ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава II. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ (понятие и общие условия)
§ 1. Понятие, значение и ^^ предварительного расследования j вилы предварительного следует непосредственно за стадией возбу-' расследования ждения уголовного дела. Ее содержанием 1 является деятельность органа дознания, следователя и прокурора, направленная на то, чтобы с помощью производства следственных действий по собиранию доказательств быстро и полно раскрыть преступление, всесторонне и объективно установить обстоятельства дела, изобличить виновных в совершении данного преступления, обеспечить привлечение их к уголовной ответственности и подготовить мате-: риалы уголовного дела для судебного разбирательства. Кроме этого, по конкретному уголовному делу необходимо выяснить причины и условия, способствовавшие совершению преступления, принять меры к их устранению, а также принять меры к возмещению причиненного преступлением ущерба.
Расследование определяется как предварительное потому, что оно осуществляется до судебного разбирательства дела, в ходе которого, как известно, решается вопрос о виновности лица в совершении преступления и назначается наказание за совершенное деяние. Однако в судебном заседании исследуются в основном материалы, собранные на предварительном следствии. Поэтому для того, чтобы суд имел возможность разрешить уголовное дело и вынести законный, обоснованный и справедливый приговор, орган расследования должен собрать достаточные доказательства, которые могут быть положены в основу приговора. Помимо этого, на предварительном следствии могут быть установлены обстоятельства, дающие основание прекратить уголовное дело,
Предварительное расследование проводится по подавляющему большинству дел, направляемых для разбирательства в суд. Особый поряяок прохождения уголовных дел предусмотрен лишь по делам частного обви-' нения (ст. 27 УПК) и по делам с протокольной формой досудебной подготовки материалов (гл. 34 УПК). Однако и по ним в определенных случаях также может быть проведено предварительное следствие или дознание.
Предварительное расследование по действующему уголовно-процессуальному законодательству подразделяется на два вида— предварительное следствие и дознание.
Основным видом расследования является предварительное следствие. Это определяется, во-первых, тем, что законодатель относит к этому виду производство по большинству уголовных дел (ст. " •• 2.^2 193
126 УПК), а во-вторых, тем, что предварительное следствие может проводиться и по делам, относимым к компетенции органов дознания, если это признает необходимым суд или прокурор. Осуществление всей этой деятельности возложено на ряд специально уполномоченных органов (см. схемы 13 и 14).
§ 2. Предварительное следствие: общая характеристика
Предварительное следствие, как отмечено выше (в главе 4 учебника), ведется следователями (см. схему 16) прокуратуры, органов Министерства внутренних дел РФ,
федеральной службы безопасности (ФСБ) и федеральными органами налоговой полиции (ФСНП). В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов, а также прокуроры. При этом на них распространяются все полномочия следователей. Схема 16
ходящемуся в его производстве. Он может в любой момент до истечения срока дознания принять к своему производству дело, по которому обязательно предварительное следствие, но которое возбуждено и расследуется органом дознания. Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
§ 3. Дознание и его формы
Производство дознания основывается на том же законодательстве, что и предварительное следствие. Акты дознания имеют такое же юридическое значение, что и акты предварительного следствия. Перечень органов дознания дан в ст. 117 УПК (см. схему' 17).
Схема 17 Органы дознания
Органы предварительного следствия
/ ,

^
Следователи 1 прокуратуры 1
Следователи 1 МВД j
Следователи 1 ФСБ 1
Следователи 1 ФСНП 1

Милиция
Командиры воинских частей, начальники военных учреждений
Органы ФСБ
Закон наделяет следователя необходимыми полномочиями. Он, как правило, самостоятельно принимает решения, связанные с производством следственных и иных процессуальных действий. Вместе с тем в предусмотренных законом случаях решения следователя приобретают законную силу лишь после получения им санкции или согласия прокурора на совершение определенныхдействий(ст.ст.б—11,89, 101, 133, 153, 168, 174, 188 УПК). Помимо этого, следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по конкретному делу в письменном виде (ст. 127 УПК).
