ОГЛАВЛЕНИЕ

ДОГОВОРЫ ПЕРЕВОЗКИ И ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

Правовое регулирование отношений, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, в значительной мере отличается от регламентации иных видов договорных обязательств. Достаточно сказать, что положениям, регулирующим столь сложные обязательства, как перевозки, законодатель посвятил лишь четырнадцать статей нового Гражданского кодекса (для сравнения глава о купле-продаже насчитывает более ста статей). Дело в том, что основной пласт взаимоотношений грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей традиционно регулируется транспортными уставами и кодексами. Что же касается кодифицированных гражданско-правовых актов, то они, также традиционно, всегда включали в себя лишь отдельные принципиальные положения, определяющие систему правового регулирования перевозок грузов, пассажиров и багажа, а в остальном отсылали к транспортным уставам и кодексам (см., например, глава 32 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г.; глава 13 Основ гражданского законодательства 1991 г.).
Сохранение такого методологического подхода в новом ГК оправданно еще и по той причине, что в соответствии с Кодексом все транспортные уставы и кодексы должны быть приняты на уровне федерального закона (п. 2 ст. 784). В настоящее время на территории Российской Федерации действуют следующие транспортные уставы и кодексы: Кодекс торгового мореплавания Союза ССР, утвержденный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1968 г.' (КТМ СССР); Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. № 12'; (УАТ РСФСР); Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1955 г. (УВВТ СССР); Устав железных дорог Союза ССР, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 6 апреля 1964 г. № 270' (УЖД СССР); Воздушный кодекс СССР, утвержденный Указом Президиума Верховного Совета СССР от II мая 1983 г.' (ВК СССР).
Все названные транспортные уставы и кодексы сохраняют свое действие на территории Российской Федерации с учетом правил, предусмотренных статьей 4 Федерального закона « О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», впредь до принятия и введения в действие новых транспортных уставов и кодексов — федеральных законов. Естественно, названные транспортные уставы и кодексы применяются в части, не противоречащей нормам, содержащимся в главе 40 ГК.
Задача настоящего комментария — раскрыть содержание основных принципиальных положений, регулиру-
' Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, № 39, ст. 351. 'СП РСФСР, 1969, № 2-3, ст. 8. ' СП СССР, 1964, № 5, ст. 36 ' Ведомости Верховного Совета СССР, 1983, № 20, ст. 303.
ющих перевозки грузов, пассажиров и багажа, и показать отличия нового порядка регулирования отношений по перявозке от ранее действовавшего.
Итак, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Кодекс расширяет сферу свободного волеизъявления сторон договора перевозки. 06 этом свидетельствует правило о том, что условия перевозки отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются их соглашением, если транспортными уставами и кодексами, прочими законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (п. 2 ст. 784).
ГРУЗЫ: СОХРАННОСТЬ, СРОКИ, ГАРАНТИИ
Основной договор, опосредствующий перевозки грузов, — это договор перевозки грузов, сконструированный, как и прежде, по модели реального договора: перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомо-ченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за эту перевозку установленную плату (п. 1 ст. 785). Условия такого договора перевозки должны содержаться в соответствующем транспортном документе: на железнодорожном, речном и воздушном транспорте — накладной; на морском транспорте — накладной или коносаменте; на автомобильном транспорте — товарно-транспортной накладной или акте замера (взвешивания). Составление и выдача грузоотправителю транспортной накладной или иного соответствующего перевозочного документа одновременно служит подтверждением заключения договора перевозки грузов.
Из всех договоров перевозки выделяются договоры перевозки транспортом общего пользования, когда в качестве перевозчика выступает коммерческая организация, которая в силу закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) обязана осуществлять перевозки по обращению любого лица. Кодекс установил, что перечень таких организаций, относящихся к транспорту общего пользования, должен публиковаться в установленном порядке. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором, поэтому к нему применяются правила, предусмотренные статьей 426 ГК.
В обязанности перевозчика по договору перевозки груза входит подача грузоотправителю под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом) или договором исправных транспортных средств, т.е. в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. В противном случае отправитель вправе отказаться от поданых транспортных средств.
