ОГЛАВЛЕНИЕ

- 230
Б.п. пнчков,
кандидат экономических наук
БОРЬБА С НАРКОМАФИЕЙ В РАМКАХ СИСТЕМЫ ООН.
Борьба с наркомафией является одной из задач различных учреждений системы ООН. Некоторые из них занимаются проблемой постоянно, а другие имеют дело лишь с отдельными аспектами этой задачи.
Генеральная Ассамблея ООН
По решению ГА ООН в 1987г. .была созвана Конференция по злоупотреблению наркотиками и их незаконной транспортировке для усиления борьбы с этой проблемой на международном уровне. Экономический и Социальный Совет
ЭКОСОС отвечает за формулирование всей политики ООН в области борьбы с наркомафией, координирует деятельность всех программ Организации Объединенных Наций и вырабатывает рекомендации правительствам. В этой работе содействие ему оказывает одна из функциональных комиссий - Комиссия по наркотическим веществам, для которой ЭКОСОС ^выступает в качестве учредителя. Комиссия по наркотический веществам
Комиссия по наркотическим веществам была создана в 194бг. как одна из функциональных комиссий ЭКОСОС. Это центральный орган в системе ООН, который имеет дело со всеми аспектами данной проблемы . Комиссия оказывает содействие Экономическому и Социальному Совету в надзоре за осуществлением решений международных конвенций и соглашений по наркотикам и психотропным веществам; дает предложения по изменению механизма международного контроля за наркотиками; участвует в подготовке новых международных конвенций ; по рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) принимает решения о том, какие вещества поставить под международный контроль.
Комиссия отвечает за контроль, мониторинг, координацию и исполнение Международной стратегии по контролю за злоупотреблением наркотиками, одобренную ГА ООН в 1981г. В период до созыва Международной конференции по злоупотреблению наркотиками и их незаконной транспортировке 1987г. Комиссия являлась основным подготовительным рабочим органом по ее созыву.
Вспомогательные органы Комиссии по наркотическим веществам Вспомогательными органами Комиссии для координации механизма борьбы с наркомафией на региональном уровне являются: 1) Подкомиссия по незаконной транспортировке наркотиков и связанных с этим проблем на Ближнем Востоке и 2) Региональные встречи руководителей национальных агентств по борьбе с наркобизнесом для стран Азии и Тихого океана; для стран Африки; для стран Латинской Америки и Карибского бассейна; для стран Европы. На встречи приглашаются также в качестве наблюдателей представители региональных межправительственных организаций, занимающихся вопросами борьбы с наркомафией.
Международный совет по контроле за наркотиками Международный совет по контролю за наркотиками ^ыл создан в 1961г. для ограничения культивации, производства и использования наркотических веществ, но с учетом реальных потребностей в них со стороны медицины и науки. Для выполнения этой цели на Совет возложена ответственность по управлению системой статистического контроля и мониторинга за производством и торговлей наркотическими веществами. Предоставляемые государствами статистические данные позволяют Совету убедиться, что имеющиеся в стране наркотические вещества подлежат строгому учету на основных стадиях производства, потребления и торговли.
Совет состоит из 13 индивидуальных членов, избираемых в своем личном качестве ЭКОСОС. Трое из них выбираются из кандидатур, предложенных ВОЗ, а 10 человек - из списка, предоставляемого ООН государствами-членами. Эти люди выступают в личном качестве, а не как представители своих государств.
Совет взаимодействует с другими международными органами, занимающимися вопросами контроля за наркотическими веществами, в т.ч. с ЭКОСОС и ее Комиссией по наркотическим веществам, а также со специализированными агентствами ООН, особенно с ВОЗ. Он сотрудничает и с организациями, не входящими в систему ООН, в частности с Интерполом.
Для того, чтобы быть уверенным, что поставленные международными соглашениями по наркотикам цели выполняются. Совет может проводить расследования, касающиеся фактов незаконной торговли наркотиками. При этом предполагается, что Совет владеет информацией о ситуации на рынке наркотиков. Таким образом, функционирование международной системы контроля зависит от предоставляемой на регуляр-
- 232
- 233
ной основе государствами-членами ООН достоверной статистики. Предоставляемая Совету информация со стороны государств или от Генерального Секретаря ООН (в данном случае со стороны Международной программы ООН по контролю за наркотическими веществами) позволяет ему сделать вывод, нарушаются ли какие-либо международные конвенции . В случае необходимости Совет выступает с конкретными рекомендациями о принятии соответствующих мер или, в крайнем случае, может выступить с инициативой о принятии мер к государствам, нарушающим международную систему контроля.
С целью выполнения своих обязанностей Совет поддерживает дипломатический диалог с государствами путем регулярных консультаций или направления специальных миссий. С помощью "тихой дипломатии" Совету удалось убедить правительства ряда стран усилить имеющееся национальное законодательство в отношении использования психотроп-ных веществ.
При финансовой поддержке со стороны Международной программы ООН по контролю за наркотическими веществами, а также за счет внебюджетных средств, предоставляемых правительствами ряда стран. Совет организовал ряд программ по подготовке персонала из развивающихся стран. Проводимые Советом региональные семинары помогают укрепить взаимопонимание и сотрудничество стран региона по данной проблематике.
