<< Предыдущая

стр. 7
(из 9 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


80. Понятия «воспитание», «самовоспитание»,
«перевоспитание»

Понятие "воспитание" связано и в то же время отЦ ется от понятий "становление", "формирование", "с| лизация". Социализация — процесс формирования лиЧ ти в определенных социальных условиях, в ходе кот человек усваивает социальный опыт, вводит избиратед свою систему поведения такие нормы и правила повед которые приняты в данном обществе или социальной пе. "Становление" — термин, отражающий достижение бенком такого уровня развития, когда он становится'! собным самостоятельно жить в обществе, самостояте! выстраивать свое поведение, осознавать свои отношей миром и производить относительно устойчивый ценной выбор. Сказать о том, что личность окончательно состоя так же невозможно, как невозможно представить застыв процесс. Вся динамика жизни и ход событий будет влия" человека до самой смерти. И это значит, существует на ность в другом понятии, более широком и гибком, KOTflg бы отразило бесконечность изменения личности человек»! воздействием всей суммы жизненных и социальных фах| ров. Таким понятием является "формирование". Формирй ние личности — процесс изменения личности в ходе кЯ модействия ее с реальной действительностью, появления <| зических и социально-психологических новообразований структуре личности. |
Воспитание — целенаправленный процесс формирод ния личности с помощью специально организованных педй гогических воздействий в соответствии с определенным ci@ циально-педагогическим идеалом. Воспитание как педагог ческое понятие включает три существенных признака:
• 1 — целенаправленность, наличие какого-то образм социально-культурного ориентира, идеала; -д
• 2 — соответствие хода процесса воспитания социалв|
но-культурным ценностям, как достижениям исторического развития человечества;
• 3 — наличие определенной системы организуемых воспитательных воздействий и влияний.
Хорошо организованное воспитание приводит к формированию способности человека к самовоспитанию — когда ребенок освобождается от зависимости от воспитывающих его взрослых и свое "Я" превращает в объект собственного восприятия и самостоятельного продуманного воздействия на самого себя в целях самосовершенствования, саморазвития. Самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеждение являются основными приемами самовоспитания.
Скрытый, невидимый характер, протекающих в личности процессов и длительность их завершающего формирования ставят как педагога, так и самого воспитанника, перед фактом появления неожиданных несоответствий личности общепринятым нормам и неразвитости некоторых качеств, нужных для современной жизни. Стремление исправить, скорректировать, добавить, ликвидировать какие-либо качества и привычки поведения характеризуют процесс "перевоспитания". К понятию "перевоспитание" обращаются, когда речь заходит о социально неодобряемом поведении, о качествах личности, противоречащих человеческому общежитию, в том числе о противоправных деяниях. Ранее предполагалось, что отрицательные качества нужно "удалять, уничтожать, вытравливать", а положительные — вкладывать на место вытравленных, но ведь ребенок — это не магнитофон, в который педагог может вставить нужную кассету, а плохую кассету, с непристойными записями удалить.
"Перевоспитание, понимаемое как вытравливание недостатков" уходит в прошлое. Еще К.Д.Ушинский указывал, что лучше всего дурные привычки искореняются формированием добрых привычек, которые станут заменой дурных. Макаренко доказал, что любого ребенка можно воспитать, если поместить его в нормальные человеческие условия. Современная педагогическая мысль и гуманистическая психо-
логия утверждают принцип принятия ребенка как даннс уважения его индивидуальности, учет истории его стано| ния, развития, принцип опоры на положительные кач? ребенка.

81. Характеристики закономерностей воспитания

Педагогические закономерности воспитания — это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.
Можно выделить следующие закономерности:
• Воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей.
Любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие — через физические упражнения, нравственное — через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное — через мыслительную активность, решение интеллектуальных задач.
• Содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями ребенка. Опережая актуальные потребности, педагог рискует встретить сопротивление и пассивность детей. Если не учитывать возрастные изменения потребностей ребенка, то процесс воспитания затрудняется и нарушается.
• Соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности педагога превышает активность ребенка, затем активность ребенка возрастает и на заключительном этапе ребенок все делает сам под контролем педагога. Совместно •-- разделенная деятельность помогает ребенку ощутить себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно для свободного творческого развития личности. Хороший педагог чувствует границы меры собственного участия в деятельности детей, умеет отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор.
• Только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения, благоприятно развивается. Поэтому воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка, умение понять, помочь ребенку, простить его оплошности, защитить.
• Организуемая деятельность должна сопровождаться или
венчаться ситуацией успеха, которую должен перед дый ребенок. Ситуация успеха — это субъективное лец ние достижений, внутренняя удовлетворенность ребе» мим участием в деятельности, собственными действ» полученным результатом. Положительное подкрепление мое общее условие создания ситуации успеха.
• Воспитание должно носить скрытый характер, дй должны чувствовать себя объектом приложения педагог ких нравоучений, не должны постоянно осознавать свок верженность продуманным педагогическим влияниям. (| тая позиция педагога обеспечивается совместной деятед;
тью, интересом педагога к внутреннему миру ребенка,Д доставлением ему личностной свободы, уважительным мократичным стилем общения.
• Целостность личности предписывает педагогам це ность воспитательных влияний.

82. Характеристика принципов воспитания

Принципы — общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.
Первый принцип воспитания, вытекающий из цели воспитания и учитывающий природу воспитательного процесса — ориентация на ценностные отношения. — постоянство профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни — добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога
• второй принцип воспитания — принцип субъектности — педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое "Я" с связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений. Принцип субъектности исключает жесткий приказ в адрес детей, а предполагает совместное с ребенком принятие решения, чтобы ребенок сам осмыслил: "Если ты сделаешь то-то, будет тебе..., будет другим... Ты этого хочешь? Это будет правильно?" )
• Третий принцип воспитания вытекает из попытки согласовать социальные нормы, правила жизни и автономность неповторимой личности каждого ребенка. Это принцип гласит — принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его таким, как он есть, уважение его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, признание ценности его личности, сохранение по отношению к каждому ребенку, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей, уважения к его личности. Границы принятия данности существуют: они отражены в двух "Нельзя" — "нельзя посягать на другого человека" и "нельзя не работать, не развивать себя" — эти запреты безусловны и категоричны для человека современной культуры.

Союз трех принципов воспитания придает воспт гармонически сочетающиеся характеристики: философич кую, диалогическую, этическую. Они не могут существов одна без другой, точно также, как реализация одного из званных принципов современного воспитания в оторван! ти от других невозможна.

