<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ








тяжких телесн.







повреждений , уничтож. имущее^ Похищение челе
В 020 'ва i-
E
t 114
9 420
19 375
45 864
68 695
века Незаконное лит
Не бы ie-
ЛО CT
•атьи
УК
110
499
628
ние свободы захват залож-
77

72
133
327
635
734
ников Нарушение непр
1 u — n


3
51
118
113
косновениости жилища граждан
144

141
239
433
747
1 128
При огромных масштабах латентности организованной преступной деятельности все-таки увеличивается число зарегистрированных
фактов тех преступлений «которые характерны для криминального пор-нонаркоалкогольного бизнеса ( табл. 3 ) .
Таблица 3
Динамика числа отдельных зарегистрированных преступлений против нравственности и общественной безопасности в России в 1990 - 1995 гг.
Показатели 1990
1991
1992
1993
1994
1995
Содержание притонов и сводничество 339
268
248
527
1 580
1 756
Организация или содержание притонов для потреб- 198
181
270
494
703
733
ления наркотических веществ Склонение к пот-ребл. наркоти- 182 чских средств
187
189
329
600
592
Изготовление или сбыт порнографических предметов 100
62
108
147
450
845
Изготовление, сбыт, хранение крепких спиртных напитков домашней выработки 2 944
2 284
1 684
2 237
6 666
10 454
Приобрели значительные масштабы преступления, связанные с ору-жием, увеличиваются масштабы терроризма ,все чаще используются угрозы применения радиоактивных и других особо опасных веществ.
В преступной среде происходят сложные интеграционные процес-сы:отдельные лица,совершающие корыстные и другие преступления , очень быстро оказываются объектом внимания организованных преступников. Те или привлекают их к сотрудничеству, или жестоким образом подавляют "конкуренцию". При этом афишируют свои действия
как помощь государственный правоохранительный органам, без которой последним не справиться с криминальной ситуацией.С такой целью иногда инициативно предлагается помощь в борьбе с уличными преступлениями.
Если обобщить выводы о характере изменений организованной преступности в годы реформ, в том числе с учетом материалов других статей, публикуемых в настоящей книге, то наиболее существенные из них состоят в следующем :
1. Раньше отмечались только еще "процессы политизации" организованной преступности, а к настоящему времени она уже контролирует с использованием разных механизмов органы государственной власти (и законодательной,и исполнительной и судебной), их решения и реализацию таких решений,то есть налицо криминализация государственного механизма .Наряду с беспрецедентным расширением теневой экономики возникли и развиваются теневая политика, теневая юстиция.
2 .Произошло тесное взаимопереплетение законного и преступного предпринимательства, легальных и преступных структур,взаимопереплетение правомерных и преступных капиталов.
3.Организованная преступность стала серьезным фактором социальной жизни,в том числе "воспитателем" Подрастающего поколения, "крупным" работодателем. Правда, в преступной и иной сферах, но для части населения это уже не имеет значения в условиях растущей явной и скрытой безработицы, длительной задержки зарплат и пенсий, мизерного размера последних.
4. Она стала основным потребителем и стимулятором дорогостоящих услуг .широкомасштабных акций в разных сферах (строительства,реконструкции,искусства,моды и т.п.), то есть определенным двигателем "прогресса", но только в интересующих ее областях и аспектах.А потому она - фактор одностороннего,уродливого развития общественных отношений.
5. Организованная преступность одновременно становится все более мощным фактором обнищания нации: ею не только присваиваются огромная и возрастающая часть национального достояния, но присвоенное вывозится в основном за рубеж и не инвестируется в развитие отечественной экономики, тем самым умножается ограбление народа. Что такое последний кредит Международного валютного фонда на сумму 10,2 млрд. долларов,в связи с которым Россия должна отменить экспортную пошлину на газ и нефть, если ежегодно, по оценкам экспер-
тов Всемирного банка, до 15-20 млрд.долларов вывозится из России за рубеж,из них до 50% - контрабандным путем. ^
б. Организованная преступность стала вооруженной силой .имеющей собственные вооруженные формирования и провоцирующей использование государственных.
7. Она ныне - реальный провокатор и участник широкомасштабных вооруженных конфликтов, акций терроризма, так как ей приходится защищать огромные богатства,рассредоточенные по всеми миру.
8.Она последовательно уничтожает саму нацию,ее культуру.Генофонду причиняется ущерб в результате развития алконаркопорнобиз-неса, торговли детьми .разрушения системы бесплатной медицины и полукриминального или прямо криминального характера многих платных услуг.Ею поддерживается .финансируется культура,разрушающая "память нации", ее лучшие традиции и т.п. В вооруженных конфликтах прежде всего гибнут здоровые молодые люди.
