ОГЛАВЛЕНИЕ

Россия в Интерполе
№ 3
02.05.1994
Бельсон Я.М.
Важная составная часть международных отношений на современном этапе — сотрудничество государств в области борьбы с преступностью. Эта область входит во внутреннюю компетенцию государства, поскольку преступность как социально-правовое явление имеет в целом национальный характер, определяемый совокупностью действующих в данном государстве социально-экономических, правовых и иных факторов. Органы внутренних дел Российской Федерации совместно с другими правоохранительными органами и заинтересованными министерствами и ведомствами участвуют в выполнении обязательств нашей страны по всем основным направлениям межгосударственного сотрудничества в борьбе с преступностью. Одно из основных условий эффективности такого сотрудничества — его надлежащее организационно-правовое обеспечение как на международном, так и на внутригосударственном уровнях.1
Россия как правопреемница СССР является участницей почти всех (около 30) универсальных международных договоров по борьбе с отдельными преступлениями или их видами, в том числе: 1. Конвенции о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими (1923 г.); 2. Международной конвенции о борьбе с подделкой денежных знаков (1929 г.); 3. Конвенции о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (1949 г.); 4. Единой конвеции о наркотических средствах (1961 г.); 5. Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.); 6. Конвенции о борьбе с незаконными захватами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971 г.); 7. Конвенции о психотропных веществах (1971 г.); 8. Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973 г.); 9. Международной конвенции о борьбе с захватом заложников (1979 г.).2
Для нашей страны вступление в 1990 г. в Интерпол — организацию, занимающуюся борьбой с международной преступностью, — явилось объективной необходимостью. Трудно представить, что без этого шага, вызванного потребностями усиления борьбы с преступностью, можно создать цивилизованные экономические отношения, построить правовое государство. Отдавая приоритет общечеловеческим ценностям, Российская Федерация стремится к широкому международному общению: рушатся стены, отделяющие нас от других стран; границы становятся более проницаемыми, в обе стороны их пересекает огромное число людей. В то же время преступный мир пытается использовать новые условия в своих интересах, налаживая собственные криминальные связи, проникая во все сферы жизни. Наркобизнес, международный терроризм, организованная экономическая преступность — для борьбы с этим злом и необходимо международное сотрудничество.
В силу многих объективных причин рост преступности, а также ее «интернационализация» стали представлять серьезную проблему для нашей страны. Анализ оперативной обстановки на протяжении последних двух-трех лет однозначно свидетельствует о том, что преступные элементы (как преступники-одиночки, так и преступные группы) все более активно и целенаправленно стремятся перенести поле своей деятельности за границу. Российские мафиозные структуры стремятся к господствующему положению в распределительной сфере, пытаются влиять на развитие политических процессов, монополизировать противоправную деятельность, в том числе транснационального характера. По оценкам МВД, из трех тысяч преступных формирований, действующих на территории Российской Федерации, каждое десятое имеет связи с зарубежной криминальной средой. Причем члены «русской мафии» начинают играть все более, значительную роль в интернациональных преступных сообществах.
Вступление в Интерпол позволило нашей стране активно включиться в борьбу с международной преступностью. Объединившись в системе Интерпола, национальные полицейские службы всего мира могут эффективно предупреждать и оперативно раскрывать преступления, вести розыск и изобличать преступников.3 Главными целями нашего сотрудничества в рамках этой Международной организации уголовной полиции (МОУП) являются, во-первых, повышение эффективности борьбы с преступностью путем более активного и всестороннего использования опыта и возможностей международного сообщества и, во-вторых, активное взаимодействие с правоохранительными системами зарубежных стран в предупреждении, пресечении и расследовании преступлений. Таким образом, вступление в Интерпол, безусловно, нужно рассматривать как необходимую меру.4 Уже через две недели после вступления Советского Союза в Интерпол, а именно 12 октября 1990 г., в составе МВД СССР было создано Национальное центральное бюро, которое в документах Интерпола стало именоваться Интерпол-Москва.
