ОГЛАВЛЕНИЕ

Юридическое образование в Федеративной Республике Германии: опыт организаций
№ 1
01.01.1992
Вершинин А.П.
Опыт Федеративной Республики Германии в сфере юридического образования интересен в силу ряда причин. ФРГ занимает центральное место в Европе и имеет тесные отношения с нашим государством; обучение немецких юристов проходит в условиях развитого рынка и широких международных связей; на наших глазах эти условия формируются в пяти новых землях ФРГ (на территории бывшей ГДР).
Систему юридического образования в ФРГ традиционно отличает основательное материально-техническое обеспечение, детальное правовое регулирование, четкая процедура и гибкая организация учебного процесса при самостоятельности студентов, сочетание академического и практического обучения. Вместе с тем существуют также проблемы, пути решения которых широко обсуждаются и реализуются в ходе мероприятий по реформе юридического образования. Рассмотрим эти вопросы подробнее.
На юридических факультетах к концу 80-х годов обучались свыше 80 тыс. студентов (ежегодно в них зачислялось более 12 тыс.). В настоящее время число юридических факультетов с учетом вновь создаваемых на территории бывшей ГДР приближается к четырем десяткам. Материально-техническое обеспечение юридических факультетов создает благоприятные возможности для учебного процесса. Факультеты располагают большим количеством аудиторий и кабинетов. Отдельные кабинеты имеют даже ассистенты профессоров. Кафедры располагают мощными компьютерами и собственными библиотеками. Техническую работу в библиотеках часто выполняют студенты за плату. На факультетах оборудованы компьютерные классы с учебными программами и связью с банком данных (о судебной практике, литературных источниках, действующем законодательстве) в Саарбрюккене. На факультетах функционируют копировально-множительные аппараты. Умеренная плата за пользование ими позволяет студентам обеспечить себя необходимым учебным материалом (учебники стоят недешево: от 30 марок — за краткое пособие до 200 марок— за комментарии к кодексам). Образование бесплатное. Дети малоимущих родителей получают стипендию в размере 600—700 марок. Комната в общежитии стоит около 200—250 марок (правда, мест в общежитиях хватает не всем).
Единство юридического образования на территории ФРГ обеспечивается федеральным Законом о статусе судей (Deutsches Richtergesetz). Дело в том, что пригодность к судейской службе является критерием работы по другим юридическим профессиям (нотариуса, адвоката, прокурора, юрисконсульта). Судьей же согласно Закону о статусе судей можно стать только при наличии высшего юридического образования, В законе указаны основные предметы и продолжительность учебы, условия практической стажировки и меры по контролю за успеваемостью (§ 5—5d). Специальные земельные Законы о юридическом образовании и сдаче экзаменов более детально регламентируют соответствующие отношения. Наконец, сами юридические факультеты университетов подробно определяют ход учебного процесса.
Тщательное правовое регулирование не ограничивает самостоятельности студентов. Оно обеспечивает свободное посещение занятий, широкий выбор дополнительных лекций и семинаров, специализацию по избранной тематике, возможность изменения места учебы (засчитываются даже 2—3 семестра обучения за границей). Наряду с этим создаются предпосылки для защиты прав студентов и преподавателей в этой области. В частности, административные суды иногда рассматривают споры по поводу зачисления абитуриента в университет, сдачи экзаменов студентом и т. п.
Зачисление на юридический факультет производится без экзаменов. Однако учитываются оценки, полученные на выпускных экзаменах в гимназиях. Это требуется в том случае, если количество абитуриентов превышает число мест в университете. Такое случается лишь в престижных университетах и университетах больших городов (например, Гамбурга). Традиционно юридическое образование является двухступенчатым. Оно состоит из университетской учебы и практической стажировки. Учеба в университете должна длиться как минимум три с половиной года. Однако фактически требуется, как правило, 8—10 семестров, т. е. 4—б лет, чтобы пройти весь университетский курс и сдать экзамен. Учеба на юридических факультетах разграничена на два отрезка: изучение основ нрава (1—4-й семестр) и углубленная подготовка (с 5-го семестра). В течение первых четырех семестров студентам предлагается прослушать курсы лекций по основным дисциплинам (гражданскому, уголовному и публичному праву). По этим курсам организуются также занятия о малых группах, где на конкретных примерах обсуждается лекционный материал.
