ОГЛАВЛЕНИЕ


НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 18 стр.
Анализ материалов экономической контрразведки Федеральной службы безопасности свидетельствует не только о продолжающемся расширении масштабов, но и о ряде качественных изменений в организованной преступной деятельности на территории Российской Федерации •Наиболее общими тенденциями развития организованной преступности в России следует назвать следующие:
проникновение организованных преступных формирований практически во все сферы общественной, прежде всего экономической, жизни страны;
наличие двух основных встречных потоков организованной преступности в экономикою одной стороны, это стремление преступных яруппировок как таковых к участию в экономической деятельности и контролю аа ней, с другой - криминализация самих ее субъектов. По нашему мнению, такое встречное движение является сегодня одной из важнейших характеристик российской организованной преступности в целом:
определенная взаимосвязь видоизменений организованной экономической и общеуголовной преступной деятельности, дальнейшего распространениян тяжких преступлений насильственного характера, роста экстремистских, террористических проявлений;
значительное усиление тенденции политизации организованной преступности - феномена, ставшего, к сожалению, постоянным фактором российской общественной жизни.
1* Органнэовакнме преступные группировки
Об интенсивности распространения организованной преступности в России могут свидетельствовать количественные данные о числе прес-
* Функции борьбы с организованной преступностью в системе федеральных органов безопасности возложены преимущественно на подразделения экононической контрразведки.
- 58
59
тупных группировок, действующих в различных регионах. По имеющимся в федеральных органах безопасности йведенияи, в Курганской области, напринер, насчитывается около 30 организованных преступных группировок, располагающих коррумпированныни связями в органах власти и управления, а в Дальневосточном регионе - свыше 500.
Одной из основ, на которых формируются преступные группировки, является сплочение криминальных элементов по национально-этническому признаку. Так, в Москве самостоятельно и относительно обособленно функционируют группировки: "чеченская", "ингушская", "азербайджанская" , "армянская" , "дагестанская" , "грузинская" . На сегодняшний день деятельность группировок такого рода является характерной для значительного большинства регионов Российской Федерации. В состав выявленных за последнее время в более чем 20 крупных горо-дах России так называемых "этнических преступных групп" входит, по выборочным оценкам МВД России, свыше 6,5 тыс. человек.
Среди таких преступных группировок лидирующее место зачастую занимают "чеченские", которые выделяются своей четкой структурой, строгой дисциплиной, имеют межрегиональные и международные связи. Их деятельность распространяется как на совершение преступлений насильственного характера, незаконный экспорт стратегически важных сырьевых ресурсов,' так и на торговлю крадеными автомобилями, осуществление незаконных банковских операций. Только афера с фальшивыми авизо и чеками "Россия" нанесла ущерб государству в размере 4 трлн. рублей. В оперативных материалах территориальных-органов <РСБ России отмечается тенденция вовлечения в деятельность преступных сообщесяв чеченцев, проживающих на территории того или иного региона, но не занимающихся профессиональной преступностью, причем находит подтверждение информация о том, что вырученные от преступной деятельности средства частично используются чеченскими преступными группами, действующими, например, в Москве, Ивановской, Псковской областях, Кабардино-Балкарской Республике, для финансирования незаконных вооруженных формирований в Чечне. Несмотря на относительно обособленный характер деятельности чеченских преступных группировок, в последнее время стала проявляться тенденция к их "интернационализации". В частности, в Москве чеченцы активно идут на сотрудничество со "славянскими" преступными группами, а сама "чеченская община" становится многонациональной. Сохраняется опасная тенденция роста вооруженности организован-
'ных преступных группировок, повышения уровня их мобильности и технической оснащенности. Преступники широко используют современные средства связи, устройства для перехвата переговоров, различные средства маскировки и личной защиты, вычислительную и множительную технику. Организованная преступная деятельность становится все более конспиративной и тщательно спланированной.
Из многих областей и республик российской федерации поступает информация о том, что, наряду с продоложающейся борьбой между преступными группировками за сферы влияния, идет консолидация "преступного 'мира". Так, в Калмыкии выявлены устойчивые связи местных группировок с так называемыми "дагестанской", "солнцевской" и "грузинской" , действующими в г . Москве . При этом отмечается возрастающее влияние лидеров московских криминальных структур, стремящихся к расширению своих межрегиональных и международных связей, на деятельность региональных организованных преступных групп. Например, в Красноярском крае. Ивановской, Оренбургской областях .
