ОГЛАВЛЕНИЕ

П. Г. Пономарев
доктор юридических наук, профессор
ПРОГНОЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ КРИМИНАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ НА 1996 ГОД
В последние годы преступность стала источником наиболее острой обеспокоенности населения. Об этом с редко встречающимся единодушием свидетельствуют как результаты опросов общественного мнения, так и выводы специалистов.
С 1976 года количество преступлений увеличилось в 3,4 раза. Не только количественные масштабы, но и характер преступных проявлений дают основания утверждать, что преступность превращается в реальную угрозу национальной безопасности, один из мощных факторов социальной нестабильности.
Преступность по своим истокам и последствиям представляет собой крупное социально-негативное явление. Что значит эта элементарная истина для понимания глубинных закономерностей противоправного поведения, для осознания реальных связей криминальных процессов и процессов социального развития? Ответы на эти вопросы не просты и суждения профессионалов по данному поводу далеко не однозначны .
В первую очередь стоит отметить некую односторонность в освещении связи социальной реальности и преступности. Чаще всего утверждают, что преступность как социальное явление зависит от множества факторов, воздействию которых она подвергается в той или
иной мере, вследствие чего изменяются ее количественные и качественные характеристики.
Следует подчеркнуть, что и сама по себе эта мысль, и связанные с нею исследования разнообразных и сложных связей, каналов и механизмов влияния социальных факторов на преступность представляют собой значительную научно-познавательную ценность и чрезвычайно важны в практическом отношении.
Вместе с тем гораздо менее проработанным является вопрос об обратном влиянии преступности на социальные процессы. Хотя именно это влияние, его масштабы заставляют оценивать преступность не только как социально-правовой, но и все более значимый политический феномен. Преступность пронизывает самые важные сферы жизнедеятельности государства и общества: экономику, экологию, национальные отношения, политические преобразования и т.п. Любая из этих сфер испытывает на себе деструктивную силу криминальных процессов.
Наиболее интенсивным и одновременно наглядным является воздействие криминала на экономику. Экспертный опрос специалистов показал , что совокупный ущерб от противоправного поведения в сфере экономики сопоставим с доходной частью национального бюджета. Сфера экономики по существу превратилась в зону тотальной криминальной опасности. Общественная опасность экономических преступлений растет вследствие использования в криминальных целях профессиональных знаний специалистов высокого уровня - экономистов, юристов , финансистов, применения самой современной вычислительной и иной техники. Причем особо активная, наиболее организованная информационно и интеллектуально обеспеченная преступная деятельность локализуется прежде всего в жизненно важных для государства и общества сферах, позволяющих извлекать сверхкрупные и трудновыявляе-мые криминальные доходы (банки, биржи, внешняя торговля, валютное обращение, торговля нефтью, металлом, иным стратегическим сырьем, оружием, недвижимостью и т.п.). Активно идущая консолидация преступных группировок в рамках отдельных территорий, а также в межрегиональных масштабах приводит к установлению прочных связей между крупными криминальными формированиями. Происходит раздел территории страны и "отраслей" преступного бизнеса на сферы влияния (сегодня в этот процесс вовлечены почти 150 крупных преступных сообществ) . В результате в руках "крестных отцов" сосредоточивается контроль за целыми отраслями торговли, производства, транспорта,
малого, среднего и крупного предпрининательства. Уже сейчас экономическое поведение во многом воспроизводит нравы и порядки уголовного мира.
Таким образом есть основания утверждать, что во многих отношениях криминал представляет собой один из существенных методов регулирования современных экономических процессов и средство решения экономических проблем.
Стоит подчеркнуть, что российская преступность превратилась в фактор, отпугивающий многих деловых людей из-за рубежа от инвестиций в нашей стране. Если положение дел не изменится, то в будущем криминальная опасность грозит разрушить большинство контрактов отечественных бизнесменов с иностранцами, прервать нормальный инвестиционный процесс, стать препятствием для дальнейшего цивилизованного вхождения России в мировое сообщество.
