ОГЛАВЛЕНИЕ

140 -
С. И. иншаков
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ В СТРАТЕГИИ ПРОТИВОБОРСТВА ОБЩЕСТВА И МАФИИ.
1 .особенности организованности преступности и их учет в противостоянии ей
Организованная преступность-наиболее опасная форма социального зла. Подобно живому организму она очень устойчива, имеет много степеней защиты. Корректным было бы определение этого феномена как вида преступности, наименее уязвимого для общественного воздействия. Особенно хорошо организованная защищена от "лобового" противостояния с государством. При таком столкновении она теряет наименее ценных бойцов, ряды которых быстро восстанавливаются благодаря неуязвимости мозговых и организационных центров.
Воздействие на организованную преступность должно основываться на иных принципах, главным из которых является безусловная необходимость долговременной стратегии. Ведь сила данного вида преступности заключается и в том, что противоправная деятельность в этой сфере отличается серьезнейшей подготовленностью и мощнейший обеспечением (организационным,материальным,идеологическим) . "Крестные отцы" до деталей отрабатывают не только тактику преступлений, но и стратегию преступной деятельности, расчитанную на годы и десятилетия. Социальный организм, имеющий стратегию поведения в перспективе, будет иметь преимущество над структурами, работающими по принципу "стимул-реакция". Это закономерность характерна и для развернувшегося в нашем обществе противоборства государства и организованной преступности.
При кажущемся несоответствии в "весовых категориях" государственной машины и любого общественного (в том числе криминального) образования мафиозные структуры подчас не только не уступают, но и оказываются сильнее.
Преимущества организованной преступности определяются следующим: /•
V Пресшувиое общество всегда акяивио,для него противостояние с правоохранительными органами - проблема номер один. Приоритет этой
деятельности для организованной преступности несомненен, он - один из главных элементов ее сущности. Приоритетность для государства и общества борьбы с мафией необходимо доказывать, аргументировать, и часто это не приводит ни к каким результатам. Например, можно однозначно констатировать: в нашей стране борьба с пеступностыо вообще и, тем более, с наиболее опасными, организованными ее формами не относится к области приоритетной.
Во главе мафиозных струкшур всегда сшояя люди энергичные, с установкой на бескомпромиссное противоборство со всем, что представляет угрозу. Поражение мафии - гибель для них. Таким образом, адекватность криминальных функционеров занимаемым ими должностям в мафиозных структурах - одно из условий выживаемости этих структур. И если мафиозный клан сформировался, выжил при утверждении в преступном мире и активно развивается, что глава сообщества и его советники - люди незаурядные. Руководители боевых структур обладают значительным опытом и изрядными управленческими способностями. Появление на этих должностях случайных людей практически невозможно. У трата их трудновосполнима, и зарубежный опыт показывает, что устранение этих фигур приводит к устойчивой дезорганизации мафиозного сообщества. Идеальный боевик дерзок, отличается пониженной чувствительностью, безжалостностью, отсутствием нравственных барьеров. По этим критериям осуществляется отбор и специальная подготовка. Какой-либо протекционизм при назначении на ответственные должности исключен, в то время как в государственных структурах этот принцип становится нормой. Например, после победы демократических сил в органах московского городского управления на должность руководителя московской милиции был назначен ученый-физик.
В борьбе с государственными сярукшурами для преступников приемлемы любые средства (подкуп, клевета, запугивание, убийство и другие виды террора). Государство, как правило, ограничено в использовании аналогичных мер. Особенно остро эта несоразмерность в средствах противостояния ощущается на ранних этапах противоборства, когда общество еще не готово воспринять в качестве аксиомы простую истину: в белых перчатках с мафией справится не удалось никому. Именно благодаря такой" нерасторопности" и мнимому благородству тех слоев общества, которые в меньшей мере испытывают отрицательное воздействие этого зла, организованная преступность стремительно набирает обороты при старте и становится мощным про-
тивником. Почти все государства прошли через следующие стадии воздействия на организованную преступность: отрицание самого факта существования преступных синдикатов; затем - попытка бороться с ними традиционными средствами и осознание неэффективности старых подходов; следующий этап - разработка правовых и организационных мер, которые могут в значительной мере компенсировать преимущества мафии, связанные с ее коварством и жестокостью. Наше общество сейчас находится на второй стадии и никак не решится сделать очередной шаг, который во многих странах увенчался успехами в борьбе с организованной преступностью.
В обеспечение эздивы и противостояния с государством мафиозные сшрукяури вкладивашв опшииальиое количество машериальных средств. Принцип материального обеспечения в этой среде - некоторое превышение "нормы", чтобы успех был гарантированным-Принцип материального обеспечения государственных структур, ведущих борьбу с преступностью - всегда ниже нормы (подчас отклонение от оптимального бывает настолько велико, что оно исключает какие-либо положительные результаты).
