<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Каждый человек пользуется только теми правами и свободами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими, - которые предусмотрены в Конституции и законах его страны.
Впервые конституционный принцип закрепления основных прав и свобод человека был применен в Билле о правах США 1789 г., а также в Польской Конституции от 3 мая 1791 г. В наше время практически все Конституции содержат основной перечень прав и свобод, предоставляемых гражданам своей страны, а в ряде случаев иностранцам и лицам без гражданства. Законодательство любого государства определяет правовое положение, объем прав и обязанностей всех без исключения лиц, находящихся на его территории: прежде всего граждан данного государства, а также иностранцев и апатридов. Как круг, так и характер их прав и свобод зависит от экономических, социальных и национальных особенностей развития каждой конкретной страны. Поэтому в государствах с различным социально-политическим строем по-разному определяются содержание правового статуса человека и гражданина, сущность и пределы основных свобод личности.
С учетом внутренних условий и возможностей решается проблема правового статуса человека и гражданина и в нашем государстве. Новая Конституция Российской Федерации 1993 г. исходит из того, что соблюдение прав и свобод, чести и достоинства - главная обязанность государства. В первой статье Конституции Российская Федерация провозглашается правовым государством . В основном законе закреплены не только идеи, но и принципы, присущие правовому государству, о которых говорилось выше.
В главе 2 Конституции РФ устанавливаются основные права и свободы человека и гражданина. Здесь подтверждается, что Российская Федерация признает и гарантирует права и свободы согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Все права и свободы человека и гражданина объявляются непосредственно действующими (ст.18) ,т.е. все законы и вся деятельность государственных органов и органов местного самоуправления должны обеспечивать и защищать их.
Конечно, законодательного закрепления положений, составляющих основу правового государства, еще недостаточно для его фактического построения. Необходимо, в том числе, преодолеть многие пробелы в правовом сознании и культуре российских граждан.
Для любого гражданина страны со сложившимися демократическими традициями сам термин "права человека" понятен, поскольку выросли поколения людей, образ жизни которых впитал в себя принцип уважения прав других людей. В нашем государстве население воспитано на догматическом, пренебрежительном и поверхностном отношении к правам человека. Дефицит правовой культуры ощущается повсеместно. В деле формирования правовой культуры нашего общества необходимо использовать накопленный человечеством опыт взаимоотношений личности и государства. Признание у нас приоритета общечеловеческих ценностей, демократизация и гуманизация общественных процессов поставили на повестку дня вопрос о новых подходах в работе по формированию правовой культуры граждан.
Закрепление правового статуса человека и гражданина и основных свобод как одной из основ современного государственного строя предполагает многообразие и свободный выбор взглядов, жизни и деятельности личности, ограниченный только одним условием: запретом действий, разрушающих личные права других людей. Уважение и защита правового статуса человека и гражданина - это фундамент, на котором строится демократизм государственной власти, политическая структура человеческой свободы. Свобода человека, оберегаемая государством, порождает волю и способность к экономическому и социальному прогрессу, который, в свою очередь, обеспечивает подлинный мир и расцвет всего человечества .
В одном из своих выступлений Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали говорил о том, что "полное уважение достоинства человека означает не только избавление от пыток, но и избавление от голодной смерти. Оно означает свободу участия в голосовании так же, как и право на образование. Оно означает свободу убеждений так же, как и право на здоровье. Оно означает право пользоваться всеми правами без дискриминации. И для этого подлинного развития необходимы прочная база демократии и участие населения" .
Реализации этих целей должна способствовать упорная и кропотливая работа ООН, направленная на развитие демократии, ориентированная на защиту интересов народов. Надо отметить в этой связи, что в последнее время значительно возросла роль неправительственных организаций (МНПО),так или иначе занимающихся проблемами правового статуса человека и гражданина. Деятельность МНПО в области правового статуса человека и гражданина различна. Они контролируют соблюдение международных соглашений, оказывают помощь (финансовую, медицинскую, продовольственную) жертвам репрессий и их семьям, мобилизуют мировое общественное мнение в пользу повсеместного уважения прав человека, проводят семинары и конференции по правам человека. В последние годы особенно значительную роль МНПО играют в распространении информации о правах человека. Наиболее известными из них являются Международная Амнистия, Международная организация труда, Международное общество Красного Креста и Красного Полумесяца и другие .