9. Организованная преступность не просто наладила международные связи и вышла на международную арену, но заняла таи твердые позиции, стала элементом общей международной преступной деятельности, широко влияющей на положение дел в мире, международную политику.
Психологически населением она стала в то же время рассматриваться как "обычное явление", с ее существованием смирились .Даже возникают вопросы, а стоит ли с ней бороться, да и с кем: неглупыми,прекрасно одетыми и ухоженными, часто "обходительными" людьми, часто оказывающими нужные услуги. Изменился и "внешний облик" этой преступности, ее деятелей, их манеры поведения.
Итак, организованная преступность стала одновременно внешним и внутренним мощным фактом политической, экономической, социальной к духовной жизни страны, с ней оказывается так или иначе связанной все более значительная часть населения и, к сожалению, немало субъектов, получивших доступ к власти и владельцы наиболее крупных состояний.
Борьбу с организованной преступностью в настоящее время надлежит рассматривать и как проблему обеспечения внешней и внутрен-
^РИА, "Горячая линия"-1,М 0312787. См.также:С.П.Глинкина,Проблемы и тенденции развития "теневой" экономики в современной России. М., 1995.
- 42 -
ней безопасности россии, и более широко: в аспекте обеспечения обеспечения мира и безопасности человечества.
Организованная преступность с развитием ее международных связей и глобализацией поля деятельности ,а также все более час-тын использовакиен террора, при которой идут в ход угрозы принене-ния радиоактивных и других опасных средств,противостоит уже не отдельному государству и обществу с существующий там режимом, но земной цивилизации вообще с ее культурой и другими ценностями-Не случайно сейчас на первый план выдвигается проблема борьбы с транснациональной организованной преступностью^.
3. Л/Особвнноотя борьбы с оргакяэожмкой прмтпуновтыо
Особенности борьбы с организованной преступностью целесообразно расснотреть в двух аспектах:во-первых,как же учитывалась ее специфика в России в последние годи при организации борьбы с ней;во-вторых,как необходимо учитывать эту специфику.
Если оценить в данном плане прошедшее десятилетие, то до 1989 года в основном это был период доказывания ее существования, затем наконец это признали и даже были созданы специализированные подразделений по борьбе с организованной преступностью в органах внутренних дел и безопасности .Но действовали они в рамках прежнего законодательства: уголовного, у головно-процессуального, оперативно-розыскного, уголовно-исполнительного,создававшегося в годы, когда признавалось,что,как шутили сатирики,кое-где кое-кто иногда еще совершает преступления.
^ см. Материалы Всемирной конференции на уровне министров по организованной транснациональной преступности .организованной Экономическим и Социальным Советом ООН и проходившей в ноябре 1994 года в Неаполе.
За рубежом уже давно признано, что борьба с организованной преступностью - это проблема обеспечения национальной безопасности. Такую же оценку дал Съезд народных депутатов Российской Федера-
Следует признать, что такое положение дел было даже теоретически обоснованно.
В 1989 году опубликована книга А.Э.Жалинского "Социально-правовое мышление: проблемы борьбы с преступностью", в которой автор пишет практически о том,ч^о не существует убедительных доказательств организованной преступности: "Оказывается, трудно решить, с чем в самом деле столкнулось общество: с каким-то заговором, организацией или относительно массовым порождением преступлений,включая весьма опасные,под воздействием типично неблагоприятных факторов(деформа-ция отношений собственности,сопротивления административно-командной системы,управленческой безответственности и т.д.) .Поэтому переход к следующим этапам,т. е. к анализу возможностей использования правовых средств и выбору оптимального варианта решения,должен осуществляться с учетом имеющихся сомнений, которые должны побуждать общество к особо взвешенному принятию решений. Этим определяется, в частности, различный подход к вопросам о создании специальных организационных структур для брорьбы с организованной преступностью и расширению пределов уголовной ответственности. Создание в правоохранительных органах подразделений для борьбы с так называемой организованной преступностью может оказаться полезным. Оно позволит получать больший объем нужной информации,совершенствовать навыки борьбы с опасными преступлениями,включая специфические приемы пресечения рэкета, раскрытия иных преступлений, задержания преступников, и вряд ли несет в себе какие-либо существенные негативные последствия .Иначе обстоит дело с предложениями о расширении уголовной ответственности. Сейчас не время процессов против врагов народа, но тем более нужно предостеречь от опасной замены принципа личной виновной ответственности, оправдавших себя правовых форм соучастия неопределенными формулировками, которые могут позволить создавать по воле следователя преступные организации из людей, не знавших Друг Друга и не связанных единством умысла. Вообще нельзя переносить социальное определение организованной преступности на уголовно-правовые отношения. Нужно искать правовые средства" . ^ ^ Строго говоря, особенно искать не приходилось, ибо за рубежом
^Жалинский А. Э., Социально-правовое мышление:проблемы борьбы с ПресТупноСТЫО,М., 1989. С.87 - 88 .