Стержень стратегии мафии - поиск максимальной выгоды при минимуме риска. Противостояние со стороны государства не всегда строится на основе такого подхода, который сводил бы выгоду преступного промысла к минимуму, а его риск при этом увеличивал бы до максимума.
Интеллектуальные и исполнительные структуры организованной пресяупиосши очень динамичны, они восприимчивы ко всему новому, выгодному для них, активно осваивают новые зоны криминальной деятельности. Государственные структуры всегда отстают. Обычно их деятельность носит вторичный характер - реагирование на действия преступных групп. Даже хорошо отлаженная аналитическая служба прогнозирования динамики преступной деятельности в различных сферах (на должном уровне эта служба функционирует лишь в немногих государствах, в число которых наша страна не входит) в совокупности с чутко реагирующей на эти прогнозы гибкой государственной политикой не всегда позволяют опередить преступников, которые подчас находят весьма нетрадиционные подходы к извлечению криминальных сверхприбылей. .Инициатива оказывается прерогативой преступного мира; Сейчас в нашей стране сложилась очень благоприятная для
развития организованной престуаиосяи идеологическая атмосфера. Расхожими стереотипами общественного сознания стало представление о преступнике как о сильном мира сего, который никого не боится, может решать любые проблемы, ни в чем не испытывает нужды - своеобразный симбиоз романтического ореола и корыстной привлекательности. В соответствии с господствующей в российском обществе идеологией привлекательность работы в правоохранительных органах в общественном сознании может быть связана лишь с возможностью злоупотребления служебным положением. А это обуславливает направление притока молодежи - наше будущее движется в криминальном направлении.
Поиск преимуществ государства в борьбе с организованной преступностью - непростая проблема. Основываясь на анализе современной российской реальности, проще всего было бы констатировать их отсутствие .
Однако изучение мирового опыта позволяет указать на ряд потенциальных преимуществ государства в борьбе с преступностыа:
мафия не первична-Она паразитирует на здоровой части общества, которая всегда больше, потенциально сильнее. Такое соотношение, как это не парадоксально, является оптимальным для мафии. Она не заинтересована в бесконечном росте своих рядов. Только при определенной пропорции между обществом и преступностью последняя может получать сверхприбыли. Увеличение удельного веса преступных структур мафия не допускает сама, так как это ведет к конкуренции и уменьшению прибыли. С конкурентами быстро расправляются. Поэтому общество принципиально всегда сильнее мафии. Лишь недостаток организации общества позволяет мафии господствовать над ним;
общественное мнение и поддержка населения изначально всегда на стороне тех, кто ведет борьбу с преступностью. И лишь в больном обществе, парализованном страхом, мафиозные лидеры могут расчиты-вать на поддержку населения. Однако эта поддержка ненадежна и при первых же успехах государства в борьбе с преступным сообществом общественное мнение оказывается на стороне госструктур - и в этом неисчерпаемые возможности опираться на содействие масс;
государство имеет приоритет в отборе, воспитании и подготовке кадров для правоохранительных органов. Если отобрать лиц, чьи помыслы чисты и благородны, мотивы которых в борьбе с организованной преступностью не связаны с корыстью, то их борьба будет
беззаветной и самоотверженной. У них будет несомненное преимущество в борьбе с преступниками (Александр Невский провозгласил, что побеждает не сила, а правда. И не только провозгласил, но и убедительно доказал действенность этого принципа).
материальные ресурсы государства несоизмеримо богаче ресурсов криминального сообщества. Но у преступников они сконцентрированы на обеспечении борьбы с госструктурами, а государство рассредоточило их в различных сферах. Одним из важнейших принципов воинского искусства является перегруппировка сил: чтобы сделать прорыв в любой области надо сконцентрировать усилия на одном из участков. Пока усилия государства не сконцентрированы на проблеме борьбы с организованной преступностью - успеха не будет. Пока усилия государства сконцентрированы на другом. Однако не трудно спрогнозиро-вать, что если в ближайшее время борьба с организованной преступностью не получит государственного приоритета, госструктуры окажутся под угрозой полной криминализации. остатки доверия общества к государству будут утрачены, уровень управляемости станет неуклонно приближаться к хаосу;
мировой опыт показывает, что при своевременном принятии жестких мер государство всегда выходило победителем. Даже при таких драматичных обстоятельствах и глобальной пораженности всех областей жизни мафией, какие и мели место в Колумбии, государству удалось победить, когда оно обёявило настоящую войну преступному пиру. Эта победа далась нелегко и стоила жизни многим из тех, кто решился на противоборство с криминальным спрутом. В этой борьбе погиб даже руководивший боевыми действиями министр юстиции. Пятьдесят судей были убиты в результате террористических актов. Но бескомпромисная и самоотверженная борьба здоровых сил общества завершилась успехом: в 1991 году глава колумбийской организованной преступности эскобар и семнадцать руководителей кокаиновых картелей (включая самый мощный, Медельинский) сдались властям и были заключены в тюрьму. Интересно, что разгул мафии по времени совпал с периодом, когда Колумбия шла в форватере американской политики. США не только руководили организацией борьбы с организованной преступностью, но и узурпировали суверенное право государства на правосудие: колумбийских преступников выдавали США, где их судили американские судьи и где они отбывали наказание. 7 августа 1990 года президентом Колумбии был избран Гавириа, который провел пере-
оценку национальных приоритетов и прекратил практику вмешательства США во внутренние дела Колумбии. Через год, несмотря на прекращение американской помощи мафия была практически разрушена, а" крестные отцы" оказались за решеткой. При этом, как выяснилось, глава мафии Эскобар располагал такими значительными материальными средствами (15 миллиардов долларов), что их было достаточно для покрытия всех внешних долгов Колумбии. ^
Конечно, искусство организации борьбы с преступностью заключается в достижении успеха при минимуме жесткости. Однако в отдельных случаях, когда болезнь социума заходит слишком далеко, без хирургических мер обойтись нельзя. Чем больше откладывается принятие так называемых "непопулярных" мер, тем более жесткие меры придется применять в перспективе.
