ОГЛАВЛЕНИЕ

Правоотношения, складывающиеся при взыскании платы за загрязнение окружающей природной среды
№ 2
01.04.1998
Иванникова Н.П.
Платность природопользования является одним из принципов природопользования, составной частью экономического механизма охраны окружающей природной среды и одним из источников финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды. Правоотношения, связанные с уплатой и взиманием платежей за природопользование, производны от экологических правоотношений. У них тот же субъектный состав: органы по охране природы и организации-природопользователи; в основании их возникновения лежат те же юридические факты — события или действия. Однако, по нашему мнению, отнести их к собственно экологическим правоотношениям нельзя, так как они складываются не по поводу использования природных ресурсов или охраны окружающей среды, а по поводу взыскания денежных средств. Содержанием таких правоотношений является право природоохранных (и в некоторых случаях налоговых) органов взыскать платежи и обязанность организаций внести эти платежи.
Правоотношения по поводу платы за пользование природной средой в ряде случаев можно отнести к налоговым. Основанием для этого являются следующие положения законодательства. В соответствии со ст. 20 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»1  платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия.
Платежи за пользование природными ресурсами относятся к федеральным налогам и зачисляются в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, районные бюджеты в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами РФ; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы также относятся к федеральным налогам и зачисляются в специальный внебюджетный фонд РФ (ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы»).2 
Платежи за загрязнение окружающей природной среды включают в себя плату за: 1) выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов; 2) выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.
Можно было бы толковать понятие платежей за пользование природными ресурсами более широко, включая сюда и плату за загрязнение природы, но это противоречит приведенной в законе классификации платы.
Правоотношения по поводу взимания платежей за загрязнение окружающей природной среды не являются налоговыми в полном смысле этого слова (поскольку не включены в перечни федеральных налогов, налогов субъектов РФ, местных налогов), но в соответствии со ст. 2 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» плата за загрязнение окружающей природной среды относится к «другим обязательным платежам», поэтому данные правоотношения по взиманию платежей за загрязнение окружающей среды сочетают в себе черты налоговых и экологических правоотношений.
На основании п. 4 ст. 20 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» эта плата перечисляется в размере 90 % на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов;3  10 % — в доход республиканского бюджета РФ. Обязанность перечислять суммы в доход бюджета расширяет круг субъектов таких правоотношений, включая налоговые органы. Необходимо отметить, что эта плата перечисляется в бесспорном (безакцептном) порядке, что установлено также и Постановлением Правительства РФ № 632.4 
Ответственность организаций-природопользователей за полноту, правильность исчисления и своевременность уплаты платежей за загрязнение окружающей природной среды регулируется Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и другими законодательными актами.5  Толкование Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» является гарантией обоснованности списания денежных средств со счета организаций.
Если предположить, что организация, не имея разрешения на выброс или сброс, все же допустила загрязнение природы (например, в результате экологического правонарушения), то в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 632 вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная с соответствующим увеличением размеров платы. Однако порядок и сроки взыскания платежей за сверхлимитное загрязнение для организаций, которые не являются природопользователями, не ведут учет загрязнений, не осуществляют плановые платежи за загрязнение окружающей природной среды и не могут определить количество выброшенных загрязняющих веществ на основании данных учета (поскольку не ведут такой учет и не обязаны его вести), не регулируются ни Постановлением Правительства РФ № 632, ни Порядком направления предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, иностранными юридическими лицами и гражданами средств в государственные внебюджетные экологические фонды,6  ни Порядком направления 10 % платы за загрязнение окружающей природной среды в доход Федерального бюджета РФ, остаются на усмотрение органов по охране природы. Поскольку речь идет об экологическом правонарушении, организация не всегда согласна с рассчитанной природоохранными органами массой загрязняющих веществ и не склонна перечислять платежи в добровольном порядке; в этом случае платежи за загрязнение окружающей природной среды могут быть взысканы в безакцептном порядке путем выставления инкассового поручения в банк, обслуживающий загрязнителя. При этом гражданское законодательство (п. 2 ст. 854 ГК РФ) не дает желаемой защиты.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ,7  исходя из действующего законодательства, разъяснил, что если безакцептный порядок взыскания денежных средств установлен нормативными актами, принятыми уполномоченными законом органами, то этот порядок действует до принятия соответствующего закона.
В выставленном инкассовом поручении должна быть ссылка на нормативный акт, дающий право на безакцептное списание. Предоставление каких-либо дополнительных документов для списания денежных средств со счета не требуется. Таким образом, плата за загрязнение в случае экологического правонарушения может быть взыскана практически без каких-либо на то оснований со стороны природоохранительных органов.
