ОГЛАВЛЕНИЕ

Проблема применения норм права о мерах пресечения в процессе международного сотрудничества по уголовным делам
Общие вопросы
Проблема применения права в процессе международного сотрудничества по уголовным делам актуальна в связи с разрастанием международной и национальной уголовной преступности. Процессуальная характеристика интернационального правового сотрудничества по уголовным делам на договорной основе и в порядке международной вежливости и взаимности включает: цели и задачи, понятие и основные направления такого сотрудничества; стандарты, принципы, нормы, прецеденты, обыкновения в процессе оказания правовой помощи; объекты юрисдикции взаи-
-529-
модействующих государств; пределы взаимных обязательств сторон при сотрудничестве; составляющие предмета международной помощи (уголовное преследование, защита; следственные действия; меры пресечения; розыск, задержание и выдача преступников, их этапирование; иные меры процессуального принуждения, сопряженные с выдачей преступников; информационное обеспечение выдачи и других мер принуждения; юридическая природа и содержание правоотношений при сотрудничестве; правовые формы и механизмы правовой помощи).
Правовые основы международного сотрудничества устанавливаются международным и национальным правом. Основными формами международного права являются многосторонние и двусторонние договоры (конвенции, протоколы, соглашения) о международной борьбе с преступностью, о выдаче преступников, правовой помощи по уголовным делам; международные акты о правах и свободах человека и гражданина; Устав Интерпол; международные соглашения правоохранительных органов различных государств о борьбе с преступлениями, ее информационном, криминалистическом, оперативно-розыскном, научно-техническом и правовом обеспечении. Правовые основы международного сотрудничества урегулированы в России: Конституцией Российской Федерации; отдельными нормами УК, УПК, законодательства о прокуратуре, оперативно-розыскной деятельности, другими федеральными законами и подзаконными актами правоохранительных министерств и ведомств.
Вопросы выдачи преступников урегулированы Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, которая заключена 10 государствами — членами Содружества Независимых Государств в Минске 22 января 1993 г., а также двусторонними договорами о правовой помощи между СССР и странами Восточной Европы и рядом других иностранных государств. Российской Федерацией заключены двусторонние договоры о правовой помощи с республиками Кыргызстан, Азербайджан и др. В тех случаях, когда между Рос-
-530-
сийской Федерацией и иностранным государством нет договора о правовой помощи или о выдаче, вопросы международного сотрудничества решаются на основе принципов международного права в порядке международной вежливости и взаимности.
В международном праве под экстрадицией понимают выдачу лица, совершившего международное или иное уголовное преступление, для привлечения его к уголовной ответственности или исполнения вынесенного судом приговора в отношении выданного лица. Основу института выдачи составляет принцип "ant dedere aut judicare" (лицо, совершившее преступление, должно понести суровое наказание в стране, где оно было задержано, либо в стране совершения преступления, либо в стране, в наибольшей степени пострадавшей от преступления). Выдачей принято называть основанный на принципах и нормах международного и национального права акт правовой помощи, состоящий в передаче пре" ступника государству, на территории которого было совершено преступление, либо государству, гражданином которого преступник является, либо государству, которое в наибольшей степени пострадало от преступного деяния. Возможна выдача обвиняемого; подсудимого либо осужденного, приговор в отношении которого вступил в законную силу.
На основе анализа международного права и национального законодательства представляется возможным выделить следующие характерные черты института экстрадиции. Этот институт:
- является комплексным, поскольку в его основе лежит взаимодействие норм двух самостоятельных правовых систем — международного и внутригосударственного права;
- распространяется только на физических лиц, совершивших преступления;
- применяется во взаимоотношениях сотрудничающих государств либо для уголовного преследования лиц, совершивших преступления, либо для применения к ним назначенного судом уголовного наказания;
-531-
- включает в себя не только непосредственную передачу преступника одним государством другому, но и предшествующие акту передачи проверку в процессуальном режиме поводов и оснований для выдачи, задержание и арест преступника (в необходимых случаях и его предварительный розыск);
- устанавливается и реализуется постольку, поскольку конкретные государства как главные субъекты международного права и суверенных образований считают для себя приемлемым использование возможностей данного института в совместной борьбе с международными и национальными преступлениями.
