ОГЛАВЛЕНИЕ

вояпов в.м., кандидат эконоихческтс наук
Финансово-кредитная сфера: вопросы преодоления криминальных явлений.
Экономические реформы в стране высветили многочисленные проблемы в развитии народного хозяйства России. Неприспособленность общества к радикальным структурным изменениям, нарастающая хаотичность, развал потребительского рынка и в целом деформированность системы экономических отношений вызвали стремительный рост теневой экономики. Эти негативные тенденции осложнили криминальную обстановку в сфере кредитно-денежных отношений, сделали эту сферу полем
активной деятельности организованных преступных формирований, стремящихся обеспечить себе сверхдоходы любой ценой.
В условиях дальнейшего перехода к рыночным структурам все большее значение будет приобретать формирование кредитно-денежной системы как ведущего механизма регулирования всех сторон экономической жизни государства. И соответственно тем важнее учитывать прошлые просчеты и обеспечивать своевременную защиту указанной Системы от ее использования криминальными структурами.
1. Состояние и тенденции преступности в кредятно-финаисовов сфере
Экономическая преступность становится широко распространенным явлением, ее масштабы - беспрецедентными. Анализ складывающейся в экономике России криминологической обстановки свидетельствует о дальнейшем 'нарастании экономической преступности.
По» экономической аресяушяосяь» лояихаеяся экономическая дея-яельаосяъ, осущесявляемая в сфере провэводсвва, распределения, обмена и пояревления машериальних благ и услуг криминальными меяода-ми и имеющая цель» иосмпжвние незаконного обогащения. Это особый тип экономических отношений рыночного и псевдорыночного характера, выраженных в криминальной форме. Преступления в экономической сфере являются хорошо организованными на всех стадиях их совершения. Причем российская экономическая преступность не замыкается в рамках страны, все больше ориентируется на использование международных криминальных связей.
Криминальные явления в кредитно-финансовой сфере стали наиболее опасными для общества из-за ее места в экономической системе государства. Сосредоточение в ней денежных ресурсов делает эту сферу особенно привлекательной для разного рода противоправной деятельности., позволяет немедленно получить конечный результат - денежный капитал. Установление контроля над денежной сферой позволяет осуществить "внедрение" и в другие звенья экономической системы. По данным Интерпола, доходы организованной преступности в финансовой сфере превышают доходы от всех преступлений в сфере экономики и вышли на второе место после наркобизнеса.
Экономиччская преступность в кредитно-финансовой сфере проявляется в различных криминальных формах: в криминализации банковс-
кого дела; в системе денежных расчетов, прежде всего в сфере несанкционированного обналичивания безналичных денег (только за три последних года сумма составила сотни миллионов долларов США); в увеличении процессов фальшивомонетничества, включающего в оборот не только фальшивые деньги и особенно валюту, но и фальшивые ценные бумаги, банковские документы (по данным западных экспертов, по фальшивым авизо, расчетным чекам и в "пирамидах" за последние три года получено более 1 млрд .долларов США, причем из оборота изымается не более 10% фальшивок). Таким образом, в стране возникла реальная угроза перехода контроля над сферой денежного обращения к криминальным структурам, что сводит на нет все усилия по стабилизации экономики России.
Явным лидером по темпам прироста совершаемых преступлений и наносимому обществу материальному ущербу стала финансово-кредитная система. За 1993 - 1994 гг. количество экономических преступлений в этой сфере увеличилось в 10 раз. Только за 1994 год зарегистрировано 6 тыс. преступлений, в том числе свыше 2 тыс. краж. Массовый характер стало приобретать криминальное предпринимательство в виде хищений денежных средств по подложным документам; незаконного получения и нецелевого использования льготных кредитов; перелива капиталов в теневую экономику и зарубежные банки; валютных спекуляций на бирже; отмывания криминальных денег.
Расширяются масштабы "грязного" бизнеса, осуществляемого посредством безлицензионной деятельности предпринимательских структур, связанной с привлечением средств юридических и физических лиц под предлогом выгодного размещения, инвестирования и т.п., что завершается лжебанкротством и присвоением собранных денег. В течение 1994 года количество обманутых вкладчиков и несостоявшихся акционеров возросло почти втрое. В настоящее время в правоохранительные органы поступило более 3 млн. заявлений граждан о невозврате денег коммерческими структурами. Сумма нанесенного ущерба перевалила отметку 20 трлн.рублей. Только от вкладчиков подольского ИЧП "Влас-тилина" поступило свыше 10 тыс. заявлений с материальными претензиями к владелице фирмы Соловьевой. Захлестывающий частный бизнес вал криминального предпринимательства инициирует рост организованной преступности в этой сфере.
