ОГЛАВЛЕНИЕ

О некоторых вопросах финансово-правового регулирования выпуска и обращения государственных ценных бумаг
№ 6
04.12.1995
Синюгин В.Ю.
Любой ценной бумаге свойственны определенные признаки: во-первых, это документ, имеющий материальную ценность в силу закрепленного в нем права, для реализации которого необходимо предъявить бумагу; во-вторых, это строго формальный документ, имеющий юридическую силу только при соблюдении обязательных реквизитов; в-третьих, это документ, обладающий способностью к обращению (транзитивностью); в-четвертых, это документ, обладающий свойством публичной достоверности;1 в-пятых, это документ, существование которого возможно на бумажном носителе либо на электронном носителе (в безбумажной форме) — в виде записи на лицевом счете.
Государственные ценные бумаги являются самостоятельным видом ценных бумаг. Большинство из них имеют долговой характер, т.е. государство, выпуская цепные бумаги, выступает в роли заемщика, принимает на себя обязанности по обслуживанию государственного долга, а владелец ценной бумаги приобретает право предъявить ее для погашения в установленном порядке. Вопросы государственных долговых ценных бумаг тесно связаны с проблемами государственного кредита как формы использования финансовых ресурсов государства. Одной из форм государственного кредита являются государственные займы, которые могут заключаться путем выпуска и размещения государственных облигаций.2
В данной работе рассматриваются вопросы правового регулирования государственных ценных бумаг с позиций финансового права. Подходы к определению понятия государственной ценной бумаги следует искать прежде всего в исследованиях, посвященных проблемам государственных займов.
В XIX в. государственный кредит в России рассматривался в качестве источника покрытия чрезвычайных расходов (например, на финансирование военных действий).3 Позднее появились новые черты: привлеченные средства направлялись на капитальные вложения, вводилась публичность в государственном финансовом хозяйстве, государственный кредит перестал быть связанным с личностью главы государства, появилось деление займов на части и оформление этой части бумагой — облигацией. Облигация определялась как долговое обязательство (на предъявителя или именное) с указанием условий оплаты известного процента на занятый капитал, а иногда и условий возврата самого капитала, если заем погашаемый.4
Проблема ответственности государства перед держателями облигаций проявилась несколько позже. В середине 20-х годов XX в. В. Н. Твердохлебов пришел к выводу, что «государство не может быть юридически принуждено к уплате долгов; его обязательства имеют „моральный", а не правовой характер, во всяком случае по отношению к собственным подданным — кредиторам».5 Этот вывод в дальнейшем нашел свое подтверждение на практике, когда постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 апреля 1957 г. «О государственных займах, размещаемых по подписке среди трудящихся Советского Союза»,6 была произведена отсрочка - погашения облигаций на 20 лет. В современный период моральный характер ответственности по государственным облигациям представляется спорной чертой государственного кредита. Поэтому и сегодня нельзя полностью исключить возможность отказа государства от уплаты по долговым обязательствам. В связи с этим актуальность приобретают вопросы разработки механизма ответственности государства за неисполнение обязательств по государственным ценным бумагам, а также вопросы обеспечения исполнения обязательств по ценным бумагам со стороны государства.
Профессор С. Д. Цыпкин в 1977 г. обратил внимание на то, «что отношения, возникающие при выпуске государственных займов, регулируются финансовым правом и отличаются от отношений, складывающихся на основе договора займа, регулируемого нормами гражданского права».7 В качестве кредитора государства автор рассматривал население страны.
В последние годы сфера гражданско-правового регулирования расширяется, государство все чаще выступает в качестве равноправного участника гражданских правоотношений, что нашло отражение в Гражданском кодексе РФ (глава 5 «Участие РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством»).8 В соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ «к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством».9 Таким образом, появилась проблема разграничения гражданского и финансового законодательства при регулировании отношений по выпуску, обращению и погашению государственных ценных бумаг.
