стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

А.И. ДОЛГОМ^ доктор юридических наук^ профессор
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ.
Изменения криминальной ситуации в России и
организованная преступность
Годы реформ отмечены не только небывалым приростом преступности, но и более выраженной, чем ранее, ее структурной перестройкой. Все больший вес в ней стала занимать организованная преступность. Опираясь на ранее приобретенные преступным путем капиталы и связи с официальными структурами общества, должностными лицами, деятели организованной преступности прибирают к рукам [и в значительной мере уже прибрали) национальное достояние, одновременно обеспечивают себе контроль в разных сферах деятельности, а также политическую власть для сохранения и приумножения награбленного.
На глазах у всех идут процессы передела сфер влияния, концентрации и перераспределения капиталов. Применяются свойственные преступному миру средства дискредитации, устранения неугодных лиц, насилия и коррупции. ^
Успешно лоббируется криминальный интерес в структурах власти. Изменения уголовного закона не сводились только к крининализа-ции новых деяний; но одновременно заключались в декриминализации многих экономических преступлений, снижении оценки степени тяжести их части, декриминализации некоторых деяний,характерных для лиц,отбывавших или отбывших наказание.^
Разумеется, одновременно в преступности отмечаются другие процессы: увеличивается число преступлений, связанных с пьянством и алкоголизмом,наркоманией, нарастает преступность несовершеннолетних. Но новое здесь то, что даже такие "традиционные" процессы все больше оказываются связанными с развитием алко-наркобизнеса, вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность и использованием их в качестве "пехотинцев" организованной преступности.Ор-
См.Организованная преступность-2,М. ,1993.; Организованная преступность-З, М. ,1996.
Преступность в России в девяностых годах и некоторые аспекты законности борьбы с ней.М., 1995. С.5-13.
ганизованная преступность становится все более мощным, интегрирующим иные криминальные проявления фактором.Лидеры крупных преступных формирований практически не привлекаются к уголовной ответственности, а задерживаются именно такого рода рядовые исполнители . Организованная преступность при этом ничего не теряет, ибо ее лидеры набирают новых исполнителей из все увеличивающегося контингента безработной и социально, нравственно дезориентированной молодежи .
Эскалация преступности в России, приобретение ею новых качественных характеристик, связаны прежде всего с фактическим характером политики реформ в ее экономическом, политическом, социальном и других аспектах .Этот характер все больше определяется интересом новых сверхкрупных собственников, в значительной мере незаконно и в обход закона наживших крупные состояния и опасающихся их потерять или приуменьшить в условиях установления в стране строгого режима конституционной законности. Налицо отсутствие научно-обоснованной борьбы с преступностью, игнорирование в практической деятельности собственных закономерностей преступности, ее способности к самодетерминации и "преобразованию" социальной среды в целях успешного решения своих проблем. Это как раз характерно для организованной преступности.
На фоне отчетов о значительном приросте числа выявляемых правоохранительными органами организованных преступных формирований не всегда упоминается число таких формирований и их участников, проходящих по направленным в суд уголовным делам (табл. 1). Таблица Д
данные о выявлении оргамизованямх пресюупямх формировании и принятии к виновный предусноиренных законом мер

1992 г.
1993 г.
1994 г.
1995 г.
1 .Выявлено организованных преступи, формирований (групп)
4 352
5 691
8 059
8 222
Из них проходит по уголовным делам, направленным в суд
1 672
2 638
2 755
3 830
^.Установлено участни-





В 1992 г. было привлечено к уголовной ответственности 47% участников выявленных организованных преступных формирований, в 1995 г. - 46,6%. В 1995 г. менее половины выявленных формирований проходили по уголовным делам. При этом число участников многих выявленных формирований ( групп ) не превышало трех человек.
Увеличивается количество тяжких преступлений, расследование дел о которых затягивается (табл.2).
Таблица .2
Динамика ^исла пресщуплении^ дала о коюорнх завершены и не завершены в одметном периоде (в скобках - статьи УК РСФСР)
Годы
Убийства и доведение до самоубийства
Похищение человека
Незаконное лишение сво-
Захват заложников

(ст. ст.102-107)
( ст. 12 5^ )
боды (ст. 126)
( ст. 12 6^ )

заверш. остаток
заверш. ост.
заверш. ост.
заверш. ост.
1990
14 145 7 281
не было
72 11
1 0
1992
16 902 13 178
не было
104 37
1 2
1994
25 310 18 604
235 329
535 147
79 61
1995
24 909 18 424
382 415
639 183
103 48

Это происходит на фоне латентности преступности и , в том числе, скрытой от правоохранительных органов ее части, а также не отражаемой по разным причинам последними в статистике.
Сложившаяся в стране криминальная ситуация тесно взаимосвязана с законодательной политикой. И именно на поле законотворчества во многом сейчас решается исход борьбы с организованной преступностью , коррупцией.
История проблемы признания организованной преступности в России Игнорирование на практике проблемы организованной преступности в последние десятилетия в России имеет свою историю и корни.
ков организов. преет. формирований { групп )
18
878
27
630
35
348
32
068
из них привлечено к уголовной ответствен.
8
889
11
351
15
197
14
936

Криминологи t криминалисты и специалисты по оперативно-розыск -ной деятельности всегда фиксировали наличие в России разного рода преступных групп и объединений .Одной из наиболее серьезных работ в этом отношении была кандидатская диссертация К.Т.Черновой "Организованные группы расхитителей социалистического имущества. Криминологическое и криминалистическое исследование .(Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности.М.,1974.)-Соответствующие исследования фиксировали все увеличивающееся число преступных формирований, повышение уровня их органи-зованности ^иерархическую систему взаимоотношений среди групп расхитителей, в бандах. Вывод о развитии в России организованной прес-щупносши и ее все более очевидном влиянии на социальные процессы был сделан научными сотрудниками сектора общих проблем криминологии^ Всесоюзного научно-исследовательского института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности при Прокуратуре СССР в начале восьмидесятых годов.
Необходимо отметить, что вообще в производстве следователей прокуратуры в 60 - 70-х гг. все чаще стали появляться многотомные уголовные дела о масштабной преступной деятельности не одного десятка лиц. Как правило, речь шла об экономических преступлениях или, как тогда говорили, "хозяйственных". Это были и дела о выпуске неучтенной продукции путем создания нелегальных производственных структур (дела "цеховиков"), и о совершении преступлений при заготовке леса в северных регионах России, и о криминальной деятельности в сферах оборота товаров, строительства, а также ряд других.
Расследование таких дел представляло серьезную проблему во многих отношениях. И прежде всего это была проблема неоднократного продления сроков предварительного следствия и содержания обвиняемых под стражей: количество преступных эпизодов оказывалось значительным, по мере углубления расследования оно все увеличивалось,одновременно расширялся и круг лиц,подлежащих привлечению в качестве обвиняемых. Следователи, а также субъекты оперативно-ро-
^ В книге "Методика анализа преступности"^. ,1986) давались характеристики высокоорганизованных преступных формирований,характерных для организованной преступности,но по цензурным соображениям речь шла лишь об "организованности" в преступности.