83. Зарубежные концепции воспитания.
Технократическая педагогика

В Европе, Америке, Японии имеется значительное разнообразие теорий и подходов к воспитанию. Первую группу составляют концепции, в которых воспитание рассматривается как более или менее жесткое руководство учащимися, формирование заданных обществом свойств личности. Это можно назвать авторитарной, технократической педагогикой. Воспитательным концепциям второй группы можно дать обобщенное название — гуманистическая школа. В общем, воспитательные системы Запада базируют свои теории на философии прагматизма, позитивизма, экзистенциализма. Психоанализ и бихевиоризм являются психологической основой большинства воспитательных концепций Запада.
Разработчики технократической авторитарной педагогики исходят из того, что задачей воспитательной системы школы и общества является формирование "функционального" человека — исполнителя, адаптированного к жизни в данной общественной системе, подготовленного к выполнению соответствующих социальных ролей. Так, в США эти роли были: гражданин, работник, семьянин, потребитель. Воспитание следует строить на рациональной научной основе, программируя поведение людей и управляя его формированием (Скин-нер — создатель технократической педагогики). Советская педагогика пыталась строить воспитание именно как управляемый и контролируемый процесс, стремясь определить точные цели, задачи, содержание, методы и формы работы. Представители технократического подхода на Западе также исходят из того, что процесс формирования и воспитания личности должен быть строго направленным и приводить к проектируемым результатам. Однако в этом подходе таится угроза манипулирования личностью, опасность получить в итоге человека-функционера, бездумного исполнителя. Воспитание понимается как модификация поведения, как выработка "правильных" поведенческих навыков. В основе технократической педагогики лежит принцип модификации поведения учащихся в нужном направлении.
Формирование навыков поведения необходимо, но нельзя пренебрегать собственной волей личности, ее сознанием, свободой выбора, целями и ценностями, что и детерминир^ собственно человеческое поведение
Модификационная методика предполагает выработку желаемого поведения в различных социальных ситуациях с мощью "подкрепителей": одобрения или порицания в раз^ формах. В модификационной методике нет ничего плохое если имеется в виду воздействие на сознание, поведен» эмоции человека с целью его развития. Но если модификаад поведения приводит к манипуляции личностью, пренебрег ет ее интересами, служит внешней адаптации, не апеллщ к собственной воле и свободе, то это носит антигуманн] характер. Крайним выражением технократического подхс является теория и практика психотропного воздействия учащихся и взрослых. Воспитание с помощью фармаколог ческиих препаратов противоречит всем нравственным и юр| дическим нормам.

84. Гуманистическая педагогика

Модель воспитания, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, развивалась в 50—60-е гг. в США в трудах таких ученых, как Маслоу, Франк, Роджерс, Колли, Комбс и др.
Главными понятиями гуманистической педагогики являются "самоактуализация человека", "личностный рост", "развивающая помощь". Каждый человек представляет собой цельное образование, неповторимую личность. Поведение личности определяется не подкреплением, поступающим из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением человека к актуализации — развитию своих природных способностей, поиску своего смысла и жизненного пути. Личность понимается как сложная автономная система, отличающаяся направленностью, волей к положительной деятельности и сотрудничеству. Самоактуализация — это реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми, в полнокровной "хорошей" жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути. Это состояние означено у К. Роджерса понятием "полноценно функционирующий человек". В психотерапии и педагогике Роджерса психотерапевт и педагог должен возбудить собственные силы человека по решению его проблем, не решать за него. Не навязывать ему готового решения, а стимулировать его собственную работу по личностному изменению и росту, которые никогда не имеют пределов. Целью обучения и воспитания должно быть не приобретений знаний как набора знаний фактов, теорий и пр., а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача школы и воспитания — дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности, идти к самоактуализации.
Учение, в котором заинтересован ученик, где есть не просто накопление фактов, а изменение ученика, его поведения, его Я-концепции, Роджерс назвал "значимым для человека учением" и считал, что только такое оно и может быть. Он определял следующие условия, при которых оно может состояться.:
1. Ученики решают в процессе учения проблемы, интересующие и значимые для них.
2. Педагог чувствует себя по отношению к ученикам груэнтно, т. е. проявляет себя таким человеком, как он i выражая себя свободно.
3. Педагог проявляет безусловное положительное ние к ученику, принимает его таким, как он есть.
4. Педагог проявляет эмпатию к ученику. Способность | никать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его< зами, оставаясь при этом самим собой.
5. Педагог обеспечивает средства учения учащихся: к$ учебники, инструменты материалы.
Педагог играет роль фасилитатора, помощника и ст лятора значимого учения, должен создать психологич® комфорт и свободу ученика, т.е. учение должно быть цен ровано на ученике, а не учебном предмете.
Воспитатель в рамках гуманистической педагогики должен побудить учащихся к нравственному выбору, представив материал для анализа. Методами воспитания являются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов. Для родителей и педагогов ученые гуманистической школы предлагают такие приемы в общении с ребенком: высказывание, активное слушание, любовь к ребенку, положительное внимание, контакт глаз, физический контакт.

85. Классификация методов и форм воспитания

Методы воспитательного воздействия — это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом-воспитателем.
Выбор и осуществление методов осуществляется 'в соответствии с педагогическими целями (оперативными, тактическими, стратегическими), которые ставятся с учетом специфики общественно-воспитательной среды, возрастом, индивидуально-типологических особенностей учащихся, уровнем воспитанности конкретных коллективов. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются прежде всего предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога.
Для практической работы педагога больше всего подходит следующая классификация методов воспитания:
• методы убеждений, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией (внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждение).
• методы упражнений (приручении), с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха).
• методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воепитуемым в саморегуляции их поведения (критика, поощрение, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики).
Формы воспитания — способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термин "воспитательное мероприятие, организм ные формы воспитания." Мероприятие — организованнс-д ствие коллектива, направленное на достижение каких-то воспитательных целей
В процессе коллективного планирования, подготов проведения мероприятий создается обстановка сотворчество, что способствует развитию личности, коллектива, развитию внутриколлективных отношений. Мероприятие реализует целенаправленное взаимодействие педагога-воспитателя с каждым учащимся, учебным коллективом в целом, направленное на решение определенных воспитательных задач.
В педагогической литературе единого подхода к классификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространенной является классификация организационных методов воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовые формы (участие всего класса), кружковая, групповая, и индивидуальная. Заслуживает внимание подход к определению форм воспитательной работы, связанный с направлениями воспитательной деятельности, например: организации познавательно-развивающей деятельности учащихсящихся более подходят такие формы, как викторина, аукцион знаний, конкурс знатоков "Что? Где? Когда?", конкурс проектов, деловые игры, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и фантазеров, и т.п.).
При осуществлении задач нравственного воспитания могут применяться такие формы, как диспуты, круглый стол, беседа на этические темы; телемост, акции милосердия, литературно-музыкальные композиции и т.п.). Выбор форм для воспитательной работы определяется на основе научных принципов воспитания. Для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы. Чем разнообразней, богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее. В основе выбора форм воспитательной работы должна находиться педагогическая целеесообразность.
Практика показывает, что часто применяемые одни и те же формы организации воспитательной работы теряют свою новизну, становятся трафаретными и в силу этого не дают ожидаемой эффективности. Опытные педагоги стремятся пользовать многообразие форм воспитания.