Подходы к решению поставленных вопросов необходимо искать в современном законодательстве о ценных бумагах. Впервые на уровне закона в Российской Федерации понятие ценной бумаги дано в ГК РФ. Статья 142 ГК РФ определяет, что «ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление и передача которых возможны только при его предъявлении».10 Предусмотрено также исключение: для осуществления права по ценной бумаге в ряде ситуаций не обязательно предъявление самой ценной бумаги. В соответствии со ст. 149 ГК РФ «в случаях, определенных законом или в установленном им порядке»,11 допускается фиксация права, удостоверяемого ценной бумагой в бездокументарной форме с помощью средств электронно-вычислительной техники. Таким образом, отпадает необходимость предъявлять непосредственно ценную бумагу для осуществления права по ней. Достаточно подтвердить принадлежность ценной бумаги определенному владельцу. Подтверждение производится путем выдачи документа, свидетельствующего о наличии ценных бумаг (выписки со счета, выписки из реестра). Это значительно упрощает обращение ценных бумаг и дает новые возможности для развития рынка ценных бумаг.
До принятия нового ГК РФ понятие ценной бумаги встречалось в основном в подзаконных нормативных актах. Так, Положение о ценных бумагах, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. № 590, рассматривало ценные бумаги как «удостоверяющие право владения или отношения займа денежные документы, определяющие взаимоотношения между лицом, выпустившим эти документы, и их владельцами и предусматривающие, как правило, выплату дохода в виде дивидендов или процентов, а также возможность передачи денежных и иных прав, вытекающих из этих документов, другим лицам».12
Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденное Постановлением Правительства РСФСР 28 декабря 1991 г. № 78, значительно упростило понятие ценной бумаги, определив ее как «денежный документ, удостоверяющий имущественное право или отношение займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ».13 В этом Положении акта было установлено, что ценные бумаги могут существовать не только в форме обособленных документов, но и в виде записей на счетах.
Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик в 1991 г. определяли ценную бумагу как «документ, удостоверяющий имущественное право, которое может быть осуществлено только при предъявлении подлинника этого документа» (ст. 31 Основ).14 С вступлением в действие нового ГК РФ глава 4 Основ — «Ценные бумаги»— не применяется на территории Российской Федерации.
Еще одно определение понятия ценной бумаги дано в Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»: «Ценные бумаги в валюте РФ — платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в рублях».13 К понятию валютных ценностей Закон откосит также и «ценные бумаги в иностранной валюте—платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте».16
Особенностью современного российского законодательства является отсутствие специального финансово-правового акта, рассматривающего правовой статус государственных ценных бумаг, а понятие ценной бумаги развивается преимущественно в гражданско-правовых актах. Источниками правового регулирования выпуска и обращения государственных ценных бумаг являются подзаконные акты, определяющие условия выпуска отдельных видов бумаг. Предполагается, что Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» будет комплексно рассматривать вопросы государственных, муниципальных и частных ценных бумаг.
На основе анализа действующего законодательства выделим свойства государственной ценной бумаги:
— это документ целевого назначения, выпускаемый уполномоченным органом исполнительной власти, в порядке, определяемом федеральным законодательством;
— это документ, оформляемый в виде записи на счете или на бланке установленной формы;
— это документ, подтверждающий имущественное право держателя бумаги, а также принятое на себя государством обязательство, которое подлежит исполнению, по общему правилу, в установленном при выпуске порядке;
— отношения, связанные с выпуском и обращением государственных ценных бумаг, регулируются финансовым правом на основе метода властных предписаний, а также в случаях, предусмотренных законодательством — гражданским правом на основе равенства сторон;
— это документ, подлежащий обращению на территории РФ и погашению в соответствии с установленными при выпуске правилами.
Государственной ценной бумаге присущи общие признаки ценной бумаги с учетом ряда особенностей. Так эмитентом государственной ценной бумаги может быть лишь уполномоченный государственный орган. Государственные ценные бумаги удостоверяют только имущественные права.