Сущностью государственной стратегии по борьбе с организованной преступностью должно быть устранение преимуществ мафиозных групп и развитие преимуществ государства. При отсутствии четкой стратегии и конкретной программы, рассчитанной на длительный период противостояния с преступностью, шансов не только на победу, но и на установление определенных приоритетов нет. При проведении кратковременных "ярких" компаний по ликвидации организованной преступности вероятность положительных результатов близка к нулю. Напротив, при правильной организации стратегического противостояния, успех возможен. Это убедительно продемонстрировал как отечественный, так и зарубежный опыт.
2. Стратегия противостояния организованной преступности.
Организация стратегического противостояния должна включать следующие элементы:
а) определение целей (перспективных и поэтапных); б) создание вневедомственных государственных органов по борьбе с мафией, организационная структура которых была бы адекватна задачам, которые эти органы должны решить, не уступающих в степени защищенности мафиозным кланам (речь идет о защите от коррупции, шантажа и физических расправ); в) создание приоритета в их материальном обеспечении;
' См.:"Борьба с преступностью за рубежом",1993,N 2 с.19-24. 10-6354
г) переход к государственной политике, максимально затрудняющей деятельность и развитие организованной преступности (формирование соответствующих контрольных структур, законодательной базы, идеологии, приоритетов производственно-хозяйственной деятельности) .
А. Определение целей обычно не вызывает затруднений, поскольку имеется в виду максимально желаемый результат. Однако опыт показывает, что определять надо не максимально возможное, а тот минимум, при котором результаты могут считаться удовлетворительными. В этой связи особую актуальность представляет разработка фундаментальной теоретической концепции, которую можно было бы положить в основу стратегии. Длительный период в нашем обществе основной концепцией было предупреждение преступности. И применительно к организованной преступности эта концепция успешно работала. Однако ошибки государственной политики не позволили реализовать одну из самых оптимальных стратегий - предупреждение возникновения мафии. Организованная преступность стала реальностью нашей жизни. Соответственно необходимо искать новые подходы. За рубежом весьма популярна концепция социального реагирования, которая возникла, когда стало ясно, что далеко не каждому государству по силам осуществлять контролирование преступности. Эта концепция предполагает удовлетворенность любым результатом. Соответственно приемлемой оказывается работа на внешний эффект без серьезных результатов по-существу.
Установление контроля над организованной преступностью предполагает по крайней мере недопущение роста её могущества. И здесь не годятся устоявшиеся критерии; сколько операций проведено, сколько денег и оружия из ято, сколько преступников арестовано (это показатели социального реагирования, а не сущностного результата, ведь уничтожение определённой преступной группы может лишь усилить их конкурентов и в конечном итоге увеличить влияние организованной преступности на общество). В то же время об ективные критерии контроля над организованной преступностью найти нелегко. Есть у неё ещё один недостаток: она как бы изначально формирует у работников спецслужб установку на то, что максимум, чего общество может достичь в противоборстве с криминальным монстром - это контроль . Поэтому представляется наиболее оптимальным стратегическим подходом к определению целей противостояния общества и криминальных структур - разработка концепции разрушающего воздействия на преступность. Суть данной концепции применительно к анализируемой области заключается в постепенном разрушении структур организованной преступности и вытеснение её активности за пределы страны. В качестве поэтапных целей (и одновременно об ективных показателей успеха деятельности правоохранительных органов) можно принять устранение проявлений организованной преступности из определенных сфер жизни общества. Глобальной перспективной целью может быть разрушение российской структуры организованной преступности и блокирование проникновения в нашу страну транснациональной мафии.