Совет готовит ежегодный доклад, который через Комиссию по наркотическим веществам предоставляется ЭКОСОС. В нем содержится оценка существующей в мире ситуации в области наркотических веществ и даются соответствующие рекомендации государствам-членам ООН. К ежегодному докладу прилагаются два подробных технических отчета с данными о законном движении наркотических и психотропных веществ, используемых в медицинских и научных целях.
В дополнение к вышеперечисленным функциям Конвенция 1988г. по незаконному обороту наркотических и психотропных веществ возложила на Совет новые обязанности, в частности, мониторинг веществ, часто используемых в незаконном производстве наркотических и психотропных препаратов. Деятельность Секретариата ООН
1 • Международная программа ООН по контролю за наркотическими
веществами
Международная программа ООН по контролю за наркотическими ве-
ществами была учреждена 1991г. в соответствии и резолюцией ГА ООН 45/179 от 21 декабря 1990г. В резолюции содержался призыв к Генеральному Секретарю создать единую программу, полностью объединяющую структуру и функции трех бывших подразделений ООН, занимавшихся вопросами борьбы с наркобизнесом: Отдела по наркотическим веществам, Фонда ООН по контролю за незаконным оборотом наркотиков и Секретариата Международного совета по контролю за наркотиками. Местонахождение Программы - Вена, Австрия. Программа обладает исключительным правом координировать всю деятельность Организации Объединенных Наций по вопросам борьбы с наркобизнесом. Ее деятельность осуществляется в тесной координации с другими органами ООН, включая специализированные агентства, а также .с международными организациями, занимающимися аналогичными проблемами.
Продолжая работу трех бывших органов ООН по борьбе с наркобизнесом Программа выполняет ряд функций, вытекающих из международных договоров и мандатов Генеральной Ассамблеи, ЭКОСОС и Комиссии по наркотическим веществам. Она оказывает содействие правительствам и специализированным агентствам по внедрению в жизнь международной системы договоров по контролю за наркотиками, предоставляет им информацию и консультации по ограничению спроса и предложения наркотических веществ; вносит свой вклад в улучшение законодательной базы по борьбе с наркомафией путем проведения семинаров, подготовки кадров, укрепления базы региональных лабораторий по наркотическим веществам; анализирует и публикует данные о масштабах наркопроблемы и незаконной транспортировки наркотиков, тенденциях, контрмерах и т. д. ; является секретариатом для Комиссии по наркотическим веществам. Программа оказывает также содействие Комиссии по наркотическим веществам и ее вспомогательным органам в проведении заседаний.
Стратегическими задачами Программы являются следующие направления деятельности:
i: Программа является основным всемирным центром сбора, хранения, анализа и распространения информации и международного опыта по всем аспектам борьбы с наркобизнесом.
2. Программа выполняет функции Генерального Секретаря ООН, вытекающие из международных конвенций, оказывает содействие Комиссии по наркотическим веществам и международному совету по контролю за наркотиками в претворении в жизнь вытекающих из международных
соглашений решений, обеспечивает в случае необходимости внедрение нового инструментария их выполнения. .
3. Программа играет основную роль в прогнозировании ситуации на участке 'борьбы с наркобизнесом и выступает инициатором принятия соответствующих мер с тем, чтобы она (ситуация) не вышла из под контроля.
4. Программа оказывает техническую помощь государствам путем предоставления экспертизы и подготовки кадров, а также в составлении национальных планов борьбы с наркобизнесом.
5. Программа обеспечивает техническое сотрудничество в различных аспектах проблемы борьбы с наркотиками, разрабатывает вопросы методологических подходов к этой проблеме.
6. Программа помогает правительствам в разработке региональной инициативы и планов действий по проведению совместных операций.
7. В соответствии с резолюцией 45/179 ГА ООН на Программу возлагается ответственность за координацию всей деятельности ООН в области контроля за наркотиками.
В целом деятельность Программы можно подразделить на три блока.
Первый блок имеет дело с исполнением соответствующих договоров и их юридической основы. В Программе имеется специальное подразделение - Отдел исполнения договоров и юридических вопросов. Кроме того, к этому блоку работ подключены Секретариат Международного совета по контролю за наркотиками. Секретариат Комиссии по наркотическим веществам и Юридическая служба ООН.
Во второй блок входит Отдел текущей оперативной деятельности, который занимается программами технического сотрудничества на региональном и глобальном уровнях. Четыре региональных бюро Отдела, которые размещаются в Вене, контактируют соответственно со странами Азии и Тихого океана; с государствами Европы, Северной Америки и Ближнего Востока; со странами Африки; с государствами Латинской Америки и странами Карибского бассейна. В Отдел также входят 16 национальных и субрегиональных отделений, которые занимаются осуществлением конкретных проектов. Одновременно через эти отделения проводятся интересы всей Программы в целом. Для выполнения широкого круга возложенных на них задач отделения взаимодействуют непосредственно с подразделениями Программы по матричной системе, что
позволяет создавать гибкую, рабочую структуру.
