ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 3. ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА
§ 1. Понятие и значение принципов уголовного процесса
Принципы — это руководящие идеи, которые определяют построение уголовного процесса. Они должны отвечать ряду признаков:
а) принципами могут быть не любые, произвольно выбранные взгляды на формы и методы судопроизводства, а лишь те, которые соответствуют социально-экономическим условиям развития общества;
б) задачи уголовного процесса могут быть реализованы в условиях организация расследования и рассмотрения уголовных дел на демократических принципах;
в) принципами процесса являются руководящие идеи, нашедшие закрепление в нормах права.
Последнее обстоятельство придает принципам значение обязательности, определенности и гарантированности их соблюдения. Таким образом, под принципами уголовного процесса понимаются руководящие положения, определяющие демократическое построение процесса и нашедшие выражение в нормах права.
Значение принципов в уголовном процессе многогранно: а) принципы выражают сущность процесса, его характерные черты; 6) принципы представляют систему юридических норм наиболее общего характера, служащую основой уголовно-процессуального законодательства; в) нарушение норм-принципов может быть основанием к отмене принятых пешений.
i, ^ п Под законностью понимается неуклон-^ 2. Принцип законности г-^ ^ " " ' нее соблюдение и исполнение предписании
Конституции РФ, законов и соответствующих им иных нормативных актов всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, должностными лицами, гражданами. Основные положения этого принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ.
Этот общеправовой принцип имеет непосредственное отношение к уголовному процессу. В уголовно-процессуальном законодательстве он конкретизируется в установлении порядка производства по уголовным делам. В обязанность дознавателя, следователя, прокурора, суда входит строгое соблюдение материальных и процессуальных законов (при возбуждении уголовного дела, предварительном расследовании, назначении дела к судебному заседанию, судебном разбирательстве, проверке законности и обоснованности приговора в вышестоящих инстанциях и т.д.).
Принцип законности обеспечивается таким построением процесса, при котором в каждой последующей стадии проверяется законность и обосно-
ванность решений, принятых в предыдущих стадиях. В случае обнаружения и^рушеппИ закона обеспечивается принятие мер к их устранению. Важными гарантиями и соблюдения предписаний закона являются осуществляемые в тех или иных пределах на всех стадиях уголовного судопроизводства судебный контроль и надзор прокурора за исполнением законов оперативно-розыскными органами, органами дознания и органами предварительного следствия.
^ „ я Содержание принципа публичности вы-§ 3. Принцип публичности • с » • ˜ ражается в обязанности государственных
органов и должностных лиц в пределах своей компетенции обеспечивать охрану прав и свобод граждан, интересов общества и государства. В силу принципа публичности органы дознания, следователь, прокурор и суд обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления и принять предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и их наказанию, а равно предотвратить неосновательное уголовное преследование и незаконное осуждение невиновного, принять меры к его реабилитации .
Принцип публичности действует во всех стадиях процесса. Уполномоченные органы и должностные лица осуществляют свои функции независимо от воли и желаний каких-либо учреждений, организаций, граждан. Только по незначительной категории уголовных дел частного и частно-публичного обвинения возбуждение дела осуществляется, как правило, по жалобе потерпевшего. Однако прокурор вправе возбудить такое уголовное дело и без жалобы потерпевшего, если имеются основания, указанные в ч. 3 ст. 27 УПК.
(, л п „ Принцип обеспечения прав и свобод че-§ 4. Принцип обеспечения - ^
' е ловека и гражданина закреплен в Конститу-прав и свобод человека и „^ • • '
ции РФ, уголовно-процессуальном законо-гражданина ' ^ • дательстве и имеет два аспекта. Во-первых,
честь, достоинство, права и свободы человека провозглашаются высшими ценностями. Во-вторых, указывается на обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц проявлять уважение к человеку, защищать его права и свободы. Рассматриваемый принцип находит выражение:
а) в требовании неприкосновенности личности, жилища, частной жизни, переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этих прав возможно лишь в соответствии с законом (ст.ст. 20— 25 Конституции РФ; ст.ст. 8 и 9 Закона об оперативно-розыскной деятельности; ст.ст. 11,46,52,96,97, 168, 170, 174, 220' и 220^ и др. УПК).
