ОГЛАВЛЕНИЕ

Судьи о судебной реформе
№ 1
03.01.1994
Моралева К.А., Лисицына И.А., Федорова Т.Б.
I
Успех судебной реформы в России во многом зависит от надлежащего кадрового обеспечения. Однако социологические исследования показывают, что отток специалистов-юристов из правоохранительных органов в иные, преимущественно коммерческие, сферы деятельности продолжается. Так, например, в 1992г. наблюдался значительный недокомплект специалистов в районных прокуратурах Санкт-Петербурга. До принятия Закона «О статусе судей в Российской Федерации»1 2/3 народных судей Санкт-Петербурга не были уверены в том, что вновь дадут согласие на продолжение работы в должности по истечении срока своих полномочий. Исследования, проведенные юридической лабораторией НИИКСИ СПбГУ, показали резкое уменьшение желающих трудиться в правоохранительных органах. Если в 1990г. на работу в милиции, прокуратуре, суде ориентировалась 1/3 выпускников юридического факультета СПбГУ, то в 1992г. желающие там трудиться составили менее 1 %.
В 1993 г. лабораторией с участием авторов статьи проведен выборочный опрос судей Санкт-Петербурга. Основной задачей исследования было выявление изменений позиций судей в отношении дальнейшего продолжения их работы в должности судьи после принятия Закона «О статусе судей в Российской Федерации», существенно укрепившего официальное и материальное положение судейского корпуса. Вместе с тем исследователи полагали, что нерешенность других проблем, относящихся к группе условий труда судей в широком смысле, будет и дальше оказывать негативное влияние на кадровое обеспечение судебной реформы в России. Эти гипотезы в основном подтвердились.
Опрашивался каждый третий народный судья и соответственно член Городского суда.2 Анализ результатов показал, что в 1993г. по сравнению с 1992г. резко изменились позиции респондентов в сторону увеличения намеревающихся продолжать и дальше работать в должности судьи:
1992 г. 1993 г.
Собираются продолжать работать судьей ...... 23% ...67%
Не определились ............... 40% ....22%
Намереваются уйти в иные сферы деятельности .... 37% ....11%
С 1992г. почти в три раза увеличилась доля тех, кто намерен и дальше работать в суде, в два раза сократилась доля «неопределившихся» и более чем в три раза стало меньше ориентированных на уход в иные сферы деятельности и коммерческие структуры.
Кроме того, выявились некоторые различия в позициях судей городского и районного уровней:
                                                                                     Город район
Намереваются работать дальше .... 78% 63%
Не определились .......... 13% 25%
Намереваются уйти ...... 9% 12%
Среди народных судей почти в два раза по сравнению с городскими судьями больше неопределившихся в отношении своей дальнейшей трудовой деятельности. Вместе с намеревающимися уйти они составляют 37%. Большинство неопределившихся судей составляют женщины в возрасте до 40 лет (74%) со стажем от менее одного года до 6 лет (61%). Неопределенность ориентации 1/4 части народных судей надо иметь в виду при формировании резерва кадров судебной реформы в городе.
Из причин возможного перехода в другие сферы деятельности еще неопределившиеся судьи отметили следующие:
Не устраивают условия работы ........ 44%
Не устраивает порядок избрания судей .... 35%
Большой объем работы ........... 26%
В другом месте будут платить больше ..... 22%
По возрасту ............... 4%
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что с принятием Закона о статусе судей, значительно повысившего оплату их труда, фактор зарплаты оказался на 4-м месте среди причин возможного перехода на другую работу, в то время как условия труда заняли 1-е место. В 1992г. фактор зарплаты занимал 1-е место, а условия труда — 2-е среди факторов, влияющих на уход судей в иные структуры.
На вопрос анкеты о причинах возможного ухода на другую работу отвечали также и судьи, ориентированные на продолжение работы в суде. В целом ответы респондентов распределились следующим образом:
Не устраивают условия работы ....... 28%
Не устраивает порядок избрания судей .... 23%
Большой объем работы .......... 21 %
В другом месте будут платить больше . . . .21%
По возрасту ............... 4,7%
Другие причины ............. 2,3%
Распределение факторов по значимости влияния на переход судей, ориентированных на продолжение работы в суде, в иные сферы деятельности и иные структуры совпадает в основном с оценками у «неопределившихся» судей: зарплата занимает 3—4-е место; условия работы— 1-е место.
Профессиональные проблемы. На вопрос о профессиональных проблемах, серьезно беспокоящих судей, ответы распределились следующим образом:
Противоречивость и пробелы законодательства ..... 90%
Необеспеченность нормативными документами . . . . .71%
Техническая неоснащенность судов ......... 54%
Плохие, не приспособленные для суда помещения . . . .51%
Перегруженность судей .............. 40%
Нехватка канцелярских принадлежностей . . . . . . .31%
Нехватка технического персонала .......... 13%
Другие проблемы ................ 8%
Респонденты прежде всего выделяют несовершенство законодательства, его противоречивость и пробелы, препятствующие надлежащему рассмотрению судебных дел. По результатам проведенных нами исследований в 1990, 1991 и 1992гг., несовершенство отечественного законодательства также занимало 1-е место (наряду с зарплатой) среди профессиональных проблем судей.