Видоизменяются структура, направления деятельности организованных преступных группировок. Из материалов, полученных в 1995 году, следует, что они занимаются не только наркобизнесом, торговлей оружием, контрабандой, вымогательством и другими преступлениями насильственного характера (включая устранение неугодных членов самих группировок, соперников по преступному бизнесу), а также "отмыванием" денег, полученных преступным путем (в частности, путем скупки контрольных пакетов акций акционерных обществ членами преступных группировок и включения их представителей в совет директоров, вложений валютных средств в недвижимость, промышленные и торговые предприятия за рубежом). В целом отмечалось значитеяьное повышение "экономической" активности организованных преступных группировок, увеличение удельного веса и укрепление позиций тех из них, которые распространяют свое влияние на банковскую систему, занимаются совершением финансовых и иных экономических преступлений.
Преступные формирования ста^и все больше втягиваться в "выбивание" долгов и невозвращенных кредитов, брать на себя исполнение акций по устрашению и устранению конкурентов тех или иных частнопредпринимательских структур, коммерческих банков по заказам последних, оказывать психологическое и физическое воздействие на
представителей государственных органов власти и управления как в своих интересах, так и в интересах коммерческих структур. Одновременно это позволило преступный группировкам укрепить свои возможности по контролю как за негосударственными, так и значительным количеством государственных предприятий, особенно в сфере торговой, внешнеэколоиической деятельности, добывающей и перерабатывающей промышленности, в финансово-кредитной системе.
О сложности криминогенной ситуации и влиянии на нее организованных преступных группировок может свидетельствовать обстановка в Ростовской области. Для нее характерно, что многие группировки действуют под прикрытием работников правоохранительных органов. В частности, 13 сотрудников различного ранга, в том числе из оперативно-розыскных подразделений, входили в состав шести преступных Групп, деятельность которых была вскрыта недавно органами безопасности . Большинство из них занималось покровительством противоправной деятельности отдельных уголовных элементов, вымогательством в отношении представителей коммерческих структур, получением взяток, хищениями на обслуживаемых объектах. Установлены факты, когда в подразделениях правоохранительных органов формировались группы на национальной основе, которые обеспечивали прикрытие противоправной деятельности своих земляков.
Отмечена тенденция продвижения в "теневые" лидеры и учредители крининалиэированных коммерческих структур отдельных зависимых от преступных группировок сотрудников и руководителей органов правопорядка. По-прежнему высоким оставался уровень коррумпированнос-ТИ сотрудников таможенных органов, содействующих незаконному перемещению грузов через границу и уклонению от уплаты таможенных пошлин. С этим, в частности, связано увеличивающееся количество выявленных фактов контрабандного вывоза за рубеж стратегического сырья. В Ростовской области существует реальная опасность обострения обстановки с организованной преступностью в связи с дальнейшим переделом сфер влияния между группировками, среди которых значительную роль играют образованные на этнической основе. За последнее время на территории области ^уже был совершен ряд "заказных" убийств, в том числе уголовных авторитетов, занятых в сфере экономики. Угрозы безопасности, политической стабильности в регионе связываются также с увеличивающимся незаконным оборотом оружия и взрывчатых веществ. Отмечается вероятность дальнейшего распростра-
нения акций экстремистского характера, терроризма в целом. В частности, нельзя исключать, что от устранения лиц из конкурирующих формирований лидеры "преступного мира" могут перейти к совершению насильственных действий в отношении представителей органов власти.
2. Организованная преступная деятельность в сфере экононяки
Противоправные акции в ранках самой хозяйственной, особенно частнопредпринимательской,деятельности стали носить преимущественно организованный характер. Одной из наиболее уязвимых с точки эрения проникновения организованной преступной деятельности в экономику стала финансово-кредитная сфера. Это во многом объясняется практически неограниченными в нынешней ситуации возможностями обогащения за счет различного рода финансовых махинаций, сравнительной простотой способов их осуществления, незащищенностью каналов прохождения платежных документов, упрощенным порядком создания банковских учреждений, фактическим отсутствием контроля за происхождением их первичных капиталов. Массовый, организованный характер приобрели финансовые аферы со средствами вкладчиков, хищения денежных средств с использованием подложных платежных документов и поддельных банковских гарантий, уклонение от налогообложения, заведомо безвозвратное получение и нецелевое использование льготных кредитов, а также должностные злоупотребления со стороны руководи" телей и служащих банков.Многообразие механизмов использования указанных факторов широко освещается прессой и они уже перестали быть секретом для населения.