Следует обратить внимание на то, что отказ от транспортных средств, не пригодных для перевозки груза,
Законодательство. Документы и комментарии
является в соответствии с Кодексом правом, а не обязанностью грузоотправителя. Данное обстоятельство делает необходимым пересмотр многолетней арбитражно-судебной практики, сформировавшейся на основе инструктивных указаний Государственного арбитража СССР от 29 марта 1968 г. № И-1-9 «О практике разрешения споров, возникающих из перевозок грузов по железной дороге»'. Согласно данным инструктивным указаниям (п. 35) при решении вопроса об ответственности за несохранность перевозимых грузов необходимо различать две ситуации, когда факты утраты, недостачи, порчи или повреждения груза имели место по причине технической неисправности подвижного состава или вследствие его непригодности в коммерческом отношении для перевозки данного груза. При этом под пригодностью подвижного состава в коммерческом отношении предлагалось понимать такое техническое и физическое состояние подвижного состава, от которого зависит обеспечение сохранности груза.
В тех случаях, когда поданый под погрузку вагон или контейнер по своему техническому состоянию или в коммерческом отношении не обеспечивал сохранность груза при перевозке, грузоотправитель был обязан отказаться от погрузки вятакой подвижной состав. При несоблюдении грузоотправителем этих условий ответственность за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза, происшедшие по причине неисправности подвижного состава или непригодности его в коммерческом отношении для перевозки данного груза, возлагалась на грузоотправителя. И только в случаях, когда факты утраты, недостачи, порчи или повреждения груза происходили исключительно по причине неисправности подвижного состава, имеющей скрытый характер или возникшей в процессе перевозки груза, ответственность возлагалась на железную дорогу.
Как видим, данное разъяснение Госарбитража СССР и сложившаяся в соответствии с ним арбитражная практика основывались лишь на том, что грузоотправитель обязан отказаться от поданых под погрузку транспортных средств в состоянии, не пригодном для перевозки соответствующего груза. Необходимость пересмотра такой практики представляется очевидной.
Обязанностью грузоотправителя (грузополучателя), предусмотренной ГК, является соблюдение сроков погрузки (выгрузки) грузов в поданые перевозчиком транспортные средства. Такие сроки должны устанавливаться договором, если они не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Нарушение указанных сроков влечет за собой ответственность за сверхнормативный простой поданых под погрузку транспортных средств (см., например, ст. 156 УЖД, ст. 141 УАТ и т.п.).
Правда, обязанность по погрузке (выгрузке) груза может быть возложена как на отправителя (получателя), так и на транспортную организацию. Этот вопрос должен решаться в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии
' См. Систематизированный сборник инструктивных указаний Государственного арбитража при Совете Министров СССР. — М„ Юрид. лит., 1983, с. 212.
с ними правилами. Если погрузка (выгрузка) груза должна осуществляться за счет сил и средств транспортной организации, время, затраченное на эти операции, входит в установленные сроки доставки груза.
Сроки доставки, в течение которых перевозчик обязан доставить пассажира и багаж в пункт назначения, определяются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. При отсутствии таких сроков груз, пассажир, багаж должны быть доставлены перевозчиком в пункт назначения в разумный срок (ст. 792). За нарушение установленных сроков доставки груза (багажа) транспортными уставами и кодексами установлена ответственность в виде штрафа. Размер штрафа поставлен в зависимость от величины просрочки и определяется в процентах (долях) от суммы провозной платы (см., например: ст. 153, 165 УЖД; ст. 188 УВВТ; ст. 64 ВК). На автомобильном транспорте сроки доставки груза (багажа) и ответственность перевозчика за их нарушение установлены лишь в отношении междугородных перевозок (см. ст. 137—138 УАТ).
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК
Наряду с договором перевозки груза, когда предметом договора является доставка конкретного груза в пункт назначения и выдача его получателю, Кодекс определяет и в определенной степени регулирует договоры организации перевозок и договоры между транспортными организациями.
По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные соки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798). Условиями договора об организации перевозки являются: объемы, сроки и порядок предоставления транспортных средств, а также предъявления грузов для перевозки; порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.
К числу договоров об организации перевозки, широко применяемых на практике, относятся навигационные договоры — на морском и речном транспорте; специальные договоры — на воздушном транспорте; годовые договоры — на автомобильном транспорте.
В соответствии с ГК (ст. 799) между организациями различных видов транспорта могут заключаться также договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов, а именно: узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и другие. Так, до настоящего времени отношения по централизованному завозу (вывозу) грузов, складывающиеся между автомобильным транспортом и организациями других видов транспорта, регулируются: Правилами централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом общего пользования на станции железных дорог, расположенные на территории РСФСР, утвержденными Министерством путей сообщения СССР и Министерством автомобильного транспорта РСФСР 27 октября 1976 г.; Правилами централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом в аэропорты в РСФСР, утвержденными Министерством гражданской авиации СССР и Министерством
автомобильного транспорта РСФСР 23 июля 1973 г.; Правилами централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом в морские порты в РСФСР, утвержденными Министерством морского флота СССР и Министерством автомобильного транспорта РСФСР 12 марта 1973 г.; Правилами централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом в порты (на пристани) внутреннего водного транспорта РСФСР, утвержденными Министерством речного флота РСФСР и Министерством автомобильного транспорта РСФСР 14 февраля 1975 г.'
