ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОНОМАРЕВ П. Г.. начальник ВНИИ МВД РФ, доктор юридических наук, профессор
Проблемы противодействия легализации преступных доходов
Важным средством очищения экономики от «грязного» бизнеса, противостояния организованной преступности является специализированное законодательство о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов.
Проблеме создания и совершенствования комплекса соответствующих нормативных актов уделяется значительное внимание как на национальных, так и на международных уровнях.
Так, в 1989 г. на совещании лидеров «семерки» президент Франции Ф. Миттеран, исходя из обострения рассматриваемой проблемы, предложил создать группу международных финансовых действий (ГМФД) для оценки результатов сотрудничества по предотвращению использования финансовых институтов и структур для отмывания преступных денег. Эта ipynna стала международным центром по организации противодействия легализации преступных доходов.
Объединение усилий в этой сфере па европейском уровне осуществляется Советом Европы. Особенно полно результаты целенаправленной деятельности в данной области нашли отражение в принятой Советом Европы Конвенции «Об «отмы-вапии», выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» (Страсбург, 08. 01. 90 г.),
Отсутствие в России специализированного законодательства по противодействию легализации преступных доходов ставит ее в условия наибольшего благоприятствования расцвету теневой экономики, проведению крупномасштабных финансовых афер, облегченному вводу в экономику средств, полученных от незаконного оборота наркотиков, рэкета, нелегальною оружейного бизнеса и других видов организованной преступной деятельности.
284
По оценкам МВД РФ, общий размер доходов, полученных преступными группировками в 1995 году, превысил 5 триллионов рублей. Основная часть этих средств легализуется путем ввода в коммерческий оборот. На легализации преступных доходов специализируются свыше 3 тысяч организованных преступных группировок. Из них половина образовала в этих целях собственные легальные хозяйственные структуры.
2. Проект комплексного закона «Об ответственности за легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем» начал разрабатываться Межведомственной рабочей группой, созданной распоряжением Президента Российской Федерации от 08. 09. 94 г.
Подготовленные рабочей группой концепция и проект указанного закона были доложены делегацией Российской Федерации на конференции стран — членов Совета Европы по проблемам противодействия отмыванию преступных денег в странах с переходной экономикой (Страсбург, 29 ноября — 1 декабря 1994 г.), где получили положительную оценку.
В настоящее время закон дорабатывается в рамках Программы Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие российской экономики в 1995—1997 гг.», утвержденной Постановлением Правительства от 28. 04. 95 г. № 439.
Проект федерального закона «Об ответственности за легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем» является нормативным актом, создающим организационно-правовую основу для специализированного воздействия на рассматриваемую сферу.
Он состоит из шести глав, а также прилагаемого проекта федерального закона «О внесении изменении и дополнений в УК, УПК и КОАП РФ в связи с принятием федерального закона «Об ответственности за легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем», содержащего набор нововведений в упомянугые кодексы.
В главе первой «Общие положения» освещаются цели и сфера действия закона, определяются основные понятия.
Под доходами, полученными преступным путем, понимаются финансовые средства в валюте РФ и иностранной валюте, движимое и недвижимое имущество, имущественные права, объекты интеллектуальной собственности, иные объекты гражданских прав, полученные в результате совершения
преступления, установленною обвинительным приговором суда.
Легализация (отмывание) — умышленные действия, направленные на придание правомерного вида источникам и природе происхождения доходов, полученных в результате совершения преступления, либо на сокрытие или искажение их местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности.
Глава вторая — «Предупреждение легализации (отмыва-ния) доходов, полученных преступным путем» — предусматривает комплекс контролирующих мероприятий, направленных на предотвращение, выявление или пресечение действий по легализации. Среди них: введение специального порядка осуществления крупных финансовых операций (дпя физических лиц в наличной форме на сумму не менее 200 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), в безналичной — 500 МРОТ, а для юридических лиц — 10 000 МРОТ) и их регистрации; перечисление критериев, по которым финансовые операции можно отнести к экономически нецелесообразным либо носящим подозрительный характер (о таких операциях обязаны сообщать в налоговые и иные контрольные органы); определение порядка предоставления физическими и юридическими лицами сведений о доходах и источниках их получения (при совершении в течение месяца финансовых операций физическими лицами на сумму не менее 800 МРОТ, юридическими лицами — 10000 МРОТ); порядок ограничения банковской, юридической тайны и наличных денежных расчетов.
В главе третьей рассматривается компетенция государственных органов, противодействующих легализации (отмыва-нию) доходов, полученных преступным путем. В сфере контроля за порядком проведения финансовых операций определяются полномочия Счетной палаты. Государственной налоговой службы, Министерства финансов, Государственного комитета но управлению государственным имуществом, Федеральной службы по надзору за страховой деятельностью, Центрального банка, Федеральной службы по валютному и экспортному контролю. Государственного таможенного комитета Российской Федерации.