Определение целей - принципиальный аспект стратегии. Цель определенного уровня требует определенного уровня политического, материального, кадрового, организационного, правового и идеологического обеспечения. Уровень обеспечения и уровень целей находятся в жесткой зависимости. При том, что у нас нередко декларируются самые радужные цели борьбы с преступностью, уровень обеспечения этой деятельности не позволяет достичь реальных результатов. Задача учёных конкретно констатировать: какие цели реальны и каких затрат потребует их достижение. Задача независимой прессы - сделать эту информацию достоянием широкой общественности. В этом случае демократизация, которая дала мощнейший импульс развитию организованной преступности, сможет принести определённую пользу обществу.
Развитие организованной преступности во всех странах мира в тот или иной период ставило на повестку дня вопрос о неспособности традиционной полицейской системы противостоять этому спруту. Недостатки организации правоохранительных органов приводят к их глобальной корумпированности, и они начинают лишь имитировать борьбу с преступностью. Схема деградации правоохранительных органов почти во всех странах аналогична. Низкий уровень защищенности и заработной платы ставит госслужащих перед дилемой: быть честным и испытывать нужду, а также постоянно ставить под угрозу безопасность собственную и своих близких, либо... как в старой поговорке - богатым и здоровым. Не удивительно, что люди выбирают последнее. Подкуп, угрозы и физическое устранение несговорчивых позволяют мафиозным структурам мирно сосуществовать с правоохранительными органами. Нейтрализовать возможности подкупа можно лишь сочетанием от-
- 148 -
бора людей высокой нравственной чистоты с соответствующем стимулированием добросовестной службы (как текущим: высокая зарплата, обеспечение квартирой, медицинским обслуживанием; так и перспективным: пенсионное обеспечение по истечении 10-ти лет службы, ускоренное присвоение специальных званий и т.п.). Поскольку нравственная чистота значительно затрудняет жизнь человека в нашей реальности, что оказывается под силу далеко немногим, количество людей, которым удалось ее сохранить, стремительно уменьшается. Стратегической задачей глобальной государственной политики должно стать кардинальное изменение личностных установок. Вся система идеологических мер, воспитательной политики, бытовых реалий должна быть переориентирована на это. В противном случае наше общество уподобится зоологической популяции пожирающих Друг друга насекомых.
Наиболее распространенный способ шантажа - угроза уничтожения членов семьи. Защитить их надежно практически невозможно. Нормальный человек, которого предупредили о возможном убийстве его ребенка, не способен активно противостоять преступникам. Поэтому приоритет в подборе кадров в борьбе с организованной преступностью должен отдаваться лицам, не имющим семей. Укомплектовать госорганы такими кадрами в одночасье невозможно. Лишь соответствующая стратегическая программа, расчитанная на годы, позволит решить эту проблему. Негласный поиск кандидатур, предварительное наблюдение за ними, система специального обучения позволит создать подразделения бесстрашных бойцов, неуязвимых для шантажа, способных выполнить любую поставленную задачу. Этот принцип комплектования наиболее боеспособных военных структур давно известен истории (интересно, что и наши суворовские училища задумывались как заведения для сирот). Его с успехом практикуют и наиболее мощные мафиозные кланы. Возможности государства в реализации такого подхода к укомплектованию органов по борьбе с организованной преступностью несравненно более широкие, поэтому логично ожидать, что претворение его в жизнь позволит значительно изменить соотношение сил в пользу правоохранительных структур.
Для того, чтобы служба по борьбе с организованной преступностью могла эффективно выявлять коррумпированных элементов во всех ведомствах, включая правоохранительные, она должна быть самостоятельной и подотчетной лишь представительным органам власти.
Наиболее оптимальным вариантом такой структуры мог бы быть федеральный центр по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, который по характеру зависимости от органов, власти был бы на том же уровне, что и прокуратура, т.е. независим и подотчетен только Федеральному собранию.
Объектом серьезной заботы должна стать безопасность судей. Сейчас, к сожалению, они практически беззащитны. "Судью убить проще, чем купить билет на поезд",- констатирует газета "Известия".^
При такой "черной дыре" абсолютная независимость судейского корпуса может иметь лишь отрицательные последствия. Независимость судей, их высокое материальное обеспечение должно быть дополнено абсолютной гарантией безопасности. Роль судьи, выносящего суровый приговор представителям мафиозных структур, не менее опасна, чем деятельность оперативников, задерживающих этих преступников. Оптимальным может быть создание спецсудов для рассмотрения уголовных дел в отношении наиболее опасных преступников. Такие суды должны иметь повышенную степень защиты. Без этого судебные приговоры будут выносится с оглядкой на возможную месть, и соответственно страх, а не справедливость будут основой правосознания судей.