государства «которые на десятилетия раньше нас столкнулись с проблемой организованной преступности, выработали систему эффективных правовых средств.Причем каждое из них (США,Италия, в последние годы и Германия,другие страны) эти правовые средства разрабатывало в рамках существующей в нем правовой системы (англосаксонской либо континентальной,иной) ,но принципы подхода совпали,так как сани закономерности организованной преступности и ее подверженности разный воздействиям детерминировали выбор соответствующих средств.
Но в нашей стране некоторым теоретикам, политикам и практикам это к^к будто бы было неизвестно (а может, и было некоторым действительно неизвестно) или они просто не хотели этого знать. У них была своя концепция,на практике приведшая к тону,что основные усилия специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью сосредоточивались на борьбе с акциями вымогательст-ва(рэкета),терроризма,бандитизма.Экономический интерес владельцев крупных криминальных капиталов и его "властного обеспечения" практически не затрагивался. Во всяком случае материалы оперативной разработки не доходили до судов.И,как совсем еще недавно правильно отмечали члены Верховного Суда Российской Федерации ,для них, если следовать строго материалам уголовных дел,не существует организованной преступности именно как преступности со всеми ее описывае-мымим характеристиками.
Действительно^до сих пор не введена уголовная ответственность за создание,руководство преступной организацией или преступным формированием, а также участие в них. Банда - это вооруженная организованная группа, ст. 2 27 ук рсфср, о которой говорилось в первом разделе, была вообще исключена из УК, хотя проблема создания организаций криминального псевдорелигиоэного характера в последние годы приобрела особую и теперь уже всем очевидную актуальность.
Вообще уголовное законодательство в значительной мере изменялось под влиянием лоббирования противоправного и прямо криминального интереса.
этом охранительных органов, снижением удельного веса высоких профессионалов среди их сотрудников,их социально-правовой дезориентацией. В частности,превознесение заслуг экономических преступников сочеталось с действием прежнего законодательства,обязывающего наказывать тех, кто совершает преступления против собственности, хо-
зяйственные и должностные.Показательно,что в России до сих пор не принято никаких реальных мер по борьбе с легализацией преступных доходов. Происходила, как уже отмечалось, декриминализация ряда общественно опасных хозяйственных деяний, с 1 июля 1994 г. существенно изменены статьи УК РСФСР о собственности, да так, что без уголовно-правовой защиты оказались многие аспекты,связанные с собственностью.Только в 1994 году декриминализированы:мелкое хищение государственного и общественного имущества^ищение муниципального и общественного имущества путем злоупотребления должностным лицом служебным положением. Произошли переоценки хищения в особо крупных размерах ,ряда проявлений контрабанды и в результате снижена от-
ветственность за многие из таких деяний .Любопытны
известной
мере опасны изменения статьи о вымогательстве .Диспозиция вымогательства сужена за счет ограничения круга близких потерпевшему лиц только теми ,в собственности .владении или под охраной которых находились вымогаемое имущество или право на него. За период реформ сначала стали все реже применяться, а затем были исключены из Уголовного кодекса статьи о многих доставлявших преступникам запретах.Это статья 152 "Выпуск недоброкачественной,нестандартной и некомплектной продукции "(в 1986 году было зарегистрировано 147 таких преступлений, в 1990 году - 28,в 1993 году -бив апреле 1993 года статья была исключена вообще),статья 156^ "Нарушение правил торговли спиртными напитками"(198б год-511 преступлений,1990 год -79,1993 год -19 и в апреле 1993 года статья исключается),статья 198^ "Злостное нарушение правил административного надзора" (1986 год - 18 177, 1990 год - 10 145 ,1993 год - 2 299,в апреле 1993 года статья исключена)^.