Мощное давление со стороны криминального мира испытывают на себе и российские политические процессы. Особо надо выделить четко обозначившуюся тенденцию - стремление лидеров организованной преступности, накопивших огромные капиталы, вторгнуться в политику в целях лоббирования своих интересов во властных структурах всех уровней, подкупая соответствующих представителей власти и должностных лиц, влияя на ход выборов путем продвижения "своих" кандидатов и непосредственно пытаясь войти в представительные политические структуры. Такие тенденции могут привести к серьезный политическим последствиям, вплоть до контроля над деятельностью тех или иных звеньев власти, принятием политических решений. Сложная ситуация может сложиться под воздействием уголовного давления, имеющего политическую окраску, когда преступному воздействию подвергаются представители исполнительной власти, несговорчивые банкиры, руководители крупнейших предприятий и иных предпринимательских структур. Речь идет не только о запугивании или устранении нежелательных лиц, конкурентов и т. п. Уголовное давление, если его не пресечь, способно осложнить процессы перехода к рынку, стать препятствием к нормальной деятельности управленческих, банковских и предпринимательских структур.
Криминальному давлению подвергаются и участники судебного процесса, судьи, потерпевшие, свидетели по уголовным делам. Угрозами и насилием их заставляют менять показания, отказываться от обвинения, справедливого правосудия. В итоге от уголовной ответс-
твенности и наказания освобождаются порой наиболее опасные преступники . Если эта тенденция получит развитие, криминальные элементы могут добиться резкого снижения эффективности ряда структур судебной власти.
Логический ряд приведенных проявлений влияния преступности на социальную жизнь может быть продолжен. Однако и сказанного, на наш взгляд, достаточно, чтобы утверждать: без учета воздействия криминальных процессов анализ положения дел в любой социальной сфере будет неполным либо искаженным.
Отметим далее следующее: связь преступности и многих социальных процессов предельно тесна, между некоторыми из них трудно провести четкую границу. Преступность есть составная и, к сожалению, неотъемлемая часть социальной реальности.
Интерес представляет и другая сторона дела: происходящие в стране социальные процессы адекватно отражаются в развитии криминальной ситуации, с известной точностью воспроизводятся в криминальном поведении. Для примера может быть взят хорошо известный, протекающий весьма интенсивно процесс экономической и социальной дифференциации населения. По мере его нарастания начался процесс "поляризации" преступности, который (признавая условность терминов) можно обозначить как очевидное деление преступности на "богатую" ( преступления материально обеспеченных людей) и "бедную" (преступления малоимущих). Иными словами, ножно сказать: происходит "капитализация" одной части преступности и "пауперизация" другой. Остановимся на этом подробнее. В начале 90-х годов начали изменяться качественные характеристики преступности, в том числе структура мотивации криминального поведения. Центром преступных устремлений стал крупный капитал, многие преступления совершались для того, чтобы "вписаться" в экономический оборот, стать обладателем необходимых средств для организации собственного бизнеса либо примкнуть к совместному извлечению доходов, получаемых другими предпринимателями. Развитие частных банковских структур открыло широкие возможности для легализации преступных капиталов. Началась интенсивная криминализация экономики, включение в коммерческую и финансовую деятельность все большего количества людей, имеющих опыт противоправного поведения. Через российские банковские структуры стали "отмываться" и зарубежные капиталы, так как во многих странах Западной Европы и Америки создана отсутствующая в России
достаточно эффективная система специальной защиты от "отмывания" денег. Бурными темпами стала развиваться организованная преступность , включающая в себя как силовые структуры ( группы боевиков, охранников и пр.), так и коррумпированных чиновников государственного аппарата. Концентрация преступной активности вокруг крупных капиталов сказывается и на географическом распределении преступности. Крикиналитет выше в тех регионах, где есть сфера приложения капитала, возможности его быстрого оборота и извлечения высокой прибыли.
На другом полюсе оказалась преступность маргиналов, "аутсайдеров", стремительно нищающих, не видящих реальной жизненной перспективы. Здесь преобладает импульсивная, ситуативная (чаще всего бытовая), "бессмысленная", "пьяная" преступность.