Координация деятельности государственных органов в указанной области возлагается на органы прокуратуры. В главе четвертой определяются виды юридической ответ-
286
ствеиности за легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным пугем, и нарушение правил, установленных в целях предупреждения легализации.
Глава пятая посвящена международному сотрудничеству (обмен информацией, правовая помощь, выдача, транзит выданных лиц и т.д.).
В главе шестой сосредоточены заключительные положения относительно вступления рассматриваемого закона в силу и приведения в соответствие с ним других нормативных актов.
7. Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в УК, УПК и КОДП России предусматривает: Дополнение КОАП статьями:
—156^. Нарушение правил бухгалтерского учета (санкция — штраф от 20 до 100 МРОТ);
— 156\ Нарушение порядка регистрации финансовых операций (санкция — штраф от 20 до 100 МРОТ);
—156^. Нарушение правил производства платежей (санкция — штраф от 50 до 100 МРОТ);
—156^. Нарушение правил ведения кассовых операций (санкция — штраф от 50 МРОТ).
Дела этого рода рассматриваются органами Государственной налоговой службы.
Уголовный кодекс дополняется статьями 162^, 162", 176", 184^
«Статья 162'". Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем
Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, то есть умышленное совершение действий, направленных на придание правомерного вида источникам и природе происхождения доходов, полученных в результате совершения преступления, либо на сокрытие или искажение их местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности, —
наказывается лишением свободы на срок до трех лет с конфискацией имущества или без таковой.
Те же действия, совершенные повторно, или но предварительному сговору группой лиц, или с использованием служебного положения, — наказываются лишением свободы на срок до пяти лет с
конфискацией имущества и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Действия, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, в крупных размерах или с образованием и использованием юридического лица, либо совершенные организованной группой, —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет. Примечание.
1. Лицо, участвовавшее в легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, освобождается от ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и добровольно выдало доходы, полученные преступным путем.
2. Доходом в крупном размере, предусмотренном настоящей статьей, признается денежная сумма или стоимость имущества, превышающие в 800 и более раз минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации.
3. Доходы, полученные преступным путем, конфискуются по приговору суда, установившего преступное происхождение таких доходов, независимо от привлечения к уголовной ответственности лица, принимавшего участие в легализации (отмы-вании) доходов, полученных преступным путем».
«Статья 162". Подлог или уничтожение документов бухгалтерского учета и отчетности
Искажение полноты и достоверности сведений о хозяйственной или финансовой деятельности в документах бухгалтерского учета и отчетности с целью легализации доходов, полученных преступным путем, либо с иной корыстной заинтересованностью, совершенное работником предприятия, учреждения, организации, ответственным за ведение бухгалтерского учета и отчетности, либо гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — наказывается лишением свободы на срок до двух лет либо
288
штрафом от ста до трехсот минимальных размеров оплаты труда с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Уничтожение финансовых или иных документов бухгалтерского учета и отчетности лицами, указанными в части первой настоящей статьи, совершенное с целью легализации доходов, полученных преступным путем, либо с иной корыстной заинтересованностью, —
наказывается лишением свободы на срок до трех лет либо штрафом от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Действия, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные должностным лицом или иным лицом, выполняющим организациопно-распорядительные, либо административно-хозяйственные обязанности, —
наказываются лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет».
«Статья 176^ Незаконный отказ в предоставлении сведений о финансовых операциях
Незаконный отказ в предоставлении сведений о финансовых операциях, то есть открытый отказ или иное умышленное уклонение от предоставления органу дознания, предварительного следствия, прокурору или суду, а равно органу налогового или валютного контроля либо иному соответствующему государственному контрольному органу сведений (документов, материалов, иных данных) о проведении или попытке проведения незаконных, подозрительных или экономически нецелесообразных финансовых либо имущественных операций, совершенные должностным лицом, служащим предприятия, учреждения, организации, гражданином — предпринимателем либо иным лицом, обязанным предоставлять такие сведения, —
наказывается лишением свободы на срок до трех лет либо штрафом от ста до пятисот минимальных размеров оплаты труда с лишением права занимать определенные должности
289
или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они сопряжены с сокрытием легализации (отмыва-ния) преступных доходов либо повлекли иные тяжкие последствия, —
наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой».
«Статья 384^. Разглашение сведений о мерах по предупреждению легализации (отмывания) доходов, получаемых преступным путем
Умышленное разглашение сведений о предоставлении органу дознания, предварительного следствия, прокурору или суду, а равно органу налогового или валютного контроля либо иному соответствующему государственному контрольному органу документов, материалов, иных данных о проведении или попытке проведения незаконных, подозрительных или экономически нецелесообразных финансовых либо имущественных, а равно иных сведений о мерах по предупреждению легализации (отмывацию) доходов, полученных преступным путем, совершенное лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью, —
наказывается лишением свободы на срок до двух лет либо штрафом от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Те же действуя, повлекшие тяжкие последствия, — наказываются лишением свободы на срок до пяти лет».



ОГЛАВЛЕНИЕ