Но закон предусматривает и возможность для следователя, при несогласии с ука-заниями прокурора, касающимися привлечения в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объема обвинения, направления дела для предания обвиняемого суду или его прекращения, не выполнить такое указание и направить все материалы вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. После проверки доводов следователя вышестоящий прокурор либо отменяет указания нижестоящего прокурора, с которыми не согласен следователь, либо поручает дальнейшее следствие другому следователю.
Полномочия следователя носят властный характер. Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, на-
Начальники уголовно-исполнительных учреждений и следственных изоляторов
Органы государственного пожарного надзора
Органы пограничной службы РФ
Капитаны морских судов, начальники зимовок
Органы ФСНП
Таможенные органы
Помимо выполнения общих с органами предварительного следствия обязанностей на некоторые органы дознания возлагается производство необходимой оперативно-розыскной деятельности в целях выявления и рас-
крытия преступлений, изобличения лиц, их совершивших. Эта деятельность не является дознанием, а относится к самостоятельным функциям органов дознания, предусмотренным Законом об оперативно-розыскной деятельности и другими актами. Ее выполнение возлагается только на те органы дознания, которые располагают оперативными подразделениями.
Оперативно-розыскной деятельностью принято считать осуществляемые глаено и негласно мероприятия в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Закона об оперативно-розыскной деятельности).
Как уже упоминалось, законодатель различает две формы дознания. Одна из них — дознание по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия. Оно начинается органом дознания и состоит из производства неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления. К таким следственным действиям относятся: осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, освидетельствование, допрос потерпевших и свидетелей. О начале производства такого дознания немедленно уведомляется прокурор.
Данная форма дознания ограничена 10-дневным сроком со дня возбуждения уголовного дела. По истечении этого срока дело направляется следователю. После передачи дела орган дознания вправе производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. Однако если не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания принимает оперативно-розыскные меры для его установления и сообщает следователю о результатах.
Другая форма дознания осуществляется при расследовании дел, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Она представляет собой расследование в полном объеме и завершается не передачей дела следователю или прокурору, а составлением обвинительного заключения или постановления о прекращении производства по делу. Дознание такого рода от следствия отличают некоторые особенности: в частности, нормальный срок такого дознания — один месяц; по окончании дознания его материалы предъявляются для ознакомления только обвиняемому, а другие участники процесса лишь извещаются об окончании дознания (ст. 120 УПК).
§ 4. Понятие и значение общих условий предварительного расследования
Выполнению задач предварительного расследования служат определенные законом требования, которые принято именовать общими условиями предварительного следствия. Они распространяются и на дознание.
Общим условиям посвящена глава 10 УПК. Они представляют собой законодательно закрепленные правила, соблюдение которых обязательно по
всем без исключения уголовным делам. Соблюдение общих условий создает предпосылки полноты, всесторонности и объективности предварительного расследования и способствует реализации прав и законных интересов участников уголовного процесса.
Существует несколько классификаций общих условий предварительного расследования. В соответствии с гл. 10 УПК такие условия можно было бы сгруппировать применительно к решению в ходе расследования уголовных дел, в частности, таких процессуальных вопросов, как:
• подследственность и место расследования;
• предпосылки для начала расследования;
• сроки расследования;
• процессуальная самостоятельность следователя и иного лица, уполномоченного вести расследование;
• обязательность удовлетворения ходатайств, имеющих значение для дела;
• недопустимость разглашения данных предварительного следствия;
• соединение и выделение уголовных дел;
• использование научно-технических средств и специалистов;
• принятие мер к выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений.
В тесной связи с общими условиями предварительного следствия находятся требования обеспечения прав и законных интересов участников предварительного расследования, его нравственные основы, а также привлечение населения и общественных объединений к участию в раскрытии и расследовании преступлений.
Наиболее существенные общие условия можно было бы охарактеризовать следующим образом.