В качестве приложений к каждым из названных Правил имеются соответствующие типовые договоры, детально регламентирующие взаимоотношения сторон.
Согласно указанным Правилам централизованного завоза (вывоза) грузов и типовым договорам на станции железных дорог, порты (пристани) и аэропорты возложены обязанности принимать от автотранспортных предприятий и сдавать им грузы, осуществлять погрузку автомобилей, закрепление, укрытие и увязку грузов, а также разгрузку автомобилей, снятие креплений и покрытий и другие обязанности.
В соответствии с ГК (ст. 799) регулирование договоров между организациями различных видов транспорта об организации работы по обеспечению перевозки грузов может осуществляться транспортными уставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами. Поэтому в этой области правовое регулирование должно быть поднято, как минимум, на уровень постановления Правительства Российской Федерации, что позволило бы избежать ведомственного нормотворчес-тва.
ПАССАЖИР
Особое место в регулировании отношений, связанных с перевозкой, занимает договор перевозки пассажира (ст. 786). По такому договору перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить этот багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир, в свою очередь, обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа. Уже из самого определения договора перевозки пассажира следует, что этот договор, в отличие от договора перевозки конкретного груза, является консенсуальным, т.е. после приобретения билета или багажной квитанции договор считается заключенным, а пассажир получает право требовать от перевозчика выполнения им своих обязанностей. Кроме того, непосредственно Кодексом пассажиру предоставлен ряд дополнительных прав, а именно: перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; перевозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.
Главная же особенность договора перевозки пассажира заключается в том, что в качестве его стороны,
' См. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. М., Транспорт, 1979, с. 98-148.
потребляющей услуги по перевозке, выступает гражданин. Именно для этих и им подобных правоотношений законодатель в Федеральном законе «О введении в действие части второй Граждаского кодекса Российской Федерации» (ст. 9) предусмотрел, что в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской федерации «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
Поэтому права, предоставленные ГК пассажиру по договору перевозки, далеко не исчерпывают объема прав гражданина, заключившего с транспортной организацией договор перевозки пассажира.
ЦЕНЫ И ТАРИФЫ
Основной обязанностью как грузоотправителя по договору перевозки груза, так и пассажира по договору перевозки пассажира или багажа является внесение провозной платы за перевозки. В качестве основного правила Кодексом предусмотрено, что провозная плата, взимаемая с грузоотправителя и пассажира, устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (ст. 790).
Однако при перевозке грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования плата за перевозку определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Данное положение корреспондирует норме, содержащейся в ст. 424 ГК, допускающей в случаях, предусмотренных законом, применение цен (тарифов), устанавливаемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами. Не следует забывать также, что договор перевозки транспортом общего пользования относится к категории публичных договоров, основные условия которого, в том числе цена, должны быть одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (см. ст. 426). Соблюдение этого требования можно обеспечить лишь путем установления единых тарифов провозной платы. Если же в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате в отношении отдельных категорий пассажиров или грузоотправителей, транспортной организации, осуществляющей перевозки соответствующих пассажиров или грузов, должны быть компенсированы все ее расходы, связанные с осуществлением перевозок на льготных условиях (п. 5 ст. 790).
Вместе с тем независимо от того, относится ли перевозчик к организациям транспорта общего пользования, выполняемые им по требованию грузовладельца работы и услуги, не предусмотренные тарифами, подлежат оп-
Законодательство. Документы и комментарии
лате в размере, определяемом исключительно по соглашению сторон.
Для перевозчика способом обеспечения исполнения грузоотправителем, грузовладельцем или владельцем багажа обязанности по внесению провозной платы и других причитающихся перевозчику платежей будет служить предоставленное ему право удерживать переданные ему грузы и багаж до выполнения указанными лицами своей обязанности. Данное право может быть реализовано перевозчиком, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства (п. 4 ст. 790).
Как известно, удержание кредитором имущества должника до исполнения им своего обязательства, является одним из способов обеспечения исполнения обязательств (см. ст. 329), который включает в себя возможность для кредитора удовлетворить свои требования за счет удерживаемого имущества должника путем обращения на него взыскания в порядке, предусмотренном для удовлетворения требований, обеспеченных залогом (ст. 360).
