ОГЛАВЛЕНИЕ

И .В. Калинин, кандидат юридических наук, Б .А. Смыслов, доцент
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ СУДОХОДСТВА ОТ ТЕРРОРИЗМА И ПИРАТСТВА В ПРИБРЕЖНЫХ ВОДАХ РФ
Пиратство известно с древненших времен и, к сожалению , процве г я и т в натр ваемя. Пиратство возникло одновременно с торговый мореплаванием, вместе с ним развивалось и видоизменялись - Ущерб от морского терроризма н пиратства в наше время достиг невиданного размера. По состоянию на 31 августа 19Э5 года осицее число актов напранленного против судов пиратства и вооруженного разбоя, сообщенных Международной морской организации (ИНО) с 1.991 года, составило '168. ^1 из которых имело место в период с января но август \^•)^:^^-^ ]ода. Следует отметить, что это только те (случаи, которые со оошены ИМО.
И хотя пальму первенства по количеству разбойных нападений на морские '-'уда твердо удерживают районы Южно-Китайского моря. акватории у берегов Западной Африки и Бразилии. Сингапурский и Малдкк-скии прол^ны, география морского терроризма и пиратства расшири лдсь. После ирекра.цения существования СССР, как единого государства , :?тот иид преступной деятельности приблизился к берегам Г'ос-с и и с к о и Федерации . Известны многочисленные случаи нападения н^ российские и иностранные суда на Дальнем Востоке, на К а спин, н акваториях Черного и Азовского морей.
Причин появления и дальнейшей активизации пиратства у оерогов 1^1 достаточно много, - это н ослабление надлежащего режима в при пегающих ^ России морских пространствах, и наличие множества пере шенных по сеИ день пограничных проблем со странами СНГ, и непосредственная близость районов локальных конфликтов, и нестабильная оост кнопка в некоторых регионах.
Лннетиты пирате]» растут. И, если на Черном и Азовском морях морской разбои ограничивается захватом судоиой кассы и личным иму -ществом экипажа, тона Дальнем Востоке положение другое. Например, только у рыболовного траулера "Мыс Осипова" , стоящего в бухте Андчинской ня Камчатке, рэкетиры пытались отнять улов в несколько' тонн крабов, в бухте Ольги в Приморье местные пираты напали на су • хогруз "Уссури" и, закрыв экипаж в каютах, разобрали на части
японские машины, приобретенные моряками в рейсе. По мнению моряков^ при сложившейся в настоящее время обстановке^ в дальневосточных портах вполне реальна угроза захвата и угона морских судов преступными группировками.
Политический терроризм на море также представляет существенную угрозу для мира и безопасности как отдельных государств, так и мирового сообщества в целом. Явное тому подтверждение - последний случай захвата террористами теплохода "Аврасия" с заложниками в Черном море.
Мировое сообщество всегда активно боролось с проявлениями морского терроризма и пиратства, осознавая, что без принятия совместных усилий справиться с этой проблемой очень сложно. Так, благодаря усилиям ИНО сод дан и активно действует региональный центр в Куала-Лумпуре, осуществляя контроль над пиратскими действиями и предупреждая суда о случаях нападения и о наиболее опасных районах. Представителями II государств Европы, Северной Америки и Океании создан международный фонд для финансирования программы борьбы с пиратами в районе Южно-Китайского моря. Правовую основу борьбы с пиратством составляют положения Женевской конвенции 1958 года об открытом море, Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, вступившей в силу 16 ноября 1994 года, где содержится определение понятия "пиратства" и в руки государств-участников Конвенции дается действенный механизм борьбы с этим противоправным явлением.
Согласно ст.105 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года любому государству в открытом море или в любом другом месте вне юрисдикции какого-либо государства даются полномочия на захват пиратского судна и арест находящихся на этом судне лиц, включая и захват находящегося на нем имущества.
Пиратство издавна признавалось преступлением, имеющим международный характер и с самых первых дней его появления пираты ставились вне закона.
Главная опасность морского терроризма и пиратства состоит в том, что они угрожают безопасности мореплавания, попирают общепризнанный принцип свободы морей и нередко представляет угрозу миру. В 1985 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию ^ 65/40,в которой обратилась к ИНО с просьбой изучить проблему, касающуюся борьбы с террористическими актами на борту или против морских судов, с целью вынесения рекомендаций в отношении соот-
ветствующих мер.
