ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ
Во всех высших учебных заведениях юридического профиля уголовный процесс относится к числу основных учебных дисциплин. Его предназначение — дать изучающим необходимые сведения о том, как должно осуществляться производство по уголовным делам. Другими словами, речь идет о познании одного из важных направлений деятельности таких правоохранительных органов, как суд, прокуратура, органы следствия и дознания, ее пределов и порядка, а равно о тех правах и обязанностях, которыми обладают не только должностные лица этих органов, но и граждане, вовлекаемые в том или ином качестве в производство по уголовным делам.
Учебник написан коллективом авторов — профессорами и доцентами кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Его содержание в целом отражает требования программы, используемой в учебном процессе преподавателями и студентами этого факультета.
Как и во многих других учебниках, изданных в последние десятилетия, в данном учебнике «строительным материалом» служат имеющие отношение к предмету сведения о правовых предписаниях, практике их применения, а равно об устоявшихся и пользующихся широким признанием положениях, выработанных в доктринальных исследованиях отечественных ученых. Ав-торц, разумеется, стремились к тому, чтобы в поле зрения изучающих предмет оказались качественные и тщательно выверенные материалы, в первую очередь нормативные, почерпнутые из Конституции РФ, международных документов, действующего уголовно-процессуального и смежного с ним законодательства, судебных решений и относящихся к предмету подзаконных актов, в том числе тех, которые изданы после выхода в свет летом 1996 года первого издания.
Вместе с тем, в отступление от сложившихся традиций в написании учебников по уголовному процессу, они прибегли к некоторым приемам, которые ранее широко не использовались. Это проявилось в ряде положений:
— в подаче исторического материала. Наряду с общими сведениями об изложенных во второй главе учебника основных этапах развития уголовно-процессуального законодательства в целом, практически во всех других его главах есть данные об эволюции конкретных процессуальных институтов не только в последние десятилетия, но и в дореволюционный период российской истории, преимущественно тот, который начался после судебной реформы 1864 года;
— в изложении сведений об опыте решения конкретных процессуальных проблем в зарубежных странах. До настоящего времени учебники либо не содержали такого рода сведений, либо ограничивались тем, что в по-
следних главах давали весьма общую информацию по поводу построения уголовного судопроизводства в других странах. Как показывает опыт преподавания дисциплины, такая подача материала малоэффективна. Правильнее было бы излагать конкретные процессуальные институты российского уголовного процесса в сопоставлении с соответствующими институтами, сложившимися в других странах, на фоне наиболее специфических зарубежных вариантов их регламентации;
— в попытке изложить особенности производства в суде присяжных, по делам несовершеннолетних и частного обвинения не в отдельных главах, а одновременно с характеристикой соответствующих стадий судопроизводства или процессуальных институтов. . По замыслу авторов, параллельное изучение, скажем, судебного разбирательства в обычном суде и суде присяжных имеет свои преимущества. Оно стимулирует сравнительный подход к познанию данной стадии и дает более полное представление о ней;
— в разработке и включении практически во все главы схем, которые должны способствовать лучшему усвоению предмета;
— в оснащении каждой из глав специальными разделами, содержащими перечни нормативных источников по соответствующим вопросам. Такие перечни должны будут иметь необходимый методический эффект, а возможно, и практическое применение;
— во включении в большинство глав образцов процессуальных документов или их установленных форм. Вполне понятно, что все формы или образцы процессуальных документов изложить в учебнике невозможно. Поэтому пришлось ограничиться приведением лишь тех, которые по мнению авторов можно было бы считать основными для соответствующих этапов судопроизводства;
— в составлении и приложении библиографии учебно-методических изданий и основных монографических исследований, изучение которых по рекомендации преподавателей поможет углубленному изучению уголовного процесса. Библиография должна также быть определенным подспорьем при подготовке курсовых и дипломных работ.
Авторы выражают надежду, что попытка придать учебнику по уголовному процессу новый облик, оснастить его «непривычными» материалами и использовать нетрадиционные приемы их изложения будет полезной не только для преподавания и усвоения уголовного судопроизводства и его институтов, но и послужит определенным стимулом к дальнейшему совершенствованию учебников. Ждем Ваши замечания и предложения.
Нормативный материал в учебнике приведен по состоянию на 15 сентября 1997 года.
Сентябрь 1997 г. Профессор К. Ф. Гуценко
Глава 1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА
§ 1. Деятельность по борьбе с преступностью, ее основные формы
Обеспечение законности и укрепление правопорядка охватывают, как известно, широкий спектр осуществляемых государством мероприятий. Это и социально-экономические преобразования, и меры политического характера, и воспитательно-профилактические усилия, в том числе поощрение соответствующих общественных и религиозных объединений, и применение принуждения в отношении лиц, не желающих считаться с требованиями закона и иных правовых актов.
В системе мероприятий такого рода всегда одно из центральных мест занимала деятельность по борьбе с преступностью. И это естественно: преступления — общественно опасные посягательства на права и свободы личности, правомерные интересы общества и государства. Они причиняют значительно больший вред гражданам, государственным и негосударственным организациям, в целом нормальному развитию общественных отношений, чем иные правонарушения. По мере небывалого увеличения степени их опасности и количества преступность приобретает очертания все более угрожающего социального явления, вызывающего растущую тревогу не только у населения, но и у политиков всех уровней. В связи с этим деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию преступлений, применению установленных законом мер воздействия в отношении виновных в их совершении, ее организация и эффективность — объект повышенного внимания всех ветвей государственной власти, всесторонней правовой регламентации, поисков путей совершенствования.
