ОГЛАВЛЕНИЕ

Таможенное законодательство Великого княжества Финляндского в первой половине XIX века
№ 1
02.01.1995
Тетерина Е.Е.
Таможеннотарифная структура является важнейшим элементом системы государственного регулирования внешнеэкономических связей. Российской Федерации еще предстоит разработка более совершенного таможенного законодательства, дальнейшее формирование российской таможенной службы. Важнейшим этапом на этом пути стал Таможенный кодекс Российской Федерации, принятый 18 июня 1993 г. Таможенная система Российской Федерации создается с использованием многовекового мирового и отечественного опыта. В этой связи значительный интерес вызывает история таможенного законодательства Финляндии, ее опыт в таможенном деле, в частности, в первой половине XIX в.
Финские ученые данную тему подробно не рассматривали. Частично ее затрагивал М.Коверо в своих исследованиях, посвященных экономике Финляндии.1 В работе другого финского автора, К.Ярвинена, в которой он рассматривает проблемы русско-финляндских отношений, интересующая нас проблема также затрагивается, но специально ученый ее не исследует.2
В русской дореволюционной историографии весьма интересной является книга В.Витчевского «Торговля, таможенная и промышленная политика России со времени Петра Великого до наших дней», вышедшая в Петербурге в 1909 г. Автор анализирует таможенную политику России по отношению к странам Востока и Запада, Польши, Финляндии, Грузии. Но это скорее историческое, нежели юридическое исследование. Русско-финляндским таможенным отношениям посвящен труд советского историка Г.Д.Корнилова, однако он не затрагивает интересующего нас периода.3
На практике таможенное законодательство реализуется в нескольких формах: создание системы таможенных органов, правовое и тарифное регулирование, таможенный контроль, производство по делам о нарушении таможенных правил и дознания. Проследим, как отражены эти вопросы в таможенном законодательстве Финляндии первой половины XIX в., особое внимание уделяя русско-финляндским таможенным отношениям.
Таможенная политика преследует двоякую цель: извлечение возможно большего дохода от обложения таможенными пошлинами импортно-экспортных товаров и поощрение отечественной промышленности путем ее зашиты от иностранной конкуренции. Таможенная политика - проблема не только экономическая, но и политическая. На таможенную систему любого государства сильное воздействие оказывают его политические контакты с другими странами. Ярким примером в этом отношении является таможенная политика России начала XIX в.
По словам К.Ладыженского, в этот период «русское правительство было поставлено в необходимость изменить свою таможенную политику сообразно требованиям и домогательствам тех государств, сближение с которыми было желательно».4 Присоединение к континентальной блокаде Англии (1807 г.) не одобрялось русскими помещиками, предпринимателями и купцами. Под давлением этих настроений в 1819 г. Россия приняла один из самых либеральных в истории страны таможенных тарифов. Следовательно, на таможенную политику влияют и внешне- и внутриполитические факторы.
С другой стороны, таможенная политика оказывает воздействие на отношения между государствами. Так, образование единого торгового пространства в соответствии с Парижским (1951 г.) и Римским (1957 г.) договорами ЕЭС стало началом создания единой Европы.
По мнению российских юристов, непременным условием существования целостного государства является единство внутреннего рынка, свободное перемещение капиталов и товаров внутри страны.5 Кроме того, у такого государства должна быть единая внешняя таможенная граница. С этой точки зрения привлекает внимание таможенное законодательство Великого княжества Финляндского, вошедшего в состав Российской империи в результате русско-шведской войны 1808-1809 гг.
После присоединения к России Финляндия получила автономный статус, который обусловил образование государственно-правовой системы, отличающейся от аналогичных институтов в России.6 Хотя Финляндия рассматривалась как часть русской территории, правомочия Российского императора, принявшего титул Великого князя Финляндского, формально ограничивались деятельностью Сейма. Почти все элементы государственного механизма Финляндии были автономны и фактически независимы от соответствующих элементов государственного механизма Российской империи. Это обусловило дальнейшее развитие правовых институтов Великого княжества Финляндского по собственному пути. Но вместе с тем на Финляндию как часть русского государства распространялось действие центральной государственной власти.