В. При решении вопроса материального обеспечения органов, ведущих борьбу с преступностью, необходимо в качестве аксиомы принять два положения:
без приоритета в этой области насту пательности в противоборстве с преступностью не будет, а будет лишь создаваться видимость ее, что может иметь лишь отрицательные последствия (введение общества в заблуждение, потеря лучших кадров, укрепление у противника веры в свою непобедимость, переход на его сторону колеблющихся) ;
наше общество способно создать такой приоритет, необходимо лишь оптимально переструктурировать расходование материальных средств. В книге "Преступность в США" Р.Кларк, бывший министр юстиции, отмечал, что на табак американцы ежегодно расходуют 9 миллиардов долларов, на спиртное - 12,5 миллиардов, в то время как общие расходы на полицию, прокуратуру и суды - 5 миллиардов. Яет сомнений, что соотношение расходов по данным статьям в нашей стра-
"Охота на судей", "Известия", N 12, 1994.
не еще более удручающее. А если учесть ежегодную многомиллиардную долларовую утечку отечественных финансов за рубеж, пресечение которой правоохранительными органами могло бы избавить нашу страну от поработительного бремени иностранных займов и открыть достаточные источники финансирования, то ссылки на бедность государственной казны - это не более, чем лукавство.
Г. Международный опыт борьбы с организованной преступностью показывает, что определенная государственная политика может существенно затруднить активность организованных преступных сообществ, сделать ее неэффективной, что в конечном итоге приводит к переносу арены криминальной деятельности преступных кланов в другие страны. К элементам государственной политики, существенно затрудняющим деятельность мафиозных структур, относятся: 1 - принятие эффективного законодательства: - мешающего зарабатывать деньги криминальным способом; - облегчающего выявление преступников; - облегчающего доказательство их вины; - затрудняющего использование "грязных" денег; 2- создание разветвленной системы контролирующих органов; 3 - изменение приоритетов производственно-хозяйственной деятельности в различных областях (приватизация, квотирование и лицензирование, налогообложение и т.п.)
4 - формирование идеологии, отвергающей сотрудничество с криминальными структурами.
Особо хотелось бы подчеркнуть необходимость принятия давно разработанных и прошедших первые этапы законодательного одобрения законы об организованной преступности, о коррупции, о защите свидетелей. Аргументы противников о том, что законы не являются решающим фактором борьбы с организованной преступностью - попытка введения в заблуждение лиц, не знакомых детально с этой проблемой. Принятие в США соответствующих законов позволило нанести такой мощный удар по преступному миру, что "затрещали" даже гонконгские мафиозные группировки.^"Демократическим" оппонентам этих законов следует помнить слова Столыпина*: "Государство обязано, когда оно
'Сн.. Донели Т. Китайские триады . Информационный бюллетень Интерпола. N 5, 1993. С. 48-49.
^Цит.по статье Борисова А. "На страже монархии", "Милиция", 19Э4, Ч 1, С. 41).
находится в опасности, принимать самые строгие, самые исключительные законы, чтобы оградить себя от распада". Интересно, что на одной из последних международных конференций по проблемам борьбы с преступностью буржуазные ученые высказывались в аналогичном смысле: "Кому нужна такая свобода, при которой жертвами преступлений становится каждый третий, где каждый свободен, чтобы постоянно испытывать страх перед преступниками, и свободен,, чтобы пострадать от криминального мира?"^
Соответствующие аналитические и прогностические структуры федерального центра по борьбе с организованной преступностью должны постоянно отслеживать тенденции и факторы развития мафии и регулярно представлять органам власти информацию и рекомендации для коррекции государственной политики и выработки оптимальной политической линии.
Рассмотренные элементы оптимальной стратегии борьбы с организованной преступностью носят принципиальный характер. Не реализовав их, общество не может рассччтывать на успех в противоборстве с преступным сообществом. В этой связи весьма актуальной научной и политической проблемой оказывается поиск путей воздействия гражданского общества на государство с тем, чтобы принудить его принять необходимые меры воздействия на преступность.
3. Роль Вооруженных сил в борьбе с организованной преступностью.
В реализации данной стратегии борьбы с организованной преступностью весьма существенную роль могли бы сыграть Вооруженные силы. Они должны стать одной из приоритетных областей общественной жизни, которую необходимо сделать "мертвой зоной" для организованной преступности. Приоритетность этого направления определяется следующим. Во-первых, Вооруженные силы - это та область, где можно установить порядок на фоне хаоса в обществе. Принципиальная возмо-ность для этого есть, необходима лишь политическая воля. Например, в 70-е годы в США (где уровень преступности в обществе многократно выше и влияние мафии было настолько велико, что в ее представители, воспользовавшись вызванной вьетнамским дезорганизацией армии и
^Сн.: Social changes, crime and police. International Conference. Budapest, 1993. P. 22).
флота, предприняли попытку захвата атомной подводной лодки на базе ВНС в Лос-Анджелесе) удалось успешно решить эту задачу. Были искоренены проявления организованной преступности внутри американских вооруженных сил, устранены предпосылки их появления как внутреннего фактора и созданы защитные механизмы предотвращения попыток проникновения организованной преступности в армию извне.