При наличии условий для избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу в настоящее время необходимо получение санкции прокурора, а после приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с положениями Конституции РФ заключение под стражу и содержание под стражей будет допускаться только по судебному решению. Защита права каждого на неприкосновенность жилища обеспечивается тщательной регламентацией порядка производства обыска, фиксации его результатов.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения;
б) в требованиях охраны чести, достоинства, жизни и здоровья лиц, участвующих при проведении следственных действий (см., например, ст.ст. 18, 20, 150, 170, 172, 181 УПК). Уголовно-процессуальный закон устанавливает запреты на причинение личности физического, морального или иного вреда. Как отмечено выше (§ 7 главы 1 учебника), не допускаются при производстве следственного эксперимента, освидетельствовании, получении образцов для сравнительного исследования, личного обыска действия, унижающие честь и достоинство участвующих в них лиц или опасные для их здоровья. Нельзя производить в отношении кого бы то ни было без его добровольного согласия медицинские, научные и иные опыты. Запрещается домогаться показаний обвиняемого и других участвующих в деле лиц путем насилия, угроз и иных незаконных мер. Если в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде невиновному причинен ущерб, то этот ущерб в случае вынесения оправдательного приговора или прекращения дела по реабилитирующим основаниям подлежит возмещению за счет государства в полном объеме, независимо от вины работников органа дознания, следователя, прокурора и суда (подробнее см. главу 26 учебника).
§ 5. Принцип осуществления правосудия только судом
Актом, определяющим суть российской судебной системы является ст. „...- .- .—-j^„... ^g Конституции рф^ где сказано:
«1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом... 3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается».
Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной системы в целом важное значение имеют положения ст. ст. 125—127 Конституции РФ, Закона о судебной системе и п.п. 1—5а ст. 34 УПК. Они также опре-
деляют круг тех судов, которые уполномочены отправлять правосудие и осуществлять иные полномочия при производстве по уголовным делай (см. {) 2 главы 4 учебника).0существление правосудия по уголовным делам возлагается на суды общей юрисдикции. Никакие другие суды, государственные либо иные органы не вправе осуществлять этот вид деятельности.
Применительно к разбирательству уголовных дел суть этого принципа характеризуется и тем, что только суду принадлежит исключительная компетенция в решении вопроса о признании подсудимого виновным и назначении ему наказания в соответствии с законом (ст.49 Конституции РФ и ст. 13 УПК), только суд вправе принять решение о применении к лицу принудительной меры медицинского характера (ст. 403 УПК).
Рассмотрение уголовных дел судами, как будет показано ниже, осуществляется коллегиально и единолично. Судья единолично решает вопросы. подлежащие выяснению при назначении судебного заседания (ст. 222 УПК), вопросы, связанные с подготовкой к рассмотрению дела в судебном заседании (ст. 228 УПК), принимает решения, определяющие судьбу уголовного дела (ст. 221 УПК). Значительное число дел по первой инстанции в районных судах должно рассматриваться единолично (ч. 2 ст. 35 УПК).
§ 6. Принцип самостоятельности судов, независимости судей, народных и присяжных заседателей
Исходные положения принципа содержатся в ст. ст. 120—122 и124 Конституции РФ, ст. ст. 5, 13, 29 Закона о Конституционном суде , ст. 5 Закона о судебной системе, ст. ст. 1 и 9 Закона о статусе судей, ст. 16 УПК.
Конституция РФ провозгласила и закрепила принцип устройства государственной власти—разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). При этом определено, что судебная власть является самостоятельным видом государственной власти, функционирующим независимо от чьей бы то ни было воли и подчиняющейся только Конституции РФ и закону.
Полномочия суда существенно отличаются от того, что делают законодательные и исполнительные органы. Вместе с тем все три власти взаимодействуют друг с другом. Суды, применяя закон, реализуют его предписания и могут исправлять ошибки исполнительных органов. Судам предоставлено право осуществлять: конституционный контроль, контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц, отправлять правосудие и др.