Количественный рост преступности проходит на социально-психологическом фоне, для которого характерны чувства разочарования, усталости от постоянно возникающих новых проблем, раздражения от быстро углубляющейся пропасти между уровнями доходов "бедных" и "богатых". Ведущей психологической окраской значительной части совершаемых преступлений стала агрессия.
Здесь же уместно отметить и такое явление как стремительный рост числа безработных в стране. Оно тоже нашло свое характерное отражение в картине преступности. Дело в том, что люди, ставшие безработными, далеко не всегда соглашаются на другую работу, если она не приносит достаточно высоких доходов. Они пытаются устроиться в частный сектор, несмотря на наличие значительного числа вакантных рабочих мест в госсекторе, доходы в котором не позволяют даже приблизиться к социально привлекательному стандарту. В современных российских условиях значительная часть слоя безработных -это не те, кто готов взяться за любую работу, чтобы прокормить себя и иждивенцев, а те, кто сознательно готов влиться в коммерческую и "околокоммерческую" сферу, чтобы быстро заработать большие суммы, даже если сфера эта окажется криминальной. Ножно, таким образом, говорить о том, что криминогенный потенциал определенного слоя безработных ориентирован в большей степени не на традиционную общеуголовную преступность, а на включение в криминальный бизнес, организованную преступность (в интересах которых наряду с должностными и экономическими преступлениями совершаются убийства, вымогательства, похищение людей, шантаж, уничтожение имущества).
Криминологическая наука накопила достаточно данных, позволящих утверждать, что преступность не просто взаимосвязана с социальной жизнью. Она должна рассматриваться как своеобразный барометр социальной стабильности общества, мера нарушения общественного равновесия в государстве, характеристика уровня дестабилизации социальных институтов, состояния нравов и законопослушания населения.
Крикиналитет - это своеобразный и, если угодно, достаточно тонкий и точный инструмент, определяющий степень недоработок официальных структур, ошибок и недостатков в их деятельности. Именно на этом и паразитирует преступность. Она занимает те ниши, которые остаются свободными из-за неэффективности государственных служб, пробелов в законодательстве, экономической нестабильности, неудовлетворительного выполнения должностными лицами возложенных на них обязанностей.
Достаточно сослаться на некоторые примеры из современной жизни. Сегодня существует немало криминальных структур, к которым обращаются предприниматели с целью "выбить" подтвержденный официальными документами финансовый долг у нерадивого партнера. К криминальным "авторитетам" нередко приходят бизнесмены с просьбой рассудить их деловой спор и одновременно гарантировать выполнение обязательств по итогам этого "судебного" разбирательства. Совершенно очевидно происходит это потому, что дает серьезные "сбои" служба судебных исполнителей и в целом система исполнения решений в сфере хозяйственно-экономических отношений, медленно и ненадежно "работает" система общих и арбитражных судов. Многих отталкивает коррупция среди судейских чиновников.
На динамику и структуру преступности продолжают оказывать влияние устойчивые факторы, вытекающие из кардинальных изменений, происходящих в последние годы. Из множества таких факторов следует выделить экономические и социально-политические, которые оказывают доминирующее влияние на динамику и структуру преступности, обусловливают ее распространенность и своеобразие качественных сторон.
Резкая перемена экономических форм привела к быстрому сосредоточению значительной доли государственной собственности в частных руках, этот процесс обусловил возрастание числа традиционных преступлений имущественной направленности и одновременно стимулировал возникновение новых видов общественно опасного поведения, нетипичного для предшествующих периодов. Претерпели изменения и^
сани детерминанты преступности.
одним из основополагающих факторов, деструктивно влияющих на состояние общества, развитие криминальной ситуации в стране, являются высокие темпы концентрации капиталов и средств производства в руках частных лиц с использованием противоправных методов. В этой связи следует прогнозировать дальнейший процесс роста коррумпиро-ванности органов власти, слияния общеуголовной и экономической преступности.
