ОГЛАВЛЕНИЕ

Содружество Независимых Государств и проект Евразийского Союза
№ 2
06.03.1995
Игнатова Н.С.
После подписания руководителями России, Украины и Белоруссии 8 декабря 1991 г. Беловежских соглашений о создании Союза Независимых Государств произошел распад СССР и образование на его территории пятнадцати независимых государств.1 На первом этапе деятельности СНГ суверенные образования, заботясь о становлении национальном государственности, мало внимания обращали на развитие самого содружества. Это был период так называемого парада суверенитетов.
С момента подписания Беловежских соглашений прошло меньше 4 лет, и теперь можно с уверенностью утверждать, что в позициях государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, в отношении к интеграции произошли серьезные изменения. Сейчас, пожалуй, нет ни одного государства в рамках Содружества, которое бы не признавало необходимости более глубокой интеграции между новыми государствами. Подтверждением этого является встреча глав государств СНГ в Москве, на которой было выражено общее мнение о необходимости ускорения этого процесса, а также последний саммит глав государств СНГ, где был принят пакет документов по военным вопросам и подписаны важные соглашения, например, «О создании Объединенной системы ПВО государств - участников СНГ».
Чем вызвана необходимость перехода на новый уровень интеграции между странами, входящими ранее в СССР?
В настоящее время все страны СНГ продолжают испытывать глубокий кризис во всех сферах общественной жизни - экономике, политике, идеологии, межнациональных отношениях. Кроме того, в этих странах нарастает социально-экономическое напряжение. Самой больной темой для стран, входящих в СНГ, остается, в первую очередь, экономика.3
СССР составлял единый народнохозяйственный комплекс с высоко развитой специализацией и кооперацией производства, который в результате распада единого государства оказался разрушенным. Потеряны десятилетиями создаваемые экономические связи. Объем выпушенной промышленной продукции надает почти везде. Экономический спад продолжается во всех государствах СНГ. Растет число убыточных предприятии. Углубился кризис финансов и денежного обращения.
Сложная ситуация возникла в ценовых вопросах. В рамках СНГ не раз предпринимались попытки достигнуть договоренности о координации в ценообразовании, однако дальше деклараций пойти не удалось. Наблюдается одностороннее повышение цен на продукцию взаимных поставок. Например, в несколько раз увеличились цены на продукцию и сырье, имеющие стратегически важное значение и международной торговле (Россией - на энергоносители, странами Средней Азии - на хлопок, шерсть, и т.д.). На выработку и реализацию скоординированных действий в ценовой политике влияет столкновение интересов государств, являющихся в рамках бывшего СССР дотационными, и государств-доноров. Наиболее значительны цены субсидии при поставках Россией партнерам энергоносителей и других сырьевых товаров. Россия дотируется в гораздо меньших масштабах при поставках ей металлургической и продовольственной продукции, а также сырья для легкой промышленности. В целом же, контрагенты России в своих поставках гораздо больше приблизились к мировым ценам, чем Россия при торговле с ними.
Невозможность реализации многосторонних договоренностей об урегулировании ценовых вопросов вызывает необходимость двусторонних соглашений по ним. Но и здесь возникают бесконечные проблемы, примером чего может служить российско-украинский конфликт из-за цен на поставляемый газ.
Интеграция стран СНГ необходима в интересах людей.
Речь идет не только о факте проживания 25 млн. русских в других республиках, почти 7 млн. украинцев и 10 млн. граждан других национальностей в России, а также о том, что мы жили в одном территориальном и духовном пространстве, независимо от национальности мы едины по своей психологии. Это феномен, необычный исторический факт, может быть, даже парадокс. Но он обусловливает наше единство сильнее, чем все другие факторы.
Необходимость в дальнейшей интеграции, переход на новую ее ступень обусловлены также рядом политических факторов. К ним относятся: общий для всех переход от одной политической системы к другой (от однопартийного общества и тоталитарного государства к плюрализму и парламентской демократии; отказ от директивного руководства, основанного на плановой системе, в пользу рыночной экономики и корректировки роли государства; отказ от монополии государственной собственности в пользу плюрализма собственности и широкой приватизации; отказ от централизованных указаний в пользу децентрализации и роста самостоятельности не только ставших независимыми республик, но и внутри этих республик); выход на самостоятельный уровень международного общения: создание необходимых атрибутов национальной независимости и государственной самостоятельности (глава государства, армия, валюта, границы и т.д.).
