ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 14. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
§1. Понятие и значение Приостановление предварительного приостановления расследования представляет собой времен-предварительного "^ прекращение производства следствен-расследования ных действий, вызванное обстоятельствами,
которые препятствуют проведению таких действий. Оно возможно на стадиях предварительного расследования, назначения судебного заседания и судебного разбирательства (см. ст.ст. 231 и 257 УПК, а также § б главы 17 учебника).
Практическое значение этого института велико прежде всего для стадии предварительного расследования. Юридическими последствиями принятого на этой стадии процесса решения о приостановлении производства является не только временное прекращение следственных действий, но и прерывание течения срока предварительного следствия и дознания по конкретному уголовному делу. Другими словами, дело не считается завершенным. Оно, как говорится, числится за дознавателем или следователем, «висит» на нем, может послужить поводом для служебных или прокурорских проверок обоснованности приостановления, а вместе с этим — и отношения того, кто отвечает за расследование такого дела, к своим обязанностям. Естественно, данное обстоятельство является «питательной средой» для различного рода уловок и ухищрений, к которым порой прибегают названные должностные лица, а нередко — и их непосредственные руководители для того, чтобы создавать видимость отсутствия у них «висячих» уголовных дел.
Между тем, существует немало стран, где не устанавливаются жесткие, как у нас, сроки предварительного расследования (Франция, ФРГ и другие). Там вполне обходятся на этой стадии без института приостановления расследования. В УПК Франции такое понятие отсутствует вообще. А УПК ФРГ известно понятие приостановления производства по делу только применительно к стадии судебного разбирательства. В его § 205 сказано: «Если судебное разбирательство длительное время не может быть проведено вследствие отсутствия обвиняемого или в силу других обстоятельств, связанных с личностью обвиняемого, то суд своим определением вправе временно приостановить производство по делу».
Приостановление производства по уголовному делу в том виде, как оно сложилось в ныне действующем у нас УПК, не было известно и УУС. Вместо приостановления производства дознания или предварительного следствия в нем предусматривалось приостановление уголовного преследования. «Если определение преступности деяния, — как было сказано в ст. 27
УУС,— зависит от определения в установленном порядке прав состояния, или собственности на недвижимое имущество, или же свойства несостоятельности обвиняемого, то преследование уголовным судом не возбуждается, а возбужденное приостанавливается до разрешения спорного предмета судом гражданским».
В УПК 1922 года и УПК 1923 года (соответственно ст.ст. 119 и 116) устанавливалось, что предварительное следствие должно быть закончено в течение двух месяцев со дня объявления подозреваемому постановления о привлечении его в качестве обвиняемого. Соответственно ст.ст. 107 и 105 этих УПК максимальные сроки для дознания ограничивались одним месяцем. Институт приостановления производства предварительного следствия первоначально не предусматривался. В этом не было необходимости, поскольку возможность продления сроков расследования законодательство жестко не ограничивало. Однако в 1929 году состоялось введение усложненного порядка продления сроков предварительного расследования (только прокурором по ходатайству соответствующего органа расследования), что логически продиктовало необходимость внедрения в законодательство и практику рассматриваемого института.
Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР 20 октября 1929 года были внесены значительные изменения в УПК. Его глава XVII, именовавшаяся ранее «Окончание предварительного следствия», получила новое название — «Приостановление и окончание предварительного расследования». В новой редакции ст. 202 данной главы УПК впервые в нашем законодательстве было предусмотрено: «Предварительное расследование приостанавливается: а) в случае неизвестности пребывания подследственного; и б) в случае его психического расстройства или иного, удостоверенного врачом, состоящим на государственной службе, тяжелого болезненного состояния.
Расследование приостанавливается только в тех случаях, когда им добыты данные для предъявления обвинения. Если же такие данные не добыты, дело не приостанавливается, а прекращается».
§ 2. Основания и условия приостановления предварительного расследования
Действующий УПК в значительной мере воспринял эти положения и пошел несколько дальше. В его ст. 195 предписано, чтобы и в последнем случае, то есть, когда факт преступления налицо, но предварительным расследованием не удалось добыть данные, необходимые для того, чтобы предъявить обвинение определенному лицу, расследование тоже должно приостанавливаться. Другими словами, в качестве основания для приостановления производства по уголовному делу в ходе предварительного расследования может служить одно из следующих обстоятельств:
246
1. Когда обвиняемый скрылся от следствия или когда по иным причинам не установлено его местопребывание.
2. В случае психического или иного тяжкого заболевания обвиняемого, удостоверенного врачом, работающим в медицинском учреждении.