В соответствии с действующим законодательством такую деятельность можно условно подразделить на несколько тесно взаимосвязанных основных форм — оперативно-розыскные мероприятия, расследование (дознание и предварительное следствие), правосудие, реализация (исполнение) итоговых судебных решений по уголовным делам (приговоров). Близко к этим формам примыкают разведка и контрразведка, в ходе которых возможно выявление сведений о совершенных, совершаемых или намечаемых к совершению преступлениях.
Естественно, среди названных форм деятельности следовало бы особо выделять правосудие. Оно является одним из основных направлений (функций) правоохранительной деятельности и одновременно полномочий судебной власти. При его осуществлении судам принадлежит решающее и обязательное для всех слово. Они по сути контролируют законность и обоснованность всего, что сделано по конкретному уголовному делу другими органами.
Закон четко определяет государственные органы, несущие ответственность за реализацию конкретных форм деятельности по борьбе с преступностью:
правосудие осуществляюттолькосуды;
предварительное следствие— следственный аппарат прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и федеральной службы налоговой полиции;
дознание— милиция и другие органы и должностные лица, названные в ст. 1 17 УПК;
оперативно-розыскную деятельность— оперативные подразделения органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, федеральной службы налоговой полиции, федеральной службы охраны, федеральной пограничной службы) таможенных органов, Службы внешней разведки РФ, а также органов внешней разведки Министерства обороны РФ и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ (см. ст. 13 Закона об оперативно-розыскной деятельности);
разведку и контрразведку — соответствующие подразделения федеральной службы безопасности и внешней разведки;
исполнение приговоров—преимущественно учреждения внутренних дел, а по некоторым вопросам— и другие органы, в том числе учрежденная в 1997 году служба судебных приставов.
Что касается прокуратуры, то она, осуществляя в тех или иных формах прокурорский надзор за законностью действий всех перечисленных органов (кроме судов), расследуя уголовные дела и поддерживая обвинение в судах, тоже вносит свой вклад в борьбу с преступностью.
Перечень органов и наименование форм деятельности в сфере борьбы с преступностью сами по себе говорят многое об их значимости и ответственности. Нетрудно представить себе, какие негативные последствия могут наступить в первую очередь для граждан в случае злоупотреблений, совершения незаконных, необоснованных и несправедливых действий названными органами. Поэтому закон тщательно регламентирует их организацию и цеятельность.
§ 2. Упорядоченность действий при производстве по уголовным делам, его стадии
Особо тщательной регламентация является для деятельности судов, органов дознания, следствия и прокуратуры, ибо суды вершат правосудие, принимая, как отмечено выше, ответственные и общеобязательные итоговые решения (приговоры), а органы прокуратуры, следствия и дознания непосредственно готовят материалы конкретных уголовных дел к рассмотрению в судах. Такая деятельность, поскольку она таит в себе угрозу применения в отношении граждан весьма строгих мер государственного принуждения, предусмотренных уголовно-
процессуальным и уголовным законодательством, не может осуществляться произвольно, по усмотрению тех или иных должностных лиц.
Для нее установлены подсказанные многолетним опытом и закрепленные преимущественно в законодательном порядке правила. Например, лицо, производящее дознание, или следователь не имеют права, каким бы ясным и бесспорным ни казалось им дело, признать обвиняемого виновным в совершении преступления и назначить ему меру наказания. В любом случае, когда речь заходит о расследовании преступления и привлечении кого-то к уголовной ответственности, досконально изучается вопрос о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела. После возбуждения собираются доказательства, подтверждающие или опровергающие виновность конкретного лица в совершении преступления, и этому лицу предоставляется возможность защищаться от предъявленного обвинения. Сначала такую деятельность осуществляют следователь или лицо, производящее дознание, под надзором прокурора, проверяющего законность и обоснованность их действий, а затем — суд, который, проверив собранные доказательства, принимает решение по вопросу о виновности или невиновности подсудимого и применении или неприменении к нему меры наказания.
Другими словами, вся деятельность такого рода осуществляется в определенном порядке, с соблюдением установленной процедуры (процесса). Поскольку она возникает и протекает в связи с применением уголовного закона, ее принято именовать уголовным процессом'.
Характеристика уголовного процесса (уголовного ' судопроизводства) будет неполной, если о нем сказать лишь то, что он представляет собой деятельность, осуществляемую правоохранительными органами в определенном порядке и в связи с применением уголовного закона. Существенным моментом для такой деятельности является так же то, что она состоит не просто из совокупности, а из системы упоряяоченных (предпринимаемых с соблюдением установленной процедуры) действий. Система эта подразделяется на конкретные этапы — стадии, через которые должно проходить производство, как правило, по всем уголовным делам.
К таким стадиям относятся (см. схему 1): возбуждение уголовного дела; предварительное расследование (протокольная форма подготовки материалов, дознание и предварительное следствие); назначение судебного заседания; судебное разбирательство; кассационное производство; исполнение приговора. Наряду с этими стадиями уголовно-процессуальное законодательство предусматривает еще две — производство в надзорной инстанции и возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Последние принято считать исключительными, поскольку совершаемые в этих стадиях
Надо иметь в виду, что в действующем законодаггедьстве, регламентирующем производство по уголовным делам, а равно в юридической литературе, в том числе учебной, наряду с термином «уголовный процесс» употребляется и другой — «уголовное судопроизводство». Несмотря на словесное различие, этими терминами обозначается одно и то же понятые
процессуальные действия предпринимаются только после того, как приговор вступил в законную силу и определенное законом должностное лицо внесет протест в соответствующую судебную инстанцию или даст заключение о необходимости возобновления дела в связи с вновь открывшимися обстоятельствами.