Распространение получают корыстные убийства (в т.ч. заказные) руководителей и сотрудников коммерческих банков и членов их семей,
применяются различные формы давления на предпринимателей в целях удовлетворения корыстных интересов - от получившего повсеместное распространение рэкета до похищения людей и заложников. В 1994 году похищено в Москве 272 человека (в 3,5 раза больше, чем в 1993 году).
Основами криминальной угрозы безопасности предпринимательства являются: отсутствие государственной системы для криминально безопасной предпринимательскол деятельности; отсутствие единства среди предпринимателей, направленного на противодействие грозящей им криминальной опасности.
Существенным негативным моментом является налоговая система, лишающая смысла нормальную производительную деятельность. По данным муниципалитета г.Новгорода, с одного рубля прибыли государственных и коммерческих предприятий полагается 1 рубль 03 копейки налогов. У большинства предпринимателей России после уплаты налогов прибыль с 1 рубля составляет б - 8 копеек. При такой налоговой системе честным производительным бизнесом заниматься невыгодно. Гораздо удобнее заняться посредничеством либо избрать путь криминального уклонения от уплаты налогов.
С огромным отставанием от реального развития ситуации на рынке принимаются законы, регулирующие отношения в экономике, что позволяет использовать самые разнообразные способы посягательства на чужую собственность: нарушение правил бухгалтерского учета, манипуляции во внешнеэкономической области, лжепредпринимательство, лжебанкротство, аферы с ценными бумагами и т.п. Необходимо ускоренное принятие законов "О бухгалтерском учете", "О регулировании аудиторской деятельности РФ", "О внешнеэкономической деятельности", "О свободных экономических зонах", "О государственной поддержке малых негосударственных предприятий". До сих пор не установлена уголовная ответственность за лжепредпринимательство, лжебанкротство, злоупотребления при получении кредитов, грубое нарушение правил бухучета и др.
Сфера экономики изменяется быстро, так же подвижны должны быть и уголовно-правовые меры, защищающие экономику от преступных •посягательств. Быстрее должны увидеть свет уголовное законодательство, Законы "О борьбе с организованной преступностью", "О борьбе с коррупцией" и "Об ответственности за легализацию преступных доходов" .
- 188 -
От криминального вала могла бы защитить реализация Федеральной программы усиления борьбы с преступностью на 1994 - 1995 гг. Однако запланированные материально-технические и финансовые средства выделены не были. Более того, по уровню ассигнований не удается даже вовремя выплатить в 2-3 раза упавшую по своей реальной покупательной способности зарплату. Отток из правоохранительной системы наиболее квалифицированных кадров отрицательно влияет на рост эффективности деятельности этих служб.
Несовершенство банковского и уголовного законодательства, не-адаптированность финансовых институтов к рыночным реалиям привели к тому, что банковские учреждения используются для накопления первичных капиталов и отмывания преступных доходов. За последние два года преступные группировки похитили не менее 3 трлн. рублей, значительная часть которых была конвертирована и переведена в зарубежные банки. Несмотря на принятые правоохранительными органами в 1994 году меры, например, по поддельным авизо совершено 750 хищений, ущерб от которых составил более 1 трлн. рублей. Так, в Республике Дагестан предотвращено хищение 2,7 млрд. рублей с использованием фиктивного авизо и платежного поручения. Пресечена попытка хищения таким же образом более 1 млрд. рублей в Ставропольском крае.
Наиболее тяжелый удар по денежному обращению был нанесен в 1992 году, когда из 5,2 трлн. рублей прироста денежной массы 2 трлн. пришлось на криминальную эмиссию, которая в переломный для экономики год стала сильнейшим ударом, связанным с разрывом инфляции . Криминальная эмиссия практически не принимала участия в оживлении производства, деньги конвертировались и переводились за рубеж.
В последнее время получили широкое распространение факты мошеннического завладения кредитными средствами банков по фальшивым банковским гарантиям, противоправное удержание и невозврат кредитов, безлицензионная работа самых разнообразных коммерческих структур. С помощью поддельных документов на кредит в 1994 году совершено 885 хищений, ущерб от этих преступных действий составил более полтриллиона рублей. Широкое распространение получили незаконное присвоение и нецелевое использование льготных кредитов, неконтролируемый прилив капиталов в теневую экономику и зарубежные банки, отмывание криминальных денег, а также взяточничество, свя-
- 189 -
занное с предоставлением кредитов, выдачей наличных денег, открытием расчетных счетов и т.п. В Санкт-Петербурге в 1994 году задержана преступная группа из 15 человек, которая, создавая фиктивные коммерческие структуры и используя поддельные документы для получения кредитов и страховых премий, полученных в банке, завладела более чем 1 , 5 млрд. руб.
