ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Общественная безопасность как социально-правовая ценность и объект уголовно-правовой охраны.
Введение
Проблема борьбы с преступностью в Российской Федерации в последнее пятилетие превратилась в одну из первоочередных задач общества, поскольку ее уровень достиг таких пределов, что она стала реально угрожать национальной безопасности России. Криминологический потенциал российского общества к 1997 году вырос и составил 2 миллиона 625 тысяч преступлений, а с учетом ла-тентности преступлений - 7 млн. преступлений (из выступления министра ВД А. Куликова на пресс-конференции 17 января 1997 года). Общественное сознание и практика государственного управления не успевает адекватно реагировать на глобальные изменения в социально-политической и экономической сферах и поэтому наступление криминалитета во всех жизненных секторах общества и государства не встречает должного сопротивления'.
Меняются не только количественные показатели преступности, но и ее качественные характеристики. Особую тревогу в этой связи вызывает практически не снижающийся уровень тяжких преступлений, которые составляют более половины из всех зарегистрированных преступлений (в 1995 году - 59,3 %). В повседневную реальность превратились случаи заказных убийств, террористические акты, захваты заложников, бандитские нападения, применение огнестрельного оружия, которые ранее носили эпизодический характер. Если в 1991 году за бандитизм, массовые беспорядки, захват заложников и угон воздушного судна всеми судами России по вступившим в силу приговорам было осуждено 13 человек, то в 1995 году за эти же преступления, а также за терроризм и заведомо ложное сообщение об акте; терроризма было осуждено уже 293 человека, а за 6 месяцев 1996 года - 127.
В этих условиях государство и общество прилагают серьезные усилия по формированию новой системы обеспечения безопасности основных социальных ценностей от преступных посягательств. Важным этапом формирования этой системы является принятие Государственной Думой 24 мая 1996 года и вступление в действие с 1 января 1997 года нового Уголовного кодекса РФ. Новый УК базируется на Конституции России, закрепленной в ней новой системе социальных ценностей, и создает правовую основу для борьбы с преступностью в современных условиях.
Новые подходы законодателя к структуре Особенной части УК, системе преступлений против общественной безопасности, а также описанию признаков отдельных преступлений и их квалифицированных видов требуют их теоретического осмысления, выделения общих закономерностей формирования этой системы и выработки практических рекомендаций, направленных на эффективное использование уголовного закона. Такие преступления как терроризм, захват заложника, заве-
домо ложное сообщение об акте терроризма, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, бандитизм, организация преступного сообщества (преступной организации), угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, массовые беспорядки и пиратство образуют группу наиболее опасных преступлений против общественной безопасности, которая характеризуется рядом специфических признаков, позволяющих рассматривать их не просто как некое множество общественно опасных деяний, а как определенную совокупность, систему преступлений.
Постановка и рассмотрение проблем в работе осуществляется на основе нового Уголовного кодекса и доктрины современного уголовного права с использованием источников по дореволюционному российскому уголовному праву и международного уголовного права, а также опубликованной и неопубликованной судебной практики прошлых лет по соответствующей категории дел. Основной задачей работы автор считает теоретическое исследование нового уголовного законодательства, регламентирующего ответственность за соответствующие преступления и выработку соответствующих рекомендаций для его эффективного использования в современных условиях.
Автор искренне благодарен коллективу кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова за ценные рекомендации по структуре и содержанию работы и доброжелательные критические замечания, высказанные в процессе подготовки настоящей работы. Особую признательность автор выражает Заслуженному юристу Российской Федерации, доктору юридических наук, профессору Геннадию Николаевичу Борзенкову.
1 См. Духовность, правопорядок, преступность. Материалы научно - практической конференции 28 маотв m<i low. М. Г>96. С. 15.
Глава 1. Общественная безопасность как социально-правовая ценность и объект уголовно-правовой охраны.
1.Понятие безопасности
Бурное и прогрессивное развитие человечества в XX веке, и особенно во второй его половине, одновременно сопровождалось усилением отдельных, в определенной степени закономерно присущих этому процессу, тенденций, характеризующихся расширением крута негативных явлений, с которым обществу приходится считаться все в большей степени. По своей сущностной характеристике и происхождению данные явления могут быть весьма разнообразными и различаться по характеру: социальные явления (общественно опасные формы поведения людей), природные явления (стихийные бедствия) или техногенные факторы (аварии, катастрофы и т. п.). Однако несмотря на различную природу, они обладают одним общим характерным социальным свойстаом - способностью причинять тяжкий вред здоровью граждан, их основным правам и свободам, нарушать и дезорганизовывать деятельность государственных и общественных институтов. В связи с этим перед государством все более актуализируется задача создания таких условий для охраны интересов общества, как определенной самостоятельной ценности, при которых они могли бы получать всестороннюю охрану, иными словами обеспечить безопасные условия жизни общества.
На протяжении всей истории мировой цивилизации безопасность являлась одной из главнейшей целью и неотъемлемым слагаемым деятельности людей, социальных групп, обществ, государств и мирового сообщества. Забота о безопасности имманентно присуща каждой частице социальной структуры общества от конкретного индивида до предельно широкого объединения людей.
