ОГЛАВЛЕНИЕ

106
В.Д.ПАХОИОВ, кандидат юридических наук
ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ И ЭКОНОНИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИИ : ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ. 12 стр.
1. развитие организованной преступности и ее влияние на экономическую безопасность в России
В 1995 году был организован "круглый стол" по обсуждению проблем борьбы с организованной преступностью ,в работе, которого приняли участие законодатели и разработчики проектов Федеральных законов Российской Федерации "О борьбе с организованной преступностью" и "О борьбе с коррупцией", ученые и практики. Казалось, что такая встреча послужит большему взаимопониманию сотрудников правоохранительных органов и законодателей-Но до сих пор данные проекты так и остались проектами.
и это происходит в России в то время, когда финансовые аферы, одна крупнее других, стали обычным делом в стране. Потерпевшими в них, как правило, оказываются граждане и государство. Достаточно вспомнить наиболее нашумевшие чеки: "Урожай-90", фальшивые авизо, акции "МММ", банкротство Внешэкономбанка, фирм "Русский дом Селенга", "Властилина", "Чара" и ряда других. По официальным данным Центробанка России, более 300 российских коммерческих банков находятся на грани банкротства. Доверчивость населения только в 1994 году позволила сыграть в "пирамиду" 50 обанкротившимся компаниям и отобрать у граждан 25 трлн. рублей. Продолжается нелегальная утечка капиталов из России за границу. Так, по экспертным оценкам ГУБЭП МВД РФ они составили в 1934 году 50 млрд. долларов США и продолжают возрастать на 1,5 - 2 млрд. долларов ежемесячно. По данным института экономического анализа, утечка капиталов достигает 10 - 12 млрд. долларов в год, тогда как все золото-валютные запасы государства составляют 12 млрд. долларов США .
Более 300 млн. долларов похитили и переправили в иностранные банки за последние годы из национальной компании "Аэрофлот Российские международные авиалинии". Ростовскому банку Сбербанка России не возвращена ссудная задолженность в размере 60 млрд.
рублей.
Приведенные примеры есть не что иное, как использование организованной преступностью быстро текущих процессов преобразования форм собственности и экономических отношений в условиях перехода к рынку, рассогласованности и пробелов в правовой регламентации этих процессов, сосредоточение преступных 'интересов в основных экономических сферах с извлечением сверхкрупных доходов из криминального предпринимательства.
2 •Правовые в организационные проблемы в сфере борьбы с организованной экономической преступной деятельностью
Беспрецедентное разграбление государства и налогоплательщиков во многом обусловлено практическим отсутствием надлежащей правовой базы, защищающей их экономическую безопасность.
В существующих службах по обеспечению экономической безопасности систем Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Валютного экономического контроля РФ, в соответствующих подразделениях по борьбе с организованной преступностью компетенция четко не разделена и во многом дублирует задачи подразделений по экономической преступности органов внутренних дел. Без принятия закона РФ "О борьбе с организованной преступностью" решить вопрос о разделении компетенции названных служб практически невозможно. Действующие ныне Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР, принятые более тридцати лет назад, даже с учетом изменений и дополнений, внесенных в них, не дают возможности службам реально обеспечить экономическую безопасность государства и налогоплательщиков. И если Федеральные законы "О борьбе с организованной преступностью" и "О борьбе с коррупцией", принимавшиеся неоднократно Государственной Думой и, наконец, в декабре 1995 г.
В целях преодоления утечки валюты из России Президентом РФ в ноябре 1995 г. издан Указ "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации". В то же время думается, что одними запретами валюту в стране не удержать, необходимо создавать политические, экономические и правовые условия для инвестирования. Такой подход более практичен и эффективен для держателей валюты.
одобренные Советом Федерации России в едином пакете с Федеральным законом о внесении соответствующих изменений в УК и УПК РСФСР, не вступят в действие, то можно сколько угодно проводить организационно-структурные и штатные перестройки названных служб .Однако при этом не будет специализированной правовой базы их существования, стабильности и функционирования. Следовательно, эффективность служб, призванных обеспечить экономическую безопасность государства и граждан, не может и не будет решена должным образом.
Отсутствие Федерального закона "О борьбе с организованной преступностью" влияет на сохранение определенных разногласий между службами уголовного розыска и БЭП, с одной стороны, и подразделениями по организованной преступностью - с другой. Эти службы фактически нередко работают по одним и тем же фактам преступлений, но не всегда осознают принципиальное различие в подходах подразделения по борьбе с организованной преступностью (для которых главное, исходное - организованное преступное формирование и его преступная деятельность) и других, идущих от самих по себе выявляемых фактов преступлений.
