ОГЛАВЛЕНИЕ

Судебно-правовая реформа КНР (сравнительный анализ)
№ 6
04.11.1991
Цуй Цимин
КНР и СССР практически одновременно оказались перед необходимостью кардинальной реформы судебно-правовой системы. В Китае, до III пленума ЦК КПК 11-го созыва (декабрь 1978г.) законотворчество велось неравномерно — оно то форсировалось, то замедлялось. В период «культурной революции» законопорядку был нанесен серьезный урон. Его строительство оказалось в полном застое. Обобщив опыт и уроки прошлого, III пленум ЦК КПК 11-го созыва вынес решение об «усилении социалистического законопорядка» и «реформе судебно-правовой системы». Только после этого пленума началась собственно реформа. Принимается новая Конституция КНР (1982 г.). Всекитайское Собрание народных представителей и его Постоянный Комитет разработали 70 законов, включая «Закон КНР об организации народных судов» (1979 г.), «Закон КНР об организации народной прокуратуры» (1979 г.). Утверждено 68 резолюций по правовым вопросам. Ныне все сферы политической, экономической, общественной жизни законодательно регламентированы. Можно констатировать, что последние годы были периодом самого интенсивного развития законотворческой деятельности в Китае.
Ощутимо усилена работа по исполнению законов. К концу 1978 г. начали восстанавливаться органы народной прокуратуры разных ступеней. В сентябре 1978 г. стали действовать министерство юстиции и его органы разных ступеней на местах. Были созданы пункты юридической консультации и нотариальные конторы. В 1983 г. образованы министерство государственной безопасности, органы государственной безопасности в провинциях, в 1986 г.— министерство государственного контроля. Работа по исполнению законов обрела соответствующие организационно-структурные формы. Наряду с этим разработан и усовершенствован ряд инструкций и процедур по исполнению законов. Широко развернулась пропаганда соблюдения законопорядка. Восстановлены и заново созданы юридические учебные заведения. Подготовлено внушительное количество юристов и работников в области политики и права. Получила развитие юридическая наука, повысился ее теоретический уровень. Безусловно, некоторые конкретные законы и положения нуждаются в доработке. Необходимо улучшить и исполнение законов, обеспечить статус органов юстиции как независимых органов в осуществлении правосудия.
В отличие от Китая, в СССР не было такого периода, как «культурная революция», не были ликвидированы органы прокуратуры, запрещена деятельность институтов адвокатуры, расформированы юридические учреждения, уничтожена судебно-правовая система. В СССР судебно-правовая реформа является составной частью перестройки всех сфер жизни общества и государства. В Китае же судебно-правовая реформа идет по следующему пути: сначала восстановление, затем перестройка деятельности правоохранительных органов.
Судебные органы — специальные подразделения государства по осуществлению правосудия. К ним относятся государственные судебные органы — суды, государственные органы контроля за соблюдением закона — прокуратура, а также органы общественной и государственной безопасности, обладающие определенными правоохранительными функциями. Согласно закону эти органы призваны осуществлять свои функции независимо от кого бы то ни было.
Важное место в судебно-правовой реформе Китая и СССР занимает реформа судопроизводства. В последние годы советское общество пришло к пониманию того, что суд— важнейший институт правового государства. Но одними призывами повысить его роль невозможно, необходимы радикальные меры, прежде всего правового характера. К таким мерам следует отнести закон СССР «О статусе судей в СССР». Основное его назначение — создание условий для дальнейшего совершенствования работы судов, повышение качества отправления правосудия. Закон содержит перечень основных гарантий независимости судей. Подчеркивается, что она обеспечивается установленным законом порядком избрания и освобождения от должности, неприкосновенностью судей и народных заседателей, строгой юридической процедурой осуществления правосудия, тайной совещания при вынесении решений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в решение конкретных дел. В соответствии с поручением, содержащимся в постановлении Верховного Совета СССР «О порядке введения в действие Закона «О статусе судей в СССР», Закона СССР «Об ответственности за неуважение к суду и вмешательство в решение судебных дел», предлагается установить, что за проявление неуважения к суду, выразившееся в неподчинении распоряжениям судьи, нарушении порядка в судебном заседании и иных действиях, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду, подсудимый, потерпевший, истец, ответчик и другие лица, присутствующие в суде, могут быть подвергнуты штрафу в размере до 300 руб. За неуважение к суду, выразившееся в злостном уклонении о неявки в суд, в иных действиях, демонстрирующих пренебрежительное или оскорбительное отношение к суду, установлен штраф в размере 100 руб. За вмешательство в разрешение судебных дел предлагается установить более строгие санкции.