Основой успеха Интерпола в борьбе с преступностью (впрочем, как и любой полицейской службы в наши дни) стала новейшая электронно-вычислительная техника. В центральной штаб-квартире в Лионе из 280 кадровых сотрудников только 80 -— представители национальной полиции из 30 стран, а остальные — инженеры по ЭВМ, программисты и технические работники. Установленный в Лионе «электронный мозг» Интерпола позволяет одновременно обрабатывать до 250 тыс. досье. В него заложена вся имеющаяся в распоряжении организации криминальная картотека. Благодаря ей Интерпол может в считанные секунды выдать по запросу любой страны-участницы полное досье на любого из 120 тыс. преступников, чьи имена заложены в память ЭВМ. Считается, что в год Интерпол расследует до 18 тыс. дел.5
В системе Интерпола сложился динамичный механизм сотрудничества, состоящий из двух звеньев — Генерального секретариата и Национальных центральных бюро, которые и принято называть сокращенно «НЦБ». В Уставе Интерпола (принят в 1956 г.) Генеральный секретариат назван Международным центром по борьбе с обще-уголовной преступностью. Он действует как специализированный и информационный центр, обеспечивающий также эффективное административное управление организацией. Генеральный секретариат ведет сбор и обработку всех материалов о разыскиваемых лицах, о состоянии и методах борьбы с преступностью. Собранная информация должна отражать «сегодняшний день международной преступности», давать исчерпывающую картину ее структуры, динамики, тенденций. Вторым звеном этого механизма является Национальное центральное бюро, которое должна создать в структуре своей полиции каждая страна, вступающая в Интерпол. Это обязательное условие. Правовой и организационный статус НЦБ непривычен для нас: Бюро входят в структуру Интерпола (ст. 5 Устава), но вместе с тем создаются и действуют, а значит, и подчиняются структуре органов внутренних дел своей страны.6
Можно сказать, что уставными субъектами сотрудничества с НЦБ являются Генеральный секретариат Интерпола, Национальные центральные бюро стран — участниц Интерпола, подразделения криминальной полиции, а также иные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с уголовной преступностью. Запросы и сообщения в НЦБ направляются в целях предупреждения и раскрытия преступлений, имеющих международный характер, и розыска похищенного имущества по данной категории дел; розыска скрывшихся преступников и лиц, пропавших без вести, когда имеются достаточные основания полагать, что они могут находиться на территории другого государства; идентификации неопознанных трупов при наличии подозрений, что потерпевший является иностранным гражданином.
В условиях нашей страны .НЦБ необходимо было создать в составе МВД СССР.7 Такой вариант принят в большинстве стран мира. К слову сказать, в США НЦБ действует в составе Министерства юстиции. НЦБ — это орган активного межведомственного общения. Каждое НЦБ участвует в таком сотрудничестве только в пределах, разрешаемых национальным законодательством страны, но как часть организационной структуры Интерпола на территории страны Бюро представляет и его интересы. Поэтому именно оно организует выполнение просьб, поступающих по каналам связи Интерпола от НЦБ других стран и от Генерального секретариата. В целом именно НЦБ обеспечивает эффективность участия органов криминальной полиции страны в международном сотрудничестве, в том числе и на уровне прямых двусторонних контактов.
НЦБ выполняют следующие функции: 1) сбор в соответствующей стране информации, имеющей отношение к международно-правовому регулированию порядка, и передача этого материала другим НЦБ и Генеральному секретариату; 2) составление ответов на запросы, поступившие по каналам Интерпола, и проведение в своей стране соответствующих операций с дальнейшей передачей результатов запрашивающей стороне; 3) направление в НЦБ других стран просьб о помощи, поступивших от правоохранительных органов своей страны. Следователи из одной страны могут поехать в другие страны Интерпола в целях расследования дел, имеющих международный характер. Это позволяет устанавливать контакты с полицейскими других стран и присутствовать при осуществлении таких полицейских операций и процессуальных процедур, как сбор улик, проведение арестов, допросов, обысков и т. д. НЦБ несут ответственность за организацию подобных визитов и получение соответствующих разрешений от правовых органов своей страны. Руководители НЦБ присутствуют на сессиях Генеральной Ассамблеи Интерпола в качестве членов делегаций своих стран и отвечают за выполнение решений Ассамблеи. НЦБ могут осуществлять непосредственную связь друг с другом, однако копии их корреспонденции должны пересылаться в Генеральный секретариат.8
Как уже отмечалось, координацию действий в области сотрудничества милиции Российской Федерации с аналогичными органами иностранных государств призвано обеспечить Национальное центральное бюро Интерпола (Интерпол-Москва). На него возложен целый ряд функций, в частности, организационно-методическое обеспечение взаимодействия органов внутренних дел России с полициями стран — членов Интерпола; организация мероприятий по реализации решений и рекомендаций Генеральной Ассамблеи Интерпола, запросов Генерального секретариата и зарубежных НЦБ; обмен в рамках Интерпола информацией, необходимой для предупреждения и раскрытия преступлений международного характера; ведение и использование оперативно-справочных учетов на основе данных, полученных в процессе международного правоохранительного сотрудничества; изучение и распространение зарубежного опыта борьбы с преступностью и др.