По мнению практических работников, в ближайшее время возрастет число мошеннических преступлений с векселями, пластиковыми карточками, валютными дорожными чеками. Произойдет бурный рост компьютерной преступности в сфере банковских операций.
, Пресечь противоправную деятельность подобных лиц чрезвычайно трудно из-за отсутствия административной ответственности за подобное незаконное предпринимательство, а также уголовной ответственности за новые виды финансовых преступлений (злостное и ложное банкротство, создание ложных предприятий, ложную рекламу и т.п.).
Наносят ущерб бюджету России операции в сфере валютного обращения. Если за первое полугодие 1994 г. выявлено 5,5 тыс. фактов уголовно наказуемых нарушений правил о валютных операциях, что на 82% превышает показатели аналогичного периода 1993 года, то за 4 месяца 1995 года число совершенных (вскрытых) преступлений составило 5,6 тыс. (на 48% больше, чем за аналогичный период прошлого года).
В ходе проведения в 1994 году оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий по преступлениям, выявленным в сфере обращения валютных ценностей, было изъято и передано государству 311,5 кг золота, 6,3 кг платины, 1,5 тонн серебра, 225,6 тыс.карат Драгоценных камней.
Возрастает угроза хищений валютных средств из отечественных банков с использованием фиктивных переводных документов, поступающих из-за рубежа. Афера организуется по принципу "чеченских" авизо и фальшивых мемориальных ордеров, только с использованием западных банков.
В последние годы резко возросло количество преступлений, связанных с изготовлением и сбытом поддельных денег и ценных бумаг. Их зарегистрировано было в 1994 году в два раза больше, чем за предыдущий год,и почти в 50 раз больше по сравнению с 1992 годом.В 1995 году удалось приостановить рост изготовления и сбыта фальшивых денег. Принятыми мерами был предотвращен выброс в обращение
поддельных отечественных денег, иностранной валюты и государственных ценных бумаг на сумму около 10 млрд-рублей. Из обращения изъято 105 тыс .поддельных денежных знаков банков России, из них почти 80 тыс. - достоинством 50 000 рублей, 21 тыс. - достоинством 10 000 рублей (приведенные данные отражают период до эмиссии 100 000 купюр). Растет количество преступлений, связанных с подделкой, изготовлением и сбытом поддельных документов, штампов, печатей, бланков. В 1994 году было выявлено около 43 тыс. таких преступлений (в 1993 ГОДУ - 29 ТЫС., В 1992 ГОДУ - 18 ТЫС.).
Вместе с тем раскрываемость этих преступлений незначительна. Одна из причин этого заключается в том, что в криминальный бизнес, связанный с изготовлением и сбытом поддельных денег и ценных бумаг, включились организованные преступные группы, объединенные жесткой дисциплиной и на этнической основе.
В целях пресечения фактов изготовления поддельных денег России подготовлены проекты нормативных актов о введении учета и специального режима эксплуатации средств цветного копирования. Именно с их применением воспроизводится основная масса подделок. Осуществление эти^ и других мер будет способствовать некоторому снижению темпов роста фальшивомонетничества и числа фактов поступления в оборот поддельных денег и ценных бумаг.
В течение 90-х годов для того, чтобы остановить спад промышленного производства и сельского хозяйства, государством из весьма ограниченного бюджета выделялись в виде льготных кредитов колоссальные финансовые средства, значимая часть из которых не поступила к адресатам, а была перехвачена и переведена за рубеж. По некоторым оценкам, объем криминальной утечки составил 20 млрд.долл. За перераспределение этих средств между преступными группировками вспыхнула настоящая война.
Одним из каналов утечки капитала из России является перевод валюты за рубеж по фиктивным контрактам на поставки товаров. При этом валюта для этих целей приобреталась на валютных рынках, переводилась за рубеж и находится в банках иностранных государств.
Другим каналом утечки валютных средств за рубеж являются экспортные операции, в результате которых крупные суммы не поступают на счет в российские уполномоченные банки. В 1993 году 700 организаций-нарушителей, по данным ЦБР, оставили 300 млн. долларов за рубежом сумма их экспортной выручки не поступила на счета экспорте-
Крупным каналом незаконного накопления капитала является сфера кредитования. Непогашенные кредиты на начало 1994 года составили 3,6 трлн. рублей Значительные суммы противоправно удерживаемых кредитов безвозмездно используются в интересах преступных группировок, непосредственно обостряя проблему платежей.