Подобных законов в Китае еще нет. Ежегодно в КНР совершается более 50 тыс. преступлений, 80% из них носят корыстный характер.1 В 1986 г. китайскими судами рассмотрено 298 тыс. дел, количество осужденных составило 325 тыс.2 Особо широко распространены хозяйственные преступления, совершаемые работниками государственного и партийного аппарата: спекуляция, контрабанда, взяточничество, хищения. Однако многие судебные решения по гражданским делам не могут быть реализованы. По неполным данным, после вынесения решений по хозяйственным делам не могли быть исполнены в 1985—1986 гг. примерно 20% решений, в 1987 г.— 30, а в некоторых провинциях — свыше 40%.3 Одна из причин сравнительно широкого распространения подобных явлений в КНР — местный протекционизм. Некоторые органы и учреждения, призванные по закону содействовать исполнению решений, уклоняются от этого. Из-за плохой работы управленческого аппарата на местах судебные решения повисают в воздухе и не доводятся до исполнения. Формально законы Китая — воплощение воли и интересов народа, в действительности — компартии Китая, осуществляющей руководящую роль в отношении судебной работы. Это приводит к навязыванию судам безосновательных и даже незаконных требований со стороны партийных организаций, отдельных представителей партийной номенклатуры и соответственно фальсифицированным или ошибочным решениям, способствуя тем самым росту правонарушений. В Китае система судов до сих пор сохраняет «двойное подчинение». Верховный Народный Суд контролирует деятельность местных народных судов, а также специальных народных судов. Вышестоящие суды контролируют деятельность нижестоящих. Таким образом, действие ст. 176 «Закона КНР об организации народных судов» существенно ограничено. В связи с этим определенное значение имеет постановление Постоянного Комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей о внесении изменений в Закон об организации народных судов от 2 сентября 1983 г., запрещающее вмешательство в деятельность судов со стороны административных органов, общественных организаций и отдельных лиц.
Следует также указать на впервые введенное в китайское законодательство положение (ст. 33 Закона об организации народных судов), согласно которому Верховный Народный Суд «дает толкование законов и указов в конкретных случаях применения их в судопроизводстве». Предстоит также четко определить роль партийных органов в государственно-правовой сфере, усовершенствовать систему руководства судами, четко разделив функции партийных, административных и судебных органов. Китайские реформаторы пока не посягают на роль партии в осуществлении политического руководства органами правосудия.
В СССР в числе гарантий независимости судей на первое место выдвинуто положение о порядке их избрания и освобождения от должности. Народные судьи и судьи областных судов избираются вышестоящими Советами народных депутатов, а судьи Верховных судов — соответствующими Верховными Советами. Срок их полномочий увеличивается с пяти до десяти лет. В отличие от СССР, в Конституции КНР Верховный Народный Суд назван «высшим судебным органом» (ст. 127), который ответствен непосредственно перед ВСНП и его ПК. Председатель и судьи этого органа назначаются ВСНП на срок полномочий ВСНП каждого созыва. Председатель и судьи местных народных судов различных степеней избираются соответствующими СНП. Установлена ответственность местных народных судов перед СНП и их постоянными комитетами. Однако избрание судов соответствующими СНП одного уровня не способствует полной независимости судов и подчинению их только закону, поскольку при этом сохраняется известная зависимость от соответствующего СНП.
В Конституции КНР 1954 г. были впервые провозглашены ленинские принципы организации прокуратуры. Ст. 81 устанавливала, что местные и специальные народные прокуратуры работают под руководством вышестоящих народных прокуратур и находятся под единым руководством Верховной народной прокуратуры. Однако постепенная ликвидация названных органов началась еще в конце 50-х годов, а «культурная революция» привела к полному их разгрому. Конституция 1978 г.
формально восстановила прокуратуру как государственный институт, однако закрепила ее подчиненность органам государственной власти, ответственность и подотчетность местным СНП равной ступени. После принятия Закона КНР 1979 г. «Об организации народной прокуратуры», а также изменений, внесенных в него постановлением ПК ВСНП (1983г.), местные прокуратуры оказались подчиненными и подотчетными также ПК СНП.