На 2-м месте — необеспеченность нормативными документами. Острота этой проблемы явно усилилась: в 1991 г. она занимала 4—5-е место, а в 1993 г. нехватку текстов законов и других нормативных материалов отметили 72% народных судей и 65%—Городского суда Санкт-Петербурга.
Техническая неоснащенность судов давно стала традиционной. Эта проблема, занимая 3-е по значимости место, затрагивает без существенных различий всех судей городского и районного уровня.
Неприспособленность помещений заняла 4-е место. Однако трудности с помещениями больше всего беспокоят городских судей. В городе эту проблему отметили 61% респондентов, в то время как в районах — 48%.
По-прежнему судьи ощущают свою перегруженность в связи с возросшим объемом работы. Значение этой проблемы выражено неодинаково в оценках народных судей и членов Городского суда: если увеличение объема своей работы отметил каждый второй народный судья (47%), то среди членов Городского суда — только 13%.
Осуществление судебной реформы предполагает увеличение судейских должностей и некоторое смягчение этой проблемы. Однако изменение статуса суда в разрешении спорных вопросов предполагает в дальнейшем более детальное изучение реальных возможностей народных судей «справляться» со своей работой и выработку нормативов, приближенных к ситуации, когда суд уже стал главным институтом рассмотрения споров и обращений граждан.
Общая проблема всех государственных учреждений — необеспеченность канцелярскими принадлежностями — судей тревожит меньше, чем другие вопросы. В предложенном перечне вышеуказанная проблема заняла 6-е место, хотя значительная часть респондентов считает этот вопрос проблемным, в том числе у народных судей — 30% и у городских— 35%.
В ответах на открытый вопрос анкеты (другие проблемы) судьи указали на «неправильность возложения на суд обязанностей сторон по делу», недостатки механизма исполнения судебных решений, низкое качество следствия; давление со стороны председателя народного суда по конкретным делам (2 респондента). Респонденты конкретизировали также перечень технического персонала, необходимого для нормальной работы (судебные приставы, судебные секретари, уборщицы, курьеры). Обращает на себя внимание требование городских судей усилить милицейские посты, вневедомственную охрану в судах. Беспокойство в отношении охраны судов проявили лишь 2 респондента, но в наших исследованиях оно наблюдается впервые.
Среди профессиональных проблем немаловажное значение имеет оказание судьям необходимой консультационно-методической помощи. Поэтому одной из задач исследования было определение потребности судей в консультациях, а также выявление их мнения о наиболее целесообразных формах.
На вопрос анкеты «Нуждаетесь ли Вы в консультационной помощи?» ответы распределились следующим образом:
                                                            Всего Район Город
«Да» ...... 78,1% ......79,2% .....73,9%
«Нет» ...... 3,8%..... 2,4% ......8,7%
Не ответили .... 18,1% .......18,4% ......17,4%
Из вывода видно, что подавляющее большинство судей нуждается в консультационной помощи. Следует отметить, что в районных судах она необходима судьям в возрасте до 35 лет со стажем работы от 1 до 6 лет, что вполне понятно и закономерно. Однако для Городского суда возрастной разброс значителен и составляет от 36 до 60 лет и, что следует подчеркнуть особо, при стаже работы от 13 до 17 лет. Очевидно, это вызвано более сложными делами, рассматриваемыми Городским судом, и общими для судов всех уровней трудностями, вызванными нестабильностью и пробелами законодательства, отсутствием сложившейся судебной практики.
Исследование показало, что судьи всех уровней хотят продолжать традиционные формы методической учебы — лекции, семинары. Однако в отношении такой формы, как консультации по конкретным делам в Городском суде, мнения судей районного и городского уровней существенно различаются. Больше половины народных судей (57%) хотят обращаться за консультацией непосредственно в Городской суд. Среди членов Городского суда сторонников такой формы помощи оказалось значительно меньше (17%). Это и понятно, так как оказание индивидуальной помощи районным судьям увеличивает объем работы членов Городского суда. Поэтому они предпочитают организованные формы консультаций (74%). При этом городские судьи полагают целесообразным применять такие формы помощи, которые давали бы возможность и стимулировали самостоятельный поиск в принятии решений. По мнению многих городских судей (39%), этому может в значительной степени способствовать компьютеризация законодательства и практики; систематическое обобщение судебной практики и доведение ее до сведения судей (желательно на конкретных примерах); разработка методик по рассмотрению конкретных дел; проведение семинаров. Однако этого хотят только 17% районных судей. При проведении опроса городских судей в 1991 г. большинство респондентов также жаловались на определенное «иждивенчество» народных судей города.