Распад СССР и образование СНГ повлекли множество правовых проблем: во-первых, прекращение существования Союза ССР как субъекта международного нрава; во-вторых, формирование правового пространства СНГ4; в-третьих, сочетание и взаимную увязку конституционных реформ в странах СНГ, и др.
Практически все страны - участницы СНГ встали на путь конституционных реформ, при проведении которых в конституции (а они приняты почти во всех странах - членах СНГ) закладываются новые принципы, не находившие места в конституциях республик бывшего СССР (принцип многопартийности, разделения властей, принцип гарантированности условий для развития разнообразных форм собственности и их равной защиты).5 В этой связи чрезвычайно актуален вопрос о так называемых «молельных» правовых актах, призванных помочь сблизить между собой действующие национальные законодательства стран - участниц СНГ.6 Очень важно и интеграцию между странами СНГ поднять на новую, более высокую ступень развития.
В какой же форме будет проходить ускорение интеграционных процессов?
В общественном мнении существует несколько подходов к решению этого вопроса. Выделим три из них:
1) восстановление СССР;
2) создание Евразийского Союза, действующею параллельно с СНГ или заменяющего СНГ;
3) превращение СНГ в новую международную общность, основанную на экономическом союзе и более глубокой координации и эффективности деятельности в военной, политической и других областях.
Какая же из этих концепций предпочтительнее?
1. В России, как и в других странах СНГ, немало сторонников восстановления СССР (различные движения, партии и т.д.). Но претворение этой идеи в жизнь в современных условиях вряд ли возможно практически. Нельзя забывать, что ныне существуют самостоятельные государства и, хотя эйфорией суверенизации большинство государств уже переболело, тенденция укрепления национальной государственности продолжает иметь место. Кроме тою, элитные слои независимых государств такую ломку, скорее всею, не допустят. В России, например, многие считают, что восстановление СССР ей невыгодно, поскольку Россия является более развитой страной, нежели другие страны СНГ.
2. Идея создания Евразийского Союза (ЕАС) принадлежит академику А.Д.Сахарову. Конкретный проект формирования такого Союза в современных условиях разработан Президентом Казахстана Н.А.Назарбаевым. Учитывая, что этот проект известен далеко не всем, остановимся на нем подробнее.7
Проект предусматривает значительно более тесное сближение независимых государств, созданных на территории бывшего СССР, чем в рамках СНГ. Для осуществления этого предлагается ряд мер, и прежде всею формирование «ряда наднациональных органов»:
- Совет глав республик и глав правительств ЕАС - высший орган политического руководства;
- Парламент ЕАС - высший консультативно-совещательный орган Союза;
- Совет министров иностранных дел ЕАС (координация внешнеполитической деятельности);
- Межгосударственный исполнительный комитет - постоянно действующий исполнительно-контролирующий орган:
- Информационное бюро Исполкома ЕАС;
- Совет по вопросам образования, культуры, науки (формирование согласованной политики в этой области).
В целях создания единого экономического пространства в рамках ЕАС предлагается создание наднациональных структур:
- Комиссия по экономике;
- Комиссия по сырьевым ресурсам (устанавливает цены и квоты на сырьевые товары и энергоносители, координирует политику в области добычи, продажи золота и других драгоценных металлов, и др.);
- Фонд по делам экономического и научно-технического сотрудничества, формирующийся за счет вкладов стран ЕАС (финансирует перспективные наукоемкие экономические и научно-технические программы, оказывает помощь в решении круга задач, в том числе правовых, налоговых, финансовых, экологических и т.д.);
- Комиссия по межгосударственным финансово-промышленным группам и совместным предприятиям;
- Международный инвестиционный банк ЕАС;
- -Международный арбитраж ЕАС;
- Комиссия по вводу расчетной денежной единицы (переводной рубль).
- В области обороны предлагается заключить в рамках ЕАС следующие договоренности;
- о совместных действиях по укреплению национальных Вооруженных Сил стран - членов ЕАС и охране внешних границ ЕАС;
- о создании единого оборонного пространства:
- о формировании коллективных миротворческих сил ЕАС для поддержания стабильности и погашения конфликтов в странах - участницах ЕАС и между ними;
- о внесении коллективных обращений стран - участниц ЕАС в международные организации, в том числе в Совет Безопасности;
- о создании межгосударственного центра по ядерному разоружению.