В результате предпринятой работы в 1988 году на конференции в Риме была принята Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства. Дополнительный Протокол к Римской конвенции 1988 года регламентировал аналогичным образом деятельность по пресечению незаконных актов, направленных против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе.
Римская конвенция обязывает каждое государство-участника предусматривать соответствующие меры за преступления, направленные против безопасности морского судоходства с учетом тяжести и харак тера этих преступлений. За последние 10-15 лет Международная Морская организация издала ряд резолюций и циркуляров, касающихся мер по предотвращению незаконных актов, которые угрожают безопасности судов, а также пассажиров и экипажей. Как законодательство многих прибрежных государств, так и российское законодательство уделяют немало внимания проблемам обеспечения своей безопасности , в тон числе и от угроз пиратских и террористических актов на море.
Действия пиратов и морских террористов квалифицируются, как действия, создающие угрозу "жизненно важным интересам личности, общества и государства". Задача государства, регламентированная в ^т.4 Закона "О безопасности", состоит в создании и поддержании необходимого уровня защищенности личности, общества и государства.
Новый Уголовный кодекс РФ в ст. 211 квалифицировал угон водного транспорта, а равно захват такого судна в целях угона в качестве преступления против общественной безопасности и общественного порядка . Однако эта оценка не соответствует и не согласуется ни с одним международно-правовым документом и, прежде всего, с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.
Для России это новая проблема. Она актуальна прежде всего тем, что Россия является одной из крупных морских держав и имеет один из самых развитых морских и речных флотов. Масштабы терроризма и пиратства в прилегающих к РФ морских и внутренних водах, могут значительно возрасти, создавая реальную угрозу безопасности судоходства на морских и речных путях, проходящих вблизи российских берегов и на внутренних водных коммуникациях.
Непринятие надлежащих мер может осложнить обстановку, как это происходит в настоящее время в Юго-Восточной Азии. При отсутствии
своевременных и эффективных мер вокруг рос с и и с; к о го побережья может сложиться такая »е обстановка, к^к в свое время сложилась в районе китайских морей, когда с 1949 по 1954 г. чанкайшисты совершили 110 пиратских налетов на иностранные торговые судд и вынудили Анг -лию отдать приказ о конвоировании британских торговых судов.
Несмотря на большую работу. которую осуществляет Правительство РФ, федеральные органы и органы исполнительной власти субъектов федерации, направленную на борьбу против терроризма на территории России, в н д с. то я II: ее время надежного механизма борьбы с такой разновидностью терроризма, как пиратство и морской терроризм, еще не создано.
На протяжении последних лет на ВМФ РФ возлагается задача по защите морского судоходства. Однако, выполнение этой задачи поставило перед ВМФ ряд новых проблем, связанных., прежде всего, с орга -низанием должного взаимодействия со всеми подразделениями силовых структур, особенно при выполнении такой сложной и специфической задачи, как борьба с морским терроризмом и пиратством.
Стало вполне очевидным, что без должной организации водимо действия между различными структурами исполнительной власти, су-довладе-льчискими организациями, эффективно решить задачу по Зги^ите морского судоходства от пиратства и морского терроризма невозмож-чо.
Это побудило осенью 1995 года штаб Черноморского флота со:; вать Совещание руководящего состава городских и районных адимн^ст раций. силовых структур, Северо-Кавкачской транспортной прокуратуры .. таможенного управления по Северному Кавказу, представителей научных институтов Министерства Обороны, судовладельческих организаций и предприятий водного транспорта юга России, одним и^ основных вопросов которого было обеспечение бе зоп ас-н ости норе: к о го супоходства в регионе Черноморо-Азовского бассейна.
Среди наиболее острых проблем были выявлены проблемы;. сг^^ан ные с отсутствием должного организационно-правового меха.низма обеспечения безопасности морского судоходства и с отсутствием в настоящее время эффективных оперативных групп силовых ведомств по действиям в случае возникновения кризисных условий.