К началу 1993 г. членами Интерпола состояли 8 из 15 бывших республик Союза ССР: Азербайджан, Армения, Казахстан, Латвия, Литва, Россия, Украина и Эстония. Подчеркнем, что НЦБ в Российской Федерации, как и Международная организация уголовной полиции в целом, осуществляет свои функции в отношении только общеуголовных преступлений и не затрагивает преступлений политического, военного, религиозного или расового характера. Получение и передача информации в Генеральный секретариат и НЦБ Интерпола зарубежных стран производится в соответствии с правилами, установленными Регламентом международного полицейского сотрудничества и внутреннего контроля учета Интерпола, а также другими нормативными документами этой организации.
В 1992 г. НЦБ Интерпола предприняло активные меры по интеграции России в мировой процесс борьбы с преступностью. Удалось, в частности, значительно расширить географию сотрудничества в борьбе с транснациональной преступностью: если в 1991 г. деловые контакты поддерживались с 35 странами, то год спустя взаимодействие осуществлялось уже с 83 государствами. Это незамедлительно сказалось на быстром росте информационного обмена правоохранительных органов России с зарубежными коллегами. Число обращений, поступивших и направленных в НЦБ, возросло по сравнению с 1991 г. более чем в два раза; было получено и обработано почти 10 тыс. единиц информации.9
На основе Устава Интерпола, законодательства Российской Федерации и принципов, вытекающих из ее обязательств но международным соглашениям, разработаны Положение о Национальном центральном бюро Интерпола, Инструкция о порядке обработки информации в Бюро. Проведено комплектование НЦБ квалифицированными сотрудниками. Каковы же права и обязанности начальника рабочего аппарата НЦБ? Прежде всего он несет персональную ответственность за выполнение возложенных на НЦБ задач: распределяет обязанности между своими заместителями, контролирует их исполнение; вносит предложения руководству министерства по совершенствованию структуры и штатов НЦБ; определяет и утверждает функциональные обязанности структурных подразделений и их работников; утверждает планы работы структурных подразделений. В установленном порядке он издает приказы по вопросам деятельности НЦБ; назначает на должности, перемещает и освобождает от должностей работников; присваивает очередные специальные звания, а также вносит предложения о присвоении специальных званий; устанавливает и изменяет работникам должностные оклады в пределах выделенных фондов; решает вопросы финансового обеспечения.
Приведем несколько выдержек из Положения о Национальном центральном бюро Интерпола в Российской Федерации, в частности ст. 1.2 и 1.3. «Основной задачей НЦБ является обеспечение широкого международного взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации с аналогичными органами государств-членов Интерпола в борьбе с преступностью с соблюдением национального законодательства и общепринятых прав и свобод человека. Функции НЦБ возлагаются на подразделения МВД России, осуществляющие борьбу с уголовной преступностью. Для координации деятельности по осуществлению функций НЦБ создается рабочий аппарат Национального центрального бюро. Структура и штаты рабочего аппарата НЦБ утверждаются министром внутренних дел Российской Федерации. Рабочий аппарат НЦБ является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД Российской Федерации (на правах управления).