Схема 1 Стадии уголовного процесса
Возбуэвдение уголовного дела f
Предварительное расследование (предварительное следствие и дознание)
Назначение судебного заседа-нря
Судебное разбирательство
r
Производство в кассационной инстанции (проверка законности и обоснованности приговоров и иных судебных решений, не вступивших в законную силу)
Исполнение приговоров
исключительные стадии по проверке законности и обоснованности приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу
Производство в надзорной инстанции
Производство по вновь открывшимся обстоятельствам
Все стадии объединяются едиными задачами и принципами. Вместе с тем, как это будет видно в соответствующих главах учебника, каждая ста-дия'имеет свои конкретные цели, свой круг процессуальных действий и их участников. Например, при назначении судебного заседания проверяется достаточность оснований для рассмотрения дела в судебном заседании и совершается ряд действий, способствующих тому, чтобы это заседание происходило в условиях, которые отвечают интересам наиболее полного, всестороннего и объективного исследования материалов дела. При проверке достаточности оснований для рассмотрения дела в судебном заседании выясняется, в частности, подсудно ли дело данному суду, содержит ли деяние, вменяемое в вину обвиняемому, состав преступления, соблюдены ли при' возбуждении дела, производстве дознания или предварительного следствия требования уголовно-процессуального законодательства, имеются ли неудовлетворенные ходатайства, в каком составе суда должно рассматриваться дело и т.д. При намечающемся рассмотрении дела с участием присяжных на стадии назначения судебного заседания соблюдаются некоторые дополнительные правила (проводится предварительное слушание с участием сторон и т.д.). Все это в конечном счете способствует выполнению задач уголовного судопроизводства в целом.
Сложившаяся к настоящему времени система стадий уголовного процесса ранее подвергалась ряду изменений. К примеру, нынешняя стадия назначения судебного заседания с дореволюционных времен до 1992 года называлась преданием суду. Выло время, когда такая стадия, как производство в надзорной инстанции не выделялась как самостоятельная. Не исключены, в связи с идущей в наши дни судебной реформой, и иные корректировки.
Российский подход к определению системы стадий уголовного процесса не является единственно возможным. В мире существуют и иные решения. Наиболее значительным своеобразием отличаются системы стадий (этапов) уголовного судопроизводства в так называемых англосаксонских странах. Там не принято выделять, в частности, стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, а равно дифференцировать стадии, связанные с проверкой законности и обоснованности приговоров и иных решений по уголовным делам. В большинстве стран данной группы уголовный процесс обычно подразделяется на стадии досудебного производства, предварительного рассмотрения дела в суде, судебного разбирательства, апелляционного производства и исполнения приговора.
Кое-где высказывается мнение о существовании более дробной системы стадий (этапов) уголовного судопроизводства. Например, в одном из весьма популярных учебников для американских юридических учебных заведений приводится перечень стадий (этапов) уголовного процесса из 17 наименований: 1. Получение информации о преступлении и ее регистрация. 2. Пре-дарестное расследование (проверка данных о состоявшемся или предполагаемом преступлении). 3. Арест. 4. Оформление ареста. 5. Собирание данных после произведенного ареста. 6. Принятие решения об обвинении. 7.
Представление дела в суд. 8. Первая явка подозреваемого (обвиняемого) в суд. 9. Предварительное слушание дела в суде. 10. Проверка дела большим жюри присяжных. II. Регистрация в суде обвинительного акта или информации о совершенном преступлении. 12. Выявление мнения обвиняемого об обвинительном заключении или информации о совершенном преступлении. 13. Ходатайства, заявляемые до начала судебного разбирательства. 14. Разбирательство дела по существу предъявленного обвинения. 15. Определение меры наказания. 16. Обжалование (апелляция). 17. Рассмотрение судом вопросов после вступления приговора в законную силу.
Однако такая структура не является абсолютно обязательной для всех категорий дел и для всех случаев. Скажем, дела о менее опасных преступлениях разбираются в упрощенном порядке, в котором отсутствуют многие из перечисленных стадий. Кроме того, по делам об опасных преступлениях некоторые стадии являются факультативными (через них дело проходит только при определенных обстоятельствах, в частности при наличии ходатайства какой-то из сторон).
§ 3. Круг лиц, участвующих в производстве по уголовным делам: отношения ме-жду ними
Уголовный процесс охватывает не только систему выполняемых в определенном порядке действий (деятельность) компетентных государственных органов — суда и органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, а также соответствующих должностных лиц (дознавателей, следователей, прокуроров и судей).
В деятельности, связанной с производством по уголовному делу, могут принимать участие и и н ы е лица— обвиняемые (подозреваемые, подсудимые), их защитники, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики, их представители, переводччки и другие. По закону они именуются участниками процесса. Им, как будет подробно показано в последующих главах учебника, предоставлена возможность совершать определенные процессуальные действия. Соответственно этому они наделяются конкретными правами и обязанностями. Например, адвокат, выступающий в роли защитника, обязан использовать все указанные в законе средства и способы защиты в целях выяснения обстоятельств, оправдывающих обвиняемого или смягчающих его ответственность, и оказывать ему необходимую юридическую помощь. В то же время адвокату-защитнику дано право иметь свидания с обвиняемым, которого он защищает, знакомиться со всеми материалами еще до разбирательства дела в суде и выписывать из них необходимые сведения, заявлять ходатайства, представлять доказательства и т.д.
В производство по уголовным делам, наряду с теми, кого называют участниками, вовлекаются идругие лица, как правило, те, кто призван оказывать содействие в выявлении, фиксации и оценке доказательств (эксперты, специалисты, свидетели, понятые, педагоги — по делам несовершеннолетних и др.), а также представители общественных объединений
д трудовых коллективов (народные заседатели, общественные обвинители и здщитники). Они также наделены определенными процессуальными правами и обязанностями.