зыскной деятельности стремились максимально полно выявляяь всю картину преступной деятельности и обосновывать квалификацию деяний по статьям, влекущий соответствующие содеянному наказания. Нередко речь шла о самых строгих санкциях вплоть до высшей меры по ст. 93^ и ч.З ст.173 УК РСФСР. Но, не желая обращаться с ходатайствами о продлении сроков следствия и содержания под стражей в высшие инстанции .нередко и по ряду других причин (трудности с проведением судебно-бухгалтерских,иных экспертиз, перегрузка следственного аппарата, "осторожность" в привлечении к ответственности представителей номенклатуры) .непосредственные руководители следствия, проку-роры .продлевавшие сроки расследования и содержания обвиняемых под стражей, нередко предлагали "рубить концы" и направлять дела в суд по ограниченному числу эпизодов. В результате единое хищение государственного имущества в особо крупных размерах отражалось в нескольких уголовных делах о хищениях в менее значительных размерах, а нередко бывало так, что в итоге виновный осуждался по одному уголовному делу о хищении просто в крупных размерах,а выделенные материалы уголовного дела о других эпизодах хищения так и не получали надлежащего разрешения .Следователей в таких случаях захлестывал вал новых уголовных дел или не хватало мастерства доказать все эпизоды преступления.
Единая преступная деятельность большого числа людей в данных случаях была представлена в уголовных делах в виде отдельных преступных деяний, причем нередко якобы только отдельных субъектов.
Лицам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, следователям,да и судьям было ясно,что многие рассмотренные судами уголовные дела практически не отражали весь масштаб разветвленной экономической и должностной преступной деятельности соответствующих организованных формирований. Однако в то время практически и не ставилась задача выявить организованные преступные структуры в их полном составе и всю их широкомасштабную криминальную деятельность .Организованной преступности согласно господствующей тогда официальной доктрине в стране не существовало. Закон не был рассчитан на борьбу с ней. Да и единицами учета и отчетности являлись факты преступлений и выявляемые лица, совершившие преступления, осужденные. Организованные преступные формирования не принимались во внимание. Кроме того, многие данные, полученные в результате оперативно-ро-
зыскной деятельности, не рассматривались как доказательства. Они были получены не в предусмотренном законом порядке^ как предписывалось УПК РСФСР, а в порядке, регулируемом подзаконными актами, ибо закона об оперативно-розыскной деятельности не существовало.
И все-таки криминалисты, специалисты по оперативно-розыскной деятельности публиковали работы, хотя тоже , как правило, под грифом "совершенно секретно", и о преступном сообществе "воры в законе"^,и о профессиональных общеуголовных преступниках, действовавших в тон числе во главе организуемых ими криминальных структур, вовлекавших в преступную деятельность несовершеннолетних и молодых людей .В 80-х гг. проводил исследования профессиональной преступности А. И .Гуров, затем он и сотрудники ВНИИ МВД СССР А.Н.Волобуев, А.С.Галкин, В.Д.Пахомов пароанализировали организованные преступные структуры разного типа. Такие же исследования одновременно проводил в Омске М.П. Клейменов. При изучении государственной преступности С.В.Дьяков также делал вывод о наличии организованной преступности и ее эскалации в России. Изложенное значимо в трех аспектах. Во-первых, такая характеристика преступности,как организованность, никогда не исчезала, хотя должного внимания ни в правовом, ни в организационном отношениях ей в 60- 70-х гг. уделено не было. Последние серьезные акции по борьбе с профессиональной и организованной общеуголовной преступностью были проведены в пятидесятых годах.
Во-вторых, некоторые оппоненты в начале восьмидесятых годов, да и ныне, ссылаются на то, что ничего нового в преступности не усмат-ривается: крупные уголовные дела были всегда, дескать, с ситуацией справлялись и не требуется коренных изменений ни в законодательст ве, ни в практике борьбы с преступностью.
В-третьих, практически описанная ситуация с реагированием на подобную преступную деятельность организованных структур существует и сейчас. Такая деятельность и поныне предстает в уголовных делах, как правило, в виде отдельных преступных деяний. До сих в Уго ловном кодексе России нет понятия "преступная деятельность". И если исследование ограничить только изучением рассмотренных судами
См . Монахов В . И . Группировки воров-рецидивистов и некоторые вопросы борьбы с ними.М. ,1957.
отдельных уголовных дел,трудно,если вообще не невозможно, увидеть контуры организованной преступности.
Это служило и служит основанием для отрицания определенной частью научных и практических сотрудников наличия организованной преступности в стране. "Покажите нам хотя бы одно уголовное дело о преступной организации , тех структурах, о которой пишут некоторые криминологи, которое было бы рассмотрено судом",-говорят оппоненты.И заведомо знают,что таких дел нет.Создание,руководство преступной организацией,участие в ней по Уголовному кодексу РСФСР не являлось самостоятельным преступлением, за исключением отдельных случаев, о которых речь пойдет далее. Преступным было только соучастие в уголовно-правовом смысле,когда руководитель,организатор формирования является одновременно соучастником совершаемых членами группы преступлений.
Между тем .сравнительный анализ рассматривавшихся судами уголовных дел в 70 - 80-х гг. все больше давал оснований для вывода об эскалации организованности в преступности .Так , например, после изучения дел о преступлениях, рассматривавшихся Верховными судами РСФСР и Армянской ССР в 1970 и 1980 годах, научные сотрудники указанного Института Ю.Г.Козлов и В.А.Григорян сделали вывод о тон, что в восьмидесятых годах почти каждое рассмотренное дело было делом о преступлений хорошо организованного формирования. Делался вывод о количественном нарастании организованных криминальных структур, их большей активности и вовлечении в их преступную деятельность все большего числа людей ,в том числе должностных лиц. Другие материалы исследований (опросы осужденных,сотрудников правоохранительных, контролирующих органов) подтверждали эти данные.
Вывод о качественном изменении организованности в преступное" ти и существовании в стране организованной преступности с ее типичными характеристиками, которые ранее фиксировались только за рубежом , прежде всего в США и И талии, был сделан в начале восьмидесятых годов после весьма объемного изучения многих десятков уголовных дел о взаимосвязанной преступной деятельности многих хозяйственников и должностных лиц в ряде министерств,ведомств,регионов^.
В конце се ми десятых-начале восьмидесятых годов Прокуратурой СССР и бывшим комитетом государственной безопасности СССР совместно с МВД СССР была резко активизирована деятельность по реализации материалов о крупных хищениях и должностных злоупотреблениях, в том
числе лиц занимавших высокие посты. Судами были рассмотрены десятки уголовных дел по Краснодарскому краю^Ростовской области,Москве,Киеву,некоторым Среднеазиатским и Закавказским республикам,Молдавской ССР.