Третий блок составляет Отделение технических и консультативных услуг, которое занимается оценкой и технической экспертизой различных проектов. Кроме того, в Отделении имеется всемирный рос-тер специалистов по борьбе с наркомафией и связанных с этим вопросом проблем. Оно поддерживает связи с различными исследовательскими институтами и университетами во многих странах мира, занимающихся проблемами наркотематики.
Отделение состоит из подразделения по координации программ подготовки специалистов и пяти технических служб: ограничения спроса на наркотические вещества; искоренения незаконной транспортировки наркотиков; ограничения потребления наркотических веществ; лабораторной и научной экспертизы; юридической помощи (консультаций ).
Международная программа по контролю за наркотическими веществами издает ежеквартальный "Бюллетень по наркотикам", а также другие периодические сборники и публикации. 2. Центр социального развития и гуманитарных дел Центр является составной частью Департамента международных экономических и социальных дел. Его деятельность специализирована на изучении отрицательного влияния употребления наркотиков на социальное развитие, включая исследование проблемы социальной дезинтеграции и роста преступности. Деятельность Центра 1 раз в 5 лет заслушивается на конгрессах ООН по предупреждению преступности и борьбе с правонарушителями. Кроме того, деятельность Центра регулярно рассматривается на Комитете по предупреждению преступности, являющегося одним из постоянных комитетов ЭКОСОС. 3. Межрегиональный исследовательский институт ООН по вопросам
преступности и юстиции
Межрегиональный исследовательский институт ООН по вопросам преступности и юстиции, который ранее назывался исследовательским институтом ООН по вопросам социальной защиты, создан под эгидйй Центра социального развития и гуманитарных дел. Институт провел финансируемое за счет средств Международной программы ООН по контролю за наркотическими веществами четырехлетнее исследование, посвященное изучению взаимосвязи между криминальным поведением и употреблением наркотиков и мерам контроля, одобренным отдельными станами. В рамках решений Международной конференции 1987г. по зло-
употреблению наркотиками и их незаконному обороту Институт осуществил два исследовательских проекта. Один из них посвящен обзору уголовно-наказуемых мер в различных странах, применяемых по отношению к связанным с наркобизнесом преступлениям; а другой - влиянию наркотиков на социальное развитие. Специализированные агентства
1. Международная организация труда (МОТ)
Деятельность МОТ по вопросам, связанным с наркобизнесом, концентрируется на изучении проблем употребления наркотиков на рабочих местах, их влиянию на занятость и благосостояние работников, на вопросах социальной реабилитации бывших наркоманов. Центром этой деятельности является Отделение профессиональной реабилитации, располагающее сетью консультантов на местах, оказывающих соответствующую помощь в странах Африки, Азии, Латинской Америки, Ближнего Востока. Эти проекты МОТ часто осуществляет за счет средств фондов специализированных агентств ООН, Международной программы ООН по контролю за наркотическими веществами. Всемирной организации здравоохранения и Программы развития ООН (ПРООН). В странах Юго-Восточной Азии МОТ организует специальные курсы, направленные на профессиональную реабилитацию бывших наркоманов.
2. Всемирная организация здравоохранения ( ВОЗ ) В соответствии с решениями Конвенции 1961г. о наркотических веществах и Конвенции 1971г. о психотропных веществах ВОЗ играет важную роль в определении, какие вещества должны быть поставлены под международный контроль. Постановления этих конвенций направлены на то, чтобы убедиться, что наркотические вещества используются в медицинских и научных целях, и что государства-члены конвенций принимают все необходимые меры для выполнения их решений. Согласно этим международный конвенциям ВОЗ должна определять степень зависимости и терапевтической полезности каждого конкретного вещества и его опасности для здоровья, а также возможные социальные последствия употребления наркотических веществ.
Одним из подходов в рациональном использовании психоактивных веществ является их классификация в рамках международных договоров (соглашений). Другим подходом является оказание помощи лицам, занятым в здравоохранении (врачи, фармакологи, дантисты, медсестры и т.д.) в повышении уровня их знаний об этих веществах путем обучения. ВОЗ тесно координирует свою деятельность с другими органами
- 237 -
ООН и, в частности, с Международной программой ООН по контролю за наркотическими веществами.
Персонал ВОЗ посещает отдельные страны для оценки существующих в них проблем, обсуждения национальной политики и принимаемых мер по уменьшению зависимости от употребления наркотиков, причиняющих вред здоровью. В этой работе активное участие принимают региональные отделения ВОЗ.