Национальное центральное бюро, являясь координационным центром сотрудничества правоохранительных органов Российской Федерации в борьбе с преступностью на международном уровне, обеспечивает обмен официальной и конфиденциальной (оперативно-розыскной) информацией по вопросам борьбы с международной преступностью, для чего осуществляет связь с органами внутренних дел Российской Федерации; с другими правоохранительными органами Российской Федерации; с Генеральным секретариатом Интерпола; с НЦБ других стран. Направляет в Генеральный секретариат и НЦБ государств—членов Интерпола просьбы и оповещения правоохранительных органов Российской Федерации о предоставлении данных о преступлениях и преступниках, о розыске лиц, предметов и документов, осуществлении наблюдения за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности, а также другой информации в целях предупреждения и раскрытия преступлений. Принимает к исполнению аналогичные просьбы и оповещения Генерального секретариата и НЦБ государств—членов Интерпола. Формирует банк данных о лицах, фактах, предметах и документах на основании информации, полученной в процессе международного сотрудничества правоохранительных органов. Порядок введения и использования оперативно-справочных учетов в НЦБ определяется МВД Российской Федерации с учетом рекомендаций Интерпола. Информирует правоохранительные органы Российской Федерации и стран СНГ о требованиях и условиях международного сотрудничества в борьбе с "международной преступностью в системе Интерпола, о практике взаимодействия по предупреждению и раскрытию преступлений, готовит предложения по дальнейшему ее совершенствованию. Содействует в пределах своей компетенции реализации решений и рекомендаций Генеральной Ассамблеи Интерпола по проблемам борьбы с преступностью».
НЦБ Интерпола совместно с другими службами криминальной милиции принимает активное участие в предупреждении и раскрытии транснациональных преступлений. При этом в качестве приоритетного направления рассматривается борьба с деятельностью организованных криминальных групп, имеющих международные связи, а также преступлениями в сфере экономики, борьба с наркобизнесом, кражами и контрабандой автотранспорта, культурных ценностей. Наиболее часто НЦБ получало запросы из ГУВД Москвы, Санкт-Петербурга, ГУВД Московской области, УВД Калининградской области. В основном запрашивались сведения о подозреваемых лицах, похищенном автотранспорте, преступлениях в сфере экономики. Однако следует признать, что органы внутренних дел зарубежных стран значительно активнее используют возможности Российского Бюро. Гак, лишь 30% прошедших по каналам Интерпола запросов направлено из МВД, УВД России, тогда как из зарубежных НЦБ получено 50-% сообщений. МВД, УВД направили в зарубежные страны 162 инициативных задания, из которых только несколько — на проведение оперативно-розыскных мероприятий.
Для успеха международного сотрудничества крайне необходима быстрая и надежная связь. Более половины НЦБ стран — членов Интерпола входят в независимую Международную телекоммуникационную систему полиции, которая связывает их с другими НЦБ и Генеральным секретариатом. Радиостанции государств определенного региона сконцентрированы вокруг региональной радиостанции, которая непосредственно связана с центральной станцией во Франции. Такая система позволяет передать сообщение одновременно нескольким радиостанциям Интерпола, всем радиостанциям в одном или нескольких регионах или всем радиостанциям НЦБ. Около 25 НЦБ и Генеральный секретариат оснащены фототелеграфным оборудованием для приема и передачи фотографий и изображений отпечатков пальцев. Около 100 НЦБ, а также Генеральный секретариат оборудованы телексами. Объем радиосообщений Интерпола, увеличивающийся ежегодно на 10%, настолько возрос, что к концу 1996 г. Генеральный секретариат будет располагать оборудованием автоматической коммутации сообщений.
Большое значение в МВД России придается налаживанию правовых механизмов взаимодействия с органами внутренних дел стран—членов СНГ и других государств ближнего зарубежья. 24 апреля 1992 г. в Алма-Ате по поручению своих правительств МВД Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Турменистана, Украины, Узбекистана заключили Соглашение о взаимодействии в сфере борьбы с преступностью. Процесс юридического оформления взаимодействия органов внутренних дел по важнейшим направлениям их деятельности был разработан на состоявшемся в августе того же года в г. Чолпон-Ата (Кыргызстан) заседании министров внутренних дел независимых государств. МВД России подписаны двусторонние договоры с МВД Армении, Беларуси, Украины и ряда других стран. Соответствующие службы МВД независимых государств подготовили соглашения о взаимодействии в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. 16 марта 1993 г. в Москве на заседании глав правительств стран СНГ была принята Программа совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории стран СНГ. Все это должно обеспечить более эффективную деятельность в борьбе с преступностью по линии Интерпола.