В ходе выполнения каких-либо действий, связанных с производством по конкретному уголовному делу, между названными должностными лицами правоохранительных и других государственных органов, представителями общественных объединений и трудовых коллективов, гражданами возникает множество разнообразных правовы х (процессуальных) отношений. К примеру, суд, установив существенные нарушения уголовного процессуального закона, допущенные органами дознания или предварительного следствия, вправе направить данное дело прокурору для дополнительного расследования. Последний в таком случае обязан произвести расследование лично или поручить это органу дознания или следователю. Защитник во время судебного разбирательства вправе задавать относящиеся к рассматриваемому делу вопросы свидетелю, а он обязан отвечать на них.
В целом отношения такого рода, реализуемые через осуществление прав и обязанностей субъектов уголовного судопроизводства, — весьма существенный компонент того, что принято именовать уголовным процессом.
Важным для определения понятия уго-§ 4. Значение правовой ловного процесса является также то обстоя-
регламентации тельство, что вся деятельность и все отношения, связанные с производством по уголовным делам, детально регламентируются предписаниями уголовно-процессуального права (характеристику его источников см. в главе 2 учебника). Они определяют, как правило, целесообразный и объективно апробированный временем и опытом порядок (процедуру) производства конкретных действий или их последовательность (систему), а также права и обязанности их участников.
Именно такая регламентация позволяет, с одной стороны, обеспечивать строгое соответствие закону, обоснованность и высокую эффективность деятельности по выявлению и раскрытию преступлений, изобличению виновных, справедливому применению к ним предусмотренных законом мер уголовного наказания или иного воздействия, а с другой — последовательно добиваться неуклонного осуществления прав и обязанностей лиц, участвующих в производстве по уголовным делам, ограждать их от злоупотреблений и некомпетентности.
§ 5. Понятие уголовного процесса, его основные варианты
Сказанное дает основание для вывода о том, что понятием уголовного процесса охватывается как деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, имеющая определенные порядок и систему, так и отношения, возникающие в связи с такой деятельностью между всеми, кто в той или иной мере вовлечены в нее. И такие деятельность и отноше-
ния протекают не произвольно, не по чьему-то усмотрению, а в соответствии с предписаниями уголовно-процессуального закона и иных правовых актов, установленным ими порядком.
Схема 2 Содержание и задачи уголовного процесса
Непосредственные
Быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден
Общесоциальные Защита личности — ее прав и свобод; общества — его материальных и культурных ценностей; государства — его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности
12
Таким образом, уголовный процесс — это осуществляемая в установленных законом и иными правовыми актами пределах и порядке деяяельность (система действий) наделенных соответствующими полномочиями государственных органов по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений, установлению лиц, виновных в их совершении, и применению к ним мер уголовного наказания или иного воздействия, а также возникающие в свяяи с этой деятельностью правовыы отношения между органами и лицами, участвующими в ней (см.
схему 2).
В данном определении отражен наиболее распространенный среди современных отечественных юристов взгляд на содержание уголовного процесса. Однако такой взгляд не исключает возможность существования других. При изучении литературы, в том числе учебной, можно столкнуться с множеством вариантов определения. Их насчитывается, пожалуй, столько, сколько было авторов, бравшихся за уяснение сущности и содержания уголовного процесса. И понять это вполне можно: каждому из них хотелось бы привнести в определение что-то свое, оригинальное, продемонстрировать творческий подход к решению одной из центральных проблем теории и
практики уголовного процесса. Однако чаще всего выдаваемых определениях внимание привлекается к
трем основныы элементам:
1. Деятельности (системе упорядоченных действий) четко определенных в законе государственных органов, их должностных лиц и лиц, называемых
участниками процесса.
2. Отношениям (правоотношениям), возникающим в ходе осуществления деятельности (производства по уголовным делам). 3. Обязательной и тщательной правовой регламентации деятельности и
возникающих на ее основе отношений.
Одни авторы исходят из того, что содержание уголовного процесса следовало бы раскрывать, используя, подобно тому, как это сделано выше, комплексно все три приведенные элемента, другие — делают акцент на каком-то одном из этих элементов, скажем, на уголовно-процессуальных отношениях (правоотношениях) либо на деятельности.
Не отличаются единообразием и определения зарубежных авторов. Среди них тоже практически невозможно найти хотя бы два определения, полностью похожие друг на друга, а тем более — на те, которыми пользуются российские юристы. Например, немецкие юристы в большинстве своем склоняются в наши дни к тому, что уголовный процесс — это урегулированное законом движение уголовного дела с целью постановления приговора. Другими словами, они не считают важными элементами уголовного процесса деятельность (систему действий) и возникающие на ее основе правоотношения.
13
Еще большим разнообразием отличаются определения уголовного процесса, которыми пользуются юристы в англосаксонских странах. И у них трудно обнаружить одинаковые истолкования сути и содержания уголовного процесса. Можно говорить лишь о преобладающих тенденциях. Как отметил один американский профессор-юрист, обобщивший типичную для его соотечественников практику истолкования понятия уголовного процесса, сущность последнего они чаще всего определяют с помощью терминов «спор», «борьба», «соревнование», «состязание» или даже «сражение», а правила ведения этих «споров», «борьбы» и т.д.—с помощью спортивных либо военных выражений: «тактические преимущества обвинителя», «признать свою вину — значит сдаться» и т.д., и т.п. За таким подходом скрывается давно установившаяся традиция считать конкретное уголовное дело спором между государством и лицом, привлекаемым к ответственности, по поводу предъявленного обвинения. Еще со времен средневековой Англии уголовные дела принято именовать, к примеру, так: «Король против Смита», «Королева против Джонса», «США против Харрисона», «Штат Иллинойс против Фаста».