Через арбитражный суд контрагенты не в состоянии получить обратно кредиты с процентом: из-за загруженности арбитражных судов; из-за отсутствия у ответчиков денежных средств, необходимых для выплаты по решению арбитражного суда. Возмещение по решению арбитражного суда не в состоянии возместить понесенный потерпевшей стороной материальный ущерб.
У головного уччеждения "Россельхозбанка" сумма невозвращенных кредитов составила более 55 млрд. рублей. Обращает на себя внимание то, что по отдельным кредитным договорам администрация банка не принимала мер по возвращению денежных средств, что свидетельствует о незаинтересованности банка, имеющего определенный корыстный интерес.
В стране сложилась масштабнаяяпрактика нецелевого использования кредитов, грубые нарушения в использовании кредитов, когда заемщики кредитных ресурсов направляли их в коммерческие структуры и банки, приобретали валюту, совершали должностные правонарушения.
Принятые в последние годы законодательные акты не сопровождались одновременным и адекватным изменением норм уголовного права. Обеспечение безопасности участников хозяйственной деятельности от недобросовестных сделок уголовно-правовыми мерами в большинстве случаев затруднено из-за их отсутствия. Принятие решений по фактам злоупотреблений невозможно даже в случае причинения явного ущерба интересам предприятий, партнеров, заказчиков. Необходимо совершенствование уголовного законодательства, создание механизма контроля за легализацией преступных капиталов ("отмыванием").
Вносится в проект уголовного законодательства 9 новых статей, что позволит защитить честный банковский и предпринимательский бизнес, усилить контроль за образованием и движением криминального капитала.
Крайнюю опасность для общества представляет легализация денежных средств, полученных преступным путем ("отмывание денег"). До сих пор не определены понятие и какое наказание должно последо-
вать за эти действия. Серьезной проблемой стала деятельность многочисленных коммерческих структур по привлечению вкладов населения, занимающихся покупкой и продажей валюты без лицензии ЦБР. Обманутыми оказались миллионы граждан России. Пресекать мошеннические действия будет и предполагаемая статья об уголовной ответственности за "за уклонение от исполнения обязательств".
Введение уголовной ответственности за ложное банкротство, мошенничество с кредитами, лжепредпринимательство диктуется складывающейся обстановкой, требованием Указа Президента Российской Федерации N 1390 от 18 сентября 1993 г. "О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации".
До сих пор не введена уголовная ответственность за нарушение порядка ведения бухгалтерского учета. В то же время в странах с рыночными отношениями аналогичные правонарушения относятся к категории тяжких, а лица, их совершившие, подвергаются наказанию в виде лишения свободы на длительные сроки. Например, законом США "О контроле за организованной преступностью" (1970 г.) подделка документов или печатей влечет тюремное заключение на срок до 10 лет.
Учитывая зарубежный опыт борьбы с преступностью, необходимо в законе установить процедуру информирования банковскими учреждениями ОВД о совершении необычных перемещений денежных средств и предусмотреть ответственность банков и его служащих за неуведомление о них. За рубежом законодательством такая процедура информирования установлена и меры ответственности к банкирам очень строги. В Англии банковские служащие, утаившие от правоохранительных органов сведения о необычных перемещениях денежных средств, могут быть наказаны в виде лишения свободы от 3 до 14 лет. Ранее правительство Нидерландов приняло решение, обязывающее банковские учреждения информировать правоохранительные структуры о поступлении на счет своих клиентов свыше 25 тыс.гульденов (12 тыс.долларов США). О прохождении таких сумм владелец счета обязан дать разъяснение независимо от того, сделан ли вклад им лично или деньги поступили от другого физического либо юридического лица. Аналогичные меры введены в законодательство США, Италии и других стран.
Надвигающийся кризис банковской системы тесно связан с динамикой экономической преступности. Конкуренция банков, связанная с поисками высокоприбыльных ниш, как правило, в условиях неурегулированности законодательства ведет к поиску сильной поддержки либо
со стороны чиновничьих структур (отсюда разрастание коррупции), либо к союзу с преступными группировками, либо к сочетанию того и другого. За последние 1,5 года в кредитно-финансовой сфере, по данным Ассоциации российских банков, было совершено более II тыс. преступлений, в результате которых было похищено 3 трлн. рублей.
Широкое распространение получила контрабанда, ставшая статьей бюджета целых республик. Например, за июль 1992 - февраль 1993 гг. на ОКПП "Ивангород" было задержано контрабанды по цветным металлам на 500 млн. рублей.