На этом фоне было бы удивительным принятие не декларативного,» действенного законодательства о борьбе с организованной преступностью и коррупцией. И соответствующие законопроекты, несмотря на их неоднократное принятие законодательными органами,до сих пор не вступили в действие. Делалалось многое для того, чтобы из них исключить наиболее действенные меры.Показательно,что в апреле 1994 года рабочая группа,созданная Координационным совещанием правоохрани-
^ см. подробнее: Преступность в России в девяностых годах и некоторые аспекты законности борьбы с ней .М., Криминологическая Ассо" циация ,1995.
тельных органов под председательством бывшего Генерального прокурора Российской Федерации А.И.Казанника, в апреле завершила разработку первого варианта проекта Федерального закона "О борьбе ( организованной преступностью" и он был направлен в федеральные органы государственной власти. 14 июня 1994 г. вышел Указ Президента Российской Федерации "& борьбе с бандитизнок и другими проявлениями организованной преступности", в которой содержится немало норм из представленного законопроекта и который сам по себе был необходим и во многих отношениях себя оправдал-Однако все-таки основной удар при применении данного Указа мог наноситься по рядовым "бойцам" организованной преступности, но не по ее лидерам и их капиталам.А таких"бойцов" лидеры не жалеют - они наберут новых,ибо безработица среди молодежи и ее социальная дезориентация нарастают.Ножно только сожалеть,что в текст Указа крайне небрежно были введены некоторые нормы из законопроекта и сформулированы так, что даже возникло противоречие с положениями Конституции российской Федерации (сроки задержания) .Такая небрежность в свою очередь была использована затеи для дискредитации представленного законопроекта,так как считалось,что антиконституционное положение и ряд небрежных формулировок были автоматически перенесены из него и содержатся в нем.
Ежегодно приводится статистика нарастающего числа выявляемых организованных преступных групп, но анализ показывает, что, например,в 1993 году более половины таких групп имели численность до 3 человек. Такого рода статистика отражает определенные тенденции нарастания организованности в преступности, но какую именно организованность она фиксирует?Чем сложнее преступная деятельность, тем она латентнее, как показывают криминологические исследования.
Причем увеличиваются масштабы и скрытой латентности, когда преступная деятельность и преступные группы не становятся известными правоохранительным органам, и скрываемая. На многие широкомасштабные преступные акции эти органы просто не реагируют .Например,далеко нс во всех регионах были возбуждены уголовные дела по фактам широкомасштабных мошеннических действий с ваучерами.
Только в 1995 году в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" были введены те оперативно-розыскные меры, которые могли бы эффективно использоваться в борьбе с организованной преступностью, и полученные с их помощью данные наконец-то будут
приниматься судами в качестве доказательств.
До сих пор среди сотрудников органов внутренних дел распространено мнение о ненужности специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью, и до сих пор эти подразделения заставляют работать по общин правилам, пытаясь оценивать их работу по тем же критериям, что и работу .например, у головного розыска. Между тем, если сотрудники уголовного розыска идут от преступления, сотрудники специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью должны за исходное брать преступное формирование, идти от него и тем самым предупреждать совершение ий-тяжких, других преступлений.
Многочисленные реорганизации правоохранительных органов и, в том числе,обязательно подразделений,обеспечивающих борьбу с организованными,экономическими преступлениями,самым отрицательный образом сказались на кадровом составе этих органов и подразделений, психологической климате в них.
Можно было бы называв и другие моменты, свидетельствующие об отсутствии в России до сих пор сисмамы борьбы с преступностью.
создание такой системы требует учета всего изложенного выше и характеризоваться по меньшей мере следующим:
1.Сувъекмом борАвм должно быть все общество; государство,негосударственные институты гражданского общества,юридические и физические лица. Важно обеспечить сплочение усилий всего населения и всех этих субъектов, выработать формы их единой по направленности деятельности.
2 .Главные обмхяи борьбм с оргаяиаоваяяой прасяупяосял» : организованные преступные формирования как самостоятельные субъекты крайне общественно опасной деятельности ;
система таких формирований ;
экономическая, политическая, социальная ^духовная основы этих формирований и их системы ;
многообразные внешние связи и внешние субъекты,участвующие в поддержании и развитии таких связей либо иным образом заинтересованные в них.
Э.Содеркштие борьби с организовамои ярвсфгшосви>,как и вообще борьбы с преступностью, - это система, во-первых, общей организаций такой борьбы,включая обеспечение ее правовой основы^ во-вто-рых, предупреждения ,то есть воздействия на процессы детерминации и
причинности организованной преступности; в-третьих, правоохранительной деятельности в ее карающей и правовосстановительнон аспектах.