- Много внимания в проекте уделяется также вопросам экологии.
Таким образом, ЕАС по анализируемому проекту выглядит как конфедеративный союз государств.
Идеи создания Евразийского Союза получили официальную поддержку в Киргизии, Таджикистане, Грузии и Белоруссии, их поддержан ряд партий и политических движений в России. Вместе с тем против выступило руководство Узбекистана, серьезные возражения высказаны со стороны украинского руководства. Остальные страны СНГ, включая Россию, своего официального отношения еще не высказали.
Представляется, что план Н.А.Назарбаева вряд ли реализуем в современных условиях, хотя в дальнейшем идея создания ЕАС будет иметь, на наш взгляд, неплохие шансы на успех.
3. В настоящее время наиболее перспективным следует считать третий вариант интеграции суверенных государств, возникших на территории бывшего СССР,- это усиление интеграции на базе СНГ.
Что же представляет из себя СНГ на современном этапе его развития? Какова его правовая природа?8
Ныне СНГ объединяет 12 государств, т.е. практически все республики, существовавшие на территории бывшего СССР, кроме стран Балтии. Напомню, что при создании СНГ в 1991 г. в пего вошли всего три члена: Россия, Украина, Белоруссия.
По поводу его правовой природы существует ряд точек зрения. Одни считают СНГ международной организацией, другие - объединением вроде Британского Содружества, третьи относят его к такому типу, как Европейские Сообщества. На наш взгляд, СНГ имеет все признаки международной организации, которые высказаны в юридической литературе,9 а именно:
1) создана на основе межгосударственных соглашений (это и Беловежские соглашения, о которых уже говорилось, и Устав СНГ от 22 января 1993 г., г.Минск), где и определены цели и принципы, компетенция, функции, полномочия этого образования:
2) имеются постоянно действующие органы (Сонет глав государств - высший орган Содружества, Совет глав правительств, Экономический Совет, Совет Министров иностранных дел Содружества, Объединенный штаб по координации военного сотрудничества стран СНГ, Межпарламентская ассамблея государств - участников СНГ, Совет коллективной безопасности государств Содружества, Экономический суд Содружества, Межгосударственный банк Содружества, Межгосударственная телерадиокомпания, Межгосударственный экологический совет. Исполнительный секретариат СНГ и др., всего более 50 межгосударственных органов);
3) имеет свою собственную юридическую волю, которая выражается, в частности, в возможности принятия решений, которые должны выполняться всеми государствами. Объединение обладает правоспособностью, в том числе и договорной (в частности, договоры с государствами о месте пребывания органов СНГ).
Как международная организация СНГ является субъектом международного нрава.
Однако СНГ не является ни федерацией, ни конфедерацией. Государства, наделяя международную организацию какими-то полномочиями, своих полномочий не теряют. Если бы речь шла о создании федерации (конфедерации), то передаваемые субъектами федерации центру полномочия были бы потеряны для субъектов федерации (конфедерации).
СНГ как межгосударственное образование, бесспорно, сыграло позитивную роль в правовом оформлении входящих в нею стран. Потенциал действия СНГ полностью еще не исчерпан. Однако существующие в настоящее время полномочия СНГ, структура органов СНГ не позволяют реализовать имеющиеся итерационные возможности.
Что же следует предпринять для перехода СНГ на новый уровень интеграции? Покажем это на примере одной области сотрудничества - экономической. В первую очередь необходимо создание Экономического Союза в рамках СНГ10 для следующих целей:
1) формирование условий стабильного развития стран-участниц в интересах повышения жизненного уровня населения:
2) поэтапное создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений:
3) создание равных возможностей и гарантий для всех хозяйственных субъектов;
4) совместное осуществление экономических проектов:
5) решение совместными усилиями экологических проблем. В тексте Договора имеются конкретные положения, которыми должны руководствоваться государства, а именно:
- в валютно-кредитных и финансовых отношениях использован, мультивалютную систему, охватывающую национальные валюты, функционирующие в отдельных государствах, а также систему, основанную на рубле Российской Федерации. На этане формирования валютного союза - обеспечивать переход во взаимных расчетах к моновалютной системе, в основе которой лежат наиболее употребляемые и стабильные валюты Договаривающихся Сторон:
- в торгово-экономических отношениях:
а) последовательно снижать и отменять таможенные пошлины, налоги и сборы (15 апреля 1994 г. приняты соглашения "О сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах», ранее - «О принципах таможенной политики», «Положение о таможенном союзе» и др.); 11
б) упрощать таможенные процедуры;
в) поэтапно сближать тарифы на перевозки грузов и пассажиров, транзитные тарифы при соблюдении принципа свободы тарифа;
г) не допускать несанкционированный реэкспорт в третьи страны;
- во взаимной торговле:
а) создать зоны свободной торговли («Соглашение о зоне свободной торговли» заключено 15 апреля 1994 г.):
б) применять свободные (договорные) цены, складывающиеся с учетом интеграции внутренних рынков Договаривающихся Сторон.