В целом можно отметить, что правонарушения, совершаемые в финансово-кредитной сфере, группируются следующим образом: злоупотребления, связанные с получением кредитов и их присвоением; правонарушения, связанные с выпуском и обращением ценных бумаг; присвоение чужого имущества с использованием кредитных карточек; злоупотребления, совершаемые при расчетах чеками и с использованием мемориальных ордеров; правонарушения, совершаемые работниками банков; правонарушения, связанные с недобросовестной конкуренцией.
Этот перечень не может охватить все сложившиеся и тем более складывающиеся правонарушения в сфере финансово-кредитных отношений. В то же время основная масса преступлений, совершаемых в этой сфере экономики России, отражает эту классификацию.
преступности в
2. Направленияяпротиводевствия кредвтно-фвиансовой сфере
Противодействие экономической преступности, обеспечение безопасности в сфере кредитно-финансовой деятельности требуют проведения ряда неотложных мероприятий:
необходимо укрепить роль государственной власти, повысить доверие к ее институтам, рационализировать механизмы выработки решений и формирования экономической политики в сфере кредитно-финансовой системы, создать условия для "включения" защитных механизмов, основанных на рыночном саморегулировании и препятствующих развитию дестабилизирующих тенденций;
следует принять пакет законов, регулирующих экономические отношения в кредитно-финансовой сфере и создающих возможности противостояния разнообразным способам посягательств на чужую собственность . До сих пор не установлена уголовная ответственность за 13-6354
лжепредпринимательство, лжебанкротство, злоупотребление при получении кредитов, грубое нарушение правил бухгалтерского учета и пр. Немедленно должны быть приняты законы "О борьбе с организованной преступностью", "О борьбе с коррупцией", "Об ответственности за легализацию преступных доходов" и др., регулирующие экономические отношения в кредитно-финансовой сфере;
в целях пресечения фактов изготовления поддельных денег необходимо подготовить и принять нормативные акты о введении учета и специального режима эксплуатации средств цветного копирования. Следует незамедлительно принять эти законы, способствующие предупреждению распространения фальшивомонетничества при эмиссии 100-тысячных купюр и увеличения объема выпуска государственных сертификатов и облигаций;
с целью предупреждения утечки валютных средств за рубеж необходимо правовое обеспечение и государственный контроль за валютными операциями. Целесообразно часть функций государственных органов по контролю за валютными операциями передать соответствующим подразделениям правоохранительных органов, расширив их права и увеличив ччсленность;
ввести уголовную ответственность за нарушение порядка ведения бухгалтерского учета, отнести эти правонарушения к категории тяжких, а лиц, их совершивших, - подвергнуть наказанию в виде лишения свободы на длительные сроки;
следует принять по опыту борьбы с преступностью западных стран закон, устанавливающий обязательность и процедуру информирования банковскими уччеждениями органов внутренних дел о совершении необычных перемещений денежных средств и предусмотреть ответственность банков и их служащих за неуведомление о движении подозрительных денежных сумм;
с целью увеличения налоговых поступлений в бюджеты разных уровней следует внести изменения в законодательство о налогообложении в России, определить оптимальные ставки налогообложения всех предпринимательских структур, исходя из сложившейся практики перехода бизнеса в теневую экономику и предупреждения этого явления;
изменить практику выдачи дотаций, субсидий, льготных субсидий, исходя из целевого их назначения, создавая жесткую систему контроля за целевым их использованием. Необходим правовой акт, регулирующий использование государственных ресурсов по их прямому
назначению, и меры, направленные на предупреждение нецелевого их использования, а также наказание за нарушение установленного порядка использования кредитных средств.
Подводя итог исследованию данной проблемы, отметим, что общество не может мириться с тем ущербом, который приходится на кредитно-финансовую сферу (в 1994 году он составил 4 млрд.долларов США). Преступления, вскрытые в сфере кредитно-финансовой деятель-'ности, являются широко организованными на всех стадиях их совершения. Ущерб, наносимый криминальными структурами стране в целом, по данным западных экспертов, составляет 5% от ВВЦ (30 млрд. долларов США от 600 млрд.долларов ВВП России в 1994 году).
Экономическая преступность ставит под угрозу безопасность и целостность России. Под воздействием организованных криминальных структур в экономике происходят качественные изменения, свидетельствующие о трансформации типа экономического устройства России и .его преобразования в мафиозно-клановый. В то же время государственная система должна обладать инстинктом самосохранения и обеспечивать основанные на праве экономические отношения, наводить порядок в обществе. От результатов борьбы государственных органов с преступностью в экономической сфере зависит судьба реформ, переход страны к цивилизованной рыночной экономике.



ОГЛАВЛЕНИЕ