Резкая, в некоторых случаях взрывная концентрация капитала в частных руках вызывает не только жесткую борьбу за зоны влияния среди бизнесменов и криминальных структур, но может привести к дальнейшему углублению кризиса экономики, в виде явных и скрытых инфляционных процессов, роста безработицы, утаивания средств для выплаты заработной платы и пенсий в целях их "прокрутки" через банки, прямого и косвенного обмана вкладчиков. Ситуация в экономике усугубляется тем, что значительная часть капиталов вывозится за границу, где оседает в банках и переходит под контроль зарубежных финансовых структур либо используется в преступных целях.
Текущий год может ознаменоваться обострением борьбы за собственность, которая не исключает ее самых ожесточенных форм, характеризующихся вооруженными конфликтами и насильственным захватом или уничтожением значительных материальных ценностей посредством поджогов и взрывов. Столкновение корыстных интересов с учетом наступления этапа более жесткого распределения зон влияния, преступного проникновения в сферу наиболее перспективных проектов в экономике может оказаться мощным катализатором осложнения криминальной ситуации.
Следует ожидать дальнейшее привлечение преступников для урегулирования экономических разногласий в конкурентной борьбе и устранения лиц, в том числе должностных, противодействующих извлечению максимальной прибыли в процессе использования собственности и капиталов. Хотя количество этих преступлений не так велико в общем объеме преступности, они, как правило, приобретают большой общественный резонанс и отличаются исключительной сложностью раскрытия.
Сокращение общей массы преступных посягательств на государственную собственность вызвано резким сокращением доли государственного имущества в результате приватизации. Несовершенство правовых механизмов разрешения хозяйственных
споров, слабость правовых механизмов регулирования предпринимательства и конкуренции будут, как и ранее, способствовать развитию правового нигилизма, что вызовет в 1996 году: активизацию совершения правонарушений в сфере экономики; продолжение разрешения экономических споров в основном не через судебные органы и арбитраж, а при помощи представителей уголовной среды. Последнее обстоятельство будет способствовать тенденции роста уровня насильственной преступности, обусловливать увеличение числа преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия - Потребность в нем будет высока не только у преступников, но и у потенциальных потерпевших;
стремительный рост "теневого" сектора в сфере экономики, расширение масштабов противоправной хозяйственной деятельности, находящейся в значительной мере вне контроля со стороны государства ( по явно заниженным данным, на которые ориентируются практические работники, этот сектор составляет 40-45% экономики страны).
На динамику регистрируемой преступности в 1996 году будут продолжать оказывать мощное воздействие социально-экономические факторы: спад производства; нарастание официальной и скрытой безработицы; генерирующее рост социальной напряженности резкое расслоение населения по доходам; сокращение расходов на социальную сферу. Наличие этих факторов будет поддерживать криминальную опасность на высоком уровне в тех регионах России, где взаимовлияние позитивных и негативных факторов будет складываться не в пользу первых. Мощных побудительных мотивов к снижению преступности у населения не ожидается. Поскольку возможности существенного роста материального благополучия ограничены, можно полагать, что стремление к нему криминальным путем вызовет появление новых форм преступного поведения.
Отсутствие у подавляющего большинства граждан навыков экономического поведения в условиях развития рыночных отношений, низкая осведомленность о правилах совершения гражданско-правовых, хозяйственных сделок сохранят высокую виктииность поведения в сфере экономических отношений и будут способствовать совершению экономических преступлений.
так как действующая система налогообложения несовершенна, то стремление к пояышению налогов на доходы и имущество физических лиц в совокупности со снижением реального жизненного уровня насе-
ления обострит социальную напряженность в обществе - Увеличение налогов при наличии иных факторов может спровоцировать "ответные действия" налогоплательщиков не только я форме массового уклонения от их уплаты, но и коллективные пикетирования, проведения акций неповиновения , нарушения общественного порядка. Учитывая то, что действенный механизм контроля за уплатой налогов физическими лицами сегодня только создается (необходимы штаты не только квалифицированных налоговых инспекторов, но и судебных исполнителей), уклонение от налогообложения может принять массовый, открытый характер .