Обществу необходимо поверить в свои и успех в борьбе с преступными проявлениями в Вооруженных силах нашей страны может стать мощным толчком позитивного развития этих процессов в иных областях государственной жизни.
Во-вторых, деятельность организованной преступности в военной сфере наиболее опасна. Именно здесь она наиболее мощно подтачивает устои государственности и создает угрозу не только безопасности страны, но и всего мира (ведь речь идет не Об армии Колумбии, а о вооруженных силах крупнейшей ядерной державы).
Для защиты армии от организованной преступности необходимо проведение тех мероприятий, о которых было сказано выше применительно к обществу в целом. Сложившееся сейчас положение в Вооруженных силах нашей страны можно назвать парадоксом текущего момента. Повышенная общественная опасность проявлений организованной преступности в Вооруженных силах нашей страны требует дополнительной активизации усилий в этой области. Однако единственным специальным органом, на который возложено выявление и расследование всех фактов преступлений в Армии (в том числе и акций организованной преступности) является военная прокуратура. Оперативную помощь в качестве органов дознания ей оказывает командование воинских частей. Не требуется глубокого анализа для того, чтобы сделать вывод: эти органы не способны вести эффективную борьбу с организованной преступностью.
Нам трудно представить, чтобы в каком-то городе или регионе прокуратура могла бы взяяяяяяа себя полностью функции борьбы с преступностью (а структуры милиции были бы аннулированы). Никто не сомневается, что это возможно только в антиутопии. В то же время в Вооруженных силах таков положение считается нормой. Стоит ли тогда удивляться, что армейская недвижимость продается коммерческим структурам за бесценок, военное имущество, стратегическое сырье, редкие материалы (в том числе и радиоактивные) превратились в ос-
новной предмет криминального сбыта за рубеж. Деньги, выделяемые полевому отделению Центробанка для нужд Министерства обороны, оказываются на счетах коммерческих предприятий. Аналогичные операции проводят и армейские должностные лица, а военнослужащие месяцами не получают денежного содержания. Отряды Дудаева вооружены лучше российских солдат 'и не иностранным вооружением, а оружием с Тульского и Ижевского заводов - последние достижения отечественной военной промышленности вопреки здравому смыслу (но в строгом соответствии с криминальной логикой) оказались не у российских солдат, а у их противников. В ходе боевых действий в Чечне российские военные разведчики устанавливали факты готовящихся сделок по поставке оружия чеченским подразделениям. Однако пресечь эти сделки не удавалось. Одной из главных причин таких демонстративно безнаказанных действий мафии является отсутствие специальных структур, способных проводить эффективные операции по пресечению криминальной деятельности в военной области.
Оперативная информация о характере боевых действий в ряде государств СНГ показывает, что имеют место подкупы полевых командиров в целях оставления ими рубежей обороны и изменения оперативных планов. Если в кратчайшие сроки не принять действенных мер по ликвидации проявлений организованной преступности в войсках, эти факты могут перекочевать и в нашу армию.
Одним из перспективных направлений деятельности гангстерских групп является террор в целях получения выкупа. В 1994 году такие акции имели место в ряде городов России. Например, во Владимирской области группа террористов под угрозой отравления источников водоснабжения г. Владимира потребовала от администрации выкуп 1 млн долларов. За рубежом террористы нередко используют аналогичные меры для достижения политических целей. В Вооруженных силах России достаточно таких объектов, захват которых может поставить под угрозу не только политические процессы в нашей стране, но и стабильность во всем мире. уровень защиты этих объектов оставляет желать лучшего. В 1994 году в войсках имел место инцидент, который можно считать сигналом тревоги: военнослужащий из числа персонала, обслуживающего баллистический комплекс, захватив оружие, совершил ряд тяжких преступлений и имел реальную возможность, взорвав автоматной очередью емкости с горючим, инициировать пуск стратегической ракеты. Журналист газеты "Известия" А.Желудков в статье "Ракет-
но-ядерный удар мог осуществить рядовой, захватив боевой комплекс" рассуждает: "Многие люди, имеющие доступ к информации о случившемся, сейчас недоумевают, почему рядовой Ошурбеков не потребовал ничего: например, снаряжение танковой колонны, которая могла бы дойти до Дагестана, в обмен на ракетную безопасность страны". Возможно найдутся горячие головы, которые постараются исправить такую оплошность Ошурбекова. именно для предотвращения этого необходимо в экстренном порядке создание специальных служб по борьбе с организованной преступностью в Вооруженных силах.
Очищенная от криминальных элементов армия стала бы мощным фактором разрушающего воздействия на организованную преступность в нашем обществе.