4. Необходимо тослвдоваяельаое, без "чрвзвичаипины", и хомп-лексагое, лцаяемно оргаяиэовавяое, я^учяо-оОосноваявое лритеяеиив пер эконохитеского, полшичвсхогОуСоггЕгальяого и духовного харахм-Jpa в их сисмехе. Чрезвычайные иеры неизбежно коснутся рядовых участников организованных формирований и их деятельности, но не лидеров,способных "переждать ситуацию" за границей или в другой удобной месте, а со временем обратить ее в свою пользу.
Когда речь идея об оргаяиаоваяяоб пресяупяосяа, важно пояц-маяь^чяо нельзя мисяияь прежними уголовно-правовими каавгорсихи: представлять себе преступление только как традиционное отдельное преступное деяние в виде кражи, убийства и т.п.; преступную группу как группу лиц, объединившихся для совершения одного или нескольких преступных деяний.
Борьба с такой организованной преступностью также не ножет ограничиваться только мерами,строго ориентированными на соответствующие преступные формирования,их преступную деятельность .Она неизбежно, в целях пресечения и предупреждения общественно опасных взаимодействий с государственными и общественными институтами, гражданами, затронет экономические, иные интересы и права последних. И здесь всегда возникает проблема прав человека и гражданина ^конкуренции разных прав и интересов, прав разных субъектов, определения иерархии ценностей, выбора приоритетов, пределов и оснований ограничения указанных прав .это еще одна причина драматического и длительного решения вопросов правового регулирования борьбы с организованной преступностью .Но хорошо, что правовая основа для обоснованного ограничения таких прав имеется (ст. 55 Конституции российской Федерации).
-"•^""Итак, исходными в борьбе с организованной преступностью являются, как показывает отечественный и мировой опыт, следующие положения .которые были учтены при подготовке проекта Федерального закона "О борьбе с организованной преступностью":
1 ) Основное направление борьбы - это ликвидация организованной преступной структуры как таковой и, следовательно,ее деятельности, экономической, организационной и других основ возрождения .В этих целях особее значение приобретают следующие меры:
разоблачение и привлечение к предусмотренной законом ответственности лидеров организованных преступных формирований; /
перекрытие каналов движения и использования преступных дохо-1 дов и капиталов, недопущение их легализации и приумножения;
дифференцированный подход к рядовым участникам организованных преступных формирований и поощрение добровольного сотрудничества их в деле разоблачения организованной преступной деятельности; оказание им необходимой социальной помощи в трудовом и бытовом устройстве, решении иных насущных вопросов;
обеспечение безопасности участников разоблачения организованных преступных структур, свидетелей, иных участников уголов-• но-процессуальной деятельности;
одновременное принятие действенных мер по борьбе с коррупцией, терроризмом ,ибо наиболее опасные их проявления зависимы от крупных преступных капиталов;
принятие эффективных мер по обеспечению возмещения вреда жертвам преступлений организованных структур.
2) Четкое разграничение следующих основных форм проявления организованной преступности: организованных групп и банд , как вооруженных преступных групп преступных организаций и преступных сообществ и дифференциация уголовно-правовогс регулирования борьбы с ними В частности,объявление самостоятельным преступлением руководство,создание преступной организации, либо участие в ней .либо руководство, организацию преступного сообщества, либо участие в нем. При этом, как уже отмечалось, наивно ограничивать криминализацию указанием на то,что преступная организация создается для" совершения тяжких преступлений". ^˜—3) Обеспечение ведения борьбы:
с организованными преступными группами - всеми оперативными подразделениями прокуратуры, органов внутренних дел, безопасности, таможни, налоговой полиции, иных правоохранительных органов;
с преступными организациями и преступными сообществами -специализированными подразделениями прокуратуры, органов внутренних дел, безопасности, налоговой полиции,что,во-первых,обеспечивает высокопрофессиональный подход;во-вторых, необходимую конфиденциальность проводимых мероприятий,разумеется, в рамках закона,в-третьих,например,постоянную защиту специализированных прокуроров^ также судей, рассматривающих дела о преступной деятельности 4.6354
организованных форнирований.
4) Использование для разоблачения лидеров организованных преступных форнирований ряда новых для российского законодательства, но широко применяемых в США ,Италии,ряде других государств оперативно-розыскных нер.В частности,так называемого электронного контроля или наблюдения; внедрения в преступные формирования специальных сотрудников,агентов,использование института "сотрудничающего свидетеля" .создание так называемых "легендированных" юридических лиц.
5) Введение в уголовно-процессуальное законодательство новелл, обеспечивающих представление, исследование и адекватную оценку доказательств, добытых с применением указанных оперативно-розыскных мер.