Подследственность — это совокупность признаков, по которым расследование данного преступления относится к компетенции того или иного следователя либо органа дознания. Различчются предметная (родовая), персональная и территориальная подследственность. Предметный признак подследственности определяется в зависимости от квалификации преступлений. По этому признаку подследственность распределяется между следователями различных ведомств (ст. 126 УПК). Помимо предварительного расследования по уголовным делам допускается также протокольная форма досудебной подготовки материалов (о ней речь идет в главе 25 учебника). Персонтьный признак подследственности зависит от субъекта преступления (военнослужащий, несовершеннолетний, должностное лицо органов внутренних дел, судья, следователь или прокурор и пр.). Территориальная подследственность определяется, как правило, местом совершения преступления.
Установив, что дело ему не подследственно, следователь совершает все неотложные следственные действия и передает дело прокурору для направления его по подследственности.
Начало производства предварительного следствия связывается с этапом возбуждения уголовного дела и характеризуется тремя правилами: расследование проводится только после возбуждения уголовного дела; оно проводится в строго определенном порядке; следователь и лицо, производящее дознание, обязаны приступить к расследованию немедленно после принятия дела к своему производству.
Если уголовное дело возбуждено следователем и принято им к своему производству, то составляется единое постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству. Если дело возбуждено прокурором или судом, следователь, принимая его к производству, выносит отдельное постановление о принятии дела к своему производству. Копии этих постановлений следователь не позднее 24 часов направляет прокурору.
Если расследуемое дело характеризуется особой сложностью или большим объемом, то предварительное следствие может быть поручено нескольким следователям. Об этом указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела или выносится отдельное постановление. Один из следователей (руководитель следственной группы) принимает дело к производству и руководит действиями других следователей. В этом случае при разъяснении участникам процесса права на отвод объявляется весь состав следователей (ст. 129 УПК). Каждый следователь-участник группы несет персональную ответственность за свои процессуальные действия.
Сроки предварительного расследования различны. Порядок их определения и продления установлен в ст.ст. 120 и 133 УПК.
Дознание в полном объеме (заменяющее предварительное следствие) должно заканчиваться, как правило, в месячный .срок, предварительное следствие — в двухмесячный (ст.ст. 120 и 133 УПК). Однако при наличии веских оснований эти сроки могут быть продлены.
Срок предварительного следствия исчисляется с момента возбуждения дела и заканчивается моментом (датой) направления дела прокурору с обвинительным заключением, днем вынесения постановления о приостановлении или прекращении уголовного дела либо постановления о направлении дела в суд для принятия принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия.
Срок предварительного следствия может быть продлен районным, городским прокурором, военным прокурором армии, флотилии, соединения, гарнизона и приравненным к ним прокурором до трех месяцев.
Прокурор субъекта Российской Федерации, военный прокурор округа, группы войск, флота, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ и приравненные к ним прокуроры или их заместители могут, если расследование дела представляет особую сложность, продлить срок предварительного следствия до шести месяцев.
Дальнейшее продление срока предварительного следствия может производиться Генеральным прокурором РФ или его заместителями только в исключительных случаях. Пределов срока предварительного следствия действующее уголовно-процессуальное законодательство не устанавливает.
В случае направления дела судом для производства дополнительного следствия, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного дела срок дополнительного следствия устанавливается прокурором, надзирающим за следствием в пределах до одного месяца с момента принятия дела к производству. Дальнейшее продление срока по такого рода делам должно производиться по приведенным выше правилам.
Если у следователя или дознавателя появляется необходимость продления срока расследования, то он составляет об этом мотивированное постановление и представляет его соответствующему прокурору до истечения срока.
Время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении срока следствия не учитывается.
Процессуальная самостоятельность следователя закреплена в ст. 127 УПК. Она, как отмечалось выше, означает, что все действия и решения о направлении следствия и о производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора. При обстоятельствах, о которых сказано выше (см. § 2 данной главы учебника), следователь вправе не выполнять письменные указания прокурора. На следователя возлагается полная ответственность за законное и своевременное проведение предварительного следствия.
После принятия следователем дела к своему производству, он определяет направление, объем и пределы расследования, планирует производство следственных действий, самостоятельно оценивает доказательства, определяет момент предъявления обвинения, применяет меры пресечения и т.д.