3. В случае неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
Если по делу привлечено два или несколько обвиняемых, а основания для приостановления относятся не ко всем обвиняемым, дело может быть выделено и приостановлено в отношении отдельных обвиняемых, а когда это невозможно — подлежит приостановлению все дело (ч. 2 ст. 195 УПК).
Для приостановления производства по делу на стадии предварительного расследования требуются условия:
• наличие достаточных доказательств того, что событие преступления, по поводу которого ведется следствие, действительно имело место;
• выполнение до приостановления производства по делу всех следственных действий, которые возможны в отсутствие обвиняемого.
Этих общих условий достаточно для приостановления производства предварительного расследования в случае, когда соответствующее решение вынуждены принимать в связи с психическим или иным тяжким заболеванием обвиняемого (п. 2 ч. 1 ст. 195 УПК). Однако их не достаточно ддя приостановления производства предварительного расследования по двум другим основаниям (п.п. 1 и 3 ч. 1 ст. 195 УПК). Здесь дополнительно требуются непременно еще два условия, а именно:
* истечение установленного законом срока предварительного следствия или дознания (если предварительное следствие по делу не обязательно);
• принятие всех мер к обнаружению обвиняемого, который скрывается или местопребывание которого неизвестно, а равно — всех мер к установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (ч. 3 ст. 195 УПК).
Если в течение установленного законом срока предварительного расследования по делу эти меры принять не удалось и для их принятия требуется производство каких-либо дополнительных следственных действий, то срок предварительного расследования должен быть продлен.
При наличии одного из обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 195 УПК, а также всех соответствующих при этом условий, орган предварительного расследования (или судья) принимает мотивированное постановление о приостановлении производства по делу.
Законом о Конституционном Суде предусматривается еще одно основание для приостановления предварительного расследования уголовных дел. Оно может возникнуть в случаях, когда гражданин, реализуя свое право,
247
предоставленное ему ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, решит обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой о состоявшемся или предстоящем применении по конкретному делу закона, который нарушает или нарушит его конституционные права и свободы. Такая жалоба, естественно, может быть подана и в ходе расследования уголовного дела. В соответствии со ст. 98 Закона о Конституционном Суде данный суд, в случае принятия к рассмотрению жалобы гражданина, уведомляет об этом орган, в производстве которого находится дело, и последний, получив уведомление, может приос-гановить производство до принятия решения по жалобе Конституционным Судом РФ.
С учетом сказанного основания приостановления предварительного расследования схематически можно было бы представить следующим образом: Схема 23 Основания
приостановления предварительного расследования
Обвиняемый скрылся и не установлено его местопребывание
Обвиняемый тяжело заболел
Получено уведомление о принятии к рассмотрению жалобы гражданина Конституционным Судом РФ
Не установлено лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого
§3. Розыск обвиняемого ^ ^^ ^^ обвиняемый скрылся до или после предъявления ему обвинения
либо когда неизвестно его местопребывание, орган расследования обязан принимать все необходимые меры к его розыску и после приостановления расследования. При этом следователь, в производстве которого находится дело, вправе давать поручения и указания органам дознания о производстве розыскных действий (ст. 197 УПК). Такое поручение излагается в постановлении о приостановлении предварительного следствия (когда розыск объявляется одновременно с приостановлением расследования) либо в особом постановлении об объявлении розыска, когда последнее выносится до приостановления по делу.
В постановлении об объявлении розыска излагаются обстоятельства расследуемого преступления, основания объявления розыска. В нем также указывается, кому он поручается, какую меру пресечения следует применить к разыскиваемому и куда нужно направить его после задержания. Когда розыск объявляется одновременно с вынесением постановления о приостановлении производства, то все эти данные приводятся в указанном постановлении.
Успешность розыска обвиняемого во многом зависит от того, в какой мере следователю удастся организовать эффективное взаимодействие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. С этой целью следователь направляет соответствующее постановление обычно в органы внутренних дел. К нему прилагается справка о личности разыскиваемого с подробным указанием в ней всех необходимых данных о нем (его приметах, связях, местах возможного пребывания и т.п. — словом, о всем том, что может способствовать его розыску и задержанию). К справке прилагается фотокарточка, а при ее отсутствии — фоторобот и описание внешности разыскиваемого.
Одновременно с постановлением о розыске направляется постановление о привлечении разыскиваемого лица в качестве обвиняемого с поручением объявить его последнему (если его удастся разыскать) и допросить по поводу предъявленного обвинения.
При наличии законных оснований в отношении разыскиваемого может быть принято решение избрать меру пресечения, в том числе (с санкции прокурора) — заключение под стражу (ч. 3 ст. 196 УПК). В таком случае постановление об этом вместе со всеми другими материалами должно быть также направлено органу внутренних дел.