Правовой механизм (порядок) выдачи преступников, установленный международным правом и национальным законодательством взаимодействующих государств, предусматривает:
- основания выдачи и отказа в выдаче преступников;
- процессуальную форму международного требования (просьбы, поручения) о выдаче;
- процедуру проверки поводов и оснований выдачи;
- основания и порядок розыска, задержания и заключения под стражу лиц, подлежащих выдаче;
- процесс передачи выдаваемого лица;
- производство по осуществлению уголовного преследования выданного лица.
Право выдачи преступников является суверенным правом каждого государства. Из этого общего принципиального требования следует недопустимость доставления с территории суверенного государства на территорию другого государства подозреваемых в преступлениях лиц без официального разрешения уполномоченного государством центрального органа юстиции либо с нарушением процедуры выдачи, установленной нормами международного права и национального законодательства.
-532-
Обязанность выдачи (экстрадиции)
Статья 63 Конституции Российской Федерации устанавливает общее правило: "Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления) а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона и международного договора Российской Федерации". По установившейся практике выдача и передача лиц производится не только в соответствии с национальным законодательством и международными договорами, но и на условиях взаимности в рамках международной вежливости. Выдача допускается при совершении лицом преступления, за которое установлено санкцией статьи УК наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года, или более тяжкое. При этом выдача для приведения приговора в исполнение допустима при осуждении за такие преступления к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию.
Отказ в выдаче и отсрочка выдачи
Выдача может не производиться, если лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемой стороны. Это правило закреплено не только в ряде международных договоров, но и в национальном законодательстве. Так, Конституция Российской Федерации в ст. 61 устанавливает: "Гражданин Российской Федерации не может быть... выдан другому государству". Принципа невыдачи собственных граждан придерживается большинство государств. В то же время страны англо-американского права, включая Англию и США, в ряде случаев выдают своих граждан по требованию того государства, на территории которого ими совершено преступление.
Выдача исключается, если преступление, вменяемое данному лицу, подпадает под юрисдикцию государства, в адрес которого направлено требование (просьба) о выдаче. Выдача не допускается за деяния, не признаваемые преступлениями по национальному
-533-
законодательству стороны, которой адресовано требование (просьба) о выдаче. Невозможна выдача, когда лицо преследуется в уголовном порядке из-за его политических взглядов, принадлежности к социальной группе, расе, религии, народности. Выдача не имеет места, если лицу, в отношении которого направлено требование о выдаче, в запрашиваемом государстве предоставлено право политического убежища (ст. 63 Конституции РФ). При наличии обстоятельств, исключающих по национальному законодательству производство по уголовному делу и являющихся основаниями для его прекращения, выдача недопустима.
Если лицо, в отношении которого направлено международное требование о выдаче, привлечено к уголовной ответственности или отбывает наказание за другое преступление на территории запрашиваемого государства, то выдача может быть отсрочена до окончания уголовного преследования, отбывания наказания или освобождения по любому законному основанию.
Решение о выдаче, об отказе в выдаче и об отсрочке выдачи принимается руководителем центрального органа юстиции (в Российской Федерации таким органом является Генеральный прокурор Российской Федерации). При отказе в выдаче и отсрочке выдачи инициатору запроса сообщаются основания отказа в выдаче и отсрочки выдачи.
Международное право предусматривает выдачу на время. Это имеет место, если отсрочка выдачи по основаниям, указанным выше, может повлечь за собой истечение срока давности уголовного преследования или серьезно затруднит расследование (судебное рассмотрение) преступления. Выдача на время обусловливается также обоснованным ходатайством и гарантиями, что выданное лицо будет немедленно возвращено после проведения процессуальных действий) для которых оно выдано, и не позднее трех месяцев со дня выдачи. В обоснованных случаях данный срок может быть продлен по взаимной договоренности сотрудничающих сторон.
В практике возможна коллизия требований о выдаче, например, когда требование о выдаче одного и того же лица в связи
- 534 -
с одним преступлением или в связи с различными преступлениями поступают от нескольких государств. По общему правияу, преступник выдается тому государству, на территории которого им совершено преступление, но в каждом конкретном случае данный вопрос решается центральным органом юстиции запрашиваемого государства.