§ 6. Задачи (цели) уголовного процесса
Для характеристики содержания уголовного процесса имеет существенное значение то, как формулируются его задачи
(цели). Чтобы получить более или менее четкое представление по данному поводу, нужно обратиться прежде всего к сказанному в ст. 2 УПК. При ее анализе нетрудно убедиться в том, что законодатель, формулируя задачи (цели) уголовного процесса (судопроизводства), сгруппировал их в два блока (см. схему 2). Один из них можно было бы назвать задачами непосредственными (см. ч. 1 названной статьи УПК), то есть теми, которые должны выполняться в ходе производства по конкретным делам, а другой — общесоциальными (см. ч. 2 этой же статьи УПК).
Относительно задач (целей) первого из названных блоков законодатель требует от осуществляющих производство по уголовным делам органов, чтобы они обеспечивали по каждому делу:
• быстрое и полное раскрытие преступления;
• изобличение виновных;
• правильное применение закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. Среди задач (целей) второго блока в ч. 2 ст. 2 УПК названы положения, явно не отвечающие сложившимся к настоящему времени реалиям. В связи с этим, при определении задач уголовного процесса такого рода, было бы целесообразно ориентироваться на предписания, содержащиеся в ст.ст. 1 и 10 Закона о безопасности. В соответствии с ними все государственные органы, в том числе те, которые осуществляют производство по уголовным делам, обязаны обеспечивать защиту:
прав и свобод личности;
материальных и духовных ценностей общества; конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства.
§ 7. Уголовно-процессуальное право, его нравственные основы
Понятие уголовного процесса тесно связано с понятием уголовно-процессуального права. Под ним принято понимать совокупность норм, правил поведения, санкционированных государством и предназначенных для регламентации производства по уголовным делам (о его источниках см. главу 2 учебника). Оно является одной из многочисленных отраслей, на которые распадается право в целом.
Наиболее близко данная отрасль права примыкает к уголовному праву, поскольку она определяет порядок реализации мер воздействия, устанавливаемых за совершение преступлений. Содержание многих норм уголовно-процессуального права непосредственно зависит от уголовно-правовых предписаний (представления о понятии преступления и его составе предопределяют подход к уголовно-процессуальной формулировке предмета до-казывания по уголовным делам; концепция вменяемости или невменяемости лица, привлекаемого к уголовной ответственности, существенно воздействует на порядок применения принудительных мер медицинского характера; предписания об основаниях освобождения от уголовной ответственности в значительной мере положены в основу правил прекращения уголовных дел и т.д.).
Уголовно-процессуальные нормы по своему содержанию и назначению имеют связь с нормами и других отраслей права — уголовно-исполнительного, гражданского процессуального, административного, гражданского, международного и прочих. Она проявляется во многом: вопросы возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, должны решаться в тесной увязке с правилами, содержащимися в гражданском законодательстве; с этим же законодательством подлежит согласованию взыскание в полэзу потерпевших от преступлений денежных компенсаций за моральный вред; нормы административного права призваны содействовать преодолению некоторых негативных явлений, связанных с производством по уголовным делам (например, проявлений неуважения к суду, воспрепятствованию выполне-ния_гражданами функций присяжных заседателей); вопросы судебного контроля за законностью и обоснованностью задержания по подозрению в совершении преступления, выдачи преступников по требованию иностранных государств, выполнения просьб зарубежных правоохранительных органов и некоторые иные решаются с соблюдением норм международного права. Связь уголовно-процессуального права с другими отраслями права можно проследить и по ряду иных направлений.
Прослеживается также тесная связь уголовно-процессуальных норм с неписаными нормами морали, соответствующими общечеловеческим ценностям, представления о которых формировались на протяжении всей истории человечества. Отражение, учет такого рода неписаных норм в конкретных нормах уголовно-процессуального права и принято называть его нравственными началами.
Их можно обнаружить во многих предписаниях данной отрасли права. К примеру, презумпция невиновности, как известно, требует, чтобы каждый считался невиновным до того момента, когда обвинительный судебный приговор вступит в законную силу. И это вполне соответствует общепринятому положению о том, что человек должен считаться добропорядочным пока не будет установлено- иное. В обыденном общении культурных людей проявлением крайнего неприличия признаны тайное подслушивание чьих-то разговоров, ознакомление с частными письмами и другими сообщениями либо подглядывание за чьими-то поступками. С учетом этого уголовно-процессуальное законодательство вслед за конституционным устанавливает особые правила производства некоторых следственных действий.
Нравственные начала, как будет видно по материалу многих глав учебника) лежат в основе практически всех установленных уголовно-процессуальным законодательством запретов, например: применять незаконное (а значит и аморальное) воздействие) в том числе проявляющееся в насилии, угрозах его применения или недопустимом ином психическом давлении в отношении лиц, подвергаемых допросу; понуждать к даче показаний против самого себя, своего супруга или близких родственников, к разглашению тайны исповеди или адвокатской тайны; совершать во время производства по уголовным делам действия, унижающие достоинство личности либо представляющие угрозу жизни и здоровью людей; включать в оправдательный приговор сведения, порочащие доброе имя оправданного.
При характеристике уголовного процесса важно иметь в виду и то, что нравственные требования предъявляются не только к содержанию процессуальных норм, зафиксированных в законе, но и к практике их применения, к тому, как они должны реализоваться. Многовековой человеческий опыт — свидетельство того, что именно в сфере уголовного судопроизводства распространено «сосуществование» внешне пристойных правил, декларируемых в законах, и непристойной (аморальной) практики их применения.