В целях согласования с органами дознания и органами оперативно-розыскной деятельности совместных усилий в деле успешного решения задач, связанных с розыском обвиняемого, следователи обычно практикуют организацию взаимодействия с названными органами посредством постоянного взаимного обмена информацией, совместного планирования проводимых мероприятий по розыску и т.п. При этом следователи и органы, осуществляющие оперативно-розыскные мероприятия, руководствуются Инструкцией об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД России от 15 мая! 993 года № 213.
§ 4. Меры по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого
Приостановление предварительного расследования по причине неустановления подлежащего привлечению в качестве обвиняемого лица в сущности означает признание, что следствие зашло в тупик и преступление раскрыть в установленный срок не удалось.
В связи со значительным количеством таких случаев (в наши дни приостанавливается производство примерно по половине всех возбужденных уголовных дел) уже давно идет поиск рациональных форм организации предварительного расследования с учетом опыта других стран и нашего отечественного.
Во избежание подобного рода тупиковых ситуаций, стремясь повысить уровень раскрываемости преступлений, предварительное (досудебное) производство в ряде стран мира обычно стараются конструировать таким образом, чтобы раскрытие преступлений и досудебное изобличение виновных осуществлялось полицией, которая в одних странах (к примеру, во Франции) именуется судебной, а в других (например, в ФРГ) — криминальной. У следователя или у соответствующего судьи обычно такое производство начинается после того, как полицией под надзором прокуратуры преступление будет раскрыто, найдено подлежащее привлечению в качестве обвиняемого лицо и собраны необходимые для преследования его перед судом материалы.
Аналогичная тенденция наметились в свое время после учреждения в 1860 году судебных следователей в дореволюционной России, а затем — и в Советской России (примерно до 1926 — 1927 гг.).
Действующее в наши дни законодательство, однако, в данном отношении устанавливает иной порядок. Оно после приостановления предварительного следствия в случае неустановления обвиняемого в сущности всю ответственность за раскрытие преступления и установление подлежащего привлечению к уголовной ответственности лица возлагает на следователя, обязывая именно последнего «принимать как непосредственно, так и через органы дознания меры к установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого» (ст. 197 УПК). А это в значительной мере «расхолаживает» органы дознания, в том числе при осуществлении установления и розыска обвиняемых.
Чтобы хоть как-то свести к минимуму негативные последствия сложившихся взаимоотношений между следователями и органами дознания, уголовно-процессуальный закон предусматривает ряд общих положений, призванных обеспечивать взаимодействие при установлении обвиняемых и их розыске. В частности, он предоставляет следователю право давать органам дознания поручения и указания (ч. 4 ст. 127 УПК); на органы дознания возлагается при этом обязанность продолжать «принимать оперативно-розыскные меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах» (ч. 4 ст. 119 УПК). Опираясь на эти положения закона, следователи стремятся организовать эффективное взаимодействие с соответствующими органами, систематически обмениваются информацией, совместно планируют и координируют принимаемые меры по раскрытию преступлений и розыску преступников. По наиболее сложным делам практикуется создание упоминавшихся выше следственно-оперативных групп, в состав
которых включаются и следователи, и оперативные работники соответствующих органов.
Тем не менее, уровень раскрываемости преступлений и обнаружения лиц, подлежащих привлечению к ответственности, продолжает оставаться крайне низким. Число приостановленных дел с нераскрытыми преступлениями год от года лавинообразно растет. Поэтому проблема совершенствования системы, организации органов, выявляющих и расследующих преступления, и их взаимодействия не утрачивает актуальности.
§ 5. Возобновление и прекращение приостановленного расследования
В соответствии с ч. 5 ст. 195 УПК приостановленное дело подлежит прекращению по истечении срока давности, установленного уголовным законом (ст. 78 УК).
Как известно, продолжительность такого срока по общему правилу зависит от того, к какой категории преступлений относит ст. 15 У К то преступление (преступления), по поводу которого (которых) ведется расследование. Из этого общего правила есть исключения, существенные для решения вопросов, связанных с прекращением производства по приостановленным делам. Коротко их суть заключается в следующем:
• течение срока давности, установленного в ст. 78 УК, приостанавливается, если «лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия». Оно (течение срока давности) восстанавливается с момента задержания этого лица или явки его с повинной;
• вопрос о применении сроков давности по приостановленному делу о преступлении, которое может быть наказано смертной казнью или пожизненным лишением свободы, решается только судом. Это означает, что приостановленные дела о такого рода преступлениях могут быть прекращены лишь после соответствующего судебного решения,
' приостановленное дело о преступлении против мира и человечества (ст.ст. 353, 356—358 УК) нельзя прекращать непосредственно следователю или прокурору, поскольку в соответствии с ч. 5 ст. 78 УК к названным преступлениям сроки давности не применяются. Данное положение УК, введенное в действие с 1 января 1997 года, не является новым: оно предусмотрено также Конвенцией о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 26 ноября 1968 года и ратифицированной СССР 1 1 марта 1969 года.