Системный анализ социальных, природных и техногенных явлений в целях выявления их содержательной стороны, а также определения системы мер, позволяющих максимально эффективно защитить интересы гражданина и общества, требуют прежде всего, точного определения содержания самого понятия безопасность. Данный термин достаточно часто употребляется как в средствах массовой информации и обиходном языке, так и в специальной литературе и нормативных актах. Однако несмотря на это до последнего времени исследователями мало уделялось внимания философским и методологическим проблемам безопасности как определенному социальному явлению. Если говорить о лингвистическом содержании термина
безопасности, то она означает отсутствие опасности, сохранность, надежность^ или положение при котором не угрожает опасность кому чему-нибудь ^.
Термин безопасность достаточно давно и прочно утвердился и используется в уголовном праве при описании признаков объектов некоторых преступлений (безопасность государства, безопасность труда, общественная безопасность). В последние годы он стал использоваться и при описании элементов других преступлений, в частности, при описании преступлений против окружающей природной среды (экологическая безопасность). Однако тем не ме-' нее, в специальной литературе предметное содержание и функциональное назначение безопасности как понятия и как определенного системного образования практически не исследовались. Исключением является пожалуй лишь работа В. П. Тихого, посвященная, в частности юридическому анализу одной из групп преступлений против общественной безопасности. В данной работе общее понятие безопасности определяется как такое состояние предметов (явлений, деятельности, процессов), при котором отсутствует (не угрожает) опасность*.
На законодательном уровне определение понятия безопасности впервые было дано в Законе РСФСР от 18 марта 1992 года «О безопасности». В ст. 1 данного Закона безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Примерно такое же содержание вкладывает законодатель в понятие безопасности и в Федеральном законе «О пожарной безопасно-сти»от 18 ноября 1994 года, понимая под последней состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В Федеральном законе от 13 октября 1995 года «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» следующим образом определяется понятие экономической безопасности «состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям». Федеральный Закон от 9 января 1996 года «О радиационной безопасности населения» в ст. 1 определяет радиационную безопасность населения как «состояние защищенности настоящего и будущего поколения людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения».
Таким образом, анализ законодательного определение понятия безопасности в различных нормативных актах, позволяет сделать по крайней мере, два вывода, во-первых, безопасность определяется как некое социальное явление со всеми присущими ему свойствами и, во-вторых, она воспринимается как существенное,
т- См.: Вл. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М. 1978. С. 67.
"> См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М. 1986. С. 38. * См.:Тихий В. П. Уголовная ответственность яа нарушение правил безопасности обращения с общеопасными предметами. Киев. 1989 г. С, 6.
важное социальное благо, к сохранению и поддержанию которого государство и общество предпринимают всесторонние меры.
Функциональная характеристика безопасности не может быть сведена лишь к защищенности определенных ценностей. Безопасность явление полифункциональное. И поэтому справедливо отмечают В. Серебрянников и А. Хлопьев и такие важнейшие свойства и функции безопасности как снижать, ослаблять, устранять и предупреждать опасности и угрозы^ Поэтому, когда мы говорим о безопасности того или иного элемента, мы имеем в виду не только защищенность данного элемента от источников опасности, но и предупреждение и устранение опасности для него, а также поддержание такого уровня его защищенности, который является достаточной для нормального функционирования соответствующего элемента.
В современной литературе безопасность нередко рассматривается не как предмет исследования и защиты, а как определенное свойство предмета. Такой подход логично приводит к выводу, что «существует не безопасность, а предметы ею обладающие»'. Из этого можно сделать вывод, что безопасность не может рассматриваться как реально существующее явление объективного мира. Однако, как нам представляется, отрицание за безопасностью как определенным явлением объективного характера основано на ограничительном толковании реальности как отражении только лишь предметов материального мира, но никак не явлений, не имеющих материальной формы выражения. Между тем объективная реальность «включает в себя различные материальные объекты, их свойства, пространство, время,.даижение, законы, различные общественные явления - производственные отношения, государство, культуру и т, п.»". Тем более, что в одном случае то или иное явление в силу многообразия и взаимосвязи окружающего мира может выступать в качестве свойства другого предмета или явления, а в другом случае - в качестве предмета или явления, имеющего свои самостоятельные свойства. Все зависит от определения объекта исследования и применяемых при этом методов. Справедливо отмечает Ю. А. Демидов, что "Объектом оценки могут быть явления объективной действительности, или их отдельные стороны, или их отражение, а также оценки"^ Неслучайно поэтому тот же В. П. Тихий в конечном итоге приходит к выводу, что «отражая в субъективной форме реально существующее, понятие «безопасность»является объективным по содержанию»^ Следовательно, безопасность как явление есть такая же объективная реальность, как и любой предмет, обладающий физической формой. В последующем в своей работе мы будем исходить из именно такой
^ См. : Серебрянников В. Хлопьев А. Социальная безопасность России. М. 1996. С. 16.
' См.:Тихий В. П., указанная работа. С. 7. " См.: Философский словарь. Издание третье. М., 1972. С. 291. * См.: Демидов Ю. А. Социальная ценность и оценка в уголовном
праве. М. 1975. С. 18. ' См., Тихий В. П. указанная работа. С. 7.
оценки безопасности.