Для сведения хотя бы к минимуму этого явления и создания условий, препятствующих распространению осуждаемых общепризнанными нормами морали способов применения уголовно-процессуальных правил производства судебных и следственных действий, на международном уровне и во многих странах) в том числе в России, в последние десятилетия довольно активно предпринимаются соответствующие усилия. К их числу можно было бы отнести прежде всего принятие в рамках международного сотрудничества в области ррав человека ряда авторитетных документов.
Среди них следовало бы назвать прежде всего Всеобщую декларацию прав человека) одобренную Генеральной Ассамблеей ООН еще 10 декабря 1948 года, в ст. 5 которой записано: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию». Эта идея полностью поддержана в Международном пакте о гражданских и политических правах человека (ст. 7), являющемся юридически обязательным документом для стран, ратифицировавших его, и действующем с 1976 года. Она поддержана и развита во вступившей в'силу 26 июня 1987 года Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В последнем из названных документов выражено одинаково негативное отношение как к пыткам, так и к «жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания». Об этом недвусмысленно сказано в ч. 1 ст. 16 названной Конвенции: «Каждое Государство-участник обязуется предотвращать на любой территории, находящейся под его юрисдикцией, другие акты жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания, которые не подпадают под определение пытки, содержащееся в статье 1 (Конвенции.— К.Г.), когда такие акты совершаются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия...».
Эта линия выдерживается в ряде других международных документов. Например, в ст. 5 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, одобренного резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1979 года и адресованного «должностным лицам, которые обладают полицейскими полномочиями», не менее резко осуждается, наряду с пытками, также бесчеловечное и унижающее достоинство человека обращение с ним.«Ни одно должностное лицо по поддержанию правопорядка,— говорится в этой статье,— не может осуществлять, подстрекать или терпимо относиться к любому действию, представляющему собой пытку или другие жестокие) бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания, и ни одно должностное лицо по поддержанию правопорядка не может ссылаться на распоряжения вышестоящих лиц или такие исключительные обстоятельства, как состояние войны или угроза войны) угроза национальной безопасности, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение для оправдания пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания».
Столь же негативно относится международное сообщество к злоупотреблениям, связанным с безнравственностью при производстве по уголовным делам, и в тех случаях) когда они допускаются с участием представителей учреждений, не относящихся к правоохранительным. Об этом свидетельствует, скажем, одобренный тоже Генеральной Ассамблеей ООН 18 де-
кабря 1982 года документ — Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. «Работники здравоохранения, особенно врачи,— говорится в принципе 2 данного документа,— совершают грубое нарушение медицинской этики, а также преступление, в соответствии с действующими международными документами (имеется в виду упомянутая Конвенция против пыток.— К.Г.), если они занимаются активно или пассивно действиями, которые представляют собой участие или соучастие в пытках или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения или наказания, или подстрекательство к их совершению, или попытки совершить их».
Давний и стабильный курс) взятый в рамках международного сотрудничества в области прав человека, естественно, был поддержан и нашим государством. Оно, как известно, поддержало идею разработки названных документов, принимало активное участие в ней и ратифицировало их в числе первых государств, возложив тем самым на себя обязательство точного и неуклонного соблюдения предусмотренных в них норм. Это проявилось прежде всего в правотворчестве. К примеру, ст. 21 Конституции РФ гласит следующее:
«1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам) насилию) другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам».
Шагом, который должен сыграть позитивную роль в обеспечении нравственных начал в деятельности судов, вполне может стать одобренный 21 октября 1993 года Всероссийским съездом судей Кодекс чести судьи РФ. «В своей деятельности,— говорится в ч.1 ст. 1 этого Кодекса)— судья обязан руководствоваться наряду с Конституцией и другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации, общепринятыми нормами нравственности и правилами поведения, способствовать утверждению в обществе уверенности и справедливости, беспристрастности и независимости суда». Эта же ориентация выдерживается и в ч.4 ст. 2 Кодекса. «Судья,— сказано в ней,— должен проявлять терпение) вежливость, тактичность и уважение к участникам судебного разбирательства и другим лицам, с которыми общается при исполнении служебных обязанностей. Этого же судья должен требовать от работников аппарата суда».
Надо полагать, что со временем аналогичные документы будут разработаны и одобрены с целью использования их лицами, ведущими оперативно-розыскную деятельность и дознание, следователями и прокурорами. И это в определенной мере должно будет благоприятно сказаться на нравственных
основах правоприменения в конкретных областях, связанных с производством по уголовным делам.
§ 8. Формы уголовного процесса
Путь к современному пониманию сути уголовного судопроизводства был долгим и непростым. С учетом исторических условий
в целом) а равно многих факторов, действовавших в конкретных странах (этнические, культурные, религиозные, экономические и другие особенности их развития)) складывались неодинаковые представления о том) как должны решаться узловые вопросы производства по уголовным делам. К примеру, такие вопросы, как процессуальное положение обвиняемого и обвинителя, роль судьи и суда при разбирательстве уголовного дела, последовательность совершения процессуальных действий) определение цели и содержания доказывания, оценки доказательств и т.п. Все это и предопределило неоднородность форм процесса. • Принято различать четыре основные формы уголовного процесса, складывавшиеся и развивавшиеся в разное время: обвинительный, розыскной (инквизиционный), состязательный и смешанный процессы.
Обвинительный процесс, возникший еще в период рабовладения) наиболее полное развитие получил на первых этапах существования феодального общества. Характерной его чертой было признание особого положения обвинителя) в качестве которого обычно выступало лицо, потерпевшее от преступления. От его воли зависело возбуждение и прекращение дела. Система доказательств, сложившаяся под большим влиянием религиозных воззрений того времени) включала в себя клятвы) поединки и различного рода испытания (огнем, водой, раскаленным железом и т.д.).