6) Вводится комплекс мер борьбы с легализацией и приумножением преступных доходов,включающий наряду с уголовно-правовыии мерами меры финансового и иного контроля, носящие специально-предупредительный характер и одновременно позволяющие своевременно выявлять, пресекать незаконные операции с преступными доходами.
7) Поскольку организованная преступность посягает на безопасность государства и общества, представляет и для граждан России повышенную общественную опасность, признается правомерным в целях их защиты ограничение на основании ст. 55 Конституции РФ ряда прав и свобод организаторов, руководителей и иных участников преступных организаций, преступных сообществ и их преступной деятельности в предусмотренном настоящим Законом м в соответствии с Конституцией России порядке.
8 ) Введение специальных мер оперативно-розыскного, уголовно-процессуального и иного характера с неизбежностью должно сочетаться с рядом гарантий защиты предусмотренных законодательством прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых, иных лиц в судебном порядке либо путем обращения к прокурору .Возрастает значение мер по недопущению, в частности, использования физических и психических средств давления на подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и т.п., иных нарушений законов специализированными органами борьбы с организованной преступностью.
Гарантии недопущения нарушений законности - это не только усиленный режим прокурорского надзора и судебного контроля, но и различная подчиненность, подотчетность специализированных органов по борьбе с организованной преступностью, дающая возможность им
вести работу независимо друг от друга и от единого контролирующего их аппарата. Тем самым появляется реальная возможность своевременно выявлять и пресекать коррупцию, другие преступления и нарушения в самих этих органах, обеспечивать результативность их взаимного контроля.
Эти специальные меры вправе будут применять только специализированные органы по борьбе с организованной преступностью при усиленном режиме прокурорского надзора и судебного контроля.
Представляется также недопустимым соединение в одном органе функций по раскрытию преступлений и по содержанию под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, так как решение задач раскрытия преступлений любой ценой может выражаться в применении незаконных методов "добывания" показаний лиц, содержащихся под стражей. С другой стороны, эти лица в таких случаях практически не бывают защищены и от преступных действий следователей, других сотрудников, связанных с организованными преступными структурами. Было сформулировано положение о создании самостоятельной федеральной службы содержания под стражей для организованных преступников,но после работы согласительных комиссий принято решение предусмотреть создание специализированных подразделений органов, исполняющих наказание. Лица, причастные к организованным преступным структурам, требуют особого внимания и с точки зрения соблюдения режима их изоляции, и в аспекте их защиты от возможного сведения счетов в условиях изоляции, избавления от ненужных свидетелей .
Что касается борьбы с коррупцией, то последняя рассматривается большинстве случаев как следствие двусторонней взаимовыгодной сделки, когда одна сторона покупает услуги другой, а последняя оказывает их и получает "вознаграждение" в какой бы то ни было форме .Уголовно-правовые средства здесь малоэффективны и главное направление в борьбе с коррупцией - контроль за доходами и расходами возможных субъектов коррупции, за действиями служащих, которые могут свидетельствовать об их коррумпированности, недопущение такого рода деяний. При этом предусматривается ответственность как тех, кого подкупают,так и тех,кто подкупает.В том числе юридических лиц,несущих административную ответственность и гражданско-правовую вплоть до ликвидации на основании закона юридического лица. Нередко предоставление незаконных услуг оформляется актами общего собрания
акционеров и т.п. и эти уловки организованных преступных формирований не должны проходить безнаказанно.
Основные трудности в прохождении проектов Федеральных законов '"О борьбе с организованной преступностью" и "О борьбе с коррупцией",как показывали дискуссии и обсуждения,были связаны именно с мерами контроля за доходами и расходами, по недопущению легализации и приумножения преступных доходов.
При этом, например, авторский коллектив обвинялся в игнорировании презумпции невиновности из-за норм о введении обязанности владельца неизвестно откуда взятых капиталов сообщать об их источниках.Между тем такого рода обязанность вытекает из статуса гражданина как налогоплательщика,обязанного отчитываться перед государством о своих доходах и источниках их получения .Соответствующие правовые нормы имеются в США,Англии,Германии и других странах.
сейчас борьба с организованной преступностью ведется в первую очередь на поприще определения концепции дальнейших реформ в России и законотворчества.
Судьба законопроектов о борьбе с организованной преступностью,коррупцией,терроризмом,легализацией преступных доходов прежде всего зависит от политической воли, определения концепции дальнейших реформ в России. Те концептуальные установки, которые определяли преобразования в 1991 - 1995 годах,практически явились катализатором развития организованной преступности и коррупции в России.