В обстановке экономического спада и инфляции у лиц, занявших в последнее время высокое имущественное положение, появилась необходимость добиться стабилизации своего материального уровня. Практически единственной возможностью достичь этого в условиях России является проведение политики вкладывания значительных средств в реальные ценности, не теряющие стоимости при любых потрясениях, т. е. скупка произведений искусства, антиквариата, раритетов. Поскольку почти все эти ценности уже имеют владельцев ( государственные культурно-просветительные учреждения - музеи, галереи, библиотеки и т . п . ; церкви и иные культовые заведения , частные лица и др.), их приобретение в условиях слабо контролируемого государством рынка культурных ценностей вызовет рост числа краж и иных корыстных преступлений, хищений из музеев, картинных галерей, архивов , хранилищ драгоценных металлов и камней, культовых заведений, частных коллекций.
В текущем году к числу социально-политических факторов, определяющих криминогенную обстановку, следует отнести выборы Президента России. Фактор выборов всегда вызывает напряженность в обществе , связанную с политическими и экономическими ожиданиями граждан - Проведение выборов в условиях сложной социальной обстановки обостряет эту ситуацию, которая, в свою очередь, активизирует криминальные процессы. В ходе предвыборной кампании возможно обострение криминальной ситуации, которое может быть результатом действий, направленных как на дискредитацию представителей властных структур и отдельных политических объединений, так на общую дестабилизацию политической ситуации.
Конституционный путь развития страны после смены депутатского корпуса и в период выборов Президента будет протекать на фоне рос-
та криминальной активности. В преддверии смены состава государственного аппарата процесс криииналиэации в нем станет возрастать, как и активность уголовной среды, поскольку предстоящие изменения в государственных структурах станут рассматриваться как последняя возможность использовать благоприятную атмосферу для совершения преступлений. При таком развитии событий общее количество преступлений может подняться до более высокого уровня.
Неблагоприятно прогнозируется криминальная ситуация в связи с ростом политической апатии и правового нигилизма населения, возникающих вследствие неудовлетворенности социальными итогами и экономических изменений, неверия в их благополучный исход. Негативный резонанс вызывается разрывом между требованиями права и их реализацией .
Продолжающийся стремительный рост накопления собственности узкой прослойкой населения дает основания предполагать усиление контраста в имущественном расслоении населения, что вызовет рост социальной напряженности. Раздраженность бедных слоев населения может привести к вспышкам различных форм социального протеста - от митингов до общественно-политических акций, переходящих в саботаж и открытое неповиновение власти. При этом не исключаются кассовые беспорядки. Наряду с этин возрастет и криминальная активность бедных групп, вызванная стремлением улучшить свое материальное положение за счет преступлений имущественного характера. Реально такая ситуация может возникнуть в условиях, если усилится люмпенизация населения на фоне внедрения криминальных структур в сферы производства товаров широкого потребления, торговли, различного рода услуг. Особенно неблагоприятное положение может сложиться при продолжительных забастовках, систематических задержках выплаты зарплаты, массового обмана граждан при обращении с их сбережениями.
Следует ожидать роста криминальных проявлений со стороны населения (особенно молодежи), ранее не участвовавшего в преступной деятельности, но стремящегося любыми средствами добиться материального успеха. Для такой категории может оказаться привлекательный опыт традиционных преступных групп и формирований, действующих в крайне дерзких формах - вымогательство посредством терроризма, вооруженное нападение на объекты хранения материальных ценностей, кредитно-финансовые учреждения и пункты обмена валюты. Значительно возрастут такие нападения и на различные виды транспортных средств
с ценными грузами.
Сохранится тенденция роста убийств, направленных на завладе-ние частными жилищами, замаскированных под безвестные исчезновения владельцев, если не будет введен эффективный механизм защиты малоимущих и одиноких при совершении сделок с недвижимостью. Эта проблема обретает и политическое значение.