Розыскной ( и нквизиционн ы и )процес с, возникший, как и обвинительный, в недрах рабовладельческого общества, достиг своего наиболее широкого распространения в эпоху абсолютизма. По его правилам судья одновременно должен был выполнять также функции следователя) обвинителя и в какой-то мере защитника. Обвийяемый был лишен возможности защищаться. Он считался не субъектом (участником) процесса) а его объектом. Типичной для такого процесса была система так называемых формальных доказательств, которая проявлялась прежде всего в строгой регламентации действий по оценке доказательств. Многочисленные доказательственные правила устанавливали, например, что признание обвиняемым своей вины — «царица доказательств», что женщине нужно верить меньше, чем мужчине, бедному — меньше чем богатому. Пытки не считались недопустимым методом получения доказательств (см. также § 1 главы
7 учебника).
Состязательный процесс, развившийся из обвинительного и получивший наибольшее распространение в государствах с так называемой англосаксонской системой права) базируется на исходном положении о том)
что процесс — это происходящий в суде спор между государством и гражданином, совершившим преступление, что в таком споре обе стороны наделены равными юридическими возможностями. Априорно считается, что суду здесь отводится роль «бесстрастного арбитра», наблюдающего за тем, как соблюдаются правила спора и кто его выиграл. Оценка доказательств ставится в зависимость от внутреннего убеждения судей при сохранении некоторых элементов формальных доказательств (придание особого значения признанию обвиняемым своей вины, нормативная фиксация критериев допустимости доказательств, «стандартов доказывания>)и т.д.). Исторически эта форма процесса начала формироваться в Англии. Затем ее восприняли в бывших английских колониях, где она в общих чертах существует и в наши дни (например, в США, Канаде, Австралии).
Смешанный процесс получил свое наименование благодаря тому, что в нем оказались как бы смешанными некоторые элементы инквизиционного процесса на досудебных стадиях (почти полное отсутствие гласности, ограниченные возможности обвиняемого защищаться, письменность производства и т.д.) и состязательности в суде (публичность заседаний, обеспечение права подсудимого защищаться самому и иметь защитника, оценка доказательств судьями, как правило, по внутреннему убеждению и др.). Его основы заложены Уголовно-процессуальным кодексом Франции 1808 года, а затем были развиты в законодательстве других стран (преимущественно континентальной Европы, в частности, Германии, Италии, Австрии) Бельгии).
Российский уголовный процесс после судебной реформы 1864 года сформировался и развивался впоследствии под значительным влиянием того, что существовало в странах континентальной Европы. Его вполне можно относить к смешанной форме, хотя, естественно, под воздействием различного рода «домашних» факторов он по ряду положений имеет свои особенности и не тождествен полностью, скажем, французскому или германскому.
4
§ 9 Основные ^ уяс^и^ сущности уголовного уголовно-процессуальные процесса (судопроизводства) важно иметь понятия также представление о некоторых других категориях:
-уголовно-процессуальные отношения (правоотношения).
Как отмечено выше, в связи с производством по уголовному делу между всеми, кто участвует в нем, возникают какие-то взаимоотношения, которые реализуются не произвольно, а в определенном порядке, устанавливаемом нормами уголовно-процессуального права. В силу этого они именуются уголовно-процессуальными отношениями (правоотношениями ). Основная их особенность состоит в том, что хотя бы одним из их участников должны
быть государственный орган (суд, прокуратура, орган следствия или дознания) либо его должностное лицо. В отечественной юридической литературе есть немало иных истолкований данной категории;
•процессуальная форма.
Эта категория тоже имеет немало истолкований. Чаще всего под ней понимают порядок производства процессуальных действий (например, обыска, допроса, экспертизы, прекращения или возбуждения дела, направления его в суд, назначения судебного заседания и т.д.). Соблюсти процессуальную форму — значит выполнить установлейные законом требования (к примеру, получить санкцию прокурора или согласие судьи на обыск, ознакомить обвиняемого с постановлением о назначении экспертизы, представить ему при окончании расследования все материалы, отразить в протоколе допроса суть имеющих отношение к делу сведений, сообщенных свидетелем). Соблюдение формы — одно из условий законности производства по уголовному делу;
*уголовно-процессуальные функции.
Под ними принято понимать основные направления деятельности, осуществляемой в рамках уголовного судопроизводства. К ним относятся: расследование, обвинение, защита, разбирательство дела в суде. В виде общего правила первая из этих функций принадлежит органам дознания или предварительного следствия, вторая — прокуратуре, третья — обвиняемому и его защитнику, четвертая — суду. Но из этого общего правила имеются исключения. Например, закон допускает возможность производства предварительного следствия прокурорами и они иногда пользуются ею; по так называемым делам частного обвинения в качестве обвинителей выступают обычно граждане-потерпевшие; если в ходе предварительного следствия выявляется непричастность данного обвиняемого к расследуемому преступлению, то решение по существу может быть принято следователем, который прекращает дело в отношении этого лица;
•процессуальные гарантии.
В широком смысле слова гарантиями принято считать средства, обеспечивающие реализацию чего-то. Когда о гарантиях говорят юристы, то имеют в виду средства, обеспечивающие претворение в жизнь каких-то правовых предписаний. Можно, к примеру, заботиться об обеспечении права на труд, на образование, на наследование имущества, на свободу предпринимательства. При производстве по уголовным делам, естественно, в центре внимания находятся те средства, которые установлены уголовно-процессуальными нормами для осуществления задач уголовного судопроизводства, в первую очередь защиты прав и законных интересов лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Эти средства и следовало бы считать уголовно-процессуальными гарантиями;
•уголовно-процессуальные акты.