Как ранее уже отмечалось, безопасность как явление носит полифункциональный характер. Как социальная ценность общества безопасность есть деятельность значительного числа различных субъектов, а как определенная социальная потребность она является целенаправленным результатом этой деятельности. Более того, безопасность является неотъемлемым условием существования личности, общества и государства и выступает гарантом возможности дальнейшего прогрессивного развития этих элементов. Следовательно, с содержательной стороны безопасность как социальная ценность характеризуется состоянием защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от негативных последствий явлений социального, природного или техногенного характера, а также поддержанием такого уровня этой защищенности, которая является достаточной дм их нормального функционирования.
Обеспечение безопасности общества от явлений природного или техногенного характера является предметом отдельного разговора и самостоятельного исследования. В соответствии с целями данной работы мы ограничимся анализом понятия безопасности только в том аспекте, который связан с преступными формами поведения человека, а также влиянием данных форм поведения на обеспечение безопасности общества в целом и характеристикой механизма ее нарушения.
Классифицировать типы и виды безопасности на группы можно по различным основаниям."" С точки зрения целей данной работы представляет интерес выделение различных видов безопасности в зависимости от субъектов, безопасность которых обеспечивается. По этому критерию выделяют следующие виды безопасности: личная, коллективная, общественная (общества), государственная (национальная) и международная. Каждый из названных видов безопасности характеризуется своими специфическими чертами, обусловленными масштабами этого явления, характером его содержания, средствами и методами обеспечения и в свою очередь может иметь свои составляющие. Например, применительно к общественной безопасности можно говорить о таких ее составляющих как безопасность движения и эксплуатации транспортных средств, экологическая безопасность или безопасность компьютерной информации, безопасность производства специальных работ или безопасность обращения с общеопасными источниками, а так же о безопасности поведения, не нарушающего общие правила безопасности (общепринятые правила поведения) и т. д.
Подробнее об этом смотри: Тихий В. П. Проблемы уголовно -правовой охраны общественной безопасности (понятие и система преступлений, совершенствование законодательства). Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Харьков. 1987.
2. Понятие общественной безопасно-
удовлетворении
Общество является саморегулирующейся системой, имеющей свои объективные, жизненно необходимые потребности, при удовлетворении которых только и возможно его нормальное функционирование, и поступательное развитие. Одной из таких социальных потребностей является безопасность общества. Причем для общества благом является не только сама общественная безопасность, но также и деятельность людей и социальных институтов по ее обеспечению, которая направлена на формирование соответствующей системы безопасности для общества. Система безопасности общества включает в себя, во-первых, наличие разработанной доктрины безопасности, которая одновременно выступает как определенная идеология, способная объединить общество, и, как программа действий, во-вторых, правовую основу - систему законов, позволяющих защищать интересы общества и составляющих его элементов (людей, социальных групп, политических и общественных объединений, общественного сознания и т. д.), в-третьих, систему государственных сил и органов, имеющих своей функциональной задачей обеспечение безопасности общества, в-четвертых, общественную систему безопасности, включающую в себя совокупность неправительственных, общественных, самодеятельных институтов и организаций, которая базируется на активности населения и способности общества противостоять угрозам и опасностям для него и, наконец, в-пятых, корректную, основанную на демократических принципах, систему средств и методов обеспечения безопасности. Обязательным условием эффективного функционирования данной системы является ответственность власти перед обществом, строгое выполнение ею своих обязанностей, ограничение пределов вмешательства государства в дела общества необходимыми рамками.
В предыдущем параграфе мы выяснили содержание понятия «безопасность»и, следовательно, теперь можем перейти к следующему этапу - определению понятия и содержания общественной безопасности. В юридической литературе понятию общественной безопасности «не повезло». По справедливому замечанию Г. А.Туманова и В, И. Фризко «отношения, складывающиеся в сфере обеспечения общественной безопасности, несмотря на их очевидную актуальность, еще не стали предметом теоретического и прикладного исследования учеными - юристами»." В праве общественная безопасность определяется как «система общественных отношений и юридических норм, регулирующих эти отношения в целях обеспечения общественного спокойствия, неприкосновенности жизни и здоровья населения, нормального труда и отдыха граждан, нормальной деятельности государственных и общественных
См.: Туманов Г. А., Фризко В. И. Общественная безопасность и ее обеспечение в экстремальных условиях. /Советское государство и право. 1989. №8. С.20.
организаций, учреждений и предприятий».'^
Несколько иначе определяют общественную безопасность Г. А. Туманов'и В. И. Фризко: «В юридическом смысле общественная безопасность представляет собой совокупность опосредованных источниками повышенной опасности отношений, регулируемых юридическими, техническими и организационными нормами с целью предотвращения и устранения угрозы жизни и здоровью людей, материальным ценностям и окружающей среде.»^ В уголовном праве по заключению М. С. Гринберга отношения общественной безопасности также оказывались в группе наименее изученных. ^ Произошло это по разным причинам и прежде всего в силу «комплексного»характера родового объекта преступлений, предусматривавшихся в главе 10 УК 1960 года и специфики, а также весьма ограниченного круга деяний, которые относились к числу общеопасных деликтов (только те, которые предусматривались 10 главой УК).