Одной из негативных тенденций, развитие которых слабо учитывается действующим законодательством, хотя и наносит значительный экономический ущерб интересам России, является продолжающийся отток валютных ресурсов, масштабы которого, по некоторым оценкам, составляют 1,5-2 млрд. долларов в месяц. Вывоз капитала из страны обусловлен рядом объективных обстоятельств, но в то же время в большинстве случаев сопряжен с конкретной противоправной деятельностью: уклонением от уплаты налогов, нарушениями правил о валютных и внешнеторговых операциях, хищениями, взяточничеством и злоупотреблением служебным положением, а в отдельных случаях - с контрабандой оружия и наркотиков. Так, в результате проверки деятельности ряда московских банков и фирм, на счета которых были неза-
конно перечислены более 3 млрд. рублей одним из областных расчетно-кассовых центров Центрального Банка России, установлено, что часть похищенных средств была перечислена, а затеи снята со счетов московских фирм, зарегистрированных Московской регистрационной палатой по фиктивным документам, а другая часть поступила в банки Прибалтики.
Имеет место также прогрессирующее увеличение объема денежных средств, невозвращенных по кредитам, которые нередко используются в противоправных целях. Законные механизмы воздействия на получателей кредитных ресурсов в интересах их возврата недостаточны и, как правило, не приносят должного результата. Так, в Ростовской области доля невозвратов в банки области достигает 70 % от всего объема выданных кредитов. Как уже отмечалось, в этой ситуации руководители коммерческих банков зачастую вынуждены прибегать к "помощи" преступных группировок, которые, ссылаясь на полученные от банков "полномочия" по востребованию долгов, путем шантажа, угроз, а в отдельных случаях и физического воздействия "выбивают" у клиентов деньги.
В федеральные органы безопасности поступали данные об участии криминальных структур в других противоправных акциях в сфере экономики. так, по имеющимся сведениям, многие страховые компании связаны с криминальным миром, и укрепление их финансовых позиций (в частности, за счет навязывания банкам договоров на страхование всего объема их имущества) происходило при поддержке лидеров преступных формирований. Вскрывались факты привлечения преступных группировок для обеспечения операций на фондовом рынке. Например, было установлено, что с целью получения прав на совершение операций по купле-продаже именных акций одного из крупнейших в Европе производителей оборудования для атомных и тепловых станций представители фондового центра в Белгородской области пытались оказать силовое давление на конкурирующую структуру в Москве, имеющую официальную лицензию на этот вид деятельности, для чего прибегли к "помощи" организованной преступной группы.
В 1995 году подразделениям экономической контрразведки все чаще приходилось сталкиваться с новыми, не характерными ранее для России видами хищений денежных средств, совершаемых, в частности, путем внедрения в телекоммуникационные и компьютерные сети банков, махинаций с пластиковыми платежными средствами. Так, были получены
данные о попытках проникновения в электронную сеть системы межбанковских расчетов Национального банка Республики Башкортостан с целью проводки фальшивых платежей. В Ростовской области был вскрыт новый способ совершения преступлений с использованием программных методов, обеспечивающих несанкционированный доступ к межбанковским расчетам, и преднамеренного искажения информации, передаваемой по системе CEHTRIF (система приема-передачи межбанковских платежных документов по телефонным каналам связи). В результате два платежных документа на сумму 455 млн. рублей на счета получателей не поступили, а были зачислены на расчетный счет одной из коммерческих фирм. Принятыми мерами денежные средства были возвращены их владельцам. При непринятии эффективных организационных и правовых мер ожидается последующее более широкое распространение такого рода преступлений.
Обращают на себя внимание прогнозы, согласно которым ухудшение финансового положения многих банков и инвестиционных компаний, привлекающих денежные сбережения граждан, может при сохранении прежних условий их деятельности обусловить дальнейший рост не только криминальной активности, но и социальной напряженности, снижение степени доверия к органам местной власти и управления.