Государственные федеральные ценные бумаги следует отграничивать от цепных бумаг субъектов Федерации и органов местного самоуправления по следующим критериям:
— эмитент государственной ценной бумаги — это всегда государственный федеральный орган, эмитентом ценной бумаги субъекта Федерации является соответствующий орган субъекта Федерации;
— только Федерация может выпускать приватизационные ценные бумаги для использования в качестве средства платежа при приватизации объектов федеральной собственности;17
— выпуск ценных бумаг субъектов Федерации и органов местного самоуправления подчиняется правилам регистрационного режима, установленного Федерацией, непосредственно в Министерстве финансов РФ, а федеральные ценные бумаги не подлежат государственной регистрации;
— Федерация имеет право осуществлять выпуск ценных бумаг для любых целей, в том числе для покрытия дефицита бюджета, а субъекты Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со ст. 12 Закона РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов органов представительной и исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москва и Санкт-Петербург и органов местного самоуправления»18 могут выпускать займы на инвестиционные цели. Однако в последнее время все чаще осуществляются выпуски региональных займов в целях покрытия дефицита бюджета субъекта Федерации.19 Такую практику следует рассматривать как нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
До 1994 г. российское законодательство рассматривало в качестве государственных ценных бумаг те, которые выпускались Правительством СССР и РФ. После принятия Конституции РФ 1993 г. наметилась тенденция к приданию статуса государственных ценным бумагам субъектов Федерации. Органы власти субъектов Федерации, входящие в систему государственной власти, начали самостоятельно выпускать ценные бумаги, именуя их государственными (например, постановление Областной думы Челябинской области «О выпуске в обращение государственных облигаций Челябинской области» и т. д.).20 Министерство финансов РФ при регистрации проспектов эмиссии облигаций фактически допускало возможность приравнивания их к федеральным ценным бумагам,21 что породило ряд конфликтов в части применения налоговых льгот для ценных бумаг субъектов Федерации.
Попытка разрешить возникшую коллизию на основе конституционных норм (ст. 11, 65, 77 Конституции РФ) была предпринята Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ в постановлении № 1 от 5 мая 1995 г. «О ценных бумагax органов исполнительной власти субъектов Федерации РФ».22 Федеральная комиссия воспользовалась правом давать разъяснения по применению законодательства о ценных бумагах, а также квалифицировать ценные бумаги и определять их виды в соответствии с законодательством Российской Федерации и в Постановлении предусмотрела, что к ценным бумагам субъектов Федерации применяются налоговые льготы, установленные для федеральных бумаг. Однако основной вопрос о соотношении ценных бумаг Федерации и ее субъектов так и не был решен.
Очевидно, законодательно следует закрепить существование двух видов государственных ценных бумаг: ценных бумаг Федерации и ее субъектов, а также определить правовой статус каждого вида. От решения этого вопроса будет зависеть предоставление налоговых льгот, а значит, и размер доходов федерального бюджета, и ответственность Федерации по обязательствам субъектов Федерации. Пока, согласно действующему законодательству, к государственным ценным бумагам можно в полной мере отнести лишь ценные бумаги Федерации. В США, например, к государственным обязательствам относят и ценные бумаги местных властей, а также акции, выпускаемые государственными корпорациями.23
Муниципальные ценные бумаги в России отличаются от ценных бумаг Федерации и субъектов Федерации тем, что их эмитентами являются органы местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной власти.24 Муниципальные долговые ценные бумаги образуют самостоятельную систему муниципального кредита. Они занимают промежуточное положение между государственными и корпоративными ценными бумагами.
Государственные ценные бумаги также следует отграничивать от корпоративных (частных) ценных бумаг по следующим признакам:
— эмитент государственной ценной бумаги — это всегда государственный орган, а эмитент корпоративной бумаги — это орган управления корпорацией или иной негосударственный орган;
— государству и корпорациям присущи определенные правомочия на выпуск ценных бумаг, связанные с правовой природой этих субъектов, — только государство может выпускать приватизационные ценные бумаги, прерогативой корпораций является выпуск долевых ценных бумаг (акций);
— отношения по выпуску государственных ценных бумаг регулируются преимущественно финансовым правом, а отношения по выпуску и обращению корпоративных бумаг — преимущественно гражданским правом;
— государственные ценные бумаги являются срочными, корпоративные бумаги могут выпускаться без ограничения срока обращения;
— государство имеет право осуществлять выпуск ценных бумаг для любых целей, в том числе для покрытия дефицита бюджета, а корпорации не имеют права осуществлять выпуск ценных бумаг для покрытия убытков.