Поэтому в специальной литературе нередко вообще не дается определения понятия общественной безопасности как объекта уголовно - правовой охраны и, соответственно, объекта посягательства. Так, авторы и ленинградского и московского курсов советского уголовного права, не подвергая анализу содержание самого понятия общественная безопасность, ограничиваются лишь определением понятий преступлений против общественной безопасности и указанием на непосредственные объекты преступлений, входящих в эту группу.15 Не содержится определение понятия общественной безопасности и в работах 60 - 70-х годов .'^ Однако анализ предлагаемых в этих работах определений понятий преступлений против общественной безопасности позволяет сделать вывод о характере охраняемых законом отношений. Так, по мнению П. Ф. Гришанина и В. А. Владимирова это есть «установленные законом или иными нормативными актами правила предосторожности при обращении с источниками повышенной опасности.»'" По мнению М. А. Ефимова родовым объектом анализируемых преступлений является «нормальная деятельность государственного аппарата и соответствующих общественных организаций в области поддержания общественного порядка, охрана общественной безо-
^ См.: Юридический энциклопедический словарь. М. 1984. С. 204. " См,Туманов Г. А. Фризко В. И. Указанная работа. С. 21. '"* СМ.:сГринберг М. С, Преступления против общественной безопасности. Учебное пособие. Свердловск. 1974. С. 24.
^ См., Курс советского уголовного права. М. 1970. Т. 6; Курс советского уголовного права. Л. 1981. Т. 5.
" См.: Гришанин П.Ф., Владимиров В.А. Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. М., 1962 ; Ефимов М.А. Борьба с преступлениями против общественного порядка, общественной безопасности и здоровья населения. Минск, 1971; Матышевский П.С. Ответственность за преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. М., 1964.
'" См.: Указанная работа. С. 3.
пасности и здоровья населения.»^ Правда, в таком случае остается неясным, почему данные преступления называются преступлениями против общественной безопасности, а не преступлениями против порядка управления. В учебнике украинских авторов указывается, что «при совершении преступлений против общественной безопасности вред причиняется общественным отношениям, обеспечивающим безопасные условия при взаимодействии людей с источниками повышенной опасности, а также при обращении с опасными предметами.»"
В монографиях и специальных научных исследованиях, посвященных анализу данной группы преступлений, искомое понятие определяется по разному. Так, по мнению М. С. Гринберга «Общественная безопасность как вид социалистических общественных отношений являет собой систему социального взаимодействия людей, обеспечивающего удерживания технических систем в упорядоченном, безопасном состоянии - выработку, внедрение и фактическое использование средств подавления движения данных сил к наименьшему порядку (максимуму энтропии), а преступное посягательство на эти отношения - не использование либо недостаточное (неправильное) использование данных средств.»^ В. И. Ткаченко полагает, что «родовым объектом рассматриваемых преступлений является общественная безопасность, как совокупность общественных отношений, обеспечивающих безопасное использование источников повышенной опасности, безопасное проведение разработки недр земли, строительства, безопасное и надлежащее пользование оружием, боеприпасами и взрывчатыми веществами»^. По мнению В. П. Тихого общественная безопасность как объект преступлений «представляет собой определенную систему социалистических общественных отношений, обеспечивающих предотвращение и устранение общей опасности насильственного причинения вреда правоохраняемым интересам в целом, гарантирующих тем самым их устойчивость и надежность.»^ По мнению Г. Ф. Фортуны общественная безопасность -это «такое состояние общественных отношений, при котором отсутствует опасность для значительного числа людей и нормального функционирования основных институтов общества / предприятий, организаций, учреждений и т. п. /»^ Из изложенного вытекает по крайней мере два вывода: 1)
" См.: Указанная работа. С. 8.
'" См.'.Уголовное право Украинской ССР на современном этапе. Часть Особенная. Киев. 1985. С. 358.
м См.: Гринберг Н. С. Преступления против общественной безопасности. Учебное пособие. Свердловск. 1974. С. 35.
^ См.: Ткаченко В. И. Преступления против общественной безопасности. М. 1984. С. 4.
" См.:Тихий В. П. Угояовно - правовая охрана общественной безопасности. Харьков. 1981. С. 25.
" См.: Фортуна Г. Ф. Уголовно - правовая борьба с массовыми беспорядками. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М. 1992. С. 10.
понятие общественной безопасности в уголовно - правовой теории является еще недостаточно разработанным и 2) подавляющая часть авторов связывает понятие общественной безопасности либо с нарушением правил взаимодействия людей с техническими системами либо с нарушением правил обращения с рбщеопасными предметами. При таком подходе на первый план выдвигается «технический»характер общественной безопасности, но собственно содержательная сторона ее зачастую остается вне поля зрения и исследователей и правоприменителей.