Если распространить на эту процедуру требования налогового законодательства, то в соответствии с Рекомендациями по применению государственными налоговыми инспекциями санкций за нарушение налогового законодательства8  необходимо составление акта проверки с обязательным указанием на конкретные факты нарушений (подтвержденные соответствующими протоколами) и предложением о перечислении сумм платежей.
Такой акт проверки должен быть подписан должностными лицами организации в случае их согласия с результатами этой проверки или к нему должны быть приложены возражения с обосновывающими их документами. В этом случае материалы проверки рассматриваются в присутствии надлежаще извещенных должностных лиц организации. Только после этого должностные лица налоговых органов имеют право принимать решения, которые должны быть заранее доведены до сведения организации и являются основанием для безакцептного списания денежных средств. Такое решение может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.
Применение этого порядка для безакцептного списания средств природоохранными органами было бы достаточной гарантией защиты организаций от нарушения их прав. Как минимум, организации знали бы о возможном списании и могли бы защитить свои права, обратившись в арбитражный суд с иском о признании инкассового поручения не подлежащим исполнению.
Установление порядка безакцептного списания денежных средств со счета загрязнителя вне зависимости от того, является ли это следствием правомерного поведения (когда предприятие само признает факт загрязнения и ведет учет количества выброшенных загрязняющих веществ), или экологического правонарушения (когда сам факт правонарушения и количество загрязняющих веществ должны быть доказаны), является недостатком действующего законодательства и оставляет возможность для произвольных действий правоприменительных органов.
Фактически при взыскании платы за загрязнение окружающей природной среды имеют место различные правоотношения, так как они возникают из различных юридических фактов (правомерного воздействия на природную среду и правонарушения), но правоохранительные органы, основываясь на действующем законодательстве, не разграничивают эти правоотношения и соответственно не признают различного содержания этих правоотношений.
По нашему мнению, для преодоления указанного недостатка необходимо внести изменения в Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, которые разрешали бы безакцептное списание платежей за загрязнение окружающей природной среды в результате экологического правонарушения только после вступления в силу судебного решения о возмещении предприятием-загрязнителем ущерба, причиненного окружающей природной среде.
* В порядке исключения в настоящем сообщении ссылки на нормативные акты сохраняются в редакции автора. — ред.
 ** Ассистент кафедры трудового права ДВГУ.
© Н.П. Иванникова, 1998.
 1 Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 в ред. от 21 февраля 1992 г. № 2397-1 и 2 июня 1993 г. № 5097-1.
 2 Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 в ред. от 16 июля 1992 г., от 22 декабря 1992 г. № 4178-1, от 21 мая 1993 г. № 5006-1, 1 июля 1994 г. № 9-ФЗ.
 3 Федеральным законом РФ «О федеральном бюджете на 1995 год» от 31 марта 1995 г. № 39-ФЗ в ред. от 24 апреля 1995 г. № 46-ФЗ, от 31 июля 1995 г. № 121-ФЗ, от 22 августа 1995 г. № 150-ФЗ, от 27 декабря 1995 г. № 212-ФЗ, от 31 декабря 1995 г. № 228-ФЗ средства Федерального экологического фонда РФ (федерального целевого внебюджетного фонда) консолидированы в федеральный бюджет РФ путем открытия специального бюджетного счета под управлением Минприроды РФ (сейчас — Госкомприроды РФ). Этот порядок подтвержден Федеральным законом РФ «О федеральном бюджете на 1997 год» от 26 февраля 1997 г. № 29-ФЗ.
 4 Постановление Правительства РФ «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» от 28 августа 1992 г. № 632 в ред. от 27 декабря 1994 г. № 1428.
 5 См.: п. 8 Порядка направления 10 % платы за загрязнение окружающей природной среды в доход Федерального бюджета Российской Федерации, утв. Минприроды РФ № 04-15/61-638, Минфином РФ № 19, Госналогслужбой РФ № ВГ-6-02/10 от 3 марта 1993 г.
 6 См.: Порядок направления предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, иностранными юридическими лицами и гражданами средств в государственные внебюджетные экологические фонды, утв. Письмом Минфина РФ от 22 декабря 1992 г. № 9-5-12 и Минприроды РФ от 21 декабря 1992 г. № 04-04/72-6244 в ред. от 23 мая 1995 г.
 7 Письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах списания денежных средств, находящихся на счете, без распоряжения клиента» от 1 октября 1996 г. № 8.
 8 Приложение к письму ГНС РФ «Рекомендации по применению санкций за нарушение налогового законодательства» от 6 октября 1993 г. № ВГ-4-14/344.



ОГЛАВЛЕНИЕ