Крупным Негативным фактором остается алкоголизация и наркотизация населения, которые окажут существенное влияние на рост преступлений в стране, поскольку в настоящее время практически отсутствует эффективная система мер по противодействию пьянству и употреблению наркотиков.
События в Чечне, возможные варианты разрешения этой ситуации будут активно использоваться различными политическими партиями, блоками и отдельными лидерами в предвыборных целях, что также скажется на социально-политической ситуации.
Если не будет реально нейтрализован конфликт в Чечне, то следует ожидать террористические акты, организацию массовых беспорядков , захваты заложников, взрывы, в целях вызвать дестабилизацию общественного порядка, привлечения внимания отечественной и мировой общественности к событиям, происходящим в республике.
При любом варианте урегулирования конфликта не исключена возможность возвращения преступных элементов, участвующих сейчас в боевых действиях на территории Чеченской Республики, в те регионы России, где они ранее имели свои экономические интересы и осуществляли преступные замыслы.
Нагрузки на психику военнослужащих и иных граждан, находившихся в зоне конфликта, негативно влияют на их поведение в мирное время. Напряжение, которое испытывает человек, непосредственно участвующий в боевых действиях или находившийся в местах их проведения , способствует психологическому срыву, который может воплотиться в общественно опасное поведение. Особенно страдает психика детей, подростков и молодежи. В этой связи правомерно ожидать роста правонарушений как со стороны гражданского населения всех возрастов, так и личного состава государственных органов, принимавших участие в боевых действиях в Чечне. Эти последствия сохранятся в течение нескольких лет.
Криминологически значимой становится активизация правоприме-нительной деятельности государственных органов. Усиление требова-
тельности в сфере борьбы с преступностью, ужесточение регистрационной дисциплины повлекли в 1995 году увеличение темпов роста числа регистрируемых преступлений. Это касается, в первую очередь, таких преступлений как грабежи, кражи, хулиганства, вымогательства, мошенничества, следует отметить, что рост идет за счет регистрации латентной преступности, которая ранее оставалась вне поля зрения правоохранительных органов. Подтверждением этому служит рост регистрации преступлений в Москве, когда столичные правоохранительные органы стали работать в усиленной режиме.
В то же время в связи с ростом преступности следует ожидать увеличения числа фактов нарушений учетно-регистрационной дисциплины, поскольку ресурсные возможности правоохранительных органов резко отстают от темпов реального роста противоправных деяний. Это вызовет стремление регистрировать только те преступления, которые очевидны или, по крайней мере, не требуют значительных усилий для раскрытия.
Действие этого фактора усилит отрицательное отношение общества к работе правоохранительных органов. Население может воспринять происходящее как их бессилие в борьбе с преступностью либо попустительство. Такая оценка способна породить негативную реакцию на любые мероприятия, осуществляемые правоохранительными органами, препятствовать результативной работе по раскрытию совершенных преступлений, вследствие чего определенная часть неразоблаченных преступников останется на свободе.
Тенденции реальной преступности с учетом ее латентной части далеко не идентичны тенденциям регистрируемой преступности. По мере усиления негативных моментов социального развития масштаб расхождений между ними существенно увеличивается, а при нарастании позитивных - сокращается.