Криминологами были изучены все эти дела .выделенные из них материалы о других эпизодах преступной деятельности, опрошены осужденные по ним лица .отбывавшие наказание в исправительно-трудовых учреждениях, а также сотрудники правоохранительных органов, имевшие отношение к этим делам.иные лица.При этом были тщательно проанализированы взаимосвязи между осужденными по разным делам .вычерчены схемы преступных контактов, совместной криминальной деятельности. В результате тщательного сопоставления всех материалов выявилась картина поистине грандиозной преступной деятельности прежде всего в экономике (торговле, пищевой, местной, иной промышленности, при заготовке и переработке хлопка и т.п.), а также в сферах управления, как государственного, так и партийного, - деятельности, в которой активно участвовали должностные лица и высокого ранга на уровне регионов или отраслевого управления .^
Были получены убедительные доказательства того, что в значительной мере экономические и управленческие отношения строились не на законной основе, а на базе так называемых неформальных отношений -фактически на прочно устоявшихся к тому времени неписаных правилах поведения в сфере экономики и управления. Эти правила позволяли выживать, наживаться и делать карьеру в условиях рассогласования экономического и социального развития, когда обеспечивался резкий прирост объемов выпуска продукции любой ценой;в условиях необеспеченности плановых заданий материальными ресурсами; в условиях острого дефицита товаров и услуг и иных крайне негативных явлений.Другими словами,налицо была развитая теневая экономика,которая включала разные сферы: и фиктивную экономику (приписки, искажения в отчетности), и натуральный обмен продукцией и услугами ,и другие формы-
В то же самое время в процессе научных дискуссий, на конференциях и семинарах рядом криминологов и специалистов по уголовному праву культивировался и распространялся другой взгляд: преступ-
Исследования проводились автором статьи совместно с Ю.Г.Козловым. В. П .Мурашовым, О. В. Пристанской. С .А. Емельяновым .
ность"мельчает", так называемая организованная преступность существует на уровне жэка или плодоовощной базы .Даже отмечалось, что "в России вообще не может быть ничего организованного".В результате указанной полемики появилась книга "Организованная преступность"^. ,1989) .авторами которой были те,кто настаивал на существовании и распространении организованной преступности в России.
Очень часто факт признания организованной преступности связывают со статьей "Лев прыгнул", которая появилась в "Литературной газете" в 1988 г. и отражала позицию А.И.Гурова о существовании в СССР организованной и профессиональной преступности. Безусловно, открытая публикация такого материала в то время была смелым шагом и вызвала "шок" как у власть предержащих,так и у рядовых читателей.Однако следует учитывать.что.во-первых,такой публикации предшествовало немало открытых дискуссий криминологов с докладами об организованной преступности, в том числе А. И .Гурова ^во-вторых, существовал ряд публикаций, как правило, закрытого характера, и проблема раньше стала очевидной для специалистов и представителей власти ; в-третьих, после данной публикации активизировались усилия по компрометации А.И.Гурова и выводов об организованной преступности. Из ЦК КПСС пришло указание, в частности, во Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности дать научное заключение по данной публикации. Оно было подготовлено автором настоящей статьи совместно с А. И. Гуровым, профессорами Н.А.Стручковым.В.В.Лунеевым.кандидатами юридических наук В.Д.Пахо-мовым .Ю.И. Козловым,А.С.Емельяновым.
Но первым официальным признанием существования организованной преступности в России принято считать постановку и рассмотрение вопроса "Об усилении борьбы с организованной преступностью" Съездом народных депутатов СССР 23 декабря 1989 г. Правда,Постановление по этому вопросу в результате многочисленных редактирований оказалось слабым - вопрос об организованной преступности оказалась "растворенным" в общей проблеме усиления борьбы с преступностью.
На факт существования организованной преступности в то время стали выходить также экономисты, социологи в результате исследований теневой экономики и других форм социальной патологии.
Итак, в начале восьмидесятых годов было сделано четыре наиболее серьезных вывода:
I. Организованная преступность приобрела небывалые прежде масштабы и контролирует все большее число представителей партийной, государственной элиты как в регионах,так и в центре.
2. Появился новый вид криминального профессионализма - организация преступной деятельности в широких масштабах с использованием государственных и общественных структур. Причем организаторы, рук о водители преступной деятельности в какой-то сфере вовсе не всегда работают там, где совершаются преступления и не являются их соучастниками в уголовно-правовом смысле, если руководствоваться действующим законом.
3. Основные характеристики организованной преступности в России в семидесятых - восьмидесятых годах, выделявшиеся при изучении большого числа взаимосвязанных уголовныы дел, опросов осужден-ных,экспертов,анализа иных документов,совпадали с теми,которые отмечались зарубежными авторами применительно к организованной преступности в США, Италии, иных государствах . В книге "Методика анализа преступности" говорилось, что преступность организованных групп (слова "организованная преступность "вычеркивались редакторами и цензорами) характеризуется следующими чертами:"предумышленностью, планированием преступной деятельности; относительно устойчивыми криминальными связями между членами групп и распределением преступных ролей (организаторы,исполнители и т.п.^"кооперацией" между членами разных преступных групп, преступной группы и иными преступниками... .ориентацией на изучение и учет социальных условий :спро-са и предложения на разные товары, состояния борьбы с разными формами преступной деятельности и т.п.; наличием специфических правил , норм поведения, в том числе касающихся взаимоотношений между членами группы; целенаправленной разработкой мер защиты от разоблачения и наказания с учетом изменяющихся форм социального контроля , уголовной политики . . . " . ^
4. Действующее законодательство не позволяет бороться с орга низованной преступностью в ее новых масштабах.Следует сказать,что УК РСФСР принимался в 1958-1960 гг. - в эпоху так называемого "волюнтаризма" , когда собирались через двадцать лет построить коммунизм, ликвидировать преступность .утверждали, что у нас существуют" факты правонарушений". В первом учебнике "Криминология" (М. ,1966,
Методика анализа преступности . С . 46
С. 73-75 ) давалась следующая оценка состояния и тенденций преступности: "В период упрочения социализма и постепенного перехода к коммунизму тенденция к сокращению преступности развивается.. .В СССР достигнуты существенные результаты в ликвидации профессиональной преступности. Основной контингент профессиональной преступности в прошлом - деклассированные элементы. Энергичная борьба государственных органов и общественности с тунеядцами закрывает последнюю лазейку для возрождения профессиональной преступности ...Организованной преступности типа гангстеризма .столь распространенного в буржуазном обществе, в нашем обществе не было никогда. Полная победа социализма положила конец самой опасной форме организованной преступности - контрреволюционным организациям .Крайне редки преступления .совершенные бандами и другими вооруженными группами". Представляется.что дело тут не столько в политической ангажированности автора и не в кознях цензуры. В конце концов, если что-то не пропускали в печать, то ведь и никого не заставляли писать то, что он не думает, тем более всегда можно было отказаться писать раздел учебника. Это было написано в период только начинавшегосяявозрожде^ ния криминологии в России. По криминологам был нанесен сильнейший удар на рубеже 30-х и до 1963 года - момента создания Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности криминологических исследований не проводилось , криминологи специально не готовились .При возрождении криминологии в СССР появлялась новая плеяда ученых и пользовались авторитетом оставшиеся специалисты, проводившиеся исследования в 20-х гг. На их пози-ции, во-первых .отразилось отсутствие глубоких комплексных криминологических исследований преступности в 50-х - первой половине 60-х гг. и ее причин; во-вторых, стремление к осторожным выводам ( "смелые" раньше дорого обошлись ) ; в-третьих, некоторая эйфория от периода снижения преступности в конце 50-х - начале 60-х гг. Казалось, что так будет и дальше, при этом упускалось из виду, что такому снижению предшествовали очень серьезные меры по борьбе с бандитизмом,хищениями, профессиональной преступностью, в том числе преступным сообществом "воры в законе". К этому следует добавить, что советские криминологи шестидесятых годов в основном "вышли" из уголовного права и им было присуще больше не социологическое , а юридико-догматическое мышление в его формально-логическом варианте: нет уголовных дел о широкомасштабной преступной дея-
тельности организованных структур - нет таких структур и их деятельности .