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
В ГК впервые включена самостоятельная статья об ответственности за нарушение обязательств по перевозке (ст. 793), содержащая положения, распространяющиеся на перевозки всеми видами транспорта. Ранее подобные нормы содержались лишь в транспортных уставах и кодексах применительно к перевозке соответствующими видами транспорта (см., например, ст. 126 УАТ, ст. 143 УЖД и др.).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке влечет для стороны, допустившей нарушение, применение ответственности, предусмотренной ГК, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Считаются недействительными любые соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении ответственности, установленной законом. Исключение составляют лишь случаи, когда возможность таких соглашений предусмотрена транспортными уставами и кодексами.
Ранее такое общее правило действовало только в отношении ответственности по обязательствам, вытекающим из договора перевозки транспортом общего пользования (см. п. 2 ст. 100 Основ 1991 г.).
Конечно же, в ГК не могли быть включены нормы об ответственности за все виды нарушений договорных обязательств по перевозке. Это является предметом регулирования для транспортных уставов и кодексов. Вместе с тем, следуя традиции кодифицированных гражданско-правовых актов, Кодекс содержит статьи об ответственности за неподачу транспортных средств перевозчиком и неиспользование поданых транспортных средств отправителем (ст. 794), а также за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа (ст. 796).
Перевозчик за неподачу транспортных средств в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным до-
говором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданых транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В ныне действующих транспортных уставах и кодексах нормы об ответственности за названные нарушения сконцентрированы в статьях об ответственности транспортной организации и грузоотправителя за невыполнение плана перевозок. Данная ответственность установлена в виде штрафа, носящего характер законной исключительной неустойки. Что касается убытков, то они могут быть взысканы лишь в случаях и в пределах, предусмотренных транспортными уставами и кодексами (см., например, ст.ст. 144, 155, 159 УЖД; ст.ст. 198, 204 УВВТ; ст.ст. 127, 145, 150 УАТ; ст. 139 КТМ; ст. 86 ВК).
Особенностью имущественной ответственности за невыполнение плана перевозок является то, что она наступает независимо от вины или от иных факторов, свидетельствующих о случайном характере допущенных нарушений. Вместе с тем транспортные уставы и кодексы предусматривают основания освобождения от ответственности за невыполнение плана перевозок как в отношении грузоотправителя, так и перевозчика. Причем в качестве таких оснований называются обстоятельства, которые могли иметь место по вине соответственно грузоотправителя или транспортной организации, тем не менее освобождаемых от ответственности за невыполнение плана перевозок (см., например, ст.ст. 145, 146 УЖД; ст.ст. 183, 184, 187 УВВТ; ст. 93 ВК; ст. 131 УАТ).
В отличие от ранее действовавшего общегражданского законодательства Кодекс (п. 2 ст. 794) предусмотрел перечень оснований освобождения перевозчика и грузоотправителя от ответственности соответственно за неподачу транспортных средств либо неиспользование поданых транспортных средств, имеющие распространение на отношения грузоотправителей с транспортными организациями всех видов транспорта. К числу таких оснований относятся: непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения) и военные действия; прекращение или ограничение перевозки грузов В определенных направлениях, осуществленные в соответствии с порядком, установленным транспортными уставами и кодексами; иные обстоятельства, предусмотренные транспортными уставами и кодексами.
Принципиальные изменения внесены ГК в правовое регулирование ответственности перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа (ст. 796).
Ранее подход к формулированию общих принципов ответственности перевозчика за несохранность принятого к перевозке груза или багажа включал в себя две позиции. Во-первых, действовала норма, согласно которой перевозччччччвечает за несохранность груза, если не докажет, что утрата, недостача, повреждение или порча груза имели место не по его вине. Во-вторых, транспортным уставам и кодексам была предоставлена возможность установить случаи, когда доказательство
107
вины перевозчика в утрате, недостаче или повреждении (порчи) груза возлагается на получателя или отправителя (см. ст. 382 ГК РСФСР 1964 г.).