Войдя в состав Российской империи, Финляндия получила право на относительно самостоятельное ведение торгово-таможенной политики, что обеспечивалось наличием у нее особых, отличных от имперских, таможенных тарифов в торговле с зарубежными странами. Правда, в целом таможенные тарифы княжества находились в определенном соответствии с таможенными тарифами империи. Однако импортные пошлины по финляндскому тарифу, как правило, были значительно ниже, чем по русскому, а в некоторых случаях Финляндия осуществляла беспошлинный ввоз из-за границы необходимого сырья, материалов и орудий производства.
Торговые отношения между княжеством и империей регулировались утверждавшимися императором правилами торговли между Россией и Финляндией.7 По существу это были русско-финляндские таможенные тарифы.
Кроме того, существовал особый порядок регулирования импорта-экспорта между Финляндией и Швецией - бывшим сувереном Финляндии. В эпоху шведского владычества Финляндия подчинялась всем колебаниям шведской таможенной политики. Таможенное законодательство являлось королевской прерогативой. Основные законы Швеции - «Форма правления» 1772 г. и «Акт соединения и безопасности» 1789 г. - не содержали никаких указаний по ограничению прав короля в этом отношении.8 Таким образом, установление таможенных сборов, использование получаемых таможенных доходов в конце XVIII - начале XIX в. всецело зависели от короля и не подлежали никакому контролю.
После присоединения Финляндии к России торговля между Финляндией и Швецией в большей или меньшей степени ограничилась, а финляндское купечество в качестве компенсации получило возможность выхода па русский рынок. В период столь крупных перемен, когда в Финляндии еще не успели свыкнуться с новым политическим положением, перспектива быть отрезанными от Швеции не только политически, но и экономически представлялась для ряда социальных групп чуть ли не катастрофой. Российское правительство не могло не учитывать этих настроений. Поэтому вопросы торговли нашли отражение уже при заключении Фридрихсгамского мирного договора.9 Александр I согласился на установление особых правил регулирования торговли со Швецией. Они предусматривали беспошлинный и беспрепятственный товарообмен между Швецией и ее бывшей провинцией. Предоставив льготы Швеции в торговле с Финляндией, Александр I стремился обезопасить свои северные границы в период обострения международной обстановки в Европе.
В начале 1808 г. были уничтожены заставы на русско-финляндской границе. Судоходство между портами Финляндии и России объявлялось беспрепятственным. Согласно Именному указу от 12 апреля 1808 г. финляндский экспорт в империю и импорт из нее стали совершенно свободными.10
Однако вскоре проявилась негативная сторона такого «бесконтрольного» вывоза из Финляндии товаров. Вследствие того, что княжество имело более низкий внешний таможенный тариф, чем Россия, в империю стали проникать из Финляндии дешевые иностранные товары. Следует иметь в виду, что этот «контрабандный» ввоз происходил в то время, когда Россия примкнула к континентальной блокаде, и появилась угроза испортить отношения с Францией.11
С целью изменения сложившейся ситуации по Высочайшему повелению с 1811 г. была установлена таможенная цепь между Санкт-Петербургской губернией и Великим княжеством Финляндским от Сестрорецка до Ладожского озера.12 Эта мера являлась временной, до решения вопроса о дополнениях к общему русскому тарифу и применении его к Финляндии в связи с действовавшим до 1817г. торговым договором со Швецией.
