ОГЛАВЛЕНИЕ

ЯБЛОКОВ Н. П.. зав. кафедрой криминалистики юридического факультета МГУ, доктор юридических наук, профессор
Некоторые криминалистические проблемы борьбы с организованной преступностью в
сфере экономики ^^˜" •^^"•"•—-••- '
В отличие от методики расследования подавляющего большинства видов преступлений, методика расследования криминальной деятельности организованных преступных групп, и особенно в сфере экономики, имеет несколько видов и уровней. Так, в ней можно выделить:
— методику доследственного оперативно-розыскного собирания и накопления разведывательной информации о преступной деятельности организованных преступных групп, позволяющую своевременно начать расследование на основе выявленных данных;
— методику расследования указанной деятельности. В зарубежной практике борьбы с преступностью часто выделяют и методику разгрома (уничтожения) организованного преступного сообщества. Безусловно, одной из задач методики борьбы с такими преступными сообществами является и создание всех условий для прекращения их существования. Представляется, без этого задачи борьбы с преступностью не могут считаться выполненными полностью. Однако вряд ли целесообразно выделять самостоятельную методику разгрома организованных преступных групп. Самостоятельное существование такой методики в современных российских условиях может привести к неоправданным силовым эксцессам и нарушениям законности.
Естественно, задачу прекращения преступной деятельности отмеченных криминальных групп необходимо решать законными средствами в рамках указанных двух методик (оперативно-розыскной и следственной). Обе первые методики могут быть общими для раскрытия
168
и расследования любой организованной преступной деятельности и частными — нацеленными на раскрытие и расследование подобной деятельности в разных сферах жизни.
Организованная преступная деятельность, особенно в сфере экономики, тщательно и длительно готовится, разнообразно маскируется, имеет весьма высокий профессионально-криминальный уровень, умело использует все прорехи и дыры в нормативно-правовом обеспечении экономической деятельности и организационно-исполнительской и контрольной функциях финансово-хозяйственных органов, поэтому выявить такую преступную деятельность, ее основную направленность, состав криминальной группы и создать надлежащую доказательственную базу для расследования очень сложно. Во всяком случае, уголовно-нроцессуальные методы, как показывает следственная практика, для выявления подобных преступных организаций и собирания данных об их криминальной деятельности обычно являются малоэффективными. В этой связи существенно повышается роль методики оперативно-розыскного собирания соответствующей информации в деле борьбы с организованной преступностью, в том числе и в сфере экономики.
Однако изучение практики борьбы с указанной преступностью показывает, что далеко не все оперативно-розыскные работники обладают достаточно хорошими знаниями всех особенностей разных видов экономической деятельности и методами выявления в ней признаков преступления. В их разведывательной работе не всегда используются современные технические средства, норой технически и тактически неумело применяется такая техника. Нередко страдают аналитическая и прогностическая стороны деятельности оперативно-розыскных сотрудников, осуществляющих собирание оперативно-розыскной информации, — следовательно, и качество стратегических выводив, делаемых на указанной основе. Между тем именно логически выверенный анализ собранной оперативно-розыскной информации и позволяет успешно решать многие оперативно-тактические задачи в борьбе с организованными преступными сообществами.
Имеются недостатки в работе с осведомителями и в деле внедрения в организованные преступные группы негласных оперативно-розыскных сотрудников. В розыскной работе не всегда тщательно продумываются оперативные операции и
комбинации, а поэтому они порой оказываются неэффективными, не имеющими и" ^„^—-- ^ стратегического
^^— жР
fF••'
имеющими ни тактического,
ными, не значения.
К сожалению, как справедливо отмечается в литературе, далеко не все оперативно-розыскные работники подготовлены к ведению стратегической разведки, как того требует организованная преступная деятельность, и особенно в сфере экономики (1).