Зарплата и жилье. Закон «О статусе судей в Российской Федерации» предусматривает улучшение жилищных условий судей, а также увеличение зарплаты. В ходе судебной реформы конкретные меры в этом направлении были уже приняты, поэтому исследователей интересовало достигнутое социальное самочувствие респондентов. На вопрос анкеты «Удовлетворены ли Вы сейчас оплатой Вашего труда?» мнения опрошенных разделились следующим образом:
Народные судьи Члены Гор. суда
«Да» ..... 48%...... 39%
«Нет» ..... 52% .......61%
Различия в уровне удовлетворенности получаемой зарплаты между городскими и районными судьями оказались значительны. Если среди народных судей соотношение удовлетворенных и неудовлетворенных оплатой труда примерно равное, то среди членов Городского суда оказалось неудовлетворено своей зарплатой значительное большинство опрошенных.
Уровень притязаний судей, не удовлетворенных оплатой своего труда, проявился и в ответах на вопрос о сопоставимости их зарплаты с зарплатой работающих в других сферах. Неудовлетворенные судьи соизмеряют свою зарплату:
с зарплатой работников коммерческих структур (АО, банки, юристы СП, брокеры, менеджеры и проч.) ....... 56%
с зарплатой других правоохранительных органов ..... 14%
с зарплатой работников промышленности ........ 7%
Другое ..................... 23%
В ответах на открытый вопрос судьи уточнили свои притязания: «жизненный уровень не изменился после повышения зарплаты»; «надо, чтобы хватало не только на суп, но и на персональные компьютеры и отпуск за границей и др.»; «чтобы жили, как судьи в капиталистических странах».
Исследование показало, что дороговизна жизни, инфляция значительно повлияли на оценку судьями своего материального положения, которое существенно не изменилось, несмотря на принятые меры. На вопрос об улучшении их жилищных условий после принятия Закона положительно ответили большинство членов Городского суда (57%), в то время как подавляющее большинство народных судей (82%) считают, что Закон не исполняется. Речь идет в основном не о получении квартиры, а о притязании на жилищные условия в соответствии с требованиями Закона, т. е. об улучшении жилищных условий (из опрошенных нами судей только 4 респондента со стажем до года работы в суде еще не получили квартиры).
Следует отметить, что в отличие от зарплаты жилищные условия судей в Санкт-Петербурге нигде не фиксировались нами как фактор, влияющий на переход в другие структуры.
Процессуальные вопросы. Судебная реформа внесла изменения в процедуру рассмотрения дел в суде. В исследовании определялись позиции судей по отношению к институту присяжных заседателей, порядку рассмотрения судом гражданских дел.
Мнение судей о внедрении института присяжных заседателей еще не сложилось. Ответы на вопрос об экспериментальном внедрении института присяжных заседателей распределились следующим образом:
«Отношусь положительно. Хотелось бы, чтобы рассмотрение дел с присяжными заседателями скорее применялось в нашем городе» .......... 16%
«Отношусь в целом положительно, однако, полагаю, внедрять эту форму надо постепенно» ......................17%
«Мнение еще не сложилось. Надо подождать результатов эксперимента» . . . 46% «Отношусь, скорее, отрицательно» ............. 20%
Другое мнение ........... 1 %
Почти каждый второй судья считает, что надо подождать с оценкой практики внедрения в процесс института присяжных заседателей до завершения эксперимента. Различия в мнениях судей городского и районного уровней по этому вопросу незначительны. Каждый пятый судья выразил негативное отношение к применению на практике института присяжных заседателей, мотивируя свою позицию преимущественно неподготовленностью судебной системы: «не подготовлены материальная и техническая базы»; «нет помещений для присяжных»; «реально это не выполнить»; «низкий правовой и культурный уровень населения»; «где найти столько присяжных?»; «сложна процедура отбора»; «состав суда должен быть из профессионалов». 17% опрошенных судей считают, что на переходный период надо наряду с внедрением института присяжных заседателей сохранить традиционный порядок участия народных заседателей, мотивируя свою позицию тем, что «этот метод хорошо отработан». В целом судьи теоретически положительно относятся к институту присяжных заседателей, но весьма сдержанно к его внедрению в процесс в современных условиях. Такая осторожная позиция объясняется, на наш взгляд, не только неподготовленностью материальной базы, но и тем, что судьи склонны к значительному расширению круга дел для единоличного рассмотрения. Еще в 1989—1990гг. в проводимом нами исследовании большинство народных судей высказали пожелание расширить круг дел без участия народных заседателей. Судебная реформа и процессуальные новеллы, предоставляющие гражданам возможность выбора коллегиальной и единоличной формы рассмотрения гражданских дел в суде, столкнули народных судей с ситуацией, когда мнение истцов и ответчиков о справедливости вынесенного решения по делу формируется и под влиянием этого нового фактора.