Актами такого рода признают документальное оформление того, что происходит при производстве по уголовному делу. Речь может идти об оформлении (описании) хода какого-то следственного или судебного действия и его результатов. В таких случаях обычно говорят о протоколах (допроса, очной ставки, опознания, осмотра и т.д.). Ко второй группе актов относятся те, в которых фиксируются принимаемые в ходе производства решения должностных лиц (постановления, санкции, определения, приговоры).
§ 10. Уголовный процесс и правосудие, их соотношение
Уголовный процесс — вид деятельности, который, как сказано выше, тесно связан с правосудием, но не тождествен ему (см. схему 3). Их сходство заключается, в
частности, в том^ что одним из отличительных признаков правосудия является разбирательство в судебных заседаниях уголовных дел и такое разбирательство должно протекать в полном соответствии с предписаниями уголовно-процессуального закона.
Но между ними есть и существенные различия: уголовный процесс охватывает деятельность не только суда, но и органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, а правосудие — разбирательство и разрешение не только уголовных, но и гражданских дел, в том числе арбитражных. Уголовный процесс — это деятельность (точнее, порядок ее осуществления), урегулированная уголовно-процессуальным правом, в то время как юридическая основа правосудия несколько шире. Она включает в себя нормы всех отраслей права, которыми должен руководствоваться суд при рассмотрении и решении уголовных и гражданских (арбитражных) дел, то есть не только нормы уголовно-процессуального законодательства, но и нормы гражданского, гражданского процессуального, арбитражного процессуального, трудового, брачно-семейного, земельного, судоустройствен-ного и иного законодательства. Схема 3

§ II. Соотношение уголовного процесса с другими отраслями права и юридической науки
Уголовно-процессуальное право — одна из отраслей права в целом, поскольку оно призвано регламентировать обособленную группу однородных отношений. Но под ним понимают не только отрасль права
(совокупность юридических норм, регулирующих производство по уголовным делам), но и отрасль знаний (науку, научную дисциплину) или учебный предмет (учебную дисциплину).
Наука уголовного процесса (уголовно-процессуальная наука) призвана изучать соответствующее законодательство, практику его применения, формирующуюся на этой базе доктрину, исторический опыт и опыт других государств в данной области. На основе такого изучения вырабатываются рекомендации по совершенствованию уголовного судопроизводства и преподавания соответствующих учебных дисциплин.
Уголовный процесс во всех своих качествах (как осуществляемая в определенном порядке деятельность и связанные с ней отношения, как одна из многих отраслей права и как научная и учебная дисциплина) соприкасается со многими отраслями права и соответствующими им науками. К ним относятся: уголовное право, уголовно-исполнительное право, гражданское процессуальное право, правоохранительные органы (организация судов и других связанных с ними органов), криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная психология, судебная статистика, криминология (см. схему 4). Схема 4
Конституционное право
Международное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Правоохранительные органы
Уголовное право
Уголовное судопроизводство (все стадии, кроме стадии судебного разбирательства)
Гражданское и арбитражное судопроизводство (все стадии, кроме стадии судебного разбирательства)
Теснее всего уголовный процесс связан с уголовным правом, криминалистикой и гражданским процессом.
Структура дисциплины « Уголовный процесс» определена прежде всего с учетом построения основного законодательного акта — Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, а также с учетом данных уголовно-процессуальной науки. Соответственно начинается она .с истолкования основных понятий, необходимых для определения предмета дисциплины и ее структуры, характеристики законодательства и его .истории, принципов уголовного процесса и ряда других общих проблем (доказательства, субъекты, меры процессуального принуждения и др.), затем даются сведения о всех стадиях производства и особых видах и способах разбирательства дел (особенности рассмотрения дел с участием присяжных, дел о преступлениях несовершеннолетних, о применении принудительных мер медицинского характера).
Нормативные источники
Конституция РФ —ст. 21. УПК—ст.ст. 1—3. Комментарий к УПК^
Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года 1992, № 15, ст. 769). Международные документы:
—Всеобщая декларация прав человека — ст. 5 (Документы и материалы, с. 413—419);
— Международный пакт о гражданских и политических правах —ст.7 (Там же, с. 302—320);
— Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания —ч. 1 ст.16 (Там же, с. 384—397);
— Кодекс поведения должностных лиц по подцержанию правопорядка — ст. 5 (Там же, с. 499—504);
— Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания— принцип 2 (Там же, с. 515—519).
Кодекс чести судьи РФ, одобренный 21 октября 1993 года Всероссийским съездом судей —ч. 1 ст. 1 и ч. 4 ст. 2.
ст.ст. 1 и 10 (ВВС,
Контрольные вопросы
1, Назовите основные компоненты понятия уголовного процесса.
2. Дайте определение понятия уголовного процесса.
3. Что представляют собой стадии уголовного процесса? Назовите их.
4. В чем суть уголовно-процессуального права?
5. Определите общее понятие формы процесса и дайте краткую характеристику основных форм.
6. Уголовно-процессуальные отношения (правоотношения) и их специфика.
7. Уголовно-процессуальная форма и ее значение.
8. Уголовно-процессуальные функции, их понятия и виды.
9. Уголовно-процессуальные гарантии, их понятие и назначение.
10. Уголовно-процессуальные акты, их понятие и виды.
11. В чем сходство и отличие уголовного процесса и правосудия?
12. Определите предмет науки уголовного процесса.
13. Покажите связь уголовного процесса со смежными юридическими
дисциплинами; назовите их. 14. Охарактеризуйте структуру дисциплины «Уголовный процесс».
^ Здесь и далее ссылка на это издание означает рекомендацию изучить комментирующие материалы к соответствующим статьям УПК. Его полное название см. в Указателе сокращений.
24
25



ОГЛАВЛЕНИЕ