Согласно особому порядку экспорта-импорта из Финляндии в Россию и обратно Министерством финансов были составлены две ведомости товаров, допущенных к вывозу из Финляндии в Россию. В первой перечислялись товары, которые можно вывозить в Россию беспошлинно, если они снабжены свидетельствами «о финляндском происхождении»; во второй - товары, для которых подобных свидетельств не требовалось.13
Одновременно осуществлялась дальнейшая регламентация специального порядка экспортно-импортных операций Финляндии с зарубежными странами. 1 апреля
1812 г. император подписал Постановление о торговле Финляндии.14 Документ был составлен с учетом шведских актов: «Привилегий сословия горожан» 1789 г., «Навигационного акта» 1724 г., а также Судоходного устава 1774 г. с дополнениями от 1799 г. Ранее, 20 марта 1812 г., Александр I подписал Манифест о необходимости льгот для Финляндии.15 Оба документа определяют допустимые к ввозу в Финляндию товары из-за границы и России и вывозу из нее. Помимо таможенных сборов, устанавливались особые сборы за доставку товаров в княжество морским путем, причем величина сбора определялась в зависимости от категории судна и его принадлежности (Манифест о необходимости льгот для Финляндии. Артикул 2). На товар, доставляемый в Финляндию на иностранном судне, пошлина увеличивалась на 40% от ставки пошлины па товар, доставляемый сухопутно. Иностранные товары, согласно Постановлению о торговле Финляндии, разрешалось привозить в княжество на судах лишь той страны, где товар произведен. В противном случае товар конфисковывался.
Манифест о необходимости льгот для Финляндии определял документы, используемые для таможенного оформления товаров, отправляемых за границу (артикул 3). К ним относились: декларация о количестве и качестве товара, согласно морскому пошлинному регламенту; свидетельство русского консула или магистрата, подтверждающее декларацию. За провоз не указанных в декларации товаров налагался штраф, который вдвое превышал установленную пошлину.
В том же году Александр I утвердил таможенный тариф Великого княжества Финляндского.16 Согласно тарифу к ввозу в Финляндию были разрешены товары, перечисленные в 100 статьях приложения к таможенному тарифу. Импорт не указанных в них товаров запрещался. Сырье для фабрик, оборудование пошлиной не облагались, однако на готовые изделия ставки таможенных пошлин были очень высокими. Таким образом, таможенный тариф Финляндии 1812 г. можно определить как протекционистский. Экспорт товаров из Финляндии разрешатся из всех приморских городов, сухопутно - через Торнеоскую и Экерэскую таможни. Российские товары вывозились за границу из финляндских портов на правах финляндских товаров. Все правила таможенного тарифа вступали в силу с 1 июня 1813 г.
После окончания наполеоновских войн началось восстановление политических и коммерческих отношений между странами Европы. Изменившаяся политическая обстановка определила новое направление в таможенной политике России -стремление к большей свободе. Когда в 1816 г. в империи был издан новый, значительно более либеральный таможенный тариф, то следом за ним 19 июня того же года появилось Высочайшее повеление о торговле и таможенных пошлинах в Финляндии, значительно понизившее размер прежних таможенных пошлин.17 Кроме того, к ввозу в Финляндию был допущен целый ряд новых товаров.
С целью создания более благоприятных условий для развития сельского хозяйства и промыслов края Высочайшим постановлением от 27 мая 1819 г. снизились ставки таможенных пошлин на ряд экспортируемых из Финляндии товаров.18 Постановление устанавливало правила, необходимые «при исполнении тарифа». Пошлина с товаров, перевозимых на российских и финляндских судах, определялась в равном размере. Ставки таможенных пошлин исчислялись в российской серебряной монете, но взимались государственными банковскими ассигнациями по установленному в конце года определенному курсу (§3). Товар мог быть задержан на таможне, если хозяин его сообщал неправильную цену на него (§4). На экспорт запрещенных к вывозу из Финляндии товаров требовалось Высочайшее разрешение, причем размер таможенной пошлины назначался в каждом конкретном случае (§7): В целом же финляндский таможенный тариф 1816 г. был составлен в более либеральном духе, чем предыдущий.
В дальнейшем наблюдается поворот в таможенной политике России. Дело в том, что произведенный в империи товар вследствие высоких таможенных пошлин на импортное сырье оказывался значительно дороже и поэтому не находил должного сбыта. Он не мог конкурировать с иностранными товарами. Из-за этого многие российские фабрики были близки к разорению. Возникла необходимость ограничить ввоз товаров в Россию из Финляндии и создать для России независимую таможенную систему. Соответственно этим положениям в 1822 г. были изданы отдельные таможенные тарифы для России и Финляндии.19 С этою времени империя и княжество уже никогда не имели общего тарифа. Все позднейшие изменения в тарифах, дополнения к ним и издание новых устанавливались для Финляндии отдельно.