По инициативе судей нами в анкету был включен вопрос о целесообразности определения в Законе круга рассматриваемых судом гражданских дел только в коллегиальном порядке. На этот вопрос ответили:
Район Город
«Да» ......... 72% ...........52%
«Нет» ......... 11% ..................22%
«Не знаю» ...... 4% ..................—
"Пусть остается так, как есть, граждане и судьи привыкнут» ............ 13% ...............26%
Большинство судей — за четкое определение в Законе дел, подлежащих коллегиальному рассмотрению. Значительные различия в позициях судей районного и, городского уровней можно объяснить тем, что народных судей вышеуказанная проблема затрагивает больше.
Суд и Управление юстиции. Взаимоотношениям суда и органов юстиции нами было уделено много внимания в 1991г. при обсуждении проекта концепции судебной реформы. В целом исследование 1991 г. показало готовность судей к перераспределению функций суда и юстиции, обеспечивающему независимость судов от органов юстиции. Однако во всех вариантах передачи и разделения функций, содержащихся в проекте, только 11% опрошенных судей (массив 250 анкет) согласились с тем, что суд может сам осуществлять свое материально-техническое снабжение. В 1993 г. судьям было предложено ответить на вопрос о помощи, оказываемой Управлением юстиции. Ответы распределились следующим образом:
Район Город
«Обеспечивает литературой» ........ 15,0% .................—
«.. .текстами законов» ....................... 7% ................—
«...методическими разработками» .................. 4%................. —
«...консультационной помощью» .............. 1%.................... —
«Принимает меры по улучшению жилищных условий» .......... 7% ................—
«...по улучшению условий труда» .......... 3% ...................—
«Статус и компетенция Управления юстиции и его взаимоотношения с народными судьями мне непонятны» ........... 37% .................35%
«Мне неизвестно о помощи Управления юстиции» .................. 50% ..............39%
Другое мнение .............. 9% ..................9%
Ответы респондентов позволяют сделать вывод, что, во-первых, в обеспечении народных судей текстами нормативных актов Управление юстиции играет незначительную роль, хотя эта проблема, как уже отмечалось, относится к первоочередным, и, во-вторых, взаимоотношения судов и органов юстиции судьям неясны, информация о работе управления по материальному обеспечению судов к судьям не поступает. Представляется полезным предоставить судьям информацию об участии Управления юстиции в решении беспокоящих судей проблем.
Выводы и предложения. Результаты проведенного опроса судей Санкт-Петербурга показывают, что Закон «О статусе судей в Российской Федерации», а также принятые меры по улучшению их материального положения оказали положительное влияние на изменение ориентации судейского корпуса в городе, что проявилось в намерениях большинства респондентов продолжать работать в должности судьи. Однако проблема кадрового обеспечения судебной системы не утратила своей остроты, поскольку 1/4 народных судей все еще ориентированы на переход в другие сферы деятельности. Это обстоятельство нужно учитывать при формировании кадровой политики судебной реформы.
Руководству Городского суда и Управлению юстиции мэрии Санкт-Петербурга нужно принять меры по обеспечению судей, особенно народных, текстами законов и других нормативных актов, необходимых в их работе.
Судьи, особенно народные, нуждаются в оказании консультационной и методической помощи. Поэтому наряду с традиционными формами консультаций (семинары, лекции и др.) необходимо создавать материально-технические условия для самостоятельного поиска судьями информации (компьютеризация, кодификация законодательства и практики; систематическое обобщение судебной практики и доведение ее до сведения судей; разработка методик по рассмотрению дел определенной категории и т. д.). В решении этих вопросов важную организационную роль, на наш взгляд, должен сыграть Городской Совет судей. В создании материально-технической базы нужна помощь со стороны мэрии, Управления юстиции мэрии Санкт-Петербурга.
Руководству Городского суда, Городскому Совету суден через соответствующие компетентные органы целесообразно проявить инициативу по внесению изменений в законодательство с целью определения круга гражданских дел, рассматриваемых судом только в коллегиальном составе.
II
В 1993г. лабораторией был проведен выборочный опрос народных судей Ленинградской области. Опрашивался каждый второй судья. Основными задачами исследования были выявление позиции суден области в отношении дальнейшего продолжения их работы в должности судьи и сравнительный анализ мнений судей области и города по тревожащим их проблемам после принятия Закона «О статусе судей в Российской Федерации».
Для проведения сравнительного исследования судьям области была предложена та же анкета, что и городским. Сравнительный анализ полученных результатов в Санкт-Петербурге и области выявил сходство проблем, мешающих народным судьям в их деятельности. Вместе с тем исследование показало, что существуют и различия в позициях судей города и области по отношению к продолжению их деятельности в должности судьи в обозримом будущем, а также различия в значимости некоторых вопросов.