Решение проблемы борьбы с морским терроризмом и пиратством в прибрежных российских водах видится в создании эффективного организационно-правового механизма борьбы с этим преступлением между-
народного характера. Предлагаемая организационно-правовая модель борьбы с пиратством на настоящем этапе не требует больших экономических затрат. Она основана на действующих организационных структурах, которым вменяются дополнительные задачи и отрабатывается организация взаимодействия между ними, а также подготовка специальных подразделений по борьбе с морским и речным терроризмом.
Организационные мероприятия
1. в создании единого Центра по борьбе с морским терроризмом и пиратством (ЕЦВП) на базе одного из подразделений силовых структур, способных вести борьбу на норе. Выбор месторасположения должен диктоваться близостью к морю и к главным административным центрам, которыми являются гг.Москва и Санкт-Петербург. Центр должен включать в себя учебное подразделение. Информационно-аналитический отдел (ИАО) и боевые расчеты.
Возлагаемые на ЕЦЬП задачи могут заключаться в следующем: координация действий региональных центров и органов исполнительной власти по борьбе с пиратством с целью выявления, предупреждения и пресечения незаконных акций, направленных против безопасности судоходства;
организация ызаимодействия между федеральными и региональными органами исполнительной власти, российскими судоходными компаниями, владельцами морских нефтяных вышек, платформ, сооружений и других конструкций, направленными на борьбу с терроризмом и пиратством ;
руководство взаимодействием между структурными подразделениями ьцёп, российскими судовладельческими организациями и силами ВМФ РФ по организации защиты судоходства в потенциально опасных от пиратства акваториях Мирового океана и на внутренних водных путях;
осуществление взаимодействия с Таможенной Службой РФ по пресечению незаконного ввоза на территорию РФ морским путем контрабанды, оружия, на.ркотических и психотропных средств;
осуществление взаимодействия с Морскими Силами Погранвойск РФ по пресечению нарушений морской границы РФ;
осуществление взаимодействия с Управлением Внутренних Дел на транспорте по обеспечению безопасности на транспорте, охране перевозимых грузов, личного имущества и прав граждан, пользующихся услугами транспорта, а также работающих на его объектах; участие в работе по подготовке специальных подразделений, вы-
- III
полняющих задачи по борьбе с морским терроризмом и пиратством.
Информационно-аналитический отдел ЕЦБП предполагает решать следующие задачи:
разработка нормативной базы и совершенствование действующего национального законодательства по борьбе с незаконными акциями, направленными против безопасности судоходства;
обобщение опыта, международной практики по борьбе с пиратством и морским терроризмом на основе-международного сотрудничества с другими государствами, международными и региональными организациями по пресечению незаконных акций, направленных против безопасности морского судоходства;
подготовка проектов двусторонних и многосторонних международных договоров с другими государствами и региональными организациями по вопросу защиты судоходства от морского терроризма и пиратства ;
создание и накопление базы данных по всем российским и иностранным судак, осуществляющим судоходство вдоль побережья РФ; - получение и анализ вторичной информации о случаях нападения на суда в прибрежных РФ водах, а также передача этих данных в адрес ИМО, как это рекомендует ИМО в циркулярах НЗС/С1гс.443 от 26 сентября 1988 г.
Наличие вышеупомянутой базы данных позволит разработать формуляры на типовые проекты морских судов, содержащие сведения об элементах конструкции судов, о расположении помещений и грузовых трюмов, забортных отверстий, особенностей при высадке на такое судно с морских и воздушных средств доставки, что позволит существенно сократить время принятия решения на освобождение судна от пиратов и террористов.
Первоначально предлагается создать ИАО на базе кафедры Международного-морского права Военно-морской Академии им.Н.Г.Кузнецова. Это обусловлено следующими причинами:
а) кафедра продолжительное время изучает проблемы борьбы с морским терроризмом и пиратством и имеет специалистов по многим аспектам морской безопасности -
б) к решению проблемы борьбы с пиратством могут быть привлечены другие структурные подразделения ВНА.
в) режимный характер учреждения -г ) наличие отлаженной системы связи как внутри ведомства, так
и с другими ведомствами.
2. В создании региональных центров по борьбе с морским терроризмом и пиратством (РЦБП) в регионах, наиболее опасных в этом отношении . Предполагается первоначально создать три таких центра Северо-Западный , Северо-Кавказский и Дальне-Восточный .