Самостоятельность судебной власти подкрепляется положением о независимости судей, присяжных, народных заседателей и подчинении их при осуществлении правосудия только Конституции РФ и закону . Это положение требует создания таких условий, в которых суд смог бы принимать
процессуальные решения по своему внутреннему убеждению без постороннего вмешательства. Исследование обстоятельств дела также должно проходить в обстановке, когда судей связывает только закон, когда выводы суда не зависят от какого бы то ни было давления.
Независимость судей, присяжных и народных заседателей гарантируется: а) порядком формирования корпуса судей, присяжных и народных заседателей (ст. 13 Закона о судебной системе, ст.ст. 3—6 Закона о статусе судей, ст.ст. 80—85 Закона о судоустройстве);
б) установленным порядком приостановления и прекращения полномо-чийсудьи,правомсудьинаотставку(ст.ст. 13—153аконаостатусесудей); в) несменяемостью судей (ст. 121 Конституции РФ); г) неприкосновенностью судей, присяжных и народных заседателей (ст. 122 Конституции РФ, ст. 16 Закона о статусе судей, ст. 87 Закона о судоустройстве, ст. 5 Закона о судебной системе);
д) установлением ответственности за незаконное воздействие на судей, присяжных и народных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, с целью воспрепятствования всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела и принятию законного и обоснованного приговора или иного решения, а также за иное вмешательство в деятельность суда и проявление неуважения к суду (ст.ст. 294—298 УК, ст. 165' КоАП);
е) установлением системы мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судей всех судов общей юрисдикции, народных заседателей, присяжных заседателей и их близких. 20 апреля 1995 года принят Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (СЗ РФ, 1997, № 17, ст. 1455). В нем определены виды мер государственной защиты, органы, ее обеспечивающие, меры социальной защиты, решены другие вопросы;
ж) неограниченностью срока полномочий судьи (кроме случаев назначения впервые судей районных судов, судей военных судов гарнизонов, армий, флотилий, соединений сроком на три года (ст. 11 Закона о статусе судей);
з) не подотчетностью никому судей в своей деятельности по осуществлению правосудия (п. 4 ст. 1 Закона о статусе судей);
и) предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу (ст. 19 Закона о статусе судей);
к) процедурой осуществления правосудия. Порядок исследования доказательств и принятия решений судом разработан таким образом, чтобы обеспечить: внутрипроцессуальные гарантии независимости судей; несвязанность судей мнением следователя, прокурора, других участников процесса; осуществление оценки доказательств по внутреннему убеждению; возможность изменить обвинение, направить дело на дополнительное рас-
^дедование, возбудить уголовное дело по новому обвинению или в отноше-дци новых лиц; запрет суду, рассматривающему дело в кассационном или дддзорном порядке, предрешать оценку доказательств при повторном рассмотрении дела. При коллегиальном слушании дела во всех судах (кроме суда присяжных) судья свободно выражает свое мнение по всем обсуждаемым вопросам и при несогласии с вынесенным решением может изложить свое особое мнение, которое приобщается к делу (ст. 307 УПК).
§ 7. Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом
Правовым основанием принципа осуществления правосудия на началах равенства перед законом и судом служат положения ст. 19 Конституции РФ, ст. 7 Закона о судебной системе, ст.ст. 3, 4, 6
Закона о статусе судей, ст. 14 УПК. Сущность его состоит в том, что в уголовном процессе) как и во всех других сферах общественной и государственной жизни, все должны быть равны перед законом и судом. Суды не вправе оказывать предпочтения или как-то ограничивать кого-то по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также в силу других обстоятельств.
Равенство перед законом означает не только наличие единого законодательства) но и одинаковое его применение ко всем при осуществлении правосудия. Все субъекты, занимающие одинаковое процессуальное положение, пользуются одной и той же совокупностью прав и обязанностей. Для того, чтобы возможность использования прав была реальной, закон устанавливает дополнительные гарантии лицам, которые по разным причинам не могут защищать свои права и интересы. Так, закон устанавливает обязательное участие защитника по делам несовершеннолетних, немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических и психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту. Тем, кто не владеет языком судопроизводства, предоставляется право пользоваться родным языыом и помощью переводчика (ст. ст. 17 и 49 УПК).