86. Направления воспитательной работы

В комплексном воспитательном процессе можно выделить следующие направления: физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и профессиональное воспитание. Кратко раскроем основные направления воспитательной работы.
Содержание физического воспитания включает:
• совершенствование организма человека предполагает развитие двигательной и костно-мышечной систем, нервной системы, пропорций тела при сохранении и укреплении здоровья человека. От физического состояния зависит успешность учебной, профессиональной деятельности, счастье всей жизни человека;
• просвещение учащихся в вопросах физической культуры и личной гигиены;
• формирование механизма физического самовоспитания, стимулирование самовоспитания воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины;
• разностороннее развитие конкретных спортивных умений и мастерства
• развитие профессионально значимых физических качеств, обеспечивающих повышение работоспособности, устойчивости нервной системы, появление хорошего самочувствия.
• индивидуальная работа с физически одаренными ребятами с учетом их интересов и склонностей.
Содержание умственного (интеллектуального) воспитания:
• развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека: психических процессов ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи;
• умственное просвещение учащихся в области наук, деятельности, общения;
• формирование механизма самоорганизации умственной деятельности;
• развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей учащихся;
• развитие сознания и самосознания учащихся, их творческого потенциала;
* формирование профессионального мышления; умелое воспитание осуществляется, прежде всего, через образование и обучение;
Содержание нравственного воспитания составляет:
—моральное воспитание — формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения ;
—этическое воспитание — формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отношений;
—патриотическое воспитание — формирование чувства любви и ответственности за свою Родину, формирование готовности встать на защиту Родины и своего народа;
—формирование чувства собственного национального достоинства и уважения к другим нациям и народам;
—политическое воспитание — формирование политического сознания.
В свою очередь, каждое из этих направлений включает:
—формирование духовных начал человека, его стремления к познанию себя и своего места на земле, в космосе;
— нравственное просвещение в вопросах морали, этики, политики (мораль представляет собой совокупность правовых норм поведения людей, их обязанности по отношению к другим людям, к обществу, критерии различения зла и добра, хорошего и плохого, достойного и позорного);
— развитие механизмов нравственного самовоспитания, саморегуляции поведения;
— воспитание чувства личной ответственности за поступки и деятельность;
— формирование не только взглядов и отношений, но и убеждений человека, требующих реализации в поведении поступках человека.
Содержание трудового и профессионального воспитания:
— формирование потребности в труде, воспитание чел века-труженика, способного к созданию материальных и духовных ценностей для себя и общества;
— формирование общетрудовых знаний, умений и навыков; положительного, сознательного и творческого отношения к труду;
— профессиональное просвещение в области труда и производственной деятельности, экономики и права;
— развитие механизма самообучения в сфере труда и профессиональной деятельности;
— профессиональная ориентация — подготовка молодежи к выбору профессии, формирование интереса к ней;
— профессиональное образование на основе профессионально-производственного труда учащихся;
— профессионально-правовое воспитание — передача учащимся сведений о законах и нормах, имеющих юридическую силу в области трудовых и производственных отношений;
Содержание эстетического воспитания:
— развитие эстетического восприятия окружающего мира и способности ценить и создавать прекрасное;
— развитие эстетических чувств и эмоций, развитие воображения;
— эстетическое просвещение учащихся в области искусства, культуры, объектов природы;
— индивидуальное эстетическое воспитание, направленное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся;
— формирование механизма эстетического самообразования;
— формирование эстетических отношений, восприятия, чувств, вкуса и идеала.

87. Семейное воспитание. Принципы и содержание

Начальной структурной единицей общества, закладывющей основы личности, является семья. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей. Брак двух людей ещё не составляет семью: она появляется с рождением детей. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании заключены основные функции семьи.
Семья — это социально-педагогическая группа людей, пред -назначенная для оптимального удовлетворения потребности самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья — такое образование, которое "охватывает" человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.
Семейное воспитание — это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
Семейное воспитание — сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
Каковы задачи семьи? В общем, они состоят в том, чтобы:
— создать максимальные условия для роста и развитии ребенка;
— стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
— передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
— научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
— воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного "я".
Семейное воспитание имеет и свои принципы. Наиболее общие из них:
— гуманность и милосердие к растущему человеку;
— вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
— открытость и доверительность отношений с детьми;
— оптимистичность взаимоотношений в семье;
— последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
— оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.
Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники; не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.
Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; формируют опыт творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.
Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к людям, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание, но не все считают его добродетелью.
В ближайшие годы во многие семьи придет религиозное воспитание с его культом человеческой жизни и смерти, с уважением к общечеловеческим ценностям, со множеством таинств и традиционных обрядов.
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодоле трудности и преграды, встречающиеся на жизненном nyти. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье — все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Известно, что родители — первые воспитатели — имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж.Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее яние, чем предыдущий.
Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный мер, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, во шение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, по. ла, сочувствие и т.д. Отбор идет сугубо индивидуально с том конкретных ситуативных условий