Между тем, на наш взгляд, общественная безопасность и как социальное явление и как объект уголовно - правовой охраны носит более сложный и многоаспектный характер. Содержание общественной безопасности не сводимо лишь к деятельности, свойствам и характеру предметов и поведения, связанным с нарушением различных правил по производству специальных работ и обращению с общеопасными предметами. Такой подход необоснованно ограничивает пределы общественной безопасности лишь сферой локальной или профессиональной деятельности, а ее содержание сводится к специальной безопасности. Об общественной безопасности как самостоятельном системном понятии следует говорить не только в тех случаях, когда нарушается специальная безопасность, обусловленная повышено - опасными свойствами отдельных производств или предметов, но и когда речь идет о безопасности отношений между людьми и определенных благ от нарушений общих правил безопасности, принятых в обществе. При этом под общими правилами безопасности мы понимаем установленные в целях предупреждения насильственных способов разрешения социальных конфликтов правила поведения, которые обязательны для всех членов общества и которыми они обязаны руководствоваться во всех сферах жизнедеятельности общества. Общие правила безопасности, лежащие в основе всего спектра взаимоотношений членов общества, распространяются и на локальные Или профессиональные сферы деятельности. Таким образом, общественная безопасность связана с двумя формами деятельности людей, имеет две составляющие - соблюдение общих правил безопасности и соблюдение специальных правил безопасности. Посягательства на эти две составляющие общественной безопасности и образуют две группы преступлений против общественной безопасности: преступления, нарушающие общие правила безопасности (терроризм, бандитизм, захват заложников и т.п.) и преступления, нарушающие специальные правила безопасности (правила производства определенных работ или правила обращения с общеопасными предметами).
В специальной литературе общественная безопасность рассматривается в зависимости от объема, источников, средств обеспечения, способов регулирования. Так, например, В. П. Тихий понимает общественную безопасность в четырех уровнях: в самом широком смысле слова (безопасность общества от различных опасных источников); в широком смысле слова (безопасность общества от общественно опасных посягательств), которая находит свое выражение в правоохранительной деятельности, защите правопорядка от правонарушений; общественную безопасность в уз-
ком смысле слова (безопасность как объект посягательств, предусматриваемых главой Х Особенной части УК, где сосредоточены преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения) и общественную безопасность как родовой объект преступлений (безопасность от неправомерного обращения с такими источниками опасности как огонь, взрывчатые, радиоактивные, легковоспламеняющиеся и едкие вещества, огнестрельное и холодное оружие, боеприпасы и каратэ (ст. 217 -220 УК РСФСР). Последнюю он называет общей безопасностью в отличие от транспортной и производственной безопасности.^
В целом такой подход к определению содержания общественной безопасности представляется верным. Однако в связи с принятием нового УК Российской Федерации, названная позиция нуждается в соответствующей корректировке. Нам представляется, что при употреблении данного понятия можно говорить, во-первых, об общественной безопасности в самом широком смысле слова, т. е. безопасности общества от причинения вреда общественно опасными посягательствами, предусмотренными Уголовным кодексом. Мы полагаем, что во избежание терминологической путаницы в названном случае лучше употреблять термин социальная безопасность; во-вторых, об общественной безопасности в широком смысле слова, т. е. совокупности общественных отношений, образующих родовой объект, на который направлены посягательства, предусмотренные IX разделом УК (Преступления против общественной безопасности и общественного порядка) и, в-третьих, об общественной безопасности в узком смысле слова, т. е, совокупности общественных отношений, образующих видовой объект посягательства, предусмотренного главой 24 УК (Преступления против общественной безопасности).
Соответственно изложенному, понятие общественной безопасности будет различным по содержанию. Общественная безопасность в самом широком смысле слова (социальная безопасность) представляет собой защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от общественно опасных деяний, предусмотренных Уголовным кодексом. Общественная безопасность в широком смысле слова характеризуется состоянием защищенности безопасных условий функционирования общества и общественного порядка, здоровья населения и общественной нравственности, экологической безопасности, безопасности движения и безопасности компьютерной информации. Общественная безопасность в узком смысле слова выражается прежде всего в состоянии защищенности жизни и здоровья граждан, имущественных интересов физических и юридических лиц, общественного спокойствия, нормальной деятельности государственных и общественных институтов.
Вместе с тем следует отметить, что содержание общественной безопасности выражается не только в состоянии защищенности (отсутствие опасности) основных благ общества от угроз и источников опасности, но характеризуется и другими функциями,
^См.: Тихий В. П. Указанная работа. С. 8 - 13.
14
отражающими ее активный характер.^ Активная роль общественной безопасности выражается в предотвращении, устранении угрозы жизни и здоровью людей, материальным ценностям, окружающей среде и деятельности различных институтов общества и государства от общественно опасных форм поведения человека, а также в поддержании такого уровня защищенности указанных благ, который является достаточным для выполнения людьми и обществом своих социальных функций.
Таким образом, общественная безопасность представляет собой совокупность общественных отношений, обеспечивающих состояние защищенности жизни и здоровья граждан, имущественных интересов физических и юридических лиц, общественного спокойствия и нормальной деятельности государственных и общественных институтов, а также поддержание такого уровня этой защищенности, который является достаточным для нормального функционирования общества.
Характерными и существенными признаками общественной безопасности являются, во-первых, обеспечение безопасности неопределенного круга правоохраняемых интересов (личности, имущества, деятельности социальных институтов и т. д.), во-вторых, обеспечение неприкосновенности жизни и здоровья неопределенно широкого круга лиц, в-третьих, ее комплексный характер, который позволяет обеспечивать одновременно и охрану других социальных благ, и, в-четвертых, тесная взаимосвязь и взаимозависимость ее составляющих элементов, что находит свое отражение в механизме нарушения общественной безопасности.
