ОГЛАВЛЕНИЕ

Понятие коммерческого законодательства
№ 1
01.01.1993
Попондопуло В.Ф.
Коммерческое законодательство — это совокупность нормативных, актов, в которых выражены особенности правового регулирования предпринимательской деятельности. Чтобы выяснить содержание этого понятия, необходимо определить, что такое предпринимательская, деятельность и право на нее, а также какова природа нормативных актов, составляющих коммерческое законодательство.

Право на предпринимательскую деятельность (коммерческое право). Признаки предпринимательской деятельности определены Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности».1 В соответствии со ст. 1 этого Закона предпринимательской является деятельность граждан и их объединений: а) инициативная и самостоятельная; б) на свой риск и под свою имущественную ответственность; в) направленная на получение прибыли; г) подлежащая государственной регистрации. Отсутствие одного из названных признаков лишает деятельность характера предпринимательской.

Предпринимательская деятельность организуется лицом всегда самостоятельно и по своему усмотрению. Такая деятельность не направляется и не контролируется непосредственно определенным органом управления, что, однако, не исключает общего руководства со стороны государства. Например, в ст. 20 Закона о предприятиях подчеркивается, что в Российской Федерации гарантируются: право заниматься предпринимательской деятельностью, защита прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности, свободный выбор ими сферы деятельности в пределах, установленных законодательством. Вмешательство государства и его органов в деятельность предпринимателя не допускается, кроме как по установленным законодательством основаниям и в пределах правомочий указанных органов.

Таким образом, законодатель конструирует право на предпринимательскую деятельность как абсолютное частное право лица, обеспечивающее ему известную сферу свободы и неприкосновенности. При этом право на свободу предпринимательства не следует рассматривать только с точки зрения отношений между предпринимателем и государством. Это право гарантирует предпринимателю защиту от посягательств не только государства, но и любых частных лиц. При наличии к тому оснований к последним также может быть заявлен соответствующий иск о защите нарушенного права на предпринимательскую деятельность.

Кроме того, это право включает в себя возможности лица совершать юридически значимые активные действия, основанные на собственном волевом выборе.2 Так, в соответствии со ст. 21 Закона предприятие может осуществлять любые виды деятельности, предусмотренные его уставом, если они не запрещены законодательством. В этом аспекте предпринимательская деятельность как инициативная и самостоятельная— это не что иное, как совокупность сделок, т. е. правомерных волевых действий, специально направленных на достижение определенного правового результата.

Признание права на предпринимательскую деятельность предполагает не только экономическую и юридическую самостоятельность лица и свободу его действий, но и самостоятельную ответственность за их результаты. Как и всякая иная, деятельность предпринимателя направлена на приобретение и использование каких-либо благ, удовлетворяющих потребности человека, конкретно — имущественных благ (прибыли). Однако в силу различных причин этот результат не всегда достижим. Тогда говорят о коммерческом риске либо об имущественной ответственности предпринимателя.

Коммерческий риск — это возможные неблагоприятные имущественные последствия деятельности предпринимателя, не обусловленные какими-либо упущениями с его стороны. Коммерческий риск обычно подлежит страхованию. Имущественная ответственность предпринимателя также сопровождается неблагоприятными имущественными последствиями, но они обусловлены его правонарушением.

Важнейшим признаком предпринимательской деятельности является то, что она направлена на получение прибыли. При этом речь идет об основной цели деятельности предпринимателя, наряду с которой могут существовать и иные цели, например социально-культурное обеспечение работников предприятия.

В условиях рыночной экономики целью предпринимательства является не только и не столько реальное производство товаров (работ, услуг), которое само собой разумеется как средство достижения этой цели, сколько производство прибыли. До недавнего времени в советском законодательстве действовал принцип реального исполнения обязательств, в соответствии с которым замена реального исполнения обязательства денежным возмещением ни по усмотрению кредитора, ни соглашением сторон, по общему правилу, не допускалась. Это определялось плановым характером социалистического производства и его направленностью на постоянное накопление материальных ценностей общества, высшей целью которого провозглашалось «наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей».