Несомненно, вызывает оптимизм тот факт, что во многих странах в том числе и в Российской Федерации, предприняты серьезные усилия для создания более представительных политических систем, что средства массовой информации все в большей степени приобретают глобальный характер, увеличивая тем самым повсеместную осведомленность населения в вопросах правового статуса человека и гражданина. Все это открывает широкие перспективы и возможности для распространения идеи правового статуса человека и гражданина и в сфере воспитания на всех уровнях образовательных учреждений.
Одной из отличительных черт послевоенной эпохи явилась противоположная позиция стран Восточной Европы социалистической ориентации и Западных капиталистических государств. В 1980 году советский юрист С. Зивс был в вправе написать, что проблема правового статуса человека и гражданина играет значительную роль в борьбе двух идеологий: коммунистической и буржуазной .
В то время как Запад рассматривал проблему правового статуса человека и гражданина как основополагающую и ей отводилось первостепенная роль в политике, восточно-европейские государства концентрировали внимание на общих проблемах мира, разоружения и стабильности . К тому же в рамках дискуссий по проблеме правового статуса человека и гражданина бывшие социалистические государства были склонны рассматривать права человека как благо, гарантированное государством, а не как индивидуальные права, которые в случае необходимости можно предъявить государству. Предполагалось, что интересы социалистического государства и отдельной личности находятся в определенной гармонии и основной акцент делался на обязанности отдельной личности по отношению к социалистическому государству. Среди прочих категорий правового статуса человека и гражданина эти страны часто делали акцент на экономические, социальные и культурные права, в противовес политическим и гражданским, а также особо подчеркивались коллективные права и устремления, такие как право людей на самоопределение, развитие и мир.
Наиболее ясно между этими двумя политическими системами прослеживались три группы противоречий:
- противопоставление экономических и социальных прав политическим и гражданским;
- взаимоотношения между правами человека и государством;
- международный мониторинг и контроль за соблюдением национальных правового статуса человека и гражданина .
Изменения, происходящие в странах Восточной Европы и в нашей стране, несомненно связаны с началом перестройки, осуществлением политических и экономических реформ. Первым шагом которых стало утверждение, что общечеловеческие ценности не подчиняются непосредственно классовым интересам и что они будут лежать в основе прогресса . Постепенно основной акцент переместился на политический плюрализм, правовое государство, утверждение гражданских и политических прав.
Признание верховенства общечеловеческих ценностей и интересов над всеми иными потребовало от отечественного обществознания, в том числе, конечно, философии, правоведения и педагогики очень серьезного переосмысления, а в ряде случаев прямого пересмотра позиций, мотивировок и суждений в части, например, наших представлений о международном праве, его примате при установлении целого ряда внутригосударственных правовых норм, а также об информированности населения о них . Права человека, как право в целом, несмотря на их принадлежность к определенной социальной системе, восходят к категории важнейших общечеловеческих ценностей.
В специальный философский лексикон понятие ценности (именно понятие, а не просто случайно употребляемое, модное слово) вводитсяялишь в 60-х годах XIX столетия, когда за ним закрепляется вполне определенный смысл: это значимость чего-либо в отличие от существования объекта или его каччственных характеристик. Так определил понятие ценностей немецкий философ Рудольф Герман Лотце (1817-1881). Правда, его соотечественник Герман Коген позднее оспаривал этот приоритет. Сложность и многозначность категории "ценность" проявилась в том, что имеется по подсчетам одного из наших современников, философа А.А. Ручки, более ста ее различных трактовок в научной литературе .
История показывает, что во всякой культуре существует некое согласие, своеобразный консенсус относительно того, что считать моральными, нравственными нормами. Этот этический консенсус может меняться или видоизменяться. Именно такое изменение переживает наше общество в настоящее время. В центре современного мировоззрения человек как высшая ценность и главное богатство общества. И главный вопрос сегодня заключается не только в том, какой человек нужен обществу, но и в том, какое общество нужно человеку, чтобы оно в полной мере соответствовало возможностям человека, его эстетическим и нравственным требованиям, комфортности, не наносило ущерб его достоинству, чести, чувству свободы и справедливости. Общечеловеческий разум ищет ответ на этот вопрос. Но для цивилизации, данной эпохи важно, что он уже поставлен: сам человек нуждаетсяя в защите не меньше, чем окружающая его среда .