3. Общественная безопасности как объект уголовно - правовой охраны
Перед тем как рассмотреть конкретное содержание общественной безопасности как объекта уголовно - правовой охраны, нам представляется необходимым сделать несколько предварительных замечаний, связанных с нашим представлением о понятии объекта преступления и о его структурных элементах.
Во-первых, в современной теории права утвердилось мнение, что объектом правонарушения являются общественные отношения.^ При этом под общественным отношением понимаются, определенные связи между людьми (субъектами отношений), складывающиеся в процессе их совместной материальной и духовной деятельности на основе определенного способа производства и специфики, проявляющейся на каждой ступени естественно - исторического развития общества.^ Общепринятой в настоящее время
"См.: Там же. С. II.
^ См., например, Гревцов Ю. И. Проблемы теории правового отношения. Л. 1981; Ткаченко Ю. Г. Методологические вопросы теории правоотношений. М. 1980; Денисов Ю. А. Общая теория правонарушения и ответственности. Л. 1983, "" См.: Таций В. Я. Объект и предмет преступления по советскогму
является такая позиция и среди ученых, исследовавших проблему объекта уголовно - правовой охраны.^ Соглашаясь в целом с высказанным определением, мы бы подчеркнули еще одну характерную черту этих связей, а именно их устойчивость.
Вместе с тем, несмотря на устоявшееся представление об объекте уголовно - правовой охраны как общественном отношении, в трактовке этого тезиса и прежде всего о содержании и форме объекта выявляются серьезные общетеоретические расхождения. Так, например, Б. С. Никифоров структурными элементами общественного отношения называет участников (субъектов) общественного отношения, отношение между участниками и условия существования, реализации отношения.^ С небольшими оговорками позицию Б. С. Никифорова поддержал Е. А. Фролов.^ По мнению В. К. Глистина : " В качестве объекта уголовно - правовой охраны общественное отношение - совокупность имманентных ему элементов - участников отношения, предмет (объект) отношения и связь между участниками по поводу конкретного предмета."^ Эту же точку зрения поддерживает В. Я. Таций." Н. И. Коржанский по существу отождествляет общественные отношения с поведением личности. В своей работе он пишет: " Общественные отношения -это всегда определенное поведение личности, совокупность разнообразных видов поведения. Именно из действий личности слагаются общественные отношения."^ Мы полагаем, что с точки зрения структурного состава объекта преступления, позиция В. К. Глистина и В. Я. Тация более обоснована и поэтому в последующем будем исходить из такой структурной оценки объекта уголовно - правовой охраны.
Во-вторых, при рассмотрении предмета как составного элемента объекта посягательства, мы исходам из представления о нем как материальном или духовном социальном благе (ценности), по поводу которого возникло' и существует отношение между субъектами^ Поэтому в качестве соответствующего предмета могут выступать не только материальные предметы, как об этом нередко говорится в специальной литературе, но также деятельность людей, сами люди, а также любые иные социальные блага.
уголовному праву. Харьков. 1982. С. 15.
^ См, например, Никифоров Б. С. Объект преступления по советскому уголовному праву, М. 1960; Каиржанов Е. К. Интересы трудящихся и уголовный закон. Алма - Ата. 1973; Фролов Е. А. Спорные вопросы общего учения об объекте преступления. Сборник ученых трудов, выпуск 10. Свердловск. 1969; Демидов Ю. А. Социальная ценность и оценка в уголовном праве. М. 1975; Глистин В. К. Проблема уголовно - правовой охраны общественных отношений. Л. 1979; Коржанский Н. И; Объект и предмет уголовно - правовой охраны. М. 1980; ^ См.: Никифоров Б. С, Указанная работа. С. 114. м См.: Фролов Е. А. Указанная работа. С. 193. ^ См,: Глистин В. К. Указанная работа. С. 28. " См.: В. Я. Таций. Указанная работа. С. 16. " См.: Коржанский Н. И. указанная работа. С. 34. "* См.: Глистин В. К. Указанная работа. С. 26.
В-третьих, при определении содержания общественной безопасности мы исходим из понимания ее не как единичного отношения, а как совокупности общественных отношений.
Таким образом, общественная безопасность как объект уголовно - правовой охраны в наиболее общем виде представляет собой определенную совокупность общественных отношений, регулирующих безопасные условия жизни общества, В этом смысле общественная безопасность является не только одной из потребностей общества, но и общим благом, общей ценностью, в сохранении и развитии которой заинтересовано, и государств, и общество, и граждане. Однако главную ответственность за состояние безопасности в обществе несет прежде всего государство. Именно оно формирует систему обеспечения общественной безопасности, под которой следует понимать совокупность мер политического, правового, экономического, организационного, научно - технического и иного характера. Данная система имеет своей основной задачей поддержание социально приемлемого уровня общественной безопасности. В уголовном праве система обеспечения общественной безопасности носит нормативный характер и включает в себя правовые, технологические и организационные нормы, а также специальные правила безопасности.