Во время второго отрезка учебы происходит специализация студентов по различным отраслям и подотраслям права. Студентам предоставляется право выбора одного из 10—15 направлений, например, торгового права (включающего собственно торговое право, а также хозяйственное право, законодательство о ценных бумагах, основы частного страхования, основы авторского права, гражданский процесс, конкурсный процесс); процессуального и конкурсного права (где изучаются судебное разбирательство, исполнительное производство, конкурсный процесс, неисковые производства, необходимые понятия хозяйственной науки); международного частного и хозяйственного права (куда входит международное частное и процессуальное право, международное и европейское торговое и хозяйственное право, сравнительное право, необходимые понятия социологии) и т, д. Обучение ведется посредством лекций с малым количеством участников, коллоквиумов (с дискуссионной формой обсуждения проблем), семинаров (с устными или письменными рефератами). Проводятся также повторные курсы лекций с учетом специализации и экзаменационные курсы по подготовке к экзаменам.
Свободное посещение и выбор занятий сопровождаются контролем успеваемости студентов. Студентам предлагаются письменные упражнения (письменные работы по решению казусов). Студенты начальных курсов (до 4-го курса включительно) должны выполнить работы по трем основным курсам. По каждому курсу устраиваются контрольные работы (клаузуры) и выполняются домашние работы. Клаузуры проводятся в аудиториях и «под присмотром» преподавателей. На две из домашних работ отводится по одной неделе, а оставшаяся должна быть выполнена в течение нескольких недель в зимние или летние каникулы. В течение семестра предлагается по нескольку письменных упражнений. Оценка не ниже «удовлетворительно» по контрольной и домашней работам позволяет получить соответствующее свидетельство о прохождении начального курса. Три «малых» свидетельства являются предпосылкой обучения па старших курсах. В случае получения неудовлетворительных оценок студентам предоставляется возможность сделать повторные попытки до конца шестого семестра. На старших курсах студенты должны вновь успешно выполнить контрольные работы по трем основным курсам и одному специальному (на выбор). Получаемые в результате «большие» свидетельства служат «пропуском» на первый государственный экзамен.
За время учебы студенты должны также пройти практику. Ознакомительная практика (как минимум, 4 недели) должна быть пройдена в течение первых шести семестров. Во время нее студенты должны получить конкретное представление о профессии юриста (судьи, адвоката, юрисконсульта и т. д.). Организуют практику органы юстиции, а студенты должны своевременно подать соответствующие заявки. Углубленная практика (сроком 10 недель) проводится с учетом специализации и не ранее пятого семестра. Как и ознакомительную практику, ее проводят органы юстиции, заранее подробно оповещая юридические факультеты о содержании и целях проводимых в ее рамках мероприятий.
Первый государственный экзамен, который сдают выпускники университетов, проводится специальной экзаменационной службой юстиции при Высших судах земель. Эта служба подчинена президенту Высшего земельного суда. Она включает президента и экзаменаторов из числа практиков-юристов и профессоров университета. Члены экзаменационной службы назначаются на срок до трех лет, который может быть продлен. В связи с изменениями по месту основной работы (увольнением со службы, запретом на ведение адвокатской практики и т. д.) членство в комиссии прекращается досрочно. Для участия в экзамене студент должен направить в экзаменационную службу соответствующее прошение не позднее шести месяцев с момента окончания последнего семестра. Заявление также может быть принято в случае признания причин пропуска данного срока уважительными. К прошению прилагаются необходимые документы (автобиография, свидетельства и др.).