7. Заключение:

В результате проведенного нами курсового исследования мы пришли к выводу о том, что в общественной науке после провозглашения перестройки классовый подход к правам человека довольно быстро сменился доктриной «нового гуманизма» — прав человека как общечеловеческих ценностей.
Идеалом такого подхода выступает общество, «где человек станет самоцелью социального развития», где «утверждается приоритет человека во всем: экономике, политике, духовной сфере» и где «он нс средство, а самоцель истории». Правда, как и раньше «для того, ччобы он (человек) в это поверил, необходимо изменить и его бытие, и его сознание. И нет задачи сложнее и важнее,—пишет академик И.Т.Фролов,— реализация ее означала бы вступление цивилизации в новую эру — истинного Ренессанса Человека разумного и гуманного».
Эта доктрина — несомненный шаг вперед нашей теории в познании человеческой проблематики, в том числе ее юридического аспекта.
Права человека не абстрактная категория. Она суть категория морали, духовности, культуры, которая имеет конкретный смысл в социально-экономическом, культурно-историческом, нравственном измерениях общества.
Человекоцентристский гуманизм — один из вариантов ухода от целостного живого человека, традиция формально-позитивистского истолкования сущности права и правопорядка. Это — традиция западного капитализма, его этической системы.
Смысл человека не может заключаться в нем самом. Подлинное раскрытие человеческого в человеке наступает именно с момента его самоотречения от узких личных интересов, совершения подвига во имя общего блага — то есть всего того, ччму эта методология дает лишь идеологическое истолкование.
Конечно, человек нуждается в правах, в защите своей личности от произвола государства и его институтов: необходимость такой защиты не вызывает сомнений ни с какой точки зрения.
Корни кризиса юридической и политической защиты ччловека, который сопровождает Россию особенно остро в XX веке, лежат в утратах целостной связи духовной природы российского правового мира с механизмами жизнедеятельности людей.
В русском праве положение личности имеет нетрадиционное, неклассическое решение. Русское право не знает понятия индивидуального в западном значении индивидуализма, на что давно и подробно обращалось внимание в философской и правовой литературе.
Русской правовой культуре присущ иной путь «очеловечивания» государства и права. Он состоит не в возвышении и обожествлении личности как отдельного индивида в ее эмпирической обыденности, а в претворении всего быточеловеческого в пользу возвышенно-человеческого. В этом, вероятно, заключается специфика русского правового гуманизма: в своеобразных нюансах, примешивающихся в русской юридической культуре к пониманию прав человека. Индивидуальность в русском праве — это личностное преломление тотального «жизненного» правопорядка. Только в их единении существуют права человека. Права человека, истолкованные как человеко-центризм, есть отказ от традиции русского права, русской гуманистической идеи.
В русской правовой культуре категория личной свободы означает прежде всего обретение духовного смысла человека. Свобода — это подлинная духовность, а не запреты и дозволения экономического и политического поведения, не объем стяжательной правоспособности.

8. Список использованной литературы:

Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.1990г.
Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Вып.1. Москва. 1910 г.
Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Спб.1995.
Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве.-М.1989 г.
Конституция Российской Федерации. М. 1993 г.
Юридический вестник. 1993 г. № 8.
Малько А.В. Право для человека: ограничение или стимул? Правоведение. 1992. № 5.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Юрист., М., 1996.
Афанасьев Ю. Социальная память человечества // Наука и жизнь. -1987. - № 9. - С. 56-59.
Бордюгов Г., Козлов В. История и конъюнктура. - М.: Политиздат, 1992.-352 с.
Исаев И.А. История государства и права России: полный курс лекций.- М., 1994.- 448 с.
Международное частное право. Современные проблемы. М. 1994 г.
Оболонский А. Система против личности. М. 1994 .
“Современные зарубежные конституции”, под редакцией Б.А. Страшуна, М-1992 г.
“Конституционное(государственное) право зарубежных стран”, под редакцией Б.А. Страшуна, том 1, М-1993 г.
О.В. Макаров “Соотношение права и государства”, Государство и право-1995 г.
Фролов И. Приоритет человека.—Правда, 1991, 7 янв., с. 3.







<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