88. Основные типы неправильного воспитания в семье

Семейное воспитание начинается прежде всего с любви к ребенку. Педагогически целесообразная родительская любовь — это любовь к ребенку во имя его будущего, в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств, желания родителей "купить" детскую любовь "сюсюканьем", задариванием, щедрым субсидированием всех материальных желаний ребенка. Слепая, неразумная родительская любовь порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям.
Выделяют несколько типов неправильного воспитания:
Безнадзорность, бесконтрольность — встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние "уличных" компаний.
Гиперопека — жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за-себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что другим "все дозволено". У подростков все это может вылиться в бунт против родительского засилья: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома. Другая разновидность гиперопеки — воспитание но типу "кумира" семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех, только не себя, возникает истероидвая акцентуация характера, приносящая человеку множество переживаний во всей дальнейшей жизни.
Воспитание но тяиу Золушки, т.е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. "Нет ничего хуже притворства доброты, — писал Л. Толстой, — притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба". Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация способствует появлению неврза чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобление
Другой тип - "Жесткое воспитание" — за малейшую провинность бенка сурово наказывают и он растет в постоянном страхе. К. Д. Ушинский указывал, что страх — самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность, приспос ленчество, угодничество возникают на основе страха).
Воспитание в условиях повышенной моральной ответствености — с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские сильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких. Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношния с окружающими.
Одним из самых недопустимых методов воспитания, используемых в семье, является метод физического наказания, когда на детей действуют с помощью страха. Физическое наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребят. Так, у каждого второго наказываемого подростка возникают сложности в адаптации, приспособлении его к коллективу ребят, почти у всех этих детей пропадала охота к учебе.
Ученые выделили это явление в особый феномен и назвали его СООСД — синдром опасного обращения с детьми. В различных странах в законодательствах есть пункты об ответственности лиц, знавших, но не сообщивших о СООСД. Чаще всего физическому наказанию подвергаются мальчики. Впоследствии они сами нередко становятся жестокими. Им начинает нравиться унижать других, бить, издеваться. Причины СООСД кроются в социально-экономическом статусе семьи и характере межличностных отношений. К физическим наказаниям чаще прибегают в семьях с низким статусом отца, со старыми "ременными" традициями, ущемленными матерями, с низкими заработками.
Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы. Поменьше приказов, команд, угроз, чтения морали, а побольше умения слушать и слышать друг друга, стремления к поиску совместных решений, доводов, наблюдений.
Достаточно хороший вариант взаимоотношений, когда родители стараются вникать в интересы детей и дети делятся с ними, но уже возможны некоторые "трещинки" во взаимоотношениях, если родители не обладают необходимой чуткостью и тактом, недостаточно бережно относятся к секретам детей, не успевают за динамизмом развития детей, "сфальшивят" в тоне разговора.
Распространен такой вариант отношений, когда родители хотят вникнуть в интересы и заботы детей, но дети этого не принимают, замыкаются в себе, потому что родители не умеют войти в детский мир без нажима, навязывания своих взглядов, критических замечаний "из-за желания добра", без нервозности и предубеждений. И вот парадоксальное следствие неудачных родительских усилий: "Дорогие родители, если вы будете меня воспитывать, я убегу из дома!"
Не редкость и следующий вариант отношений между родителями и детьми: родители чрезмерно заняты собой, работой, увлечениями или размолвками между собой, и в результате им не до душевного общения с детьми, что порождает у детей чувство обиды и одиночества
Часто жизненные стремления детей могут вызвать в семье конфликты, и справедливые огорчения родителей вызывают односторонние увлечения детей во вред учебе, появление вредных склонностей к курению, выпивке, наркотикам. И хотя родители правы, но их дети обычно убеждены, что правы не родители, а они сами лучше знают, как им жить. Родителям важно разобраться в мотивах, стремлениях детей, проявляя достаточно уважения к их доводам и аргументам и убвр но раскрывая свои аргументы.
Конфликты между родителями и детьми могут быть причинам обоюдной неправоты. Педагогическая несостоа ность родителей, жестокие, варварские методы воспит либо чрезмерная избалованность детей может приводить полному взаимному отчуждению, враждебности между детьми и родителями.

89. Нарушения поведения ребенка в семье

Родителям следует знать и о типичных детских реакциях нарушения поведения:
Реакция отказа (от игр, пищи, от контакта) возникает в ответ на резкое изменение привычного образа жизни, например, когда "домашний ребенок" начинает посещать детсад, когда семья лишается кого-то из близких, и т. п.
Реакция оппозиции заключается в том, что ребенок противодействует попыткам заставить его заниматься нелюбимым делом (убегает из дома, со школьных занятий и т. п.).
Реакция непомерного подражания кому-либо (реальному человеку, персонажу кино, книги) проявляется в копировании одежды, манеры, речи, суждений, поступков. И беда, если кумиром оказывается отрицательный субъект.
Реакция компенсации проявляется в том, что ребенок всеми силами пытается затушевать или устранить какие-либо свои слабости. Так, неудачи в учебе восполняются достижениями в спорте, а учеба под объективным предлогом "занятости" отодвигается на задний план. Или физически слабый мальчик, стремясь не уступить более крепким сверстникам, с поразительным упорством занимается боксом; чтобы доказать свою храбрость, ныряет с высокого моста в реку. Особенно часто возникают конфликты родителей с подростками. Им присуща эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, перепады настроения, сочетание противоречивых свойств и стремлений (застенчивость — развязность, самостоятельность — нерешительность, мягкосердечность — черствость, зависимость от авторитетов — борьба с ними, излишняя самоуверенность — острая потребность в одобрении). В подростковом возрасте проявляются следующие поведенческие реакции: 1) реакция эмансипации (освобождения) проявляется в желании вырваться из-под опеки родителей, учителей, взрослых с их порядком, законами, стандартами и ценностями; стремление поступить по-своему, наперекор родителям и даже здравому смыслу; не воспринимают даже справедливую критику в свой адрес со стороны других; 2) реакция группирования со сверстниками; выделяют: смешанные неустойчивые группы в зависимости от увлечения, обстоятельств; стабильные группы с постоянным лидером, иерархией; такие группы обладают "своей территорией", свободное время проводят в стычках с подобными объединениями; 3) реакция увлечения — хобби — реакция может быть столь сильной, что целиком захватывает подростка, снижает интерес к учебе; увлечение может быть интеллектуальным (музыка, рисование, стихотворчество, радиотехника), телесным (спорт, культуризм, вождение мотоцикла, рукоделие), лидерским (поиск ситуаций, компаний, где можно предводительствовать), накопительским (коллекционирование), эгоцентрическим (выделиться модной одеждой, внешностью; изучением, к примеру, японского языка; увлечение литературным или философским течением), азартным (пари, ситуация риска), коммуникативным (болтовня, сплетничание и т.п.); 4) реакция гиперсексуальности — повышенный интерес к другому полу, сексуальной литературе, порнографии; влюбленность и ухаживание подчас сопровождаются петтингом (интимные ласки), онанизмом, ранней половой жизнью. Если родители не были готовы к закономерным подростковым реакциям эмансипации, группирования, сексуальности и др., с негодованием их воспринимают, то конфликт вд бежен. Перестройка отношения к повзрослевшим детям на нове большой тактичности и терпимости — вот путь к лвд дации конфликта.

