<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до трех лет и с лишением специального,воинского или почетного звания,классного чина и государственных наград".
Фактически существуют два подхода к организованной преступности. Первый: пусть организованная преступность побеждает, и наше дальнейшее социальное развитие будет идти при ее определяющем влиянии, но затем в результате процессов самоорганизации соответствующие преступники сами скажут "стоп" и начнут жить по законам госу-
дарства. Второй подход сводится к тому, что этого никогда не будет. Организованная преступность органически противостоит принципам демократического общества. Она - не только проблема масштаба национальной безопасности, но и проблема безопасности человечества .Установление ее власти связано с самым жестоким режимом правления , тотальным подавлением прав и свобод человека игнорированием всей достижений цивилизации.И сейчас это,правда в локальных масштабах демонстрируют преступные сообщества и преступные организации в их "войне "за экономические и политические "высоты". В этой связи существенно принятие Федерального закона "О борьбе с организованной преступностью" в пакете с Федеральным законом "О борьбе с коррупцией" .Наиболее опасные проявления коррупции производны от организованной преступной деятельности,связанной с активным и инициативным подкупом государственных, общественных и иных деяте -лей, но рассчитывать на эффективность только усовершенствования уголовно-правовых норм о взяточничестве и иных должностных преступлениях.
Взятка - это почти всегда "взаимовыгодная" сделка, при которой одна сторона оплачивает услуги другой,а эта другая соответственно оказывает соответствующие услуги за такое вознаграждение. Формы этого вознаграждения многообразны,механизмы заключения таких сделок также. Инициатива нередко исходит не от взяткополучателя (как почему-то трактуется в действующем уголовном законодательстве и потому освобождается от ответственности взяткодатель, заявивший о даче взятки или давший взятку в результате вымогательства), но и от взяткодателя .прилагающего подчас немалые усилия для подкупа нужного чиновника .Иногда подкуп подается как альтернатива насилию или серьезной дискредитации соответствующего лица. В общем в проекте Федерального закона "О борьбе с коррупцией" отмечается общественная опасность и подкупа,и продажности.При этом имеется в виду принятие комплекса мер дисциплинарного,административного,гражданско-правового и уголовно-правового характера. Данный законопроект рассматривался Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ в пакете с проектом Федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в УК и УПК РСФСР. Такое сочетание законов необходимо, но авторы проекта УК Российской Федерации, практически отвергнув концепцию авторов законопроектов о борьбе с коррупцией и внесении изменений в УК и УПК РСФСР, не обес-
печили указанный выше подход. Тем самым даже если бы <Редеральный закон " О борьбе с коррупцией" был принят,он бы не смог сочетаться с новым УК РФ.
Но мало ввести уголовно-правовые нормы,надо еще обеспечить выявление совершенно специфической и тщательно законспирированной деятельности организованных преступных формирований - Поэтому в проекте Федерального закона "О борьбе с организованной преступностью" большое внимание уделяется и оперативно-розыскной деятельности , и специфическим уголовно-процессуальным процедурам. Кстати, оправдавшим себя на практике как в странах с англо-саксонской системой права .так и с континентальной системой.
в частности, в действующем уголовно-процессуальном законодательстве практически не решен вопрос о порядке, процедуре использования в качестве доказательств результатов оперативно-розыскной деятельности : данных так называемого электронного наблюдения, секретных сотрудников, агентов.
в исправительно-трудовом законодательстве не предусмотрены специфические вопросы обеспечения безопасности отбывающих лишение свободы организованных преступников и ряд других.
До сих пор нет развернутой правовой регламентации предупреждения легализации преступных доходов, в том числе с использованием норм гражданского и административного законодательства.
Отсюда необходимость коммексимх закоиов о борьбе с органн-зоваяном прес^упносжью м жоррупцыем.^ Практически в США,Италии, Германии, других странах речь идет не только об отдельных комп лексных законах, но и о специальной "отрасли" законодательства, которое бы постоянно развивалось и совершенствовалось.
В специальных российских законах могли бы содержаться и нормы прямого действия,и отсылочные нормы,но весьма конкретные, прямо указывающие, какая статья Уголовного или другого закона имеется в виду в каждом конкретном случае.
Оппоненты комплексных специальных законов в России ссылаются на отраслевой характер нашего законодательства .Но ведь он может сочетаться с комплексными специальными законодательными актами и
Тексты этих Федеральных законов,не вступивших в действие, опубликованы в книге "Организованная преступность-3".-Н. ,1996.Законопроекты подготовлены межведомственной рабочей комиссией.
на практике сочетался .Достаточно вспомнить правовой акт об усилении борьбы с хулиганством-К тону же следует обеспечивать криминологическую обусловленность закона.
Дадо учитывать, что новые криминологически значимые реалии требуют новых законодательных решений .Нельзя держаться за старые правовые формы - нужны компяек.сные специальные законы, которые затем будут развиваться и дополняться, образуя, может быть, новые, неш-радиционные отрасли закоиояательсшва:антикорру1щионного и по борьбе с организованной пресшупиосшью.Это - путь, оправдывающий себя за рубежом в странах, которые раньше нас столкнулись с проблемами организованной преступности и коррупцией.
Итак, требуется система мер. А пока организованная преступность в России, завладев значительной частью народного достояния, восходит к политический высотам.
И в этих условиях продолжает оказываться сопротивление принятию соответствующих ЗАКОНОВ. Вносится и даже приобретает некоторую популярность предложение вести борьбу на неправовой основе вплоть до расправы с организованными преступниками на месте совершения ими преступления или оказания ими сопротивления задержанию. При этом делаются ссылки на зарубежный опыт. Но такой опыт был и в Отечестве. Известно, какими страшными "издержками" это оборачивалось. Ныне уже имеется практика принятия чрезвычайных мер кратковременного характера,затрагивающих рядовых участников организованных преступных формирований, но не их капиталы и лидеров; применение необоснованного насилия , отталкивающего население от сотрудничества с государством в деле борьбы с преступностью. В результате такое противостояние не затрагивает ни организующие начала масштабной преступной деятельности, ни их причины.
Сейчас в борьбе с организованной преступностью многое решит содержание политической воли.

<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