При исчислении сроков давности, по истечении которых происходит освобождение от уголовной ответственности, а следовательно и при решении вопроса о прекращении приостановленного уголовного дела важно иметь в виду то изъятие, которое предусматривается ст. 94 УК: в соответствии с
ним в отношении несовершеннолетних такого рода сроки сокращаются наполовину. Расследование по приостановленному уголовному делу возобновляется:
• когда отпадают основания для приостановления дела (обвиняемый, скрывающийся от следствия, найден и его участие в производстве по делу обеспечено; обвиняемый выздоровел и может участвовать в следственных действиях; лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, установлено и его реальное участие в следственных действиях обеспечено; получено решение Конституционного Суда РФ и препятствия дальнейшему производству по делу отпали);
• при возникновении необходимости дополнительных следственных действий, которые можно выполнить в отсутствие обвиняемого. В таких случаях возобновление производства оформляется мотивированным постановлением следователя или иного должностного лица, расследующего данное дело (ст. 198 УПК).
После выполнения необходимых следственных действий расследование вновь приостанавливается, если не отпали основания для приостановления и не истек указанный выше срок давности.
25 марта 1997 г., находясь в следственном изоляторе № 1, Сержантов в.П. тяжело заболел крупозным воспалением легких и помещен в больницу следственного изолятора. Факт тяжкого заболевания обвиняемого удостоверен главврачом этой больницы.
Принимая во внимание, что по делу выполнены все следственные действия, производство которых возможно в отсутствие обвиняемого, руководствуясь п. 2 ч.1 и ч. 4 ст. 195 УПК РСФСР,
постановил:
Производство по настоящему делу приостановить до выздоровления обвиняемого.
Следователь, старший лейтенант юстиции
ПОСТАНОВЛЕНИЕ о возобновлении предварительного следствия
23 мая 1997 г.
г. Энск
Иванов И. В. (подпись)
Примерные тексты процессуальных документов
ПОСТАНОВЛЕНИЕ о приостановлении предварительного следствия
г. Энск 26 марта 1997 г.
Следователь Следственного отдела Управления внутренних дел города Энска, старший лейтенант юстиции Иванов И.В., рассмотрев материалы уголовного дела № 254-95 по обвинению Сержантова Владимира Петровича в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 161 VK РФ,
установил:
20 марта 1997 г. Сержантову Владимиру Петровичу, 1976 г. рождения, было предъявлено обвинение в том, что он 15 марта 1997 г. примерно в 14 часов на рынке города Энска выхватил у гражданки Волковой М.И. дамскую сумочку, в которой находились 1 миллион 540 тысяч рублей и 750 американских долларов, т.е. в совершении преступления, предусмотренного ч. 1ст. 161 УКРФ.
252
Следователь Следственного отдела Управления внутренних дел г. Энска, старший лейтенант юстиции Иванов И.В„ рассмотрев материалы уголовного дела № 254-95 по обвинению Сержантова В.П. в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 161 УК РФ,
установил:
26 марта 1997 г. производство по настоящему делу было приостановлено в связи с тяжким заболеванием обвиняемого Сержантова В.П., который был помещен в больницу следственного изолятора.
Принимая во внимание, что сегодня из больницы получено сообщение о выздоровлении обвиняемого Сержантова В.П. и возможности его участия в производстве следственных действий, руководствуясь ст. 198 УПК РСФСР,
постановил:
Следователь, старший лейтенант юстиции
Производство по настоящему делу возобновить.
Иванов И.В. (подпись)
253
Нормативные источники
УПК—ст. II 8, ч. 4 ст. 119,4.3 ст. 124, ч. 4 ст. 127, ст. 128, ч. Зет. 129, ч. 3 ст. 132, ст.ст. 188, 195—198. Комментарий к УПК. Закон о Конституционном Суде — ст. 98.
Контрольные вопросы
1. Что такое приостановление производства по уголовному делу?
2. Какие правовые последствия порождает приостановление производства по уголовному делу?
3. По каким основаниям возможно приостановление производства по уголовному делу?
4. При каких условиях по каждому из оснований возможно приостановление уголовного дела?
5. Каков процессуальный порядок приостановления и возобновления приостановленного производства по уголовному делу?
6. Каковы процессуальные правила объявления и осуществления розыска обвиняемого?
7. Каков порядок установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, по приостановленному производству по уголовному делу?
8. При каких условиях приостановленное производство по уголовному делу подлежит прекращению?



ОГЛАВЛЕНИЕ