Действующим законодательством легализована иная цель предпринимательской деятельности — систематическое профессиональное извлечение прибыли. В такой деятельности каждая отдельная сделка является лишь особым звеном целого плана, составленного предпринимателем с целью получения конечного результата — прибыли. В этих условиях принцип реального исполнения обязательств становится в подчиненное положение и сохраняется лишь постольку, поскольку он соответствует основной цели предпринимателя. Осуществление этого принципа, по общему правилу, поставлено в зависимость от усмотрения предпринимателя-кредитора, который вправе исполнению обязательства в натуре предпочесть денежную компенсацию. Одним из ярких примеров тому — биржевая торговля контрактами.

В конечном счете для предпринимателя важна не сфера деятельности, какой может быть собственно торгово-посредническая, промышленная, строительная и любая иная, а ее цель — систематическое получение прибыли. В этом смысле деятельность в любой сфере экономики является предпринимательской (торговой, коммерческой), поскольку она направлена на извлечение прибыли: и чем больше последней сулит та или иная сфера, тем большим вниманием она пользуется.

Государственная регистрация предпринимательской деятельности необходима в силу прямого указания закона (ст. 2 Закона о предприятиях). Этот признак подчеркивает регулярный и профессиональный характер предпринимательской деятельности. Ее характеризуют лишь действия, совершаемые систематически и со знанием дела; это совокупность профессионально совершаемых действий, направленных на извлечение прибыли. Поэтому не относятся к предпринимательской деятельности эпизодически совершаемые, разовые сделки лица, когда оно не зарегистрировано в качестве предпринимателя либо его действия выходят за рамки зарегистрированных им видов деятельности.

Итак, предпринимательская деятельность — это совокупность сделок, совершаемых профессионально, систематически и на свой риск лицом, зарегистрированным в качестве предпринимателя, в целях получения прибыли. Именно в этом значении употребляется термин «предпринимательская деятельность» в российском законодательстве, в этом значении он может рассматриваться и как название предмета специальной сферы гражданско-правового регулирования — коммерческого права.

История коммерческого (торгового) права насчитывает много веков. И в настоящее время в ряде стран наряду с гражданским правом выделяется коммерческое, приняты наряду с гражданскими торговые кодексы.3

В дореволюционной России ни история развития, ни состояние законодательства не давали «разумных оснований в пользу введения дуализма частного права».4 Более того, в юридической литературе того периода активно проводилась идея объединения торгового права с гражданским, поскольку у первого не было своего предмета регулирования, его предметом были те же, в сущности, отношения, что и у гражданского.5

Особенностями торгового права являются: а) некоторые прямо указанные в законодательстве исключения из общих правил и б) ряд институтов, имеющих относительно самостоятельный юридический характер. Ни те ни другие не имеют принципиального характера в том смысле, что они не отменяют действия общих принципов гражданского права. Сущность их заключается в том, что публичная власть предъявляет особые, как правило, более строгие требования к предпринимателям и их деятельности как профессиональной, устанавливает в законодательстве необходимые с точки зрения общества ограничения и запреты в этой сфере. Коммерческое право, как и гражданское, частью которого оно является, остается частным правом.

В советский период развития российского общества представления о торговом праве кардинально изменились. Здесь частноправовые начала были заменены принципами публичного права, и, таким образом, вполне определенно был поставлен вопрос о самом бытии частного права.6 На вооружение была взята идея хозяйственного права, которое должно, по мнению его сторонников, объединить регулирование всех имущественных отношений, каким-либо образом связанных с государственным вмешательством в экономику. По существу, авторы этой идеи отвергали деление права на публичное и частное, что вело к утрате всяких ориентиров в правовом регулировании общественных отношений.

Невозможно отрицать, что комплексное правовое регулирование может осуществляться по усмотрению законодателя, но это не дает представления о двух принципиально различных строях отношений частных и публичных, и соответствующих им отраслях права. Правовое регулирование посредством комплексных нормативных актов, содержащих нормы публичного и частного права, не может менять той основы, на которой зиждется классическое разграничение права на публичное и частное. Ограничения частной свободы допустимы и необходимы, ,что и происходит при регламентации отношений в единых комплексных нормативных актах, однако в каждом таком законодательном акте без труда можно выделить и публично-правовые и частноправовые нормы.