ВОЗ издает ряд пособий и справочных материалов для учителей и медицинского персонала по рациональному использованию новых психотропных веществ; составляет список базовых лекарств; организует межрегиональные учебные курсы для медперсонала по методике лечения наркоманов. 3. ЮНЕСКО
В области борьбы с наркобизнесом основной задачей ЮНЕСКО является просвещение населения о вреде наркотиков. Эта задача выпол-. няется путем введения в школьные программы соответствующих курсов, организации семинаров для учителей, издания аудио-визуальных и печатных учебных материалов. ЮНЕСКО сотрудничает и со средствами массовой коммуникации в подготовке радио и телевизионных программ по проблемам наркобизнеса. 4. Международная морская организация
основной задачей Международной морской организации в этой сфере является борьба со все возрастающим потоком наркотиков, провозимых на морских судах. Совместно с правительством Великобритании, Международной палатой морских перевозок и Советом таможенного сотрудничества Международная морская организация разработала промежуточное руководство по борьбе с провозом наркотиков на международных линиях. Руководство рассчитано на судовладельцев, членов команды и других лиц, связанных с эксплуатацией судов. В нем рассматриваются необходимые меры безопасности; дается описание основных наркотиков, которые провозятся на судах; описываются основные методы их сокрытия; приводятся меры, которые необходимо принять при обнаружении наркотиков; даются рекомендации о порядке взаимодействия с таможенными, пограничными властями и т.д. 5. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) Поскольку значительная часть наркотиков переправляется воздушным путем, то ИКАО постоянно ищет пути борьбы с этой проблемой. Совет ИКАО в 1985г. решил разработать новые технические специфика-
- 238 -
ции и другие материалы, направленные на ограничение возможности провоза наркотиков на воздушном транспорте. В процессе подготовки к новой Международной конвенции по борьбе с незаконным оборотом наркотиков ИКАО изучала вопрос о о. том, какие меры необходимо принять для ограничения возможности их незаконного провоза на коммерческих грузовых рейсах. 6. Всемирный почтовый союз
В последние годы значительно увеличился поток наркотических веществ, пересылаемых в почтовых отправлениях. В этой связи Всемирный почтовый союз и Совет таможенного сотрудничества провели ряд совместных исследований, направленных на выработку мер борьбы с провозом наркотиков в почтовых отправлениях. Всемирный почтовый союз изучил также вопрос о мерах, которые должна предпринять третья страна в случаях, когда есть основания полагать, что в проходящих через нее транзитом почтовых отправлениях содержатся наркотические вещества. 7. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО)
Используя фонды Международной программы ООН по контролю за наркотическими веществами ФАО в пределах своей компетенции занимается поиском путей поднятия жизненного уровня аграрного населения с целью ограничения стимулов для выращивания им наркосодержащих растений. Осуществлялись в частности проекты по ограничению посевов мака, проводились эксперименты по выращиванию альтернативных высокоприбыльных культур. Совместно с Международной программой по контролю за наркотическими веществами ФАО осуществила ряд исследовательских проектов в Боливии, Мьянма и Пакистане. Эти две организации о возможности аэрокосмического отслеживания посевов наркосодержащих растений. 8. ЮНИДО
ЮНИДО совместно с Международной программой по контролю за наркотическими веществами следит за тем, чтобы повышение уровня технологии производства лекарственных препаратов для нужд медицины и науки соответствовало требованиям международных конвенций по контролю за наркотическими веществами. В ряде стран Азии и Африки ЮНИДО осуществляет проекты, направленные на усиление технологического контроля при переработке наркосодержащих веществ в лекарственные и химические препараты. Про границ ООН
- 239 -
1. Программа развития ООН (ПРООН)
проон ищет пути и способы инкорпорирования программы по контролю за наркотиками в общие программы экономического разывития. ПРООН является основным исполнительным органом по проектам, финансируемым Международной программой по контролю за наркотическими веществами, в ряде стран Азии и Тихого океана, в государствах Латинской Америки и Карибского бассейна. Представители Программы на местах тесно сотрудничают с заинтересованными организациями тех стран, которые испытывают серьезные проблемы в области борьбы с наркомафией. Например, в странах Азии и Тихого океана они занимаются такими вопросами как ограничение спроса и предложения наркотических веществ, выращивание альтернативных культур, законодательные меры борьбы с наркобизнесом, социальная реабилитация бывших наркоманов. В странах Латинской Америки и Карибского бассейна основные усилия представителей ПРООН направлены на поиски альтернативных источников доходов сельского населения. 2. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ)
В области борьбы с наркобизнесом ЮНИСЕФ ищет пути отвлечения бездомных и "детей улиц" (примерно 100 млн. чел. в мире) от употребления и продажи наркотиков путем улучшения условий жизни в местных коммунах, укрепления семьи, оказания помощи в социальной реабилитации малолетних наркоманов.
Прочие международные организации 1. Совет таможенного сотрудничества
В Совет таможенного сотрудничества входят представители таможенных органов почти 100 стран мира. Совет занимается вопросами ', унификации национальных таможенных законов и правил в соответствии
' с требованиями международных конвенций. Совет распространяет ин-г ' формацию о фактах незаконной транспортировке наркотиков среди
'• стран-членов, организует и проводит сеяинары и курсы для таможен-' ных чиновников, принимает участие в качестве наблюдателя в работе Комиссии ООН по наркотическим веществам. 2. ИНТЕРПОЛ
Интерпол обменивается информацией с организациями ООН по вопросам борьбы с наркобизнесом. Он обеспечивает подготовку кадров для правоохранительных органов. Подотдел по наркотикам Интерпола принимает участие в качестве наблюдателя во встречах, организуемых Комиссией ООН по наркотическим веществам.
241
ПРИЛОЖЕНИЕ I ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ ДВЙСТВУМЦБГО УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РСФСР
Статья 17'. Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или группой лиц
Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном его совершении.
Преступление признается совершенным организованной группой, если если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.