90. Воспитательный потенциал семьи

Существует классификация семей не только по составу, но и по характеру взаимоотношений в них. Ю.П.Азаров делит семьи на три типа: идеальная, средняя, негативная или скандально-раздражительная. М.И. Буянов различает такие типы семьи: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная. Выделяют также семьи благополучные, псевдоблагополучные и неблагополучные, в которых имеются явные дефекты воспитания. Как правило, в неблагополучных семьях дети больные, так как за постоянную напряженность и отверженность в семье ребенок расплачивается неврозами и другими болезнями, тесно связанными между собой.
Вместо абстрактного противопоставления "благополучных" и "неблагополучных" семей социологи и криминологи различают семьи с разным воспитательным потенциалом. Г. М. Минь-ковский выделяет по этому признаку 10 типов семьи:
1) воспитательно-сильные;
2) воспитательно-устойчивые;
3) воспитательно-неустойчивые;
4) воспитательно-слабые с утратой контакта с детьми и контроля над ними;
5) воспитательно-слабые с постоянно конфликтной атмосферой;
6) воспитательно-слабые с агрессивно-негативной атмосферой;
7) маргинальные: с алкогольной, сексуальной деморализацией и т. д.;
8) правонарушительские;
9) преступные;
10) психически отягощенные.
В семьях первого типа, доля которых во всем контингенте обследованных Г. М. Миньковским семей составляет 15—20%, воспитательная обстановка близка к оптимальной. Главный ее признак — высокая нравственная атмосфера семьи в целом. Это важнее, чем формальная полнота семьи, хотя вероятность противоправного поведения подростков из неполных семей в 2-3 раза выше, чем из семей с обычной структурой.
Второй тип семьи (35—40% выборки) создает в целом благоприятные возможности для воспитания, а возникающие в семье трудности и недостатки преодолеваются с помощью других социальных институтов, прежде всего школы.
Для третьего типа семьи (10% выборки) характерна правильная педагогическая позиция родителей (например, гиперопека и т. п.), которая, тем не менее, выравнивается благодаря сравнительно высокому общему воспитательному потенциалу семьи.
Четвертый тип (15—20% выборки) объединяет семьи», где родители по разным причинам (плохое здоровье, перегруженность работой, недостаток образования или педагогической культуры) не в состоянии правильно воспитывать детей, утратили контроль за их поведением и интересами, уступив влияние обществу сверстников.
Остальные типы (10—15% выборки) являются с социально-педагогической точки зрения отрицательными, а то и миногенными. Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных и острых конфликтов и в психически отягощенных семьях, в 4-5 раз, семьях, где царят агрессивность и жестокость, в 9-10 раз выше чем у тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях. Дело не только в безнадзорности, с которой связано 80% преступлений (в 20—50% случаев безнадзорным оказывался и потерпевший подросток), но и в том, что дети принимают поведение старших членов семьи как нормальное, обычное, эмоционально отождествляются с poдитeлями и воспроизводят стереотипы их поведения, не задумываясь над тем, насколько они правильны с точки зрения общества.
Исследования свидетельствуют, что современные молодые родители не умеют воспитывать своих собственных детей. Причин этому много. А.П.Ситник называет такие:
—однодетность и малодетность в городских условиях во многих поколениях приводит к тому, что люди не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами, не имеют опыта семейных отношений;
—жизнь порознь со старшим поколением лишает молодые семьи возможности пользоваться мудростью старших в вопросах воспитания детей;
— основательно утрачены традиции народной педагогики;
— если ранее в условиях деревни, где все друг друга знали, родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно, то в условиях города усилилась анонимность общения детей и взрослого населения;
— возрастающие социальные и экономические трудности, низкая зарплата и задержка ее выплаты, полная или частичная безработица и необеспеченность в семьях снижает уровень внутрисемейного эмоционального настроя, повышает конфликтность в семье, ухудшает семейные отношения и воспитание; в отношениях членов семьи повысился уровень взаимной психологической эксплуатации, когда члены семьи стремятся проявить свой характер и статус, сорвать на других членах семьи свое раздражение и агрессию, возникшую в служебной обстановке и бытовой суете.
Дисгармоничная семья является фактором риска для неблагополучного развития личности ребенка. Выделяют несколько вариантов психологического неблагополучия: семьи, где один из членов страдает нервно-психическим расстройством или химической зависимостью (например, алкоголизмом); собственно дисгармоничные семьи, в которых основной проблемой являются отношения между членами семьи. В литературе выделены различные типы дисгармоничных семей: собственно дисгармоничная, деструктогенная, распадающаяся и распавшаяся семьи как ступени перехода от гармонии к полному распаду, а также ригидная псевдосолидарная семья (А. Е. Личко), семья - "театр ", "санаторий ", "крепость ", "Вулкан ", "маскарад" (А. С. Спиваковская); семьи, в которых практикуется неправильный тип воспитания; "трудные" семьи, где социальная ситуация развития ребенка непредсказуема, не подвластна ему и чревата неприятными неожиданностями, когда ребенок никогда не может быть уверен, что сможет получить поддержку родителей, когда ему это потребуется. У детей, растущих в таких семьях, возможно появление следующего ряда личностных черт: низкая самооценка, которая нередко маскируется перфекционизмом, т.е. навязчивым стремлением к совершенству во всех делах, контролированием других, проявлением презрения к людям, появлением чувства вины, стыда; сама способность выражать собственные чувства и понимать чувства других людей у них снижена. Дети из трудных семей не склонны верить в то, что к ним испытывают симпатию, дружеское расположение, любовь; не могут быть искренни в отношениях со сверстниками. Вынужденные скрывать многое из своей семейной жизни, они привыкают автоматически лгать, когда ложь не служит достижению каких-либо выгод, говорится как бы по инерции. Страх отвержения и потери в отношении с другими, низкая самооценка, неуверенность и болезненное реагирование на внезапные изменения ситуации придают детям из трудных семей невротические черты и лают более вероятным возникновение у них неврозов.