Проблемы формирования и обновления судейского корпуса. Учитывая важность проблемы надлежащего кадрового обеспечения судебной реформы в России, основной задачей исследования было выявление позиций респондентов в отношении дальнейшей их работы в должности судьи. На вопрос анкеты о намерениях судей продолжать работу в этой должности ответы распределились следующим образом:
Народные судьи область город
Собираются продолжать работать судьей ..........77,0% .............67,0%
Не определились ........... 19,0% .................22,0%
Намереваются уйти в другие сферы деятельности ..............4,0%...................... 11,0%
Среди народных судей города по сравнению с судьями области почти в 3 раза больше желающих уйти в иные сферы деятельности и на 10% меньше не собирающихся менять свою работу. Приблизительно каждый пятый судья, как в городе, так и в области, еще не определил свою позицию. Неопределенность ориентации этой части народных судей надо иметь в виду при формировании резерва кадров в ходе судебной реформы в регионе.
Напоминаем, что юридические вузы, и в частности юридический факультет СПбГУ, по данным наших опросов в 1992г., не сможет в ближайшее время оказать помощь в формировании и обновлении судейского корпуса. Л что касается создаваемых альтернативных структур, обучающих юридическим специальностям, то они, как правило, ставят своей задачей подготовку юристов для коммерческой деятельности, предлагают абитуриентам заманчивые специализации (внешнеэкономическая, предпринимательская деятельность, международный туризм и др.), сокращенные сроки обучения и поступление без экзаменов. Мало того, что это сокращает количество потенциальных абитуриентов государственных юридических вузов, но и способствует переходу в эти учебные заведения и студентов вузов. Таким образом, мы с тревогой отмечаем, что на восполнение судейского корпуса за счет выпускников вузов трудно рассчитывать. В этой ситуации по-прежнему значимой остается проблема сохранения работающих специалистов.
В проведенном исследовании несколько настораживает тот факт, что на вопрос анкеты о причинах ухода на другую работу, адресованный судьям, которые уже приняли решение уйти в другие сферы деятельности, отвечали и те, кто собирается продолжать работать судьей. Намерены продолжать свою работу подавляющее большинство народных суден области — 77,0%, однако на вопрос о причинах ухода ответили 28,0% респондентов. Это означает, что не все намеревающиеся остаться достаточно твердо определили свою позицию.
На вопрос анкеты о причинах возможного ухода на другую работу ответы респондентов распределились следующим образом:
Народные судьи область город
% место % место
Не устраивают условия работы ....28,0 .............2 ..........44,0 ...............1
Не устраивает порядок избрания судей ........... 6,0........... 4.............. 35,0 ...............2
Большой объем работы ....... 22,0......... 3 ..............26,0............. 3
В другом месте будут платить больше .............39,1............. 1.............. 22,0............. 4
По возрасту ............ — ..........— ...............4,0................ 5
Оценка указанных факторов у городских и областных судей существенно различается. У судей области на 1-м месте среди факторов, влияющих на их решение уйти или остаться, стоит зарплата, в то время как у судей города фактор зарплаты занял 4-е место. На 2-м месте у судей области — условия труда. В городе этот фактор занял 1-е по значимости место. Большой объем работы одинаково оценен судьями области и города, занимая 3-е место. Порядок избрания, который в наименьшей степени беспокоил судей области в отличие от городских до сентября — октября 1993 г., в настоящее время может волновать их больше и соответственно изменить ранговое место в группе факторов. Это требует дополнительных исследований.
Профессиональные проблемы. На вопрос о профессиональных проблемах, серьезно беспокоящих судей области и города, ответы распределились следующим образом:
Народные судьи область город
% место % место
Противоречивость и пробелы законодательства .....71,0....... 2....... 90,0 ..........1
Необеспеченность нормативными документами ........74.0.......... 1.......... 71,0 ..........2
Техническая неоснащенность судов ...........60,0 .............3 ...........60,0........... 3
Плохие, не приспособленные для суда помещения ............60,0.......... 4 ..........51,0 ...........4
Перегруженность судей ....... 59,0.......... 5 .............40,0............. 5
Нехватка канцелярских принадлежностей ......... 43,0 ..........6 ..............31,0........... 6
Нехватка технического персонала .........22,0........... 7........... 13,0 .............7
Другие проблемы ......... 22,0............... 8 .............8,0 ...............8
Практически по всем позициям мнения судей области и города совпадают. Исключение составляют только два 1-х места: противоречивость и пробельность законодательства больше беспокоят городских судей (90,0%), а для судей области самой острой проблемой является необеспеченность нормативными документами (74,0%). В 1990—1991 гг. и в 1992 г. 1-е место у городских судей по результатам всех проведенных нами исследований занимало несовершенство отечественного законодательства. Необеспеченность нормативными документами мешает работе как областных (74,0%), так и городских (71,0%) судей. На сегодняшний день эта проблема обострилась. В 1991г. она занимала всего лишь 4—5-е место среди беспокоящих вопросов.
Традиционные проблемы технической неоснащенности судов, неприспособленности помещений для работы затрагивают без значительных различий всех судей и занимают у областных и городских судей одинаковые по значимости места.