В единый и обязательный порядок судопроизводства по всем уголовным делам независимо от того, кто привлекается к уголовной ответственности, в последние годы во все возрастающих масштабах вносятся исключения. В известной мере особый порядок задержания) ареста, обыска, применения иных мер процессуального принуждения, привлечения к уголовной ответственности некоторых категорий лиц отражает стремления представлять гарантии осуществления их профессиональной деятельности. Тем не менее, тенденция расширения предоставления особого положения многим должностным лицам вряд ли оправдана в свете рассматриваемого принципа (о круге таких лиц см. § 12 главы 2 учебника).
§ 8. Принцип открытого Конституция РФ устанавливает: «Разби-судебного разбирательства рательство дел во всех судах открытое.
Слушание дел в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом» (ч.1 ст. 123). Ст. 9 Закона о судебной системе предусматривает принцип гласности деятельности судов. Из содержания этой статьи следует, что термин «гласность» употребляется как синоним термина «открытое разбирательство дела в суде». Открытое судебное разбирательство, возможность присутствия во время слушания дела любых лиц способствует улучшению деятельности суда, вынуждает его более ответственно относится к решению возникающих вопросов, влияет на воспитание граждан в духе укрепления законности и оказывает профилактическое воздействие на окружающих. Содержание этого принципа необходимо рассматривать в двух аспектах. Во-первых, открытое разбирательство дел в суде означает, что в судебном заседании могут присутствовать любые лица, не участвующие в производстве по делу, достигшие определенного возраста и пожелавшие прийти на рассмотрение уголовного дела.
Из этого общего правила допускаются изъятия: в зал, где слушается дело в открытом судебном заседании, по педагогическим соображениям не допускаются лица моложе 16 лет; из-за недостаточности площади зала председательствующий может распорядиться об ограничении доступа посетителей.
Во-вторых, открытое разбирательство дела предполагает возможность оглашения материалов судебного разбирательства. Суд обязан допросить подсудимых, потерпевших, свидетелей, заслушать заключения экспертов, осмотреть вещественные доказательства, огласить протоколы и иные документы (ст. 240 УПК). Присутствующие в зале суда имеют право записывать все происходящее в судебном заседании. Применение фото-, кино- и видеосъемки в зале суда может производиться с разрешения председательствующего по делу. Он вправе запретить применение и других технических средств фиксации, которые могут затруднить ведение процесса. Население получает информацию о работе суда такжя через печать, радио, телевидение и др.
Закон строго ограничивает случаи, когда в порядке исключения дело может слушаться в закрытом судебном заседании (ст. 18 УПК).
Кроме судебного разбирательства дел по первой инстанции, открытое рассмотрение допускается в кассационном производстве и при разбирательстве в судебном заседании вопросов, связанных с Исполнением приговора. В стадиях назначения судебного заседания, при производстве в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, в стадии дознания и предварительного следствия принцип гласности существенно ограничен.

§ 9. Принцип языка, на котором ведется судопроизводство
Данный принцип отражает националь-но-государ-ственное устройство Российской Федерации и служит гарантией национального равноправия граждан в уголовном процессе, свободного употребления ими родного языка.
Исходные положения этого принципа содержатся в ст.ст. 26 и 68 Конституции РФ, ст. 18 Закона РФ «О языках народов РСФСР» от 25 октября 1991 года, ст. 17 УПК ист. 10 Закона о судебной системе, в ч.ч. 1 и 2 которой сказано:
«1. Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, других арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке — государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд.
2. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации ведется на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд».
Данная формулировка отличается от той, которая содержится в ст. 17 УПК и предусматривает, что делопроизводство ведется на языке республики и большинства иноязычного населения, компактно проживающего в какой-либо местности, а также на государственном языке Российской Федерации. Закон о судебной системе при определении, какой язык и в каких судах может применяться, подчеркивает значение русского языка как государственного языка межнационального общения, и право республик использовать свой государственный язык в судопроизводстве.