Натянутые взаимоотношения рядаяруководителей региональных управлений по организованной преступности и начальников областных, краевых управлений внутренних дел негативно сказываются на принятии совместных скоординированных усилий по обеспечению экономической безопасности регионов. Такие события обсуждаются не только среди сотрудников правоохранительных органов, но и становятся темой публикаций на страницах прессы. Такова, например, ситуация в Саратовской, Тверской областях и в некоторых других регионах.
Принятие Федерального закона "О борьбе с организованной преступностью" ввело бы четкие критерии классификации различных форм соучастия и организованных преступных формирований, а это, в свою очередь, могло бы позитивно воздействовать на разрешение связанных с этими вопросами коллизий. Существующие показатели результатов борьбы с организованной преступностью во многой основываются на оценочных категориях отнесения тех или иных преступных групп к организованным. В этой связи без решения уголовно-правовых проблем, четко определяющих сферу интересов подразделений по организованной преступности, будет трудно исключить существующие трудности во взаимоотношениях оперативных служб как в центре, так и на местах.
- 109 -
Представляется также важным для решения практических вопросов обеспечения экономической безопасности России ученым и практикам различных правоохранительных ведомств осуществить комплексное экспресс-исследование (на базе уже осуществленных), в котором с учетом проводимых в стране мер по переходу к рыночной экономите определить :
1) приоритеты в понятиях, структуре и основных направлениях обеспечения экономической безопасности России;
2) субъекты формирования уголовной политики в сфере обеспечения экономической безопасности и основные формы выражения уголовной политики в названной сфере;
3) криминологические меры обеспечения экономической безопасности России общесоциального характера;
4) специальные криминологические меры обеспечения экономической безопасности России;
5) систему уголовно-правовых мер обеспечения экономической безопасности России;
б) меры обеспечения экономической безопасности России, относящиеся к Общей и Особенной частям уголовного законодательства России.
Можно констатировать, что сейчас гораздо активнее идет введение оперативно-розыскных понятий в отечественную законотворческую практику. В июле 1995 г. Государственной Думой принят Федеральный Закон РФ "Об оперативно-розыскной деятельности", которым внесены существенные изменения в Федеральный закон РФ "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации".
В Законе нашли отражение такие мероприятия, как оперативный эксперимент, контролируемая поставка и другие, без которых затруднительно или практически невозможно документирование преступных действий современных преступников, являющихся крупнейшими должниками бюджета. Указанные правовые новеллы позволяют использовать в уголовном судопроизводстве новые данные, полученные в законном порядке .
На финансовом рынке России, по данным специалистов, сейчас действуют 2,5 тыс. коммерческих банков, из них почти 2 тыс. в Москве; около 800 инвестиционных компаний, 3 тысячи страховых. Все эти организации втягивают в свой оборот путем рекламы и иными способами для "делания денег" (как обычно говорят: "Сидим, а денежки
- 110 -
капают") множество людей. Но такого не бывает в природе.
Деньги выманивают фирмы, в учредительных документах которых нет упоминания о том , что они - финансовые учреждения. И свыше 40 млн. пострадавших вкладчиков, из которых значительная часть пенсионеры, принесли эти деньги руководителям всякого рода сомнительных чеково-инвестиционных фондов.
Известно, что многие из них были созданы под эгидой Госкомимущества РФ. Последнее же и разрабатывало положение о чеково-инвестиционных фондах. При совершении последними правонарушений у Госкомимущества фактически нет возможности наказать руководителей чеково-инвестиционных фондов. Самое строгое наказание - лишение лицензии. Но это тогда, когда уже деньги граждан украдены. Вот такова экономическая безопасность каждого гражданина-вкладчика.
Не может не возникать вопрос о необходимости и целесообразности разработки типовых методик документирования преступлений, совершаемых в такого рода чековых инвестиционных фондах и других банковско-финансовых учреждениях.
Ограблению подверглась четвертая часть населения России, а Правительство только непосредственно перед выборами в Государственную Думу Российской Федерации подготовило проект постановления "О государственном фонде компенсации малоимущим вкладчикам". Если он будет принят, компенсацию смогут получить пенсионеры и инвалиды. Однако еще не определена сумма компенсации и механизм ее реализации. Но даже такой подход внушает уверенность, что государство становится на путь защиты налогоплательщиков. Тем более ,что Указом Президента РФ N 1157 18 ноября 1995 г. Правительству России предписано реализовать комплексную программу по обеспечению прав обманутых вкладчиков и акционеров.