Транспортные уставы и кодексы широко воспользовались возможностью, предоставленной им общегражданским законодательством, предусмотрев целый ряд оснований освобождения перевозчика от ответственности за несохранность груза. Применительно ко всем транспортным уставам и кодексам можно выделить следующие случаи, когда перевозчик, не обеспечивший сохранность перевозимого груза, тем не менее слагал с себя ответственность:
— доставка груза в пункт назначения в исправных перевозочных средствах (вагонах, судах, грузовых помещениях, автомобилях, контейнерах) за исправными пломбами грузоотправителя, в исправной таре без следов вскрытия в пути и на исправном открытом подвижном составе без перегрузки в пути с исправной защитной маркировкой или исправной увязкой, либо при наличии других признаков, свидетельствующих о сохранности груза (см. п. «а» ст. 149 УЖД; п. «6» ст. 192 УВВТ; ч. 1 ст. 162 КТМ; п. «а» ст. 133 УАТ);
— перевозка груза в сопровождении проводника (экспедитора) грузоотправителя или грузополучателя (п. «в» ст. 149 УЖД; п. «а» ст. 192 УВВТ; п. «в» ст. 133 УАТ; ч. 2 ст. 162 КТМ);
— отгрузка груза с риском его утраты либо повреждения при перевозке: перевозка на открытом подвижном составе, когда воздействие естественных причин может привести к недостаче, порче или повреждению груза (п. «б» ст. 149 УЖД; ч. 1 п. «б» ст. 192 УВВТ; п. «6» ст. 133 УАТ); отгрузка груза в таре, не соответствующей свойствам груза или установленным стандартам при отсутствии следов повреждения тары в пути;
— недостача груза в пределах норм естественной убыли (п. «г» ст. 149 УЖД; п. «д» ст. 192 УВВТ; п. «г» ст. 133 УАТ).
Практическое значение указанных оснований освобождения перевозчика от ответственности за несохранность грузов заключалось в том, что бремя доказывания вины перевозчика в необеспечении сохранности перевозимых материальных ценностей возлагалось на грузополучателя, который, как правило, был лишен возможности представить соответствующие доказательства. Перевозчику же достаточно было сослаться на одно из приведенных обстоятельств, чтобы освободить себя от какой-либо ответственности. Фигурально выражаясь, перевозчик отвечал не за груз, а за исправность пломбы грузоотправителя.
Мы не случайно привели перечень правовых норм, содержащихся в транспортных уставах и кодексах и автоматически освобождающих перевозчика от ответственности за утрату, недостачу, повреждение (порчу) перевозимых грузов.
Начиная с 1 марта 1996 г. все эти нормы лишены юридической силы.
В соответствии с ГК (ст. 796) перевозчик отвечает за несохранность груза или багажа, происшедшую после его принятия к перевозке и до выдачи грузополучателю или управомоченному лицу, если не докажет, что утра-
та, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Кодекс не предоставляет транспортным уставам и кодексам возможность устанавливать основания освобождения перевозчика от ответственности за несохранность груза, как это имело место ранее.
Такой подход соответствует общим положениям обязательственного права об ответственности должника за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (см. ст. 401 ГК), а в процессуальном смысле он означает, что при предъявлении иска в суд грузополучатель (грузоотправитель) должен представить документы, подтверждающие принятие перевозчиком груза к перевозке (транспортная накладная и иные перевозочные документы), а также факт несохранности этого груза. А перевозчик должен представить доказательства, подтверждающие отсутствие его вины в необеспечении сохранности груза при перевозке. При этом судом должны приниматься во внимание все обстоятельства, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Размер ответственности перевозчика, не обеспечившего сохранность груза (багажа), как и ранее, определяется: в случае утраты или недостачи груза или багажа — стоимостью утраченного или недостающего груза (багажа); в случае повреждения (порчи) груза или багажа — суммой, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности его восстановления стоимостью груза (багажа); в случае утраты груза (багажа), сданного к перевозке с объявлением его ценности, — объявленной стоимостью груза (багажа).
В Кодексе содержится правило, позволяющее во всех случаях определить стоимость сданного к перевозке груза или багажа, а следовательно, и размер ущерба, подлежащего возмещению перевозчиком при необеспечении его сохранности. Суть этого правила заключается в том, что необходимо исходить из цены, указанной в счете продавца (поставщика) или предусмотренной соответствующим договором, а при отсутствии такой цены берется во внимание цена, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Обязанностью перевозчика, не обеспечившего сохранность перевозимого груза (багажа), является также возврат грузоотправителю (грузополучателю) провозной платы, удержанной за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза (багажа), если плата не входит в стоимость груза (багажа).
СУДЕБНЫЕ СПОРЫ
В Кодексе имеется еще одна новелла, которая будет иметь принципиальное значение в деле повышения ответственности перевозчика за необеспечение сохранности перевозимого груза (багажа). Имеется в виду норма, согласно которой коммерческий акт и другие документы о причинах несохранности груза или багажа, составленные перевозчиком в одностороннем порядке, должны оцениваться судом наряду с другими документами,
Законодательство. Документы и комментарии
удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа (п. 4 ст. 796).