Для обеспечения участвующим в процессе лицам возможности в полном объеме использовать свои процессуальные права и выполнять обязанности закон устанавливает следующие правила:
а) лицам, участвующим в деле и не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, гарантируется возможность пользоваться услугами переводчика в процессуальных действиях, в том числе для дачи показаний, объяснений и полного ознакомления с материалами дела, а также гарантируется право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения (ч. 3 ст. 10 Закона о судебной системе);
б) должностные лица правоохранительных органов обязаны разъяснять участникам процесса их права и , в частности, право иметь переводчика, выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения;
в) следственные и судебные документы, которые по закону должны быть вручены участникам процесса, переводятся на родной язык обвиняемого или на другой язык, которым он владеет (ст. 17 УПК); j - 23й2
65
г) лицу, не владеющему языком судопроизводства, обеспечивается обязательное участие защитника на предварительном расследовании и в судебном разбирательстве (ст. 49 УПК).
§ 10. Принцип презумпции невиновности
В соответствии с принципом презумпции невиновности каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49 Конституции РФ).
Презумпция невиновности выражает не личное мнение судьи, следователя, прокурора. Это объективное правовое положение, из которого вытекает ряд важных следствий:
а) ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности и осужден (ст. 2 УПК);
б) никто не может быть привлечен в качестве обвиняемого иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом (ст. 4 УПК);
в) обстоятельства должны быть исследованы полно, всесторонне и объективно. Выясняются как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства (ст. 20 УПК);
г) обязанность доказывания виновности обвиняемого лежит на том, кто его обвиняет, а в суде, разбирающем дело, обязанность доказывания виновности лежит на обвинителе, участвующем в судебном разбирательстве (ст.ст. 20,248 УПК);
д) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Суд, прокурор, следователь и лицо, производящее дознание, не вправе перелагать обязанность доказывания на обвиняемого (ч. 2 ст. 49 Конституции РФ и ст. 20 УПК);
е) запрещается домогаться показаний обвиняемого и других участвующих в деле лиц путем насилия, угроз, и иных незаконных мер (ст. 20 УПК);
ж) признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинительного приговора только при подтверждении признания совокупностью имеющихся доказательств по делу (ч. 2 ст. 77 УПК);
з) обвиняемый может быть признан виновным при условии, если в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления доказана (ст. 309 УПК);
и) всякое неустранимое сомнение должно толковаться в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 49 Конституции РФ);
к) при недостаточности доказательств участия обвиняемого в совершении преступления и невозможности собирания дополнительных доказательств дело прекращается производством (п. 2 ч. 1 ст. 208, ст.ст. 234, 349 и др. УПК) или выносится оправдательный приговор (п.З ч.З ст. 309 УПК);
л) никто не может быть признан виновным в совершении преступления, также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в ддответствии с законом (ст. 13 УПК).
Этот принцип закреплен в ст.ст. 45,
§ II. Принцип обеспечения по- ^ конституции РФ и ст. 19 УПК. Он дозреваемому, обвиняемому, имеет две взаимосвязанные стороны: подсудимому права на защиту ^^ подозреваемого, обвиняемого,
подсудимого на защиту и гарантии осуществления данного права. Право подозреваемого, обвиняемого, подсудимого на защиту образует совокупность процессуальных прав, дающих им возможность защищаться от предъявленного обвинения, отстаивать иные права и законные интересы.
Право подозреваемого, обвиняемого и подсудимого на защиту включает в себя права, содержащиеся в ст.ст. 17, 46, 52, 61, 63, 150, 152, 193, 201, 220', 220^ 223, 276 и других УПК. Наделение указанных участников процесса широкими правами отражает положение Конституции РФ о том, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (ч. 2 ст. 45).
Подозреваемый, обвиняемый и подсудимый могут иметь защитника, призванного выяснять все обстоятельства, говорящие в их пользу, а также оказывать им необходимую юридическую помощь (ст. 51 УПК). В ст. 48 Конституции РФ говорится: «Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения».