Лицо, создавшее организованную группу либо руководившее ею, несет ответственность за организацию и руководство организованной группой, а также за все совершенные указанной группой преступления, если они охватывались его умыслом.
Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой влечет более строгое наказание на основании и в пределах, установленных настоящим Кодексом (введена Федеральный законом РФ от 1 июля 1994 г. - сЗ РФ 1994, NIO, cm. 1109 закон NIO-<P3).
Статья 39. обстоятельства, отягчающие ответственность При назначении наказания обстоятельствами, отягчающими ответственность , признаются: . .. совершение преступления организованной группой.
Статья 72. Организационная деятельность, направленная к со-вершени» особо опасных государственных преступлений, а равно участие в антисоветской организации
Организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению особо опасных государственных преступлений, к созданию организации, имеющей целью совершить такие преступления, а равно участие в антисоветской организации -
наказываются соответственно по ст. 64-71 настоящего Кодекса. статья 77. Бандитизм
Организация вооруженных банд с целью нападения на предприятия, учреждения, организации либо на отдельных лиц, а равно участие в таких бандах и в совершаемых ими нападениях
наказываются лишением свободы на срок от трех до пятнадцати лет с конфискацией имущества или смертной казнью с конфискацией имущества (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР ои 3 декабря 1982 г.. Закона РФ от 18 февраля 1993 г. и Федерального закона РФ ол 1 июля 1994 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1982, N49, cm. 1821; Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993, NIO, cm. 360; "Российская газета" от 7 июля 1994 г.).
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УКАЗ от 14 июня 1994 года N 1226
О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ОТ БАНДИТИЗМА И ИНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
В целях защиты жизни, здоровья и имущественных интересов граждан, обеспечения безопасности общества и государства, во исполнение Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994 - 1995 годы, до принятия Федеральным Собранием Российской Федерации законодательных актов в сфере борьбы с преступностью, постановляв:
1. Ввести в действие систему неотложных мер борьбы с бандитизмом и иными тяжкими преступлениями, совершаемыми организованными преступными группами:
при наличии достаточных данных о причастности лица к банде или иной организованной преступной группе, подозреваемой в совершении тяжких преступлений, по согласованию с прокурором до возбуждения уголовного дела могут быть проведены экспертизы, результаты которых рассматриваются в качестве доказательств по уголовным делам данной категории, назначены предварительные проверки финансово-экономической деятельности, имущественного и финансового положения не только данного лица, но и его родственников или проживающих с ним в течение последних пяти лет других лиц, а также в отношении физических и юридических лиц, общественных объединений, имуществом, средствами или именем которых подозреваемое лицо могло распоряжаться или пользоваться;
для подготовки и осуществления следственных действий, пресе-1 «>-6354
242
243
чения и раскрытия преступлений активно использовать данные оперативно-розыскной деятельности, признавая их в установленном порядке доказательствами по уголовным делам этой категории;
к подозреваемым и обвиняемым по указанным преступлениям в качестве меры пресечения не применяются подписка о невыезде, личное поручительство, поручительство общественных организаций и залог, задержание к ним может быть применено на срок до 30 суток;
банковская и коммерческая тайна не является препятствием для получения органами прокуратуры, внутренних дел, контрразведки, налоговой полиции в установленном ими порядке сведений и документов о финансово-экономической деятельности, вкладах и операциях по счетам физических и юридических лиц, причастных к совершению бандитских нападений и других тяжких преступлений, совершенных организованными преступными группами;
уполномоченные представители органов внутренних дел и контрразведки имеют право осматривать здания и помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, знакомиться с документацией, характеризующей их деятельность, а также досматривать транспортные средства, их водителей и пассажиров.
2. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
определять перечень городов и отдельных местностей, которые необходимо ставить на особый контроль в связи с распространенностью на этих территориях фактов бандитизма и иных проявлений организованной преступности;
рекомендовать министерствам, управлениям внутренних дел, управлениям федеральной службы контрразведки переводить личный состав органов внутренних дел о органов контрразведки этих городов и отдельных местностей на усиленный вариант оперативно-служебной деятельности для проведения специальных операций пор борьбе с бандитизмом и иными проявлениями организованной преступности;
обеспечивать целевое направление денежных средств для материального стимулирования сотрудников органов внутренних дел, контрразведки и военнослужащих внутренних войск, участвующих в проведении специальных операций по борьбе с бандитизмом и иными проявлениями организованной преступности, а также работающих по усиленному варианту в городах и отдельных местностях; разрабатывать и реализовывать через законодательные органы
субъектов Российской Федерации дополнительные меры правового характера для усиления борьбы с бандитизмом и иными проявлениями организованной преступности;
3. Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы контрразведки Российской Федерации в 10-дневный срок разработать и направить руководителям подчиненных органов совместное указание о порядке практической реализации норм настоящего Указа.
4. Рекомендовать Генеральной прокуратуре Российской Федерации установить постоянный прокурорский надзор за соблюдением законодательства при исполнении настоящего Указа.