В региональном плане ситуацию, связанную с преступной деятельностью и иными негативными тенденциями в экономике, можно проиллюстрировать на принере Кировской области. В течение последнего времени обстановка по линии работы подразделений экономической контрразведки характеризовалась здесь участившимися хищениями должностными лицами бюджетных средств через коммерческие структуры; размещением государственными организациями и фондами значительных денежных сумм в коммерческих банках под видом временно свободных средств; созданием предпосылок для возможных злоупотреблений в сфере приватизации в условиях реорганизации органов управления приватизацией муниципальной собственности; увеличением объемов вывоза лома цветных металлов за пределы области, где он декларируется на таможенных пунктах и переправляется за рубеж; усугублением негативных, кризисных' тенденций в кредитно-финансовой сфере, связанных,' в частности, с невозвратом межбанковских кредитов; обострением социальной обстановки в связи с усиливающимся расслоением общества, несвоевременной выдачей зарплаты. Одновременно с этим органами безопасности отмечалось усиление интереса
- 64
65 -
иностранным инвесторов к вложению средств в наиболее капиталоемкие предприятия области, как правило, являющиеся основными производителями отдельных видов продукции (Кирсинский кабельный, Омутнинс-кий неталлургический заводы и другие предприятия); вскрывались попытки иностранных партнеров под видом создания СП официальный путен получить необходимую экономическую информацию о российских предприятиях с целью последующего устранения конкурентов на западной и российском рынках. Осложнение экономической ситуации в области сопровождалось также дальнейшим обострением противореччччччччччччаждующими преступными группировками. При этом со стороны их представителей отмечались попытки финансировать предвыборную кампанию в Государственную Думу Российской Федерации, продвинуть туда "своих" людей либо выставить собственные кандидатуры.
Э. Контрабанда, незаконный экспорт сырья н иатврвалов
Указанные явления в последние годы По-прежнему оставались в числе наиболее распространенных и характерных видов организованной преступной деятельности, в течение 1995 года в противоправные сделки, связанные с незаконным вывозом из России сырья, лицензируемых товаров и продукции, продолжали вовлекаться все новые государственные предприятия и коммерческие структуры.
Анализ оперативных данных, материалов уголовных дел позволяет выделить наиболее характерные на сегодняшний день черты контрабандной деятельности:
наличие организованного, конспиративного характера противоправной деятельности с отлаженным механизмом функционирования (в составе преступных групп наряду с организаторами и исполнителями, как правило, имеются звенья, обеспечивающие собственную безопасность, транспортировку, связь, реализацию предметов контрабанды);
изменение наименования декларируемых грузов в таможенных документах;
превышение количества и объема фактически вывозимых или ввозимых грузов по сравнению с указанными в таможенных декларациях. При этом среди причин увеличения числа попыток незаконного вывоза грузов эа рубеж с использованием подложных таможенных документов, в частности, указываются: действующая система налогообложения, поставившая многие коммерческие структуры на грань банкротства, что
заставляет их осуществлять незаконные сделки для сокрытия реальных доходов; высокие процентные ставки по кредитам в банках, вынуждающие коннерческие структуры занимать деньги у представителей преступных групп либо у иностранцев; высокие пошлины на отдельные виды товаров и необходимость получения специальных разрешений от МВЭС на операции с ними, заставляющие коммерсантов декларировать груз под другим наименованием; контроль за внешнеэкономическими сделками со стороны преступных структур и оказание ими "помощи" при возникновении затруднений в таможенном оформлении грузов; непрепятс-твование со стороны ряда государств ввозу на их территорию российских стратегических ресурсов контрабандным способом.
Основными предметами контрабанды остаются преимущественно цветные металлы и нефтепродукты, гораздо реже ими являются предметы антиквариата или, например, сырье для легкой промышленности.
Изложенное хорошо известно организованным преступникам, но, к сожалению, об этих приемах не всегда полно бывают информированы те,кто призван бороться с преступностью,в том числе молодые сотрудники правоохранительных органов.
Незаконные экспортно-импортные операции, контрабандная деятельность тесно связаны с другими видами правонарушений (такими, как хищения в особо крупных размерах продукции, товаров и сырья; преступления против личности; уклонение от уплаты налогов; должностные преступления) и стимулирует их рост.
В связи с широким распространением контрабанды не снижается уровень коррумпированности должностных лиц органов управления, сотрудников государственных служб, призванных обеспечивать различные правовые режимы на границе. Так, в Вологодской области работники одного из таможенных постов были задержаны с поличным при получении взяток за растаможивание автотранспортных средств в нарушение таможенного законодательства. В Свердловской области установлен ряд должностных лиц Екатеринбургской таможни, при содействии которых осуществлялся контрабандный ввоз из-за рубежа автонобилей, товаров народного потребления, наркотиков, оружия.