Пределы уголовного преследования выданного лица
Из смысла международко-правовых норм, устанавливающих пределы уголовного преследования выданного лица, следует, что данное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, осуждено и наказано на территории иностранного государства яишь за то преступление, за которое оно было выдано. За совершенное до выдачи другое преступление лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности или подвергнуто наказанию без согласия запрашиваемой стороны. Однако в тех случаях, когда выданное лицо в течение пятнадцати дней (или одного месяца)' после окончания уголовного преследования (производства), отбытия наказания или освобождения от него по законному основанию не покинет территорию государства (если лицо не содержится под стражей), которому выдано, или если оно туда добровольно возвратится, то не требуется согласия запрашиваемой стороны для привлечения данного лица к уголовной ответственности либо наказания за другое преступление, чем то, за которое оно было выдано. В указанный срок не засчитывается время, в течение которого выданное лицо не могло покинуть территорию государства, которому было выдано, не по своей вине.
Международное требование (просьба) о выдаче
Юридическим фактом, порождающим правоотношения по выдаче, является международное требование (просьба, поручение) о выдаче, процессуальная форма которого должна содержать:
535
- наименование документа, дату, место составления и его номер;
- наименование Генеральной прокуратуры РФ, от которой исходит требование о выдаче;
- номер и наименование уголовного дела;
- указание статей международного договора, предусматривающих основания, процедуру и иные вопросы, связанные с выдачей;
- наименование запрашиваемого центрального учреждения юстиции иностранного государства и просьбу к нему выдать конкретное лицо органам расследования (правосудия) Российской Федерации (при неизвестности места пребывания — и о розыске этого лица);
- фамилию, имя, отчество, год и место рождения, гражданство, место и адрес проживания (нахождения), описание внешности, фотографию и отпечатки пальцев, иные данные о личности человека, подлежащего выдаче;
- описание фактических обстоятельств преступления, вменяемого лицу, подлежащему выдаче, юридическая квалификация преступления в соответствии с уголовным законом, текст этого закона с указанием санкции за преступление;
- указание характера и размера ущерба, причиненного преступлением лица, подлежащего выдаче;
- упоминание о том) что в отношении данного лица вынесено постановление (определение) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и санкционировании меры пресечения в виде ареста прокурором (об избрании меры пресечения судом);
- просьбу сообщить инициатору международного требования о выдаче об аресте подлежащего выдаче лица, а также о месте и времени его передачи;
- наименование органа, должностных лиц, которым поручен прием выдаваемого лица в месте и во время, которое укажет запрашиваемое учреждение иностранного государства;
Международные договоры могут устанавливать и другие сроки.
-536-
˜ подпись должностного лица, составившего международное требование (просьбу) о выдаче, заверенная гербовой печатью Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
К международному требованию о выдаче для осуществления уголовного преследования прилагается заверенная копия постановления (определения) о заключении обвиняемого (подсудимого) под стражу. К требованию о выдаче для приведения приговора в исполнение прилагается заверенная копия приговора с отметкой о вступлении его в законную силу. К требованию о выдаче прилагаются также заверенный текст статьи (статей) уголовного закона, на основании которого лицо привлечено к уголовной ответственности, арестовано, осуждено. Если осужденный отбыл часть наказания, сообщаются данные и об этом. К требованию прилагаются также: данные о гражданстве подлежащего выдаче лица, справка о размере неотбытого срока наказания, если подлежащее выдаче лицо уже отбыло часть срока наказания; розыскной листок с приметами и описанием внешности, фотография и отпечатки пальцев рук (при наличии).
Международное требование о выдаче и приложенные к нему документы составляются на языках государств взаимодействующих сторон, а в странах СНГ — на русском языке.
Прилагаемые к требованию о выдаче документы подписываются должностным лицом, которое составило международное требование о выдаче, и скрепляются гербовой печатью правоохранительного органа, в производстве которого находится уголовное дело. При неполноте сведений запрашиваемое учреждение иностранного государства вправе затребовать дополнительные данные) которые должны быть представлены инициатором требования о выдаче в месячный срок; данный срок по ходатайству инициатора требования о выдаче может быть продлен запрашиваемой стороной еще до одного месяца. Если в установленный срок дополнительные сведения не представлены, то запрашиваемое учреждение иностранного государства освобождает из-под
537
стражи лицо, подлежащее выдаче, если такое лицо разыскано, задержано и заключено под стражу в иностранном государстве.