Таким образом, коммерческий акт, который ранее «безраздельно господствовал» над всеми иными доказательствами причин утраты, недостачи, повреждения (порчи) грузов или багажа при перевозке и зачастую выступал в роли единственного и бесспорного доказательства, утратил это свое значение. При рассмотрении споров суд должен принимать во внимание все имеющиеся доказательства и оценивать коммерческий акт в совокупности с ними.
Существенным образом изменен Кодексом претензи-онно-исковой порядок урегулирования споров, возникающих из перевозок грузов или багажа (ст. 797).
Заслуживает быть отмеченным уже сам факт сохранения претензионного порядка урегулирования споров. Данное обстоятельство нашло отражение в тексте Кодекса в виде положения о том, что до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом и кодексом. Необходимость сохранения претензионного порядка очевидна: транспортные организации имеют в качестве своих клиентов тысячи организаций -грузовладельцев, поэтому при возникновении конфликтов они должны иметь возможность разобраться в сложной документации, объявив при необходимости розыск груза, запросить сведения иных транспортных организаций, участвовавших в перевозке груза, и т.п.
Обращает на себя внимание, что претензия должна быть предъявлена в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Правом на предъявление претензии наделены: по поводу утраты груза — грузополучатель и грузоотправитель при условии представления квитанции в приеме груза к перевозке (коносамента); в случаях недостачи, порчи или повреждения груза, просрочки в его доставке — грузополучатель при условии предъявления транспортной накладной (коносамента) и коммерческого акта; по поводу излишне уплаченных провозной платы и иных платежей — грузоотправитель и грузополучатель при условии представления накладной (коносамента); при утрате багажа — лицо, предъявившее багажную квитанцию; в случаях недостачи, порчи или повреждения багажа — предъявитель выданного перевозчиком акта, удостоверяющего допущенное нарушение; по требованиям, вытекающим из перевозки пассажира, — этот пассажир (см., например, ст.ст. 169, 170 УЖД; ст. 219 УВВТ; ст. 296 КТМ).
Право на предъявление претензии, предоставленное соответствующим транспортным уставом или кодексом, не может быть передано другому лицу, за исключением случаев, когда такое право передается грузоотправителем грузополучателю, грузополучателем грузоотправителю, либо их вышестоящим организациям; а также транспортно-экспедиционным организациям (на морском транспорте — также страховщику). Передача права на предъявление претензии должна быть удостовере-
на переуступочной надписью на перевозочном документе (см. ст. 172 УЖД; ст. 161 УАТ; ст. 297 КТМ; ст. 211 УВВТ; ст. 114 ВК).
К претензии должны быть приложены документы, свидетельствующие о наличии у предъявителя права на обращение с претензией (см., например, ст. ст. 169, 173 УЖД; ст.ст. 219, 233 УВВТ; ст. 298 КТМ). Претензия должна иметь подпись управомоченного лица.
Таковы основные требования, относящиеся к порядку предъявления претензий транспортным организациям.
В отличие от ранее действовавшего законодательства (ст. 384 ГК РСФСР 1964 г.) Кодекс не установил каких-либо сроков на предъявление претензий и не предоставил такую возможность транспортным уставам и кодексам. Поэтому все многочисленные нормы, содержащиеся в транспортных уставах и кодексах, в которых определяются такие сроки, утратили силу. Указанные сроки на предъявление претензий к транспортным организациям носили преклюзивный характер, а принимая во внимание имевшееся у транспортных организаций право возвратить предъявленную претензию грузоотправителю (грузополучателю) без рассмотрения по формальным основаниям, зачастую служили непреодолимым препятствием на пути предъявления каких-либо требований перевозчику. Сегодня главное, чтобы претензия была предъявлена перевозчику в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом, и в пределах установленного срока исковой давности.
Кстати, срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, увеличен Кодексом до одного года, вместо двух месяцев, как это было определено ранее действовавшим законодательством.
В ГК имеется отдельная статья, предусматривающая ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира. В этих случаях ответственность перевозчика будет определяться по правилам, предусмотренным главой 59 ГК (обязательства вследствие причинения вреда). Правда, это не исключает возможность установления в отдельном законе или договоре перевозки повышенной ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира.
ТРАНСПОРТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ
Договор транспортной экспедиции впервые регулируется Кодексом в качестве самостоятельного гражданско-правового договора, которому посвящена отдельная глава. Суть обязательства, возникающего из договора транспортной экспедиции, состоит в том, что одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента), в качестве которой выступает грузоотправитель или грузополучатель, выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801).