Посылка уголовного закона состояла в следующем: существуют преступления, нет преступной деятельности, существует соучастие в преступлении и есть , следователь но ^организатор преступления, но нет как такового органиэатора^напринер,того же криминального сообщества "воры в законе"; само по себе создание, руководство организованным преступным формированием в принципе не рассматривается как самостоятельное преступление. Оно признавалось таким только в трех конкретных случаях, о которых говорится далее -
И за рубежом тоже очень долго шли к признанию организованной преступности как проблемы. Только на рубеже семидесятых годов там были приняты специальные законы о борьбе с ней.
Правовое регулирование борьбы с организованной преступностью
в России и за рубежом
И отечественное, и зарубежное законодательство идет по пути признания или повышенно общественно опасным или автономно преступным самого факта объединения лиц для совершения преступления .Однако при этом различаются принципы оценки совершения преступлений группой лиц по предварительному сговору и организованной группой.
В ст. 17^ действующего до конца 1996 года УК РСФСР говорится, ччо организованная группа - это устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершенияяодного или нескольких преступлений. Действительно, "заранее объединиться" крайне важно для продуманной .согласованной деятельности .Речь идет о важном .исходном моменте организации группыыи преступления.Однако далее статья 17 УК РСФСР фактически уравнивает оценку общественной опасности группы лиц по предварительному сговору и организованной группы .В части четвертой статьи 17^ УК РСФСР говорится: "Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой влечет более строгое наказание на основании и в пределах, установленных настоящим Кодексом" .Статьей 77 УК РСФСР предусмотрена уголовнаяя ответственность и за организацию банды (фактически вооруженной организованной группы) ,и за участие в ней,и за участие в совершаемых ею нападениях .Однако до декабря 1994 года в правоприменительной практике не было должной ясности в вопросе о квалификации деяний виновных по этой статье. После развернутых разъяснений Пленума Вер-
ховного Суда Российской Федерации 21 декабря 1994 года практика ее применения изменилась и сразу резко возросло число лиц .привлекаемых по ней к ответственности. Однако статья о бандитизме прямого отношения к экономическом и до^жносднои преступной деятельности организованных структур не имела. Имелась еще статья 72 УК РСФСР "Организационная деятельность, направленная к совершению особо опасных государственных преступлений, а равно участие в антисоветской организации" и была статья 227 У К РСФСР "Посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов" .котораяя предусматривала ответственность за организацию или руководство группой , деятельность которой, проводимая под видом проповедования религиозных вероучений и исполнения религиозных обрядов , сопряжена с причинением вреда здоровью граждан либо с другими тяжкими последствиями, переччслявшимися в статье, а также ответственность за активное участие а такой группе.Но статья 227 УК РСФСР была исключена Законом РСФСР от 18 октября 1991 года.
Итак, заметим, что сам по себе институт установления уголовной ответственности только за организацию, руководство,участие в организации J совершающей преступления , был закреплен в уголовном законе
Кроме тoгo^в уголовном законе использовалось и поняяие "дея-тельность"(ст.227 УК РСРСР)^"преступная деятельность"(ст. 210 УК РСФСР "Вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность") .Однако в Общей части УК РСФСР не было норм о преступной деятельности - там говорилось только об отдельных преступлениях и не проводилось необходимого разграничения ответственности за организацию преступления и организацию группы, совершающей преступления .
Во многом такой же подход имеет место и в новом Уголовном кодексе России. В статье 35 УК РФ содержится следующее положение : "5 .Лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими,подлежит уголовной ответственности за их организацию и руководство ими в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, а также за все совершенные организованной группой или преступным сообществом ( преступной организацией ) преступления, если они охватывались его умыслом. . .6. Создание организованной группы в случаях, не предусмотренных статьями особенной части настоящего Кодекса, влечет уголовную ответственность за при-
готовление к тем преступлениям, для совершения которых она создана" .
Практически одному явлению авторы нового УК России дали сразу три названия:преступное сообщество,преступная организация,сплоченная организованная группа .Произошло недопустимое смешение разных криминальных реалий .Между тем в принятом Федеральным собранием России,но не подписанным Президентом Р<Р <Редеральном законе "О борьбе с организованной преступностью" они четко разграничиваются.
В статье 35 нового Уголовного Кодекса России , кроме того, содержи тся крайне опасное положение: введение ответственности за то, "что охватывалось умыслом"-Данное понятие не содержится в статьях 33-35 УК РФ,является фактически новым основанием ответственности и самое главное дает реальные основания для произвола. Правовому регулированию - и это является общим правилом - подлежит лишь то, что поддается внешнему контролю или док взыванию, если мыслить уголовно-процессуальными категориями . Нетрудно понять : док взывание того, ччо охватывалось или не охватывалось умыслом, мягко говоря .весьма проблематично .Обнаружение умысла и сам умысел - это разные понятия .Именно такого рода уголовно-правовые формулировки могут лежать в основе "выбивания показаний" ,ибо часто других доказательств истинного, а не проявляемого или демонстрируемого умысла на практике добывать не удается.
Статья 210 нового У К России предусматривает уголовную ответственность за "создание преступного сообщества (преступной организации ) для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, а равно руководство таким сообществом (организацией) или входящими в него структурными подразделениями,а также создание объединения организаторов,руководителей или иных представителей организованных групп в целях разработки планов и условий для совершения тяжких или особо тяжких преступлений" .Но это требует доказательств того, что преступное формирование создавалось именно для совершения тяжких или особо тяжких преступлений.Реально же.как правило,тяжкие преступления бывают результатом эскалации преступной деятельности. Возникает вопрос ^преступно ли руководство преступным сообществом, совершающим тяжкие или особо тяжкие преступления, если оно создавалось первоначально для совершения иных преступлений? Например, первоначально занималось незаконным получением и разглашением сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, за что предус-
мотрено статьей 183 УК РФ лишение свободы до трех лет,или лжепредпринимательством, за что статьей 173 предусмотрено до четырех лет лишения свободы ( тяжкими или особо тяжкими преступлениями признаются те, за которые предусматривается соответственно максимальное наказание выше пяти и десяти лет лишения свободы),а потом только перешло к незаконной банковской деятельности и хищению чужого имущества , вверенного виновному.
Практически в этом случае закон позволяет безнаказанно создавать организованные формирования , на первых порах предназначенные для совершения преступлений,не являющихся тяжкими или особо тяжкими, и не способствует предупреждению тяжкой организованной преступности .