Вместе с тем есть и причины, которые объективно мешают органам дознания требовать и изучать документацию в кредитно-банковских организациях без их согласия. Так, новая, как и старая, редакция Закона РФ «О банках и банковской деятельности в России», введенная в действие с 10 февраля 1996 г., своей 26-й статьей «Банковская тайна» практически полностью исключает возможность получения оперативно-розыскными органами в коммерческих банках в процессе оперативной разработки какой-либо информации по операциям и счетам юридических лиц и граждан. Даже аудиторские фирмы не имеют права предоставлять такую информацию указанным органам без добровольного согласия руководства банка.
нительных экон долг.
Правом получения отмеченной информации обладают лишь органы расследования по возбужденным уголовным делам. Но каким образом можно возбуждать такие уголовные дела, если нет достаточно надежной документальной информации оперативно-розыскного характера? Без предварительной проверки прохождения денег и документов через коммерческие банки получить необходимый материал для возбуждения уголовного дела невозможно. Получается замкнутый круг, лишающий оперативно-розыскные подразделения правоохранительных органов, борющихся о преступлениями в сфере экономики, возможности исполнять свой конституционный
И что удивительно: прежняя редакция Закона РФ «О банках и банковской деятельности в России», также не позволявшая оперативно-розыскным органам МВД знакомиться с банковскими документами до возбуждения уголовного дела, справедливо критиковалась учеными и практиками. При этом отмечалось его противоречие ст. 109, 117, 118 УПК РСФСР и ст. 10, II Закона РСФСР «О милиции». Статья 26 новой редакции указанного закона опять сохранила эти противоречия.
170
Для своевременного начала и успеха расследования экономических преступлений, совершенных организованными преступными группами, очень важно вовремя передать следствию накопленную оперативно-розыскную информацию, достаточную для возбуждения уголовного дела. В свою очередь чрезмерное затягивание с передачей такой информации следственным органам зачастую приводит к утрате отдельных документов и других объектов, могущих стать вещественными доказательствами, потере некоторых свидетелей и т.п. Задержка же с началом расследования порой не позволяет раскрыть преступление.
Следовательно, оперативно-розыскные сотрудники в ходе своей деятельности должны уметь определять наиболее выгодные моменты для передачи следователям накопленной ими розыскной информации и оценивать ее с точки зрения достаточности для принятия соответствующих процессуальных решений. К сожалению, не все оперативно-розыскные работники обладают такими навыками.
Как показывает следственная практика, в правильном определении оперативно-розыскными работниками указанного момента могут помочь контактирующие с ними на стадии реализации оперативных материалов следователи или прокуроры, осуществляющие надзор за оперативно-розыскной деятельностью. Но для этого необходимо решить ряд организационных вопросов, позволяющих следователям должным образом взаимодействовать с оперативными работниками в процессе документирования организованной преступной деятельности в сфере экономики.
В то же время необходимо исключить случаи отказа прокурорам со стороны руководства оперативно-розыскных органов при необходимости в соответствии с законом «Об оперативно-розыскной деятельности» осуществлять проверку дел оперативно-розыскного учета. Между тем в надзорной практике прокуратуры такие случаи имеют место.
Важным условием успешной розыскной работы при разработке деятельности организованных преступных групп является обеспечение четкого взаимодействия оперативно-розыскных служб, специализирующихся на борьбе с организованной преступной деятельностью (пока активно действующих лишь в структуре МВД и Федеральной службе безопасности) между собой, а также с подразделениями криминальной милиции
(уголовного розыска и службы борьбы с экономической преступностью), с розыскными подразделениями налоговой полиции, таможенной службы, а также мест лишения свободы.
К сожалению, неполная договоренность о порядке и времени совместных действий при отдельных оперативных мероприятиях по собиранию разведывательной информации, параллелизм действий, несвоевременный обмен полученной информацией или отсутствие такового, непродуманная торопливость с односторонней реализацией добытой информации и другие факты несогласованности указанной деятельности нередко затрудняют дальнейшее собирание разведывательной информации, задерживают начало расследования или практически делают его бесперспективным.