В задачу этих центров входит:
управление мобильными группами (НГ), расположенными на побережье региона или на кораблях ВМФ РФ, несущих боевую службу в море;
организация взаимодействия с другими силовыми подразделениями региона (Военно-Морским флотом РФ, Военными Округами,морскими частями Погранвойск .региональными подразделениями ФСБ и Антитеррористического Центра РФ, судовладельцами, администрациями областей, краев, районов);
выработка типовых решений с учетом особенностей данного региона ;
принятие решения об усилении мобильных групп, поддержке их силами ВМФ РФ, МЧ ПВ РФ и другими.
3. В формировании специальных мобильных подразделений .направленных непосредственно на борьбу с морским терроризмом и пиратством .
В состав сил ВМФ РФ должны входить специально обученные подразделения боевых пловцов, которые, помимо решения специфических задач, смогли бы привлекаться к отработке действий, направленных на борьбу е. пиратством и морским терроризмом. Борьба на море имеет целый ряд специфических особенностей, отличающих проведение таких мероприятий от аналогичных на суше, наземном и воздушном транспорте . Это связано со знанием устройства судна, его наиболее уязвимых элементов, средств управления судном, особенностей тактики высадки на судно, захваченное пиратами, с надводных, воздушных и подводных средств доставки, влияния гидрометеорологических условий, условий навигационной обстановки, интенсивности судоходства в районе и многих других факторов.
Целесообразность выполнения функций по защите от морского терроризма и пиратства специальными подразделениями ВМФ РФ обусловлена следующими факторами:
а ) специалисты такого уровня, очевидно, имеются только в составе ВМФ РФ.
&) по экономическим соображениям.
в) вышеназванное подразделение могло бы не выводиться из сое тава ВМФ РФ, на него лишь возложат выполнение дополнительных эа-цач.
г) правовыми основаниями, позволяющими исключительно военному-кораблю или летательному аппарату осуществлять "преследование" и захват пиратского с-удна ь открытом море, производить досмотр и за -держание судов, перевозящих наркотики, психотропные вещества, оружие ,
Готовность вышеназванных подразделений решать подобные задачи была не ра^ продемонстрирована на совместных учениях ВМФ РФ и ВМС !"Ш^, Великобритании и Франции. Та^ в 1992 году при отработке подобных действий на учении "Галфэкс" группой кораблей в Персидском наливе норматив по десантированию на "захваченное пиратами" судно был перекрыт в 3 раза.
Мобильные группы комплектуются из состава дежурных сил подразделений ЕЦЕП. Численность одной группы, по мнению специалистов, может быть не более 12 человек. Основной формой использования мобильной группы является несение боевого дежурства в пунктах готовности, определенной соответствующими нормативами.
Другой формой является несение боевого де^урствд на кораблях ВМФ РФ , несущих боевую службу.
Пространственно в зону ответственности мобильной группы входят внутренние воды и территориальное море РФ, морские воды за пределами юрисдикции какого-либо государства, и, по особому соглашению между государствами региона, в нее могут входить территориальные воды государств региона.
Так, для региона Черноморо-Азовск^го бассейна предлагается создание двух мобильных групп с тактическим радиусом действия 200 км от пункта несения боевого дежурства. Каждая НГ напрямую подчч-1(с на Севере -Кавказскому РЦБП и имеет мобильные средства передвижения ( вертолет , быстроходный катер ) , позволяющие в течение 1 часа по воздуху достичь любого объекта в назначенной зоне ответственности .
Затраты на средства доставки МГ, служебные помещения. их оборудование , коммуникации, вычислительную технику, информационное обеспеччние, необходимое для функционирования ЕЦБП, ИАО, РЦБГ1 и некоторые сопутствующие расходы могут Быть отнесены, как за счет
бюджета государства, так и за счет судовладельцев ( в том числе и владельцев судов типа "река-море" ) и юридических лиц, владеющих морскими платформами и сооружениями на континентальном шельфе.
4. В формировании организации связи и оповещения о пиратском нападении на судно.