В данном случае недооценивается высокая общественная опасность существования вообще организованного формирования^предназначенного для преступной деятельности. Это нисколько не менее опасно для общества , чем кража кошелька из сумки .Создание данного формирова-ния^ рук овод ство им - самостоятельное общественно опасное деяние .Когда речь идет об ответственности за него, то это - вовсе не ответственность за какое-то "опасное состояние" .это ответственность - за фактически содеянное.
В новом Уголовном кодексе России опять дал себя знать старый подход- Он частично обусловлен непониманием или нежеланием понять сути специфического подхода к борьбе с организованной преступ ностью^ оправдавшего себя на практике за рубежом.Отчасти такая позиция - результат определенного "уголовно-правового снобизма", в соответствии с которым первичны уголовно-правовые постулаты, а криминологические положения вторичны (в том числе выводы о закономерностях преступности^ особенностях ее видов и их подверженности разным мерам). Bnp04eMJ и деятели организованного преступного мира небезразлично относятся к законодательной деятельности, затрагивающей их интересы. Лоббирование криминального интереса - теперь уже очевидный факт.
Иногда говорят, что организованная преступность - социальное явление, а уголовный закон строится по своим законам. Но в том-то и состоит искусство законодателя^ чтобы точно отразить криминальные реалии и обеспечить эффективную борьбу с ними.
В какой-то мере в УК РФ воспроизведен подход,отраженный в Уголовном кодексе Франции. Там учитывается тяжесть совершаемых объеди-
пением преступлений.Как гласит статья 450-1:"0бразует объединение преступников любая сформированная группа или сговор с целью подготовки, характеризующейся одним или несколькими фактами, одного или нескольких преступлений или одного или нескольких проступков, наказуемых десятью годами тюремного заключчния" -
Однако более точным представляется решение вопроса в Италии, США, Германии и ряде других государств, где остро стоит проблема борьбы с организованными началами в преступности .Там признается высокая общественная опасность преступных объединений независимо от тяжести тех преступлений, ради которых они создаются. И это правильно,так как создание преступных формирований не бывает связано с четким очерчиванием круга деяний, которые будут совершаться . Уже само по себе существование преступного формирования признается опасным. Его будущая деятельность .как правило, непред сказуема .
Итальянский уголовный кодекс (ст.115) прямо выделяет соглашение о совершении преступленияя Если такое преступление не совершается, никто из вступивших в соглашение лиц не подлежит наказанию за один лишь факт соглашения, но судья по этому факту тем не менее может применить меру безопасности.
Однако когда речь идет не просто о соглашении, но об объединении с целью совершения преступлений, то по статье 416 УК Италии: "те, кто способствует, или создает, или организует объединение, наказывается только за это лишением свободы на срок от 3 до 7 лет. Участие в таком объединении наказывается лишением свободы на срок от 1 года до 5 лет".
В 1982 году в УК Италии введена статья 416^, которая гласит: "Всякий, кто участвует в объединении мафиозного типа, состоящем из трех или более лиц ^наказывается лишением свободы на срок от 3 до 6 лет . Все те, кто создают, руководя т или организуют объединение , наказываются только за это лишением свободы на срок от 4 до 9 лет".
Объединение является объединением мафиозного типа,когда те,кто,участвуя в нем,пользуются насилием со стороны объединения,а также зависимостью и законом молчания (омерты) в отношении него для совершения преступлений, для установления прямого или косвенного руководства, или иного контроля за экономической деятель-ностью,концессиями,разрешениями,подрядами и общественными службами или для получения незаконных прибылей или преимуществ для себя либо для третьих лиц.... То есть здесь принимаются во внимание ха-
рактеристики самого преступного объединения.
В США существует уголовная ответственность только за "преступный сговор".
В Германии §129 У К "Создание преступных объединений" предусматривает : "Кто основывает объединение, цели или деятельность которого направлены на совершение преступлений, или кто участвует в подобном объединении в качестве члена, вербует в это объединение или поддерживает его, тот наказывается лишением свободы на срок до 5 лет или штрафом.. .".$129 УК в этой части комментируется таким образом,что он направлен на то,чтобы предотвратить создание и дальнейшую деятельность преступных объединений,целями которых или деятельность которых направлена на совершение преступлений. Противоп-равность и наказуемость подобных криминальных сплочений вытекает из содержания провозглашенной его членами и выражающей их сущность целевой установки, враждебной правопорядку в целом, которую они планировать , злоупотребляя предоставленной законом свободы на создание объединений.
В Японии в 19ЭО году был принят закон, направленный на борьбу с разными проявлениями организованной преступности, который выделял "преступную организацию", "преступную группировку", "союз преступных группировок" , "объединения и союзы преступных организаций".
Крайне важно наличие специальной правовой основы предупреждения , пресечения самого факта создания организованных групп, объединений, и не случайно уже само такое создание и участие в соответствующем объединении объявляется самостоятельным преступлением.
Известно, что Закон о контроле над организованной преступностью был принят в США только в 1970 году, т. е. через не один десяток лет после осознания проблемы .Но и после этого законодательство постояяно совершенствуется, "привязывается" к новым криминальным реалиям.
Поучительна история соответствующего законодательства в И талии. Первоначальные сведения о сицилийской мафии были получчны в начале XIX века, и история поисков законодательного решения проблемы там , естественно, значительно продолжительнее . Создано развернутое законодательство о борьбе с организованной преступностью и коррупцией , которое постоянно дополняется и совершенствуется .
Принятие комплексных, а потому эффективных законов о борьбе с организованной преступностью сопровождалось не только драматичес-
кими событияяи трудностями и преодолением непростых препятствий, но и трагедиями .В этой связи показательны обстоятельства принятия в Италии Закона 1982 года.Минна в своей книге так об этом написал:"... Сразу же после убийства Далла Кьезы итальянский парламент принял закон ( проект его был в свое время выдвинут депутатом коммунистом Пио Ла Торре,который тоже был убит мафией) ^согласно которому был сформулирован новый вид преступления: преступное сообщество типа мафии".
Такого рода законы и в США t и в Италии принимались после разоблачения самой тяжкой преступной деяяельности организованных структур .Поистине законы о борьбе с организованной преступностью пишутся кровью.
Направления правового регулирования борьбм с
организованной преступностью
Когда речь идет об организованной преступности, важно понимать ^ что нельзя мыслить прежними уголовно-правовыми категориями: представлять себе преступление только как традиционное отдельное преступное деяние в виде кражи,убийства и т.п.; преступную группу как группу лиц,объединившихся для совершения одного или нескольких преступных деяний .Причем таких, тяжесть и характер которых заранее точно оговариваются -
Организованная преступность возникает и функционирует на базе все расширяющейся и усложняющейся преступной деятельности в реальных изменяющихся условиях. Именно деятельности, перед которой в соответствующих условиях ставятся масштабные цели, достигаемые комплексом самых различных преступных средств -В этом случае наблюдается органическая взаимосвязь самых различных деяний. Их характер зависит от изменения социальной ситуации. Введение ответственности только за создание организованной группы или сообщества, которые создаются для совершения тяжких преступлений, криминологически не обусловлено по указанным выше соображениям. Выдвижение целей вообще может не носить преступного характера (например, добиться свердохо-дов) .Преступными во многих случаях бывают средства их достижения, а они избираются с учетом обстоятельств.Иногда достаточно угрозы убийством или уничтожением имущества, что по УК РСФСР и новому УК Р<Р не является тяжким преступлением и т. п. Постановка все более масштабных целей .усложнение и расширение
преступной деятельности связано с созданием экономической ^органи-зациоимои^духовнои и даже псмшпическоы систем ее обеспечения.Организованная лресдупносшь создает собственные структуры управления организованными формированиями с тем, чтобы они функционировали как слаженнми организм, обеспечивая опшимальносди. кримина^ьмои дея-шельности. Одновременно она использует инсшищутм государства и гражданского обд^есшва, чем расширяет свои возможмосши и обеспечивает надежнуж систему превеншивнои защиты себя от разоблачения и наступательность в противостоянии государству, обществу. Все это обусловливает создание сложной системы управления ею и специфичес кого распределения ролей.