Для организованной контрабандной деятельности характерен ряд региональных особенностей. В Сахалинской области отмечается тенденция к сращиванию российских преступных группировок с нафиозныни структурами Японии (в частности, "Якудза"). Совместная противоправная деятельность криминальных элементов области и японских 5-6354
"Якудза" заключчччччччччччччччччччччччччччй по контрабанде оружия, наркотиков и норепродуктов, а также в незаконной перемещении в Японию с территории Сахалина граждан третьих стран, в частности Ирана. В Амурской области ряд лиц из числа граждан России и Китая изыскивают возможности организации устойчивого и безопасного канала для перемещения через границу предметов контрабанды и их последующей реализации. Новый элементом оперативной обстановки в Магаданской области стало открытие различными туристическими фирмами прямых морских линий, соединивших Магаданскую область с Японией, Южной Кореей, США, что дает подразделениям федеральных органов безопасности основание прогнозировать использование российских судов для доставки контрабанды. Были выявлены случаи незаконного вывоза туристами через аэропорт г.Магадана предметов антиквариата, являющихся достоянием государства.
В осуществление контрабандных операций, как правило, бывают вовлечены должностные лица, в той числе работники морского и воздушного транспорта, таможни, крупных коммерческих и банковских структур.
Прослеживается устойчивая тенденция роста незаконных сделок по купле-продаже цветных металлов,например,в Кемеровской области). В подобного рода сделках участвуют как государственные предприя-тия, так и разного рода частные фирмы и компании, специализирующиеся на сборе, скупке и перепродаже под видом лома цветных металлов достаточно крупных партий доброкачественной продукции (кабель, слитки, листовой металл и др.). В подавляющем большинстве случаев металл переправляется в центральные, западные, дальневосточные регионы страны, где через посредников организуется его дальнейшая отправка за рубеж. Расчеты, как правило, осуществляются в иностранной валюте, которая в основном остается на счетах в зарубежных банках. Активную деятельность на рынке цветных металлов ведут коммерческие фирмы Эстонии, Литвы, Китая и ряда других стран. В большинстве случаев незаконный вывоз "цветных металлов осуществляется с различного рода ухищрениями, через подставных грузополучателей. Особенностью современного рынка цветных металлов и является то, что преступные группировки имеют в обороте не только широко применяемые в народном хозяйстве алюминий, медь и цинк, но и изыскивают пути для хищения, незаконной купли и продажи неталлов стратегического назначения.
Выявляются факты появления в обращении фиктивных таможенных деклараций с реквизитами таможни.Например,в Пензе с их использова-кием прошла большая партия энергоносителей.
Судя по последний данный, изменяется сама структура контрабанды. В частности, в Калининградской области в четыре раза умень-дилось количество отдельных недоставленных партий товаров. В то же время значительно возрос их стоимостный объем, т.е. в настоящее время выявляются факты незаконного вывоза крупных партий товаров и сырья, совершаемых, как правило, железнодорожным транспортом. В целях сокрытия контрабандной деятельности члены преступных групп, работающие на железной дороге, искажают или уничтожают информацию о движении составов в региональных и центральном вычислительных центрах системы МПС, что серьезно затрудняет или делает практически невозможным контроль за перемещением грузов. И это задает направление совершения мер по обеспечению экономической безопасности России.
С целью контрабандного вывоза российских сырьевых ресурсов и товаров народного потребления за рубеж используются особенности так называемого "калининградского транзита", когда значительная часть грузов остается в Литве. За неполный 1995 год под видом транзита в Калининград было отправлено, но не поступило более 2400 тонн нефтепродуктов, 500 тонн цветных металлов и большое количество другой продукции. Установлено, что в 1993 - 1995 гг. только по направлению Грозный - Калининград ежеквартально в страны Балтии контрабандным путем с использованием фактора "калининградского транзита" вывозилось до 30 железнодорожных составов ^нефтепродуктов. Ущерб, нанесенный России только за счет неуплаты таможенных сборов, по минимальной оценке, превышает б млн. долларов США ежегодно. В Мурманской области также прослеживается тенденция к возрастанию числа преступлений, связанных с незаконным вывозом из региона стратегического сырья, материалов, топлива, металлов и мо-репродуктов. Основная часть денежных средств, полученных в результате незаконных экспортных операций, оседает в зарубежных банках. По имеющимся данным, только в банках Северной Норвегии на счетах граждан России находится более 500 илн. норвежских крон. В ходе проведенных оперативных мероприятий, направленных на предотвращение контрабандного вывоза из России рыбопродукции, установлено активное использование преступными группами причальных сооружений
портопунктов Кольского залива для проведения операций по перегрузке похищенной рыбопродукции и топлива. Вскрыты и эадокунентированы факты пряного участия в подобного рода преступных действиях военнослужащих, предстайителей организаций, владеющих налонерныни су-дани. В Псковской области за 9 несяцев 1995 года подразделенияни экононической контрразведки проведено 8 целевых операций, в результате которых было задержано вывоэиных грузов на общую сунну б млрд. 801 млн. рублей (при расчете стоимости задержанных контрабандных грузов учитывались цены на данное сырье и натериалы на ио-нент. задержания).