91. Основные параметры материнского отношения
к ребенку в семье

Родительско-детское взаимодействие в значительной мере зависит от материнского отношения к ребенку, т.е. "репертуар", "тональность" действий матери, адресуемых ребенку, порождают у него соответствующие ответные действий и переживания. Структура родительски-детского взаимодействия насыщает субъективный опыт ребенка, формирует базисный слой, эмоциональную сферу ребенка, подкрепляя одни переживания и ослабляя, даже угнетая другие. Эмоции ребенка начинают, в свою очередь, опосредовать его связи с окружающим миром, они задают тип эмоционального поведения, динамику и избирательность его поведения в детской и даже последующей взрослой жизни.
Материнское отношение как сложное, системно организованное качество поведения матери является результатом взаимодействия многочисленных мотивационных отношений:
1) совокупность ранее сложившихся у матери установок и ценностных ориентации как устойчивых конструктов сознания в отношении ребенка (ребенок как самоценность или отношение к нему занимает подчиненное положение в иерархии других мотивационных отношений — профессиональных, престижных и т.д);
2) особенности структуры личности матери, ее преобладающих черт (например, рационализм или эгоистичность, или эмпатийность, чувствительность, внушаемость и т.д.);
3) система мотивационных отношений как результат конкретных способов взаимодействия между ребенком и родителями.
Можно выделить параметры взаимодействия :
— характер действий матери, адресованных ребенку, и соответственно характер ответных действий ребенка;
— характер эмоциональных переживаний матери, вызванных взаимодействием с ребенком и соответственно ответные эмоциональные проявления в поведении ребенка;
Параметры материнского отношения :
— выраженность в поведении матери эмоций, адресованных ребенку и их модальные характеристики (поддержка, подавление, отвержение, или агрессия);
— эмоциональность матери в целом (неэмоционалы эмоциональная, но уравновешена, аффективная, конфлш ная);
— психологическая дистанция между матерью и ребевд (эмоциональная дистанция, пространственно-физическая станция и пр.);
— доминирующие реакции реального взаимодействия (вербальный контакт, тактильный и зрительный контакт и т.п.);
— способность матери к поддержанию комфортного стояния ребенка в условиях стресса (умеет ли защитить столкновении с опасностью, агрессивной средой).
Возможно выделение 4 типов материнского отношения;
— эмоционально поддерживающее и принимающее;
— эмоционально подавляющее;
— эмоционально отвергающее;
— жестко агрессивное.
По характеру доминирующих эмоций в каждом из поведения материнского отношения могут быть выделены разные варианты:
— в эмоционально поддерживающем отношении быть варианты — оптимистическое, спокойное и ypai шенное отношение; либо с проявлениями пессимизма, депрессии; либо аффективное, неуравновешенное, взрывчатое;
— в эмоционально подавляющем отношении возможны варианты — рациональное, форсированно развивающее, отношение; либо тревожное, депрессивное; либо с повышенной моральной ответственностью, с гиперсоциальной ориентацией;
— в эмоционально отвергающем отношении возможны варианты: властно-авторитарное, либо властно-подавляющее, либо безучастно-равнодушное, либо конфликтное;
— в жестко агрессивном отношении возможны варианты: пренебрегающее, принижающе-уничижающее отношение; либо с садистскими тенденциями, либо с проявлениями насилия.

92. Формы зависимого поведения ребенка в семье

Исследования Сирса показали, что поведение и воспитательный стиль родителей влияет на формирование различных форм зависимого поведения ребенка. Сирс выделяет 5 форм зависимого поведения:
• "Поиск негативного, отрицательного внимания" — ребенок привлекает внимание с помощью ссор, неподчинения указаниям родителей и требованиям, проявляет агрессивность. Эта форма поведения ребенка возникает, если проявляется: прекращение внимания к ребенку со стороны матери ("занятая мать" в отличие от "внимательной матери"); слабость ограничительных требований; сильное участие в воспитании отца, поскольку он не доверяет матери; такое поведение может проявляться у "папиных дочек", которые привязаны к отцу и разлука с ним вызывает у них проявления зависимости агрессивного типа. Снисходительность родителей и слабое расположение отца к сыну, пренебрежение к сыну — обусловливают агрессивно-зависимое поведение мальчиков.
• "Поиск постоянного подтверждения" — извинения, просьбы, обещания, поиск защиты, утешения, помощи или руководства со стороны родителей. Эта форма зависимого поведения связана с высокими требованиями достижений со стороны обоих родителей. Если отец для девочки более значимая фигура, чем мать, если девочка чувствует ревность к матери и сталкивается с высокими требованиями матери, и с высокими стандартами достижений, предъявляемыми отцом, то иждивенчески-зависимое поведение ярко проявляется у девочек. У мальчика подобный стиль поведения возникает, если мать холодна, выдвигает ограничительные требования, не поощряет самостоятельность и зависимость ребенка.
• "Поиск позитивного внимания" — поиск похвалы, включает усилия, направленные на получение одобрения от окружающих людей. Указанная форма зависимого поведения формируется, если мать проявляет терпимость по отношению к поведению дочери, поощряет зависимость «от поиска похвалы" у дочери и считает, что она на нее похожа, если мать мало участвует в уходе за дочерью, но показывает строгость к проявлениям агрессивности и сексуальности дочери; указанное поведение у мальчиков является следствием длительнй фрустрации. А самостоятельность у мальчиков формирует! при отсутствии условий для зависимости от похвалы, всле| ствие терпимости родителей, их редких наказаний ребенка!
• "Пребывание поблизости" — постоянное присутствие ребенка возле другого ребенка, или группы детей, либо взрослых. У девочек эта форма поведения возникает при отсутствии ограничительных требований и малом ожидании родителя» зрелого поведения у дочери. Если мать оценивает сына кака менее зрелого, проявляет недостаточные требования в отношении чистоплотности, строго следит за проявлением aгрессивности у сына, невысоко оценивает мужа, не доверяя ему потому, что он действует в противоположном направлении, то это приводит к инфантилизации мальчика из-за не пределенности для него, какое именно поведение заслуживает поощрения.
• "Прикосновение и удержание" — обнимание, прикосновение, удерживание других ребенком; такая форма зависимого поведения проявляется, если мать и отец лишены тревожности и требовательности и наблюдается атмосфера инфантилизации.
Успех каждого метода воспитания, подчеркивает, что зависит от умения родителей найти средний путь. Правильным должны стать: ни слишком сильная, ни слишком слабая зависимость, ни слишком сильная, ни слишком слабая идентификация. В школьные годы зависимость ребенка от семьи уменьшается, а от учителя и группы сверстников — возрастает, но эти изменения определяются прежним опытом ребенка, сформировавшимися формами зависимого поведения. В целом ребенок ведет себя так, как он был воспитан своими родителями. По Сирсу, детское развитие — зеркало практического воспитания ребенка