Отношения общественной безопасности как объект уголовно - правовой охраны представляют собой определенный организм, систему и здесь вполне уместно замечание, высказанное В. Я. Тацием по поводу структуры общественного отношения, что "оно представляет собой не простую сумму составляющих его частей, а целостную систему образующих его элементов, соответствующим образом взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, "" Из этого принципиального утверждения вытекает по крайней мере два весьма важных вывода. Во-первых, в силу многообразия и взаимосвязи общественных отношений их те или иные элементы могут быть составными частями иных общественных отношений. Однако это будут уже другие общественные отношения, с другим содержанием, и скорее всего они будут являться объектом посягательства уже других преступлений. Во-вторых, нельзя рассматривать составные элементы общественного отношения (совокупности общественных отношений) в отрыве от самого общественного отношения, поскольку это будет означать заведомо неверные оценки и выводы,
Итак отношения общественной безопасности имеют в качестве своих структурных элементов, во-первых, субъектов, во-вторых, предмет (т. е. то, по поводу чего собственно и существует отношение между соответствующими субъектами), и, в-третьих , социальную связь (взаимные права и обязанности, реализующиеся в соответствующей деятельности) между субъектами по поводу определенного предмета как содержание отношений.
Субъектами отношений общественной безопасности являются государство, органы, его представляющие, группы людей, коллективы и отдельные граждане. При этом следует иметь в виду,
" См.: Таций В. Я. Указанная работа. С. 16 - 17.
•17
что для понимания сущности и объема отношений общественной безопасности, а также механизма их нарушения важно определить не только субъектный состав отношения, но и социальную роль, социальные функции субъектов в данном отношении. Данное обстоятельство обусловливается тем фактором, что субъекты отношений общественной безопасности могут быть одновременно и субъектами других отношений. Поэтому определение субъектного состава и их социальных функций нередко позволяет определить и те общественные отношения, которые нарушаются соответствующим преступлением, а значит и границы действия уголовного закона.
С учетом изложенного по нашему мнению следует прийти к выводу, что отношения общественной безопасности могут складываться не только по схеме - с одной стороны государство и его органы, а с другой граждане, но могут быть и более сложными: государство - группа лиц, группа лиц - гражданин, гражданин - гражданин и т.д. То есть иначе говоря нарушающей стороной в конечном итоге может выступать и государство в лице его органов (например, в случаях недостаточной урегулированности порядка обращения с какими - либо общеопасными предметами), коллективы и группы людей, юридические лица. Однако, поскольку в уголовном праве речь может идти об уголовной ответственности только физических лиц, постольку формы ответственности для иных субъектов носят иной характер: политический, административный и т. д.
В зависимости от того, кто является субъектом нарушения отношений общественной безопасности, механизм их нарушения также может быть различным. Причинение вреда общественным отношениям может осуществляться путем воздействия на любой структурный элемент этих отношений или на несколько одновременно. При этом причинение вреда структурному элементу одновременно означает и причинение вреда отношению в целом. Это общий механизм, однако, в конкретных случаях он может обладать и определенной спецификой. В одних случаях, когда преступление совершается самим субъектом отношения, ущерб причиняется отношениям общественной безопасности путем исключения субъектом самого себяяиз круга субъектов охраняемых уголовным законом отношений. Так, например происходит в случае совершения угона судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст.211) экипажем судна либо машинистом или нарушение правил пожарной безопасности осуществляется лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению (СТ.219). Это вариант .так называемого нарушения отношений общественной безопасности изнутри. В других случаях посягательство осуществляется путем воздействия на самих участников отношений общественной безопасности со стороныыиных субъектов, например, в случаях совершения актов терроризма или бандитизма (ст. 205, 209), когда субъекты этих отношений оказываются потерпевшими. Этот вариант именуется внешним нарушением отношений общественной безопасности. Предметом общественных отношений как объекта уголовно
- правовой охраны с учетом замечания сделанного нами ранее является все то по поводу чего или в связи с чем существует само это отношение. Применительно к преступлениям против общественной безопасности в специальной литературе предметом как структурным элементом общественного отношения признается общественная безопасность. Например, В. П. Тихий пишет: "Причем общественная безопасность как раз и выступает в каччстве того блага, по поводу которого и в связи с чем существует система общественной безопасности, т. е. общественная безопасность является предметом и отношений, выступающих объектом рассматриваемых нами преступлений."^ С учетом ранее сделанного замечания о характере предмета мы полагаем, что данная точка зрения являятся обоснованной
Общественная безопасность как предмет, по поводу которого собственно и существуют отношения общественной безопасности, представляет собой важное социальное благо. Его социальная функция выражается в том, что отражаясь в общественной психологии, общественном сознании, общественная безопасность ассоциируется с определенным уровнем уверенности граждан общества в защищенности общества и конкрепнюго гражданина от общественно опасных посягательств, неприкосновенности основных социальных благ общества. Чем больше реальные усилия общества и государства по обеспечению системы общественной безопасности, тем более уверенно чувствуют себя граждане в процессе вступления в различные социальные связи,
Достаточно сложным, но одновременно и весьма важным является вопрос об объеме этого понятия, т. е. иначе говоряя об определении круга отношений охватываемых понятием общественной безопасности.
Ранее при определении понятия общественной безопасности мы отмечали, что общественная безопасность в широком смысле слова (как родовой объект) включает в себя безопасные условия функционирования общества и общественного порядка, здоровья населения и общественной нравственности, экологическую безопасность, безопасность движения и безопасность компьютерной информации. Следовательно, отношения общественной безопасности как родового объекта посягательства носят сложный характер и включают в себя разнообразный комплекс отношений, связанных с обеспечением охраны личности, материальных ценностей, деятельности социальных институтов, окружающей среды и т. д.