5. Направить настоящий Указ в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. 6. Настоящий Указ вступает в силу с момента подписания. Президент
Российской Федерации
Б. ЕЛЬЦИН
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УКАЗ от 7 марта 1996 года N 338
О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ
В целях повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти в борьбе с терроризмом, мобилизации для этого необходимых сил и средств и в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации постановляв:
1. Главному государственно-правовому управлению Президента Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2-месячный срок подготовить и представить Президенту Российской Федерации согласованный с заинтересованными федеральными органами государственной власти проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР", регламентирующего вопросы борьбы с терроризмом, для внесения его в Государс-
244
245 -
твенную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Правительству Российской Федерации:
дополнить в месячный срок проект федеральной программы по усилению борьбы с преступностью на 1996 - 1997 годы положениями о мерах по борьбе с терроризмом;
определить порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при возникновении угрозы актов терроризма или их совершении, предусмотрев условия экстренного предоставления по льготным тарифам каналов связи, выделения транспортных средств для срочной доставки людей и грузов, транспортировки пострадавших;
представить предложение о создании координационного органа по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении антитеррористической деятельности и пресечения актов терроризма;
установить дополнительные меры социальной защиты лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, при проведении мероприятий по борьбе с терроризмом;
Организовать в 1996 году проведение комплексных обследований предприятий - изготовителей огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, а также мест их хранения и утилизации, в том числе и в государственных военизированных организациях;
установить порядок работы сотрудников средств массовой информации в местах проведения операций по пресечению актов терроризма, исходя из необходимости защиты жизни, здоровья и имущества журналистов, осуществляющих свою профессиональную деятельность;
разработать в 2-месячный срок комплекс информационных и просветительских мероприятий, направленных на обеспечение борьбы с терроризмом и обучение населения навыкам противостояния террористам;
принять меры по совершенствованию системы экстренной медицинской помощи лицам, пострадавших от террористических актов, и усилению санитарно-эпидемиологического надзора в районах проведению операций по пресечению актов терроризма;
обеспечить в 1996 году Федеральную службу безопасности Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации современными образцами вооружения, боевого и специального оснащения для проведения антитеррористических операций.
3. Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной пограничной службе Российской Федерации, Государственному таможенному комитету Российской Федерации постоянно осуществлять скоординированные мероприятия по выявлению и пресечению каналов финансирования и поставок оружия незаконным вооруженным формированиям и Другим преступным группам, а также усилению охраны государственной границы Российской Федерации.
4. Федеральной службе безопасности Российской Федерации в течение 1996 года создать федеральную автоматизированную систему учета данных о террористических актах и лицах, принимавших в них участие.
5. Рекомендовать Генеральной прокуратуре Российской Федерации:
усилить надзор за исполнением законодательства Российской Федерации при освещении средствами массовой информации событий, связанных с терроризмом;
рассмотреть на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов вопросы усиления борьбы с терроризмом.
6. Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Министерству внутренних дел Российской Федерации с участием Министерства обороны Российской Федерации организовать в 1996 году для подразделений по борьбе с терроризмом профильное обучение и переподготовку специалистов по разминированию объектов и местности, специалистов-психологов по ведению переговоров с террористами.
7. Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации в месячный срок уточнить зоны ответственности и порядок взаимодействия в целях защиты охраняемых объектов и коммуникаций от актов терроризма.
8. Службе внешней разведки Российской Федерации разработать и осуществить меры по выявлению международных связей незаконных вооруженных формирований, действующих на территории Российской Федерации, ликвидации зарубежных каналов их финансирования и поставок оружия для террористов.
9. Министерству иностранных дел Российской Федерации представить в установленном порядке предложения о присоединении Российской Федерации к международным конвенциям в области борьбы с терро-
247
ризмом, участником которых она не является, а также провести консультации с зарубежными государствами по вопросу подготовки и заключения международного пакта о борьбе с терроризмом.
10. Обратить внимание руководителей средств массовой информации на то, что при освещении событий, связанных с терроризмом, следует руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации, нормами и принципами международного права, исключающими любые формы оправдания терроризма и насилия, распространение информации, создающей угрозу жизни граждан, а также военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, участвующих в пресечении террористических актов.
II. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществить с учетом складывающейся в регионах политической, социально-экономической и криминогенной обстановки дополнительное меры, направленные на противодействие возможным актам терроризма.
Президент Российской Федерации
Б. ЕЛЬЦИН
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ЗАКОНОПРОЕКТЫ, ОТЗЫВЫ НА НИХ И КОНИВНТАРИИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального Закона Российской Федерации "О борьбе с организованной пресяупиосшыш"'
Организованная преступность в России приобрела такие масштабы, что стала использовать в своих интересах институты государства и гражданского общества ,в том числе подрывая национальную безопасность, экономическую и духовную основы существования нации. Однако до сих пор отсутствует необходимая правовая база для эффек-
' Проект настоящего Федерального закона с соответствующей пояснительной запиской был подготовлен межведомственной рабочей группой, созданной по постановлению координационного совещания руководителей правоохранительных органов, состоявшегося под председательством бывшего Генерального прокурора РФ А.И.Казанника 30 ноября 1993 года.Руководителем группы была назначена доктор юридических наук, профессор А. И. Долгова. В подготовке проекта данного Закона приняли участие следующие члены группы - научные и практические сотрудники правоохранительных органов: В. А. Атмажитов, кандидат юридических наук, В. А. Алиев, кандидат юридических наук, С.С.Бутенин, С.М. Бевза,С.В. Ванюшкин, В. А. Гриненко, Ю. Н. Демидов .кандидат юридических наук ,0.С. Ильин,А.И. Коротков, В. А. Колмаков, В. И. Остапенко, С.А.Орлов , В. Д. Пахомов, кандидат юридических наук, В. А. Прадедов, В. С. Разин-кин, кандидат юридических наук, А. А. Чувилев, доктор юридических наук, профессор. Позднее данная группа работала под эгидой Комитета по безопасности Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации во главе с В.И.Илюхиным.