Функции управления преступной деятельностью в ее широких масштабах отделяются от функций непосредственного совершения конкретных преступных дея ний, предусмотренных статьями УК, и функции обеспечения существования и деятельности организованных преступных структур (проведения разведки и контрразведки .осуществления охраны обеспечения пострадавших конфиденциальной медицинской помощью, юридическое консультирование, обеспечение транспортом и т.п.).
Все это заставляет принципиально иначе, чем применылельно к ож-дельнмм пресдупным деяниям, подходидч* к борьбе с организованной пресдупносдью. Проект Федерального закона о борьбе с организованной преступностью.во—первых .нацелен на борьбу прежде всего с организованными пресдупными формированияни; во-втормх.яа выявление в первую очередь лидеров этих формировании и организадоров.руководиже-леи их деятельности в разных ее направлениях;в-третьих,на выявление и пресечение движения преступных капиталов;в-треяьих на привлечение д сотрудничеству в разоблачении и пресечении деятельности организованного преступного формирования его рядовых членов, не совертавтих тяжких преступлении.
Необходимо четко разграничивать :
организованные группы, члены которых являются соучастниками в уголовно-правовом смысле преступлений, совершаемых группами ;
преступные организации, в которых разграничиваются функции: а) организации, руководства организации в целом и ее многоаспектной, масштабной деятельности ; б ) непосредственного совершения преступлений , предусмотренных Особенной частью Уголовного кодекса ; в ) существования , слаженного функционирования обеспечивающих подразделений преступной организации, как вообще организации, но при этом с учетом
ее противостояния обществу и государству (аналитических, разведывательных, групп телохранителей, шоферов, и т .п . ) ;
пресдуляое сообщасдво, которое, в отличие от организованных групп и преступных организаций, создается не на базе общей преступной деятельности, а как итог взаимодействия различных групп и организаций , преступников-профессионалов - на базе координации их самостоятельной преступной деятельности, совместного создания для нее наиболее благоприятных условий и т .п. Преступные сообщества носят и черты "координационных бюро" ,и " криминального "профсоюза" ,и даже партии .когда включаются в "большую политику". Они включают представителей разных преступных организаций, организованных групп .преступников-профессионалов , но не являются по отношению к ним вышестоящей .интегрирующей их преступную деятельность формированием.
Новый Уголовный кодекс Р<Р, к сожалению, весьма несовершенен в рассматриваемом аспекте. В него без изменения не включена ни одна из норм, которые содержатся в проекте Федерального закона о борьбе с организованной преступностью. И хотя авторы восприняли некоторые идеи этого законопроекта, заимствовали отдельные положения, но воплотили это в новом Кодексе весьма своеобразно. Кроме того применительно к организованным формированиям не вполне состыкуются положения Общей и Особенной частей У К РФ. Например, диспоыиции ст. 209 У К Р<Р "Бандитизм" сформулированы следующим образом : "1. Создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации, а равно руководство такой группой (бандой) .. .2. Участие в устойчивой вооруженной группе (банде) или в совершаемых ею нападениях. . .3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения. . . " .
Итак, судя по приведенной формулировке, банда - это услюи^ив^я вооружеямая группа, созданная в целях нападения на граждан или организации.О сл^о^енносдм не говорится.Возникает вопрос,какая именно группа из числа названных в статье 35 УК РФ: организованная группа, то есть усжом^мвая группа лиц, заранее обьедмнмвдгмхся для совершения одяого млм яеско^ькых пресдуплении, или сплоченная ор ганизованная группа лиц, созданная для соверююямя тяжких или особо жяжкюс преступлений ( преступная организация или преступное сообщество)? И как соотносится с бандитизмом разбой, выразившийся в нападеимм в целях хищения чужого имущества, оласном для жизни^ со-
вершенный с применением одужмя организованном грувлои ? как быть с квалификацией деяний, если устойчивая группа создавалась для совершения краж, длительное время их совершала затем вооружилась, стала совершать вымогательство, затем разбо^убийства?
Возникает еще один вопрос: как квалифицировать деяния того организатора банды, который принимает участие в нападениях,совершаемых бандой. По прямому смыслу статьи 209 УК Р<Р, его действия надо квалифицировать по частям 1 и 2. Вот здесь и становится очевидным теоретический просчет разработчиков УК РФ. Разведение руководства и участия в организованном преступном формировании имеет смысл только применительно к преступной организации в указанной выше трактовке проекта Федерального закона " О борьбе с организованной преступностью". То есть когда речь идет о большой организации,где эти функции действительно разведены. В традиционных бандах, как правило, этого нет.Поэтому указанный проект Федерального закона оценивает банду как вооруженную организованную группу.
С другой стороны,в статье 210 УК РФ "Организация преступного сообщества (преступной организации)" вообще не упоминается вооруженность.То есть банда высшего порядка, ставшая вооруженной преступной организацией, практически отождествляется с бандой,граничащей с вооруженной группой, совершающей разбойное нападение.
Думается, что необходимо исправить сложившееся положение следующим образом: принять Федеральный закон "О борьбе с организованной преступностью" и одновременно внести следующие изменения в новый Уголовный кодекс России:
1 .Статью 17 дополнить частью четвертой следующего содержания: "4 Преступная деятельность - система деяний с заранее обдуманным умыслом по приготовлению, покушению, совершению одного или более преступлений, предусмотренных статьями Особенной части Уголовного кодекса РСФСР, а также по легализации (отмыванию) преступных доходов. "
2. Статью 25 дополнить частью четвертой следующего содержания:" 4. Преступление признается совершенным с заранее обдуманным прямым умыслом, если лицо планировало, подготавливало преступление . " 3. Часть 5 статьи 35 изложить в следующей редакции: "Лицо, создавшее организованную группу либо руководившее ею, подлежит уголовной ответственности за ее организацию и руководство ими в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части
настоящего Кодексами также за все совершенные организованной группой преступления,соучастником которых он являлся.Другие участники организованной группы несут уголовную ответственность за участие в них в случаях.предуснотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, а также за прес ту плени я соучастниками которых они являлись -
4 .Исключить из статьи 35: слова "или преступным сообществом (преступной организацией)" из названия;часть 4 и соответственно считать части 5 - 7 частями 4-6; из части 7 слова "или преступным сообществом (преступной организацией).