Однако принятие эффективных нер по выявлению, пресечению указанных преступных операций далеко не всегда сопровождается уголовным наказаниен виновных. Сказываются серьезные дефекты правовой базы борьбы с контрабандой ,органиэационно-натериальные, кадровые и другие трудности, о которых органы безопасности регулярно сообщают конпетентнын органам и в тон числе через средства массовой информации .
4. Везаконимб оборот^ контрабанда наркотакоя
В последнее время федеральными органами безопасности отмечалось постоянное ухудшение наркообстановки в большинстве регионов российской Федерации. Только в Иркутской области в течение нескольких месяцев 1995 года было выявлено десять устойчивых преступных группировок, которые систематически занимаются ввозом и сбытом наркотиков. По полученным оперативным данным, лидеры "преступного мира" Дальневосточного региона стали рассматривать наркобиэнес как один из основных источников для постоянного пополнения "общаковых" средств. Характерной особенностью для многих крупных городов страны становится существенное расширение рынков сбыта наркотических веществ за счет вовлечения в преступную деятельность молодежи. Причем отмечается тенденция использования при заготовке и перемещении наркотических веществ подростков в возрасте до 14 лет, так как производство по уголовным делам в отношении данной категории лиц не предусмотрено. Просматривается привязка распространенности организованной наркопреступности к крупным транспортный узлам и автомагистралям. Для доставки наркотиков также используются морской и авиационный каналы, в том числе рейсы военно-транспортной
авиации.
судя по имеющимся в подразделениях экономической контрразведки материалам, основной объем наркотических веществ, поступающих в незаконный оборот на территории Российской Федерации, по-прежнему ввозится контрабандным путем из государств Средней Азии. Так, в Челябинской области выявлены каналы поступления наркотиков из Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Казахстана. Наиболее криминогенными в этом отношении являются Ленинский и Калининский районы города, а также города Троицк, Коркино и Кыштым. В Оренбургской области действуют группы, в том числе из числа граждан Республики Узбекистан, пытающиеся осуществлять поставки партий опиума-сырца с использованием автомобильного и железнодорожного транспорта. В Курганской области выявлен канал контрабандных поставок наркотических веществ растительного происхождения по маршруту, причем в преступной деятельности принимали участие работники одной из авиакомпаний, сотрудники правоохранительных органов и члены преступных группировок г.кургана и г.Тюмени. В этих и ряде других регионов [Омская, Саратовская области. Республика Мордовия) основными поставщиками и распространителями наркотических веществ являются жители Среднеазиатских .республик. В то же время в Тамбовской области, например, выявлена деятельность группы лиц чеченской национальности, прибывших в г.Тамбов по каналу миграции, которые занимаются организацией устойчивого канала доставки наркотиков в область .
Помимо среднеазиатских, существенный удельный вес начинают приобретать и наркотики, ввозимые в Россию из других регионов мира, как ближнего, так и дальнего зарубежья. Так, наркотики растительного происхождения поступают из Украины и распространются по разным регионам России. В Свердловской области были выявлены факты контрабандного ввоза довольно больших партий героина (до 1,5-2 кг) из Таиланда, в Архангельской - наркотических веществ по каналу морского судоходства из Голландии, в Ростовской области вскрыт канал контрабандного ввоза наркотиков из Турции через Азербайджан.
На территории Амурской области была выявлена и пресечена деятельность групп граждан КНР, занимавшихся торговлей наркотическими средствами, активно изучаются возможности сбыта в России крупных партий опиума и героина. В Кемеровской области в последнее время отмечалось резкое уве-
личение оптовых поставок наркотических веществ и их потребление. Только эа 9 месяцев 1995 года подразделениями МВД и ФСБ России было возбуждено 827 уголовных дел по ст. 224 УК РСФСР, что на 300 уголовных дел больше, чей за соответствующий период 1994 года, изъято 66,5 кг наркотических веществ, из них более 25 кг опия. А в Кургане в результате такой деятельности стало преобладать потребление опия и его производных, что должно учитываться в борьбе с наркотизмон.