3. Новые формы экономической организованной преступной деятельности в борьба с ивма
На очереди новые крайне общественно опасные деяния, преступ-ления, способные наносить колоссальный ущерб государству и вкладчикам. Таковы, например, преступления, совершаемые с участием специалистов-электронщиков в сфере электрорнно-вычислительного обслуживания. Руководители правоохранительных органов Запада с ними
вплотную столкнулись и принимают необходимые меры по пресечению и. предупреждению подобных преступлений.
Так, директор ФБР США Фри предпринял недавно поездку по странам Западной Европы, консультируясь с представителями спецслужб и правоохранительных органов этих стран о возможности противодействия компьютерному взлому специалистов из России. Поскольку уже в Соединенных Штатах достаточно четко прослеживаются хищения переводов путем доступа к кодовым замкам из компьютерных систем банка США в офшорные компании, возглавляемые так называемой русской мафией в других странах. ФБР предъявило обвинение гражданам России - Левину, братьям Корольковым в несанкционированном переводе со счетов "Ситибанк" на сумму 10 млн. долларов США в банки Израиля, Германии, России, США, Нидерландов. Но ведь аналогичная ситуация может повториться у нас так, как это было с авизо. Разве можно не прогнозировать такую ситуацию? Должны и обязаны это делать. Вносить соответствующие предложения в законодательные органы, готовить оперативный состав соответствующих служб МВД, ФСБ и Прокуратуры России к своевременному выявлению, предупреждению и раскрытию таких преступлений.
В России в последние годы наряду с другими формами предпринимательской деятельности получил бурное развитие игорный бизнес. Первое столичное казино "Москва" открылось почти шесть лет назад в помещении гостиницы "Ленинградская". На этапе их становления в 1990 - 1992 гг. порядка лицензирования казино не было. В настоящее время, по данным Центра лицензирования, в сфере игорного бизнеса московской лицензионной Палаты в столице действуют 74 игорных заведения, имеющих лицензию на занятие игорным бизнесом. Фактически таких заведений больше, поскольку лицензия выдается на год и ряд из них проходит повторную регистрацию.
В Москве казино, как правило, не являются самостоятельным юридическим лицом и выступают составной частью развлекательных центров, ресторанов, гостиниц.
Предприниматели, имеющие отношение к игорному бизнесу, создали два общественных объединения: "Ассоциацию деятелей игорного бизнеса" и "Фонд взаимодействия", декларирующие цель защиты корпоративных интересов лиц, занятых в игорном бизнесе.
Казино стали популярными и престижными местами проведения досуга лиц, имеющих высокий уровень доходов. По утверждению экспер-
тов НИЦ "Грант", игорный бизнес переживает те же стадии становления, что и биржи, страховые компании и коммерческие банки:
отсутствие достаточной правовой (законодательной) базы при их открытии;
предоставление льготных условий функционирования, способствующих бурному количественному росту организаторов и участников этой сферы бизнеса, в связи с его высокой доходностью;
усиление конкуренции, попытки монополизации игорного бизнеса.
Анализ оперативной обстановки дает основания предположить, что игорный бизнес как сфера предпринимательства криминализирован в значительно больших размерах, чем это следует из официальных отчетов, и должным образом не контролируется правоохранительными органами.
Здесь характерно уклонение от уплаты налогов и иные финансовые нарушения, создание и функционирование охранных структур .с нарушением действующих правил, использование теневых капиталов. По мнению практических работников, в казино нередко "отмываются" крупные денежные средства, добытые преступным путем.
Очевидно, что и эта сфера требует пристального внимания сотрудников подразделений по экономической и организованной преступности . При этом следует опираться на опыт полиций зарубежных стран по контролю за деятельностью игорных заведений. Но и опыт соот-ветсгвующих служб зарубежных стран не в состоянии заменить законодательное решение вопросов борьбы с отмыванием преступно нажитых доходов. Проект Федерального Закона "Об ответственности за легализацию (отмывание) преступных доходов", подготовленный в соответствии с распоряжением Президента РФ межведомственным авторским коллективом в ноябре 1994 г., до сих пор не может попасть в Государственную Думу. Дважды дорабатывавшийся проект Закона, получивший высокую оценку международных экспертов в Неаполе, по-прежнему торпедируется с помощью бюрократических приемов.