Во-первых, полностью был проигнорирован системный подход к социальным реформам и акцент делался на экономике, даже, точнее, на некоторых экономических моментах. Влияние экономики на другие сферы жизни рассматривалось крайне одностороннее и механистически.
Во-вторых, главной, первоочередной целью реформаторов было не улучшение жизни существующих rpyrtn и слоев населения, в том числе способных к творческому и интенсивному добросовестному труду, а создание в короткий срок и любой ценой слоя собственников как социальной опоры реформ. В этой связи ставка делалась на уже готовых собственников - владельцев криминальных капиталов, на бывшую номенклатуру, получившую собственность в обмен на власть. По существу их пришедшие к власти старались не давать в обиду, хотя формально действовавл прежний Уголовный кодекс РСФСР и от правоохранительных органов требовали бороться со всеми преступлениями.
Е.Т-Гайдаф пишет в своей книге "Государство и эволюция":"Сегод-•iW мы можем подвести предварительный итог социально-экономическим LiMfWMM" последних лет .Если постараться обобщить их в виде форму-^ ям, то ее можно представить как обмен власти на собствен-
1 «ость. ..Россию у номенклатуры нельзя,да и не нужно отнимать си-^ ^ «oft, ее можно "выкупить". Если собственность отделяется от власти,
«епм возникает свободный рынок, где собственность все равно будет ^постоянно перемещаться .подчиняться закону конкуренции, это и всть оптимальное решение"^ ^.
Во-первых, заметим, что речь шла о выкупе власти не на средства 'реформаторов, а на общенародные средства, и делалось это без предварительного уведомления и получения согласия народа, даже вне закона. Например, не исполнялись положения закона об именных приватизационных чеках, а реально выдавались ваучеры на предъявителя, которые оказались в руках лопнувших затем многочисленных инвестиционных организаций, контролировавшихся в том числе криминальной средой. Такого рода акция значительно обогатила организованных преступников.
Во-вторых, в России не было и сейчас не существует свободного рынка.Он изначально был монополизирован прежде всего преступной средой.Перемещение капитала в России, следовательно,сейчас подчиняется не закону конкуренции,а тому,кто одерживает победу в переделе собственности. Сейчас этот передел носит прямо криминальный характер и сопровождается практически ежедневными убийствами конкурентов, что еще в 1990 году прогнозировалось криминологами и о чем уведомлялись общественность, политики.
Но происходит дальнейшая концентрация криминального и иного теневого капитала, в тон числе за счет расширения и повышения общественной опасности криминальной деятельности.Что же делать дальше?
Е. Т .Гайдар пишет после приведенных рассуждений:" Капиталы, в том числе вышедшие из золотой пены инфляции и финансовых спекуляций, не могут долго мирно лежать в сейфах. Естественно, что для российского капитала сфера приложения все-таки не Швейцария, а Россия. Капитал постоянно в поиске, он ищет сферу приложения, роста. Для
ЭВОЛЮЦИЯ, Н. , 1995, С.143
^Егор Гайдар, Государство
того, чтобы созданные и вновь образующиеся состояния работали в России, стали ферментои роста ее экономики .необходимы два важнейших условия стабильности: устойчивая валюта и надежные гарантии неприкосновенности частной собственности безотносительно к властным или криминально-силовым возможностям ее владельца.Необходимо отделение собственности от власти - что еще сложнее - власти, бюрократии от собственности"^.
Итак, нь) вновь встречаемся с уверенностью в том,что криминальные капиталы наконец-то начнут работать в интересах общества и России .Напомним, что авторы Программы перехода к рынку в 1990 году писали : "Масштабы теневой экономики в контексте настоящей Программы имеют особое значение, так как логика перехода на рынок предусматривает использование теневых капиталов в интересах всего населения страны. Это один из важных факторов ресурсного обеспечения реформы"^.
До этого авторами и их сторонниками выражалось стремление ввести мораторий на борьбу с экономической преступностью до перехода к рынку с тем,чтобы капиталы оказались в руках "золотых" голов и начали работать в интересах общества .Криминологи предупреждали романтиков-экономистов,что капиталы сосредоточены в криминальном секторе теневой экономики ,надо знать психологию преступников и учитывать их крайний эгоизм,устоявшиеся стереотипы поведения и навыки решения возникающих перед ними проблем. Специалисты правильно прогнозировали, во-первых^развертывание криминальной войны на почве завладения и передела собственности,во-вторых,потребительское использование капиталов только в личных целях .Так и случилось : капиталы в основном вывозятся как раз в Швейцарию и другие страны, не происходит их инвестирования в отечественную экономику.Наоборот,они используются для окончательного завладения бывшим государственным и общественным имуществом, а также имуществом других обогатившихся сограждан, граждан и подданных за рубежом .Полем деятельности российской организованной преступности становится весь мир .А где собственность, там и власть. Власть как раз никогда не была отделена от собственности.