5. Дополнить Уголовный кодекс статьей 35^ следующего содержания : " Статья 35^ Банда, преступная организация и преступное сообщество
1. Банда - организованная вооруженная группа,создаваемая в целях нападения на граждан или организации.
2. Преступная организация - объединение лиц, либо организованных групп, либо банд для совместной преступной деятельности с распределением между участниками функций по: а) созданию преступной организации либо руководству ею; б ) непосредственному совершению преступлений, предусмотренных статьями особенной части Уголовного кодекса ;
в) иным формам обеспечения создания и функционирования преступной организации.
3. Преступное сообщество - объединение организаторов, или руководителей, или других участников преступных организаций, или организованных групп, или банд, или иных лиц для совместной разработки либо реализации мер по координации, поддержанию, развитию преступной деятельности соответствующих формирований или лиц, либо мер по созданию благоприятных условий для преступной деятельности занимающихся ею лиц, организованных групп, банд, преступных организаций , а также по организации совершения тяжких преступлений в указанных целях -
4. Деяния организаторов,руководителей^ных участников банды , или преступной организации ,или преступного сообщества квалифицируются по статьям, предусматривающим ответственность за создание указанных организованных преступных формирований ,или руководство ими , или участие в них, а при совершении указанными лицами и иных преступлений, предусмотренных другими статьями Особенной части Уго-
ловного кодекса, также и по этим статьям. "
6. Внести в статью 63 следующие изменения: исключить из пункта "в" слова:"или преступного сообщества (преступной организации) "; дополнить часть 1 пунктом "о" следующего содержания: "о) совершение преступления с заранее обдуманным умыслом".
7. Статью 73 дополнить частью 8 следующего содержания:'^.К лицам .осуждаемым за создание банды или преступной организации ,или преступного сообщества либо за руководство указанными организованными преступными формированиями, либо за руководство деятельностью таких формирований, условное осуждение не применяется."
8. Статью 75 дополнить частями 3 - б следующего содержания: "3. К лицам,осуждаемым за создание банды или преступной организации , или преступного сообщества либо за руководство указанными организованными преступными формированиями, либо за руководство деятельностью таких формирований не применяются освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием.
4. Участник организованной группы, банды, преступной организации , преступного сообщества ^ не принимавший участия в совершаемых организованной группой, бандой, преступной организацией, преступным сообществом преступлениях, предусмотренных Особенной частью настоящего Кодекса, либо совершивший преступление, не являющееся тяжким, и принявший все зависевшие от него меры по предотвращению указанных преступлений, может быть освобожден судом от уголовной ответственности на основании санкционированного прокурором специализированного подразделения по борьбе с организованной преступностью представления органа дознания или следователя.
5. Участник организованной группы, банды, преступной организации , преступного сообщества, их деятельности освобождается судом от наказания, если он до привлечения к уголовной ответственности добровольно сообщил органам дознания, следователю, прокурору, суду все известные ему сведения об этих - органиаованной группе, банде, преступной организации, преступной сообществе, об их деятельности и активно способствовал раскрытию совершенных ими преступлений и возмещению причиненного ущерба. Если такой участник совершил тяжкое преступление против жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства личности, ему назначается наказание, а указанные выше обстоятельства рассматриваются как смягчающие ответственность. 6. Лицо, участвовавшее в легализации (отмывании) преступных
доходов, освобождается судом от наказания, если оно способствовало раскрытию преступления и изобличению соучастников, добровольно выдало преступные доходы и доходы, полученные в результате их приумножения . Такое лицо освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольно заявило о легализации и (или) приумножении преступных доходов и предприняло действия по раскрытию преступления, связанного с легализацией и (или) приумножением преступных доходов, изобличению лиц, совершивших незаконные финансовые и имущественные операции.".
9. Статью 81 дополнить ччччччччччччччследующего содержания: "5. Если у лица, осужденного за создание банды или преступной организации, или преступного сообщества либо за руководство указанными организованными преступными формированиями, либо за руководство деятельностью таких формирований .наступило психическое расс-тройство,лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействии) либо руководить ими .оно освобождается от наказания, а лицо, отбывающее наказание .освобождается от дальнейшего его отбывания, с назначением принудительных мер медицинского характера.
6. Лица,указанные в части первой настоящей статьи и освобожденные судом от отбывания наказания в связи с болезнью,в случае их выздоровления подлежат уголовной ответственности и наказанию ,если не истекли сроки давности, предусмотренные Уголовным кодексом".
10. Статью 209 изложить в следующей редакции: "Статья 209. Создание банды, или руководство ею, или участие в ней либо в совершаемых ею нападениях,-
наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.
Те же деяния, совершенные лицами с использованием своего служебного положения,-
наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с конфискацией имущества или без таковой." II. Статью 210 изложить в следующей редакции: "Статья 210. Разработка планов и создание условий для
преступной деятельности
1. Разработка планов и создание условий для преступной деятельности или совершения тяжких либо особо тяжких преступлений,-наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет
с конфискацией имущества или без таковой.
2. Деяние,предусмотренное частью первой настоящей статьи,со-вершенное с использованием своего служебного положения, -
наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества".
12. Дополнить Особенную часть Кодекса разделом XIII,главой 35 следующего содержания:
" РАЗДЕЛ XIII.ПРЕСТУПЛЕНИЯ,СВЯЗАННЫЕ С СОЗДАНИЕМ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ ОРГАНИЗОВАННЫХ ПРЕСТУПНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ГЛАВА 35. ПРЕСТУПЛЕНИЯ,СВЯЗАННЫЕ С СОЗДАНИЕМ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ ОРГАНИЗОВАННЫХ ПРЕСТУПНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ статья 361. создание преступной организации либо руководство ею или ее деятельностью
создание преступной организации либо руководство ею или входящей в нее организованной группой, или бандой, или иным ее структурным подразделением, а равно руководство их деятельностью -
наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества, лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет , лишением специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Те же действия, совершенные должностным лицом, -наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с конфискацией имущества, лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до трех лет, лишением специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, связанные с:
использованием полномочий государственных органов, предприятий, учреждений, организаций или органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений, общественных объединений, должностных лиц;
вовлечением в преступную деятельность какого-либо лица путем применения насилия либо угрозы применения насилия как в отношении этого лица, так и в отношении его супруга (супруги), близких родственников, или путем уничтожения либо угрозы уничтожения имущества, этого лица, его супруга (супруги), близких родственников или вов-
лечением в преступную деятельность несовершеннолетнего, либо лица. заведомо для виновного страдающего болезненным психическим расстройством J либо лица ^ оказавшегося в тяжелом материальном положении ;
применением, изготовлением, хранением, ношением, перевозкой, приобретением, сбытом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и иных предметов, веществ, специально приспособленных для поражения людей;
монополизацией экономической или иной деятельности; использованием зарубежных преступных связей, -наказываются лишением свободы на срок от двадцати до двадцати пяти лет с конфискацией имущества, лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до трех лет, лишением специального,воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Статья 362 Участие в преступной организации либо в ее
деятельности
Участие в преступной организации либо в ее деятельности, -наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или беа таковой, лишением специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Те же действия, совершенные должностным лицом, -наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества, лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет, лишением специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Участие в организованной группе, или банде, или преступной организации, или преступном сообществе либо в их деятельности, соединенное с:
использованием полномочий государственных органов, предприятий, учреждений, организаций или органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений, общественных организаций, должностных лиц;
вовлечением в преступную деятельность какого-либо лица путем применения насилия либо угрозы применения насилия как в отношении этого лица, так и в отношении его супруга (супруги), близких родс-
твенников, или путем уничтоженияялибо угрозы уничтожения имущества этого лица, его супруга (супруги), близких родственников или вовлечением в преступную деятельность несовершеннолетнего, либо лица, заведомо для виновного страдающего болезненным психическим расстройством, либо лица, оказавшегося в тяжелом материальном положении ;
применением, изготовлением, хранением, ношением, перевозкой, приобретением, сбытом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и иных предметов, веществ, специально приспособленных для поражения людей;
монополизацией экономической или иной деятельности; использованием зарубежных преступных связей, -
наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества, лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до трех лет , лишением специального, воинского или почетного звания .классного чина и государственных наград.