В настоящее время чаще всего такого рода организационно и тактически несогласованные оперативные мероприятия допускаются при разработке преступной деятельности организованных сообществ в сфере экономики. Сложившееся положение во многом объясняется тем, что разведывательную деятельность по выявлению признаков преступления и соответствующему документированию преступной деятельности экономического характера осуществляют оперативно-розыскные
^eйlcru•l^-^'"v п^^----
правоохранительных органов. К их
структуры нескольких числу относятся:
— территориальные и региональные органы по борьбе о организованной преступностью МВД;
— органы по борьбе с экономической преступностью криминальной милиции;
— органы Федердпьной службы безопасности; — органы Федеральной службы налоговой полиции. При этом каждое из этих подразделений действует самостоятельно, не информируя в необходимых случаях другие из них о добытой информации и своих действиях и не пытаясь согласовать с ними свои оперативно-розыскные мероприятия. Таким же образом оперативно-розыскные сотрудники указанных подразделений контактируют о соответствующими следственными подразделениями.
С целью устранения подобной организационной доченности в сипе. игмччо „^.—---
в свое время делались предложения о создании единого федерального органа, могущего объединить все яти ^пепптив""-"^""'""""' "
неупоря-озда все
, -.-..^^^.и ииьсдинить все эти оперативно-розыскные службы и устранить несогласованность в борьбе с экономической преступностью (2).
Возможно, такой объединенный орган и позволил бы устранить отмеченные недочеты, но тем самым была бы разорвана специализированная служба борьбы с организованной преступностью любого вида, чего допустить сейчас никак нельзя.
Крайне желательно такое взаимодействие оперативно-розыскным органам иметь и со службами безопасности крупных коммерческих банков или существующей Ассоциацией российских банков. Службы безопасности указанных структур часто располагают важной негласной информацией о деятельности организованных преступных сообществ в сфере экономики, которая может помочь в раскрытии их преступной деятельности в данной области.
На Западе указанные службы банковских структур уже давно заняли достойное место рядом с полицией. Между ними налажено четкое взаимодействие при расследовании преступлений, посягающих на собственность банков, различных коммерческих фирм, акционерных обществ и других податных организаций.
У нас, к сожалению, такое взаимодействие еще должным образом не налажено. Между тем только в Москве уже зали-цензировано 800 охранных частных структур, в которых работает свыше 20 тысяч достаточно квалифицированных специалистов из числа бывших работников МВД, ФСБ, прокуратуры и армейских аналогичных служб. Взаимодействие с ними могло бы существенно изменить расстановку сил в борьбе против уголовного беспредела в сфере экономики. И хотя в декабре 1995 г. между МВД и Ассоциацией российских банков был подписан договор о таком сотрудничестве и, казалось бы, в обоюдных интересах (а для банков он особенно желателен), нужно и далее крепить указанный союз. Однако, лоббируя прохождение закона «О банках и банковской деятельности» в Государственной Думе, банки добились той редакции ст. 26 этого закона, о которой выше уже говорилось. Тем самым перед криминальной милицией на пути такого взаимодействия был возведен серьезный заслон. Представляется, что для настоящего, а не показного взаимодействия нужен тесный, взаимный и честный контакт между указанными службами и, соответственно, налаженная система информации между ними.
Вместе с тем оперативно-розыскным и следственным органам по данным делам крайне важно поддерживать связь с фи-
нансовыми налоговыми органами, ибо они могут оказать существенную помощь правоохранительным органам в борьбе с организованной преступностью. Этим органам зачастую приходится контактировать с организованными преступными сообществами, когда последние стремятся отмыть преступные доходы или тем или иным образом использовать эти доходы, вложить свои капиталы в недвижимость, в объекты незавершенного строительства, сферу торговли и др.
И это только часть проблем криминалистического свойства, которые существуют в деле борьбы с организованной преступностью в сфере экономики.
Литература
1. См.: Организованная преступность-2. М., 1993. С. 202.
2. См.: Щит и меч, 1994, № 3.



ОГЛАВЛЕНИЕ