93. Показатели родительского поведения

Выделяют следующие показатели родительского поведения (Эйдемиллер):
1. Уровень протекции в процессе воспитания. Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени родители уделяют воспитанию подростка. Наблюдаются два отклонения уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипо-протекция). О гиперпротекции говорим тогда, когда родители уделяют подростку крайне много сил, времени, внимания, когда его воспитание стало центральным делом в жизни родителей, основным, чему посвящена жизнь. Гипопротекция — случай крайне пониженного уровня протекции. Подросток при этом оказывается на периферии внимания родителей, до него "руки не доходят", родителю "не до него". За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное
2. Степень удовлетворения потребностей подростка — в какой мере деятельность родителей настроена на удовлетворение потребностей подростка, как материально-бытовых (в питании, одежде, предметах развлечения), так и духовных (и прежде всего — в его общении с родителями и их любви и внимании). Так называемое "спартанское воспитание" — пример высокого уровня протекции (родитель много занимается воспитанием, уделяет ему большое внимание) и низкого удовлетворения потребностей подростка. В степени удовлетворения потребностей также возможны два отклонения: во-первых, потворствовании говорят в том случае, когда родители стремятся к максимальному удовлетворению любых потребностей подростка. Они "балуют" его. Любое его желание для них — закон. Объясняя необходимостьтакого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией: "слабость" ребенка, его исключительность, желание дать ему то, чего в свое время был лишен сам родитель; то что подросток растет один, без отца; и т.п.; во-вторых, игнорирование потребностей подростка. Данный стиль воспитания характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей подростка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребности в эмоциональном контакте, общении с родителями, в их любви.
3. Количество требований к подростку в семье. Требования к подростку — неотъемлемая часть воспитательного процесса. Это и "обязанности" подростка, т. е. задания, которые под сток выполняет (учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи). Далее, это — требования-запреты (то, чего подросток не должен делать). Невыполнение требования подростком предусматривает санкции от мягкого осуждения до сурового наказания. Формы нарушения системы требований к подростку различны. Рассмотрим нарушения в системе обязанностей подростка — в количестве этих обязанностей:
— Чрезмерность требований (обязанностей) — повышенная моральная ответственность. Требования к подростку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям, не только не содействуют развитию личности, напротив, ставят его под угрозу. Особенно важны два случая чрезмерности обязанностей. В одном на подростка перекладывается более или менее значительная часть обязанностей родителей (ведение хозяйства, уход за малолетними детьми). Такие родители, как правило, осознают, что подросток очень загружен, но не видят чрезмерности нагрузки. Они уверены к тому же, что этого требуют обстоятельства, в которых семья находится в данный момент.
В другом случае от подростка ожидают значительных не соответствующих его способностям успехов в учебе или, других престижных занятиях (художественная самодеятельность, спорт и т. п.).
— Недостаточность обязанностей подростка (в этом случае подросток имеет минимальное количество обязанной в семье, трудно привлечь подростка к какому-нибудь делу по дому).
4. Количество требований-запретов. Требования-запреты, т.е. указания на то, что подростку делать нельзя, определяют прежде всего, степень самостоятельности подростка, возможность самому выбирать способ поведения. И здесь возможно два отклонения: чрезмерность и недостаточность требований-запретов.
Чрезмерность требований-запретов (доминирование): этом случае подростку "все нельзя". Перед ним ставится огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Такое положение стимулирует у стеничных подростков развитие реакции эмансипации (протеста против родителей и любого авторитета), у менее стеничных провоцирует развитие черт сензитивной и психастенической акцентуаций. Родители стремятся подавить даже самостоятельность мысли подростка).
Недостаточность требований-запретов к подростку (в этом случае подростку все можно. Даже если и существуют какие-то запреты, подросток легко нарушает их. Он сам определяет время возвращения вечером домой, круг друзей, вопрос о курении и употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Такое воспитание стимулирует развитие подростка по гипер-тймному и, особенно, неустойчивому типам).
5. Строгость санкций. Чрезмерность санкций (жесткий стиль воспитания). Для этих родителей характерна приверженность к строгим наказаниям, чрезмерная реакция даже на незначительные нарушения.
Минимальность санкций. Родители склонны обходиться без наказаний или применяют их редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результате любых наказаний.
6. Неустойчивость стиля воспитания. Резкая смена стиля воспитания (смена воспитательных приемов) — переходит очень строгого к либеральному и, наоборот, переход от значительного внимания к подростку к его эмоциональному от-вержению — относительно часто встречается в семьях подростков с отклонениями характера. Такой стиль, по наблюдению немецкого психиатра К. Леонгарда, содействует формированию таких черт, как упрямство, склонность противостоять любому авторитету. Родители таких подростков, как правило, признают значительные колебания в воспитании подростка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.
Негативные особенности родительского поведения являются причиной формирования отклоняющегося поведения и невротичного состояния детей. Например, потворствующая гиперпротекция (потворствование + повышенная протекция).
Подросток в центре внимания семьи, и семья стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот метод воспитания содействует развитию истероидных и гиперпротекцных черт характера у подростка.
Доминирующая гиперпротекция (доминирование + перпротекция). Подросток в центре внимания родителей, которые отдают ему массу сил и времени, в то же время лишая его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У гипертимных подростков такое воспитание усиливает реакцию эмансипации. При психастенической, сензитивной, астено-невротической акцентуации характера оно усиливает астенические черты.
Эмоциональное отвержение образуется сочетанием по женной протекции, игнорированием потребностей ребени нередко проявляется в жестоком обращении с подростков крайнем варианте — это воспитание по типу Золушки. При таком типе воспитания усиливаются черты эпилептоида акцентуации характера, а у подростков с эмоционально-лабильной, сензитивной и астено-невротической акцентуациями характера могут формироваться процессы декомпенсации и невротические расстройства.
Повышенная моральная ответственность образуется воспитанием высоких требований к подростку с пониженным вниманием к нему родителей, меньшей заботой о нем. Этот метод воспитания стимулирует развитие черт психастенической центуации характера.
Безнадзорность. Пониженная протекция + пониженный уровень удовлетворения потребностей + пониженный уровень требований к подростку + пониженное число запретов. Подросток предоставлен сам себе, родители не интересуются и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблаго- приятно при акцентуациях по гипертимному, неустойчивому и конформному типам.