Право на защиту не отделимо от гарантий его осуществления. Органы дознания, следователь, прокурор и суд обязаны обеспечить подозреваемому, обвиняемому и подсудимому возможность защищаться установленными законом средствами и способами, а также охрану их личных прав (ст. 19 УПК). Эти органы обязаны полно, всесторонне, объективно исследовать материалы дела, выяснять обстоятельства как подтверждающие, так и опровергающие обвинение.
Право подозреваемого, обвиняемого и подсудимого на защиту обеспечивается также и тем, что лицу, производящему дознание, следователю, прокурору, суду запрещено перелагать обязанность доказывания на обвиняемого, домогаться показаний обвиняемого и других участвующих в деле лиц путем насилия, угроз и иных незаконных мер. Многие другие институты уголовного процесса (свобода обжалования действий и решений органов дознания, предварительного следствия в суд, запрет поворота к худшему, возможность признания лица виновным и назначение ему наказания только судом и другие) являются гарантиями права обвиняемого на защиту.
§ 12. Принцип состязательности и равноправия сторон
В соответствии с ч. Зет. 123 Конституции РФ правосудие осуществляется «на основе состязательности и
равноправия сторон». Этот принцип опирается на признание ччтырех исходных положений:
а) о состязательности можно говорить лишь применительно к судебному разбирательству, где участвуют стороны. В настоящее время в правилах производства в суде присяжных предусмотрена обязательность участия прокурора и защитника (ст.ст. 426, 428 УПК). Когда они отсутствуют, судебное разбирательство не утрачивает признаков состязательности, так как и в этом случае подсудимый не перестает быть стороной, защищающейся от обвинения, выраженного в обвинительном заключении;
б) состязательность предполагает размежевание функций обвинения и защиты и отделение этих функций от правосудия;
в) стороны обвинения и защиты наделены равными процессуальными правами для осуществления своих функций. Обвинитель, подсудимый, защитник, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители в судебном разбирательстве пользуются равными правами по представлению доказательств, участию в исследовании доказательств и заявлению ходатайств (ст. 245 УПК); г) активное и руководящее положение суда в процессе.
§ 13 Принцип ^ соответствии со ст. 20 УПК суд, про-всесторонности, полноты и ^Р^ следователь, лицо, производящее объективности дознание, обязаны принять все предусмотренные законом меры для всестороннего,
полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявить как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а т^кже смягчающие или отягчающие его ответственность обстоятельства. Из закона вытекает несколько правовых следствий:
1. Требования всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела относятся не ко всем участникам судопроизводства, а лишь к должностным лицам и органам, усилиями которых движется уголовный процесс. Именно они должны полно собирать доказательства, а затем всесторонне и тщательно их проверять, именно эти органы производят оценку доказательств по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и' объективном исследовании доказательств. Именно следователь, прокурор, лицо, производящее дознание, суд принимают решения, определяющие судьбу обвиняемого и всего производства по делу (ст.ст. 69, 70, 71, 143, 208, 259, 300 и другие УПК). Ни обвиняемый, ни адвокат, ни иные участники процесса не обязаны всесторонне, полно и объективно исследовать материалы дела. На обвиняемом не лежит обязанность показывания каких-либо обстоятельств.
2. Всесторонность, полнота и объективность — это требования, характеризующие способы исследования обстоятельств дела и доказательств. ^адедое из них имеет свое содержание.
3. Всесторонность, полнота и объективность взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Всесторонность исследования обстоятельств состоит в исчерпывающем познании всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания и имеющих значение для дела (ст.ст. 68, 392, 403 УПК РСФСР). Всесторонности исследования содействуют выдвижение и проверка всех возможных версий, ибо они определяют направление расследования, предотвращают односторонность и обеспечивают правильный ход доказывания.
Полнота — это требование, обращенное к исследованию доказательств. Она означает получение необходимой совокупности доказательств, достаточной для подтверждения обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу. В ходе расследования и рассмотрения дела полнота собранных доказательств может быть разной. Однако она должна быть такой, чтобы обеспечить необходимую совокупность доказательств для принятия решения (ст.ст. 108, 143, 201, 205, 214, 223' , 309 УПК).