В новейшем российском законодательстве и в юридической литературе происходит возврат к делению права на публичное и частное. Что же касается частного права, то современный период развития зарубежного законодательства характеризуется постепенным отказом от его дуализма. Так, в ряде стран, и в частности в Италии — родине дуализма частного права, — отказались от деления частного права на гражданское и торговое и приняли единые гражданские кодексы. В других странах пока по-прежнему наряду с гражданскими кодексами действуют торговые.

Итак, что же такое коммерческое право? По мнению Г. Ф. Шершеневича, это «совокупность норм частного права, общего и специального, имеющая применение к той области народнохозяйственной жизни, которую закон признает торговлей».7 Перефразируя это определение, с которым в сущности следует согласиться, можно сказать, что коммерческое право — это совокупность общих и специальных норм гражданского права, регулирующих отношения в сфере предпринимательской деятельности. Коммерческое право не претендует на научную самостоятельность в качестве отрасли права, это часть гражданского нрава, специальное изучение которой вызвано практическим интересом и не зависит от того, разделен ли частноправовой материал на два кодекса или объединен в одном.

Коммерческое законодательство как форма выражения коммерческого права. Источниками коммерческого права являются нормативные акты, в которых выражены особенности правового регулирования предпринимательской деятельности. Эти особенности могут находить выражение в разных нормативных актах: а) в отдельном торговом кодексе, как это делается в ряде стран с дуалистической системой частного права; б) в отдельном торговом кодексе и ряде других специальных нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность; в) в едином гражданском кодексе, что соответствует современной тенденции развития коммерческого законодательства; г) наконец, в едином гражданском кодексе и ряде других специальных нормативных актов, посвященных тем или иным институтам коммерческого права. Выбор того или иного варианта систематизации коммерческого законодательства зависит от воли и интересов законодателя, формирующего эту систему с учетом конкретной экономической и политической ситуации в стране и ее традиций, стремящегося обеспечить наиболее эффективное регулирование общественных отношений.

В отличие от системы права, система законодательства в значительной мере — субъективное явление. Субъективны и элементы этой системы — отрасли законодательства, так как тексты составляющих их нормативных актов компонуются законодателем произвольно, исходя из практической целесообразности. Одни нормативные акты содержат преимущественно нормы одной отрасли права, например гражданский кодекс, уголовный кодекс, процессуальные кодексы. Такие нормативные акты именуют отраслевыми и относят к основным отраслям законодательства: гражданскому, уголовному, процессуальному. Другие нормативные акты содержат нормы разных отраслей права, ни одна из которых не имеет явного преимущества, например, Закон о предприятиях и многие другие специальные нормативные акты. Такие нормативные акты именуют комплексными и относят к комплексным отраслям законодательства.

Российское коммерческое законодательство в настоящее время развивается по последнему из отмеченных выше вариантов, т. е. особенности правового регулирования предпринимательской деятельности находят выражение в едином Гражданском кодексе и ряде специальных нормативных актов. В соответствии с Программой углубления экономических реформ «в законодательной сфере следует осуществить меры по ускорению принятия нового Гражданского кодекса Российской Федерации и согласования с ним всего комплекса законов, регулирующих сферу коммерческих операций».8

Впредь до принятия нового Гражданского кодекса на территории России применяются Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик9 за исключением положений, противоречащих Конституции Российской Федерации и законодательным актам Российской Федерации, принятым после 12 июня 1990г. Точно так же положения ныне действующего ГК РСФСР применяются, если они не противоречат законодательным актам Российской Федерации, принятым после 12 июня 1990г.10

Итак, гражданский кодекс — это основной законодательный акт, объединяющий нормы частного права, включая те из них, которые отражают особенности осуществления предпринимательской деятельности. Здесь мы имеем дело с нормативным актом, относящимся к основной отрасли законодательства. Однако даже в Гражданском кодексе можно обнаружить некоторые нормы публичного права, предписывающие субъектам частного права учитывать общественные интересы. Например, в ст. 5 ГК РСФСР прямо указано на обязанность лиц при осуществлении ими прав и обязанностей соблюдать законы и уважать моральные принципы общества. Это общее правило находит проявление во многих других нормах ГК, посвященных конкретным институтам частного права. Таким образом, даже Гражданский кодекс, являющийся стержневым частноправовым нормативным актом, не лишен элементов комплексности.