Способы хищения, способы совершения новых преступлений в целом (модус операнди), коренным образом изменились в связи с изменением форм собственности и отношений по ее поводу. Когда-то в Министерстве внутренних дел СССР, в службе БХСС.ныне по экономическим преступлениям, лет 20 назад впервые была предпринята попытка создать типовые методики документирования преступных действий рас-
хитителей. Очевидно, сейчас надо думать о том, чтобы систематизировать способы совершения преступлений и на их базе готовить современные методики документирования преступных действий. Поскольку личный состав оперативных служб изменился, обновился, помолодел. Значит, молодых сотрудников надо интенсивнее учить. А учебный процесс и научные исследования по этому поводу пока еще далеки от практики.
«.Проблемы борьбы с преступностью в свободных экономических зонах
Объектами пристального внимания организованной преступности являются не только традиционные сферы экономики, финансов или территории регионов. В их поле зрения попали и свободные экономические зоны (СЭЗ), которые рассматривались прежде всего как элемент государственной внешней политики и способ стимулирования торгово-экономических отношений страны с зарубежными партнерами.
В последующем руководители свободных экономических зон приняли меры по реализации ряда новых инициативных подходов к региональному развитию и международному сотрудничеству. В 1991 г. с изданием Указа Президента РФ "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон на территории России" в отдельных зонах начали практическую проработку стратегии их развития с учетом предполагаемых инвестиционных программ.
Одной из таких зон является СЭЗ "Находка", получившая законодательное оформление в ноябре 1992 г., когда были приняты реше-• ния о развитии города-порта Находки и прилегающей к ней территории Партизанского района Приморского края, ориентированной на развитие международной торговли, бизнеса и финансового капитала.
Постановлением Правительства определены цели территориаль-.но-экономического образования: обеспечение комплексного социально-экономического развития СЭЗ "Находка" и Приморского края в целом, привлечение иностранных инвестиций в экономику России, в развитие торгово-экономических связей со странами азиатско-техоокеан-ского региона.
Темпы развития первой свободной экономической зоны в России сдерживаются не только недостатком предпосылок для нормального функционирования рыночных отношений, но и в ряде случаев прямым
противодействием криминальных структур. 8-6354
Усиление борьбы с ними, обеспечение экономической безопасности граждан на территории СЭЗ предопределяют повышение требований к оперативно-розыскной деятельности, подразделений по организованной (ОП) и экономической преступности (ЭП) УВД г. Находки.
В условиях множественности форм собственности, формирования новых организованных форм хозяйствования, основанных на началах предпринимательства, радикального внедрения рыночных отношений при производстве и реализации товарной продукции, теряет былую эффективность объектово-отраслевой принцип организации работы аппаратов по организованной и экономической преступности. Такой принцип организации оперативно-розыскной деятельности вступил в противоречие с законодательно закрепленной экономической и правовой независимостью хозяйствующих субъектов на территории СЭЗ.
В этой связи должны быть пересмотрены содержание и задачи профилактической работы подразделений по организованной и экономической преступности УВД г . Находки.
Среди наиболее опасных криминальных посягательств в сфере кредитно-финансовых отношений получили распространение:
отток валютных средств в зарубежные банки с использованием способов финансового мошенничества;
перевод валютных средств за рубеж под фиктивные поставки импортных товаров, авансовых платежей, с последующий снятием их по кредитным карточкам;
размещение валютных средств на счетах иностранных фирм под вымышленные виды услуг: маркетинг, реклама, консалтинг, "ноу-хау" и др. ;
- легализация денежных средств, имеющих криминальную окраску, в обменных пунктах без оформления соответствующих банковских документов о вывозе наличной валюты за пределы России.
Решение указанных задач возможно при наличии высококвалифицированных специалистов-сотрудников подразделений по организованной и экономической преступности.
Проведенные исследования эффективности деятельности подразделений по организованной и экономической преступности УВД г. Находки показали, что кадровый потенциал оперработников сдерживает возможности по своевременному. качественному выполнению тех объемов работы, которые необходимо им осуществлять в условиях криминализа-ции экономики свободной экономической зоны.
Ы
На период радикального реформирования экономики и становления СЭЗ при прогнозируемом росте и качественном изменении преступности, корректировке организационных основ деятельности органов внутренних дел просматривается целесообразность и необходимость увеличения численности этих подразделений в два раза и соответственно радикального пересмотра принципов и содержания профессиональной подготовки оперработников в изменившихся организационно-экономических условиях деятельности СЭЗ, криминологическим и криминалистическим характеристикам совершаемых на ее территории преступлений.
СЭЗ "Находка" имеет неплохие перспективы для своего развития, что обусловлено ее выгодным экономико-географическим положением, близостью к наиболее промышленно развитым странам: Японии, Южной Корее, Китаю. Подтверждением этого является быстрый рост в зоне "Находка" числа совместных предприятий.
