ОГЛАВЛЕНИЕ

осин в. в., зам. заведующего лабораторией НИИ МВД, кандидат юридических наук
Преступные доходы: проблемы и решения
Действующее уголовное законодательство по тяжким преступлениям предусматривает принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося личной собственностью осужденного. Кроме того, по всем преступлениям подлежат обращению в доход государства деньги и иные ценности, нажитые преступным путем.
О размерах преступных доходов свидетельствуют различные экспертные оценки.
Так, доходы, получаемые организованными преступными группировками, исчисляются в триллионах рублей. Примерно 60—80% их приходится на наличный оборот.
Начиная с 1992 г. из России «убегает» за границу по одному миллиарду долларов в месяц.
Хищения и рэкет со стороны частных лиц, вымогательство со стороны представителей правоохранительных и контролирующих органов, незаконные действия властей — вся эта деятельность служит преступному обогащению.
Организованная преступность путем шантажа, физического и психического насилия установила контроль над десятками тысяч хозяйствующих субъектов, с которых получает миллиарды наличными.
Между тем правоохранительная практика свидетельствует о том, что выявляется лишь незначительная часть совершаемых преступлений. Например, преступления, связанные с дачей и получением взятки, в 90% случаев являются латентными, т.е. об их совершении правоохранительные органы информации не получают, а следовательно, никакого расследования не проводят. Подобная ситуация имеет место и по фактам о вымога-
тельстве. Поэтому огромная доля преступных доходов находится вне ноля деятельности правоохранительных органов.
Анализ практики но противодействию, получению и использованию преступных доходов свидетельствует о том, что и эта работа проводится не всегда эффективно.
Прежде всего обращает па себя внимание то обстоятельство, что на стадии возбуждения уголовного дела у подозреваемых изымаются огромные материальные средства, а судами конфискуется лишь малая доля этого имущества.
Так, но выборочным данным о результатах борьбы только с организованными преступными 1руппами, в первом полугодии 1995 г. было изъято материальных ценностей на общую сумму более 160 миллиардов рублей, однако, согласно исполнительным документам по всем уголовным делам, а не только по тем, что были рассмотрены в отношении организованных групп, было конфисковано имущества в доход государства лини. на сумму более 5 миллиардов рублей.
Такие выборочные данные позволяют судить о мизерном обращении в доход государства даже того имущества, что удалось изъять у преступников.
Не может не вызывать тревогу и то обстоятельство, что по составам, где конфискация имущества предусматривалась в обязательном порядке, фактическое применение ее не превышаю 65% в 1993 и 1994 гг.
Таким образом, предусмотренные законом правовые меры в виде конфискации имущества (ст. 35 УК РСФСР) и обращения в доход государства денег и иных ценностей, нажитых преступным путем (п, 4 ст. 86 УПК РСФСР), не используются надлежащим образом. Поэтому криминальная экономическая база не испытывает никакого воздействия на нее со стороны государства. Ее мощь позволяет организованной преступности как заботиться о тех, кто отбывает наказание, и их родственниках, так и оплачивать услуги киллеров, государственных служащих и т.п.
Дня того чтобы бороться с преступностью в современных условиях, мало только осуществлять профилактику и выявлять деяния, осуждать тех, кто их совершает. Необходимы комплексные меры, способные существенно подорвать криминальную экономику. В этой связи представляется необходимым прежде всего
использовать более эффективно действующие правовые меры, препятствующие производству преступных доходов.
Прежде всего следует сделать открытыми и доступными для общества сведения не только о количестве налагаемых арестов на имущество, но и об исчислении в рублях такого имущества.
Отдельной строкой в отчетах должна указываться общая сумма конфискованного имущества по приговору суда, а также деньги и иные ценности, нажитые преступным путем, обращенные в доход государства. Только в этом случае устранится путаница в том, что же реально изымается и что реально обращается в доход государства.
Кроме того, надлежащий учет всех преступных доходов, попавших в поле зрения правоохранительных органов, позволит исключить многочисленные злоупотребления с этим имуществом со стороны тех лиц, которым поручено его хранение, реализация и обращение в доход государства, т.е. существенно сократится разворовывание того, что подлежит обращению в доход государства.