В авторском варианте проект данного Закона был опубликован в книге "Правовое регулирование борьбы с организованной преступ-
ностью" ленных венной РФ.
, В данной книге законопроект публикуется после многочис-поправок и согласований в варианте, принятом государст-Думой и одобренном Советом Федерации Федерального Собрания
- 248 -
тивного противодействия современной организованной преступности. „Действующее уголовное, уголовно-процессуальное и иное законодательство дает возможность бороться только с наименее опасными ее проявлениями - организованными группами, в которых организатор группы одновременно является организатором преступлений .совершаемых группой, и может нести ответственность за соучастие в таких преступлениях.
Наряду с организованными группами и бандами,как вооруженной разновидностью таких групп, в восьмидесятых - девяностых годах получали все большее распространение преступные организации и преступные сообщества-Критерием их разграничения является основание создание: преступные организации создаются для совместной широкомасштабной и многоаспектной преступной деятельности; преступные сообщества, в которых сотрудничают представители разных групп, преступных организаций, - для координации преступной деятельности различных криминальных формирований, создания для нее широких благоприятных условий,оказания совместной помощи лицам,совершающим преступления, и наиболее эффективного противостояния системе охраны правопорядка, в том числе с использованием криминальных средств.
Отличие преступной организации от организованной группы состоит в том, что широкомасштабная преступная деятельность, на которую ориентирована преступная организация, требует выделения таких самостоятельных функций, как создание сложной криминальной структуры и обеспечение ее существования как единого организма .В этом случае организатор,руководитель преступной организации чаще всего не является организатором или иным соучастником конкретных преступных деяний (краж,убийств и т.п.)в уголовно-правовом смысле,ибо их организуют руководители структурных подразделений преступной организаций или отдельных направлений ее криминальной деятельности.С другой стороны, функционирование преступной организации связано с такими деяниями, которые по действующему закону не являются преступлениями: охрана лидеров преступной организации, обеспечение их транспортом, осуществление аналитической деятельности, лоббирование криминального интереса,проведение "разведки" и "контрразведки", обеспечение конфиденциальной медицинской и юридической помощи в целях сокрытия следов преступлений, ухода от предусмотренной законом ответственности и т. п .Поэтому участие в совершении преступления и участие в преступной организации- это не одно и то же.
Однако и действующее уголовное законодательство, и проект нового Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривают ответственность именно за соучастие в преступлениях. При этом не признается преступлением по действующему УК РСФСР создание, руководство преступной организацией, преступным сообществом, а также участие в них и их деятельности. Широко известно, что в настоящее время члены преступного сообщества "воры в законе" безнаказанно осуществляют свою организационную деятельность, направленную на расширение и обеспечение безопасности криминальной деятельности широкого круга лиц. Действующие законы создавались в расчете на традиционные преступления, которые совершаются отдельными лицами или в условиях простого соучастия.
Преступные сообщества, преступные организации до сих пор не поддаются разоблачению. а их участники - привлечению к уголовной ответственности на основе действующего закона. Их создание, руководство ими, участие в них не признается имеющим самостоятельную общественную опасность, соответственно эта деятельность не является сейчас уголовно наказуемой.
Проект Закона подготовлен Межведомственной рабочей комиссией, созданной на основании постановления Координационного совещания руководителей правоохранительных органов от 30 ноября 1993 г.
В процессе работы над ним учитывались: выступления и указы Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина, постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, Правительства, Совета Безопасности Российской Федерации, требования общественности, а также зарубежное законодательство о борьбе с организованной преступностью и легализацией преступных доходов, практика его применения, отечественный опыт и предложения судей, сотрудников правоохранительных органов, ведущих борьбу с организованной преступностью, адвокатов, научных сотрудников. Законопроект содержит семь разделов:
Раздел 1 Раздел II
Общие положения
Уголовно-правовые меры борьбы с организованной преступностью и легализацией преступных доходов
Раздел III Раздел IV -
Органы, осуществляющие борьбу с организованной преступностью и их полномочия (компетенция) Оперативно-розыскные меры борьбы с организо-
250 -
ванной преступностью
Раздел V Раздел VI
Раздел VII
Особенности уголовного судопроизводства по делай об организованной преступности Предупреждение легализации преступных доходов. Административная, гражданская ответственность за их легализацию Особенности содержания под стражей
Комплексный «межотраслевой характер закона соответствует мировой практике и носит необходимый характер, ибо специфика преступных организаций и преступных сообществ, их деятельности требует введения специальных уголовных норм и применения наряду с общими особых оперативно-розыскных мер,специфических уголовно-процессуальных процедур.