Финляндский таможенный тариф 1822 г. определил крайне высокие пошлины на иностранные товары. Как следствие, на них поднялись цены и сократился сбыт. Понизился объем импортируемых из-за границы товаров, увеличился контрабандный ввоз. За год действия тарифа таможенный доход Финляндии сократился на 16%.20 Ссылаясь на это обстоятельство, таможенное управление Великого княжества Финляндского неоднократно обращалось в Сенат с просьбой о пересмотре тарифа, но он оставался в силе до 1835 г.
В 1826 г. последовали изменения финляндского таможенного тарифа: 13 января и 5 апреля.21 Изменения вносились «для вящего поощрения промышленности Великого княжества Финляндского и для сохранения с тем, что по сему в Империи имеется».22 Учитывая автономное положение Финляндии, правительство России вынуждено было поощрять развитие торговли края с иностранными государствами. Об этом свидетельствует Высочайшее постановление о торговле Финляндии от 24 апреля 1835 г.23 Товары, привозимые из-за границы в Финляндию в большом количестве, разрешалось хранить без уплаты пошлины в течение года. Таможенная пошлина взималась за эти товары по мере их изъятия со склада. За хранение товаров уплачивался 1% от величины пошлины. Постановлением разрешался беспошлинный экспорт продуктов животноводства. Это было важно для края, в котором производилось большое количество сельскохозяйственной продукции, перенасыщавшей собственный рынок.
С учетом особого положения Финляндии в составе Российской империи и особого порядка регулирования товарообмена между ними, 25 января 1824 г. был издан Указ российского Сената «О правилах для товаров и изделий, привозимых из Финляндии в Россию».24 Все товары, допущенные к ввозу в Россию из Финляндии, делились на две группы: к первой относились те товары, которые допускались к беспошлинному ввозу, а ко второй - ввозимые беспошлинно, по с обязательным предъявлением на таможне свидетельства об их финляндском происхождении. За иностранные товары, ввозимые из Финляндии в Россию, уплачивалась пошлина согласно таможенному тарифу России 1822 г. Указом учреждались три новые таможенные заставы (в Лисьем носу, Белоострове и Карконяках). Подчинялись они Петербургской таможне. Указ был объявлен по всей империи по просьбе министра финансов Канкрина.
17 июля 1835 г. было издано Постановление о торговых сношениях Российской империи с Великим княжеством Финляндским.25 Постановлением устанавливался беспошлинный ввоз в Финляндию из России всех русских товаров, за исключением хлебного вина, ввоз которого запрещался (§27).
Что касается иностранных товаров, то они могли быть привезены в Финляндию из России как сухопутно, так и по Ладожскому озеру и облагались пошлиной лишь в случае их доставки морем. Беспошлинный ввоз товаров из Финляндии в Россию допускался лишь для товаров, перечисленных в особых ведомостях, прилагаемых к Постановлению, причем в строго определенном количестве. Не перечисленные в ведомостях финляндские товары могли быть привезены в Россию лишь с уплатой пошлины по общему тарифу (как за иностранные товары). Иностранные товары доставлялись из Финляндии в Россию только морским путем, без возврата уплаченной за них пошлины. В Постановлении 1835 г. говорилось о том, что все товары, ввозимые из России в Финляндию и обратно, должны обязательно проходить через таможню. Заключительная статья Постановления предоставляла право министру финансов «по мере надобности и по взаимному соглашению с финляндским начальством делать частные объявления и дополнения к сему положению», не противоречащие ему.26
Реализация правил русско-финляндского экспорта-импорта, а также действие финляндского таможенного тарифа 1822 г., как отмечалось, привели к снижению таможенных доходов Финляндии. Для анализа сложившейся ситуации в 1838 г. Николай I учредил комитет, который проанализировал документы о таможенных сборах. На их основании комитет пришел к заключению, что беспошлинный ввоз русской продукции в Финляндию препятствует развитию там промышленности и торговли. Однако Постановление о торговле между Российской империей и Финляндией не подверглось изменениям, хотя в других областях таможенного законодательства предложения комитета не оставались без внимания.