По-прежнему судьи отмечают свою «перегруженность» в связи с возросшим объемом работы. И у областных и у городских судей она занимает 5-е место, в количественном выражении, однако, «перевес» на стороне судей области. 59,0% судей области считают свою нагрузку непомерной, в то время как в городе на это указывают 40,0% судей. Осуществление судебной реформы предполагает увеличение количества судейских должностей и некоторое смягчение этой проблемы. Это очень важно сейчас, когда суд стал главным институтом рассмотрения споров и обращений граждан.
Общая проблема всех государственных учреждений — необеспеченность канцелярскими принадлежностями — занимает 6-е место как у областных, так и у городских судей.
В ответах на открытый вопрос анкеты судьи области отметили: нехватку народных заседателей (3 человека); жалобы на «неуважение к суду», выражающееся «в неявке граждан в суд и невозможности ее обеспечения» (6 человек); социальную незащищенность суден (2 человека); нехватку помещений (судья из Всеволожска, например, жаловался, что на трех судей у них всего один зал) и др.
Среди профессиональных проблем немаловажное значение имеет оказание судьям необходимой консультационно-методической помощи. Исследование показало, что наибольшая часть судей нуждается в консультационной помощи. Однако наблюдаются различия в позициях народных судей области и города в их отношении к данной проблеме. На вопрос анкеты «Нуждаетесь ли Вы в консультационной помощи?» ответы распределились следующим образом:
Народные судьи область город
«Да» ......84.6% .....79,2%
«Нет» .......7,7%......... 2,4%
Не ответили .....7,7% .......18,4%
Судьи области несколько больше нуждаются в консультационной помощи, хотя она нужна и тем и другим. Любопытно, что среди народных судей области по сравнению с городскими в три раза больше тех, кто, по их мнению, не нуждается в консультационной помощи.
Рассматривая вопрос анкеты о формах методической помощи, областные и городские судьи определили наиболее предпочтительные для себя следующим образом:
Народные судьи область город
% место % место
Консультации по конкретным вопросам (делам) удобнее получать и Областном (Городском) суде, обращаясь непосредственно к судьям ........ 40,0 .....1 .....57,3 .....1
Сохранение традиционных форм учебы судей .............29,2 ...3... 31,7 ...2
Иные формы (компьютеризация, классификация законодательства и практики; проведение семинаров и т. д.) ...33,8... 2 ...17,1... 3
Консультации по возникающим вопросам должен взять па себя Городской (Областной) Совет судей ....... 20,0... 4... 15,8 ...4
Старые формы исчерпали себя .....15,4... 5 ...13,4.... 5
Все судьи, как областные, так и городские, предпочитают такую форму методической помощи, как консультации в вышестоящем суде по конкретным делам, получая их непосредственно от членов и председателя суда. И у тех и у других судей этот вид помощи стоит на 1-м месте. Однако у судей области по сравнению с судьями города значительно меньше нуждающихся в получении консультаций в вышестоящем суде и почти в два раза больше предпочитающих нетрадиционные формы (компьютеризацию, классификацию законодательства и практики, проведение практических занятий (семинаров)). Это различие, по-видимому, объясняется отчасти территориальными факторами, т. е. трудностями поездок в город, но также, возможно, большим стремлением к самостоятельному поиску решения трудных вопросов, чего, к сожалению, не наблюдается у народных судей в городе. «Иждивенческие» проявления у народных судей города отмечало большинство членов Городского суда Санкт-Петербурга.
Стремление к самостоятельному решению проблем проявилось у народных судей области и в ответах на вопрос о возможности нарушения конституционного принципа независимости судей при принятии решения после консультации с вышестоящим судом:
Народные судьи область город
Не считают, что конституционный принцип независимости судей нарушается после консультации в Городском (Областном) суде по конкретному делу .....72,0% ...80,5%
Считают, что конституционный принцип независимости судей нарушается после консультации в вышестоящем суде ...17,0% ...11,0%
Но определили свою позицию .....11,0%... 8,5%
По сравнению с народными судьями города в области несколько больше судей усматривают в принятии решений после консультации с вышестоящим судом нарушение принципа независимости судей.
В целом ориентацию народных судей области на поиск самостоятельных решений нужно стимулировать и в соответствии с их желаниями развивать нетрадиционные формы методической помощи.
Зарплата и жилье. Закон о статусе судей РФ предусматривает улучшение жилищных условий судей, а также зарплату, соответствующую их статусу. На вопрос анкеты «Удовлетворены ли Вы сейчас оплатой Вашего труда?» мнения опрошенных разделились следующим образом;
Народные судьи область город
«Да» ....... 6,2%...........48,0%
«Нет» .............91,0%..........52,0%
Различия в уровне удовлетворенности получаемой зарплатой между судьями области и города значительны. Если среди народных судей города соотношение удовлетворенных и неудовлетворенных оплатой труда примерно равное, то у народных судей области подавляющее большинство оказалось неудовлетворено своей зарплатой (91,0%). Столь резкие различия в оценках между судьями области и города, возможно, объясняются скоростью инфляционных процессов, поскольку судьи области опрашивались на два месяца позднее. Многие судьи уточняли свои требования в отношении заработной платы в свободной форме, отмечая, что «оплата должна соответствовать реальной стоимости жизни» и «у судей она должна быть на порядок выше». Исследование подтвердило, что дороговизна жизни, инфляция значительно влияют на оценку судьями своего материального положения, Которое, по их мнению, существенно не меняется, несмотря на принятые меры.