^Егор Гайдар,Государство и эволюция. С.173 - 174. Переход к рынку.Концепция и Программа.Часть 1,М.,1990,с.124
Тезис о неприкосновенности сколоченных криминальных состояний,судя по публикациям,не чужд и Г. А.Явлинскому, одному из авторов цитировавшейся Программы перехода к рынку .Опубликован следующий диалог Г.А.Зюганова и г.А.Явлииского:"эюгАНОВ.Пока все в основном разворовывают. ЯВЛИНСКИЙ. Можете назвать как угодно. Но факт заключается в том, что с помощью ваучерной системы титульная приватизация (у меня к ней свои претензии) завершена.Вели вы поставите вопрос, что все, что не по закону, вы хотите забрать назад, тогда возникнет вопрос: по какому закону? Если мы в будущем году примем закон, по которому это все будет крутиться назад, то будет та самая стрельба,о которой вы говорили"^.
Итак, речь шла о том,что "не по закону".Изъятие же противоправно полученного имущества предусматривало всегда и ранее действовавшее гражданское, уголовное, иное законодательство, и предусматривает законы, недавно принятые. Таков подход во всем мире. Другое дело, что в проекте нового Уголовного кодекса Российской Федерации, который уже чуть было не вступил в действие (его отклонил Президент Российской Федерации),резко сокращено применение конфискации имущества; наказания за многие экономические преступления таковы, что делают эти преступления экономически выгодными для их субъектов. Если в таком плане будет меняться законодательство, то жертвам преступлений нечего ждать возмещения вреда и возвращения незаконно отнятого у них.
А теперь о "стрельбе" при изъятии преступно нажитого.То,что владельцы криминальных капиталов будут стрелять, сомнений ни у кого быть не может, так как уже льются потоки крови. Логическое развитие происходящих событий приведет к дальнейшей криминализации общества и государства .окончательному попранию демократических завоеваний, прав человека и других вытекающих из этого последствий. Но почему указанных выше авторов реформ не взволновал и не заставил радикально изменить свою позицию прогноз сотрудников Института социально-политических исследований? В 1994 году они писали: "динами-ку материального расслоения населения можно считать беспрецедентной-Согласно официальным данным ,20*6 самых богатых русских присво-ивают 43% совокупных денежных доходов, 20^ самых бедных - только
^ Московский комсомолец. 1995. 29 ноября.
79S .Социальная дифференциация населения России подошла к черте ,за которой в верхних и нижних слоях общества начинают формироваться взаимоисключающие интересы .Практически полное отсутствие смыслового целеполагания и систенного подхода к социальной политике привели к тому, что деградация уровня и качества жизни .социальная поляризация уже создали предпосылки тотального социального конфликта в российской обществе"^.
По оценке доктора экономических наук, профессора Государственной академии управления имени Орджоникидзе, опубликованной б января 1996 г. газетой "Правда", "разрыв между бедныни и богатыми колеблется от 1:6 до 1:9.Если он превышает соотношение 1:10,то, по мировым стандартам,общество вступает в зону социальной нестабильности.В 1991 году такой разрыв в России составил 1:5, в 1993 -1:10,4, а в 1995 - 1:14,6.В Москве в прошлом году разрыв составил 1:60 .Как тут не вспомнить пир во время чумы".
Само по себе ничего не обоазуется, расчет на самодостаточность рыночных механизмов в борьбе с теневой экономикой, организованной преступностью,другими формамми социальной патологии провалился и не мог не провалиться в силу абсурдности самой этойидеи.Коренным образом не изменит положение дел даже принятие самих по себе Федеральных законов "О борьбе с организованной преступностью" и "о борьбе с коррупцией", но их принятие - необходимый этап преобразований,так как они содержат определение исходных понятий и закладывают правовую основу наступления на эти явления.
Промедление общества и государства в борьбе с этими опаснейши-' ми явлениями для демократического, правового и социального государства грозят гибелью.Процессы,продуцирующие развитие организованной преступности,происходят в мире в целом,а не только в России и многое зависит от позитивного и конструктивного международного сотрудничества, более эффективного, чей международное сотрудничество организованных криминальных формирований.
^Социальная и социально-политическая ситуация в россии.анализ и прогноз.Москва, 1994. С.23.

<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