятельности. Параллельно происходит коррекция или отбрасывание (исключение) тех научных положений, которые нецелесообразно внедрять.
5. Аналогично происходит исследование, обобщение и внедрение передового следственного опыта в учебный процесс.
Для решения вопросов, поставленных в статье, необходимо подготовить комплексный план внедрения достижений психологии и педагогики в следственную работу, предусмотрев в нем создание соответствующих научно-производственных объединений, издание учебных пособий и другой литературы для следователей, расширение курсов преподавания специальных дисциплин.
* Доктор юридических наук, профессор Института повышения квалификации прокурорско-следственных работников Прокуратуры РФ.
1 Около 10 лет тому назад эта проблема была исследована в научной печати и при этом вносились предложения о создании научно-производственных объединений в системе следственного аппарата (Васильев В. Л. О профессиональной подготовке следователей // Проблемы предварительного следствия, Волгоград, 1979. С. 108-113).



ОГЛАВЛЕНИЕ