ОГЛАВЛЕНИЕ

Марущенко В.В. кандидат юридических наук
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖБ БЕЗОПАСНОСТИ.
Проблема повышения действенности борьбы с преступностью давно обсуждается, в том числе в средствах массовой информации, на парламентских слушаниях ,но ее решение практически не продвигается .В этих условиях развитие организованной преступности - явление закономерное. Тем более когда активно проходят процессы разгосударствления, разобобществления, приватизации .сопровождаемые использованием любых средств при переделе собственности.
Здесь и легализация нажитого преступным путей, и широкое развитие вымогательства, и наемные убийства, и незаконные валютные
операции. Все это можно было бы предвидеть, в определенной мере предупредить, но то,что этого не произошло, на мой взгляд,не является случайным.
Теперь нам нужно работать в новых условиях,считаться с реальным положением дел, продолжать работать напряженно над тем, чтобы каким-то образом выходить на нужный уровень правового и прежде всего законодательного обеспечения правоохранительной деятельности как государственных структур ,так и и негосударственных.
Негосударственные структуры в деле охраны правопорядка и в том числе в борьбе с организованной преступностью сегодня играют весьма существенную роль. Нои глубокие убеждения в этом основаны на длительной работе в спецслужбах, в органах безопасности, в налоговой полиции и в этом меня дополнительно убеждает опыт работы по руководству службой безопасности крупнейшего российского предприятия, одной из крупнейших компаний мира - Российского акционерного общества "Газпром".Содержанием руководимой мною структуры,как и других негосударственных .должна быть, по существу, правоохранительная деятельность в аспекте защиты законных прав и интересов предпринимателей, физических и юридических лиц, работающих на этих предприятиях, соответствующей собственности.
Именно благодаря Российскому акционерному обществу "Газпром" в Российскую Федерацию поступает значительная часть валюты, а кроме того, это объект стратегический, обеспечивающий работу единственной системы газоснабжения в России.
И любые посягательства на хозяйственную деятельность .собственность "Газпрома",его подразделений .персонала можно рассматривать как посягательство на стратегические интересы Российской Федерации. ножно представить, что такое сбой газоснабжения городов, Других населенных пунктов, особенно в зимний период. Это повлечет поистине катастрофические экономические и социальные последствия. Одна авария в районе Норильска показала, чем все это чревато. А что такое неплановая работа магистрального газопровода, через который поступает газ в Восточную или Западную Европу? Это причинит ущерб европейцам и скажется на прибылях России. Речь идет о сотнях миллионов долларов убытка ежедневно для государства. Таково значение единой системы газоснабжения Российской Федерации. А обеспечивает безопасность данной системы негосударственная служба безопасности "Газпрома".
- 229
С самого начала, с момента начала приватизации, когда еще 100 процентов акций принадлежало государству, мы уже тогда вынуждены были работать в соответствии с Законом "О частной детективной и охранной деятельности",начинали эту деятельность фактически с нуля и своими силами обеспечивали безопасность этой стратегической системы, практически - стратегические интересы государства при минимальной поддержке с его стороны .Службы безопасности типа нашей оказались уравненнными с коммерческими охранными и детективными организациями, обеспечивающими безопасность только частных яиц. К сожалению, в настоящее время развитие института негосударственных охранно-сыскных структур, обеспечение дифференцированного подхода к таким структурам серьезно тормозятся. Вольно или невольно это происходит, трудно сказать, но от этого выигрывает преступность, в первую очередь профессиональная и организованная. Ведь в нашем положении находятся все негосударственные службы безопасности.
Заслуживает внимания опыт работы подобного рода структур в развитых промышленных странах за рубежом.Так, заводы "Боинга", "Крупна", "Накдональда", других крупных .фирм не охраняют государственные службы. В Германии частных охранников и детективов в два раза больше, чем в государственной полиции. В США, в Англии соотношения примерно равные. И правовое регулирование деятельности таких служб, организация их взаимодействия с государственными правоохранительными органами являются тщательно продуманными.
После того, как в первом чтении был принят Закон "О поправках в Федеральный закон "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", состоялось несколько солидных мероприятий, международная конференция, организованная ассоциацией "Безопасность предпринимательства и личности",собрался форум руководителей служб безопасности Московского региона, включая Ассоциацию российских банков и ее службу безопасности. Все участники указанных обсуждений пришли к выводу, что в том виде, в каком законопроект прошел первое чтение, он объективно работает на торможение развития и эффективной деятельности института негосударственных охранно-сыскных структур. Мы надеемся, что Комитет по безопасности Государственной Думы России примет и будет отстаивать поправки, дополнения и изменения с тем, чтобы закон в новой редакции способствовал защите налогоплательщиков и усилению правопорядка. Надо признать, что сегодня без негосударственной системы обес-
печения безопасности, в том числе защиты государственных интересов обойтись нельзя. Если бы одни государственные правоохранительные органы могли решать эту задачу, можно было бы ограничивать деятельность негосударственной системы. Но государственные органы сегодня не в состоянии противостоять- даже преступности - наиболее опасным нарушениям закона. Поэтому надо быть реалистами и ставить перед негосударственной службой безопасности четкие, содержательные задачи, давать ей соответствующие полномочия, но и .разумеется, контролировать ее деятельность.А сейчас происходит то,что изначально ставится цель: усилить контроль, установить жесткую систему контроля. Контроль важен, но он не может рассматриваться как цель законодательного регулирования. Как одна из задач - это безусловно. Целью все-таки должно быть обеспечение безопасности, охрана правопорядка .
Должное фунционирование негосударственных правоохранительных структур, служб безопасности зависит и от научного обеспечения этой деятельности, от подготовки кадров, от многих других факторов. Причем немаловажную роль призвана играть и пресса. В средствах массовой информации редко обсуждаются вопросы деятельности негосударственных служб безопасности. Все эти службы как бы уравниваются, а их деятельность нередко воспринимается как только внешне охранная, деятельность телохранителей.
В прессе можно эти вопросы обсуждать более широко и более ясно. И лучше, когда это будут делать люди, которые видят проблему и со стороны, и как бы изнутри.
Существует также проблема кадров .Если человек заканчивает службу в правоохранительных органах (в МВД, в службе безопасности, в прокуратуре, в налоговой полиции и т .п.) и приходит в негосударственную структуру, он понимает, что работа в ней носит специфический характер. Нужна дополнительная подготовка. Необходимо развивать системы такой подготовки, в том числе при участии государственных органов. Здесь придется решать комплекс крайне важных проблем. И если это все не делать срочно, обеспечение безопасности негосударственных структур и даже структур, где государственная доля является преобладающей, будет строиться на полулегальной или даже неправовой основе. В этом бывают заинтересованы отдельные сотрудники государственных структур, наживающиеся на оказании помощи в виде предоставления необходимой информации и т.п. В этом бывают заинте-
ресованы и организованные преступные структуры, не встречающие должного противодействия ведомственных служб безопасности.



ОГЛАВЛЕНИЕ