27 июля 1839 г. было издано Высочайшее объявление о понижении таможенных пошлин на различные товары, ввозимые в Великое княжество Финляндское.27 Объявление, рассматривавшееся как временное, тем не менее действовало до 1859 г. За ним последовали другие постановления в либеральном духе: о снижении и отмене отпускных пошлин, о выдаче премий за вывоз из Финляндии различных товаров.28 Хотя перечисленные таможенные постановления и сохранили покровительственный характер, однако понижение тарифных ставок привело к сокращению контрабанды и увеличению таможенного дохода. В период с 1840 по 1859 г. таможенный доход княжества возрос втрое.29
С другой стороны, в 40-е годы XIX в. на 50% повысились таможенные пошлины на товары, перевозимые на иностранных судах.30 Но это не касалось тех стран, в которых финляндские суда пользовались правами взаимности, т.е. специально установленными взаимными льготами. Число этих стран фактически постоянно росло благодаря договорам, заключенным с ними Россией.
Автономное положение Великого княжества Финляндскою обусловило то, что оно имело не только собственное таможенное законодательство, по и свою таможенную службу и управление. По Регламенту Правительствующего Совета от 18 августа 1809 г. торговля, судоходство и таможни по внешней границе Финляндии были отнесены к ведению финансового департамента Совета (гл.2).31 Первоначально таможня ставилась под надзор губернаторов финляндских губерний, а с 1812г. они переданы в ведение учрежденного Таможенного управления.32 Согласно Регламенту Таможенного управления, подписанному императором 18 февраля 1812 г., управление подчинялось Правительствующему Совету. 33
Изменившееся со временем положение в торговле между Финляндией и Россией, а также между Финляндией и иностранными государствами повлекло за собой пересмотр Регламента. 28 мая 1839 г. издается Инструкция для Таможенного управления в Великом княжестве Финляндском.34 Управление таможенной частью в княжестве поручается Генеральной таможенной дирекции (§1), подотчетной Сенату. Возглавлял таможенную дирекцию обер-директор, назначаемый императором по представлению Финляндского Сената (§2). Обер-директор был обязан следить за исполнением всех таможенных постановлений. Для контроля над сбором таможенных пошлин, разбора конфликтов между работниками таможен и торговцами, согласно Инструкции, вводилась должность адвоката-фискала (§10). Число чиновников Генеральной таможенной дирекции определялось специальным штатным расписанием, приложенным к Инструкции.35
В тот же день по Именному повелению императора финляндский Сенат утвердил Регламент для чиновников и служителей, входящих в состав таможен, и таможенной стражи в Великом княжестве Финляндском.36
Высшие чины таможенной службы (управляющие таможнями, контролеры и пакгаузные надзиратели) назначались финляндским Сенатом, а низшие - Генеральной таможенной дирекцией (§1). Особое внимание в Регламенте уделялось «таможенному присмотру». Выделялся береговой досмотр (§2) и досмотр товаров па границе Финляндии со Швецией (§17). Чиновники на таможнях обязывались, согласно Регламенту, вести журнал о досмотре товаров, указывая их количество, качество, размер таможенной пошлины. По истечении каждого года журналы должны были передаваться в Генеральную таможенную дирекцию (§20, 21).
Целая глава Регламента посвящалась особенностям таможенного досмотра судов, «таможенной очистке и контролю». Это касалось судов, прибывающих в Финляндию (§22-38) и отплывающих с товаром за границу (§64-69). Отдельно рассматривались вопросы складирования товаров (§82-90).
Дознание по делам с конфискацией товаров возлагалось на прокурора-фискала (§110); дела решались в суде (§111). Конфискованный товар продавался, а средства, вырученные за него, поступали в доход таможен. Жалование таможенные служащие получали из таможенных доходов (§122).
В Регламенте подробно говорилось об отчетности всех служб, о необходимости правильного ведения документации (§135). В отчетах должны были содержаться данные о количестве импортируемого и экспортируемого товара, размерах таможенных пошлин. Именно благодаря таможенным отчетам можно судить о торговом обороте, торговом балансе, таможенных доходах Финляндии.