Случаи неназначения конфискации по делам, где такая мера обязательна, должны быть r поле зрения Верховного Суда России, и по таким фактам должны приниматься соответствующие решения.
Верховный Суд России мог бы изучить право-применительную практику, связанную с конфискацией имущества и обращением в доход государства денег и иных ценностей, нажитых преступным путем, и дать руководящие разъяснения судам по этому вопросу.
Учитывая, что значительное число уголовных дел прекращается но различным реабилитирующим и нереабилитирующим основаниям, требует законодательного разрешения вопрос о том, как же поступать с имуществом, которое подлежит конфискации,
Представляется, что в тех случаях, когда к лицу не применяется лишение свободы либо дело прекращается вследствие акта амнистии, помилования или в отношении умершего, конфискация должна проводиться всегда, когда эта мера содержится в качестве обязательной для ее применения.
Гуманное отношение к лицам, совершившим преступления, вовсе не означает, что государство в лице его налогопла-
тельщиков должно проявлять «гуманизм» и в отношении доходов криминального производства.
Однако, учитывая огромную латентность преступлений, связанных с хищением, вымогательством и должностными преступлениями, основная масса средств, аккумулируемых в руках преступников, будет длительное время оставаться вне сфер влияния сложившейся правоохранительной системы. Необходимо радикально менять систему деятельности правоохранительных и судебных органов, чтобы процент латентнос-ти преступлений хотя бы понизить на несколько единиц.
Рыночная экономика требует и соответствующих ей правоохранительных и судебных органов, способных сдерживать и контролировать средства от криминальной деятельности.
В странах, где осознали малоэффективность борьбы с криминальными доходами путем традиционных мер — конфискацией и обращением в доход государства денег и ценностей, нажитых преступным путем, были приняты необходимые законы, противодействующие использованию преступных доходов, а также созданы специальные подразделения, осуществляющие такую работу.
Учитывая, что и в России появились группировки, специализирующиеся на придании правомерного вида источникам и природе происхождения доходов, полученных в результате совершения преступлений, в октябре 1994 г. по распоряжению Президента России была создана Межведомственная рабочая группа, которая подготовила проект федерального закона «Об ответственности за легализацию (отмывание) преступных доходов».
Этим законом предлагается установить дополнительные требования по идентификации участников финансовых операций, их регистрации, хранению документации о финансовых операциях.
В обязанность банковских и иных учреждений, осуществляющих финансовые операции, при наличии признаков незаконности происхождения денежных средств или имущества юридических и физических лиц вменяется сообщать об этом правомочному органу.
За деяния, способствующие легализации преступных доходов, предлагается ввести административную ответственность.
Преступными с применением соответствующих мер уголовной ответственности считаются: умышленные действия,
напрааленные на легализацию преступных доходов; умышленное искажение в документах бухгалтерского учета и отчетности сведений о хозяйственной или финансовой деятельности.
Законопроектом определена компетенция и разграничены предметы ведения правоохранительных и контролирующих органов по борьбе с легализацией преступных доходов, предусмотрены меры международного сотрудничества в этой работе.
Концепция и проект закона «Об ответственности за легализацию (отмывание) преступных доходов» были доложены делегацией Российской Федерации на конференции стран — членов Совета Европы по проблеме отмывания денег в странах с переходной экономикой (Страсбург, 29 ноября — 1 декабря 1994 г.) и получили позитивную оценку. Законопроект прошел международную экспертизу в Специальной группе по принятию финансовых мер для борьбы с отмыванием денег (группе ФАТФ).
Таким образом, подготовлен надлежащий закон, который способен стать юридической базой для участия не только правоохранительных, но и финансовых структур России в борьбе с преступным доходом. Остается только надеяться, что депутаты Госдумы наконец-то получат законопроект для рассмотрения и в России начнется действенная и наступательная борьба против использования доходов, полученных от криминального предпринимательства.
Учитывая мировой опыт противодействия преступным доходам, необходимо максимально использовать сотрудничество с международными организациями и отдельными странами.
Целесообразно сотрудничество с Группой международных финансовых действий (ГДФИ), эксперты которой разрабатывают рекомендации по предотвращению использования банков и финансовых институтов для отмывання денег.
Конкретные рекомендации ГАФИ необходимо использовать и для развития национального законодательства и расширения международного сотрудничества в области борьбы с отмыванием денег.