На вопрос об улучшении жилищных условий после принятия Закона подавляющее большинство народных судей города и области ответило, что Закон не исполняется— 82,0% (город) и 75,0% (область). Речь идет, как правило, не о получении квартиры, а о притязании на жилищные условия и соответствии с требованиями Закона.
Процессуальные вопросы. Судебная реформа внесла изменения в процедуру рассмотрения дела в суде. В исследовании определялись позиции судей по отношению к институту присяжных заседателей, процедурам рассмотрения судом гражданских дел. Результаты исследования показали, что мнение народных судей области о внедрении института присяжных заседателей также еще не сложилось. Ответы на вопрос об экспериментальном внедрении института присяжных заседателей распределились следующим образом:
Народные судьи область город
«Отношусь положительно. Хотелось бы, чтобы рассмотрение дел с присяжными заседателями скорее применялось в нашем городе» ....8,0% ....16,0%
«Отношусь в целом положительно, однако, полагаю, внедрять эту форму надо постепенно» .......25,0%.... 17,0%
«Мнение еще не сложилось. Надо подождать результатов эксперимента» .......31,0% .......46,0%
«Отношусь, скорее, отрицательно» ...........32,3% ...........20,0%
Иное мнение ........... 4,6% ..........1,0%
Народные судьи области более консервативны в отношении внедрения в практику института присяжных заседателей. Положительно относящихся к «новинке» судей области в два раза меньше, чем судей города. В целом большинство судей, как области, так и города, настроено, скорее, выжидательно, их позиция будет зависеть от практических результатов эксперимента (56,0 и 63,0%. судей соответственно).
Судебная реформа и процессуальные новеллы, предоставляющие гражданам возможность выбора коллегиальной или единоличной формы рассмотрения гражданских дел в суде, столкнули народных судей с ситуацией, когда мнение истцов и ответчиков о справедливости вынесенного решения по делу формируется и под влиянием этого нового фактора. Ответы на вопрос о целесообразности определения в законе круга рассматриваемых судом гражданских дел, рассматриваемых только в коллегиальном порядке, распределились следующим образом:
Народные судьи область город
«Да» .........62,0%.......... 72,0%
«Нет»............ 12,3% ..........11,0%
«Не знаю» ..............10,8%........... 4,0%
«Пусть остается так, как есть, граждане и судьи привыкнут» ....13,8% ...........13,0%
Большинство судей области, как и города, высказалось за четкое определение в законе дел, подлежащих коллегиальному рассмотрению. Значительных различий в позициях суден области и города не наблюдается.
Суд и Управление юстиции. Ответы на вопрос о помощи, оказываемой Управлением юстиции, распределились следующим образом:
Народные судьи область (%) город (%)
«Обеспечивает литературой» ...... 37,0 .........15,0
«.. .текстами законов» .............25,0 ...........7,0
«.. .методическими разработками» ........3,0 .........4,0
«.. .консультационной помощью» .......— ..........1,0
«Принимает меры по улучшению жилищных условий» ..............8,0 .........7,0
«Принимает меры по улучшению условии труда»............ 6,2 ...........3,0
«Статус и компетенции Управления юстиции и его взаимоотношения с народными судами мне непонятны» ...........42,0 ...........37,0
«Мне неизвестно о помощи Управления юстиции» .....35,0 ..........50,0
Другое мнение ..........10,8.......... 9,0
Если судьи города в большинстве своем не ответили на вопрос о помощи юстиции в обеспечении их литературой, текстами законов, методической и консультативной помощью (72,0%), то подавляющее большинство судей области (70,0%), наоборот, ответили на этот вопрос положительно. Представляется, что эта проблема требует дополнительного изучения.
Правовая информированность населения. Самостоятельной задачей исследования было изучение мнения судей о правовой информированности населения города. Мы исходили из того, что значительные изменения в законодательстве и сокращение реальных возможностей доступа к нему создали определенные трудности для ознакомления с законами широких слоев населения. Судьи опрашивались в качестве экспертов. Ответы на вопрос о знании населением новейшего законодательства распределились следующим образом;
Народные судьи область (%) город (%)
«Население плохо информировано о своих правах и обязанностях, с чем мы постоянно сталкиваемся в работе» .............65,0 ..........52,0
«В сравнении с наблюдениями прошлых лет, я не замечаю существенных различий в юридических знаниях обращающихся в суд» ..........31,0.......... 34,0
«Население в основном осведомлено о своих новых правах и активно добивается их защиты в судебном порядке».......... 8,0 ...........17,0
«Население совсем не знает новых законов» ........19,0 .........11,0
«Правовая осведомленность населения по сравнению с прошлым резко возросла» ...5,0 ....4,0
Другое ........6,2........... 2,0
По мнению респондентов, положение дел с информацией населения о новом законодательстве в области еще хуже, чем в городе. На то, что население совсем не знает новых законов, указало почти в два раза больше судей области, чем города. В целом 84,0% судей области и 63,0% народных судей города отметили, что постоянно сталкиваются с тем, что население плохо информировано о новом законодательстве или совсем не знает его.