Сходным порядком оформляется международное требование о выдаче и органами юстиции иностранного государства, когда такое требование направляется в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для решения вопроса о выдаче преступника данному государству.
Процессуальный порядок выдачи преступника
Международное требование (просьба) о выдаче с приложением к нему указанных выше документов и материалов орган расследования (прокурор) через прокурора субъекта Российской Федерации (орган расследования системы МВД РФ — через Следственный комитет МВД РФ) направляет в центральный орган юстиции Российской Федерации, т. е. Генеральному прокурору РФ. Удостоверившись в правомерности и обоснованности международного требования о выдаче, полноте и достоверности приложенных к нему документов. Генеральный прокурор Российской Федерации подписывает ходатайство о выдаче и все материалы направляются в центральный орган юстиции иностранного государства для исполнения. При отсутствии договорных отношений между государствами требование о выдаче и приложенные к нему документы Генеральный прокурор РФ направляет в Министерство иностранных дел Российской Федерации с мотивированным обращением и просьбой организовать по дипломатическим каналам передачу международного требования о выдаче центральному учреждению юстиции иностранного государства для исполнения на условиях взаимности в рамках международной вежливости.
Министерство иностранных дел Российской Федерации передает материалы о выдаче в установленном порядке со своей нотой через российское посольство в иностранном государстве министерству иностранных дел этого государства. При отсутствии оснований для отказа в исполнении международного требования о выдаче на условиях взаимности в рамках международной веж-
-538-
ливости МИД иностранного государства направляет международное требование о выдаче и остальные материалы центральному органу юстиции своего государства для решения вопроса по существу.
До направления международного требования о выдаче в случаях особой срочности Генеральная прокуратура Российской Федерации по почте, телеграфу, радио или телефону (факсу) передает ходатайство о задержании (аресте) лица, подлежащего выдаче иностранным государством. В этом случае требование о выдаче с приложением к нему соответствующих документов и материалов Генеральная прокуратура РФ направляет центральному учреждению юстиции иностранного государства не позднее одного месяца со дня ходатайства о задержании (аресте).
Получив от учреждения юстиции иностранного государства согласие на выдачу преступника, совершившего преступление в России, и уведомление о его задержании (аресте). Генеральная прокуратура РФ направляет соответствующему учреждению МВД РФ поручение о приеме выдаваемого лица в конкретном месте и в конкретное время. Время и место передачи согласовывается с Федеральной пограничной службой РФ. Вместе с поручением в учреждение МВД РФ Генеральной прокуратурой РФ направляется постановление об аресте выдаваемого лица (оно должно быть вынесено органом расследования — инициатором международного требования о выдаче и санкционировано прокурором, который осуществляет надзор за расследованием по делу; при выдаче для привлечения лица к судебной ответственности выносится определение суда о заключении его под стражу). В поручении Генеральной прокуратуры РФ указывается, куда следует направить выдаваемое лицо и за каким конкретно органом расследования (судом) его следует числить.
Поступившее из другого государства в Россию международное требование (просьба) о выдаче преступника рассматривается Генеральным прокурором РФ. Получив международное требование, Генеральная прокуратура РФ проверяет полноту сведений,
-539-
указанных в требовании о выдаче, и наличие необходимых приложений. При неполноте представленных данных Генеральная прокуратура РФ запрашивает центральный орган юстиции иностранного государства о направлении дополнительных сведений^ Генеральная прокуратура РФ поручает соответствующему органу расследования или прокурору проверку в отношении лица, выдача которого требуется, а- также (в случае необходимости) производство розыска, задержания и ареста этого лица. Решение о выдаче принимает Генеральный прокурор РФ после изучения всех материалов о лице, подлежащем выдаче, равно как о совершенном им преступлении.