Полномочия следователя, указанные в уголовно-процессуальном законодательстве, принадлежат всем следователям в равной мере, независимо от их ведомственной принадлежности. Значительная их часть принадлежит и дознавателям, расследующим уголовные дела, по которым предварительное следствие не обязательно. Руководство расследованием и надзор за законностью действий следователей, органов дознания и дознавателей осуществляют прокуроры, а также в пределах своей компетенции начальники следственных отделов (ст. 127' УПК) и органов дознания.
Названные руководители могут проверять ход расследования, давать соответствующие указания, передавать дело от одного следователя другому, поручать производство следствия группе следователей либо следственно-оперативной группе, лично производить отдельные процессуальные действия, самостоятельно производить расследование.
Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются следователю в письменной форме и обязательны для исполнения. Обжало-
вание полученных указаний прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 127 УПК.
Указания прокурора по уголовным делам, данные в соответствии с правилами, установленными уголовно-процессуальным законом, обязательны для начальника следственного отдела. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнение.
Правила разрешения ходатайств — важное средство, обеспечивающее полноту, всесторонность и объективность предварительного расследования. Должностное лицо, отвечающее за расследование уголовного дела, не вправе отказать подозреваемому (обвиняемому) и защитнику, а также потерпевшему и его представителю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям в удовлетворении ходатайств о допросе свидетелей, производстве экспертизы и других следственных действий по собиранию доказательств, если обстоятельства, об установлении которых участники процесса ходатайствуют, могут и-теть значение для дела. Это условие призвано служить гарантией реализации их прав и законных интересов (на защиту, на охрану чести и достоинства, имущества и пр.), а также на всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств совершенного преступления.
Заявившему ходатайство должно быть сообщено о результатах рассмотрения ходатайства. При полном или частичном отказе в ходатайстве следователь выносит постановление с указанием мотивов отказа (ст. 131 УПК). Лицо, возбудившее ходатайство, которое не удовлетворено следователем, может обжаловать такой отказ прокурору (ст.ст. 218—220 УПК), а затем — и в суд (ст. 46 Конституции РФ).
При наличии определенных условий, а именно, при прекращении дела за отсутствием события преступления, отсутствием в деянии состава преступления или за недоказанностью участия обвиняемого в совершении преступления, орган дознания, следователь и прокурор обязаны разъяснить лицу, в отношении которого дело прекращено, порядок восстановления его нарушенных прав и принять предусмотренные законом меры к возмещению ущерба (ст. 58 УПК), причиненного гражданину в результате незаконного .привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения мер пресечения (подробнее см. главу 26 учебника).
В настоящее время (в связи с допуском защитника на ранних этапах расследования уголовного дела) получило новое звучание условие о недопустимости разглашения данных предварит&-1ьного следствия. По общему правилу оно запрещено (ст. 139 УПК). Поэтому следователь, чтобы предупредить негативные последствия разглашения (препятствие установлению истины по делу, преждевременное и необоснованное создание искаженного общественного мнения о репутации привлекаемого к ответственности и др.), предупреждает участников следственных действий о неразглашении известных им данных предварительного расследования, а в необходимых
случаях отбирает у них письменное обязательство не распространять такого рода данные с предупреждением об ответственности. Обязательство (подписка) оформляется в виде самостоятельного документа либо отражается в протоколе следственного действия, при котором присутствует предупреждаемый.
Данные предварительного следствия могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя или прокурора и в том объеме, в каком они признают это возможным.
Соединение и выд^ение уголовных дел является одним из основных общих условий предварительного расследования, регламентируемых ст. 26 УПК. В ней сдержатся правила, соблюдаемые' при производстве данного действия: оно может производиться с целью обеспечения всестороннего полного и объективного исследования обстоятельств дела, с учетом роли обвиняемых в расследуемом преступлении, их вины, невозможности производства по делу со многими обвиняемыми и пр.