Армия обладает огромным потенциалом оздоровительного воздействия на общество. При соответствующей организации военной службы и подготовки к ней вооруженные силы оказываются мощнейшим фактором физического и духовного здоровья нации. Выше уже отмечалось, как важно оздоровление общества для организации решительного отпора организованной преступности. Военная служба, авторитет и значимость которой подняты на должный уровень, во многих государствах мира оказывалась надежным средством восстановления имунной системы общества. Увеличение в социуме удельного веса мужественных молодых людей, для которых термин патриотизм обрел глубокий смысле значительно повышает сопротивляемость общества всем проявлениям социального зла, способствует снижению уровня подавленности, страха , возрождает веру в справедливость. Одним словом, это один из путей вывода общества из состояния комы' которое очень выгодно преступникам, расхищающим национальное достояние.
Оздоровление атмосферы в войсках исключило бы возможности мафии подпитываться за счет армии, .что нанесло бы преступному сообществу существенный материальный, кадровый ущерб, лишило бы его одной из наиболее прибыльных и безопасных сфер деятельности. Не секрет, что армейские арсеналы стали источником вооружения многих мафиозных группировок. наиболее подготовленные военные специалисты " выкупаются из армии преступными структурами (и дело здесь не только в низких нравственных качествах военных - отсутствие жилья, голодные дети могут толкнуть на такой шаг и порядочного человека). этим людям надо создать хорошие условия жизни. Это выгодно для общества. Ибо, если этого не произойдет,, мафия создаст им отличные
условия, и они в ходе преступной деятельности причинят обществу значительно большие убытки, чем те затраты, которые потребовались бы на обустройство их нормальной армейской жизни.
Вооруженные силы оказывают значительную поддержку в охране и обороне государственной границы. Постепенное изменение дислокации частей могло бы превратить прозрачные российские границы в надежно охраняемые рубежы. Эта проблема весьма актуальна, ибо определенные государства СНГ постепенно превращаются в крупнейших производителей и поставщиков наркотиков. Криминогенное воздействие их на российское общество громадно и постоянно увеличивается. Рано или поздно государство придет к осознанию необходимости создать барьер широкому потоку наркотиков в нашу страну из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Туркмении, Чернобыльской зоны и других регионов бывшего СССР, которые по объемам выращивания наркотикосодержащих растений оставили далеко позади Колумбию, Пакистан и Бирму. Без вооруженных сил решить эту проблему вряд ли удастся. Через три месяца после объявления войны колумбийской наркомафии стало ясно, что полиция не способна справиться с преступностью-без помощи армии, и именно на плечи армии было возложено основное бремя противоборства с кокаиновым спрутом в этой стране. Необходимость использования армейских подразделений в борьбе с преступностью можно считать одним из принципов успеха в этой области. Не случайно даже в "благополучной" Америке, располагающей самыми мощными полицейскими силами мира, обнаружение основных каналов транспортировки наркотиков и контроль за ними осуществляется силами и средствами министерства обороны,^ а борьба с наркомафией в США основывается на информационной системе .разработанной в одной из структур военного ведомс-
7
Проведение крупномасштабных операций по ликвидации преступных кланов и предотвращению террористических акций также невозможно без участия армейских частей и подразделений. При повышении уровня профессионализма спецчастей и улучшение специальной подготовки всех военнослужащих их участие в борьбе с преступностью привело бы к весьма ощутимым положительным результатам. Когда разрыв между эффективностью деятельности правоохранительных органов и масштаба-
'См.: Борьба с преступностью за рубежом, 1993, N б, с.15. 'CM.:Signal AFCEA, s international Jornal. 1991, N I, p. 85-87.
ми организованной преступности в странах Восточной Европы принял угрожающий характер, эти страны в той или иной мере стали опираться на армию в борьбе с преступностью, наиболее глубоко в этом направлении пошли государственные органы 'Польши, где объединение усилий МВД и Министерства обороны в борьбе с преступностью позволило стране удержаться от скатывания в пропасть тотальной криминализа-ции.°
Армия могла бы стать школой начальной подготовки кадров для структур по борьбе с организованной преступностью, представители спецслужб могли бы не только отбирать подходящих кандидатов, но и проверить их в деле с тем, чтобы брать в свои органы лишь наиболее достойных.
Соответствующие структуры Вооруженных сил обладают громадным интеллектуальным и информационный потенциалом. При переориентации их на решение смежных проблем - проблем защиты армии от наиболее опасных проявлений преступности, несомненно, выиграли бы не только Вооруженные силы, но и общество в целом. Угроза, которую эти армейские структуры могут представлять преступному сообществу, настолько велика, что при их включении в борьбу с криминальным миром многие мафиозные группировки без боя предпочтут перенести свою деятельность зарубеж.
4 •Основные направлевая полвтикв государства по повышенив эффек-тивиостя пронвостояния Вооруженных скл органязованиоЛ преступности.