Для организации взаимовыгодного экономического сотрудничества на сегодня в крае зарегистрировано 51 представительство иностранных фирм, из них: японских - 29, Республики Южная Корея - 6, далее по мере убывания идут Китай, Австралия, Вьетнам.
Если всего в Приморском крае на начало года были зарегистрированы 692 предприятия с иностранными инвестициями (ПИИ), то лишь в СЭЗ "Находка" их численность превышает 300 единиц, в том числе 45 со 100% иностранным капиталом. Вместе с тем до настоящего времени суммы иностранных инвестиций в крае не превышают 400 млн. долларов, правда, из них две трети приходится на СЭЗ "Находка".
В совместных предприятиях занято более 8 тыс. человек. Большинство из СП занимаются торгово-посреднической деятельностью, остальные заняты в строительстве, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. При этом китайскую рабочую силу в крае используют более 50 % предприятий. В 1994 году в крае были зарегистрированы и трудоустроены свыше 8 тыс. китайских рабочих, труд которых применяется в основном на тяжелом производстве, не требующем какой-либо квалификации. 48% китайских рабочих заняты на строительстве различных объектов, 42% -в сельском хозяйстве, 10 % -на заводах, фабриках, в общепите.
В рамках развития внешнеэкономических и других видов связей предпринимаются шаги по установлению прямых контактов с фирмами США, Японии, провинциями Хейлундзяни Дзилинь.
Вместе с тем значительная часть китайских граждан прибывают в СЭЗ "Находка" и Приморский край в обход установленных правил либо по фальшивым документам, либо в качестве туристических групп (по 20 - 40 человек). Уже в 1995 году пограничными заставами в Приморье зарегистрированы факты "прорыва" границы китайскими гражданами, т.е. массового незаконного перехода на нашу сторону. Как правило, все эти категории иностранцев исчезают из поля зрения пригласивших их хозяйствующих структур, туристических фирм и они длительное время находятся на нелегальном положении. На деньги, вырученные от незаконного ввоза и вывоза товаров, контрабандной торговли, в частную собственность приобретается недвижимость, суда, оборудование, сырье. При этом организованные преступные группы из числа китайских граждан, которые занимаются не только совершением экономических преступлений, но и наиболее опасными формами общеуголовной преступности (рэкет, похищение людей, убийства и т.п.) в значительной степени осложняют криминогенную обстановку в СЭЗ "Находка" и Приморском крае в целом.
К особенностям функционирования свободной экономической зоны "Находка" следует отнести и то, что на ее территории сосредоточен ряд предприятий республиканского значения:
четыре морских порта ("Нефтепорт", "Торговый", "Рыбный", "Восточный" );
рыбодобывающая промышленность, представленная сейнерным флотом и его базой.
Всего, по данным на 1994 г., в СЭЭ числилось 3740 предприятий, из них по формам собственности и принципам организации: к государственным относятся 52 предприятия (1,4%), к муниципальным -206 (5,5^), к индивидуально-частным - 687 (18,4%),к совместным -342 (9,IS»), к иностранным - 23 (0,6%), к иным (акционерные общества, товарищества, ассоциации и др.) - 2430.
Одновременно следует учитывать, что мировой и отечественный опыт подтверждают, что становление рыночных отношений, приток иностранных инвестиций способствуют обострению криминологической ситуации, обусловленной антогонизмом функционирования экономического механизма зоны.
В этой связи по просьбе руководства Административного комитета СЭЭ "Находка" совместно с УВД г. Находки и УВД Приморского края в рамках комплексной программы исследований "Концептуальные проблемы безопасности СЭЗ "Находка" проведено изучение преступности и подготовлены следующие документы:
1. Состояние правопорядка и прогноз развития криминологической ситуации в свободной экономической зоне "Находка" на 1995 -
1996 гг.
2. Комплексная программа укрепления правопорядка в свободной экономической зоне "Находка" на 1995 - 1996 гг.
3. Предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел свободной экономической зоны "Находка".
Реализация положений, содержащихся в названных документах, на наш взгляд, сможет оказать содействие в нейтрализации негативных тенденций в динамике, структуре и уровне преступности в целом и организованной в частности СЭЗ "Находка".
Подводя итоги можно сказать, что требует неотложного решения комплекс правовых и организационных проблем борьбы с новыми формами деятельности организованной преступности. Но окончательное принятие и введение в действие Федеральных законов "О борьбе с организованной преступностью" и "О борьбе с коррупцией" должно носить первоочередной и неотложный характер.




ОГЛАВЛЕНИЕ