Подлежащее выдаче .лицо задерживается и заключается под стражу. Постановление об аресте лица, подлежащего выдаче, выносит соответствующий прокурор, которому Генеральной прокуратурой РФ дано поручение об этом. Материально-правовым основанием ареста являются фактические данные, бесспорно свидетельствующие о совершении лицом преступления, влекущего выдачу. Процессуальными основаниями для ареста являются: международное требование иностранного государства о выдаче; заверенная копия постановления (определения) органа уголовного судопроизводства иностранного государства о заключении под стражу лица, подлежащего выдаче (заверенная копия приговора суда к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию); решение Генерального прокурора РФ о выдаче лица центральному органу юстиции иностранного государства; поручение Генеральной прокуратуры РФ соответствующему прокурору произвести арест лица, подлежащего выдаче.
Удостоверившись в личности человека, подлежащего выдаче, а также в объективном наличии материально-правового и процессуальных оснований для его ареста, равно как в отсутствии оснований, исключающих выдачу, орган расследования России выносит постановление о заключении данного лица под стражу в установленном ст. II, 89, 90, 92, 96 УПК РСФСР порядке и вместе с материалами проверки представляет постановление об аресте
-540-
ддд санкционирования прокурору, которому Генеральный прокурор РФ дал поручение о заключении под стражу лица, подлежащего выдаче.
В ситуациях, когда подлежащее выдаче лицо скрывается от органов уголовного судопроизводства, орган расследования России выносит постановление о его розыске и поручает производство розыска криминальной милиции. Криминальная милиция с учетом обстоятельств организует и проводит местный и в необходимых случаях федеральный розыск..При установлении разыскиваемого лица производится его задержание, а затем при наличии оснований — заключение под стражу по постановлению органа расследования, санкционированному прокурором.
Международное право допускает задержание и арест лица до получения международного требования о выдаче. Это имеет место в случаях, не требующих отлагательства. Материально-правовое основание для задержания и ареста в данных случаях то же, что и для ареста по международному требованию о выдаче. Процессуальными основаниями для задержания и ареста до получения международного требования о выдаче являются:
- ходатайство центрального учреждения юстиции иностранного государства о задержании (аресте) до представления международного требования о выдаче. Оно может быть передано центральным учреждением юстиции иностранного государства по почте, телеграфу, телексу, телефону или иным способом в письменной форме, а также по каналам Интерпола. В ходатайстве указывается, что международное требование о выдаче будет представлено дополнительно не позже месячного срока после заявления центральным учреждением юстиции иностранного государства ходатайства о задержании (аресте) преступника;
- постановление (определение) органа уголовного судопроизводства о взятии под стражу (задержании) преступника;
- решение центрального учреждения юстиции Российской Федерации о выдаче. Такое решение Генеральной прокуратурой
-541-
РФ принимается после изучения всех материалов о преступлении и лице, подлежащем выдаче.
Постановление о задержании (аресте) выносит орган расследования, которому поручена эта акция Генеральной прокуратурой РФ; санкционирование данных решений производится прокурором, который получает поручение об этом из Генеральной прокуратуры РФ. О задержании (аресте) немедленно уведомляется Генеральная прокуратура РФ и ею — центральный орган юстиции иностранного государства, заявившего ходатайство о задержании (аресте) преступника. Задержание по ходатайству не может продолжаться свыше 72 часов; арест по ходатайству не может продолжаться свыше одного месяца. При наличии особых условий этот срок может быть продлен Генеральным прокурором РФ до сорока дней. Если международное требование центрального учреждения юстиции иностранного государства о выдаче преступника не поступит в основной (дополнительный) срок, задержанный (арестованный) освобождается из-под стражи. Освобождение из-под стражи производится по указанию Генерального прокурора РФ.
Постановление органа расследования России об аресте лица, подлежащего выдаче иностранному государству, орган расследования направляет в соответствующий следственный изолятор для исполнения, куда препровождается задержанный преступник. Одновременно этому следственному изолятору дается указание об этапировании арестованного в место заключения, указанное Генеральной прокуратурой РФ, если в этом имеется необходимость.