Ранее транспортно-экспедиционное обслуживание рассматривалось законодательством в качестве определенного набора дополнительных к перевозке груза операций и услуг, выполняемых для грузоотправителя или
109
грузополучателя транспортной или иной специализированной организацией. Регулировались указанные правоотношения в минимальной степени транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами перевозок грузов.
Одним из наиболее развитых было правовое регулирование транспортно-экспедиционного обслуживания грузоотправителей и грузополучателей, осуществляемое организациями автомобильного транспорта. Данное обстоятельство объясняется двумя причинами. Во-первых, на автомобильном транспорте перевозка груза производится автотранспортной организацией, как правило, без сопровождения его экспедитором грузоотправителя (грузополучателя), а функции экспедитора возлагаются на водителя автотранспортной организации — т.н. шофера-экспедитора (см. ст. 49—50 УАТ). Во-вторых, в свое время после долгих дискуссий между транспортными министерствами и ведомствами на Министерство автомобильного транспорта РСФСР было возложено выполнение функций по транспортно-экспедиционному обслуживанию грузоотправителей и грузополучателей при централизованном завозе (вывозе) грузов на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты. В связи с этим в УАТ был включен раздел VIII «Транспортно-экспедиционные операции и услуги, оказываемые предприятиями и организациями автомобильного транспорта общего пользования ».
В соответствии с УАТ отношения, связанные с транспортно-экспедиционным обслуживанием, регламентировались специальным нормативным актом: Правилами транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий, организаций и учреждений в РСФСР, утвержденными Министерством автомобильного транспорта РСФСР 13 ноября 1980 г. по согласованию с Госпланом РСФСР и Государственным арбитражем РСФСР. Впоследствии указанные Правила стали самостоятельным разделом Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом'.
УАТ и Правила определили нормы, регулирующие транспортно-экспедиционное обслуживание, дифферен-цированно применительно к прямому автомобильному сообщению и смешанному автомобильно-железнодорожному, автомобильно-водному и автомобильно-авиационному сообщению.
При перевозках грузов в прямом автомобильном сообщении автотранспортные организации выполняют для грузоотправителей и грузополучателей по годовым договорам перевозки грузов обязательные и дополнительные транспортно-экспедиционные услуги. К числу транспортно-экспедиционных услуг, выполняемых в обязательном порядке, относятся: прием грузов к перевозке автомобильным транспортом по надлежаще оформленным грузоотправителями товарно-транспортным документам; сопровождение и охрана грузов при перевозке автомобильным транспортом; сдача грузов грузополучателям с надлежащим оформлением им товарно-транспортных документов. Указанные услуги выполняются
'См. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, М., транспорт, 1984, стр. 101,
шофером-экспедитором соответствующей автотранспортной организации.
В годовых договорах перевозки грузов автомобильным транспортом по согласованию сторон может быть предусмотрено также выполнение автотранспортной организацией ряда дополнительных транспортно-экспедиционных операций и услуг, в частности: ведение учетных карточек для грузоотправителей по выполнению плана перевозок; предварительная подготовка груза к перевозке (подсортировка, затаривание, пакетирование и т.п.); внутрискладская переработка грузов; погрузка и выгрузка грузов; кратковременное хранение грузов на складах автотранспортных организаций.
Гораздо богаче выглядит набор транспортно-экспедиционных операций и услуг, выполняемых автотранспортными организациями при осуществлении централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом на станции железных дорог, в морские и речные порты (на пристани) и аэропорты. Здесь тоже имеются как обязательные, так и дополнительные операции и услуги. В обязательном порядке автотранспортные организации должны обеспечить: представление станциям железных дорог, морским, речным портам (пристаням) и аэропортам заявки на отправление грузов; получение разрешения (визы) на завоз грузов; прием грузов от грузоотправителей, сдача грузов станциям железных дорог, морским, речным портам и аэропортам; оплата стоимости перевозок и дополнительных сборов железной дороге, морскому, речному и воздушному транспорту; получение документов, подтверждающих прием грузов другими видами транспорта и оплату им платежей, причитающихся за перевозку, и доставка этих документов грузоотправителям; раскредитование документов на прибывшие в адрес грузополучателей грузы; информация грузополучателей о прибытии грузов; прием грузов от станций железныыыдорог, морских, речных портов (пристаней) и аэропортов; сопровождение и охрана грузов при перевозке автомобильным транспортом; сдача грузов получателям; доставка грузополучателям транспортных и других документов.