Эффективность действий, направленных на пресечение актов морского терроризма и пиратства, во многом определяется временем прохождения сигнала о нападении на судно. Имеющиеся в настоящее время системы по передаче сигналов бедствия в направлении "судно-берег" и "берег-судно" вполне соответствуют этому требованию. Функционирование этих международных систем регламентировано Конвенцией по поиску и спасанию на море 1979 года, а также резолюциями Ассамблеи ИМО по обеспечению Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГНССБ).
Такая система, задействование которой всеми судами государств-членов ИМО предусмотрено к 1 февраля 1999 года,предусматривает передачу сигнала о бедствии с судна, который, после ретрансляяции, попадает в адрес соответствующего Спасательно-Координационного центра (СКЦ), органа, ответственного за организацию и проведение поиска и спасания в пределах поисково-спасательного района, различными каналами связи:
через спутниковые системы КОСПАР-САРСАТ и ИННАРСАТ,используемые в режиме расширенного группового вызова (РГВ);
через систему передачи и автоматического приема информации по безопасности на море НАВТЕКС на частоте 518 кГц;
с использованием КБ и УКВ установок, обеспечивающих радиотелефонную связь ,уэкополосное буквопечатанне (УПБЧ) и цифровой избирательный вызов (ЦИВ).
Ввиду того, что каждое судно к 1999 г. должно быть оснащено передатчиком ГМСББ для передачи сигнала об аварии, то, эта система может быть эффектиено использована для оповещения о пиратском нападении на судно.
Использование спутниковой системы ИННАРСАТ,котораяяохватывает все опасные от морского терроризма и пиратства регионы вблизи побережья РФ, позволяет на судовых станциях типа "Стандарт-А" и "Стандарт-С" в режиме телекса передавать на СКЦ заранее подготовленное сообщение о пиратском нападении на судно. Этот сигнал диспетчером СКЦ в кратчайший срок может быть пе-
редан в соответствующий РЦБП. Такая организация уже имеет определенную практику и рекомендована ИНО.
На втором этапе п^и каждом СКЦ возможно создание специальной службы по приему оповещения о пиратском нападении на судно.
В развитии предложенных Подкомитетом по радиосвязи в январе 1993 года стандартных форм сообщений о пиратских нападениях на судно, для целей организации принятия решения РЦБП и эффективности действия мобильных групп, необходимо выработать неоднозначные сигналы, фиксирующие характер и стадии совершения против судна противоправных действий на море. Для этой цели предусматривается передача следующих сигналов:
Сигнал 1. "Угроза нападения пиратов" - передается в случае реальной или мнимой угрозы в кратчайший срок и в сокращенной форме (судно, время, координаты).
Сигнал 2 ."Ложная угроза нападения пиратов" - передается не позднее 10 мин. с момента передачи первого сигнала.
Сигнал 3. "Нападение пиратов" - передается в случае фактически осуществляемых против судна действий. Если через 10 мин. после получения РЦБП Сигнала 1 нет Сигнала 2, то считается, что против судна осуществляются фактические действия.
Сигнал 4 - "Угроза нападения пиратов миновала" - передается в случае, когда пираты отказались от доведения своих действий до конца.
Сигнал 5. "Нападение совершено, пираты покинули судно" - передается после оставления пиратами борта судна.
По возможности, и обязательно после передачи сигналов 4 и 5, передается полная информация о совершенном нападении или попытки захвата судна по форме, рекомендованной ИНО.
Эти сигналы должны войти в специальные инструкции капитанам судов, командирам кораблей ВМФ РФ и НЧ ПВ РФ.
Передача данных сигналов не исключает доведения информации до мореплавателя о совершенных нападениях или попытках нападения в данном районе через Всемирную систему навигационных предупреждений (ВСНП) передачей НАВИПов, НАВАРКА, ПРИПов и местных предупреждений .
5. В осуществлении международного сотрудничества. Статья 5 Закона "О безопасности" предусматривает в качестве одного из принципов обеспечения безопасности интеграцию с междуна-
родными системами безопасности -
Для решения этой проблемы в отношении борьбы с морским терро ризмом и пиратством, предполагается создать Национальный Центр по борьбе с пиратством (НЦБП). Временно он может быть создан на базе ИАО ЕЦЕП и основной его задачей является организация международного сотрудничества с другими государствами и международными организациями ( ИНТЕРПОЛОом, ИМО, Международной Морской полицией и другими по борьбе с морским терроризмом и пиратством).