Государственную ценную бумагу характеризуют следующие основания, условия и параметры выпуска.
1. Основание выпуска — это решение уполномоченного государственного органа (например, Правительства РФ) о выпуске в обращение государственных ценных бумаг или выдаче разрешения на такой выпуск. Этим же решением могут быть утверждены Условия выпуска бумаг, в которых описываются конструктивные особенности выпуска. Утверждение Условий может быть делегировано иному государственному органу.
2. Условия выпуска — это нормативно-правовой акт, издаваемый уполномоченным государственным органом (например, Министерством финансов РФ) в соответствии с основанием выпуска, содержащий параметры эмитируемого выпуска ценных бумаг. При выпуске ценных бумаг субъектов Федерации утверждается документ, содержащий существенные условия выпуска, именуемый Проспектом эмиссии ценных бумаг.
3. Параметры выпуска — это совокупность данных об эмитируемых ценных бумагах, в том числе:
— наименование эмитента — государственного органа, непосредственно осуществляющего выпуск ценных бумаг в обращение;
— тип (вид) ценных бумаг — облигации, обязательства и т. д.;
— цель выпуска — покрытие дефицита бюджета, осуществление целевых программ и т. д.;
— объем выпуска — в рублях, в иных единицах с разбивкой по сериям;
— номинальная стоимость одной бумаги — в рублях, в иных единицах;
— форма выпуска бумаг — наличная, в виде записей на счетах;
— срок обращения выпуска — в днях, месяцах, годах;
— порядок идентификации владельца — по предъявлению бумаги, по названному в ценной бумаге лицу;
— порядок первичного размещения ценных бумаг;
— ограничения на приобретение ценных бумаг;
— наличие обеспечения выпускаемых ценных бумаг;
— форма и порядок выплаты дохода по ценной бумаге — проценты, дисконт, выигрыш и т. д.;
— особенности налогообложения доходов по ценной бумаге;
— порядок обращения ценных бумаг;
— порядок погашения ценных бумаг;
— характер ответственности эмитента за неисполнение обязательств по ценной бумаге.
На основе проведенного анализа может быть предложено следующее определение понятия государственной ценной бумаги. Государственная ценная бумага — это срочный обращаемый документ преимущественно долгового характера, выпущенный уполномоченным государственным органом в виде записи на счете или на бланке установленной формы, удостоверяющий имущественное право, осуществление которого производится, как правило, на условиях и в порядке, устанавливаемых при выпуске ценной бумаги.
Классификация государственных ценных бумаг может быть проведена по следующим основаниям: 1) по характеру идентификации владельца; 2) по целевому назначению бумаг; 3) по форме выпуска; 4) по статусу владельца; 5) по характеру размещения; 6) по сроку обращения; 7) по характеру получения дохода.
1. По характеру идентификации:
— именные бумаги, права по которым принадлежат лицу, названному в ценной бумаге (например, казначейские обязательства);
— предъявительские бумаги, права по которым принадлежат предъявителю бумаги (например, приватизационные чеки);
— ордерные бумаги, права по которым принадлежат лицу, названному в ценной бумаге, которое также имеет право назначить своим распоряжением другое уполномоченное лицо (например, облигации внутреннего государственного займа РСФСР 1991 г.).
2. По целевому назначению:
— долговые бумаги, предусматривающие образование задолженности бюджета в результате заимствования денежных средств у физических или юридических лиц (например, государственные краткосрочные облигации);
— расчетно-долговые бумаги, предусматривающие погашение задолженности бюджета, образовавшейся не в результате заимствования денежных средств, а в результате иных событий, в том числе в результате принятия обязательств в порядке правопреемства (например, облигации валютного займа, казначейские обязательства);
— приватизационные бумаги, реализующие механизмы разгосударствления (например, приватизационные чеки);
— иные бумаги (например, государственные жилищные сертификаты, целевые чеки).