По данным проведенных исследований, зарегистрированная преступность составляет около одной трети от ее общего массива (общий массив преступлений в 1995 г. составил около 9 млн. ). Две трети совершенных преступлений по разным причинам не нашли отражения в официальной статистике. Этот средний показатель колеблется в зависимости от видов преступлений (по преступлениям против личности он значительно ниже, чем по преступлениям, совершаемым в сфере экономики) . Следовательно, вне регистрации оказывается свыше 6 млн - прес-
туплений. Изучение причин этого явления показало следующее: в среднем по России около 60^ опрошенных потерпевших от тяжких преступлений не обращались в правоохранительные органы (25% - квартирные кражи, 38^ - хулиганство, 14% - мошенничество и вымогательство, 12% - грабежи и разбойные нападения). Это та часть латентной преступности, которая из-за необращения вообще не попадает в сферу внимания правоохранительных органов. Основными причинами необращения были сомнения в результативности деятельности правоохранительных органов (54%), нежелание быть втянутым в затяжной судебный процесс (26%), опасение неблагоприятных тоследствий (20%). Так, по экспертным оценкам динамика регистрации разбоев и грабежей не полностью отражает реальное состояние этой преступности. Уровень ла-тентности здесь достаточно высок: он превышает регистрируемую часть в 1,5-2 раза. Соотношение между регистрируемым и латентным хулиганством, квалифицируемым по ч. ч. 1 и 2 ст. 206 УК РСФСР, составляет один к двадцати, а по хулиганству, квалифицируемому по ч. 3 этой статьи - один к пяти.
Число зарегистрированных должностных и экономических преступлений в десятки раз меньше их реального количества (взяточничество, обман покупателей и заказчиков, злоупотребление служебным положением и т . д . ) .
Данные официальной статистической отчетности о состоянии экономической преступности следует рассматривать как информацию о вы-являемости преступлений в сфере экономики. С учетом уровня латент-ности (в пределах 70-90%) можно прогнозировать в 1996 году реальный рост экономической преступности до полутора раз.
Оценивая действие указанных выше факторов, можно спрогнозиро-вать основные тенденции в динамике преступности в 1996 году.
Правомерен общий вывод, что сложившаяся в 1995 году общая тенденция некоторого роста числа зарегистрированных преступлений сохранится и на протяжении 1996 года. Ножно полагать, что общее количество зарегистрированных преступлений в 1996 году составит на 3-4 % больше ИХ числа в 1995 году.
Количество тяжких преступлений в 1996 году будет увеличиваться , хотя и не столь интенсивно, как в 1995 году, и на 5-7% превысит соответствующий показатель 1995 года. При этом темпы регистрации умышленных убийств, как ожидается, сохранятся в 1996 году на уровне 1995 года. Число тяжких телесных повреждений составит по
итоган 1996 года на У/а меньше чем в 1995 году. Наметившаяся тенденция к сокращению количества регистрируемых изнасиловании сохранится и в 1996 году.
Число зарегистрированных корыстно-насильственных преступлений будет незначительно возрастать. Темпы прироста грабежей и разбойных нападений составят 2-3°ё. При этом количество разбойных нападений, совершаемых на улицах, останется на уровне 1995 года или же возрастет в пределах от 1 до 2^.
При дальнейшем снижении реального прожиточного уровня большинства населения страны следует ожидать, что в 1996 году будет отмечаться рост количества регистрируемых краж, в первую очередь, мелких.
Основным объектом преступного посягательства станут предметы питания, одежда, увеличится число краж из дач и садовых домиков, из автомашин и т.п. В то же время в связи с расширением слоя богатых граждан увеличивается количество краж из их квартир, возрастет число "заказных" краж у коллекционеров, из музеев и т.п.
В целом в 1996 году число всех видов краж увеличится на 5-7°й по сравнению с 1995 годом, количество квартирных краж возрастет на 3-4%.
Прогностическая оценка экономической преступности носит более вероятностный характер и связана с тем, что ее масштабы не поддаются точному количественному измерению, а перспективы развития строятся на экспертных оценках (в отличии от общеуголовной преступности) .
Криминогенная ситуация в экономике достигла такого предела, который недопустимо высок, необходимость ее изменения давно приобрела стратегическую значимость.
Упреждающее планирование мер по стабилизации кризисной ситуации в экономике, выполнение Федеральной программы борьбы с преступностью, улучшение материально-технического и финансового обеспечения правоохранительных органов частично ослабят тенденцию роста числа криминальных проявлений в рассматриваемой сфере.