Следующий вопрос анкеты выявил причины плохого знания населением новейшего законодательства. Ответы распределились следующим образом:
Народные судьи область город
«Высокая оплата за оказание консультационной помощи» ...49,0% ...42,0%
«Ухудшение качества юридических услуг». ...32,0% ...35,0%
«Трудная доступность текстов новых законов» ...32,0% ...29,0%
«Недостаточность разъяснений нового законодательства в средствах массовой информации» ...39,0% ...27,0%
«Резкое сокращение бесплатной юридической помощи» ...32,0% ...27,0%
«Резкое сокращение числа газет, в которых публикуются тексты законов» ...19,0% ...16,0%
Другое ...5,0% ...—
Соглашаясь со всеми предложенными причинами незнания законов населением, областные и городские судьи по-разному оценивают их значимость. Приведенный вывод дает представление о том, как ранжируют эти факты судьи области и города. Разброс мнений в целом невелик. Он составляет не более 7,0%. Только в оценке роли средств массовой информации в пропаганде законодательства он достигает 12,0%. В остальном мнения судей области и города существенно не различаются. Из негативных факторов, препятствующих получению населением правовой информации, особо следует отметить высокую оплату юридических услуг. Этот фактор поставили на 1-е место как областные, так и городские судьи. При этом, по мнению всех судей, рост оплаты сочетается с ухудшением качества юридических услуг. Факт ухудшения качества юридических услуг подтверждается и населением по данным проведенного нами телефонного опроса еще в 1991 г.
Развивая далее проблему высокой оплаты юридических услуг, мы обратились непосредственно к судьям с вопросом, как отразилась высокая оплата юридических услуг на объеме бесплатной юридической помощи населению, оказываемой лично ими:
Народные судьи область город
«Возросло количество лиц, приходящих на прием» ...63,0% ...65,0%
«Друзья, знакомые, соседи, а также их протеже стали чаще обращаться за советом» ...31,0% ...29.0%
«В связи с Законом о статусе судей лично я уже не оказываю бесплатную юридическую помощь населению» ...20,0% ...22,0%
«Нет, существенного увеличения моей консультационной работы не произошло» ...15,0%... 16,0%
«Объем моих бесплатных консультаций сократился» ...3,1%... 1,0%
Высокая оплата юридических услуг проявилась в первую очередь в резко возросшем количестве лиц, приходящих на прием в народные суды области и города (63,0 и 65,0% соответственно). Участились обращения в неформальном порядке друзей, знакомых, соседей за советами (31,0 и 29,0% соответственно). Вместе с тем сами судьи в настоящее время уже не оказывают бесплатных юридических услуг. Это отметили 20,0% судей области и 22,0% городских судей. Однако, как считает значительная часть судей (1/4), проблему оказания доступной юридической помощи населению нужно решать с учетом предложений, высказанных судьями.
Проблему доступности юридической помощи судьи считают целесообразным решать дифференцирование, оказывая юридическую помощь малообеспеченным слоям населения. Судьи предлагают, в частности: 1) предусмотреть должность юрисконсульта в райсобесах и службах занятости; 2) установить особые льготы малоимущим для оплаты консультационной помощи в соответствующих юридических учреждениях.
Выводы и рекомендации. Результаты проведенного опроса судей Санкт-Петербурга и области показывают, что Закон «О статусе судей Российской Федерации», а также принятые меры по улучшению их материального положении оказали положительное влияние на изменение ориентации судейского корпуса в городе и области, что проявилось в намерениях большинства респондентов продолжать работать в должности судьи. Вместе с тем проблема кадрового обеспечения судебной системы не утратила своей остроты, поскольку почти каждый четвертый-пятый судья области все еще ориентирован на переход в другие сферы деятельности. Это обстоятельство нужно учитывать при формировании кадровой политики судебной реформы.
Народные судьи области нуждаются в оказании им консультационной и методической помощи. Наряду с традиционными формами консультаций необходимо создавать материально-технические условия для самостоятельного поиска судьями информации.
Руководству Управления юстиции области целесообразно продумать меры по оказанию юридической помощи малоимущим слоям населения, а также правовому просвещению жителей области.
* Кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИИКСИ С.- Петербургского государственного университета.
** Научный сотрудник НИИКСИ С.- Петербургского государственного университета.
*** Научный сотрудник НИИКСИ С.- Петербургского государственного университета.
1 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. №30. Ст. 1792.
2 Массив анкет— 105.



ОГЛАВЛЕНИЕ