3. По форме выпуска:
— бумаги, выпущенные в наличной форме, — на бланке установленной формы (например, приватизационные чеки);
— бумаги, выпущенные в безналичной форме, — в виде записи на счете (например, государственные краткосрочные облигации).
4. По статусу владельца — в зависимости от устанавливаемых ограничений:
— бумаги, которые могут приобретать любые физические и юридические лица (например, приватизационные чеки);
— бумаги, которые могут приобретать только российские физические и юридические лица (например, казначейские обязательства);
— бумаги, которые могут приобретать только юридические лица (например, облигации внутреннего валютного облигационного займа);
— бумаги, которые могут приобретать только физические лица (например, облигации государственного 3%-ного выигрышного займа 1982 г.).
5. По характеру размещения:
— бумаги, размещаемые добровольно (например, государственные краткосрочные облигации);
— бумаги, размещаемые в принудительном порядке, без предоставления приобретателю бумаги возможности выбора (например, облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа).
6. По сроку обращения:
— краткосрочные бумаги — со сроком обращения до 1 года (например, казначейские обязательства);
— среднесрочные ценные бумаги — со сроком обращения от 1 года до 5 лет (например, приватизационные чеки);
— долгосрочные ценные бумаги — со сроком обращения от 5 до 30 лет (например, облигации внутреннего государственного валютного займа).
7. По характеру получения дохода:
— процентные бумаги, по которым доход образуется в виде процентов, начисляемых на номинал ценной бумаги (например, облигации внутреннего государственного займа 1991 г.);
— дисконтные бумаги, по которым доход образуется в результате разницы от продажи ценной бумаги ниже номинала, а погашения — по номиналу (например, государственные краткосрочные облигации);
— выигрышные, приносящие доход в виде выигрыша при участии в тиражах (например, облигации российского внутреннего выигрышного займа 1992 г.);
— целевые, не приносящие дохода в виде процентов или дисконта, но предусматривающие возможность осуществления иного имущественного права (например, государственные жилищные сертификаты).
Подходы к решению вопроса о соотношении финансового и гражданского законодательства при регулировании отношений в области выпуска и обращения государственных ценных бумаг могут быть найдены на основе выделения субъектного состава участников рассматриваемых отношений на различных стадиях выпуска и обращения государственных ценных бумаг и анализа возникающих при этом правоотношений.
На стадии принятия решения о выпуске государственных ценных бумаг уполномоченный орган государства путем властных предписаний определяет основные условия и параметры выпуска. Так, Федеральное Собрание РФ, принимая бюджетный закон, санкционирует покрытие дефицита бюджета за счет выпуска долговых обязательств. На основе бюджетного закона Правительство принимает решение о выпуске конкретного вида долговых обязательств. Как видим, налицо отсутствие элементов диспозитивности. Данные правоотношения регулируются финансовым и административным правом.
На стадии размещения государственных ценных бумаг участниками правоотношений являются эмитент (государственный орган), посредник (например, уполномоченный банк при выпуске государственных краткосрочных облигаций) и приобретатель ценной бумаги. Посредник и приобретатель наделены достаточной свободой выбора при принятии решения о вступлении в отношения государственного кредита. С уходом в прошлое займов, размещаемых принудительно, на данной стадии все отчетливее проявляется договорный характер отношений сторон. Это положение нашло закрепление в ст. 75 Конституции РФ, установившей, что государственные займы «размещаются на добровольной основе».25
На стадии обращения государственные ценные бумаги могут выступать в виде объекта гражданского оборота. Сторонами правоотношений при этом являются покупатель и продавец ценной бумаги, осуществляющие сделки с государственными ценными бумагами на вторичном рынке на основе равенства сторон. В качестве покупателя на вторичном рынке может выступать само государство. Вместе с тем государство может предусматривать ограничения на обращение государственных ценных бумаг.
На стадии погашения участниками правоотношения являются эмитент, посредник (если имеется) и владелец ценной бумаги. По субъектному составу и характеру правоотношений эта стадия имеет сходство со стадией размещения государственных ценных бумаг. Однако если на стадии размещения приобретатель бумаги обладает практически неограниченными возможностями при принятии решения о приобретении ценной бумаги, то на стадии погашения держатель ценной бумаги в значительной степени зависим от воли государства.