Правовые мероприятия, направленные на защиту морского судо-ходстна от пиратства и морского терроризма включчют в себя:
1. Разработку национальной концепции по защите морского судоходства от пиратства и морского терроризма.
Здесь хотелось бы остановиться на следующем. Для того. чтобы запустить механизм принятия мер и санкций к правонарушителям на море, необходимо дать четкую квалификацию деяний, подпадающих под понятие "морского терроризма" и пиратства", или же "международного терроризма".
В общем случае, "морской терроризм" отличается от "пиратства" тем, что "морской терроризм" - это противоправное деяние, совершаемое в территориальных или внутренних водах какого-либо государства, а "пиратство" - противоправное деяние, совершаемое вне пределов государственной юрисдикции. Подобное определение "пиратства" было выработано еще в 1930 году Гарвардским научным центром в проекте Конвенции о борьбе с пиратством и положения этого проекта вошли в некоторые статьи Женевской конвенции об открытом море 1958 года и Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
Под понятием "пиратство" раньше рассматривался довольно значительный круг всякого рода противоправных деяний на море. однако в настоящее время в качестве основного квалификационного признака пиратского акта является совершение такого акта. который "совершается в личных целях", т.е. "без намерения доказать свое право".
Объектами нападений пиратов являются суда или порты, разграбив которые они уходят или пытаются уйти обратно в море. Пираты преследуют "личные цели", из которых главной является обогащение, но к их числу могут также относиться месть. злоба, захват пассажиров и членов экипажа в качестве заложников для их обмена на задержанных членов пиратской банды и др. Если же субъекты, совершающие противоправные действия на мо-
ре, имеют целью "принуждение или запугивание правительства или общества в чисто политических целях", то в данном случае следует полагать мы имеем дело с "международным терроризмом" - Подобные действия приобретают международный характер, т.к. они совершаются, как правило, за пределами национальных границ. либо направлены против иностранных объектов на территории какого-либо государства.
Положения Римской Конвенции 1988 года охватывают незаконные акции, направленные против безопасности морского судоходства, не разделяя их на пиратские или террористические, ни в одной ее статье не предусматриваются мотивы преступления. Пиратство, понятие более узкое чем морской терроризм и, в связи с этим, пира те-тзо, полностью подпадает под положения Римской конвенции.
Приведенное выше толкование понятий "морского терроризма" и "пиратства" не претендует на научность, т.к. здесь должным образом не учтены еще многочисленные формы совершения на море подобных противоправных действий. Например, можно ли отнести к пиратству такие действия, как захват судна мятежниками с целью принудить капитана направить судно к месту, в котором оно может быть ограблено; убийство и грабеж пассажиров на борту судна, совершенное другими пассажирами, однако когда их действия не направлены против обращения судна и его груза в их собственную пользу; акты пиратства, санкционированные либо правительством, либо непризнанным правительством повстанцев и другие.
Необходимо провести тщательный и глубокий анализ понятий "морского терроризма" , "пиратства" , "терроризма на море" с тем , чтобы должным образом закрепить в основных положениях Концепции национальное понимание такого вида противоправного действия - В этом контексте ст. 211 УК не вносит никакого положительного вклада, а только усложняет предстоящую работу.
2. Разработку соглашений с другими государствами и международными организациями по рассматриваемому вопросу
3. Разработка организационно-правовых документов, регламентирующих ответственность, права и обязанности должностных лиц различных министерств и ведомств по данному вопросу.
4. Совершенствование национального законодательства, руководящих документов по борьбе с пиратством и морским терроризмом.
5. Активизацию решений пограничных проблем между государства-ки СНГ -
&. Совершенствование уголовного законодательства в вопросе ответственности за совершение террористических актов.
В заключении хотелось бы обратить внимание на то, что необходимость создания организационно-правового механизма борьбы с морским терроризмом и пиратством в прибрежных российских водах уже назрела. Такой механизм разработан и действует в других странах мира.



ОГЛАВЛЕНИЕ