Регламент для чиновников и служителей, входящих в состав таможен и таможенной стражи, и Инструкция для таможенного управления по существу завершили формирование системы таможенных органов в Великом княжестве Финляндском.
В истории таможенного законодательства Финляндии можно выделить следующие периоды: 1) либеральный (1808-1812 гг.); 2) запретительный (1812-1816 гг.); 3) переориентации в сторону более умеренной таможенной политики (1816-1822 гг.); 4) протекционистский (1822-50-е гг. XIX в.).
В первой половине XIX в. торговые отношения Финляндии с Россией регулировались особыми таможенными положениями и постановлениями. Они отличались от тех, которые устанавливали порядок экспорта-импорта Финляндии в торговле с иностранными государствами. Вместе с тем как часть Российской империи Великое княжество Финляндское отражало в своей таможенной политике все изменения российского таможенного законодательства.
* Аспирантка С.-Петербургского государственного университета.
1 Коvero M.: l) Suomen vientiteollisuus. Helsinki, 1926; 2) Suomen Kotimarkkinateollisuus.Helsinki, 1928.
2 Sarvinen K. Vientiorganisation Kehitys Suomessa. Helsinki, 1943.
3 Koрнилов Г.Д. Русско-финляндские таможенные отношения в конце XIX -начале XX в. Л., 1971.
4 Ладыженский К. История русского таможенного тарифа. СПб., 1886. С.149.
5 Габричидзе Б.Н., Зубов В.В. Таможенная служба в Российской Федерации. М., 1993. С. 9.
6 Дусаев Р.Н. Уголовное уложение Великого княжества Финляндского. Л., 1988. С. 22.
7 См., напр.: Постановление о торговых сношениях Империи с Великим княжеством Финляндским от 17 июня 1835 г.//Собрание постановлений финляндских. СПб., 1902. Т. 1. С. 265-271.
8 Акты, относящиеся к политическому положению Финляндии. СПб., 1903.
9 ПСЗ 1-е. Т. 30. СПб., 1830. №00
10 Там же. № 22960.
11 Леонен Л.А. О характере русско-шведских отношений в XVIII - первой половине XIX в. // Скандинавский сборник. Вып.1. Таллин, 1956. С. 143.
12 Материалы по вопросу о таможенном законодательстве в Финляндии. СПб., 1905. С. 2.
13 РГИА. Ф. 1361. Оп.2. Ед.хр.26. Л.2.
14 Там же. Л.5-12.
15 Там же. Л.4-13.
16 Таможенный тариф Великого княжества Финляндского. Гельсингфорс. 1812. 17 Материалы по вопросу о таможенном законодательстве в Финляндии. С. 4.
18 Собpание постановлений финляндских. Т. 1. Приложения. С. 33-51.
19 Таможенный тариф Великого княжества Финляндского. Гельсингфорс. 1822.
20 Морозов П. Финляндия в торгово-промышленном отношении. СПб., 1895. С.63.
21 Собрание постановлений финляндских. Т. l. Приложения. С. 53-55, 59-60.
22 РГИА. Ф.13.61. Оп.2. Ед.хр.26. Л.47.
23 Собрание постановлений финляндских. Т. 1. С. 261.
24 РГИА. Ф.1361. Оп.2. Ед.хр.26. Л.37-41.
25 Собрание постановлений финляндских. Т. 1. С. 265-271.
26 Там же. С. 271.
27 Там же. С. 268.
28 Там же. Т. 2. СПб., 1903.
29 Беpндтс Э.Н. Краткий обзор финансов и финансового управления Великого княжества Финляндского. СПб., 1900. С. 168.
30 Собрание постановлений финляндских. Т. 2. Приложения. С. 7.
31 Там же. Т. 1.C. 3-8.
32 Там же. С. 9.
33 Там же.
34 Там же. С. 384-398.
35 Там же. Приложения. С. 145.
36 Там же. С. 350-384.



ОГЛАВЛЕНИЕ