Диалектическая взаимосвязь объекта уголовно - правовой охраны и последствий, проявляющаяся, в частности, через способ совершения преступления, обусловливает и сложный комплексный характер последствий, которые наступают в результате совершения преступлений, посягающих на общественную безопасность. Данные преступления, будь то транспортные, экологические или собственно преступления против общественной безопасности неразрывно связаны с причинением физического, материального, организационного и иного вреда гражданам, социальным институтам
^ См.: Тихий В. П. Указанная работа. С. 13.
19
общества, окружающей природной среде. Однако это утверждение отнюдь не означает, что при совершении этих преступлений обязательно должен причиняться весь спектр указанного вреда и всем указанным благам. Личность, материальные ценности, деятельность социальных институтов, окружающая среда и т.д. не являются обязательными объектами посягательства каждого из преступлений против общественной безопасности. В зависимости от конкретных обстоятельств совершения преступления и его вида ущерб может носить различный, нередко комбинированный характер и причиняться он будет не всем , а лишь отдельным указанным социальным благам. Вместе с тем в любом случае причинение физического, материального или иного вреда при совершении преступлений против общественной безопасности безотносительно к конкретным формам его проявления охватывается понятием единого последствия в виде нарушения общественной безопасности.
Нарушение общественной безопасности и выступает в качестве того последствия, которое наступает всегда при совершении преступлений против общественной безопасности. Следовательно, общественная безопасность и является тем самьм объектом, которому всегда причиняется определенный вред при совершении соответствующих преступлений. Никаких дополнительных объектов в виде личности, собственности И т.˜п. здесь быть не может, поскольку законодатель формулирует объективную сторону преступлений против общественной безопасности таким образом, чтобы она охватывала указанный разнообразный, комплексный вред. Поэтому совершенно справедливым является вывод, сделанный А. И. Коро-беевым применительно к объекту транспортных преступлений (общественные отношения в сфере безопасного функционирования транспорта) об ошибочном представлении о существовании дополнительных объектов транпортных преступлений." По нашему мнению с полным основанием такой же вывод можно сделать в отношении всех преступлений, посягающих на общественную безопасность.
Вывод о об отсутствии при посягательствах на общественную безопасность дополнительного объекта подтверждается и анализом характера механизма причинения вреда отношенияя общественной безопасности. Специфика данного механизма выражается в том, что без нападения не может быть бандитизма, без насилия не может быть захвата заложника, без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью или причинения крупного ущерба не может быть нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта и т. д. Если соответствующие последствияяне наступают или отсутствует угроза их наступления, то такие деяния нельзя рассматривать как преступления против общественной безопасности, а в некоторых случаях и вообще как преступления. В свою очередь без причинения вреда личности, материальным ценностям и т.п. не может быть нарушения общественной безопасности как социального бла-
га, выступающего в качестве предмета соответствующих отношений. Исключением в этом плане является лишь умышленное причинение смерти, которое вследствие его специфического характера и прежде всего особой ценности объекта посягательства требует самостоятельной оценки.
Третьим составным элементом объекта преступлений против общественной безопасности является социальная связь (взаимные права и обязанности, реализующиеся в соответствующей деятельности) между субъектами по поводу определенного предмета. Социальная связь как содержание отношений есть определенное взаимодействие, определенная взаимосвязь между субъектами и, следовательно, она неразрывно связана с деятельностью людей, поскольку только через нее она может найти свое выражение. Существенными признаками социальной связи являются, во-первых, обязанность определенного поведения соответствующих субъектов, и, во-вторых, общественно полезный характер деятельности. В отношениях общественной безопасности совместная деятельность людей направлена на создание системы безопасности общества, обеспечение безопасных условий его жизнедеятельности, которые бы позволили беспрепятственно реализовать свой положительный потенциал составляющим элементам общества.
В. П. Тихий, отмечая основную характерную особенность социальной связи в отношениях общественной безопасности, формулирует ее как "определенный защитный механизм интересов общества и правоохраняемых интересов граждан"^. Соглашаясь в целом с таким подходом, мы не можем не отметить необоснованно зауженных границ источника опасности, для защиты от которого собственно и создается названный механизм. По нашему мнению в преступлениях против общественной безопасности источником опасности для общества выступают не только общеопасные источники (транспорт, оружие и т. д,), но и поведение людей, обусловленное нарушением общих правил безопасности, соблюдение которых является обязанностью каждого члена общества.
Повышено - опасные свойства общеопасных предметов и отдельных видов производств, а также человеческого поведения, вытекающего из факта нарушения установленных обществом мер предосторожности, вынуждают его к актуализации особых позитивных форм совместной деятельности людей по созданию системы безопасности общества. Причинение ущерба отношениям общественной безопасности осуществляется путем нарушения указанной деятельности и, соответственно, разрыва или изменения социальной связи.
^ См: Коробеев А, И. Транспортные преступления Владивосток 1992. С. 47.
^ См • Тихий В. П. Указанная работа. С. 15.
21



ОГЛАВЛЕНИЕ