Государственный экзамен состоит из нескольких частей. Он начинается домашней работой. Работа должна показать, что выпускник способен к самостоятельным исследованиям, а также к принятию и составлению приговоров (решений). Задание может состоять в рассмотрении и разрешении судебного дела, анализе правотворческого процесса или исследовании научной темы. Экзаменующийся может выразить пожелания относительно вида заданий. Выбирает задание президент или член экзаменационной службы. Работа должна быть выполнена в шестинедельный срок и направлена в экзаменационную службу без указания имени ее автора, под определенным шифром. Кроме того, автор дает специальную расписку в том, что он выполнял работу без посторонней помощи.
После отправки домашней работы экзаменующийся должен выполнить четыре контрольные работы. На их выполнение ему отводится по пять часов в каждый из дней, когда они проводятся. Президент вновь определяет задание, а также пособия (вплоть до комментариев законов), которые разрешается использовать. Степень сложности работы, как указывается в законе, должна соответствовать отведенному на ее выполнение времени и предоставленным пособиям. Допущенные исправления в тексте должны быть оговорены, работа — подписана и запечатана в конверт. Работа сдается под тем же шифром, что и домашняя работа.
Письменные работы оцениваются по особой шкале, предусмотренной специальным федеральным Положением. В шкале соотносятся набранные баллы с итоговой оценкой работы. Каждая письменная работа проверяется двумя экзаменаторами. Предусматривается также, что экзаменаторы проверяют контрольные работы только по одной теме. Если суммы баллов у экзаменаторов отличаются не более чем на два, то берется средняя арифметическая величина. В случае большего расхождения экзаменаторы пытаются сблизить свои позиции либо решение принимает председатель комиссии по проверке контрольных работ. Оценка сообщается экзаменующемуся не позднее чем в двухнедельный срок до устного экзамена вместе с именами членов соответствующей экзаменационной комиссии.
Комиссия по устному экзамену состоит из четырех человек. Обязательно наличие как представителей университета, так и практических работников. На экзамен приглашаются не более 5 студентов. Каждый член комиссии до экзамена получает сообщение об оценках, полученных экзаменующимися за письменные работы, и имеет право ознакомиться с этими работами. Устный экзамен складывается из четырех частей. Проверяются знания по трем основным и специальному курсу. С каждым студентом проводится собеседование в течение часа. Студент имеет право пользоваться текстами законов. Экзамен проводится публично, поэтому часто присутствуют другие студенты, которым еще предстоит сдавать экзамен. После окончания экзамена проводится закрытое совещание комиссии, на котором согласуются оценки (голосование в комиссии проводится по правилам судейского совещания). В конечном итоге складываются все полученные студентом баллы (в том числе и за письменные работы) и подсчитывается средний балл. Содержание, ход устного экзамена и все расчеты оформляются протоколом. Лица, не сумевшие сдать экзамен, имеют право на повторную сдачу в течение одного года. Насколько труден и серьезен экзамен, показывает количество «провалившихся». Их обычно бывает не менее 20—30% от общего числа сдававших.1
После сдачи первого государственного экзамена, который именуется как «референдар-экзамен», выпускники зачисляются на подготовительную службу (референдариат). Заявление о зачислении на службу рассматривается президентом Высшего земельного суда и может быть отклонено лишь по известным основаниям (медицинские противопоказания, осуждение к лишению свободы на срок не менее одного года и др.). Для руководства референдариями при президенте Высшего земельного суда создается специальная комиссия. Референдарии объединяются в рабочие группы, которыми руководят в основном практические работники. Вместе с тем референдарии считаются государственными служащими, проходят стажировку в соответствующих учреждениях и получают жалование.