94. Причины неправильного родительского воспитания

Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой — это определенные обстоятельства в жизни семьи, чаще — низкая педагогическая культура родителей. В этих случаях может помочь разъяснительная работа и разумная терапия. Нередко основную роль играют нарушения в личности самих родителей. При этом особый интерес для специалиста представляют две группы причин (Э.Г.Эйдемиллер):
1) отклонение характера самих родителей. Отклонения характера и психопатии нередко приводят к определенным нарушениям в воспитании. При неустойчивой акцентуации характера родитель чаще склонен проводить воспитание, характеризующееся пониженным уровням требований к ребенку. Эпилептоидная акцентуация родителей чаще других обусловливает жестокий стиль воспитания, доминирование. Стиль доминирования может вызываться либо сензитивным, либо конформным характером родителей. Истероидная акцентуация у родителя приводит к противоречивому стилю воспитания: демонстративная забота и любовь к ребенку при зрителях и эмоциональное отвержение в их отсутствии. В этих случаях необходимо выявить отклонение характера родителей, убедиться, что именно оно играет решающую роль в возникновении нарушений в воспитании. На осознание родителями взаимосвязи между особенностями своего характера, стилем воспитания и нарушениями в поведении подростка направляется в этом случае основное внимание психотерапевта, школьного психолога и педагога.
2) Личностные проблемы родителей, решаемые за счет подростка. В этом случае в основе нарушений воспитания лежит какая-то чаще всего неосознаваемая потребность. Ее-то родитель и пытается удовлетворить за счет воспитания подростка. В этом случае объяснения родителю неправильности его поведения и уговоры изменить стиль воспитания оказываются безрезультатными: Перед психотерапевтом встает нелегкая задача выявить личную проблему родителя, помочь ему осознать ее, снять действие защитных механизмов, препятствующих такому осознанию. Именно эти случаи, как показывает практика, представляют особую трудность для диагностик»! коррекции.
Расширение сферы родительских чувств. Обусловливае» нарушение: повышенная протекция (потворствующая и доминирующая). Данный источник нарушения воспитая возникает чаще всего тогда, когда в силу каких-либо прич супружеские отношения между родителями оказываются д| рушенными: супруга нет (умер, в разводе), либо отношение ним не удовлетворяют родителя, играющего основную роль воспитании (эмоциональная холодность, несоответствие характеров). Нередко при этом мать (реже отец), сами того не осознавая, хотят, чтобы ребенок, а позднее подросток, стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Они хотят, чтобы он удовлетворял хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в супружеских отношениях (взаимная исключительная привязанность, частично эротические потребности). Отношения с ребенком, а позднее подростком, становятся исключительно важными для родителя. Мать нередко отказывается от повторного замужества. Появляется стремление отдать сыну "все чувства", "всю любовь". В детстве стимулируются эротические отношения к матери (ревность, детская влюбленность). В подростковом возрасте у родителя возникает страх перед наступающей самостоятельностью подростка. Появляется стремление удержать его с помощью потворствующей или доминирующей гиперпротекции.
Стремление к расширению именно супружеских отношений, как правило, не осознается самой матерью. Это желание проявляется косвенно, а часто в высказываниях о том, что ей никто не нужен, кроме сына, в характерном противопоставлении идеализированных отношений с сыном с не удовлетворяющим отношениением с мужем. Иногда такие матери осознают свою ревность к подругам сына, хотя чаще они рационализируют ее в виде многочисленных придирок к ним.
Предпочтение в подростке детских качеств. Обусловливаемые нарушения в воспитании: потворствующая гиперпротекция. В этом случае у родителей наблюдается стремление игнорировать повзросление детей, стимулировать у них детские качества (детскую импульсивность, непосредственность, игривость). Для таких родителей подросток все еще "маленький". Нередко они открыто признают, что маленькие им вообще нравятся больше, что с большими уже не так интересно.
Рассматривая подростка как "еще маленького" родители снижают уровень требований к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию, стимулируя развитие психического инфантилизма.
Воспитательная неуверенность родителей. Обусловливаемое нарушение в воспитании: потворствующая гиперпротекция либо пониженный уровень требований. В этом случае из-за каких-то психологических особенностей родителей происходит перераспределение власти в семье между родителем и подростком. Родитель идет на поводу у подростка, уступает даже в вопросах, в которых, по собственному же мнению, уступать нельзя. Это происходит потому, что ребенок сумел найти к этому родителю подход, нащупать его "слабое место" и использует это, чтобы добиться ситуации "минимум требований — максимум прав". Типичная комбинация в этом случае: бойкий, уверенный в себе подросток, смело ставящий требования, и нерешительный, винящий себя во всех неудачах с подростком родитель. Один из вариантов "слабого места" связан с психастеническими особенностями родителя. Определенную роль в формировании этой особенности могли сыграть отношения родителя с его собственными родителями. В определенных условиях дети, воспитанные требовательным и, эгоцентрическими родителями, став взрослыми, видят в своих детях тех же требовательных эгоцентрических существ, испытывают по отношению к ним то же чувство "неоплатного долга", какое испытывали ранее по отношению к собственным родителям. Характерная черта высказываний таких родителей - признание массы ошибок, совершенных в воспитании. Такие родители боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводовуступить им.
Фобия утраты ребенка. Обусловливаемое нарушение: гиперпротекция (потворствующая или доминирующая). "Слабое место" — повышенная неуверенность родителей, боязнь ошибиться, преувеличение представлений охрупкости "ребенка", его болезнемйости — все это могло развиться в связи с историей рождения ребенка (его долго ждали, обращения к врачам ничего не давали, родился хрупким и болезненным, с большим трудом удалось выходить, и т. п.). Другой источник — перенесенные тяжелые заболевания ребенка, особенно, если они были длительными. Отношения родителей к подростку в этом случае формируются под воздействием накопленного страха утраты ребенка. Этот страх заставляет одних родителей тревожно прислушиваться к каждому пожеланию подростка и спешить с его выполнением (потворствую- щая гиперпротекция), других — докучно опекать его (доминирующая гиперпротекция).
Неразвитость родительских чувств. Обусловливаемые крушения воспитания: гипопротекция, эмоциональное отвержение, "повышенная моральная ответственность", жесткое обращение. Воспитание становится адекватным лишь тогда, когда родителями движут какие-либо достаточно силь- ные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребенку потребность реализовать себя в детях, продолжить себя; слаабость, неразвитость родительских чувств, нередко встречавшаяся у родителей подростков с отклонениями характера. В то же время это явление очень редко осознается, а еще реже признается такими родителями. Внешне оно проявляется в нежелании иметь дело с подростком, в плохой переносимости его общества, в поверхностном интересе к его делам. Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, то, что он сам в свое время не испытал родительского тепла. Другой причиной могут быть особенности характера родителя, например шизоидность. Родительские чувства нередко значительно слабее у очень молодых родителей, усиливаясь с возрастом (любящие бабушка и дедушка). При трудных, напряженных условиях жизни на подростка часто перекладывается значительная часть родительских обязанностей ("повышенная моральная ответственность"), либо к нему возникает раздражительно-враждебное отношение. Типичные высказывания таких родителей содержат жалобы на утомительность родительских обязанностей, сожаление, что эти обязанности отрывают от чего-то более важного и интересного. Для женщин с неразвитым родительским чувством довольно характерны эмансипационные устремления.

<< Предыдущая

стр. 7
(из 9 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>