Статья 363. Организация преступного сообщества или
руководство им
Организация преступного сообщества или руководство им, -наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет , лишением специального, вои некого и почетного звания , классного чина и государственных наград .
Те же действия, совершенные должностным лицом либо связанные с использованием полномочий государственного органа, органа местного самоуправления, либо свяяанные с насилием или уничтожением имущества, либо с созданием или использованием частной детективной , охранной службы, вооруженных формирований, либо с монополизацией экономической или иной деятельности, -
наказываютсяялишением свободы на срок от двенадцати до двадцати пяти лет с конфискацией имущества, лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до трех лет, лишением специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Статья 364. Участие в преступной сообществе
Участие в преступном сообществе либо в совместной разработке, реализации мер по координации, поддержанию и развитию преступной деятельности, или по поддержанию и развитию преступных традиций, или созданию благоприятных условий для преступной деятельности либо для занимающихся ею лиц, организованных групп, банд, преступных организаций, -
наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества, лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет , лишением специального, воинского или почетного звания .классного чина и государственных наград.
Те же действия, совершенные должностным лицом, либо связанные с использованием полномочий государственного органа, органа местного самоуправления, либо связанные с насилием или уничтожением имущества, либо с созданием или использованием частной детективной, охранной службы, вооруженных формирований, либо с монополизацией экономической или иной деятельности, -
наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет с конфискацией имущества, лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до трех лет , лишением специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. чина, воинского или специального звания. Статья 365. Участие в легализации (отмывании) преступных
доходов организованных преступных формирований
Легализация (отмывание) преступных доходов либо банды, либо преступной организации,либо преступного сообщества ,либо их организаторов, руководителей,иных участников .либо руководителей или участников их преступной деятельности, -
наказывается лишением свободы на срок от шести до двенадцати лет с конфискацией имущества.
Примечание: 1. Преступные доходы - доходы,полученные в результате совершения преступления: вещи, финансовые средства в валюте Российской Федерации и иностранной валюте .движимое и недвижимое имущество, имущественные права,объекты интеллектуальной собственности, иные объекты гражданских прав .
2. Легализация (отмывание) преступных доходов-умышленные действия по приданию правомерного вида доходам, полученным в результате
совершения преступления,либо по сокрытию их размещения,местонахождения, движения или действительной принадлежности. статья 366. Фальсификация доказательств по делай об органиэованнмх преступных формированиях
1. Фальсификация доказательств по уголовным и гражданским делам о бандитизме либо преступной организации,либо преступном сообществе, совершенная лицом, представляющим доказательства органу дознания , следователю, прокурору, суду, -
наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет и с лишением специального,воинского или почетного звания,классного чина и государственных наград.
2. Те же действия, совершенные лицом, производящим дознание, следователем, прокурором, судьей, народным или присяжным заседателем, другими лицами, участвующими в отправлении правосудия, -
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет с лишением специального.воинского или почетного звания,классного чина и государственных наград.
статья 367. Заведоио ложное показание по делай об организованных преступных формированиях
Заведено ложное показание подозреваемого или обвиняемого,добровольно изъявившего желание дать показания в отношении других лиц, проходящих по уголовным делам о бандитизме или преступной организации, или преступном сообществе или связанных с ними преступлениях , а также заведомо ложный донос, либо заведомо ложное показание свидетеля или потерпевшего, либо заведомо ложное заключение эксперта, либо заведомо неправильный перевод, сделанный переводчиком в суде либо при производстве предварительного следствия или дознания по уголовным делам о тех же преступлениях. -наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет. Статья 368. Оказание содействия банде^ преступной организация^ преступному сообществу
1. Заранее не обещанное оказание содействия организованной группе, или банде, или преступной организации, или преступному со" обществу .или их организаторам либо руководителям.либо иным участ-
пикам путем предоставления помещений и иных хранилищ, транспортных средств^ информации, документов, технических устройств и приспособлений, денежных средств, ценных бумаг, иного имущества, результатов интеллектуальной деятельности, а равно совершение иных деяний по созданию условий, способствующих их преступной деятельности , -
наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества, лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года до трех дет и с лишением специального,воинского или почетного звания , классного чина и государственных наград . 2. Те же действия, совершенные должностным лицом, -наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с конфискацией имущества с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет и лишением специального,воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Статья 369. Укрывательство банды^ преступной организации^ преступного сообщества^ их участников и деятельности
1. Заранее не обещанное укрывательство банды, или преступной организации, или преступного сообщества, их организаторов, или руководителей, или иных участников, а равно совершаемых ими преступлений -
наказывается лишением свободы на срок до семи лет. 2. Те же действия, совершенные должностным лицом, -наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до трех лет, лишением специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Примечание. Не являются преступлениями деяния, хотя и подпадающие под признаки преступлений, предусмотренных настоящей статьей, но совершенные лицом под влиянием насилия или угрозы применения насилия из опасения за жизнь, здоровье, охраняемые законом права и интересы указанного лица, если имелись достаточные основа-
ния для такого опасения. Не подлежат уголовной ответственности за данное деяние супруг (супруга) или близкие родственники лица, совершившего преступление.
Статья 370. воспрепятствование законной деятельности представителей государственных органов^ осуществляющих борьбу с организованной преступностью
1. Умышленное неисполнение законного требования представителя государственного органа, выполняющего функции по борьбе с организованной преступностью, либо совершение иных умышленных деяний, препятствующих выполнению этих функций, -
наказывается лишением свободы на срок от шести месяцев до двух лет ,либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет, либо штрафом в размере до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
2. Те же действия, связанные с использованием полномочий должностного лица, либо с насилием или с уничтожением имущества, либо с угрозой совершения указанных действий в отношении представителя государственного органа, выполняющего функции по борьбе с организованной преступностью, -
наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от шести месяцев до трех лет и с лишением специального,воинского или почетного звания,классного чина и государственных наград.
3. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, связанные с применением оружия либо с привлечением частной детективной или охранной службы, вооруженного формирования, -

стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>