Практическое образование длится два с половиной года. В течение двух лет референдарий должен пройти обязательную стажировку в ряде учреждений (четыре месяца в прокуратуре или суде по уголовным делам, четыре месяца в суде по гражданским делам (1-я инстанция), семь месяцев в административных органах, пять месяцев у адвоката, четыре месяца в суде 2-й инстанции по гражданским делам). Стажировка в указанных учреждениях может быть сокращена по заявлению референдариев с целью прохождения стажировки в других судебных органах (трудовых, административных судах). Полгода референдарию предоставляется для стажировки в выбранном им учреждении. За время референдариата стажеры получают разнообразные практические навыки. Для этого им предоставлены достаточно широкие права, например, они могут присутствовать в совещательной комнате при вынесении судебного решения (это специально регламентировано в законе о судоустройстве). Углубление научной подготовки происходит в процессе обсуждения применения законодательства в рабочих группах. По окончании стажировки референдарии получают удостоверение в каждом из учреждений. В удостоверениях отмечаются содержание стажировки и успеха референдария согласно шкале успеваемости.
После окончания референдариата необходимо сдать второй государственный (асессорский) экзамен. Он включает выполнение письменных работ и устный экзамен. Письменные работы состоят из домашнего задания и контрольных работ (в некоторых землях ФРГ практикуются только контрольные работы). Всего в ходе письменного экзамена выполняется до 12 работ, однако при получении удовлетворительных оценок может оказаться достаточным двух-трех работ. Кроме собеседования на устном экзамене предлагается сделать доклад по делу на основании документов, предоставленных за несколько дней до экзамена. Ход и первого, и второго экзамена, а также их оценка в основном совпадают.
Среди недостатков своего образования юристы ФРГ часто называют такие, как чрезмерная длительность университетской учебы и практической стажировки (от 9 до 11 лет), оторванность от практики, перегруженность обязательными предметами, необъятный круг экзаменационных требований без четкого закрепления их в законе, отрыв юридической техники от социальной проблематики, уклон в сторону подготовки судей без учета других специальностей.2 Некоторые проблемы обостряются и приобретают скандальный характер.
Так, длительность образования увеличивается ввиду того, что государственные службы (иногда вследствие бюрократической волокиты) не могут сразу обеспечить всех сдавших первый экзамен местом в референдариате. Ждать стажировку чаще всего приходится по объективным причинам, в крупных городах, в частности, ввиду «наплыва» туда референдариев из других мест. Например, в Гамбурге па это уходит почти два года.3 Соблюдение таких формальностей при написании домашней работы, как заверение о том, что она будет исполнена без посторонней помощи, приводит к тому, что многие юристы начинают свою карьеру со лжи. Как показывают исследования, до 70% работ выполняются с помощью более опытных коллег, а 5—10% процентов студентов просто покупают домашние работы (на «рынке» они стоят немало— 10—15 тыс. марок).4 Широта экзаменационных требований порождает у студентов панический страх перед экзаменами. Студенты отодвигают эту процедуру (не «идут» па экзамен), что увеличивает длительность учебы. Узнавая состав экзаменаторов, студенты пытаются выяснить круг их «любимых» экзаменационных вопросов. В этом случае свободный рынок также способен удовлетворить ищущих. Находятся «предприниматели», которые готовы представить протоколы экзаменов у определенных экзаменаторов за несколько прошлых лет (не бесплатно, конечно).
Кроме широкого обсуждения проблем юридического образования па протяжении последних двадцати лет в обществе предпринимаются практические меры по его улучшению. Так, в течение последних пяти лет была решительно проведена компьютеризация юридических факультетов. Как правило, компьютер имеется на каждой кафедре. Кроме того, на факультетах оборудованы компьютерные классы. Дополнительные ассигнования выделяются для расширения системы референдариата. Совершенствуется законодательство, регламентирующее юридическое образование. Расширяется выбор факультативных предметов, делаются попытки улучшить контроль за успеваемостью. Например, увеличивается количество контрольных работ за счет уменьшения числа домашних.
Особого внимания заслуживает беспрецедентная реформа юридического образования, которая берет свое начало с 1969 г., когда на съезде юридических факультетов было принято решение о внедрении в систему образования новой модели обучения. К середине 70-х годов в 8 университетах были созданы параллельные юридические факультеты. Обучение на них отличалось усилением философской и социальной проблематики в правовых дисциплинах, а также сокращением времени учебы до 6 лет. Поскольку практическое обучение первоначально включалось в курс университетского образования, эта модель юридического образования была одноступенчатой. Новые факультеты меньше традиционных (по количеству преподавателей и студентов).