На территории Еврейской автономной области также участились случаи появления наркотиков опиумной группы, основными распространителями их в области являются бригады северокорейских рабочих, расквартированных в Верхнебуреинскон районе Хабаровского края. Синтетические наркотики амфетаминовой группы и героин получают все большее распространение в Волгоградской области. Выявлен канал незаконных поставок из Москвы в Новосибирск и Кемерово синтетических наркотиков - метадона и ЛСД.
Подразделениями ФСБ России, ведущими оперативно-розыскную работу по линии борьбы с незаконными оборотом наркотиков, прогнозируется дальнейший рост числа преступлений связанных с контрабандой наркотиков,если не будет принят комплекс предлагаемых мер противодействия -
Один из серьезных факторов, влияющих на состояние борьбы с нар-кобизнесом, - увеличение потока прибывающих в Россию из республик Средней Азии и Закавказья беженцев.В условиях осложненной социальной ситуации в новых самостоятельных государствах трудно противостоять этому потоку и оперативно выявлять, что собой представляют мигранты. Но среди них оказывается много лиц. склонных рассматривать наркобизнес как наиболее быстрый и эффективный путь восстановления своего утраченного финансового положения.
Таким образом, борьба с распространением, наркомании - это сегодня в первую очередь борьба с наркобизнесом.но специальные меры правоохранительного характера должны сочетаться в ней с мерами ,по общему оздоровлению экономической и социальной ситуации в государствах .
Э.Наоилм в организованной преступной дфятольности Отмечались не только количественный рост преступных формиро-
ваний насильственной направленности, но и их трансформирование а межрегиональные и международные криминальные структуры* Так, в г.Курске и области было выявлено свыше 20 устойчивых организованных преступных формирований, которые установили тесные связи с преступными группировками, действующими на территории Сумской области (Украина). Помимо осуществления насильственных акций, они осуществляют контроль за контрабандным вывозом нефтепродуктов, ввозом сахара, табачных и спиртных изделий, незаконным перемещением граждан третьих стран через российско-украинскую границу. В Республике Коми выявлена преступная группа, имеющая межрегиональные связи с криминальными структурами г .Санкт-Петербурга и г .Москвы , которая причастна к совершению в г. Сыктывкаре серии "заказных" убийств и покушений. На территории Липецкой области выявлено более 10 устойчивых межрегиональных преступных формирований, использующих особо опасные методы насилия, располагающих связями с "ворами в законе" в Тамбовской, Воронежской, Орловской, Рязанской, Тульской , Самарской, Волгоградской областях, а также в Москве и Санкт-Петербурге. Их лидерами и организаторами принимаются меры по координации деятельности, более четкому разделению сфер влияния, усилению "собственной безопасности", оказанию противоправного давления на правоохранительные органы, подкупу должностных лиц.
Напряженная криминальная обстановка, вызванная ростом насильственных преступлений, в том числе убийств, в отношении руководителей ряда крупных промышленных объединений, а также лидеров преступных формирований сложилась в г.. Владивостоке. Насильственные действия сопровождались особо дерзкими акциями, такими, как убийство в дневное время в общественном месте одного из преступных авторитетов региона, а также взрыв в жилом доме, в результате которого погиб генеральный директор акционерного общества, обоснованно подозреваемый в связях с преступным миром. Данные происшествия вызвали большой общественный резонанс среди населения города.
Оперативная обстановка в Кемеровской области также характеризуется обострением борьбы между преступными группировками за сферы влияния с применением оружия. В частности, после получения данных
о том, что московские "воры в законе" собираются устранить отдель-
1
ных местных уголовных авторитетов и поставить во главе "преступного мира" Кузбасса "своего" человека для обеспечения полного контроля эа направлвниен прибыли от преступной деятельности в г.Носк-
ву, кузбасские преступные группировки стали предпринимать активные меры по подготовке к предстоящий вооруженный столкновениям .Это диктовало необходимость принятия специальных предупредительных мер.
Группировки, занимающиеся различными формани насилия и вымогательства, в качестве прикрытий зачастую используют официально зарегистрированные охранные фирмы, имеющие лицензии на владение и использование огнестрельного оружия.