Заслуживают внимания предложения о сотрудничестве с Францией и Австрией в этой области.
В январе 1990 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между МВД СССР и федеральным министром внутрен-
них дел Австрийской Республики в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью.
В статье этого соглашения, в частности, отмечается сотрудничество по следующим направлениям:
—обмен оперативной информацией, представляющей взаимный интерес;
—обмен научными методиками, технологиями и результатами экспертных исследований;
—обмен сотрудниками и экспертами по согласованию; —обмен оперативной информацией, связанной с деятельностью организованных преступных сообществ, и в случае необходимости — направление сотрудников для проведения совместных мероприятий;
— проведение совместных мероприятий для предотвращения поступления в оборот денег, получаемых в результате преступной деятельности.
Таким образом, для сотрудничества с Австрией в деле противодействия использованию доходов от криминального предпринимательства не просто имеются намерения, но уже длительное время существует правовая основа, которую необходимо максимально использовать в борьбе с этим социальным злом.
Без максимального использования международного сотрудничества в борьбе с преступными доходами эта работа будет столь же малоэффективной, как и борьба с отдельными видами преступлений. Только международное сотрудничество способно нанести серьезный вред криминальной экономике, сделать менее привлекательными доходы от преступной деятельности.
Кроме того, использование международных отношений позволяет России даже при отсутствии в национальном законодательстве правовых норм, противодействующих использованию криминальных доходов, бороться с этим явлением с помощью правовых и организационных мер тех стран, с которыми такие соглашения имеются.
Например, используя национальное законодательство Австрии об ответственности за отмывание преступных доходов (§165 УК Австрии) и за членство в преступной организации (§278 УК Австрии), а также взаимодействие с отделом по борьбе с организованной преступностью и отмыванием денег (ЭДОК), можно выявлять лиц, которые, совершив преступле-
310
ния в России, размещают преступные доходы в банках Австрии или скупают на них движимое и недвижимое имущество.
Служба ЭДОК, работающая в структуре министерства внутренних дел Австрии, имеет самые широкие полномочия по контролю за отмыванием денег на территории Австрии.
В соответствии с банковским законодательством все банки и кредитные учреждения обязаны сообщать в ЭДОК сведения обо всех подозрительных сделках. Для этих целей в каждом банке имеется специальный служащий, а в службе ЭДОК круглосуточно такая информация принимается дежурной частью.
Обо всех подозрительных сделках в ЭДОК обязаны сообщить и сотрудники национального банка и Минфина Австрии. Они имеют контролирующие функции и могут также знать о фактах отмывания денег.
Сотрудниками ЭДОК на сутки может быть задержано исполнение подозрительной сделки, а при необходимости и проведена проверка но факту отмывания денег.
Если подтвердятся подозрения в том, что имеет место отмывание денег, то через прокурора получается санкция у судебного следователя на проведение обыска и получение данных по счетам в банках.
Если служащий банка знает, что содействует отмыванию денег, то он привлекается к уголовной ответственности за соучастие в отмывании преступных доходов, если же отмывание денег произошло по его небрежности, то в этом случае наступает дисциплинарная ответственность.
Специальной службой, созданной при Минфине Австрии, будет особенно тщательно контролироваться банк, в котором установлен факт отмывания денег.
Для того чтобы наступила ответственность за легализацию преступных доходов, необходимы два условия:
— наличие доказательств, подтверждающих совершение деяния, предусмотренного уголовным законом;
—наличие сведений о деянии, характерном для легализации (отмывания) доходов, полученных в ходе совершения преступлений.
Например, при попытке обменять американские доллары на австрийские шиллинги в Вене были задержаны 1раждане из Китая.
Основанием послужил специфический запах, издаваемый купюрами.
яроверка по Интериолу позволила в короткий срок установить, что эти деньги были похищены во время бандитского налета на банк в Гонконге. Всего было похищено более 28 миллионов долларов.
Дальнейшим расследованием было установлено, что в течение трех лет доллары хранились в сырой земле, поэтому приобрели специфический запах. Попытка отбить запах путем опрыскивания их различными растворами к успеху не привела. Тогда и были наняты два китайца, которым предлагали за 10% от общей суммы награбленного осуществить обмен долларов в странах Европы.