В Конституции КНР 1982 г. (ст. 131) закрепляется самостоятельность прокуратуры, исключающая вмешательство в ее работу административных органов, общественных организаций и отдельных лиц. Тем не менее основные положения Конституции 1978 г., касающиеся подчиненности органов прокуратуры, сохранены. Закон об организации народной прокуратуры предусматривает, что главные прокуроры провинций избираются и освобождаются от должности соответствующими местными СНП, а заместители главных прокуроров, прокуроры и члены коллегий прокуратуры — ПК СНП соответствующей ступени по представлению главных прокуроров. Верховная народная прокуратура — высший орган прокуратуры, который ответствен лишь перед ВСНП и его ПК. Она осуществляет руководство местными органами прокуратуры, а также специальными органами прокуратуры. Генеральный прокурор Верховной народной прокуратуры избирается ВСНП на срок, совпадающий со сроком полномочий ВСНП. Вышестоящие органы прокуратуры руководят нижестоящими. Таким образом, все местные органы прокуратуры являются органами «двойного подчинения». Согласно Закону об организации народной прокуратуры в структуре органов прокуратуры образуются отделы, отделения и иные рабочие подразделения, в свою очередь, также являющиеся органами «двойного подчинения».
В настоящее время в Китае Госарбитража как специального государственного органа еще не создано. До 1983 г. все хозяйственные споры были подсудны судам различных ступеней. В народных судах обычно создается палата по экономическим делам, которая регулирует экономические отношения в сфере производства и обмена, охраняет интересы государства, законные интересы коллективов и лиц, социалистический экономический порядок, обеспечивает успешное проведение социалистической модернизации в случае, если соответствующие дела имеют внутригосударственный характер.
Ныне в КНР существуют три арбитражные комиссии: арбитражная комиссия внешнеэкономических связей и торговли, морская арбитражная комиссия и хозяйственно-договорная арбитражная комиссия. Первая из названных комиссий является постоянным органом, регулирующим арбитражные дела в области внешнеэкономических связей и внешней торговли. В ее компетенцию входит разбирательство споров, возникающих в сфере совместного хозяйствования китайских и иностранных предпринимателей, совместного и индивидуального освоения иностранного капитала, передачи технологии, денежного кредитования, арендных отношений, внешнеторговых договоров, а также споров, возникающих по поводу договоров купли-продажи, споров, возникающих в процессе транспортировки, хранения и страхования продукции. В настоящее время эта комиссия занимается рассмотрением споров только с иностранными партнерами. Морская арбитражная комиссия — единственный постоянно действующий орган морского арбитража в области внешних связей, она тоже рассматривает лишь споры с иностранными партнерами. Хозяйственно-договорная арбитражная комиссия основана в 1983 г. Одновременно Государственный совет КНР утвердил положение об арбитраже по хозяйственным договорам, принял решение о создании единой системы органов арбитража по хозяйственным договорам.
Сегодня вследствие оживления экономической жизни в стране укрепляются горизонтальные экономические связи, что приводит к значительному росту числа хозяйственных договоров, а также и к увеличению в несколько раз числа споров по договорам. В первой половине 1989 г. иски по хозяйственным спорам достигли 190 тыс. Перед органами арбитража стоит серьезная задача.
В СССР также меняются процедура разрешения хозяйственных споров и соответственно функции органов арбитража. Прежде Госарбитраж СССР был вписан в определенную систему и осуществлял функции управления. Теперь же должен исполнять исключительно функции правосудия в экономической сфере. С возникновением Высшего арбитражного суда СССР будет преобразована и система органов разрешения хозяйственных споров в республиках. Важно, чтобы процедура рассмотрения хозяйственных споров не стала чрезмерно сложной и формализованной, чтобы обеспечивалась независимость арбитражей, не допускались попытки управлять ими со стороны исполнительных органов.
Правовая реформа как в КНР, так и в СССР—не единовременный акт, а длительный процесс кардинальных перемен в правовой системе, обусловленный как потребностями подключения механизмов нормативного регулирования к общему процессу социального обновления, так и необходимостью проведения преобразований в собственно правовой сфере. Правовая реформа в КНР и СССР — обязательное звено в цепи мероприятий, направленных на перестройку общества. Ее осуществление — важное условие успеха в преобразованиях экономической и политической структуры.
* Аспирант юридического факультета С.-Петербургского государственного университета.
1 Жэньминь Жибао. 1986. 20 апр.
2 China Daily. 1986. 20 Dec.
3 Ibid. 1987. 4 July.



ОГЛАВЛЕНИЕ