Объективность — это подход к исследованию обстоятельств и доказательств по делу. Она представляет собой непредвзятое, беспристрастное исследование как уличающих, так и оправдывающих, как отягчающих, так и смягчающих вину обвиняемого обстоятельств. В целях обеспечения незаинтересованности закон устанавливает обстоятельства, исключающие возможность участия в деле судьи, народного или присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика (ст.ст. 59—67 УПК). Требование объективности исследования предопределяет исполнение всех других компонентов принципа. Объективный подход позволяет собрать доказательства, избежать односторонности и исследовать обстоятельства уголовного дела со всех сторон.
Любое нарушение принципа всесторонности, полноты, объективности влечет процессуальные последствия: направление на доследование, прекращение производства по делу, вынесение оправдательного приговора, отмену приговора в вышестоящих инстанциях (ст.ст. 214, 232, 258, 243 и Другие УПК).
if 11 r. Правовым основанием этого принципа ч 14. Принцип участия r „„ ^ г^ • - являются часть 5 ст.32 Конституции РФ, ст.
граждан в уголовном g ^^ ^ судебной системе, ст. 15 УПК
^"^"^^ СТ.СТ.70, 80-87 Закона о судоустройстве. Участие граждан в уголовном процессе возможно в разной форме:
1. Граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия. Это участие выражается в привлечении к судебному разбирательству на-
родных и присяжных заседателей, которым за время участия в осуществлении правосудия выплачивается вознаграждение из федерального бюджета (подробнее об участии граждан в отправлении правосудия см.§ 2 главы 4, § 4 главы 16, §§ I—3 и 11 главы 18, §§ 4 и 5 главы 19 учебника).
2. В судебном разбирательстве могут участвовать граждане в качестве общественных обвинителен и общественных защитников (см. ст. 250 УПК).
3. Статья 95 УПК допускает применение такой меры пресечения, как поручительство общественной организации.
4. Статья 108 УПК рассматривает в качестве поводов к возбуждению уголовного дела сообщения профсоюзных и других общественных организаций.
5. Статья 128 УПК предусматривает использование органами расследования помощи общественности в расследовании преступлений.
§ 15. Система принципов уголовного процесса
Принципы уголовного процесса действуют в рамках единой системы, отражающей следующие свойства:
1. Принципы — это не случайный набор основных положений, а их совокупность, объективно обусловленная социально-экономическими и политическими закономерностями развития общества и государства.
2. В систему принципов включаются лишь первичные нормы наибольшей общности, не выводимые из других положений. Они предопределяют более частные правила и положения.
3. Каждый принцип системы имеет свое содержание и место.
4. Принципы должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены. Только дополняя, не противореча друг другу, они в состоянии определять построение уголовного процесса в целом.
2. Какие принципы уголовного процесса закреплены в Конституции?
3. Как соотносится положение закона о признании лица виновным только судом с возможностью прекращения уголовного дела на предварительном следствии по нереабилитирующим основаниям (п.п. 3, 4, 6, 8—10 ч. I ст. 5 и ст.ст. 6—9 УПК)?
4. В чем существо принципа публичности?
5. Какие гарантии неприкосновенности личности предусматривает закон?
6. В каких случаях уголовные дела слушаются в закрытом судебном заседании?
7. Какие документы должны вручаться обвиняемому, подсудимому, не владеющему языком судопроизводства, в переводе на понятный ему язык?
8. С какого момента действует презумпция невиновности и в каких стадиях?
Нормативные источники
Конституция РФ—ст.ст. 15, 18, 19,26,32,45-^9, 119—121 и 123. УПК—ст.ст. 13-20,35,46,245,250,259,421,423,426,429,438,440,443. Комментарий к УПК.
Закон о судебной системе — ст.ст. 4, 5, 7, 8—10 и 13—16. Законе статусе судей—ст.ст. 1,9, 10, 16. Закон о судоустройстве — ст.ст. 70, 80—88.
Международный пакт о гражданских и политических правах — ст.ст. 9 и 14 (Документы и материалы, с. 302—320).
Контрольные вопросы
1. Является ли нормативное закрепление основных положений обязательным признаком принципа процесса?



ОГЛАВЛЕНИЕ