Для соединения дел в одно производство предусмотрено три основания. Прежде всего, в одном производстве соединяются дела по обвинению нескольких лиц в совершении одного или нескольких преступлений. Речь здесь идет о соучастии в преступлении или преступлениях, когда виновные объединены единством намерения. Кроме того, в одном производстве могут быть соединены дела по обвинению одного лица в совершении нескольких преступлений. И, наконец, в одном производстве могут быть соединены дела по обвинению в заранее не обещанном укрывательстве и недонесении о преступлении. В данном случае соединение осуществляется в отношении лица, совершившего преступление, и лица, укрывшего преступника или орудия и средства совершенияяяяяяяяяяяяяяяяяяяяы преступления, предметы, добытые преступным путем, либо лица, не сообщившего об указанном в законе опасном преступлении органам власти.
Выделение дела допускается только в случаях, вызываемых необходимостью, если это не отразится на всесторонности, полноте и объективности исследования дела. Так, в ст. 195 УПК говорится о возможности выделения и приостановления дела в случаях, если обвиняемый скрылся от следствия или суда либо заболел психическим или иным тяжким заболеванием. В ст. 396 предусматривается правило, согласно которому дело в отношении несовершеннолетнего по возможности выделяется в отдельное производство, если несовершеннолетний участвовал в преступлении вместе со взрослыми. С соблюдением упомянутого условия по указанию прокурора из уголовного дела в отношении лица или лиц, обвиняемых в совершении нескольких преступлений, также может быть выделено в отдельное производство «обособленное» дело, если собраны достаточные доказательства, позволяющие завершить по такому делу следствие и направить дело в суд. Обычно подобное выделение происходит на завершающих этапах расследования.
Во всех перечисленных случаях речь идет лишь о возможности выделения дела в самостоятельное производство. Действительная же необходи-
мость принятия такого решения зависит от конкретных обстоятельств совершенных преступлений. Соединение или выделение дел оформляется постановлением следователя или прокурора.
К числу общих условий относится и использование в процессе расследования научно-технических средств для обнаружения и фиксации доказательств. Это регламентируется ст.ст. 141, 179, 183 У ПК. Необходимость применения такого рода средств определяется самим следователем. Об этом он извещает участников следственного действия, о чем делается запись в протоколе. В необходимых случаях следователь вправе вызвать специалиста, чьи познания и навыки необходимы для обнаружения, закрепления и изъятия доказательств (ст. 133 УПК).
Закон упоминает о возможности применении в процессе расследования фотографирования, киносъемки, звукозаписи. К сожалению, в УПК до сих пор не нашла достаточной регламентации возможность применения видеосъемки, часто проводимой, например, при выполнении такого следственного действия, как проверка показаний на месте (о нем см. § 10 следующей главы учебника).
К иным научно-техническим средствам, применяемым для обнаружения, фиксации и изъятия вещественных доказателвств, относятся различные приборы, вещества и материалы, способные фиксировать, скажем, следы (гипс, парафин, полимеры), химико-физические средства (реактивы, инфракрасные лучи) и другие.
Важным общим условием предварительного расследования является выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления (ст. 21 УПК). Эти обстоятельства входят в предмет доказывания по уголовному делу (ч. 2 ст. 68 УПК). Обязанностью органа дознания, следователя, прокурора и суда (судьи) является не только установление таких обстоятельств, но и принятие мер по их устранению. Такими мерами являются отстранение обвиняемого от должности (ст. 153 УПК), применение мер пресечения, привлечение к ответственности лиц, создавших условия для совершения преступления. Последнему служит представление следователя о необходимости устранения таких причин и условий (ст. 21', 140 УПК).
Орган дознания, следователь вносят в соответствующий государственный орган, общественное объединение или должностному лицу представление о выявленных в процессе расследования недостатках в охране материальных ценностей, в воспитательной работе, в подборе кадров и пр. В представлении излагаются: обстоятельства дела; вскрытые причины и условия, которые способствовали совершению преступления; рекомендации по их устранению. В соответствующих случаях следователь может ставить вопрос об ответственности лиц, которые своими действиями (бездействием) создали предпосылки для совершения преступления. Руководство организации обязано в месячный срок с момента получения представления сообщить следователю о результатах его рассмотрения.