Во исполнение Договора об Экономическом Союзе принят, кроме обозначенных ранее, ряд других правовых актом, например: о безвизовом пересечении границ: о социальной защите военнослужащих: о помощи населению районов, пострадавших в ходе вооруженных конфликтом, переселенцам и беженцам.
В ближайшее время предполагается заключить еще около 30 конкретизирующих Договор соглашений. Благодаря этим мерам уже в 1995 г., возможно, будет приостановлен спад производства в России и других странах Содружества, так как экономика этих стран сегодня больше всего страдает от нарушения межрегионального разделения труда. Однако восстановить былые связи предполагается не за счет распределения из одного центра, а через межгосударственную многостороннюю ассоциацию свободной торговли, таможенный союз, общий рынок товаров, услуг, капиталом и рабочей силы, валютный (денежный) союз.
Интеграция в рамках СНГ не ограничивается созданием только экономического союза. Необходимы также меры по дальнейшей оборонной и политической интеграции, проведению совместных миротворческих акций и др., по это уже тема отдельного разговора.
* Кандидат юридических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета.
1 Соглашение о создании Содружества Независимых Государств // Российская газета. 1991. дек. C.1; O pатификации Соглашения о создании СНГ: Постановление и Заявление Верховного Совета РСФСР, 12 декабря 1991 г.//Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991. № 51. С. 1798-1800.
2 Заседaние Совета Глав Государств и Совета Глав правительств Содружества //Независимая газета. 1993. № 14. С.1-2.
3 Коpолев М.А. Об экономическом развитии государств - участников Содружества. 12 марта 1993 г. // Финансовая газета. 1993. № 14. С.1-2; Экономика Содружества Независимых Государств, 6 января 1993 г. //Деловой мир. 1993. 9 сент. С. 14-15; Финансы стран СНГ: Статистический сборник. Статистический Комитет Содружества Независимых Государств. М., 1994. С.20.
4 Волженкин Б.В. О некоторых задачах и путях формирования правового пространства СНГ // Проблемы расследования преступлений в условиях правового пространства СНГ и развития международного сотрудничества: Сб. статей. СПб., 1994. С.5-12.
5 Новые конституции стран СНГ и Балтии: Сб. документов. М., 1994; О конституционных реформах в государствах - участниках Содружества Независимых Государств: Постановление Межпарламентской ассамблеи, 29 дек. 1992 // Вестник Санкт-Петербургского горсовета. 1993. № 4. С.5-6.
6 Справка о подготовке рекомендательных законодательных актов (модельных) государств - участников СНГ // Российская газета. 1 апр. 1992. С.3.; О peaлизации договоренностей о сближении национальных законодательств: Постановление Межпарламентской ассамблеи СНГ, 29 декабря 1992 г. // Вестник Санкт-Петербургского горсовета. 1993. № 4. С.6-7.
7 Eвpазийский Союз (ЕАС) // ЭГ. Экономика и жизнь. 1994.
8 Устав Содружества Независимых Государств // Бюллетень международных договоров. 1994. № 1. C.4-14.
9 Mалинин С.А., Ковалева Т.Н. Правосубьектность международных организаций // Правоведение. 1992. № 5. С.53-61; Игнатенко Г.В., Ковалева Т.Н.. Копылов М.Н., Mалинин С.Н., Сувоpова В.Я. Юридическая природа международных организаций. Международные организации. М., 1994. С.38.
10 Pыбаков О. Экономический Союз СНГ: проблемы формирования // Российские вести. 1993. 3 июня.
11 Бюллетень международных договоров. 1992-1994.



ОГЛАВЛЕНИЕ