б. Незаконямй оборот, контрабанда оружия
Обострение оперативной обстановки во многих регионах Российской Федерации, вызванное ростом преступлений насильственной направленности, напрямую связано со значительным размахом незаконного оборота, увеличивающимся потоком контрабандно ввозимых в Россию оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ. Например, в одной из областей Сибири действует организованная преступная группа (около 30 человек), состоящая в основном из работников крупных государствен ных и акционерных предприятий, сотрудников правоохранительных органов, которая занимается организацией контрабандного ввоза оружия в область из стран ближнего зарубежья. Установлено, что группа имеет устойчивые преступные связи в Москве и Красноярске. Ее участниками поддерживаются постоянные контакты с местной чеченской Группировкой, которая также осуществляет поставки оружия и боеприпасов в регион.
По данным органов безопасности, крупные партии оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ ввозятся на территорию Российской Федерации из Германии, Польши и стран Балтии. Установлено, что организованной контрабанде оружия через Эстонию способствует льготный режим пересечения государственной границы республики. Оружие выво зится из Германии, где оно осталось после вывода российских войск, в обмен на контрабандные поставки цветных металлов. Далее оно переправляется в Латвию и Литву, откуда небольшими партиями неле гально ввозится для продажи на территорию России.
В Республике Татарстан выявлена организованная преступная группа, занимающаяся незаконным ввозом огнестрельного оружия из Польши, а также сбытом автоматов "АК" и пистолетов "ПН", похищаемых с оборонных предприятий Удмуртии. В Краснодарском крае вскрыт
канал поставки оружия из Чечни
В последнее время особую активность стали проявлять преступные группировки г. Иванове В процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий подразделениями экономической контрразведки установлена преступная деятельность двух преступных группировок, связанная с поставками огнестрельного оружия в область из Прибалтики. Незаконный ввоз оружия осуществляется по заказам преступных формирований, занимающихся вымогательством с применением насилия. Выявлена их связь с группировкой литовцев, действующей под прикрытием коммерческой фирмы в г.Каунасе. Не исключено, что это один из каналов контрабанды оружия. В состав преступных групп входят бывшие сотрудники правоохранительных органов и спортсмены, которые для прикрытия преступной деятельности, проведения "разборок" используют спортивные комплексы, оздоровительные учреждения, тиры и коммерческие кафе.. С указанными преступными формированиями, судя по имеющимся данным, сотрудничали также действующие работники правоохранительных структур области. Получаемые в ходе работы оперативные материалы свидетельствуют, кроме того, об усилении интереса данных преступных группировок к финансово-банковской системе, попытках активного ее использования для "отмывания" криминальных доходов, а также для хищения государственных средств.
7. Политизяция организованной преступности
В последнее время прослеживается тенденция тесного смыкания некоторых крупных (по уровню влияния и денежных доходов) предпринимателей, "преуспевание" которых строится в основном на незаконных финансовых операциях, а также ряда высокопоставленных должностных лиц правоохранительных и иных органов, участвующих в легальном и криминальном бизнесе, с наиболее разветвленными и мощными преступными группировками. Одним из опасных последствий такого слияния является значительное расширение основы, возможностей для дальнейшего распространения коррупции практически во всех звеньях органов власти и управления, установления контроля за деятельностью местной администрации, оказания противоправного влияния на принятие политических, управленческих решений, нориативно-правовых актов.
О дальнейшей политизации организованной преступности свидетельствуют полученные в ходе подготовки к выборам в органы предс-
тавитвльной власти данные о финансовой обеспечении предвыборных кампаний конкретных лиц участниками преступных формирований, находящимися в поле зрения федеральных органов безопасности, в Липецкой области выявлены устремления участников преступных групп к проникновению в высшие органы власти Российской Федерации и одновременно оказанию влияния на политическую ситуацию в области; принимались меры к тону, чтобы уголовные авторитеты и связанные с ними лица не обеспечили бы отстранение от должности главы администрации одного из городов Московской области, принявшего активные меры по борьбе с организованной преступностью .Отмечены попытки представителей криминальных структур в Калмыкии с использованием коррумпированных связей и оказанием давления на представителей органов власти и управления установить контроль за развитием общественно-политической обстановки в ряде районов республики.
Федеральными органами безопасности Российской Федерации предпринимаются конкретные организационные и практические меры, направленные на противодействие организованной преступности .Как правило, эта работа проводится в тесном взаимодействии с органами МВД, прокуратуры, другими правоохранительными структурами, но она должна рассматриваться только как один, хотя и крайне важный .элемент общей системы борьбы с преступностью,в которой важно участие всех государственных и негосударственных структур.



ОГЛАВЛЕНИЕ