В настоящее время для интеграции России в мировой процесс борьбы с преступностью сделано немало. Национальное центральное бюро Интерпола за три года наладило оперативный обмен информацией с правоохранительными службами более чем 50 государств, представители министерства участвуют в работе международных конгрессов и форумов, в том числе в рамках ООН, развиваются контакты на двусторонней основе с полициями зарубежных стран. Можно привести немало примеров высокой результативности международного сотрудничества при проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий.10 Так, осенью 1952 г., во время пребывания в Китае Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина было подписано двустороннее соглашение между ведомствами внутренних дел, позволившее вести сотрудничество в области борьбы с преступностью. Характерный пример. Китайские гангстеры грабили соотечественников в поездах на Транссибирской магистрали. Они успели «изъять» у своих жертв около 200 тыс. долл. Поскольку бандиты грабили «своих», они долгое время оставались вне поля зрения российской милиции, до тех пор, пока МВД РФ не направило на поезда «Пекин — Москва» группы захвата. Было арестовано 18 чел. Затем из Пекина вылетела следственная группа, которая провела допросы арестованных.11
Для России наших дней уже не мифической, а серьезной реальностью стала организованная преступность. Это социально-экономическое явление, характеризующееся установлением прочных связей преступных сообществ с коррумпированными лицами органов власти, сплочением криминальной среды в рамках региона, страны с разделением на иерархические уровни и выделением лидеров, не участвующих в конкретных преступлениях, а осуществляющих организаторские, управленческие и идеологические функции. Главная цель этой преступной деятельности — обеспечение высоких прибылей—достигается путем установления контроля над определенными сферами социальной деятельности, определенными структурами общества. Преступникам безразлично, откуда получать доходы: от торговли наркотиками или продажи оружия, от нелегальной перепродажи за рубежом новых технологий или торговли отходами ядерного производства, от контрабанды культурных ценностей или незаконных финансовых операций и рэкета. Вместе с тем в настоящее время, наряду с получением сверхприбыли, организованная преступная деятельность все больше нацеливается на обеспечение такого политического климата, при котором можно действовать с минимальным риском вмешательства со стороны правоприменяющих органов. Очевидно, что для нейтрализации или, по крайней мере, значительного ослабления наступления организованной преступности необходима реализация взаимосвязанного комплекса мер организационного, правового, экономического характера, поскольку обычные методы борьбы с этим явлением малоэффективны.
В заключение отметим, что укрепление сотрудничества органов внутренних дел России с полицейскими службами зарубежных государств рассматривается МВД РФ как одна из важных задач повышения эффективности борьбы с преступностью и усиления охраны правопорядка. В ее решении значительная роль принадлежит деятельности Национального центрального бюро Интерпола в России. Несомненно, что вступление в Интерпол означало качественно новый шаг в организации международного взаимодействия в сфере борьбы с преступностью.12
* Доктор юридических наук, профессор С.-Петербургского юридического института МВД РФ, заслуженный юрист Российской Федерации.
1 К сожалению, существующая нормативно-правовая база и организационные предпосылки для такого сотрудничества не отвечают современным потребностям страны. Особенно острой стала проблема взаимоотношений России с другими государствами, входившими ранее в состав Союза ССР. Разрыв единого правового пространства самым негативным образом сказался на эффективности усилий правоохранительных органов всех бывших союзных республик.
2 Министерство внутренних дел России принимает участие в подготовке нормативных актов в сфере международного сотрудничества в области борьбы с преступностью (договоров о правовой помощи по уголовным делам, экстрадиции и др.). Решаются вопросы координации действий в борьбе с транснациональной преступностью в странах СНГ. МВД России выступает при этом в качестве равноправного партнера, всегда готового помочь своим коллегам, рассчитывая на аналогичную поддержку в нашем общем трудном деле защиты граждан и интересов страны (см. подробнее: Бельсон Я. М. Россия в Интерполе. СПб., 1994. С. 221—222).