По сравнению с прежним периодом темпы роста преступности в сфере экономики могут несколько замедлиться, но лишь при условии наращивания активности правоохранительных органов и стабилизации экономической обстановки. Независимо от развития общих тенденций выявляемости экономи-
ческих преступлений, прогностическая оценка сводится в итоге к тому. что позитивных изменений в криминогенной ситуации в 1996 году не произойдет. Она будет определяться ростом' организованных форм совершения преступлений экономической направленности, расширением масштабов коррупции, дальнейшим сращиванием экономической и общеуголовной преступности -
Следует ожидать активизации теневого бизнеса в кредитно-финансовой сфере, страховых, инвестиционных и благотворительных фондах. Будет увеличиваться количество мошеннических операций с векселями, кредитными (пластиковыми ) карточками, присвоений путем несанкционированного проникновения в компьютерные и телеконмуникаци-онные сети.
Получат дальнейшее расширение международные криминальные структуры экономической направленности по вывозу за рубеж редкоземельных и цветных металлов,валюты, легализации преступных доходов.
Динамика и тенденции организованной преступности в России указывают на ее рост, неблагоприятные структурные изменения, увеличение ущерба, причиняемого ею.
Прогнозируя тенденции развития организованной преступности, следует отметить продолжение формирования транснациональных и межрегиональных организованных структур, обеспечивающих беспрецедентные по масштабам банковские мошеннические операции, хищение денег и материальных ценностей в особо крупных размерах, массированный подкуп чиновников, установление контроля за наиболее доходными отраслями экономики, получение сверхприбылей от бандитизма, иных корыстно-насильственных преступлений, контрабанды, противоправных экспортно-импортных операций, оружейного, автомобильного, игорного и наркобизнеса, незаконной торговли антиквариатом и проституции, интенсивной консолидации криминальной среды.
Преступные объединения, особенно на уровне организаций и сообществ, будут продолжать стремиться к захвату ключевых позиций в экономике путем сочетания насилия, как средства борьбы за сферы влияния, с рыночными формами легального и "теневого" бизнеса.
Можно с уверенностью прогнозировать продолжение процесса консолидации преступных группировок в рамках как- отдельных территориальных формирований (район, город, область), так и региональных, международных структур. В связи с этим продолжится дальнейший раздел и передел территории страны и "отраслей" преступного бизнеса.
Стремление обеспечить стабильность своей деятельности и укрепить позиции лидеров преступной среды приведет к активизации их действий по выработке согласованных решений.
Прогнозируется усиление влияния преступных сообществ. Создание координационных центров по руководству и направлению деятельности последних внесет в их действия большую жесткость, обеспечит перерастание стихийно сложившихся групп вымогателей в бандформиро-вания нового типа, осуществляющих наряду с традиционными корыстно-насильственными преступлениями охрану подконтрольных фирн, силовое подавление их конкурентов.
Будет продолжаться рост вооруженности группировок, формирование групп боевиков и телохранителей, стремление использовать для легализации владения оружием службы безопасности, охранные подразделения , превращение торговли оружием в устойчивый преступный промысел. Эти средства будут активно использоваться в качестве инструмента давления на представителей исполнительной и судебной властей, конкурентов, руководителей хозяйственных структур, банкиров и предпринимателей.
Предполагается дальнейшее освоение новых видов и форм совершения преступлений, а также расширение таких уже ставших традиционными для России сфер незаконного промысла, как квалифицированное вымогательство, оружейный и игорный авто- и наркобизнес, переход от вымогательства в отношении отдельных предпринимателей к "долгосрочным соглашениям" с хозяйствующими структурами о выплате твердо установленной дани.
Огромные денежные средства, имеющиеся в обороте преступных сообществ, будут использоваться ими не только для подкупа должностных лиц, создания коррумпированной прослойки во всех звеньях государственного аппарата, обеспечивающей прикрытие преступных деяний, но и для усиления противодействия правоохранительной системе , подкупа и оказания сильного "давления" на участников уголовного процесса.
Необходимо приложить все государственные и общественные силы к тому, чтобы предотвратить реализацию данного негативного прогноза - это важнейшее условие перехода России к устойчивому развитию.



ОГЛАВЛЕНИЕ