В годовых договорах на централизованную перевозку грузов по согласованию сторон может предусматриваться выполнение автотранспортными организациями дополнительных транспортно-экспедиционных операций и услуг, и в частности: наведение и выдача справок о движении грузов; маркировка предназначенных к отправлению грузов; завоз грузов на склады, укрупнение мелких отправок и подгруппировка грузов по направлениям и назначению; хранение грузов на складах; погрузка грузов у отправителей и разгрузка у получателей, уведомление об отправке или прибытии грузов.
Содержащиеся в УАТ и названных Правилах нормы, регулирующие транспортно-экспедиционное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей автотранспортными организациями и сегодня сохраняют свое значение. Однако такого рода правоотношения, когда обязанности экспедитора исполняются перевозчиком, уже не могут быть отнесены к числу основных в транспортно-экспедиционном обслуживании (см. п. 2 ст. 801).
Законодательство. Документы и комментарии
Уже в Основах гражданского законодательства 1991 г. (ст. 105) договор транспортной экспедиции был выведен далеко за рамки транспортно-экспедиционного обслуживания, осуществляемого перевозчиком груза. И в ГК нормы о договоре транспортной экспедиции скорее ориентированы на обязательства с участием специализированной организации (экспедитора), не являющегося перевозчиком груза.
Основные обязанности экспедитора, составляющие содержание обязательства, возникающего из договора транспортной экспедиции, состоят в организации перевозки груза клиента тем транспортом и по тому маршруту, которые избраны клиентом или экспедитором, заключении для этого экспедитором от имени клиента или от своего имени договоров перевозки грузов с транспортными организациями, обеспечении отправки и получения груза клиента.
Помимо названных обязанностей экспедитора, непосредственно связанных с обеспечением перевозки груза клиента, договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление экспедитором еще целого ряда дополнительных услуг и операций, необходимых для доставки груза клиента. К их числу относятся: выполнение таможенных и иных формальностей; получение требующихся для экспорта и импорта товаров документов; проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка; уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента; хранение груза, его получение в пункте назначения, а также иные операции и услуги, предусмотренные договором.
Специфической обязанностью клиента по договору транспортной экспедиции является предоставление экспедитору документов, относящихся к грузу, а также информации о свойствах груза, особых условиях его перевозки и иных сведений, необходимых экспедитору для исполнения договора транспортной экспедиции (ст. 804). Непредставление клиентом такой информации дает право экспедитору не приступать к исполнению своих обязанностей по договору вплоть до полученияянеобходимой информации. Он также вправе потребовать от клиента возмещения убытков, причиненных непредставлением необходимых документов и информации о грузе. Виды документов и характер информации о грузе, которые клиент обязан представить экспедитору, определяются в договоре транспортной экспедиции.
В случаях, когда экспедитор, выполняя свои обязанности, действует от имени клиента, например, при заключении договора с перевозчиком, получении груза и
т.п., клиент должен выдать ему доверенность (п. 2 ст. 802).
Никаких особых требований к форме договора транспортной экспедиции Кодекс не содержит. Такой договор заключается в простой письменной форме (п. 1 ст. 802). Это означает, что договор транспортной экспедиции может быть заключен не только путем составления единого документа, подписанного сторонами, но и путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (см. ст. 434).
Исполнение договора транспортной экспедиции экспедитором, не являющимся перевозчиком груза, может быть произведено лишь путем привлечения третьих лиц (транспортных организаций). При этом за неисполнение договора ответственность перед клиентом несет экспедитор. Как экспедитор, так и клиент вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок, при условии возмещения этой стороне убытков, вызванных расторжением договора.
В случае нарушения условий договора транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность по общим правилам об ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение гражданско-правовых обязательств (см. ст. ст. 393—406 ГК). Вместе с тем предусмотрено исключение для ситуаций, когда нарушение договора транспортной экспедиции со стороны экспедитора вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки. При таких обстоятельствах ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (ст. 803).
Глава 41 ГК включает в себя лишь самые общие положения, регулирующие договоры транспортной экспедиции, составляющие необходимую основу для последующего детального правового регулирования иными законами и правовыми актами. В этом смысле необходимо обратить внимание на то, что Кодекс называет среди источников правового регулирования правоотношений, связанных с транспортно-экспедиционным обслуживанием, закон о транспортно-экспедиционной деятельности, который должен быть разработан в возможно короткий срок. А до принятия такого закона основная нагрузка в правовом регулировании обязательств по транспортно-экспедиционному обслуживанию, возлагается на вырабатываемые по соглашению сторон условия конкретных договоров транспортной экспедиции.



ОГЛАВЛЕНИЕ