Получив подтверждение центрального органа юстиции иностранного государства об аресте и этапировании подлежащего выдаче лица, Генеральная прокуратура РФ уведомляет центральный орган юстиции иностранного государства о месте и времени передачи данного лица. Место и время передачи предварительно согласовывается Генеральной прокуратурой РФ с МВД РФ и Федеральной пограничной службой РФ. Передача производится представителем МВД РФ через контрольно-пропускной пункт
-542-
Государственной границы РФ, что оформляется протоколом. При передаче лица присутствуют представители прокуратуры и Федеральной пограничной службы РФ. Уведомление о состоявшейся передаче лица с приложением копии протокола о передаче немедленно направляется в Генеральную прокуратуру РФ, МВД РФ и Федеральную пограничную службу РФ. Подлинник протокола о передаче остается у представителя МВД РФ, производившего передачу преступника.
Лицо, взятое под стражу для выдачи, содержится в пункте выдачи не более 15 суток после обусловленной даты передачи представителям иностранного государства. Если в течение этого срока представители иностранного государства не примут подлежащее выдаче лицо, то оно по указанию Генеральной прокуратуры РФ должно быть освобождено из-под стражи. По просьбе центрального органа юстиции иностранного государства данный срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней (международными договорами в ряде случаев устанавливаются и более длительные сроки).
Взаимодействующие центральные органы юстиции иностранных государств уведомляют друг друга о результатах производства по уголовному делу о преступлении выданного лица. По просьбе высылаются копии окончательных решений по уголовному делу (приговора, постановления или определения о прекращении уголовного дела). Органы расследования (суды) России такие уведомления направляют через Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
Транзитная перевозка лиц, находящихся под стражей
Международное право регулирует институт транзитной перевозки лиц, находящихся под стражей на территории иностранных государств. Правовая природа транзитной перевозки находящихся под стражей лиц включает следующие основные положения:
1. Допускается транзитная перевозка только тех находящихся под стражей лиц, выдача которых возможна в соответствии
-543-
с международным и национальным законодательством государств, вступающих в правоотношения по поводу выдачи данных лиц и их транзитной перевозки.
2. Транзитной перевозке лиц предшествует договоренность между центральными органами юстиции двух заитересованных государств о их выдаче.
3. Государство как субъект международного права реализует данный институт в качестве стороны, которая:
а) пропускает через свою территорию находящихся под стражей лиц, перевозимых транзитом (например, Россия пропускает через свою территорию арестованных, перевозимых транзитом в порядке выдачи из Украины в Республику Казахстан);
б) в порядке выдачи третьему государству отправляет арестованного транзитом через промежуточную страну (промежуточные страны) (например, Россия в порядке выдачи отправляет арестованного транзитом через Грузию в Армению, через Республику Беларусь и Польшу — в Германию);
в) в порядке выдачи принимает направленного третьим государством арестованного, перевозимого транзитом через промежуточную страну (например, Россия принимает в порядке выдачи ей Румынией арестованного, перевозимого транзитом через Молдову и Украину).
4. Непосредственным юридическим фактом, порождающим правоотношения сторон по транзитной перевозке находящегося под стражей лица, является ходатайство центрального органа юстиции государства, инициирующего выдачу этого лица.
5. Международное ходатайство о разрешении транзитной перевозки находящегося под стражей лица оформляется, направляется и рассматривается взаимодействующими сторонами в том же порядке, что и международное требование о выдаче.
6. Наиболее целесообразный способ, маршрут и иные условия транзитной перевозки определяются государствами, через территорию которых следует находящееся под стражей лицо.
-544-
Данные вопросы могут разрешаться и по согласованию взаимодействующих сторон.
7. Расходы, связанные с транзитной перевозкой, несет государство, обратившееся с ходатайством о такой перевозке.
Международное требование о транзитной перевозке находящегося под стражей лица через территорию России в другое государство принимает Генеральная прокуратура РФ, рассматривает по существу и при положительном разрешении направляет его для исполнения в МВД РФ. По делам, находящимся в их производстве, органы расследования и суды вправе направлять международные требования о транзитной перевозке свидетелей, содержащихся под стражей в других странах, а также обвиняемых, подсудимых при их выдаче; такие международные требования направляются через Генеральную прокуратуру РФ.