Еще большее взаимодействие норм частного и публичного права обнаруживается в специальных нормативных актах, посвященных регулированию предпринимательской деятельности. Так, в Законе о предприятиях содержатся не только нормы, регулирующие взаимоотношения предпринимателей между собой (нормы частного права), но и нормы публичного права, регламентирующие взаимоотношения предпринимателей с органами государства, обязательства предпринимателей перед обществом (обязанность пройти государственную регистрацию, получать в необходимых случаях лицензии, запрет осуществления определенных видов деятельности, обязанности по уплате налогов и других обязательных платежей и т. д.).

Таким образом, в отличие от отрасли права, включающей нормы права только одного рода, отрасль законодательства всегда носит комплексный характер, поскольку нормативные акты, ее составляющие, всегда включают нормы разных отраслей права. В одних случаях эти нормативные акты содержат главным образом нормы одной отрасли права и лишь в незначительной части нормы других. Например, в гражданском кодексе это преимущественно нормы частного права, а в уголовном — публичного. В других случаях, которых значительно больше, это нормативные акты, в которых трудно заметить преимущество норм тех или иных отраслей права.

Законодательство всегда строится в соответствии с практическими интересами, поэтому включает разные по своей отраслевой природе нормы, чтобы учесть объективно существующие связи между разнородными общественными отношениями и комплексно урегулировать их.11 Именно в этом заключаются предназначение законодателя и служебная роль принимаемых им нормативных актов, что справедливо и для коммерческого законодательства как комплексного.

Назначение коммерческого законодательства заключается в правовом регулировании предпринимательской деятельности. Особенности этого регулирования в российской системе законодательства воплощены либо в специальных статьях и главах Гражданского кодекса, либо в специальных нормативных актах. И в том и в другом случаях правила, регулирующие предпринимательскую деятельность, соотносятся с общими правилами частного права как особенное и общее. Специальным правилам отдается предпочтение перед общими. Общие нормы и институты ГК применяются субсидиарно (дополнительно), т. е. тогда, когда отношение не урегулировано либо не в полной мере урегулировано в специальных нормах (институтах) ГК или в специальных нормативных актах.

Как правильно отмечает Г. К. Матвеев, возможность субсидиарного применения общих норм гражданского права к нормам специальных нормативных актов — одно из главных отличий коммерческого законодательства от так называемого хозяйственного законодательства.12 Сторонники хозяйственно-правовой концепции ратовали за принятие Хозяйственного кодекса, который бы объединял нормы административного, гражданского и других отраслей права и обеспечивал стыковку организационно-управленческих и имущественно-стоимостных отношений в сфере социалистической экономики. Нарушая принцип единства частноправового регулирования, они отрицали возможность применения норм гражданского законодательства к нормам хозяйственного законодательства.

Система коммерческого законодательства. Классификация нормативных актов коммерческого законодательства может быть проведена по различным основаниям: по юридической силе этих актов, по их назначению, по масштабу действия и некоторым другим.

По юридической силе акты коммерческого законодательства подразделяются на законы и подзаконные нормативные акты. Практическое значение такого деления заключается в том, что в случае расхождения закона и подзаконного нормативного акта действует закон.

Законы принимаются высшими органами государственной власти. Среди них следует прежде всего назвать Конституцию Российской Федерации, в которой содержатся основные нормы жизни общества, в частности нормы о взаимоотношениях личности и государства, о правах и свободах личности, о видах и компетенции органов государственной власти и управления. Важнейшим законом, своеобразным стержнем частного права является Гражданский кодекс (разумеется, с учетом действия Основ гражданского законодательства 1991 г.), который объединяет общие нормы частного права и специальные нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Наряду с названными принято и действует множество специальных законов, регламентирующих предпринимательство.