Вступив в отношения государственного кредита, владелец ценной бумаги оказывается в заведомо неравных условиях по отношению к другой стороне — государству, так как к финансовым отношениям гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Государство вправе распространить гражданское законодательство на отношения государственного кредита, а может не делать этого. Так, например, Федеральным законом РФ «О государственных долговых товарных обязательствах» прямо предусмотрено, что государственные долговые товарные обязательства, названные в Законе, «подлежат исполнению надлежащим образом в соответствии с нормами действующего Гражданского кодекса РФ».26 Тем самым гражданское законодательство распространено только на стадию погашения этих обязательств.
В настоящее время выпускается ряд государственных ценных бумаг (например, казначейские обязательства), которые вообще не упоминаются в ГК РФ в качестве отдельного вида ценных бумаг. Таким образом, отношения, связанные с выпуском и обращением казначейских обязательств, практически не регулируются гражданским законодательством.
Отношения по выпуску, размещению, обращению и погашению государственных ценных бумаг регулируются преимущественно финансовым законодательством, а к отношениям по размещению, обращению и погашению государственных ценных бумаг может применяться гражданское законодательство.
Важную роль в характеристике понятия государственной ценной бумаги играет налоговый режим, связанный с выпуском, обращением и погашением государственных ценных бумаг. Практика налоговых льгот в этой сфере широко распространена во всем мире. В Российской Федерации отсутствует единый подход к вопросу налогового режима для государственных ценных бумаг. Иногда судьба налоговых льгот зависит от ведомственных инструкций и разъяснений, осуществляющих толкование законодательства (например, так случилось с государственными краткосрочными облигациями, когда от позиции Министерства финансов и государственной службы полностью зависел вопрос предоставления льгот при налогообложении дохода по облигациям в виде дисконта).
При определении налогового режима на практике возникает проблема соотношения федеральных ценных бумаг, бумаг субъектов Федерации и органов местного самоуправления, так как в современном законодательстве отсутствует единый подход к данной проблеме. В налоговом законодательстве необходимо уточнить порядок предоставления льгот. Льготы по государственным ценным бумагам распространяются на бумаги субъектов Федерации и местного самоуправления только при непосредственном указании в налоговом законе. Четкий и продуманный налоговый режим, закрепленный на уровне законодательных актов, должен стать рычагом для развития рынка государственных ценных бумаг.
В силу того, что основными покупателями государственных долговых ценных бумаг в настоящее время являются банки, существует возможность воздействовать на покупательную способность банков через систему экономических нормативов и резервных требований, устанавливаемых Центральным банком РФ для коммерческих банков. Законодательно следует рассмотреть вопрос о зачете государственных ценных бумаг в качестве обязательных резервов для коммерческих банков.
Проблема ответственности государства за ненадлежащее исполнение обязательств по государственной ценной бумаге требует рассмотрения вопроса о введении гарантий при выпуске государственных ценных бумаг, в том числе посредством залога федеральной собственности. Необходимо также разработать на уровне Федерального закона механизмы, на основе которых ответственность государства по своим долговым обязательствам перейдет из категории «моральной» в категорию правовую. Так, в случае неисполнения обязательств возмещение может быть получено в виде обращения взыскания на заложенное государственное имущество на основе решения суда. В Хабаровском крае уже разработан порядок предоставления краевой собственности в качестве залога при выпуске ценных бумаг.27
Еще один аспект рассматриваемого вопроса связан с разработкой и установлением ответственности за правонарушение в сфере выпуска и обращения государственных ценных бумаг. В связи с этим выделим следующие категории субъектов нарушений и оснований ответственности:
— должностные лица эмитента ценных бумаг — в случаях нарушения условий выпуска и обращения, а также исполнения обязательств по ценной бумаге;
— владельцы ценных бумаг — при нарушении условий обращения ценных бумаг (например, вывоз за пределы Российской Федерации ценных бумаг, запрещенных к перемещению за границу);
— иные лица — при совершении противоправных деяний, препятствующих нормальному функционированию системы выпуска и обращения государственных ценных бумаг (например, уголовная ответственность физических лиц за подделку государственных ценных бумаг).