С этой целью они прибыли в Голландию, затем в Швейцарию и Германию, где успели совершить обмен купюр.
Только в Вене удалось прервать успешную легализацию долларов, добытых бандитским налетом, и осудить тех лиц, что пытались их ввести в легальную экономику.
Для того чтобы противодействие использованию в Австрии криминальных доходов, добытых в ходе совершения преступлений на территории России, могло осуществляться, требуется активизировать работу по тем запросам, что были направлены из Австрии о подозрительных сделках, а также сделать анализ всей оперативной информации о лицах, использующих банки Австрии для отмывания преступных доходов. Полученные сведения необходимо использовать для привлечения к уголовной ответственности по законам Австрии за сокрытие источников происхождения денег, при наличии подозрений об их криминальном происхождении, т. е. за легализацию (отмывание) преступных доходов.
Желание сотрудников ЭДОК выполнить такую работу необходимо поддержать, поскольку в короткий срок можно выработать необходимый механизм противодействия вывозу и размещению криминальных капиталов за границей.
Опыт, приобретенный в ходе такой работы, позволит осуществить подобные расследования и в других странах, чьи банки наиболее часто используются для отмывания преступных доходов, полученных в России.
Тем самым уже сейчас имеются необходимые условия для противодействия использованию преступных доходов и конфискации обнаруженных денег и иных ценностей.
312
Известно, что значительное число граждан сумели не только вывезти награбленное в России имущество за границу, но и получить зарубежное гражданство, надеясь тем самым уклониться от наказания за содеянное в России.
Однако при противодействии использованию номинальных доходов в рамках международных соглашений преступников ждет уголовное наказание, где бы они ни находились, и смена гражданства даже ухудшает их шансы на уклонение от уголовной ответственности.
Характерным примером в этом является расследование уголовного дела в отношении бывших граждан России А. и Б„ которые путем мошеннических сделок с нефтепродуктами завладели 15 млн долларов и перевели их на счет фиктивной фирмы в Австрию.
Партнеры по бизнесу А. и Б. в Швейцарии возбудили уголовное дело по факту мошенничества. Однако, пока длилось расследование преступления, А. и Б. сумели не только обосноваться в Австрии, но и получили ее гражданство. Поэтому, когда встал вопрос об их выдаче, возникли затруднения, поскольку по законодательству выдача граждан Австрии для осуждения в другой стране запрещена. Возникшая проблема была очень просто разрешена, Суд Австрии принял все материалы к своему рассмотрению, и подсудимые были бы осуждены, однако их адвокат заявил, что в России была амнистия и его подзащитные должны быть освобождены от уголовной ответственности.
Сотрудники ЭДОК направили в Россию поручение о том, какие были амнистии в России с 1991 г. и освобождают ли они от ответственности лиц, осуждаемых за мошенничество.
Уже более семи месяцев сотрудники ЭДОК и суд ожидают ответа. От решения этого вопроса зависит, получат ли мошенники причитающиеся им по закону Австрии 8 лет лишения свободы за мошеннические действия, а также получит ли Россия похищенные у нее 12 млн долларов, которые арестованы судебным следователем.
Очевидно, путь, по которому передается поручение из Австрии в Россию и обратно, столь громоздок и проходит через руки такого числа служащих, что и семи месяцев не хватает на его исполнение.
Анализ исполнения международных поручений свидетельствует о том, что подобные сроки являются обычной практи-
313
кой. Нередко ответ доходит до следователя и суда через год и полтора.
Если хотим реально бороться с преступностью, используя международные соглашения, такой порядок организации исполнения поручений следует ломать.
Представляется, что сведения об амнистии могут исполняться сотрудниками криминальных подразделений непосредственно и по факсу в течение суток доходить до адресата.
Таким образом, противодействие криминальным доходам посредством надлежащего учета конфискованного имущества и обращаемых в доход государства денег и иных ценностей, нажитых преступным путем; совершенствования национального законодательства, а также использования международных соглашений и национального законодательства зарубежных стран способно не только решающим образом повлиять на сложившуюся систему малоэффективных мер борьбы с преступностью, но и оказать существенное влияние на криминальное предпринимательство.



ОГЛАВЛЕНИЕ