Показаны лишь основные направления возможного разрушающего, воздействия армии на организованную преступность. Для того, чтобы эти возможности реализовались, необходимо кардинально изменить государственную политику в отношении Вооруженных сил, что позволит превратить их в инструмент эффективного решения многих социальных проблем, в том числе и противодействия криминализации нашего общества .
К сожалению, приходится констатировать что в нашем обществе, в том числе в его властных структурах доминирует облегченный подход к оценке негативных последствий организованной преступности.
"cm.: Military Review, 1991, N 12. p.57.
Такой подход чреват драматическими последствиями. По данным Роя Гадсона, ученого из Вашингтонского национального центра стратегической информации, мафиозные группы постепенно завладевают политическим контролем над целыми государствами. Общий годовой доход траннснациональных структур организованной йреступности достигает одного триллиона долларов, т.е. почти равен федеральному бюджету США."
Эти данные свидетельствуют о том, что организованная преступность - это не просто, криминальная структура более Масштабная, чей преступная группа, это теневая империя, постепенно опутывающая невидимой сетью весь мир. организованная преступность развивается по достаточно опасной для мирового сообщества схеме: обогащение -приобретение преступного влияния - завладение полным политическим контролем над государством - установление криминального мирового порядка. И если финансовые средства позволяют США устанавливать новый мировой порядок в достаточно жестких рамках видимости законности и справедливости, то свободная от таких условностей глобальная мафия, располагая теми же средствами, может опередить американскую сверхдержаву в утверждении на земном шаре выгодного только мафии порядка. От такого развития событий не может выиграть ни одно государство, ни одна общественная сила. Напротив при установлении тотального контроля мафии в проигрыше окажутся все. Уже сейчас развитые страны запада ощущают, что развал СССР принес им, кроме выгод, и значительные неудобства, "Красная мафия" постепенно завоевывает позиции в Европе и в Америке. Доступ к радиоактивным элементам различных криминальных структур стал горькой реальностью. на очереди - завладение ядерными, объектами и ядерным оружием. Эту мрачную перспективу государственным деятелям необходимо постоянно иметь в виду, ибо как это не раз бывало в истории, противостояниие , политических центров может закончится не победой одного из них, а уничтожением их сторонней силой.
Аналогичные проблемы характерны и для внутригосударственной ситуации. Опыт борьбы с преступностью показывает, что на некоторых этапах политического развития общества определенные социальные
'См.: Новая "глобальная мафия" '"За рубежом". N 2, 1994.
группы бывают заинтересованы в наличие преступности и даже в сотрудничестве с ее представителями. Примером этого могут служить факты найма гангстеров для запугивания или устранения профсоюзных и иных политических деятелей оппозиции, имевшие место в ряде стран, использование террористов для нагнетания политической напряженности в обществе, использование криминальных структур как гарантов безопасности или в роли судебных исполнителей, нередки ссылки на целесообразность использования финансовых возможностей преступных кланов - грязные деньги якобы могут дать мощный импульс развитию производства. * °
В этой заинтересованности - корень циогих проблем, с которыми столкнулось наше общество в организации достойного противодействи-ямафии. Не случайно законодательные органы годами не могут принять законы, необходимость которых очевидна любому честному человеку, а соответствующая структура МВД первоначально называлась "управление организованной преступности". Вмешательство представителей Госдумы позволило добиться лишь внесения предлога "по" - теперь этот орган называется управление" по организованной преступности" (на термин "по борьбе с оргпреступностыо" не хватило политической воли).
Однако опыт показывает, что социальные группы, заигрывающие с представителями криминальных структур, в конечном итоге в наибольшей мере страдают от мафии.
История убедительно свидетельствует, что компромисы с преступностью ведут к национальной трагедии. Практика позволяет констатировать, что, как правило, сделки с преступниками не бывают разовыми. Лица, которые в решении своих проблем прибегают к услугам преступных элементов, компрометируют себя и постепенно попадают в глубокую зависимость от криминальной среды. Социальные слои населения, пытающиеся опереться на мафиозные структуры (речь идет о так называемых "новых русских", которых иногда пытаются представить опорой будущего России) обречены на деградацию, постепенное превращение в марионеток "крестных отцов", ослушание которых стоит жизни.
Анализ социальных процессов, связанных с криминализацией общества, убедительно свидетельствует: в устранении притязаний орга-
^См.: Россия - прачечная для отмывания "грязных" денег?," Аргументы и факты", N 48, 1994.
низованной преступности на власть и на получение контроля над различными сферами общественной жизни объективно заинтересованы все социальные группы.
Осознание этой нехитрой истины людьми будет началом разрушения организованной преступности. Для этого требуется так мало -всего лишь последовать совету Л.Н.Толстого: если дурные люди соединяют усилия для совершения злых дел, то и честные люди тоже должны объединиться.



ОГЛАВЛЕНИЕ