В современных условиях необходима разработка новых эффективных механизмов ответственности за правонарушения в сфере выпуска и обращения государственных ценных бумаг. В проекте нового Уголовного кодекса РФ впервые предлагается установить ответственность за злоупотребления при выпуске ценных бумаг.28 Кроме того, следует предусмотреть административную ответственность за злоупотребления при выпуске ценных бумаг, а также административную и уголовную ответственность за нарушение условий обращения и погашения ценных бумаг.
Таким образом, государственные ценные бумаги в силу присущих им особенностей следует выделить в отдельный объект правового регулирования. Вопросы выпуска и обращения государственных ценных бумаг должны быть включены в Федеральные законы «О государственных ценных бумагах» или «О рынке ценных бумаг». Это необходимо для определения ответственности государства как эмитента ценных бумаг и укрепления доверия инвесторов к государственным ценным бумагам.
* Аспирант Санкт-Петербургского государственного университета.
1 Агарков М. М. Основы банковского права. Учение о ценных бумагах. М., 1994; Белов В. А. Ценные бумаги: вопросы правовой регламентации. М., 1992; Крашенинников Е. А. О легальных определениях ценных бумаг // Правоведение. 1992. № 4.
2 Озеров И. X. Основы финансовой науки. Вып. 2. М., 1910. С. 213; Твердохлебов В. Н. Государственный кредит. Л., 1928. С. 31; Цыпкин С. Д.
1) Правовое регулирование государственного кредита в СССР. М., 1956. С. 4.
2) Правовое регулирование государственного кредита в СССР. М., 1977; Артемов Н. А. Правовое регулирование государственного кредита в СССР. М., 1988. С. 12; Бойко Т. С. Правовое регулирование государственного внутреннего кредита в Республике Беларусь. Минск, 1992.
3 Озеров И. X. Основы финансовой науки. Вып. 2. М., 1910.
4 Там же.
5 Твердохлебов В. Н. Государственный кредит, С- 5.
6 СП СССР. 1957. № 5. Ст. 53.
7 Цыпкин С. Д. Правовое регулирование государственного кредита в СССР. М., 1977. С. 58.
8 Ведомости Федерального Собрания РФ. 1994. № 16. Ст. 667.
9 Там же. 10 Там же.
11 Там же.
12 СП СССР. 1990. № 15. Ст. 82.
13 Там же. 1992. № 5. Ст. 26.
14 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 26. Ст. 733.
15 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992, № 45. Ст. 2542.
16 Там же.
17 В то же время в Республике Татарстан в нарушение федерального законодательства был произведен выпуск специальных платежных средств — именных приватизационных чеков номиналом в 30 тыс. рублей для участия в приватизации.
18 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 18. Ст. 635.
19 Муниципальные займы // Экономика и жизнь. 1995. № 49.
20 Коммерсантъ-Дейли. 1995. 12 янв.; Иванов И., Поляков М. Петербургские облигации станут государственными // Коммерсантъ-Дейли. 1995. 17 февр.; Орлов В. В Нижнем Новгороде выпускают свой государственный заем // Российские вести. 1994. 17 марта.
21 Минфин и региональные займы // Коммерсантъ-Дейли. 1995. 8 февр.
22 Российская газета. 1995. 26 июля.
23 Миловидов В. Рынки государственных обязательств (опыт США) // Финансовая газета. 1993. № 18—19.
24 Конституция РФ. М., 1993.
25 Там же.
26 Собрание законодательства РФ. 1995. № 23. Ст. 2171.
27 В Хабаровском крае создан залоговый фонд // Коммерсантъ-Дейли. 1996. 20 янв.
28 Гаухман Я. Д., Максимов С. В. Уголовно-правовая охрана финансовых сфер: новые виды преступлений и их квалификация. М., 1995.



ОГЛАВЛЕНИЕ