Международное поручение о доставке лица, находящегося под стражей
Если возникает необходимость в непосредственном допросе лица, содержащегося под стражей на территории другого государства, орган расследования (суд), в производстве которого находится уголовное дело, направляет в Генеральную прокуратуру РФ международное поручение о доставке этого лица. Процессуальная форма данного документа должна содержать:
- наименование документа ("Международное поручение о доставке свидетеля, находящегося под стражей");
- дату, место составления поручения и его номер;
- наименование Генеральной прокуратуры Российской Федерации, от которой исходит международное поручение;
- указание статьи международного договора, в соответствии с которой заявлено международное поручение о доставке содержащегося под стражей свидетеля;
- наименование центрального органа юстиции иностранного государства, к которому обращено международное поручение о доставке свидетеля, содержащегося под стражей;
-545-
- просьбу доставить свидетеля к конкретному сроку и в конкретное место России;
- фамилию, имя, отчество и другие данные о личности свидетеля, содержащегося под стражей на территории запрашиваемого государства;
- указание оснований доставки арестованного свидетеля (для допроса в качестве свидетеля по делу; изложение существа дела);
- наименование места содержания под стражей, в котором содержится свидетель; адрес места содержания под стражей;
- гарантии содержания под стражей в России свидетеля и его немедленного возвращения для передачи соответствующему учреждению запрашиваемого государства;
˜ просьбу сообщить, когда и в каком месте свидетель может быть передан компетентным органам России;
- наименование органа и должностных лиц, которым поручено в России произвести прием свидетеля;
- подпись должностного лица Генеральной прокуратуры РФ, составившего международное поручение о доставке свидетеля, находящегося под стражей в запрашиваемом государстве;
- оттиск гербовой печати Генеральной прокуратуры российской федерации.
Международное поручение направляется органом расследования (судом) России в Генеральную прокуратуру РФ. Проверив, что основания для доставки арестованного на территории иностранного государства свидетеля имеются, Генеральная прокуратура РФ направляет международное поручение центральному органу юстиции иностранного государства с обращением об исполнении. При отсутствии договорных отношений между Россией и иностранным государством данное международное поручение направляется для исполнения по дипломатическим каналам.
Доставка свидетеля осуществляется по правилам, регламентирующим выдачу преступника. Доставленное лицо в соответствии с постановлением российского органа расследования, санк-
-546-
ционированным надзирающим прокурором (решением суда), содержится под стражей. После допроса и выполнения иных следственных (судебных) действий с его участием это лицо немедленно препровождается обратно.
Направление за границу идя допроса лиц, содержащихся под стражей на территории России, осуществляется в соответствии с международными поручениями центральных органов юстиции иностранных государств, которые исполняются органами расследования и МВД РФ в соответствии с указаниями Генерального прокурора РФ в том же порядке, как и международные поручения (требования) о выдаче преступников.
* Л -je
В Российской Федерации не завершен процесс создания правовой базы для международного сотрудничества в борьбе с преступностью, с большинством иностранных государств не заключены договоры о правовой помощи по уголовным делам и договоры о выдаче преступников. Необходимо присоединение России к европейским и другим международным конвенциям о выдаче преступников и о правовой помощи. Необходимо издание федерального закона о международной правовой помощи по уголовным делам, дополнение УПК разделом: "Производство по уголовным делам в международных отношениях" (с включением в этот раздел норм о мерах пресечения, выдаче преступников, их транзитной перевозке, о доставке лиц, находящихся под стражей, и т. п.). В указанных законодательных актах и при заключении двусторонних международных договоров следовало бы предусмотреть: пределы неприкосновенности физических лиц, вовлекаемых в орбиту международного сотрудничества; допустимость под контролем центральных органов юстиции прямых контактов между правоохранительными органами и органами правосудия взаимодействующих государств; форму, содержание и юридическую силу международных процессуальных поручений (требований) о правовой помощи при выдаче, применении мер пресечения и принятии иных процессуальных актов; процессуальный ме-
-547-
ханизм сотрудничества при выдаче и применении иных мер процессуального принуждения; процессуальные полномочия субъектов уголовного судопроизводства, осуществляющих сотрудничество по уголовным делам; осуществление защиты лиц, попадающих в орбиту международного правового сотрудничества по уголовным делам (в том числе выдаваемых лиц и лиц, выдаваемых для допроса).



ОГЛАВЛЕНИЕ