За прошедшие годы новая модель обучения не получила приоритета. Более того, часто раздавались голоса, критически оценивающие ее опыт. Например, отмечалось, что выпускники новых факультетов имеют слабую практическую подготовку (особенно в области гражданского и хозяйственного права). За приверженность идеологии и социологии новые факультеты стали иронически называть «кузницей кадров», В 1984 г. к Закону о статусе судей была принята новая поправка, в силу которой узаконивалась обязанность прохождения референдариата всеми выпускниками университетов. В результате новая модель превратилась в двухступенчатую и потеряла свое преимущество по срокам обучения. Однако, несмотря на критику и изменение законодательства, реформированная модель юридического образования на отдельных факультетах сохраняется. Таким образом, реформа в области юридического образования в ФРГ имеет широкое поле для поисков, но не разрушает традиционной, «классической» формы обучения.
В конце 80-х — начале 90-х годов дискуссии о реформе юридического образования развернулись с новой силой.5 Этому есть ряд причин. В частности, в условиях объединения Европы возникает конкуренция со стороны юристов (прежде всего адвокатов) других стран — членов Европейского Сообщества. Дело в том, что ни в одной другой европейской стране фактическая длительность обучения не достигает 9—11 лет, как в Германии.13
Новые проблемы возникли в связи с вхождением в Федеративную Республику Германии ГДР. В университетах ГДР (при населении 18 млн чел.) было лишь четыре юридических факультета, на которых в 1990 г. обучались всего 1600 студентов.7 Предполагается, что дефицит юристов в новых землях должен восполняться за счет создания новых юридических факультетов в бывшей ГДР (например, в Ростоке), но главным образом посредством увеличения количества студентов в университетах ФРГ (предположительно на 20—24 тыс. мест).8
Наконец, потребность в реформе государственной системы юридического образования постоянно ощущается в силу успешной деятельности частных фирм, занимающихся репетиторством. Несмотря па приличную плату (1—4 тыс. марок), многие студенты (до 70% от общего числа) берут полугодовые и годовые курсы уроков (около 7 час. в неделю) у репетиторов, чтобы восполнить пробелы академического образования.9
Все эти обстоятельства воспринимаются юристами как основания новой реформы юридического образования, которая должна сократить сроки обучения, объединить его модели и более рационально связать академическую и практическую учебу.
1 Vorlesungskommentar des Fachbereichs Rechtswissenschaft 1. Sommer semestr—1990 / Red. K. Dziadek. Hamburg, 1990. S. 14.
2 См., напр.: Ott С. Reform der Juristenausbildung muss erneut gewagt werden //Uni HH. 1990, № 1. S. 37—38.
3 H. S. Hanburgs Juristen — Nachwuchs siet alt aus//Hamburger Abendblatt. 1990, № 191. S. 15.
4 Viele Juristen beginnen ihre Karriere offenbar mit einer Luge//Frankfurter Rundschau. 1990. 16-te Januar.
5 См., напр.: Henning K. Zur Reform der Juristenausbildung//Deutsche Richterzeitung. 1990, № 9. S. 326—333.
6 Staats J.-F. Die Juristenasbildung in den Mitgliedstaaten der EG//Deutsche Richterzeitung. 1990, № 5. S. 193—194.
7 См.: Pfeiffer C. Der schwierige Weg zur Rechiseinheil//Deutsche Richterzeitung. 1990, Nr. 4. S. 150.
8 Kali W. Vorschlage zur Reformierung der juristischen Austrildung//Deutsche Richterzeitung. 1990, № 9. S. 337.
9 Тeures Unternehmen: Juristische Repetitorien // Uni Berufswahl — Magazin. 1990. N 4. S. 23.



ОГЛАВЛЕНИЕ