Нормативные акты, не относящиеся к законам, являются подзаконными. В настоящее время наметилась тенденция к сокращению удельного веса подзаконных нормативных актов и относительному увеличению количества и роли законов в регулировании всех сфер жизни общества, в том числе предпринимательства. Это стало возможным благодаря переходу от директивного (прямого) управления экономикой к ее правовому (косвенному) регулированию. Управленческий подход к экономике был естественным, когда централизованная экономическая власть находилась в руках государства как монопольного собственника. Граждане и их объединения, а также общество в целом рассматривались как объекты управления со стороны государства. Все зависели от государства и его чиновников, которые руководствовались не законами, а указаниями центральной власти, т. е. использовали административные методы управления. Статус предпринимателя и его возможности также определялись не законом, а усмотрением органов исполнительной власти.

Отказ от управленческого подхода к экономике позволяет перейти к правовому регулированию, к установлению правил поведения на рынке в самом законе. Теперь предпринимателям нужно ориентироваться не на указания «вышестоящих инстанций», а на закон, в котором должно содержаться все необходимое: и как создать предприятие, и как вести предпринимательскую деятельность и т. п.

Переход от подзаконного регулирования к преимущественному регулированию через закон — одна из главных тенденций современного российского законодательства. В настоящее время необходимо добиться, чтобы закон имел по возможности прямое действие и поменьше отсылал к подзаконным актам. Пока это, к сожалению, не так. Новейшие законы по-прежнему обрастают подзаконными нормативными актами, различными положениями, инструкциями, приказами. Чтобы закон имел прямое действие, он должен быть достаточно подробным, детализированным ровно в такой степени, в какой сможет непосредственно регулировать соответствующие отношения.

В законах должна быть детально регламентирована деятельность органов публичной власти, четко зафиксированы их права (компетенция) и ответственность, а их власть ограничена по принципу «можно только то, что разрешено законом». Что же касается предпринимательской деятельности как сферы частной жизни, то здесь необходимо отказаться от детального правового регулирования, от перечневого метода предоставления прав и перейти к методу признания их прав по принципу «можно все, кроме запрещенного законом».

По своему назначению нормативные акты коммерческого законодательства могут быть подразделены на общие и специальные. Общие предназначены для всех субъектов права, в том числе для предпринимателей, и закрепляют общие правила поведения без учета особенностей тех или иных субъектов права. Специальные нормативные акты отражают особенности правового регулирования в той или иной сфере общественных отношений, в частности в сфере предпринимательства. Так, понятие юридического лица дано в общегражданском законодательстве (в общей части ГК), а особенности предприятия как юридического лица — в специальном Законе о предприятиях; понятие налога определено в общем нормативном акте — Законе Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»,13 а особенности налогообложения предпринимателей — в специальных законах о налогах с предпринимателей.

Практическое значение деления нормативных актов на общие и специальные, как уже отмечалось, заключается в том, что последним отдается предпочтение перед первыми. Нормы общих актов применяются лишь тогда, когда отношение не урегулировано либо не в полной мере урегулировано в специальных нормативных актах.

Еще одна особенность рассматриваемого деления состоит в том, что специальное законодательство базируется на общем законодательстве и зависимо от него, оно использует категории общих нормативных актов как данные. И в этом смысле без общих нормативных актов невозможно существование, а тем более применение специальных. Так, применяя нормы о торговых сделках, необходимо учитывать общие правила о недействительности сделок, об исковой давности, об исполнении обязательств, т. е. апеллировать к общим нормативным актам.

Кроме того, общее законодательство более стабильно, так как непосредственно отражает систему объективного права и содержит достаточно абстрактные (общие) нормы: о лицах, о сделках, об иске, о налогах и т. п. Специальное законодательство более изменчиво, поскольку связано с объективной системой права опосредованно, через общее законодательство. Оно содержит более конкретные нормы, отражающие экономическую политику данного периода развития общества. Особенно наглядно это проявляется в условиях налогообложения предпринимателей, которые меняются ежегодно.