Примерные тексты процессуальных документов
ПОСТАНОВЛЕНИЕ о принятии дела к своему производству
г. Энск
9 июля 1997 г.
Следователь следственного отдела управления внутренних дел Никулинского района г. Энска, старший лейтенант юстиции Чеботарев А.П„ рассмотрев материалы дела о краже личных вещей в студенческом общежитии, расположенном по адресу Мичуринский проспект, д. 31, корпус 5, и принимая во внимание, что прокурором Никулинского района 8 июля 1997 г. по этим материалам возбуждено уголовное дело № 117-7-95 по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 158 УК РФ, предварительное расследование по которому поручено мне, руководствуясь ст. 129 УПК РСФСР,
постановил:
]. Уголовное дело № 1 17-7-95 о краже вещей в студенческом общежитии принять к своему производству и приступить к предварительному следствию.
2. Копию настоящего постановленияянаправить прокурору Никулинского района.
Следователь, старший лейтенант юстиции
Чеботарев А.П. (подпись)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ о направлении дела по подследственности
г. Энск 19 июня 1997 г.
Следователь следственного отдела управления внутренних дел администрации Энского района Московской области лейтенант юстиции Кузьмин О.Н., рассмотрев материалы уголовного дела № 456-6-95 о краже,
установил:
16 июня 1997г. в 12 часов на городском рынке, расположенном по адресу: г. Энск, Октябрьский проспект, 14, при попытке сбыть гражданам три швейные машинки производства Подольского завода сотрудниками милиции был задержан гражданин Василенко Павел Дмитриевич.
Как выяснилось, кражу швейных машинок Василенко П.Д. совершил со склада готовой продукции Подольского механического завода в г. Подольске Московской области.
Принимая во внимание, что преступление было совершено на территории Подольского района Московской области, а по делу выполнены все неотложные следственные действия, руководствуясь ст. 132 УПК РСФСР,
постановил:
Уголовное дело № 456-6-95 по обвинению Василенко Павла Дмитриевича в преступлении, предусмотренном ч. 2 ст. 158 УК РФ, направить прокурору Энского района Московской области для передачи по подследст-венности.
Следователь, лейтенант юстиции
Кузьмин О.Н. (подпись)
5. Дайте понятие подследственности и охарактеризуйте ее виды.
6. С какого момента следователь или лицо, производящее дознание, приобретают процессуальные полномочия?
7. В чем отличие органа дознания и лица, производящего дознание?
8. Каковы процессуальные права и обяяанности начальника следственного отдела?
9. Какие установлены сроки для производства предварительного расследования?
10. Вправе ли следователь, давая поручение органу дознания о производстве розыскных действий, указывать, какие конкретно оперативно-розыскные меры должны быть приняты?
11. Как должен поступить следователь, если он не согласен с указаниями прокурора или начальника следственного отдела?
12. Назовите требования, предъявляемые к соединению и выделению уголовных дел.
Нормативные источники
УПК—ст.ст.б—II,21,21\26,ч.2ст.68 ист.ст.117—142. ЗаконРСФСР«Омилиции»от 18 апреля 1991 года—ст.ст. 8, 9, пп. 1— 6, 14 и 24 ст. 10ипп.3,4,6—8, 16 и 32 ст. II (ВВС, 1991, № 16, ст. 503).
Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 12 февраля 1993 года №209—пп. 2 иЗ (РГ, 1993,25 февраля).
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года—ст.ст. 1,6, II и 13(СЗРФ, 1995, №33, ст. 3349).
Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года — ст.ст. 3, 5 и 7 (ВВС, 1992, № 17, ст. 888).
Федеральный закон «О федеральной службе безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 года — ст. 10 (СЗ РФ, 1995, № 15, ст. 1269).
Контрольные вопросы
1. Какие существуют виды предварительного расследования? Дайте их
общую характеристику.
2. Назовите органы дознания и определите их значение.
3. Назовите органы предварительного следствия и определите их значение.
4. В ччм различие между органами дознания и предварительного следствия?



ОГЛАВЛЕНИЕ