Исходными в борьбе с организованной преступностью являются следующие положения:
1) Основное направление борьбы - это: а) разоблачение и привлечение к предусмотренной законом ответственности лидеров организованных преступных формирований с одновременным перекрытием каналов движения преступных доходов и капиталов; б) дифференцированный подход к рядовым участникам организованных преступных формирований и поощрение добровольного сотрудничества их в деле разоблачения организованной преступной деятельности; в) обеспечение безопасности участников разоблачения организованных преступных структур, свидетелей.
2) Четкое разграничение следующих основных форм проявления организованной преступности ; организованных групп и банд, как вооруженных преступных групп, преступных организаций и преступных сообществ. Их определения даются в статье 2 законопроекта. 3) Обеспечение ведения борьбы :
- с организованными преступными группами - всеми оперативными подразделениями прокуратуры органов внутренних дел, безопасности, таможни, налоговой полиции, других правоохранительных органов;
- с преступными организациями и преступными сообществами - . специализированными подразделениями прокуратуры .органов внутренних дел, безопасности, налоговой полиции;
4) С учетом специфики организованной преступности формулируется ряд новых составов преступлений и предусматриваются некоторые специальные меры, касающиеся оперативно-розыскной деятельности,
уголовного судопроизводства и порядка отбывания наказания.
Эти специальные меры вправе будут применять только специализированные органы по борьбе с организованной преступностью при усиленном режиме прокурорского надзора и судебного контроля.
5) Вводится комплекс мер борьбы с легализацией и приумножением преступных доходов, включающий наряду с уголовно-правовыми мерами меры финансового и иного контроля, носящие специально-предупредительный характер и одновременно позволяющие своевременно выявлять, пресекать незаконные операции с преступными доходами.
б)Поскольку организованная преступность посягает на безопасность государства и общества, представляет и для граждан России повышенную общественную опасность, признается правомерным в целях их защиты ограничение на основании статьи 55 Конституции РФ ряда прав и свобод организаторов, руководителей и иных участников преступных организаций, преступных сообществ и их преступной деятельности в предусмотренном настоящим Законом и в соответствии с Конституцией России порядке.
7) Введение специальных мер оперативно-розыскного, уголовно-процессуального и иного характера с неизбежностью должно сочетаться с рядом гарантий защиты предусмотренных законодательством прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых, иных лиц в судебном порядке либо путем обращения к прокурору. Возрастает значение мер по недопущению, в частности, использования физических и психических средств давления на подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и т.п., иных нарушений законов специализированными органами борьбы с организованной преступностью .
Гарантии недопущения нарушений законности - это не только усиленный режим прокурорского надзора и судебного контроля, но и различная подчиненность, подотчетность специализированных органов по борьбе с организованной преступностью, дающая возможность им вести работу независимо друг от друга и от единого контролирующего их аппарата. Тем самый появляется реальная возможность своевременно выявлять и пресекать коррупцию, другие преступления и нарушения в самих этих органах, обеспечивать результативность их взаимного контроля.
Представляется также недопустимым соединение в одном органе функций по раскрытию преступлений и по содержанию под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, так как реше-
ние задач раскрытия преступлений любой ценой может выражаться в применении незаконных методов "добывания" показаний лиц, содержащихся под стражей. С другой стороны, эти лица в таких случаях практически не бывают защищены и от преступных действий следователей, других сотрудников, связанных с организованными преступными структурами. После работы согласительных комиссий принято решение предусмотреть создание специализированных подразделений органов, исполняющих наказание. Лица, причастные к организованным преступным структурам, требуют особого внимания и с точки зрения соблюдения режима их изоляции, и в аспекте их защиты от возможного сведения счетов в условиях изоляции, избавления от ненужных свидетелей .
8) Реализация предлагаемых положений сразу после принятия Федерального закона не потребует дополнительного финансирования борьбы с организованной преступностью - оно может производиться в пределах средств, выделяемых соответствующим государственным органам и при сохранении прежней штатной численности состава. Наоборот, применение данного Закона позволит возвратить государству значительные суммы добытого преступным путем и частично за счет них может идти расширение финансирования борьбы с организованной преступностью .
9) Федеральный закон о борьбе с организованной преступностью в условиях нынешнего законодательства может только в том случае быть работающим, если он будет законом прямого действия, что не исключает одновременного включения его норм в Уголовный, У головно-процессуальный и другие кодексы. При разработке и принятии нового уголовного, уголовно-процессуального и иного законодательства должны учитываться положения этого Закона, если он будет принят.
10) Поскольку с организованной преступностью связаны наиболее опасные проявления коррупции, целесообразно Федеральный закон "О борьбе с организованной преступностью" принять одновременно с Федеральным законом "О борьбе с коррупцией" и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнении в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР в связи с принятием Федерального закона "О борьбе с коррупцией".
II) В проекте Федерального закона " О борьбе с организованной преступностью" имеются положения, исключающие его применение в политической борьбе (статья 3).



ОГЛАВЛЕНИЕ