3 Наиболее активное взаимодействие в настоящее время осуществляется с полицией Германии, Австрии, Бельгии, США, Финляндии, Турции, Венгрии, Польши и Чехии и Словакии, а из числа российских органов внутренних дел — с ГУВД Москвы и Санкт-Петербурга, Московской области, УВД Калининградской, Ростовской, Мурманской, Новгородской областей, Краснодарского, Приморского, Хабаровского краев и ряда других регионов России (см.: Родионов К. Интерпол: год нашего участия // Международная жизнь. 1991. № 12. С. 28).
4 Правительственный вестник. 1990. № 16; Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации. Информационный бюллетень. 1992. № 1. С. 3.
5 Сейчас Интерпол является главным и единственным центром сосредоточения всей информации о преступности в мире, особенно в ее транснациональных формах и объединениях, а также о преступниках — участниках различных международно-организованных групп. Без системы уголовной регистрации преступлений и лиц, их совершивших, арестованных или разыскиваемых, не обходится ни одна страна.
6 Такое положение НЦБ определяет и их задачи: с одной стороны, это опорные пункты Интерпола в каждой стране, организующие исполнение всех его решений, запросов и т. д. С другой стороны, НЦБ — это каналы, через которые полиция и другие правоохранительные органы каждой страны-участницы могут устанавливать контакты в совместной работе по раскрытию конкретных преступлений, розыску преступников (подробно о деятельности НЦБ-Москва см.: Родионов К. Интерпол: год нашего участия).
7 Доктрина НЦБ, принятая Генеральной Ассамблеей Интерпола в 1965 г. как приложение к Уставу, содержит лишь рекомендацию по учреждению НЦБ в структуре Центрального аппарата ведомства полиции (или МВД) и наделению его высоким представительным статусом, необходимым для поддержания на должном уровне деловых отношений с другими правоохранительными органами своей страны. Документы Интерпола содержат лишь самые общие положения, касающиеся организации и правового статуса НЦБ. Каждая страна самостоятельно решает эти вопросы, исходя из своих внутренних условий..
8 Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации. Информационный бюллетень. 1992. № .1. — Здесь же опубликована «Инструкция о порядке обработки информации в НЦБ Интерпола в Российской Федерации», которая основана на положениях Устава Международной организации уголовной полиции (Интерпол), Регламенте международного полицейского сотрудничества и внутреннего контроля учетов Интерпола, законодательстве РФ, Положениях, вытекающих из обязательств, принятых РФ по международным соглашениям, а также Положении о Национальном центральном бюро Интерпола в РФ. Целью инструкций является регламентация порядка международного сотрудничества органов внутренних дел в системе Интерпола, обработка документов НЦБ Интерпола в Российской Федерации, а также защита информации от несанкционированного доступа и использования.
9 Две трети полученной нашим НЦБ информации поступили из-за рубежа, остальные— из органов МВД нашей страны. От зарубежных корреспондентов больше всего просьб поступает из Германии — около 40%, далее идут: Финляндия, Австрия, Польша, Югославия, Венгрия, Англия, США, Франция, Швеция, Италия, Израиль, Норвегия. Этот список включает пока около 70 государств. Среди них почти нет азиатских (кроме Китая и Японии), африканских, очень мало южноамериканских стран (подробнее см.: Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации. Информационный бюллетень. 1993. № 4. С. 17).
10 Имеется, однако, обстоятельство, ограничивающее возможности международного сотрудничества. Оно заключается в отсутствии договоров о правовой помощи и выдаче (экстрадиции) подозреваемых в преступлении лиц со многими зарубежными странами. Россия не подписала пока многие действующие в Европе конвенции, регламентирующие деятельность по борьбе с международной преступностью. Не существует и правовой регламентации порядка задержания, а также содержания под стражей и депортации международных преступников.
11 Известия. 1993. 23 окт.
12 «Перед самой своей гибелью милиция Союза была принята в Интерпол, чтобы включиться в общую систему органов, ведущих борьбу с преступностью в мире. Но вполне реальной стала проблема: как страны СНГ будут общаться между собой — через Интерпол или как прежде?» (Карпец И. Сыск. Записки начальника уголовного розыска. М., 1994. С. 259).



ОГЛАВЛЕНИЕ