По масштабу действия нормативные акты коммерческого законодательства могут быть подразделены на акты, принятые теми или иными органами государственной власти и управления, и акты локальные. В свою очередь, акты органов государственной власти и управления подразделяются на акты: федеральных органов власти и управления Российской Федерации; органов власти и управления республик в составе Российской Федерации; органов власти и управления автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации; акты органов власти и управления краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга; акты местных органов власти и управления. Такое деление отражает распределение компетенции в регулировании отношений, в том числе в сфере предпринимательства, между названными выше органами.

Общая тенденция, которая здесь наблюдается,—перераспределение компетенции в регулировании общественных отношений в направлении «сверху вниз», в пользу республиканских в составе Российской Федерации и других, вплоть до местных, органов власти и управления. Это объясняется тем, что в условиях децентрализации экономики и активизации регионального самоуправления соответствующие органы начали проводить самостоятельную социально-экономическую политику, в том числе принимать нормативные акты, регулирующие деятельность предпринимателей на своих территориях.

Выделяя акты, принимаемые органами власти и управления, следует иметь в виду, что к ним относятся и нормативные акты, принятые бывшим Союзом ССР, которые инкорпорированы (включены) в законодательство Российской Федерации. Это вытекает из постановления Верховного Совета Российской Федерации от 12 декабря 1991 г. «О ратификации соглашения о создании Содружества Независимых Государств». В соответствии с ним на территории Российской Федерации применяются нормы бывшего Союза ССР в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.14

Локальные акты закрепляют индивидуально-правовой статус предпринимателя, они обязательны только для предпринимателя, принявшего этот акт. Здесь имеются в виду уставы предприятий, положения о структурных подразделениях, правила внутреннего распорядка и иные акты. Предприниматель вправе принимать любые решения если они не противоречат законодательству. Поэтому локальное нормотворчество — это сфера самоуправления предпринимателей. Наблюдаемая тенденция заключается в ее расширении и соответственно в сужении сферы централизованного регулирования, в установлении в нормативных актах органов государственной власти и управления лишь минимальных (необходимых и достаточных) требований к предпринимательству.

Предприниматель относительно свободен в определении содержания локальных актов, но должен учитывать императивные требования законодательства, которые действуют независимо от того, включены они в тексты локальных актов или нет. Это касается, например, вопросов, относимых к исключительной компетенции общего собрания акционерного общества, минимальных размеров уставного и резервного фондов акционерного общества (п. 36, 81, 91 Положения об акционерных обществах15) и др. В разработке локальных актов большую помощь призваны оказывать примерные уставы, правила и положения, разрабатываемые различными методическими центрами и являющиеся источниками коммерческого права рекомендательного характера.

* Кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой С.-Петербургского государственного университета.

1 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418 (далее—Закон о предприятиях или просто Закон).

2 Сафиуллин Д. Н. Теория и практика правового регулирования хозяйственных связей в СССР. Свердловск, 1990. С. 15—16.
3 Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран. Сб., норм. актов: Гражданские и торговые кодексы. Учеб. пособие /Под ред. В. К. Пучинского. М. И. Кулагина. М., 1986. С. 3.
4 Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права. В 4-х т. Т. I. СПб., 1908. С. 61.
5Удиицев В. А. История обособления торгового права. Киев, 1900. С. 105, 122.
6 Алексеев С. Путь к рыночному праву//Закон. 1992. № 1. С. 85—87.
7 Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 18.
8 Российская газета. 1992. 17 июля.
9 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 26. Ст. 733.
10 Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1992 г.
«О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической
реформы»//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992. № 30. Ст. 1800.
11 Егоров Н. Д. Единство и дифференциация предмета советского гражданского права//Проблемы гражданского права /Под ред. Ю. К. Толстого, А. К. Юрченко, Н. Д. Егорова. Л., 1987. С. 11.
12 Матвеев Г. К. Экономическая реформа и кодификация гражданского законодательства (к истории многолетней дискуссии)//Государство и право. 1992. №5. С. 52.
13 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 11. Ст. 527.
14 Там же. 1991. № 51. Ст. 1798.
15 СП РСФСР. 1991. № 6. Ст. 92.



ОГЛАВЛЕНИЕ